до Р. Хр. вторжению Скифов, наводнивших Азию и доходивших до Египта 1114 , и вслед за сим совершенно разрушенного Мидянами в 606 г. до Р. Хр. Позднейший пророк Hayм I, 14 говорит об Ассирии: „А о тебе Ассур Господь определил: не будет более семени с твоим именем“. И мы знаем, как бесследно исчезла эта грозная монархие древнего мира. И пророк Софония говорил об Ассириянах и о столице этого народа: „И прострет Господь руку Свою на север и уничтожит Ассура и обратит Ниневию в развалины“ ( Соф. 2:13–14 ). Возвращаясь к пророчеству Исаии, произнесенному около 120 лет до падения Ассура, когда он был в апогее своей славы и силы,-мы заметим необычайную точность пророчества, сравнивая его с известными нам историческими данными. Из памятников, дошедших до нас, мы знаем, что со времени Феглаффелласара или Тиглат-Пилезера I, относимого к 12-му столетию 1115 ,-Ассирия не подвергалась нашествию и разграблению, сама беспрерывно ведя войны, грабя и опустошая кругом все страны, доходя с одной стороны до Египта, с другой до нынешней Грузии, называемой в надписях Ассирии, Урарди 1116 . Пророчество 1-го стиха этой главы особенно поэтому приложимо к Ассирии, так как Вавилон подвергался разграблению до своего возвышения несколько раз,-Ниневия же, павшая при Ассур-емид-илине (чтение Английских Ассириологов) или (по чтению Менана и Ленормана) при Ассур-едил-или,-никогда более не восставала. Опустошитель был опустошен, грабитель, которого никогда не грабили,-был разграблен. 2 . Господи! помилуй нас; на Тебя уповаем мы; будь нашею мышцею с раннего утра и спасением нашим во время тесное. Пророку открыто, что опустошитель погибнет, но ему не известно, когда это совершится, и будет ли его гибель после наказания Иерусалима, или же его гибель спасет Иерусалим 1117 . Мы все знаем, что человек своим разумом не в состоянии предвидеть хода событий, и что единственная мудрость человеческая заключается в том, чтобы стараться исполнить волю Божию, все остальное предоставив милосердной воле Божией. Поэтому то пророк воссылает молитву: Господи! помилуй нас: Ты сила наша! и упование и спасение в это тесное время! 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Иер. 48 :34. Вопль от Есевона и даже до Елеалы и Иаса, города их, от Сигора до Оронаима, и юница трехлетняя 1111 , издадут голос свой, ибо и воды Немрима пересохнут 1112 . Иер. 48 :35. И погублю 1113 Моава, говорит Господь, приносящого жертву 1114 на горах 1115 и кадящого богам своим. Иер. 48 :36. Посему сердце Моава будет петь, как гусли, и сердце мое о мужах скорбящих 1116 будет звучать как гусли, ибо что приобретено, то погибнет от людей. Иер. 48 :37. Всякая голова будет острижена на всяком месте, и всякая борода обрита будет, и всякая рука будет иметь нарезы 1117 , и на всяком чресле вретище. Иер. 48 :38. И на всех домах Моавитских и на улицах его всюду 1118 плач, ибо Я сокрушил Моава, как негодный сосуд, говорит Господь 1119 . Иер. 48 :39. „Как он изменился!“ зарыдали (говоря): „как Моав обратил тыл!“ 1120 . И посрамился, и стал Моав посмешищем и ненавистным всем окружающим его. Иер. 48 :40. Ибо так говорит Господь: вот, как орел, полетит и распрострет крылья свои над Моавом 1121 . Иер. 48 :41. Взят Кариоф и крепости его заняты, и будет сердце сильных Моавитян в тот день, как сердце жены раждающей. Иер. 48 :42. И погибнет Моав из (числа) народов, ибо стал величаться пред Господом. Иер. 48 :43. Страх и пропасть, и сеть на тебя, житель Моава, говорит Господь. Иер. 48 :44. Кто убежит от страха, упадет в пропасть, а кто выйдет из пропасти, будет взят сетью, ибо наведу это на Моава, в день посещения его, говорит Господь 1122 . Иер. 48 :45. Под 1123 тенью Есевона стали убежавшие от войска 1124 , ибо огонь вышел из Есевона и пламя из среды 1125 Сеона, и пожег часть 1126 Моава и темя сынов мятежных 1127 . Иер. 48 :46. Горе тебе, Моав! погиб народ Хамоса, ибо отведены сыновья твои и дочери твои в плен. Иер. 48 :47. Но возвращу плен Моава в последние дни, говорит Господь. Доселе суд на Моава. Глава 49 1128 Иер. 49 :1. О сыновьях Аммона так говорит Господь: ужели у Израиля нет сыновей, или наследника нет у них? Зачем же Мелхом завладел Гадомом 1129 и народ его в городах их живет?

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иоанн Златоуст , со своей стороны, подчеркивает, что Каин совершил не один грех, а целых семь: «первый грех тот, что он позавидовал брату за Божие к нему благоволение: и этого одного греха уже достаточно было, чтобы наказать его смертью; второй – что он позавидовал собственному брату; третий – что употребил хитрость; четвертый – что совершил убийство; пятый – что убил брата; шестой – что первый совершил убийство; седьмой – что солгал Богу» 1114 . Жертвоприношение Авеля и Каина. Каин убивает Авеля. Миниатюра из Псалтири. 1160 г. (Музей Виктории и Альберта, Лондон) В контексте Литургии, однако, важен не образ Каина, а образ Авеля: именно на него обращается первоочередное внимание. Принесенная им жертва стала прообразом всех последующих жертвоприношений, в том числе и евхаристической жертвы, а сам невинно убиенный Авель стал прообразом распятого Христа. Священномученик Ириней Лионский пишет о «страдании Праведного, вначале предызображенном в Авеле и описанном пророками, совершившемся же в последние времена в Сыне Божием» 1115 . Согласно толкованию, приписываемому прп. Ефрему Сирину , Авель, «возбудив к себе зависть добродетелью… смерть претерпел и, став прообразом Владыки Христа, упокоевается во веки веков» 1116 . Согласно святителю Амвросию Медиоланскому , Каин представлял собой прообраз иудейского народа, а Авель – прообраз Христа, претерпевшего смерть от Своих братьев по плоти 1117 . «Ноевы жертвы» После Авелевых даров в молитве упоминаются Ноевы жертвы. История потопа занимает существенное место в книге Бытия. Эта история завершается тем, что по окончании потопа Ной, выйдя вместе со всеми спасенными из ковчега, первым делом принес жертву Господу: И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и [весь скот, и] все гады, и все птицы, всё движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега. И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся ( Быт.8:18–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Как же, спросит кто-нибудь, я могу быть уверен в том, что получу просимое? Если ты не просишь ни о чем несогласном с тем, что Бог готов тебе дать, ни о чем таком, что недостойно Царя, ни о чем житейском, а только духовного, если поступаешь без гнева, если имеешь чистые, преподобные руки ( 45, 672 ). Пусть душа молящегося будет чиста и свободна от всякой страсти, пусть никто не приступает к Богу с враждою, пусть никто не приступает с негодованием и раздражением ( 45, 672 ). Молитву делают успешнее не голые слова, но добрые дела. Ибо смотри: божественный Давид просит, чтобы судил его Бог по «непорочности» его ( Пс. 7, 9 ); и благочестивейший Езекия представляет молитвенницей за себя свою богобоязненность ( Ис. 38, 3 ); и вдовицы в Иоппии употребляют ходатаями добрые дела умершей ( Деян. 9, 39 ). Если так будешь совершать моление свое, прямо взойдет оно к Богу «и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень» ( Пс. 36, 6 ). Святитель Иоанн Златоуст ( 35, 220 ). Старайся быть чистым храмом, постоянно утром и вечером принося Богу жертву – внутреннего человека. Преподобный авва Исаия ( 34, 42 ). Цель всякого христианина состоит в непрестанной молитве и, насколько возможно бренному человеку, в невозмущаемом спокойствии ума и всегдашней чистоте его. Для достижения этого нужны: неослабный телесный труд и сокрушение духа, так чтобы между тем и другим находилась тесная взаимная связь. Ибо как все добродетели стремятся к совершенству молитвы, так и сами они не могут быть твердыми и постоянными, если не будут соединены и скреплены ею. Как без добродетелей нельзя вполне приобрести постоянного молитвенного покоя, так и без этого покоя невозможно в точности приобрести добродетели, содействующие этому. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (авва Исаак 53, 323). «Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» ( 2Тим. 2, 19 ). Да отступим от неправды, греха и беззакония, если хотим приступать к Богу неосужденно и для пользы нашей. Ибо говорит пророк: «Ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой; нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие» ( Пс. 5, 5–6 ). Всякий беззаконник мерзок пред очами Божиими, и приносящий молитву свою, которая есть христианская жертва, есть «задушающий пса» ( Ис. 66, 3 ). Но Он призрит милосердно только «на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом» Его ( Ис. 66, 2 ). Подумай об этом, христианин, если не хочешь и греха оставить, и хочешь Богу молиться ( 104, 1114 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Как сказано в Писании в «Книге Судей», после этого «пришёл ангел Господень из Галгала в Бохим и в Вефиль и к дому Израилеву и сказал им: „Так говорит Господь, выведший вас в землю, о которой Он клялся отцам вашим дать её вам, – Он сказал вам: Я не нарушу завета своего, и вы не вступайте в союз с жителями этой земли, и не поклоняйтесь их богам, изваяния их разбейте и жертвенники их разрушьте. Так говорит Господь: Вы не послушали моих слов и не сделали того, о чём Я говорил. Я не стану больше переселять людей, которых Я хотел изгнать от лица вашего, и они будут они вам петлёю, и боги их будут для вас соблазном”. И бысть, ко глагола ангелъ словеса си къ всему (л.171г) Израилю, и въздвигъ жрела сво и въсплакашас. Сего дл прозвас им мсту тому плачь. И вот, когда ангел сказал эти слова всему Израилю, тот поднял вопль свой и заплакал. От сего это место стало называться Плачущие (Бохим)» ( Суд. 2:1–5 ). Слыши, забвеный жидовине, ко словесъ Господень, но и посемь конечна пагуба взиде на т, имьже клтъ т Моисй о безаконии Слышишь, забытый [Богом] жидовин: так как ты отступаешь от заповедей Господних, то поэтому пришла к тебе всеконечная погибель, ибо Моисей заклял тебя о твоём беззаконии. И положиша ту, рече, требу Господу и идоша кождо въ домъ свой и во причасти сво. И работа Израиль Богу вс дьни старець, же б ихъ съ си бо разумша дла Господн велика. Но и тмъ старцемъ шедъшемъ сихъ, въста родъ другый, иже не бша при и не познаша Господа и дла же створи въ Израили. При сихъ же створиша сынове Израилеви, и послужиша Валиму, и оставиша Господа Бога отець своихъ, изведша Егюпта, идоша вслдъ богъ страньскыхъ, же окрестъ ихъ, и поклонхутьс Ваалу. «Принесли они жертву Господу и пошли каждый в свой дом и в свой удел. И служил Израиль Богу во все дни старейшин, сколько их было с Иисусом, ибо они видели великие дела Господни. Но когда и старейшины отошли от них, пришло другое поколение, которого не было при Иисусе и которое не знало Господа и дел Его, какие Он делал Израилю. Тогда сыны Израилевы стали делать злое и стали служить Ваалам 1114 , и оставили Господа Бога отцов своих, Который вывел их из Египта, и обратились богам народов, окружавших их, и стали поклонялись упомянутому Ваалу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Кто же приобретает миллионы нечистоплотным прожектерством и обманом в большинстве случаев остается безнаказанным. Но от божественного правосудия он все-таки не уйдет 1114 . Если чужая собственность отнимается явно и с насилием законному обладателю ее, то такое насильственное хищение называется грабительством. Но имя грабителя заслуживает не только тот, кто занимается разбоем, составляющим грабительство в буквальном смысле слова, но и все те, кто позволяют себе разного рода мздоимство и всякие обманы с целью воспользоваться чужим добром. Сюда относятся: злонамеренное уничтожение своих долговых обязательств, банкротство, намеренное истребление имущественных договоров, уничтожение законных завещаний, злоупотребления опеки над сиротами, вдовами или больными, удержание или уменьшение наемной платы и т.п. Воровство и грабительство, безусловно несовместимые и непримиримые с любовью и справедливостью к ближним, влекут за собою вечные наказания. «Ни воры, ни хищники, Царства Божия не наследуют» ( 1Кор. 6:10 ). Но опытом доказано, что беззаконные присвоения чужого и для временной жизни ничего не дают человеку, а только вредят ему: «не доставляют пользы сокровища неправедные», – говорит Премудрый ( Притч. 10:2 ). Самые строгие наказания в слове Божием положены за обиды этого рода, особенно причиняемые тем, у коих и мало взять значит взять почти все 1115 . Подобного рода преступления судятся Богом как человекоубийство. «Хлеб нуждающихся, – говорит Сирах, – есть жизнь бедных; отнимающий его есть кровопийца. Убивает ближнего, кто отнимает у него пропитание, и проливает кровь, кто лишает наемника платы» ( Сир. 34:21–22 ). Последний грех называется в Священном Писании, подобно убийству, вопиющим на небо. Ап. Иаков пишет: «Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» ( Иак. 5:4 ). Действительно, это тягчайший из грехов, когда бедный рабочий, ожидающий за свой усердный труд положенной платы, неожиданно подвергается обману и жестокому лишению. Потому-то в законе Моисея повелевалось отдавать бедному наемнику заработанную им плату до вечера, «чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтобы он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха» ( Втор. 24:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

По крайней мере, из посланий митрополита Игнатия видно, что он в Сибири боролся с раскольником Иосифом Астоменом, бывшим по роду армянином и не чуждым армянской ереси. Астомен сослан был в Сибирь в 1660 (году). Немудрено, что подобных Астомену еретиков в Москве было большое количество, тщательно заботившихся о распространении там своей ереси и пользовавшихся для утверждения двуперстия взамен троеперстия мнимым «Феодоритовым словом». А двуперстие при этом, как двуперстие, как символ, не может содержать само по себе ни правословия, ни кривословия. После этого само собою объясняется выражение Макария, Патриарха Антиохийского: «...кто по Феодоритову писанию и ложному преданию творит (то есть двуперстным сложением крестное изображение), той проклят есть». Здесь опять речь о том же «Феодоритовом (ложном) слове», неизвестным лицом составленном, а не о двуперстии как обряде самом по себе. Макарий высказал проклятие не на двуперстие, как толковал нам наш собеседник, а на лицо – «кто... творит» – на основаниях, изложенных нами выше сего. Блаженный Августин доказал Блаженному Иерониму, что он в понимании свидетельства из Послания к Галатам: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не поиудейски, то для чего язычников принуждаешь жить поиудейски?» ( Гал.2:1114 ) – ошибается, хотя свое понимание данного текста оправдывает Оригеном , Дидимом, Аполлинарием, Евсевием Эмесским, Феодором Ираклийским, Иоанном Златоустым . Понимание данного текста сих светил церковных было таково: апостол Павел, обличая апостола Петра за его лицемерие, за поступок, не соответствующий истине евангельской, будто сим обличил не апостола Петра, а христиан из евреев с тою целию, чтобы отклонить их от исполнения обрядов Моисеева закона.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Пусть Булгаков старается в своих писаниях доказать, что он верует... Дело не в доказательствах и не в уверениях, дело в духе, а дух чувствуется даже там, где нет слов... Для меня же ясно, что если и были в творчестве Булгакова семена веры, их заглушила его наука и его философствование, ибо вера не может быть совмещена с научностью, и там, где вера – наука оказывается лишней, ибо христианство есть не тайна мудрости, а тайна безумия. «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия... Потому что немудрое Божие сильнее человеков...» Потому что «Бог избрал не мудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее...» ( 1Кор.1:18–28 ). В.А. Базаров. О современном идеологическом кризисе 1113 Статья 2. Византийство против «новоевропейской» культуры В прошлой статье 1114 я пытался показать, что в борьбе с духовным «засилием» германизма прочную почву под ногами чувствует одно только славянофильское течение нашей общественной мысли. Западники оказываются в данном случае в сугубо затруднительном положении. Им приходится, во-первых, доказывать, что немцы незаконно пользовались до сих пор славой наиболее последовательных, энергичных и умелых представителей современной европейской цивилизации, – а доказать это им не под силу. Им приходится, во-вторых, оправдывать наши собственные империалистические притязания интересами той же западноевропейской цивилизации, – что еще значительно труднее. Неудивительно, что патриотическая аргументация западников носит, обычно, весьма скудный, отрывочный характер, тщательно избегает широких философских обобщений, стараясь выдать свою невольную идейную бедность за нарочитую трезвость и деловитость. Несколько набивших всем оскомину цитат из теоретиков немецкого империализма – Трейчке или Бернгарди 1115 – да указание на зверства германских армий, – вот и весь арсенал наших либералов в борьбе с культурным престижем Германии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Семь светильников (4, 5) символизируют Духа Святого. Хвалебные песни – это славословие Богу как Творцу и Вседержителю. Они соответствуют тем благословениям из иудейского богослужения, которые унаследованы и христианской традицией 1114 . Евхаристия (Евхаристический канон Божественной Литургии) также начинается с хвалы Богу как Творцу и своим смысловым центром имеет ангельское славословие «Свят, свят, свят Господь...» (ср. Ис. 6, 3 ). Следующее славословие в иудейской традиции – прославление Бога как Искупителя, как Дарителя Закона и как Того, Кто избрал Свой народ и заключил с ним Завет. Именно это мы и читаем ниже, в гл. 5, где речь идет об Агнце. Иудейская богослужебная форма наполняется здесь уже чисто христианским содержанием, что опять-таки и сейчас прочно удерживает христианская, в том числе православная литургическая традиция. Так, Сидящий на престоле держит книгу, запечатанную семью печатями (5, 1), но никто не может раскрыть ее. Св. Иоанн пишет: И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее (5, 4). Но вот появляется «Агнец как бы закланный» (5, 6), о котором сказано, что это «лев из колена Иудина» (5, 5). Именно Он и может раскрыть книгу. Здесь поется новая песнь – песнь об искуплении, но не о том, что было в Ветхом Завете, а что совершилось во Христе: 9 Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, 10 и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле (5, 9–10). Эта песнь отзывается многоголосым хором всех тварей, поющих гимны, восхваляющие Агнца: 12 Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. 13 ... Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков (5, 12. 13). Опять-таки заметим несомненное сходство этих славословий с нашими евхаристическими молитвами, в которых также высказывается благодарение Богу за искупление и заключение Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Ст. 13. …И все братья наши, бывшие в пределах Това, преданы смерти... Тов – страна, находившаяся в соседстве с Галаадом, в пределах пустыни Аравии. Ст. 23. Симон …взял с собою находившихся в Галилее и Арваттах [Иудеев]... По мнению некоторых, словом «арваттах» означаются здесь долины, или обитатели долин, от еврейского слова araboth – долина. Ст. 25. Иуду Маккавея встретили …Навуфеи... Это было арабское кочующее племя, жившее в соседстве с Галаадом. Ст. 40–41. ...Тимофей сказал своим военачальникам:... если Иуда с своим войском перейдет к нам через поток прежде, то мы не в силах будем устоять против него... Если же он... расположится станом по ту сторону потока, то мы превозможем его... Это было, своего рода, суеверное гадание языческого военачальника, искавшего счастливых предзнаменований. Господь обратил его гадание к славе иудейского оружия; ибо, неблагоприятным оборотом задуманного, Он привел в страх сирийского военачальника. В Писании, впрочем, есть примеры, что избранным мужам своим Господь давал благоприятные и действительные предзнаменования на войне 1113 . Ст. 42. …Как только подошел Иуда к потоку воды, то поставил при потоке народных писцов и проч… Это были лица при войсках, на обязанности которых лежало вести реестры воинов, собирать и распускать их, а также заготовлять провиант и проч. 1114 ст 67. …В то время пали в сражении священники, желавшие прославиться храбростью... По закону Моисееву, люди, облеченные священническим достоинством, беспрепятственно могли заниматься и военпыми делами. Сам Иуда Маккавей и братья его были священнического рода и происходили от Аарона. В противоположность сему, по новозаветному евангельскому закону, считается неприличным для священников браться за оружие и проливать кровь человеческую. Глава 6 1115 . Смерть Антиоха Епифана и война сына его Антиоха Евпатора против Иудеев а) Неудавшаяся попытка Антиоха Епифана ограбить храм Елимаисский в Персии (ст. 1–4). б) Удвоенная скорбь Антиоха при вести о поражении его войск в Иудее, и раскаяние его в злодеяниях, учиненных им в Иерусалиме (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010