Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Онисифор Печерский, прозорливый (+ 1148) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 9 нояб, 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Прп. Онисифор был пресвитером печерским. У него был духовный сын, инок, который утаивал от него свои согрешения, а Господь их ему не открывал. Этот инок умер, и тело его стало издавать смрад. Отпели его с трудом и положили в пещере, «и пошел такой смрад, что и бессловесные твари бегали от той пещеры». Ночью явился пресвитеру Онисифору прп. Антоний и стал упрекать его за то, что в святом месте погребли нераскаянного грешника. Онисифор стал молиться, говоря: «Господи, для чего Ты скрыл от меня дела человека сего?» Ему явился ангел и сказал: «В назидание всем согрешающим и не покаявшимся было это, чтобы все видевшие покаялись!» Пресвитер усилил молитву, и был голос к нему: «Если хочешь, помоги ему!» Игумен уже велел удалить тело, но пресвитер Онисифор сказал ему: «Жаль мне стало брата того, я молился о нем, и был мне голос от Господа: „Я сказал Аврааму, что ради двадцати праведников Я не погублю города сего, тем более ради тебя и сущих с тобой помилую и спасу грешника! " » Рассказал это, со слов первых черноризцев печерских, епископ Владимирский Симон митрополиту Киевскому Сильвестру. Св. Симон назвал также прп. Онисифора «совершенным во всякой добродетели». Скончался прп. Онисифор 9 ноября 1148 г. и был погребен в Ближних Антониевых пещерах рядом с духовным своим сыном, прп. Спиридоном просфорником. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437870/

Из них когда один наперед отшел ко Господу, другой подвинул его с места, чтобы опочить подле него». Память преподобного Спиридона октября 31, а Онисифора ноября 9. Итак Онисифор почил после Спиридона и он-то подвинул почившего, чтобы почивать подле любимого и уважаемого духовного сына преподобного Спиридона 836 ; таким образом блаженная кончина преподобного Онисифора, современника игумену Пимену (1132–1141 гг.) и преподобному Спиридону, последовала ноября 9-го 1148 года. Блаженный митрополит Сильвестр, передав повествование Симона о преподобном Онисифоре, говорит в заключение: «Этою историею, братья иноки, святой Симон напоминает нам, чтобы тщательно оберегали мы благодатное звание свое, чтобы не были овечками кормленными или волками домовыми, чтобы не были на дворе убогими, а в келлии богатыми, постниками пред людьми, как фарисеи, а в келлии обжорливыми. Судия праведный за все, что сделано тайно, будет платить явно, на Суде Своем» 837 . Священное Писание учит нас, что кто скрывает проступки свои, тому не будет счастья; а кто признается и оставляет, тот будет помилован (см.: Притч. 28, 13 ). Если бы мы судили самих себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся Господом, чтобы не быть осужденными с миром ( 1Кор. 11, 31, 32 ) 838 . Преподобного Иоанна Колова Иоанн, по прозванию Колов, что значит короткий, так как он был малого роста, подвизался в Скитской египетской пустыне в V веке и был наставником святого Арсения Великого (память 8 мая). Пылкий по природе, он успел достигнуть полной кротости и смирения. «У тебя злое сердце», – укорил Иоанна однажды один из братий. «Это правда, – с искренностью согласился осужденный, – и даже более злое, чем ты думаешь " … Иоанн, ревнуя о своем спасении, с таким же усердием старался и о спасении других. Многих успел он обратить к покаянию, между прочими Таисию (память которой 16-го мая) и Паисия, совратившегося с доброго пути, успел так тронуть, что тот, внезапно и безвозвратно отступившись от всего своего достояния в мире, провел остальную свою жизнь в покаянии в дикой пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Преподобный Онисифор прозорливый подвизался в Киево–Печерской обители в XII веке. О нем сказание помещено в «Послании смиренного Симона, епископа Владимирского и Суздальского, к Поликарпу, черноризцу Печерскому». «Слышал я правдивую вещь, — писал св. Симон, — от блаженных старцев Печерских; они же говорят от самовидцев этого чуда. Во время игуменства Пимена (1132–1141) в св. Печерском монастыре был там муж, совершенный во всякой добродетели, именем Онисифор, пресвитер саном. Он сподобился от Бога дара прозорливости, так что видел в сердце всякого человека согрешения его. Рассказывают о многих его подвигах; но я тебе одно скажу…» И далее повествуется об одном черноризце, который скоропостижно умер, и от его тела начал исходить сильный смрад, но, по молитве преподобного Онисифора, тело умершего перестало смердеть. Преподобный Онисифор скончался в 1148 году. Мощи его почивают в Антониевых (Ближних) пещерах. Память его, кроме общей всем преподобным Антониевых пещер, 9/22 ноября (вероятно, в память его тезоименитства со св. мучеником Онисифором IV века). Имя преподобного Онисифора упоминается в общем каноне Киево–Печерским преподобным (в 3–й песни) вместе с преподобным Иеремием и Матфеем прозорливыми (см. 5 октября): «Онисифоре блаженне, предвидевый вся и предвещая ясно, со Иеремием и Матфием, яко пророцы предвидящие, беды належащия скоро мя избавите молитвами вашими». Ноябрь 10 Константин, грузинский князь, святой мученик Константин происходил из знатной грузинской фамилии, в верхней Карталинии владевшей огромными имениями, унаследованными от предков. Он прославился в своей стране щедростью ко всем бедным, покровительствовал церквам и духовенству. В его время Грузия часто подвергалась нападениям от разных врагов; в одну из битв с варварами Константин был взят в плен и отведен в Тифлис к эмиру Буге, который сначала заключил его в темницу, а затем отправил к царю Джепару. Последний стал убеждать его отречься от Христа, но Константин твердо исповедовал себя христианином, за что заключен был в тюрьму, где вельможи уговаривали его подчиниться требованию Джепара. Непоколебимый исповедник скорей желал подвергнуться смерти, нежели отречься от исповедания христианской веры, за что, по повелению царя, он был усечен мечом в темнице на 85–м году его жизни — 10 ноября 842 года. Тело его было повешено на площади, но христианами было взято и перенесено в Грузию; где было погребено оно — неизвестно. При католикосе Иверском Uoahhe II (871–893) в честь св. мученика Константина установлен был праздник и католикосом Антонием составлена служба. Ноябрь 11 Максим Московский чудотворец, блаженный — преставление

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Патер.», стр. 145–157; Яковлев, «Памятн. XII-XIII вв.», стр. CLXXIII-CLXXX). Из числа, писанных им двух икон Богородицы одна, называемая Владимирскою, находится в Ростовском соборе, а другая под именем «Предста Царица» или «Царь Царем» – в Московском Успенском соборе. В 1200 году писанная им икона св. князей Бориса и Глеба находилась в Константинополе, в Софийском храме, и служила образцом для византийских художников (Сементовский, «Киев», стр. 173). 49. Преподобный отец наш иерей Тит, преставися месяца февраля в 27 день Жил в конце XII века и ум. по всей вероятности не ранее 1190 года (Филарет, Р. Св., февраль, стр. 141). Память 27 февраля. Мощи почивают в Антониевой пещере. «Сказание о двою брату, о Тите попе, Евагрии диаконе, имевшима между собою вражду», помещено в послании епископа Симона Владимирского к Поликарпу, черноризцу Печерскому (Викторов, Киево-Печер. Патер., стр. 56–59). 50. Преподобный отец иерей Дамиан целебник, преставися месяца октября в 5 день Кроме хлеба с водою ничего не вкушал до смерти. Исцелял многих больных своею молитвою. Ум. вероятно в 1070 году (Филарет, Р. Св., ноябрь, стр. 20). Память 5 октября. Мощи почивают в Антониевой пещере. 51. Преподобный отец иерей Онисифор Был одарен прозорливостью. Ум. 9 ноября 1148 года. (Филарет, Р. Св., ноябрь, стр. 168). Память в день преставления. Мощи почивают в Антониевой пещере. 52. Преподобный отец иерей Ефрем В XVII веке, при Кальнофойском, в Антониевой пещере открыто почивали преподобные, которых мощи в последствии сокрыты. В числе их находился преподобный Ефрем, бывший пресвитером, что было видимо по священному облачению на мощах (Филарет, Р. Св., сентябрь, стр. 129). 53. Преподобный Анастасий диакон Кальнофойский, исчисляя мощи преподобных, говорит: «святый Тит пресвитер, чудотворец с братом своим во Христе Анастасием». Эти слова дают видеть, что преп. Анастасий был современником преп. Тита, и соединенный с ним христианскую любовию, почил в конце XII века (Филарет, Р. Св., январь, стр. 102). Память 22 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

безср. Косме и Дамиану Асийским (память 1/14 ноября). Арестован и заключен в лагерь на три года (1927), где, работая на лесоповале, подорвал здоровье, став неспособным к работам. После освобождения с келейницей м. Ермогеной (Телицыной), инокиней Горицкого монастыря, скрывался у родственников в Сергиевом Посаде. Уехал к духовным чадам в Ярославль, где жил в тщательно замаскированной комнате. В 1931–1932 гг. написал акафисты: Рождеству Христову, на Сретение Господне, на Богоявление Господне, на Благовещение Пресвятой Богородицы. Святейший Патриарх Алексий I хорошо его знал и почитал, писал к нему с оказией, получая ответы. Предлагал Владыке епархию, но тот отказался, сославшись на болезнь. В Ярославле же до самой смерти почти никто не знал, что в городе живет архиерей. Облачал его после смерти и отпевал иеромонах (впоследствии митрополит) Никодим (Ротов) – духовное чадо еп. Тихона. Погребли Владыку на Тутовой горе в Ярославле. Семейные святыни семьи Тихомировых, фотографии и рукописи епископа Тихона находятся в настоящее время у вологодского священника Сергия Телицына. (О. Сергий Телицин. Новомученики Российские. Преосвященный Тихон, епископ Кирилловский//Русский Паломник. 9. Чико (Калифорния). Валаамское общество Америки. 1994; Мон. Иоанна. Путем скорбным креста//Православная жизнь. Джорданвилль. 1996. 9. С. 1–8; Трофимов А. Епископ Тихон (Тихомиров)//К свету. 15. М. Б. г. С. 172–178). Все ссылки к наст. работе принадлежат ее автору. 1123 Бугославский П. И. Французское общество накануне отделения церкви от государства. Чернигов. 1912. С. 3. 1127 Знаменский С. Современный индивидуализм в эпическом отношении//Богословский вестник. 1906. Т. 3. С. 707. 1128 Дюпанлу. Беседы о проповедничестве. СПб. 1899. 3-й, 1. Ср. Бугославский. Цит. соч. С. 3. 1129 Завитневич В. 3. Банкротство начал германской культуры//Тр. Московской Духовной академии. 1915. 1, 49. 1137 Пономарев. Памятники древнерусской учительной литературы. СПб. 1894. 3, 31. «Слово св. апостол и св. отец, како жити Христианом». 1141 Пономарев. Памятники. 3. 42–44; ср. Кожевников В. А. Цит. статья. С. 1406 –1407; там же. С. 1403–1405, ср. Предшествующие выдержки из древнерусской пись менности. 1142 Кожевников. Цит. статья. С. 1409–1411, где приводятся многочисленные вы держки из древнерусской письменности, подтверждающие все эти пункты. 1147 Завитневич В. 3. Что следует понимать под так называемым «разрывом» русско го интеллигентного общества с народом//Тр. К. Д. акад. 1907. 2, 360–361. 1148 Завитневич В. 3. Банкротство начал германской культуры//Тр. И. К. Д. акад. 1915. 74. Газета «Киев». 1914. 336. С. 2; «Англичанин о русских», «Седой су дья» (Д. Т. Туткевич). Читать далее Источник: «Свете тихий» : Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсения (Жадановского)/[Сост. Сергей Фомин] - Москва : Паломник, 1996-./Т. 2. - 2002. - 622, с. : ил. (Русское православие XX века). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

С. 257–259. 22. 80 и 60 лет назад. Заметки по документам семейного архива М.А. Веневитинова//РМГ, 1900, 15/16 (стб. 425–435), 17 (стб. 469–477). То же – отдельный оттиск. 23. По поводу увольнения г-на Конюса (письмо в редакцию)//Московские ведомости, 1899, 272 (3 октября). 24. Об оздоровлении программ духовных концертов в Москве//Московские ведомости, 1900, 306 (5 ноября); сокращенная перепечатка – РМГ, 1900, 47 (стб. 1145–1148). План и черновой автограф статьи (б/д) – РГИА, ф. 1119, оп. 1, ед. хр. 51. Черновой автограф (отрывки) – ОР РНБ, ф. 816, оп. 3, ед. хр. 2640, 2626, 2627, 2628. 25. О древнерусских певческих нотациях. Историко-палеографический очерк, читанный в Обществе любителей древней письменности 26 января 1901 года//Памятники древней письменности и искусства. Вып. CXLV. СПб., 1901. Черновые автографы и подготовительные материалы – ОР РНБ, ф. 816, оп. 3, ед. хр. 2637, 2638, 2639. Фрагменты статьи – РГИЛ, ф. 1119, ап. 1, ед. хр. 24. 26. Памяти Д.С. Бортнянского. Из речи, произнесенной 28 сентября 1901 года на торжественном собрании в Придворной певческой капелле в память Д.С. Бортнянского//РМГ, 1901, 39 (стб. 917–925), 40 (стб. 949–955). То же – отдельный оттиск. Корректура с авторской правкой (1901) – ОР РНБ, ф. 816, оп. 3, ед. хр. 2643. Черновые автографы (1901) – ОР РНБ, ф. 816, оп. 3, ед. хр. 2642. Рабочие материалы (1901) – РГИА, ф. 1119, оп. 1, ед. хр. 23, л. 32–33, 34–35. 27. Памяти С.А. Рачинского (из частного письма)//РМГ, 1902, 30/31. Стб. 713–720. Автограф (29 июня 1902) – ОР РНБ, ф. 816, оп. 2, ед. хр. 1852. Гранки – РГИА, ф. 1119, оп. 1, ед. хр. 8, л. 16б-16к. 28. О «Литургии» ор. 41 соч. Чайковского (из литературно-юридических воспоминаний)//РМГ, 1903, 42 (стб. 991–998), 43 (стб. 1009–1023). То же – отдельный оттиск. 29. О теноре Иванове, сопутствовавшем Глинке в Италию//РМГ, 1903, 47. Стб. 1155–1166. То же – отдельный оттиск. Автограф (11 ноября 1903)– РГИА, ф. 1119, оп. 1, ед. хр. 26. 30. Из воспоминаний о Казани и о Казанском университете в 60-х и 70-х годах//Литературный сборник к 100-летию Императорского Казанского университета.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Для религиозной легитимации этой новизны в процедуру рукоположения митрополита Климента собором русских епископов был включен акт освящения мощами свт. Климента Римского . Не имея собственно канонической силы, такая мера, тем не менее, ставила свт. Климента на высоту небесного охранителя новообразованной самостоятельной Русской Церкви. Этим событиям сопутствовали какие – то ремонтные работы в Десятинной церкви – месте упокоения мощей свт. Климента, которые естественно было бы соотнести с археологически фиксируемой радикальной перестройкой крайнего юго-западного компартимента храма. Новое освящение собора после ремонта состоялось предположительно на память свт. Климента Римского , 25 ноября, 1148 г. и сопровождалось оглашением нарочно созданного для такого случая торжественного слова, в науке получившего условное наименование «Слова на обновление Десятинной церкви». «Слово» представляло собой расширенную переработку прото – «Слова» и, как и последнее, венчало собой древнерусский перевод «Сказания о чуде с отроком», к которому в начале присоединялось, однако, не «Мучение свт. Климента», а краткий пересказ последнего. Эта новосозданная гомилия и была зачитана в Десятинной церкви. Оставив вполне идущие к ситуации мотивы спасительности мощей свт. Климента для княжеского дома и их роли в христианском просвещении Руси, анонимный редактор опустил похвалу Ярославу, заменив ее энкомием Изяславу – обновителю дома свт. Климента. Он ввел также и всячески акцентировал ключевую для княжения Изяслава тему киевского старейшинства, поставив последнее, характерным образом, в зависимость от благословения свт. Климента, что было крайне важно в условиях ущербной династической легитимности правления Изяслава. Благословением свт. Климента, а вовсе не цареградского патриарха, утверждалась, согласно «Слову», и власть киевского митрополита. Все это делало «Слово» своеобразным идеологическим манифестом князя Изяслава и митрополита Климента Смолятича. «Слово» анонимно, но косвенные данные позволяют выдвинуть осторожное предположение, что его составителем был настоятель киевского Печерского монастыря Феодосий Грек, отличавшийся близостью к Изяславу Мстиславичу.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Преподобного отца Иоанна (Лествичника) о покаянии и попечением и истиннем, в нем же и о темнице богоугодне святых осужденник, л. 1109–1133. Нач. «Покаяние есть воззвание крещения, покаяние есть залог к Богу второго жития.» О блаженном отце Досифее, ученице святого аввы Дорофея , л. 1131 – 1145 об. Нач. «Блаженный по истине авва Дорофей , иноческое по Бозе житие облобызая.» В той асе день сказание отчасти жития св. Ионы Митрополита Московского и всея России, л. 1146–1197 об. Нач. «Сей святый и великий во святителех Иона бысть родом от мест града Галича, близ предел Казанской земли.» Пророчество Фотия Митрополита о свят. 1оне, л. 1148. О несущем Митрополите Исидоре, како лукавнова на православие и како обличая безумие его и о подвозе благочестивых , л. 1150–1166. Чудеса св. Ионы Митрополита Московок., л. 1166–1193. об. О извещении преставлении св. Ионы и о ключаре Иакове чудо страшно и дивно, л. 1176. О пренесении мощей св. Ионы Митрополита, л. 1179 об. Похвала вкратце св. Ионе Митрополиту, л. 1193–1197 об. Нач. «Мы же возлюбленнии со страхом и любовью притекающе к всечестней раце и к целбопосным мощем Божия Святителя блаженного Ионы Митрополита». В 31-й день и Ноября в 14-й день память св. священномученика Ипатия чудотворца, Епископа иже в Гангрех, слово похвальное с житием вкратце, творение Зиновия инока, л. 1198 – 1215. Нач. «Прииде нам днесь иже добрых виновный и венечник светлый святитель и мученик Ипатие от Килик процвете». В той же день житие и препрость отца Иоанна, игумена свят. горы Синайской, ему же пророк схоластик, л. 1216–1221. Нач. «Еже убо который есть родивый добляго сего и воскормивый». Повесть о богоизбранном Великом Князе Иване Даниловиче, и о крамолах, и победа на немцы, и о начале града Орешка и о смерти державных, л. 1222–1231 об. Нач. «Сей благородный и богоизбранный приемник и благословенный наследник благочестивой державы». Марта в 14-й день Преподобного Палладия мниха слово о втором пришествии Христове и о страшном суде, и о будущей муце и о умилении души, л. 1232–1262. Нач. «Ныне исповеждься, душе, и ныне умилися и ныне восплачися, слезы точаще непрестанно и воздыхание немолчное воздыхающе к Творцу своему Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

В тот же день был у меня Управляющий государственными имуществами в Харьковской губернии Ник. Ив. Лоран, и, между прочим, просил меня разрешить воспитанникам земледельческой школы на ферме – крестьянским детям употреблять в текущем рождественском посту мясную пищу, ссылаясь на пример предшественника моего, архиепископа Нектария, который, по просьбе Министра Валуева, разрешал будто бы для этих воспитанников употребление мясной пищи в некоторые посты. Но я не счел себя вправе следовать примеру своего почтенного предместника, вопреки апостольским правилам и церковным уставам. 1-го Декабря получено было мною два письма: одно из Костромы от Преосвящ. Игнатия, другое из Москвы от А. Е. Викторова . Вот что писал мне от 27-го ноября Преосвященный Игнатий: «Может быть, для Вас небезынтересно будет, что я узнал о Владыке Московском 1148 . В последнее время здоровье его значительно поколебалось. Нередко бывает стеснение в груди, тупая боль в голове и затем иногда потеря сознания минут на 15 или на 20. Врачи находят vitium cordis, и говорят, что несмотря на всю видимую бодрость и свежесть маститого старца mors может быть мгновенна. Особенно нехорошо было 13-го ноября. Владыка исповедовался; ночью было лучше, и 14-го на литургии в алтаре приобщился Св. Таин, чего прежде не имел обычая делать без священнодействия. Преосвящ. Амвросию в письме передал управление Епархией. Но потом стало ему лучше, и принимал как-то Викариев с делами. Государь Император после соборного молебствия в Николаевском Малом Дворце спросил провожавшего с крестом Преосв. Амвросия о здравии Преосвящ. Митрополита; и, когда услышал, что не совсем хорошо здравие, приказал сказать, чтобы он не хворал и много лет служил; при сем выразил сожаление, что не видел его. В часовне Иверской молился Помазанник Божий на коленах, а в театрах совсем не был. На рауте у Князя Владимира Андреевича 1149 изволил пробыть около часа». От 27-го же ноября писал мне и А. Е. Викторов : «Послать к Вам рукопись истории иерархии 1150 на просмотр продавец не соглашается, ссылаясь на то, что, пока рукопись будет путешествовать в Харьков и обратно, он может упустить случай продать её, но на самом деле очевидно по опасению, что её могут списать, и она в таком случае может потерять в цене.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Скачать epub pdf 105. Изяслав III Давидович, князь черниговский, потом двукратно великий князь киевский – первый, носивший этот титул без прежнего, всерусского, значения, уже отодвигавшегося из Киева к Суздалю и Владимиру сын Давида Святославича, князя черниговского, от брака с неизвестною. О годе и месте его рождения сведений нет: при великом князе Всеволоде II Ольговиче, послан с князьями галицкими воевать области Туровскую и Владимиро-Волынскую в 1139 г.; получил от великого князя г. Брест в 1142 г.; ходил по приказу великого князя в Польшу, мирил тамошние усобицы в 1143 г.; отправленный из Переяслава с половцами на князей галицких, взял Ушицу и Микулин в 1144 г.; пустошил с братом своим Владимиром Новгород-Северскую область князя Святослава Ольговича и безуспешно осаждал Путивль, сдавшийся только великому князю Изяславу II Мстиславичу в 1146 г.; разбит князем Святославом Ольговичем 16 январ у г. Карачева и получил себе с братом же область Новгород-Северскую, но вслед за тем уличен в заговоре на жизнь великого князя киевского, стоившем жизни князю-схимнику Игорю Ольговичу, убитому озлобленными киевлянами 19 сентября 1147 г.; примирился с великим князем и заключил с ним союз против Юрия Владимировича, князя суздальского, в 1148 г.; участвовал в поражении Юрия под Переяславом 23 августа 1149 г.; уже союзником Юрия вступил с ним в Киев в 1150 г.; соединившись опять с великим князем, потерял в битве у Киева брата своего Владимира, союзника Юриева, в 1151 г.; выдержал в Чернигове осаду Юриеву в 1152 г.; недопущенный в Киев поклониться телу великого князя Изяслава II, умершего 13 ноября 1154 г., вознегодовал на преемника Святославова, великого князя Ростислава Мстиславича, которого и разбил на р. Белоусе, после чего 18 марта приглашен киевлянами на стол киевский, но через два дня должен был уступить его Юрию возвратиться в Чернигов в 1155 г.; сопровождал великого князя Юрия в Заруб для переговоров с половцами, которых по найме их великим князем водил до Березны в 1156 г.; по смерти великого князя Юрия 15 мая снова приглашен киевлянами на стол киевский и торжественно въехал в Киев 19 мая 1157 г.; выбит из Киева волынскими князьями в союзе с князем галицким и берендеями 22 декабря 1158 г.; наняв половцев, безуспешно осаждал Чернигов, разорял Смоленскую область и дружески сошелся с князем Андреем Боголюбским в 1159 г.; тщетно стоял две недели под Переяславом и 1160 г.; овладев Киевом 8 февраля, осадил великого князя Ростислава в Белгороде, но убит тут же 6 марта 1161 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010