“Во дни Самегара, сына Анафова 51 , Во дни Иаили 52 праздны были дороги, И ходившие прежде путями гладкими тогда ходили окольными дорогами. Не было вождей у Израиля, не было, Пока не восстала я, мать во Израиле” ( Суд.5:6–7 — М). Народ заплатил рабством за неверность своему Богу. Не будучи больше поддерживаем Божественным Духом, он потерял силу, которая побуждала бы его действовать против опасности. Одинокий, он чувствовал себя слабым, он сделался трусом. “Избрали новых богов, От того война у ворот. Виден ли был щит и копье У сорока тысяч Израиля?” ( Суд.5:8 — М). Пророчица была строга, даже сурова в тот час, когда Израиль омыл стыд своего прошедшего. Она, казалось, замечала это сама и с деликатностью, свойственной душам мужественным, выразила свою любовь и свое удивление начальникам, которые вели Израиля на путь победы: “Сердце мое к вам, начальники Израилевы! К народу, показавшему рвение!”. К торжеству победы она призывает весь народ, всех, которые теперь наслаждаются мирной безопасностью. “Ездящие на ослицах белых, Сидящие на коврах и путешествующие, Пойте песнь!” ( Суд 5:10 — М). Наконец она доходит до изображения самой победы. Пред величием этого предмета она старается воодушевить себя еще больше: “Воспряни, воспряни, Девора, Воспряни, воспряни! Воспой песнь!” Припоминая, как она звала еврейского военачальника, она восклицает: “Востань, Варак! И веди пленников твоих, сын Авиноамов!” ( Суд 5:12 — М). Побуждаемые этими словами, евреи победили значительные силы царя хананейского. Своим торжеством над “храбрыми” ( Суд.5:13 ) израильская армия была обязана пророчице. Девора, впрочем, хвалит всех тех, кто послушался ее голоса. Но песнь звучит язвительною насмешкою когда пророчица поет о тех, кто не послушался ее зова. Она смеется над коленами, которые не пришли на поле битвы по нерешительности или по беспечности: над Рувимом, который сидя у своих ручьев со стадами, убаюкивает себя свирелью; над Гадом, который спокойно смотрит, как течет Иордан; над Даном и Асиром 53 , которые сладострастно отдыхают у своих морских берегов. Между тем в то же самое время Завулон и Неффалим составляют большую часть воинов израильской армии, готовы сразиться и умереть за свободу Израиля.

http://azbyka.ru/zhenshhina-v-vethom-zav...

Автор неточно передал в приведённой фразе... слова Hilgenfelh’a». След. пр. Рыбинский уравнивает «никакого подобного » ... с «неточно передал». Между тем слова «никакого подобного» – значат: вымысел сочинительство; а «не точно передал» – погрешность в частностях (в общем верно). Всякий русский человек понимает, что между вымыслом («никакого подобного») и не точною передачею факта, существует целая пропасть. Потом, к чему два вопросительных знака вставлены проф. Рыбинским в нашу тираду? Проф. Рыбинский своим выражением «никакого подобного» поставил крест на моём сообщении, признав его по содержанию фактически ложным. Если же ему угодно было простереть свою «всеисчерпывающую», «беспощадную» критику и на мой «вымысел», то она могла, следов. касаться только уже стороны литературного, грамматического выражения, и самое большее стороны логической. А с этих сторон что же неправильного нашёл проф. Рыбинский в моей тираде?... – Познакомившись ближе с книгой проф. Рыбинского мы убедились, что он имеет какую-то странную привычку вставлять знаки вопроса в выписки из различных авторов и это, по-видимому, делается не во имя каких-либо серьёзных соображении, а просто «манием» руки. 49 Проф. Рыбинский не может посетовать на нас за то, будто бы делаем «искусную мозаику» из его книги. Мы не берём просто отдельные выражения, а целые предложения, только опуская иногда придаточные предложения; он не может даже пожаловаться, чтобы мы заимствовали свои выписки, из отдалённых частей книги его, наши выписки собраны всего с 5–6 стр.; причём две страницы 240–241, а потом три стр. 467–469 стоят рядом. 52 В кн. Царств читаем о происхождении самаританства: «и переселён Израиль из земли своей в Ассирию... и перевёл царь ассирийский людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Емафа, и из Сепорваима, и поселил их в горах самарийских вместо, сынов израилевых... Притом сделал каждый народ и своих богов и поставил в капищах высот, какие устроили самаряне, – каждый народ в своих городах, где живут они...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Блаженный Иероним († 420 г.) приводит еще и другие места, на которые ссылались эти сектанты, и которые отчасти объясняют ироническое наименование их «милосердными»: «…Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников. И так весь Израиль спасется» ( Рим. 11:25, 26 ); «Но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа» ( Гал. 3:22 ); «И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня» ( Ис. 12:1 ); «Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним, доколе Он не решит дела моего, и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его» ( Мих. 7:9 ) и другие. В том же самом тексте у него содержится на первый взгляд весьма странная для такого строгого ревнителя истинной веры мысль: «Один только Бог знает кого, как и на какое время следует осудить!» Некоторые исследователи пытались увидеть в этих словах подтверждение того, что Иероним сочувствовал доктрине Оригена. Но на самом деле он выступает здесь только как комментатор и лишь приводит чужие мысли, никак не высказывая своего личного мнения. Это видно уже по самому характеру речи: «Утверждающие, что наказания закончатся со временем, и что муки по истечении долгого времени будут иметь предел, приводят следующие свидетельства…», и далее следуют уже указанные цитаты из Библии ( 52 ). В шестом веке в истории распространения учения об апокатастасисе наступает коренной перелом. В начале этого столетия учение Оригена об апокатастасисе, значительно измененное и включающее в себя другие его «полуязыческие гадания о начале мироздания, о предсуществовании души, о душепереселении с увлечением поддерживались монахами. Наиболее авторитетными и руководящими центрами таких увлечений были палестинские монастыри Мар-Саба (т.е. Саввы Освященного) и Новая Лавра в Фекое близ Вифлеема» ( 53 ). Учение палестинских монахов кратко представлено в письме (грамоте) императора Юстиниана († 565 г.) к «святому Собору (543 года) об Оригене и его единомышленниках»: «Когда мы дознали, — пишет он, — что в Иерусалиме есть некоторые монахи, которые учат и следуют нечестивым заблуждениям Пифагора, Платона и Оригена… то заблагорассудили приложить попечение и исследование о них… Они утверждают… что будет совершенное уничтожение тел, и что снова все возвратятся в единство и станут умами, как это было в предсуществовании; отсюда ясно, что в то же самое единство будет восстановлен сам диавол и прочие демоны, а также нечестивые и безбожные люди вместе с божественными богоносными мужами и небесными силами, что они будут иметь такое же единение с Богом, какое имеет Христос, и какое они имели в предсуществовании» ( 54 ).

http://azbyka.ru/uchenie-ob-apokatastasi...

В Иерусалиме в то время жил праведный и благочестивый человек, которого звали Симеон. Он ждал Пришествия Того, Кто утешит Израиль, как и обещал ему Святой Дух. По преданию, он был одним из семидесяти переводчиков, которые создали греческий перевод Библии (в 285 году до Р.Х.). Когда он переводил Книгу пророка Исаии, то, увидев слова: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис. 7, 14 ), усомнился в том, что Дева может родить. Он решил «поправить» пророка и написать вместо «Дева» – «молодая женщина». Но только Симеон протянул руку, Ангел остановил его и сказал: – Дух Святой говорит, что ты доживешь до того времени, когда увидишь совершение того пророчества, в котором ты усомнился. И вот когда Святое семейство пришло в Храм, Дух привел Симеона им навстречу. Тогда Симеон взял Младенца на руки и благословил Бога: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» ( Лк. 2, 29–32 ). Затем, обернувшись к Марии, Симеон благословил Ее и сказал о Христе: – Вот лежит сей на падение и восстание многих в Израиле и в знамение, о Котором будут пререкаться. И Тебе оружие пронзит душу, – да откроются помышления многих сердец. Пророчество это сбылось тогда, когда Мария увидела Своего Сына, Распятого на Кресте. И до сих пор вокруг Спасителя, как и предсказывал Симеон, продолжаются споры. Уверовавшие в Него поднимаются к Небесам, а отвергшие падают в адскую бездну. Кроме Симеона, Господа познала благочестивая вдова Анна, жившая много десятилетий при Храме и служившая Богу постом и молитвами день и ночь. Она, подойдя, славила Бога и говорила о наступлении спасения всем, кто ждал его в Израиле. Двунадесятый праздник Сретения Господня празднуется 15 февраля. Бегство в Египет и жизнь Христа в Назарете (Мф. 2, 13–23; Лк. 2, 39–52) Между тем уже после чудесной встречи в Иерусалиме царь Ирод узнал, что маги его обманули, пришел в страшную ярость и послал убить всех младенцев в Вифлееме младше двух лет, чтобы вместе с ними убить новорожденного Мессию. Страшное горе охватило город царя Давида, и сбылось древнее пророчество: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» ( Иер. 31, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

В самом Израиле должен быть выделен «остаток»: «Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою» (Ис. 10,22). И сыну Исайи Бог дает символическое имя – «остаток спасется». Сам же остаток определяется в страданиях. Как человек переносит свою скорбь – вот критерий «нищеты духа». «Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню» (Пс. 118,67). «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (Пс. 118,71). Августин вполне ясно уточняет, кого можно назвать «нищим»: «Кто такие нищие духом? – Те, которые славят Бога, когда делают добро, и винят себя, когда поступают дурно» 1559 . «Остаток» – это люди, научившиеся в покаянном всматривании в себя узнавать исток своих бед. Таких людей немного. Но позднее латинская поговорка скажет: «человеческий род живет немногими». В Новом Завете новый народ Божий также рождается через выделение. Ekklesia – это не просто «собрание», как обычно переводят, а « вы-зывание ». Точнее, это – собрание приглашенных (собрание имеющих право голоса в Афинах, собрание членов народа Божьего в Израиле). Характерно, что в рассказе о Нагорной проповеди у Матфея есть деталь, указывающая на рождение Нового Израиля из Израиля Ветхого. Когда Христос, окруженный ohlous, начал проповедовать, ученики выступили, «приблизились» к Нему. Это слово у Матфея встречается 52 раза и очень хорошо изображает рождение новой «ekklesia»-Цepkbu: из прежнего круга избранных Бога выделяются те, кто станет новым семенем и положит начало Новому Израилю. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15,16). Лука, кстати, говорит, что «избрание» Господом «двенадцати» происходило непосредственно перед Нагорной проповедью. Итак, можно сказать, что нищие духом – это вся Церковь Христова. Нищие – остаток Израиля – Церковь. «Бог избрал немудрое мира… Не бедных ли мира избрал Бог?» (1 Кор. 1,27; Иак. 2,5). В устах апостолов это было отнюдь не самобичеванием и самоуничижением. Отождествление себя с «нищими» и «бедными» имело очень высокий смысл в еврейской среде I в. « Собрания убогих Твоих не забудь навсегда» (Пс. 73,19) – вот прошение экклисии к своему Создателю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

«Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят пять, а Иосиф был уже в Египте» ( Исх.1:1–5 ). Я думаю, то, что говорит пророк, сходно со следующей тайной, если кто-то способен воспринять ее: «Народ Мой ходил прежде в Египет, чтобы там пожить, и Ассур теснил его ни за что» ( Ис.52:4 ). Если теперь сравнить эти два текста, можно из них увидеть, о чем размышляли наши предшественники или даже наши современники, а иногда и мы сами: что есть «Египет», куда сходит народ Божий для того, чтобы не столько жить там, сколько его возделывать; и кто суть ассирийцы, которые силой уводят их. Так можно постичь, что означают число и порядок перечисления патриархов или что символизируют дома, с которыми, как сказано, они «вошли в Египет с Иаковом отцом своим». Ибо сказано в тексте: «Рувим со всем домом своим и Левий со всем домом своим» и так же все остальные. «А Иосиф был уже в Египте» и взял себе жену из Египта. И хотя он был в Египте, тем не менее, он перечислен среди патриархов. Поэтому каждый может, «соображая духовное с духовным» ( 1Кор.2:13 ) и прилагая к старому новое и старое – к новому, постичь тайны Египта и схождения в него патриархов, если исследует эти слова с духовной точки зрения и рассмотрит мысль Апостола, когда он различает и разделяет Израиль «по плоти» ( 1Кор.10:18 ), и это, без сомнения, предполагает существование другого Израиля, «по духу». Утверждение Господа также указывает на это каждому, кто внимательно рассмотрит его. Когда Он говорит о некоем человеке: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства» ( Ин.1:47 ), то дает понять, что как есть подлинные израильтяне, так, безусловно, есть и не подлинные. Но внимательный читатель заметит также различия между этими родами; он может увидеть, что у колена Левия было преимущество, так как из него избирались священники Господа; какое величие приобрело в глазах Господа колено Иуды, ибо из него происходили цари и князи, и именно из этого колена произошел по плоти Господь и Спаситель наш (ср. Евр.7:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

( Втор.18:18–19 ). Не верить тому, что говорит Моисей, этот величайший учитель израиля, значит отрицать весь закон. Может ли сделать это истинный сын Израиля!? Да и как отрицать то, что вполне сбылось? Моисей говорил: »Бог воздвигнет вам Пророка от среды братий ваших, Того слушайте«. А разве Господь не воздвигнул вам Христа, этого величайшего Пророка, прообразом Которого был Моисей. Не видели ли отцы ваши Его среди себя, когда Он был во плоти? Что Он был у вас, об этом свидетельствует св. Евангелие: »во своя прииде, и свои Его не прияша«. Сбылось и то, что предсказал вам Моисей за неверие во Христа: »А кто не послушает слов Пророка Того, с того Я взыщу«. И как еще тяжело наказан был и поныне наказывается израиль за отвержение этого великого божественного Пророка. Его постигли все те бедствия, которые предвозвещал ему задолго Моисей. Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли; как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь. Народ жестокий, который не уважит старца и не пощадит юноши. И будет он есть плод скота твоего и плод земли твоей, доколе не разорит тебя. И будет теснитъ тебя во всех жилищах твоих, доколе во всей земле твоей не разрушит высоких и крепких стен твоих. ( Втор.28:49–52 ). Так точно и случилось. Известно, что римляне, уничтожая Иерусалим, ничего и никого не щадили: они убивали евреев без различия возраста и пола, и довели их до такого бедственного мучительного состояния, что были случаи, что родители, по причине голода, съедали собственных детей. Эта ли не кара Божия?! Я. не хочу, дети, волновать далее ваши сердца тем, что постигло израиля за неверие его в Мессию, а скажу только о том, что относится к делу спасения вашего и что предвозвещено было законодателем Моисеем и другими пророками о Христе Мессии. Так, например, патриарх Иаков, сохраняя свято обетование Божие, данное Аврааму, потом Исааку ( Быт.26:3 ), затем неоднократно и ему самому – произвести от их потомства Спасителя дара ( Быт.28:14 ), не преминул возвестить об этом пред кончиною своею и детям.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Глава 62 1–5. Промыслительные заботы Мессии о водворении в Его церкви света правды и ее высшем прославлении. 6–7. Призвание к той же деятельности и особых священных стражей. 8–12. Особенная охрана Богом интересов и благополучия Его народа. Глава эта, по общему мнению ее истолкователей, является естественным продолжением предыдущей и, подобно ей, говорит о славных судьбах новозаветной церкви, частнее – об особом Божественном промышлении и охране ее. Еще ближе со стороны своего содержания и самого изложения она примыкает к 54 гл. Исаии. Лицом, говорящим через пророка, здесь, как и раньше, выступает все тот же Воплощенный Господь, Мессия-Христос. Впрочем, существует еще и такой взгляд, что здесь объединены речи трех лиц: в первом отделе – самого пророка (1–5 ст.); во втором – Сына Божия (6–10), и в третьем – Господа-Вседержителя (11–12). Ис.62:1 . Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасе­ние его – как горящий светильник. «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь». Т. е. не прекращу Своих спасительно-промыслительных забот о духовном Сионе, пока не достигну цели своей деятельности – его просвещения, оправдания и спасения – говорит, устами пророка Мессия – Основатель новозаветной церкви (сравни подобные же параллели – Ис.42:14 ; Ис.57:11 ). «Сион» и «Иерусалим» употреблены, очевидно, как синонимы, что, вообще, обычно для пророка Исаии ( Ис.2:3 ; Ис.4:3–4 ; Ис.31:4–5 ; Ис.40:9 ; Ис.41:27 ; Ис.52 и др.), точно так же, как «Иаков» и «Израиль». Ис.62:2 . И увидят народы правду твою и все цари – славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Го­с­по­да. «И назовут тебя новым именем». По свойству еврейского мировоззрения, «имя» – это самая сущность предмета; отсюда перемена имени отдельного ли человека, или целого народа – это крупнейшая перемена во всей их судьбе. Приурочивая эту перемену к самому Иерусалиму, мы, основываясь на контексте, можем догадываться, что его новое имя это – «город Господа, Сион святого Израилева» ( Ис.60:14 ). Относя же ее ко всему Израилю, или, собственно к христианам, как его духовному потомству, мы должны будем счесть за такое новое имя название его «народом святым» ( Ис.62:12 ), что вполне согласно и с новозаветными свидетельствами ( Рим.1:7 ; 1Кор.1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Египет Каир Жизнь 383 святого семейства в Египте. Палестина Назарет Мф. 2, 19–23 : Возвращение 384 святого семейства из Египта по смерти 385 Ирода 386 и поселение в Галилейском городе Назарете. Пророчество о пребывании в Египте: Ос. 11, 1 : “На заре погибнет царь Израилев! Когда Израиль был юн, Я любил его, и из Египта вызвал сына Моего”. Лк. 2, 40–41 : Отроческая жизнь Иисуса Христа. 9 г. от Р.Х. Иерусалим Лк. 2, 42–50 : Двенадцатилетний отрок Иисус 387 в храме Иерусалимском. Пророчество о благовествовании в Иерусалимском храме: Ис. 2, 3 : “И пойдут многие народы, и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима”. Назарет Лк. 2, 51–52 : О послушании и мудрости отрока Иисуса. Из преданий: Пресвятая Дева Мария с божественным отроком Иисусом посещала пещеру пророка Илии, когда они жили в Назарете. Крещение Спасителя Иудейская пустыня Краткая историческая справка – Иудейская пустыня: В глубокой древности здесь было очень много монастырей. Условия здесь суровые. Зелень лишь до Пасхи, а в летнее время – нещадное солнце все высушивает в пустыне, температура здесь доходит до †60. В Иудейской пустыне находятся несколько известных всему миру монастырей. Так здесь находится монастырь преподобного Григория Хозевита, который жил в VII веке. Первым известным святым там стал преподобный Иоанн Хозевит. В 614 году здесь проживало 14 тысяч монахов, персы их всех замучили. Монастырь выглядит как оазис среди безжизненных горных массивов, на головокружительной высоте. В обители находится пещера, где спасался когда-то от нечестивых правителей пророк Илия. Здесь он пробыл три с половиной года, когда не было дождей и наступил голод. В этой же пещере молился праведный Иоаким, терпевший поношения бесчадства “от соотечественников”, и здесь ему явился, по преданию, Архангел Гавриил и известил о рождении Девы Марии. В пещере изображены святой Пророк Илия и праведный Иоаким.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Замечай, что одна цель: чтобы не послужили твари вместо Творца и не воздавали поклонения никому, кроме одного Творца. Поэтому с поклонением повсюду в Писании соединяется служение. И после немногих слов: да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения ( Втор. 5:7–8 ), и опять: Не делай себе богов литых ( Исх. 34:17 ). Видишь, что из-за идолослужения Писание запрещает изображения и что невозможно, чтобы Бог – бестелесный, и невидимый, и неописуемый – был изображаем. Ибо образа не видели ( Втор. 4:2 ) Его, говорит Писание, как говорит и апостол Павел, стоя посреди Ареопага: Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого ( Деян. 17:29 ) " 289 . Третье обращение Моисея к народу (Втор. 29:1 – 30:20) Эта краткая речь указывает на исполнимость закона и описывает обновление завета, совершенное перед вхождением в Землю Обетованную. Завершение служения Моисея (Втор. 31:1 – 34:12) Этот раздел повествует о переходе руководства ветхозаветной общиной спасения к Иисусу Навину (см.: Втор. 31:1 – 29 ), об обличительной песни Моисея (см.: Втор. 31:30 – 32:52 ), о благословении Моисеевом колен Израилевых (см.: Втор. 33:1 – 29 ), о смерти и погребении Моисея (см.: Втор. 34:1 – 12 ). В этом разделе внимание толкователей особенно привлекала песнь Моисея – поэма, утверждающая непреложность Божественных обетовании. В ней можно различить: вступление (1 – 4), главную часть (5 – 42) и заключение (43). При этом главная часть песни разделяется на четыре отдела, в первом отображаются благодеяния Бога Израилю, во втором (15 – 18) изображается его будущее отступление от Господа, в третьем (19 – 34) – наказание, имеющее постигнуть богоотступный народ, в четвертом (35 – 42) – помилование Израиля в случае его покаяния. Слова этой песни, которую Израиль выучил наизусть, должны были помнить последующие его поколения (44 – 47). Значение обличительной песни Моисея определяется словами Самого Господа: песнь сия будет против них свидетельством ( Втор. 31:21 ) в том случае, когда иудеи оставят истинного Бога и совратятся в идолопоклонство. Ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша, говорит Моисей в заключение ( Втор. 32:47 ), и вся последующая история Израиля свидетельствует об исполнении этих слов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010