а) Поражение Идумеев и сынов Веана (ст. 1–5). б) Поражение Аммонитян (ст. 6–8). в) Нападение язычников на галаадскую страну и посольство Галаадитян к Иуде и братьям его с просьбой о защите (ст. 9–13). г) Подобное же посольство от жителей Галилеи (ст. 14–15). д) Симон, брат Иуды, отправляется с 3000 воинов в Галилею, сам же Иуда с братом Ионафаном идет в Галаад, Иосиф же и Азария остаются начальниками в Иудее (ст. 16–20). е) Симон поражает язычников в Галилее, Иуда же, в Галааде, разбивает Сирийцев и союзных им Аравитян, под начальством Тимофея (ст. 21–44). ж) Взятие и истребление крепости Ефрона на возвратном пути Иуды в Иерусалим (ст. 45–51). з) Поражение Иосифа и Азария, военачальников иудейских, самовольно напавших на Горгия, сирийского военачальника, в отсутствие Иуды (ст. 52–62). и) Победа Иуды Маккавея над Идумеями хевронскими и филистимлянами (ст. 63–68). Ст. 3. …Иуда ополчился против сынов Исава в Идумее, в Акравиме... Акравим была некоторая местность на границах земли Израильской и Идумеи 1110 . Ст. 4. …Вспомнил он и о злобе сынов Веана... Неизвестно с достоверностью, какой здесь разумеется народ. Может быть, это были обитатели страны, где находился город Веон, в окрестностях Мертвого моря 1111 . Ст. 6. …Потом Иуда перешел к сынам Аммона, и встретил... Тимофея, предводителя их... Упоминаемый в сем стихе Тимофей есть лицо, отличное от того, о котором говорится в стихе 11-м. То был предводитель галаадских язычников. Ст. 9. …Тогда собрались язычники, жившие в Галааде, против Израильтян, находившихся в пределах их, чтоб истребить их... Откуда взялись эти язычники? Еще до пленения Вавилонского, под конец Иудейского и Израильского царств, Аммонитяне и Моавитяне завладели почти всеми землями по ту сторону Иордана, т. е. всем Галаадом, как это видно из пророков Иеремии, Иезекииля и Амоса 1112 . По возвращении из плена, прежние галаадские жители, поселившись на своих местах, жили в мире, под покровительством персидских царей. Когда же настали времена гонения Антиохова, то Аммонитяне и Моавитяне восстали против евреев, дабы удовлетворить своей старинной ненависти против Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

В 1586 году декретом папы Сикста V число кардиналов было установлено 70 в честь 70 апостолов, из них 6 в епископском сане, 50 в священническом и 14 в диаконском. С 1962 года все кардиналы имеют епископский сан. Кардиналов назначает папа. Они имеют красную мантию и красную шапочку. Кардиналы помогают папе в управлении Церковью и занимают важнейшие должности в церковном управлении. Положение кардиналов священников и диаконов, когда они были выше епископов, нарушало иерархический строй Церкви. 1106 Таинство Евхаристии Основные моменты учения о Евхаристии у православия и католицизма совпадают, поэтому на них не будем останавливаться, но есть различия, как в обрядовой, так и в вероучительной части, которые будут рассмотрены ниже. Применение католиками опресноков Евхаристия у католиков совершается на опресноках. Маленькие плоские хлебцы называются облатками. Они в большом количестве (для каждого причастника по одной) заготавливаются для преложения. Православные совершают евхаристию на квасном хлебе, так как Тайная Вечеря происходила 13 нисана, а не 14, когда евреи совершали Пасху, поэтому в употреблении еще был квасной хлеб. Настал день опресноков 1107 . Слово «опресноки» в греческом тексте передается словом «» 1108 , а хлеб, преломленный Христом 1109 в греческом тексте назван «», то есть квасной хлеб (испеченный с использованием закваски или дрожжей). Использование названия «день опресноков» для аргументации в пользу того, что Христос использовал бесквасный хлеб несостоятельно, так как расходится с контекстом греческого языка, на котором написано Евангелие. Христос преломил «»! Ссылка в подтверждение употребления опресноков для евхаристии на 1Кор.5:8 необоснованна, так как из контекста следует, что речь идет не о хлебе, употребляемом для евхаристии, а о состоянии души человека: «Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины». 1110

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

В ветхом завете Иудеи были уверены в том, что человек своею обрядовою праведностию имеет право требовать милостей себе у Бога. Просветленная душа человеческая впервые поняла, что она так слаба, что ничего доброго соделать не может без помощи милующей благодати Божией. Не праведность была причиною сошествия Духа Святого, а излияние Духа Святого соделало для человека возможным, ради любви Божией, подняться выше мира и плоти к небесному и духовному 1108 . Эту благую весть повелел Господь разнести по миру Апостолам. Проповедь Христианства вносила в пустыню язычества и в заглохший лес (когда-то сад Божий) иудейства, -прежде всего правду. Давно мир и языческий и иудейский погрязли во лжи: не только все идолопоклонства было ложью по существу своему, но самая обрядовая праведность, которою хвалились Иудеи, была ложью в лицемерном проявлении своем 1109 . „Мы знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного, и да будем, в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная“. ( 1Ин. 5:20 ). Когда же мир просветился правдою Божиею, тогда даровал Господь человеку и мир ( Ин. 14:27 ). Мир, дарованный Господом, есть то высшее счастье бессмертного духа, которое одно и тоже и для Ангелов, и для человека, удостоившагося спасения. Вот почему в числе имен Еммануила Ему исключительно присвоено название Князя Мира 1110 . Только при этом новом человечестве, алчущем правды и мира, могло установиться правосудие в высшем его значении, и тогда только мог установиться тот строй жизни на земле, который рисуется в стихе 18 Исаиею пророком, говорящим о народе своем: „народ мой 1111 будет жить в обители мира и в селениях безопасных и в покоищах блаженных“. Вникая в эти слова, мы разумеем, что этот строй жизни, открытый Исаии пророку в видении, не только не осуществился для народа его,-но не осуществился еще даже в Христианском обществе и есть идеал будущего, когда „Бог будет все во всем“. ( 1Кор. 15:28 ; ср. Откр. 21:6–7 ). Но верим, что придет время, когда идеал этот осуществится, и Израиль также познает свои заблуждения и признает Христа и снимет Он с него покрывало, лежащее на сердце его ( 2Кор. 3:14–16 ) и „будет Бог все во всем“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И вдруг все перевернулось. Напали савеяне – и нет отроков, волов и ослиц. Ниспал огонь с неба (молнии грозы) – и нет отроков и овец. Напали халдеи – и нет отроков, нет верблюдов. Налетел шквальный ветер из пустыни – перевернут дом, нет десятерых детей. Неизвестно, что и откуда – Иов покрыт лютой проказой от подошвы ног и по самое темя. Он скоблит себя черепицей и сидит в пепле вне селения, вне стана нормальных людей. Перевернулось все. Знавшие праведника не узнали его; возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу 1107 . Правда и праведность уничижены Богом, уничижены и поруганы. .... нет правды на земле. Но правды нет – и выше. Аравитянка, дщерь Исмаилова, жена Иова говорит ему: Похули Бога и умри! Вариантов нет. Тебе не жить, правды Божьей нет. Не суета сует 1108 все, а абсурд и полная бессмыслица! Сам ты сидишь в смраде червей, про­водя ночь без покрова, а я скитаюсь и служу, перехожу с места на место, из дома в дом... (по тексту Септуагинты). И все это было еще не самое страшное. Самое страшное началось, когда, молча взирая на страждущего Иова, про­сидев напротив него семь дней и семь ночей, три его друга заговорили. И что сказали они ему – пострадавшему от рук Божиих? Много, очень много ска­зали, говорили долго, но вот к чему все свелось: Вспомни же, Иов, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы? Как я видел, то оравшие (пахавшие) нечестие и сеявшие зло пожинают его 1109 Ты очень пострадал, Иов, – значит ты очень согрешил. Страдание – грешному! Взвилась к небу душа Иова, взвыла! Застонало сердце, не знавшее гре­ха, за который послано бы было такое наказание. И началась борьба. Борьба праведной души с Богом, одна из самых страшных, которая когда-либо была. Теодицея, Богооправдание – возможны ли, глядя на страдания праведного Иова? Иов не знал оправдания Богу, не видел его ни в чем. Он хорошо знал жизнь земли, но не был он в мире ином, когда пришли сыны Божии пред­стать пред Ягве и между ними пришел и сатана 1110 . Он ничего не знал о том, что было там.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Иер. 48 :17. Пожалейте 1093 его все, живущие 1094 вокруг его, и все знающие имя его, скажите: „как сокрушен жезл силы, посох славы!“ Иер. 48 :18. Сойди со славы 1095 и сядь в грязи, жительница — дочь Дивона, ибо опустошитель 1096 Моава придет к тебе разрушить укрепления твои. Иер. 48 :19. Стань на пути и посмотри, жительница Ароера, и спрашивай бегущого и спасающагося, и скажи: „что это сделалось“? Иер. 48 :20. Посрамлен Моав, ибо побежден 1097 , рыдайте и вопийте, возвестите в Арноне, что погиб Моав. Иер. 48 :21. И суд пришел на равнину 1098 , на Хелон, и на Рефас, и на Мофаф 1099 . Иер. 48 :22. И на Девон, и на Наво, и на дом Девлафаим, Иер. 48 :23. И на Кариафаим, и на Вефгамул, и на дом Маонов, Иер. 48 :24. И на Кариоф, и на Восор, и на все города Моавитские, дальние и ближние. Иер. 48 :25. Отсечен рог Моава и мышца его сокрушена, говорит Господь. Иер. 48 :26. Напойте пьяным 1100 его, ибо он стал величаться пред Господом, и ударит Моав рукою своею (о блевотину) 1101 и сам будет посмешищем. Иер. 48 :27. Не служил ли посмешищем и для тебя Израиль? или он захвачен был в краже у тебя, что ты воевал против него? В другое место переселишься 1102 . Иер. 48 :28. Оставьте города и живите 1103 на скалах, жители Моава, и будьте как голуби, устраивающие гнезда на скалах, при входе в пещеры 1104 . Иер. 48 :29. Слышали мы о гордости Моава, – весьма горд он был, — о надменности его и кичливости его, о превозношении и спеси сердца его 1105 . Иер. 48 :30. Но Я знаю дела его, говорит Господь, не благополучие 1106 -ли его к этому привело? Иер. 48 :31. Посему о Моаве всюду рыдайте, вопийте о мужах, остриженных 1107 в (знак) печали. Иер. 48 :32. Ибо плачем Иазировым буду плакать о тебе, виноградник Асерима: отрасли твои простирались за море, достигали городов Иазера; (но) хищник напал на жатву 1108 твою и на собирание винограда твоего. Иер. 48 :33. Радость и веселие отняты от Кармила 1109 и от земли Моавитской, и вино у точил Я отнял, и топчущий виноградную ягоду никогда не запоет, по обычаю, песни 1110 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Итак, сначала, в ответ на речь Господа о Его всемогуществе, Иов, постигший сотериологическое значение всесилия Творца для грядущих судеб человеческого рода, с готовностью признаёт такое Божественное всемогущество: И отвечал Иов Господу и сказал: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено ( Иов. 42:1–2 ). Замечу, что в версии Септуагинты 2-й стих 42-й главы выглядит несколько иначе, чем в синодальном переводе: Ибо кто таит от Тебя намерения, щадит слова и думает утаиться от Тебя? ( Иов. 42:2 ; Септуагинта). По свидетельству Олимпиодора, пользующегося в своем толковании этим переводом, Иов уже научен Самим Богом Господнему всесилию. Теперь Иов «знает необоримую силу Господа и что нет ничего невозможного для всемогущей силы Божьей». При этом страдалец как бы говорит здесь Богу: «Но я знаю и то, что Ты ведаешь о наших намерениях и знаешь все помышления, и нет никого, кто может скрыться от Твоего надзирающего за всем ока» 1109 . А затем Иов произносит свои последние – важнейшие, итоговые – обращенные к Богу слова: Выслушай, [взывал я,] и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне, Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле ( Иов. 42:4–6 ). Святитель Григорий Великий отмечает хорошо заметную парадоксальность первых слов этого обращения Иова к Господу. При этом Двоеслов пользуется здесь чтением Вульгаты: Услышь, и я буду говорить, спрошу Тебя и ответь мне ( Иов. 42:4 ; Вульгата). По замечанию святителя Григория, из этого текста прямо следует, что Иов призывает Господа услышать его еще прежде, чем страдалец что-либо произнесет. Он как бы просит Творца: сначала услышь меня, а уж затем я стану к Тебе говорить. В связи с этим святитель Григорий припоминает адресованные Богу слова из Псалтири: «Я воззвал, потому что Ты услышал меня ( Пс. 16:6 ; Вульгата). [Ведь] не сказал Псалмопевец «Ты услышал, потому что я воззвал», но [напротив, сказал:] «воззвал, потому что Ты услышал меня " » 1110 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить. И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти. Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (стт. 8–11). Удовлетворительно понять смысл этой концовки можно только с точки зрения сказанного выше о «детском» характере поведения Ионы. Заставляя Бога сострадать себе, пророк ставит Его на свое место, думая, что будет предпочтен языческому городу. В свою очередь, Господь по-родительски совершает воспитательный акт, заставляя Иону, наоборот, встать на Свое место: ведь Ниневия поставлена в параллель растению, которое дало Ионе свежую тень вместо тени от сухой кущи. То, что это растение подточил червь, – явный аналог змея, – как нельзя лучше характеризует судьбу человечества в целом, без изъятия из нее народа Божьего. Бог уничтожает логику шантажа, призывая пророка как бы сострадать Себе: «ты сожалеешь... Мне ли не пожалеть?..» Представим теперь, что рядом с Ионой выросла не клещевина, как считают современные комментаторы, а именно тыква, как переведено в Септуагинте. Название κολοκνθη в античности касалось одновременно двух рядов значений: оно указывало и на растение, способное быстро разрастаться до внушительных размеров, и на съедобный сочный плод. Исходя из этого, Иона имел основания вслед за быстрым ростом дерева ожидать быстрого появления плода, которым он мог бы утолить сразу и голод, и жажду 1110 . Однако его надежда была ниспровергнута червем. Если, как мы выяснили, по принципу перекрестного сострадания Иона ставит себя на место Бога и относится к своей тыкве так же, как Бог относится к Ниневии, то смысл притчи, заключенной переводчиками в слове κολοκνθη, становится очевиден: Бог ждал от Ниневии, «города великого», не только роста, но и плодоношения. Тем самым Ниневия уподобляется Иерусалиму как «винограду избранному», а ревность Ионы к язычникам приобретает законченный характер. Сама идея, что язычники могут принести свой плод Богу, трактуется в рамках Ветхого Завета только в эсхатологической перспективе и, несомненно, перекликается с уже цитировавшимся пассажем из Премудрости Соломона о призванности Богом всего сотворенного. Если бы она была отдельно стоящей, эта «тыква» пророка Ионы могла бы быть сочтена случайностью, пригодной лишь для увлеченного толкователя. Однако есть еще несколько пассажей, которые подтверждают сказанное. В одном из них возвещается, что народам будет возвращен их «родовой язык»:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Но если принять первое, то нужно будет предположить, что псалом написан был не позже Манасии, потому что вскоре после него, или даже уже под конец его царствования, выступил и Аввакум на свое пророческое служение. Остальные два псалма из надписывающихся именем Асафа, 75 и 78-й, по содержанию своему относятся ко времени нашествия на Иудею и особенно на Иерусалим каких-то жестоких и кровожадных врагов, которые все предали поруганию и истреблению и произвели страшное опустошение и кровопролитие. Какие это были враги Иудеев и к какому времени относится оплакиваемое в этих псалмах ужасное нашествие, – на это мы не имеем прямых и точных указаний; но за то псалмопевец с подробностью рисует пред нами печальную картину постигшего его соотечественников тяжкого бедствия. «Язычники пришли в наследие Божие, осквернили святой храм Божий 1107 , рыкают среди собраний Господа и свои знаки поставили на место Его знамений ( Пс.73:4 ); все разрушили во святилище (73:3), все резьбы в нем в один раз разбили секирами и бердышами, самое святилище предали огню и сожгли все места собраний Божиих на земле (73:6–8); опустошили жилище Иакова 1108 и Иерусалим превратили в развалины (78:1); трупы рабов Божиих отдали на съедение птицам небесным и зверям земным, пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима и некому было похоронить их (78:2–3)», а оставшиеся в живых находятся в состоянии «узников, обреченных на смерть» (78:11), «сделались посмешищем у соседей своих, поруганием и посрамлением у окружающих» народов (78:4); Господь видимо оставил народ Свой, который Он издревле избрал в достояние Себе 1109 , и попустил врагам «хулить имя Свое 1110 »; не видно стало знамений Его присутствия, – «нет более пророка» и вообще никого, «кто бы знал, доколе это будет (73:9)». Такое описание постигших Иудею бедствий дает нам отчасти ключ к разрешению вопроса о времени происхождения псалмов. Сходные с описанными бедствия мы видим три раза в иудейской истории, – при разрушении Иерусалима Халдеями ок. 589 г. пред Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Сыны Израилевы разошлись по своим землям и своим городам. И стали сыны Израилевы чтить чужих богов; их имена Астарта и Астароф 1108 . И [Господь] предал их в руки Еглона, царя Моавитского, и он владел ими 18 лет. ( Нав. 24:21–22, 25–28, 29–33, 35–36 ). Вижь жидовьско! Видвъ чюдеса Божи, держа скрижали завта Господн, но и закон не исъшедъшю изъ ушью вашею, бозхъ страньскыхъ. Поглядите на иудейское окаменение! Они видели чудеса Божии, держали скрижали завета Господня, но ещё заповеди Моисея и Иисуса не успели затихнуть в ваших ушах, как вы прилепились к богам иноплеменников. Си книгы суди Израилевы И бысть по скончании въпрашаху сынове Израилеви Господа, глаголюще: «кто взиде съ нами къ Хананю сщьс съ ними?» И рече Господь: «Июда възидеть; (л.171а) се дахъ всю землю въ руц «КНИГА СУДЕЙ ИЗРАИЛЕВЫХ» 1109 «По смерти Иисуса вопрошали сыны Израилевы Господа, говоря: „Кто пойдет с нами на Хананеев воеводой сражаться с ними?” И сказал Господь: „Иуда пойдет; вот, Я дал всю землю в руки его”» ( Суд. 1:1–2 ). И суди Израилю з лтъ. И рече Июда къ Семеону, брату «взиди со мною въ жребий мой, да с счев съ ханани». И изиде Июда счьс, и дасть Господь ханани и ферз въ руц и изби въ Везоц ,,а тысщю мужь, Адонивезоку царю руц и ноз оскоша. Рече же Адонивезокъ: «о царемь руц и ноз оскохъ, и сбирахутьс подъ трпезою ко же азъ створихъ, тако и възда ми Богъ». Он судил Израиль 7 лет. «И сказал Иуда Симеону, своему брату 1110 : „Войди со мною в жребий мой, и будем воевать с Хананеями”. И пошёл Иуда воевать, и Господь предал в его руки хананеев и ферезеев, и он убил их тысячу человек в Везеке, а царю Адони-Везеку 1111 они отсекли руки и ноги. Адони-Везек сказал: „Я семидесяти царям отсек руки и ноги, и они собирали [крохи] под столом моим; как делал я, так и мне воздал Бог”. И сынове Июдини на и взша и, и скоша и мечемь, и градъ запалиша огнемь. И посемь иде Июда съ братомь своимь Семеономь изби ханана, живуща въ Сефец. И бше Господь съ Июдою, и притъ гору, ко же не взмогоша же прити живущии въ раздолии. И даша Халеву Хевронъ, ко же б глаголаъ Моиси, и причасти тол г грады сыновъ Енаковъ (л.171б) и изгна туду сыны Енаковы. Ес, живуща въ не изгнаша же бо ихъ сынове Веньмини, но живху съ ними въ

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

В виду всего вышесказанного я принимаю, что Поликарп был знаком с Печерской летописью и что эта летопись служила источником некоторых исторических данных, приводимых им в своих сказаниях. В подтверждение последнего предположения укажу на следующее обстоятельство: в сказаниях Поликарпа нет ни одного известия исторического характера позже 1110 года, к которому относится только что приведенная ссылка его на явление трех столпов в Печерском монастыре 16 ). Думаю, что это не может объясняться простой случайностью: всего вероятнее допустить, что источник исторических сведений Поликарпа – Печерская летопись оканчивалась на 1110 году. Ср. указание, извлекаемое из Повести временных лет о том, что данные о Печерском монастыре, находившиеся в распоряжении Сильвестра (в 1116 году), не переходили этого 1110 года. Древнейшее известие, сообщаемое Поликарпом – это смерть Глеба Святославича в Заволочии (1078 г. ср. Лавр., Ипат.); самое позднее – это явление трех огненных столпов в Печерском монастыре (1110 г.); древнейшее известие находим в первом сказании Поликарпа о Никите затворнике, позднейшее известие в сказании о Пимене многострадальном – последнем в сочинении Поликарпа 17 ). Я не думаю, чтобы это обстоятельство могло объясняться простою случайностью. Если принять во внимание, что Печерская летопись оканчивалась 1110-м годом, ясно будет, что Поликарп, излагая события из жизни печерских угодников, руководствовался данною в летописи хронологической основой, приурочивал к ней то или другое известное ему происшествие из этой жизни и заимствовал из нее оживляющие его рассказ исторические события. Исследователь, изучающий сказание Поликарпа, поражается тем, что с одной стороны кругозор исторических его знаний как бы не переходил за 1110 год, между тем как с другой – в числе описанных им житий есть такие, которые принадлежат угодникам, жившим несколько позже. Так Спиридон проскурник и Никодим жили в дни игуменства Пимена, то есть в середине XII века, так как Пимен был, согласно данным митрополита Евгения, игуменом от 1132 до 1141 года, а служба Спиридона и Никодима в пекарне, куда их поставил игумен, продолжалась тридцать лет (Берсен. список, а в Кассиановских: за многа лета). Но соображал ли это Поликарп и не предполагал ли он, что Пимен игумен жил гораздо раньше? Название его постником указывает как будто на отождествление личности этого игумена с тем Пименом-постником, который назван (и при том третьим) в числе отцов, посетивших во время игуменства Никона (умершего в 1088 году) одержимого бесом Никиту затворника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010