И вот с этого времени начинается особенно тяжелая жизнь для пророка – невыразимые страдания как физические, так и нравственные. Утвердившись на престоле, Навуходоносор в 601–600 г. подчинил себе Иудею ( 4Цар.24:1 ). Но Иудейский царь Иоаким только три года оставался верным Навуходоносору, а затем отложился. Навуходоносор явился под стенами Иерусалима (в 597 г.), чтобы наказать восставших. Иоакима в это время уже не было в живых, и престолом владел сын его Иехония. Навуходоносор взял его и многих «сильных земли» в плен; при этом также были захвачены сосуды и различный драгоценности из храма и дворца ( 4Цар.24:12–16 ). Воцарился Седекия. Он, по-видимому, был человек добрый, но до крайности слабохарактерный. Он высоко уважал пр. Иеремию, но не имел решимости следовать его указаниям. При нем получили особую силу князья, ложные пророки и беззаконные пастыри. Под влиянием речей пр. Иеремии царь Седекия выражает чувства покорности вавилонскому царю: сначала посылает послов к нему, а затем идет и сам (29:3, 51:59). Иеремия, пользуясь случаем, посылает переселенным с Иехонией иудеям в Вавилон послание (29:3), где убеждает их спокойно жить и добровольно служить вавилонскому царю. В знак неизбежности плена, вопреки ложным пророкам, Иеремия носит узы и ярмо (27:2). Однако слабый царь не устоял и под влиянием князей заключил союз с Египтом, отложившись от вавилонского царя. Последний двинул свои войска к стенам Иерусалима и осадил его. Осада продолжалась 1½ года (52:4... 39:1, 4Цар.25:1 ). В это время страдания пр. Иеремии достигли высшей точки напряжения. Он предсказывает о скорой гибели Иерусалима и храма (34, 22) и хочет удалиться из преступного города в землю вениаминову; но когда он был в воротах города, то был схвачен и посажен в темницу, как дезертир (38:13...), а затем его бросают в грязную яму. Но прор. Иеремия не умолкает. Поражая нечестивых, он утешает боящихся Господа. «И ты, раб мой Иаков, не бойся,– говорит Господь,– и не страшись Израиль, ибо вот Я спасу тебя из далекой страны и племя твое из земли пленения их; и возвратится Иаков и будете жить спокойно и мирно, и никто не будете устрашать его» (30:10). Словом, вавилонским пленом история израильского народа не оканчивается; наоборот, для него предстоит новая лучшая жизнь. Тогда Господь заключит с людьми новый совершеннейший завете (31:31034). Праведная Отрасль Давида тогда встанет во главе народа, и люди скажут (23:5–6): «Господь – оправдание наше!»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

«И предали заклятию все города, мужчин и женщин, и детей, не оставили никого в живых)» (Библия, Второзаконие, 2:34). «…Не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение» (Библия, Числа, 14:9). «Когда пойдет пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Гергесеям, Евеям, Иеву­сеям, и истреблю их (от лица вашего), то не поклоняйся богам их, и не служи им, и не подражай делам их, но сокруши их и разрушь столбы их» (Библия, Исход, 23:23–24). И вот, наконец, главная задача – завоевание мирового господства якобы по воле Божией для начала на Земле обетованной: «…Прогоните от себя всех жителей земли и истребите все изображения их, и всех литых идолов их истребите, и все высоты их разорите; и возьмите во владение землю, и поселитесь на ней, ибо Я вам даю землю сию во владение» (Библия, Числа, 33:52–53). Конечно, читая эти людоедские строки из Ветхого Завета, надо учитывать время, когда они были написаны и соответствующие исторические обстоятельства. Не будем забывать и о тех десяти заповедях, которые вручил Господь Моисею на горе Синай и которые стали основой гуманизма и человеческой цивилизации. Но дело все в том, на каких заветах и на каких традициях держатся государства и цивилизации сегодня. Поэтому только благими намерениями тут не обойтись. Ими, как известно, выложен путь в ад. Бойня в Газе Современный Израиль отказался от тех библейских норм, в соответствии с которыми врагу отвечают соразмерно правилу: «Око за око. Зуб за зуб», и выбрал для себя формулу: «За зуб – все зубы, а за глаз – за оба глаза». После того как 7 октября с.г. силы движения ХАМАС объявили о начале операции «Наводнение Аль-Акса» и выпустили несколько тысяч ракет по территории Израиля, тысячи боевиков вторглись туда, захватив десятки единиц военной техники и свыше сотни заложников. Более полутора тысяч израильтян были убиты. Это преступление было осуждено мировым сообществом, хотя и было признано результатом безнадежности попыток палестинцев создать собственное государство, решение о котором вместе с решением о создании Израиля было принято еще в 1947 году.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/01/izrail...

И священный памятник библейской письменности, изображающей историю периода судей (кн. Судей), действительно, представляет три случая внешнего явления Ангела Иеговы и, кроме того, неопределенное, правда, указание на участие его – в судьбах Израиля – в поэтической песни Девворы ( Суд. 5:33 ). Ангел Иеговы, согласно обетованию Иеговы ( Исх. 23:20–23 ), имел не только ввести Израиль в обетованную землю, но и содействовать занятию её им и для того изгнать из Ханаана хананеян, общение и сожительство с которыми было бы пагубно для народа Божия во всех отношениях и, что важнее всего, в деле чистоты религии и нравственности. Отсюда изгнание их было делом первой необходимости, а потому и многократно было заповедано евреям в книгах Моисея ( Исх. 23:32; 34:12–16  и др.). Но такое изгнание хананеян Ангел Иеговы мог и имел совершить, только под условием собственного нерасположения евреев к идолослужению хананеян и к ним самим ( Исх. 23:24 ; Чис. 33:52 ; Втор. 7:2 ). Но время после смерти И Навина показало, что евреи склонны входить в мирные отношения с хананеями; отдельные колена не думали изгонять хананеян из своих пределов и довольствовались наложением на них дани, совершенно забывая о той опасности для чистоты их религии, какая грозит им со стороны хананеян ( Суд. 1 ). Тогда следует грозное обличение беспечным со стороны Ангела Иеговы. «И пришел, говорит священный писатель кн. Судей (2:1–3), Ангел Иеговы из Галгала в Бохим и сказал: Я вывел вас из Египта и ввел вас в землю, о которой клялся отцам вашим, и сказал Я: не нарушу завета Моего с вами во век. И вы не вступайте в союз с жителями земли сей, жертвенники их разрушьте, но вы не послушали гласа Моего. Что это вы сделали? И потому ( ) говорю я, не изгоню их от вас, и будут они для вас петлею, и боги их будут для вас сетью». Некоторые, древние и новые экзегеты понимают данный рассказ в смысле откровения Иеговы через первосвященника (Финееса, упоминаемого в Суд. 20:28 ) или через пророка 245 . Но название Maleach Iehovah для человека в историческом повествовании было бы совершенно беспримерным в Библии; в Агг. 1:12  этим именем назван пророк (Аггей), а в Мал., 2:7 – священники (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

И услышал Саул и все израильтяне и ужаснулись. И сказал Давид Саулу: «Пусть не ужасается из-за него сердце моего царя: я пойду, ибо я, твой слуга, пас стада своего отца, и если приходил лев или медведь, то я поражал его». И облёк его Саул в свою одежду [и] оружие, но Давиду не понравилось его оружие, и он взял свою палицу, пять камней из ручья, и с пращой в своих руках выступил против филистимлянина. Филистимлянин, идя к нему, поносил его и проклинал его своими богами. И сказал Давид: «Господи, уберёгший меня от пасти льва и лап медведя, Ты и ныне убереги меня от рук этого гордого и надменного филистимлянина!» Филистимлянину Давид сказал: «Ты идёшь против меня вооруженный и со щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога Израилева, Наставника, Которого ты сегодня поносил; предаст тебя Господь в мои руки, и узнает вся земля, что Он – Бог Израиля, и узнает всё это собрание, что не оружием и броней спасает Господь, ибо эта брань – Господня». (См. 1 Цар. 17:11, 32, 34–35, 38–41, 43, 45–47). Въставъ иноплеменьникъ, идше на Давиду, и простре руку свою Давидъ въ тоболець и вз камень и, вложь въ пращю, вергъ и дари иноплеменьника, и ньзше камень подъ шлемъ въ лици. И паде иноплеменьникъ ниць на землю, и текъ Давидъ, исторгъ мечь и сче главу Видвше же се, иноплеменьници (л.189а) бжаша, Израиль же гнаша во слдъ ихъ избиша ихъ звами. Филистимлянин, поднявшись, пошёл навстречу Давиду, а Давид сунул свою руку в сумку и взял один камень, и, вложив в пращу, метнул и поразил филистимлянина, и камень вонзился под шлем в его лоб. И филистимлянин упал лицом на землю, а Давид, подбежав [и] вынув его меч, отсёк его голову. Филистимляне, увидев это, побежали, а израильтяне погнались вслед за ними и поражали их. (См. 1 Цар. 17:48–49, 51–52). Сице же бо брань б нкогда въ вр крестьньстй при цар, иже имшеть борца преславна изрдна, могуща, именемь Лю. Превеликъ б и крпокъ, и многы противщас биваше. И хвалшес о немь Максимьнъ, ко не обрстис мужю противу нечеловчи дерзости. Видвъ же се, ноша нкый вры крестьньскы именемь Нестеръ, ближика сы свтому мученику Дмитрию, исполнис божествены ревности, понеже вид многы борца и вельми хвалщас и гордща. И тече въ свтому и того, тверженъ бывъ молитвою къ Богу, текъ на позорище снтъс съ борцемъ, и би Лю. И се вид безаконьный царь Максимьнъ, разгнвавс, повел (л.189б) скнути Нестера. И предасть душю свою Господеви въ к день октбр.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Ибо если Давид говорит: «Бог сказал мне», то необходимо заметить, что ни Давид, и никто из пророков не говорит от своего лица, от самого себя, так как не человек изрекает пророчества, но Дух Божий действует через него. Он принимает вид и образ в пророках, каждый раз по подобию лица, к которому относится, и говорит иногда как Христос, а иногда – как Отец. 50. Так, согласно с этим, Сам Христос говорит через Давида, что Господь беседует с Ним, говорит о Себе через пророков, например, через пророка Исаию: И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой – сила Моя. И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли (Ис. 49: 5–6). 51. Здесь, прежде всего, следует обратить внимание на то, что существование Сына Божия от начала времен следует из того, что Отец беседовал с Ним и, прежде чем Он родился (на земле), сделал Его известным людям. Потом Он был определен к тому, чтобы, родившись от Девы, явиться людям, и что Сам Бог производит Его от чрева Матери, т. е. что Он должен родиться от Духа Божия, и что Он есть Господь всех людей и Искупитель верующих в Него не только иудеев, но и других. Ибо на еврейском языке иудейский народ назван Израилем, по отцу Иакову, который также был назван Израилем; а язычниками (Писание) называет всех людей. Самого Себя Сын называет рабом Отца ради Своего послушания Ему, ибо у всех людей любой сын есть раб своего отца. 52. Писание повествует, что Сын Божий, Христос, Который был прежде всего мира, есть у Отца и, будучи у Него, вместе с тем находится близко и в соприкосновении с людьми и есть Царь всего, – т. к. Отец покорил Ему все, – и Искупитель верующих в Него. Но так как невозможно отдельно каждое свидетельство Писания делать предметом изъяснения, то ты должен сообразно с этим понимать и другие (свидетельства), подобные этому, веруя во Христа и прося у Бога мудрости и разума, чтобы постигнуть сказанное пророками. 53. И что Христос, Который был у Отца, т. к. Он есть Слово Божие, был определен воплотиться и стать человеком, принять на Себя рождение, родиться от Девы и жить между людьми, когда Отец всего Сам ходатайствует о Его воплощении – об этом пророк Исаия говорит так: Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Икона «Распятие Христа»: Столп огненный и облачный Далекое, эпическое время оживало в мечтах иудеев, ждущих Мессию. Христос, думали они, покорит и сметет державу римлян, кощунственно зовущих себя ‘сынами божиими’. Но Сын Мариин оказался иным. 14 августа, 2012 Далекое, эпическое время оживало в мечтах иудеев, ждущих Мессию. Христос, думали они, покорит и сметет державу римлян, кощунственно зовущих себя ‘сынами божиими’. Но Сын Мариин оказался иным. Посреди земли, «населенной и молчащей», посреди языческой римской ойкумены, вне стен града святого Иерусалима , возвышается Крест Сына Божия. На глазах у всех четырех концов земли, которых Он пришел воздвигнуть с Собой в Воскресении Своем, смертью Крестной умирает Он, совершает Он Свой спасительный Исход, Пасху Свою Крестную. Земля умолкла пред Богом Живым (Авв.2:20). Репродукция иконы Дионисия В Крестной тишине слышит ответ на свой вопрос пророк Аввакум: «Доколе, Господи, я буду взывать и Ты не слышишь, буду вопиять о насилии, и ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия?.. Закон потерял силу, и суда правильного нет, так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный» (Аввак. 1, 2-4). Внимает молчанию ответу Бога на Кресте и псалмопевец Давид: «Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?» (Пс. 93, 3) Да! – все концы земли увидят спасение Бога нашего (Ис.52:10) – не так, как приносил спасение яростный Сын Навин, не знавший страха и пощады к неприятелю, приносит спасение Израилю и миру Сын Мариин. Он воздевает руки не для того, чтобы продолжалось уничтожение врагов – Он отдает Себя, чтобы Его уничтожили, чтобы страданиями и смертью Он лишился части с живыми и стал одним из мертвецов. «Нага и помазана Мертвеца» (Канон на Плач Богородицы) примет Его на руки Матерь Его вскоре… Он вознесен от земли, отторгнутый от земли живых, претерпевает казнь за преступления народа Своего (Ис. 53:8). Если взирать на икону издали, то цветовые пятна риз жен и Иоанна Богослова , стоящих у Креста – алые и синие – как столп облачный и столп огненный, сопровождавший Израиль в его Исходе ветхозаветном из Египта. Стоп огненный и облачный были место Богоявления – Сам Бог Израилев шел с народом Своим в столпе огненном и облачном. (Исх.12:21)

http://pravmir.ru/ikona-raspyatie-xrista...

Истощённые люди валялись прямо на улицах и крышах своих домов. Нехватка хлеба и воды, скученность населения, сосредоточенная на небольшой территории, привели к вспышке эпидемических заболеваний. Смертность увеличивалась с каждым днём. Люди умирали сотнями. И те кто гибли от меча, были счастливее умирающих голодом. Вот как описал под свежим впечатлением совершившейся катастрофы все ужасы осады и взятия Иерусалима один из её очевидцев: «Язык грудного младенца прилипает к гортани его от жажды; дети просят хлеба, и никто не подаёт им... Кожа их прилипла к костям их, стала суха, как дерево... Руки мягкосердечных женщин варили детей своих, чтобы они были для них пищею... Приблизился конец наш, дни наши исполнились; пришёл конец наш... Не верили цари земли и все живущие во вселенной, чтобы враг и неприятель вошёл во врата Иерусалима» (Плач Иеремии 4:4,8,10,18:12). Исполнилось слово Писания: «Вот изливается гнев Мой и ярость Моя на место сие, на людей и на скот, и на дерева полевые и на плоды земли...» ( Иер.7:20 ). Господь жестоко покарал Иудейское царство. Но Иерусалим сам виноват в своём падении. Торжествующие над ним враги – только слепые орудия гнева Божия, карающего иудеев за их преступления. «Всё это – за грехи лжепророков его, за беззаконие священников его, которые среди него проливали кровь праведников» (Плач Иеремии 4:13). Господь напрасно никогда не поражает людей страданиями. Пророк Иеремия в судьбе своего народа видит естественное последствие грехов, какими Израиль прогневал Бога. В течении долгих 19-и месяцев Иерусалим мужественно выдерживал упорную осаду и штурм вавилонян. «И находился город в осаде до 11-го года царя Седекии» ( Иер.52:5 ). Таким образом, осада длилась последние 3 месяца 9-го года правления Седекии, весь 10-й год и первые четыре месяца 11-го года. Когда силы осаждённых оказались окончательно подорванными, пехота вавилонян, одетая в лёгкие панцири и вооружённая мечами, луками, копьями и щитами ворвалась внутрь укреплений. Иерусалим подвергся беспощадному мщению победителя.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Как многие великие созерцатели, Матерь Божия письменно Своего опыта не излагала. Однако те немногие Ее слова, которые донесли до нас евангелисты, свидетельствуют об удивительной глубине Богопознания. «Се - раба Господня, да буди ми по слову твоему» - отвечает Она Ангелу-благовестнику. Это всего лишь подтверждение Ее личного полного послушания Господу. А какое теоретическое Богословие больше полного, абсолютного, без тени колебаний послушания Богу? Именно к этому Пресвятая Богородица призывает и виночерпиев (всего лишь виночерпиев! - Она очень скромна!) в Кане Галилейской: «что скажет Он вам, сделайте». Но ведь это пожелание всецелого послушания Богу. В нескольких словах отражена ее естественная жизненная позиция, возможно, с момента рождения. Это ли не Богословие? И, наконец, удивительный гимн в первой главе Евангелия от Луки: «величит душа Моя Господа, 47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, 48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; 49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; 50 и милость Его в роды родов к боящимся Его; 51 явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; 52 низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; 53 алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; 54 воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, 55 как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века». Думаю, не нужно объяснять православному читателю, что здесь каждое слово - Богословие высочайшей пробы. 3. «...чтобы посрамить жестокосердие мужей» Это выражение придумано не феминистками, а авторами житий некоторых равноапостольных ( и не только равноапостольных) святых жен. Звучит оно обычно так: «Господь воздвиг такую-то, чтобы посрамить жестокосердие мужей». А такое бывает? - возмутятся некоторые братья. Давайте обратимся к истории. Древний Израиль. Эпоха Судей. Доблестные мужи-Судьи периодически спасают Отечество от завоевателей и приводят в чувство регулярно отпадающий от Бога народ. И вдруг в этом славном мужском ряду появляется женщина, Девора. А Библия нам свидетельствует, что на всех Судьях Израиля почивал Дух Божий. То есть узурпировать эту должность было невозможно. Девора была пророчицей еще до того, как стала управлять Израилем. Почему Господь на столь важное дело выбрал женщину? Кроме всего прочего, еще и потому, что самый храбрый из мужей Израиля, Варак, боялся без нее битву начать. Под руководством Судьи и пророчицы враги были побеждены. Наступил период благоденствия.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Однако оба они оказались негодны: один удавился и вытекли у него все внутренности, а другой, летая вопреки естеству, разбился. И в ковчеге Ной и его сыновья были, но Хам, оказавшийся порочным, один понес наказание. Знай, что как отцы за детей не/101г наказываются и сыновья за отцов, так и жены за мужей, и слуги за господ своих, и родственники за родственников, и друзья за друзей, и праведные за неправедных, но каждый за свои дела будет держать ответ. Ведь ни Ной за весь мир вместе с миром потоплен не был, ни Лот за содомитян сожжен не был, ни Раав за Иерихон убита не была, ни Израиль за египтян потоплен не был. Ведь не соседство осуждается, а единение воли. Никто не умрет за другого, но связан узами своих грехов ( Притч. 5:22 ). И «Вот человек и дело перед лицом Его» ( Ис. 62:11 ) и «праведность праведного на нем будет, и беззаконие беззаконного на нем будет» ( Иез. 18:20 ) и «каждого по пути вашему буду судить вас, говорит Господь Бог дому Израилеву» ( Иез. 18:30 ). И «Зачем вы говорите притчу эту: Отцы ваши ели кислый виноград, и на зубах детей оскомина? Б220 Жив Я!/102а говорит Господь, если говорится притча эта в Израиле, что все души – Мои. Как душа отца, так и душа сына – Моя. И душа согрешающая – та пусть умрет» ( Иез. 18:1–4 ). -П Глава 55 После же Амасии царствовал Озия, Азария, сын его (785–742). И сделал правое перед Богом. И благоденствуя, и захотел сам покадить Богу, что позволено только иереям. И вот, когда он кадил в церкви, И158 внезапно заболел проказой и , процарствовав 52 года. О нем говорит и Златоуст: З- Ведь Озия, став могущественным, не вынес силы величия, но как от многоядения возникает недуг, из недуга же рождается жжение огня, а от этого затем часто наступает смерть, так же и здесь от избытка вещей возникло безумие. Ведь что для тел(а) жжение, то для души безумие. А за безумием обычно следует/102б желание Так в конце концов сердце его слишком вознеслось, и не осталось внутри безумие его и не было но исторглось и, на злое дело обратившись, погубило всю его добродетель.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одним из основных аспектов проповеди Иезекииля был призыв к покаянию. «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог, не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» ( Иез. 33:11 ). Пророк всегда настаивал на личной ответственности каждого человека. Преображение народа Божия должно зависеть от усилий каждого, поэтому его проповедь имела цель пробудить искреннее покаяние в людях. Сам человек не способен полностью освободиться от греховности, он видит спасение только в благодатной Силе Божией. Лишь Она может искоренить врожденную нечистоту человека и омыть сердце действием Святого Духа. После 571 года мы почти ничего не слышим об Иезекииле, видно пришло время его смерти, но миссия к этому времени была уже полностью выполнена. Пророк вселил в свой народ надежду на лучшее будущее, начертал ему дорогу вперед. Лучшие сыны израилевы целиком приняли его программу и, стараясь освободиться от греха, вновь собрались на возрожденной Земле, чтобы воздвигнуть Храм и готовиться к великому дню пришествия Господа. Символика Книги пророка Иезекииля. Книга изобилует символическими действиями и аллегориями: кирпич – осада Иерусалима; возлежание на ложе – продолжительность суда (долго ждет, но больно бьет); нечистый хлеб – голод; сбритые волосы – судьба жителей; выселение – бегство Седекии; еда с дрожью – неуверенность народа в своем будущем; траурные одежды – падение Иерусалима; два зла – соединение Иудеи и Израиля. Аллегории: блудная жена – нарушение Иерусалимом верности ( Иез. 16:1–52 ). Притча о блудных сестрах – Оголы и Оголивы (Огола это Самария – Израиль, а Оголива это Иерусалим – Иудея). «И было ко мне слово Господне: «Сын человеческий! были две женщины, дочери одной матери, и блудили они в Египте, блудили в своей молодости; там измяты груды их, и там растлили девственные сосцы их. Имена им: большой – Огола, и сестре ее – Оголива. И были они моими, и рождали сыновей и дочерей; и именовались – Огола Самариею, а Оголива Иерусалимом.»» ( Иез. 23:1–4 ). Большой крокодил ( Иез. 29:3–7 ) «…большой крокодил, который, лежа среди рек своих, говорит: «моя река, и я создал ее для себя»» – это царь Египетский и пророчество о Египте, фараон в своем могуществе. Но говорит Господь «…вложу крюк в челюсти твои и к чешуе твоей прилеплю рыб из рек твоих, и вытащу тебя из рек твоих со всею рыбою рек твоих, прилипшею к чешуе твоей. И брошу тебя в пустыне, тебя и всю рыбу из рек твоих, ты упадешь на открытое поле, не уберут, и не подберут тебя; отдам тебя на съедение зверям земным и птицам небесным», т.е. суд над Египтом и его жителями, что и исполнилось в историческом плане. «И узнают все обитатели Египта, что Я – Господь; потому что они дому Израилеву были подпорою тростникового». И действительно, сейчас земля абсолютно бесплодна по сравнению с той эпохой, когда земля была плодородная и всех кормила; в пророческом плане все исполнилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010