Блаж. пастырь скончался 31 января 1108 года, «а на весну, – говорит древняя летопись, – почата писати (расписывать стены) св. Софью, стяжанием святого владыки», – по его завещанию 385 . Уже во время Поликарпа, в начале XIII в., чтили память преп. Никиты в числе святых. Но мощи святителя открыты были только в 1553 году 386 . Лицо святителя, как увидели тогда, сохранило на себе отпечаток небесного покоя, с каким он заснул навеки. Облачение его, остававшееся в земле 450 лет, осталось цело, во всей древней красоте; его составляли фелонь, епитрахиль, поручи и палица штофные, кофейного цвета, пояс гарусный, тканый, омофор белого люстрина с крестами из штофа, митра (шапочка) гродетуровая с горностаевой опушкой 387 . Современный повествователь об открытии и прославлении мощей святителя справедливо заметил, что этим прославлением святителя посрамлена «безбожная ересь Башкина», отвергавшего всё сверхъестественное – и благодать Божию и все чудеса христианства. По словам очевидца, в день торжественного открытия мощей до 10 больных получили исцеление. Замечательная особенность в чудесах святителя: преимущественно больные глазами, слепые, с испорченным зрением, получают исцеление от него 388 . Св. чудотворцев и безмездных врачей Кира и Иоанна Св. Кир и Иоанн Кир родился в Александрии. В этом же городе, славившемся образованием, Кир получил воспитание и изучил врачебное искусство. Своим врачевством он оказывал помощь ближним и притом безвозмездно. Подавая больному врачевство против телесной болезни, он об имени Иисуса Христа увещевал больных избегать грехов, как частых причин телесных недугов. Обращая внимание на психические причины телесных болезней, и стараясь с помощью Божией исцелять душевные болезни, св. Кир так прославился врачебным искусством, что затмил славу других врачей. Язычники обращались к нему за врачевством и, получая наставления в вере в Иисуса Христа, подающего вечное здравие человеку, обращались в христианство. Врачебное искусство, при помощи Божией, исцеляло больных, внимавших проповеди св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Никита стал прозорливым и учительным. И что он говорил или пророчествовал, то и сбывалось. Князья и бояре стали приходить к нему для слушания наставлений. Но все, что он говорил, то открывал ему бес. Никто не мог сравниться с Никитой в знании книг Ветхого Завета; он знал их на память. Но Евангелия и книг апостольских он не только не читал, но даже не хотел видеть или слышать о них. И стало всем понятно, что Никита обольщен диаволом. Тогда преподобные отцы монастыря, сияющие добродетелями, пришли к прельщенному и своими молитвами изгнали от него беса. Они вывели его из затвора и спрашивали, чтобы сказал им что-либо из книг Ветхого Завета. Но он клялся, что никогда не читал тех книг; оказалось даже, что теперь он не мог прочесть ни одного слова. Преподобные отцы едва научили его грамоте. Тогда, молитвами преподобных отцов приведенный в полное сознание, он исповедал свой грех и горько плакал о нем, предал себя строгому посту и послушанию, стал жить такой чистой и смиренной жизнью, что других превзошел добродетелями. За его великие добродетели Господь возвел его в сан епископа Новгородского. Будучи епископом, святой Никита во время бывшего бездождия своей молитвой свел с неба дождь, погасил пожар в городе, и много других чудес сотворил. Тринадцать лет был он епископом Новгородским, и 31 января 1108 года отошел ко Господу, в Жизнь Вечную. Тело его Господь прославил нетлением и чудотворением. Теперь размыслим о том, сколько здесь для нас поучительного. Диавол-искуситель повелел затворнику Никите читать книги и оставить молитву. Из сего видно, что диавол не терпит христианской молитвы. Почему не терпит? Потому что молитва – разумею, истинная, которой молятся подвижники Христовы и которой должны молиться все мы, – есть дело важное. Преподобный Макарий Египетский учит: «Глава всякой добродетели и верх добрых дел есть всегдашнее в молитве пребывание» 1 . И точно, кто молится истинной молитвой, тот старается всегда иметь в душе своей твердую веру в Бога и страх Божий, крестится и поклоняется с умиленным сердцем, имеет душу кроткую и смиренную, молитву читает всегда с благоговением, с полным осознанием своего недостоинства пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Святая и самая тесная дружба связывала обоих святых мужей и после – до самой кончины святителя. Сразу после чудесного прибытия преподобного Антония в Новгород положено основание и его будущей обители. Искренно полюбя Римлянина, святитель Никита приказал близ камня его построить малую деревянную церковь , которую сам и освятил, и «тогда же едину келейцу постави» на прибежище инокам. На следующий год приготовлено было место для основания и каменной, доныне существующей церкви Рождества Богородицы. Незадолго до кончины святитель вместе с преподобным размерял место для храма и сам начал копать ров для основания, но церковь построена уже при его преемнике епископе Иоанне. Желая оставить по себе память в храме Святой Софии, Никита хотел было украсить его настенным писанием, но смерть помешала исполниться его усердному желанию. А потому собор был расписан уже после его кончины стяжанием, как замечено в летописи, святого Никиты епископа, согласно завещанию его. Поныне еще цел каменный корпус, построенный святителем Никитой для Новгородского владыки, он и в памятниках, и в народном предании известен под именем Никитского, как построенный святителем Никитой. В летописях ничего не говорится о том, принимал ли какое-нибудь участие святитель Никита в делах внешней новгородской политики. Вероятно, при тогдашней неурядице во всех краях России, он много заботился о соблюдении миролюбивого духа в своей пастве. Этим отчасти и объясняется то, почему новгородцы мало участвовали в тогдашней междоусобной войне князей, и если поднимали оружие против Олега Святославича Черниговского, то единственно за свою личную безопасность. Одиннадцать лет правил паствой святитель Никита. Он преставился в 31 день января 1107 или 1108 г. и был погребен в приделе Богоотец Иоакима и Анны. Мощи его скрывались в земле 450 лет и были открыты в самую тяжкую годину для Новгорода, когда собирались над ним все ужасы гнева Uoahha IV . Почивший святитель опять явился, как бы живой, посреди скорбной своей паствы. За семь лет до открытия мощей его, именно в 1551 г., один благочестивый царедворец, которому поручено было строение дел церковных в Новгороде, внимая в пасхальную ночь чтению деяний апостольских в Софийском храме, поскорбел духом о небрежении, в каком находилась гробница древнего великого святителя Никиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Михаил Черниговский (убит в 1246 г. в Орде), князь-мученик, сын великого князя Киевского Всеволода Святославича Чермного, князь Черниговский, затем великий князь Киевский, канонизирован вскоре после 1246 г., память 14 февраля – с. 14, 67, 68; кат. 128 Михей (1385), преподобный, ученик Сергия Радонежского, память 6 мая – кат. ю, 68 Никита Новгородский (ум. 1108), святитель, епископ Новгородский, почитался с начала XIII в., канонизирован в 1558 г., память 31 января – с. 58, 63; кат. 23, 24, 66, 108 Никита Переславский (ум. 1186), преподобный, столпник, мощи обретены в 1556 г., память 24 мая – с. 35, 36, 37 Никон Радонежский (ум. 1426), преподобный, шумен Троице-Сергиева монастыря, канонизирован в 1547 г., память 17 ноября – с. 32, 37, 41, 44, 50, 51, 69, 72; кат. 10, 70, 108 Пафнутий Боровский (ум. 1478), преподобный, основатель Боровского монастыря, канонизирован в 1547 г., память 1 мая – с. 31, 32, 39, 45, 72; кат. 16 Петр (ум. 1326), митрополит Киевский и всея Руси, 1308–1325 гг. – во Владимире, 1325–1326 гг. – в Москве, канонизирован в 1339 г., памяти, 21 декабря – с. 15, 17, 24, 30, 32, 39, 50, 58, 59, 63, 70, 72; кат. 9, 14, 17, 18, 34, 45, 64, 66, 70, 93, 98, 108, 109, 112, 113, 115, 116, 117, 121, 122, 125, 129, 151, 154 Петр, в иночестве Давид, князь Муромский, сын князя Георгия Ростиславовича, и Февронья, в иночестве Евфросинья, его супруга (ум. 1228), канонизированы в 1547 г., память 25 июня – с. 42, 53, 54 Савва (XVI в.), преподобный, игумен Спасо-Андроникова монастыря, почитается с XVI в. (?), память 13 июня – кат. 73 Савва Вишерский (ум. 1460), преподобный, основатель монастыря на реке Вишера, канонизирован в 1549 г, память 1 октября – кат. 10 (?), 108 Савва Сторожевский (Звенигородский) (ум. 1406), преподобный, основатель Сторожевского монастыря, мощи обретены в 1682 г., память 19 января и 3 декабря – с. 11, 51; кат. 101, 108 Савватий Соловецкий (ум. 1435), преподобный, почитался с начала XVI в., канонизирован в 1547 г., память 27 сентября – с. 16, 39, 63, 72; кат. 23, 25, 36, 103, 108, 133, 144, 151, 158

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Святые епископы и архиепископы 109. Святый Иоаким, первый епископ Новгородский, родом Корсунянин, преставися в лето 6541 Прибыл в Россию с царевною Анною, супругою св. равноапостольного князя Владимира, обращал Новгородцев в христианство , построил первую деревянную церковь св. Софии, завел школу для обучения отроков. Ум. 1030 года и погребен в деревянной церкви св. Иоакима и Анны, им же построенной. Мощи его (как сказано в летописи «кости едины») перенесены в нынешний Софийский собор в 1699 году. Память совершается 10 февраля и 4 октября, вместе с другими угодниками, в том соборе почивающими. (Новгор. Летоп. III, 275). 110. Святый Лука епископ преставися в лето 6562 Прозванием Жидята или Жирята, вторый епископ Новгородский с 1034 года. В 1051 году освящен им знаменитый Софийский храм, доселе существующий; а не долго после того оклеветан он был пред митрополитом, вследствие чего три года содержался в Киеве и скончался на дороге. Известно его «Поучение», дышащее простотою и умом; оно содержит в себе краткое изложение обязанностей христианина. (Изд. в 1 ч. Русск. Достопам.). Блаж. Лука переводил книги с Греческого, но эти труды его до нас не дошли. (Филарет, Обзор Рус. Дух. Литерат. ч. I, стр. 13.). Погребен в Новгороде за Софийским собором. Мощи его обретены в 1558 году, перенесены в Софийский собор и положены в Мартириевой паперти. Память вместе с другими святителями 10 февраля и 4 октября. 111. Святый Никита епископ преставися в лето 6602 месяца января в 31 день Затворник Печерский, епископ Новгородский, хиротонисан в 1097 году. Ум. 1108 года января 31. В этот день совершается память его. Мощи, обретенные 30 апреля 1558 года, и даже бывшие на них одежды, оказались совершенно целыми и невредимыми. Великолепная серебряная рака, в которой они почивают в Новгородском Софийском соборе, вклад графини А.А. Орловой-Чесменской. В «Иконописном Подлиннике»: «иже во святых отец наш Никита, затворник Печерский, архиепископ Новгородский, новый чудотворец, подобием пишется стар, без брады, лице морщиновато, в шапке владычне, риза святительская с омофором, в руках Евангелие» (Филимонов, стр. 262).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Феоктист, святитель, епископ Черниговский † 1123; память в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов во 2-ю Неделю Великого поста, 28 сентября/11 октября в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, 22 сентября/5 октября в Соборе Тульских святых До поставления во епископа долгое время жил в Киево-Печерском монастыре, куда пришёл ещё при преподобном Феодосии († 1074; память 3/16 мая, 14/27 августа, 2/15 сентября). Между 1074 и 1077 годами Печерский Патерик упоминает его одним из начальных учительных монахов, участвовавших вместе с «отцами» и игуменом монастыря в исцелении молитвою и вразумлении прельщённого брата Никиты (впоследствии епископ Новгородский; † 1108, память 31 января/13 февраля, 30 апреля/13 мая). Другом и собеседником Феоктиста был иеромонах Кукша, просветитель вятичей (священномученик; † после 1114; память 27 августа/9 сентября). С 1103 года – игумен Киево-Печерского монастыря. В 1108 году, ревнуя о славе монастыря и своего наставника, исходатайствовал через великого князя Святополка распоряжение митрополита Киевского Никифора († 1121) о внесении в списки святых имени игумена Феодосия Печерского . В том же году окончил постройку каменной монастырской трапезной. 12 января 1113 года хиротонисан во епископа Черниговского. За время пребывания в Чернигове летопись и другие памятники только дважды упоминают его имя: первый раз – 1–2 мая 1115 года, в связи с освящением в Вышгороде церкви во имя святых Бориса и Глеба и перенесением в неё мощей этих святых князей; второй раз – в мае 1123 года, в связи с обстоятельствами смерти и погребения Черниговского князя Давида Святославича. Скончался епископ Феоктист 6 августа 1123 года, по-видимому, в Чернигове. По некоторым позднейшим сведениям, «положен был в Печерском монастыре». Епископ Феоктист был почитаем за праведную и богоугодную жизнь. Литература: Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Историко-статистическое описание Черниговской епархии: в 7 кн. Чернигов, 1873. Кн. 1 и 5, стр. 13–16.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Никита, святитель, епископ Новгородский, затворник Печерский († 1108; память 31 января/13 февраля, 30 апреля/13 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) Родился в городе Киеве. Один из первых постриженников Киево-Печерской лавры. Будущий святитель Никита поступил в обитель еще в юных годах. Вскоре он захотел необыкновенных подвигов и попросил благословения уйти в затвор. Игумен не благословлял его, предупреждая, что он еще слишком молод и может возгордиться, но Никита настоял. Через некоторое время он впал в прелесть. Учил стекавшийся к нему народ, наизусть знал Священное Писание Ветхого Завета, даже проявлял прозорливость, но никогда не обращался к Новому Завету и не называл имени Иисусова. По этому признаку благочестивые старцы поняли, что это все действия нечистой силы. К его пещере собрались: игумен Никон († 1088; память 23 марта/5 апреля), подвижники Матфей прозорливый († ок. 1085; память 5/18 октября), Исаакий святый († ок. 1090; память 14/27 февраля), Григорий чудотворец († 1093; память 8/21 января), Пимен постник († после 1114; память 27 августа/9 сентября) и летописец Нестор († ок. 1114; память 27 октября/9 ноября) и едва своими молитвами избавили его от прелести. После того Никита не только забыл весь Ветхий Завет , но с большим трудом вновь научился читать. После этого он усугубил свои подвиги, но уже не с гордостью, а с истинным смирением, воздержанием и послушанием и вскоре превзошел всю братию. В 1096 году Никита был хиротонисан Киевским митрополитом во епископа Новгородского. Здесь он служил для всех примером благочестия и своими молитвами дважды спасал город от пожара и от губительной засухи. Творил и другие чудеса. Скончался святитель 31 января 1108 года. В день его отпевания исцелились до 10 тысяч больных. Примечательно, что исцеление получили главным образом слепые и страдающие болезнями глаз. Мощи его были обретены 30 апреля 1558 года архиепископом Новгородским Пименом († 1571), получившим на это чудесное извещение в видении. Когда открыли гроб, то оказалось, что не только тело святого нетленно, но и одежды его настолько сохранились, что использовались за богослужением в день памяти святого угодника.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Феоктист Печерский, Черниговский, свт. - житие Святитель Феоктист, Епископ Черниговский (память 5/18 августа) Святитель Феоктист, епископ Черниговский, по вступлении на кафедру подвизался в Киево-Печерском монастыре. Он был в числе великих старцев, исцеливших молитвой преподобного Никиту, впоследствии святителя Новгородского (сведения о нем под 31 января/13 февраля). В 1103 году святой Феоктист был поставлен игуменом Киево-Печерского монастыря. В 1108 году он построил на средства благоверного князя Глеба Всеславича каменную трапезную. Именно святой Феоктист настоял, чтобы имя преподобного Феодосия (память 3/16 мая) было внесено в синодики святых по всей Руси. В 1110 году, 11 февраля, при нем было небесное знамение в Печерском монастыре: явившийся огненный столп от земли до неба и молния осветили всю землю, в 1 час ночи прогремел гром; огненный столп стоял над каменной трапезой так, что не было видно креста; затем перешел на церковь и стал над гробом преподобного Феодосия, а потом, повернувшись к востоку, стал невидим. " Это же был не огненный столп, но лик ангельский, - писал преподобный Нестор Летописец, - ибо Ангел так является: когда столпом огненным, когда пламенем, как сказал пророк Давид, творяй Ангелы своя духи и слуги своя огнь палящ " (Пс. 103, 4). В 1113 году он был посвящен во епископа Черниговского. Владыке Феоктисту досталась весьма запущенная кафедра, огромные размеры Черниговской епархии, в состав которой входили десятки городов. Неизвестно когда и где родился епископ Феоктист. Предположительно, что он из знатной семьи, о нем ходила слава врачевателя, исцелявшего многие болезни. Время управления епископом Феоктистом Черниговской кафедрой совпала с княжением в Чернигове старшего из Святославичей - князя Давида Черниговского. Стольный город Чернигово-северской земли был тогда одним из наиболее крупных, интенсивно развивающихся городов древнерусского государства. С начала XI столетия его укрепленная территория увеличилась в четыре раза. В Чернигове в это время уже были монастыри и каменные храмы. При Феоктисте их количество увеличилось. Именно тогда возродился Успенский собор нынешнего Елецкого монастыря.

http://pravicon.com/info-3563

XII век. Софийский собор Житие Новгородского епископа Никиты, Печерского затворника 5 Память его празднуется месяца января в 31-й день, месяца февраля в 10-й день, месяца апреля в 30-й день, месяца мая в 14-й день и месяца октября в 4-й день †1108 На Новгородской кафедре с 1096 по 1107 или 1108 гг. Святой Никита святительствовал в Новгороде в счастливое княжение здесь Мстислава Владимировича Храброго – сына Мономахова. Он в сонме иерархов Новгородских более известен как строгий подвижник, по выражению составителя службы, он был «делатель винограда Христова, ум божественный, орган духовный, светильник света и струя любви неистощимая». Жизнеописатели исключительно занимаются описанием его подвигов. С этой стороны жизнь святителя весьма поучительна, потому что Господь и ему, как некогда апостолу Петру, попустил пасть, но, внимая его покаянию, восставил его, чтобы сам он, быв искушен, мог оказать помощь и искушаемым. Святитель Никита был родом киевлянин и один из первых пострижеников Печерской обители, в памяти которых еще живо сохранились духовные подвиги первых основателей лавры. Желая стать наряду со многими, сиявшими тогда святостью жизни подвижниками Печерскими, Никита пожелал затвора. Опытный игумен долго уговаривал его остаться в обители для услужения братии, указывал на его молодость, неопытность и опасность сего подвига, указывал на поучительный пример Исаакия, который в то время еще был в живых, но юный подвижник ни о чем, кроме затвора, не хотел и слышать. Наконец пламенное его желание было исполнено. Никита, напутствуемый благословением и молитвами старцев, удалился в уединенную келью и завалил в нее вход. Но в уединенной пещере недолго продолжались его мирные подвиги. Искушение, некогда постигшее Исаакия, постигло теперь и юношу Никиту. Однажды, когда он стоял на молитве, вдруг ему послышался голос некоего, невидимо молящегося с ним, и в то же время пещера наполнилась необыкновенным благоуханием. Неопытный Никита эту прелесть духа принял за посещение ангела Божия и начал умолять невидимого гостя, чтобы тот явился ему чувственным образом. Но таинственный голос отвечал: «Не явлюсь тебе ради твоей юности, чтобы ты не превознесся», – утверждая еще более этими хитрыми словами затворника в его прелести. Когда же он начал умолять со слезами и дал обещание во всем исполнять его волю, тогда искуситель явился ему чувственно, и обольщенный поклонился ему. «Теперь тебе уже не для чего молиться, – сказал ему враг Бога и людей, – ибо я за тебя стану воссылать мольбы, ты же читай только книги и подавай полезные советы приходящим к тебе». Послушался и этой прелести духа злобы неопытный затворник, ибо искуситель показывал вид, что он непрестанно молится за него.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святитель Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский Аудио Память 31 января/13 февраля Скачать (MP3 файл. Продолжительность 3:01 мин. Размер 2.2 Mb ) Читает иеромонах Игнатий (Шестаков) Святитель Никита родился в XI веке. Он начал монашескую жизнь в Киево-Печерской лавре. Будучи совсем молодым и пылая рвением, но не обладая еще даром духовного рассуждения, он затворился в пещере вопреки воле игумена, преподобного Никона. Старцы, имеющие опыт духовной брани, вскоре поняли, что послушник заблуждается, и усердно молились о нем. Вскоре пещеру затворника наполнило необыкновенное благоухание. Он услышал голос и, думая, что удостоился Божественного откровения, воскликнул: «Господи, явись мне Сам осязательно, чтобы я видел Тебя!» Таинственный голос ответил ему: «Я посылаю к тебе ангела, а ты исполняй все, что он тебе скажет».      Тогда под видом ангела Божия явился бес. Неразумный послушник, не раздумывая, пал на землю и поклонился ему. Бес приказал ему перестать молиться, говоря, что отныне сам будет молить о нем Господа, и велел посвятить все свое время только чтению Ветхого Завета. Несчастный бездумно повиновался. Он оставил молитву и, утешаемый постоянным присутствием ангела, стал учить наизусть Ветхий Завет. Через некоторое время бес стал открывать Никите события, происходившие в миру, так что казалось, будто затворник получил дар пророчества. Все большее число мирян стало приходить к нему, чтобы услышать предсказания. Однако старцы заметили, что Никита никогда не говорит своим посетителям ничего о Новом Завете. Уразумев, что он пребывает в бесовской прелести, они решили вмешаться, чтобы вывести его из заблуждения. Иноки взломали дверь его пещеры, изгнали своими молитвами лжеангела и вынудили затворника выйти наружу. Никита был спасен от наваждения, но казалось, что он впал в детство. Он вдруг не только забыл весь Ветхий Завет, но даже разучился читать, так что ему снова пришлось учиться, как школьнику. Так, постепенно придя в себя, он понял, в чем была его ошибка, искренне покаялся, проливая обильные слезы, и стал жить в полном послушании и смирении. Он возрастал в святых добродетелях, так что впоследствии был удостоен сана епископа Новгорода Великого. И после блаженной кончины в 1108 году святитель Никита продолжал творить многочисленные чудеса, в особенности исцеления слепых.

http://pravoslavie.ru/59420.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010