1071, весна – смерть Мануила Комнина (брата Алексея I) 1071, 19 августа – поражение Романа Диогена при Манцикерте 1072–1073 – восстание болгар против Византии 1073 – поход Исаака Комнина против сельджуков 1073, конец-1074, начало- мятеж Руселя ок. 1074 – рождение Константина Дуки (жениха Анны) 1075, 2 августа – смерть Иоанна Ксифилина 1074–1078 – пребывание Исаака Комнина на посту дуки Антиохии 1075 – начало спора об инвеституре 1076, февраль – посольство Генриха IV к Григорию VII 1077, январь – покаяние Генриха IV в Каноссе 1077 – женитьба Алексея Комнина на Ирине Дукене 1077, конец – восстание Никифора Вотаниата 1077–1078, начало – восстание Никифора Вриенния Старшего 1078, апрель – провозглашение Никифора Вотаниата императором 1078 – расторжение брачного контракта Константина Дуки и Елены 1078, лето – мятеж Василаки 1079 – начало восстания Никифора Мелиссина 1080, 29 июня – встреча Роберта Гвискара и Григория VII в Кепрано 1080, лето – появление Лжемихаила 1080, 1 октября – битва на р. Эльстер 1081, начало – прибытие Роберта в Бриндизи 1081, ок. февраля – назначение Георгия Мономахата дукой Диррахия 1081, 15 февраля – начало мятежа Комниных 1081, 1 апреля – захват Константинополя отрядами Комниных 1081, апрель – возвращение из Константинополя посла Рауля 1081, до 8 мая – венчание на царство Алексея и Ирины 1081, до 8 мая – распределение титулов Алексеем 1081, апрель-май – мирный договор Алексея с сельджуками 1081, после 8 мая – отречение патриарха Косьмы 1081, после 8 мая – провозглашение Константина Дуки соправителем Алексея 1081, май-начало июня- переправа Роберта 1081, 17 июня – начало осады Диррахия Робертом 1081, июнь (?) – обращение Алексея за помощью к венецианцам 1081, август – передача гражданской власти Анне Далассине 1081, август – выступление Алексея против Роберта из Константинополя 1081, ок. августа – послания Алексея западным князьям 1081, осень (?) – разгром норманнского флота венецианцами 1081, 15 октября – войско Алексея подходит к Диррахию 1081, 18 октября – битва Алексея и Роберта у Диррахия

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святаго священномученика Григория епископа, просветителя Великия Армении († ок. 335) Преподобнаго Григория, иже на Пелшме реце, Вологодскаго († 1442) Октябрь Минея за октябрь (оцифрованный текст) 1 октября Покров Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии Святаго апостола Анании, единаго от 70-ти (I), и преподобнаго Романа Сладкопевца († ок. 556) Преподобнаго Саввы Вишерскаго, Новгородскаго († 1461) Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящаго Иконы Божия Матере «Псково-Покровския» (1581) 2 октября Святаго священномученика Киприана и святыя мученицы Иустины († 304) Святаго блаженнаго Андрея, Христа ради юродиваго († ок. 936) Преподобнаго Кассиана Углечскаго († 1504) Святыя благоверныя княгини Анны Кашинския († 1338) Святых мученик Казанских: Иоанна, Стефана, Петра, Бориса, Иакова, Феодора, Сильвана, Феодора, Василия, Феодора, Димитрия, Михаила, Иоанна и Василия (XVI) 4 октября Святителей Гурия, архиепископа Казанскаго, и Варсонофия, епископа Тверскаго (обретение мощей, 1595) Святаго священномученика Иерофея, епископа Афинскаго (I) Святаго священномученика Петра Капетолийскаго († кон. III — нач. IV) Святаго благовернаго князя Владимира Ярославича Новгородскаго († 1052) Преподобнаго Аммона странника, в Дальних пещерах почивающаго (XIII) Преподобнаго Пиора Затворника, в Дальних пещерах почивающаго (XIII) Святаго праведнаго Стефана Щиляновича, Сербскаго († 1515) 5 октября Собор святителей Московских: Петра († 1326), Алексия († 1378), Ионы († 1461), Филиппа († 1569) и Ермогена († 1612) Святыя мученицы Харитины († 304) Преподобных Дамиана пресвитера, Целебника († 1071), Иеремии († ок. 1070) и Матфея († ок. 1085) прозорливых, в Ближних пещерах почивающих 7 октября Святых мученик Сергия и Вакха († ок. 290–303) Преподобнаго Сергия Обнорскаго, Нуромскаго, Вологодскаго († 1412) Преподобнаго Мартиниана Белоезерскаго (обретение мощей, 1514) (службу зри 12 января) 8 октября Преподобныя Пелагии Антиохийския († 457) Преподобнаго Трифона, архимандрита Вятскаго († 1612)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

Великие создатели обители: началоположник ее преподобный Антоний († 1073. 10 июля), непрестанный исповедник братской любви, и преподобный Феодосий (! 1074. 3 мая), «начальник общего жития монашеского в России», подвижник, устроитель, строгий обличитель иудеев... Преподобный Нестор летописец († 1114. 27 октября). Прочие святые угодники Печерские, преподобные: Исаакий († около 1090 г. 14 февраля), бывший богатый купец, в иночестве выдержавший жестокую брань с бесами, первый русский Христа ради юродивый; Иоанн Многострадальный († 1160 г. 18 июля), закапывавший себя в землю, имевший дар различать в совершенной тьме; Пимен Многоболезненный († 1110. 7 августа), никогда не роптавший, перед самою смертью освобожденный от страданий; Никита, впадавший сначала в прелесть гордыни, обольщенный диаволом, исцеленный молитвою иноков, смирившийся и ставший впоследствии чтимым епископом Новгородским († 1108. 31 января); Прохор Лебедник († 1007. 10 февраля), питавшийся просфорой и хлебом из лебеды; Дамиан Пресвитер († 1071. 5 октября), великий целитель; Агапит († 1095. 1 июня), безмездный врач; Дионисий Щепа, блюститель пещер, коему в Светлый Праздник на возглас «Христос воскресе» ответствовали почивавшие в пещерах угодники; Никола Святоша († 1143. 14 октября), правнук Ярослава Мудрого, первый инок из князей, великий подвижник, умиротворитель князей; святой инок князь Игорь Олегович (5 июня), убитый в 1147 г. киевлянами; Марк гробокопатель († в XII в. 29 декабря); Алипий († 1114. 17 августа), замечательный иконописец, «доброе извык хитрости иконней, иконы писать хитр бе зело», отличавшийся смирением, незлобием сердца, терпением, исцелявший помазанием краски; Евстратий Постник (28 марта), замученный в 1096 г. корсуньским жидом на кресте по образу Христа Спасителя. Спиридон и Никодим просфорники († XII в. 31 октября), кротостью и послушанием стяжавшие дар чудотворения; Арефа затворник († 1190. 24 октября), избавленный от греха любостяжания, и многие, многие, просиявшие в великой Лавре Киевской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

По вознесении Господа и сошествии Св. Духа они проповедовали Евангелие в разных странах. Некоторые из них были сотрудниками апостолов из лика дванадесяти, многие епископами, иные писателями. Так, Лука (18 окт.) и Варнава (11 июня) были сотрудниками ап. Павла, Марк (25 апр.) – ап. Петра; Марк и Лука были вместе и евангелистами; Иаков Меньший (23 окт.) и Симеон – сродник Господень (апр. 27) – епископами в Иерусалиме; Тимофей (янв. 22) – в Ефесе и проч. Но 70 апостолов, по словам Златоустого 1071 , «занимали вторую степень апостольского служения. Они не столько были приближены ко Христу и не столько участвовали в тайнах, как 12 славных и всехвальных апостолов. Сии особенно отличены были Иисусом Христом. Это был лик, окружающий Царя, было общество вссгдашних спутников и собеседников Его»; и потому 70 апостолов, в отличие от 12, называются меньшими апостолами или просто апостолами. Сего ап. Иакова, согласно с Божественным Евангелием ( Мф.13:55 ) и словами ап. Павла ( Гал.1:19 ), Прав. Церковь называет сыном Обручника от первой его жены 1073 и родным братом ап. Симона, Иуды и Иосии, а также Малым, или Меньшим ( Мк.15:40 ), и отличает от Иакова Зеведеева, коему совершает она празднование в 30-й день апреля, и от Иакова Алфеева, коему бывает празднование 9 октября. Многие считают Иакова, брата Господня, одним лицем с апостолом Иаковом Алфеевым, причисляют к лику двенадцати и называют Малым для отличия от апостола Иакова Зеведеева, призванного в апостольство и умерщего прежде Иакова Алфеева. Но Церковь в предисловии к богослужебной книге Апостол, в Прологе под 23 числом октября, и 4 января в Минеи-Четьи, в священных песнопениях под теми же числами, согласно с Писанием и Преданием, ясно отличает Иакова Малого, брата Господня по плоти, от Иакова Алфеева. Празднуя последнему в 9-й день октября, Церковь причисляет его к лику дванадесяти апостол, а Иакова Малого, брата Господня, – к собору семидесяти, в коем числится он первым. Различие Иакова Алфеева от Иакова Малого – брата Господня Православная Церковь ясно выразила особенно в своих священных песнопениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Приложение 2 Покров пресвятой Богородицы над Россией Хронологический список явлений Пресвятой Богородицы и Ее прославления в знамениях, чудесах и иконах Русской Православной Церкви (988–1240) 2051 988 Патриарх Константинопольский Николай II Хрисоверг благословил царевну Анну на брак с принявшим крещение св. равноап. вел. кн. киевским Владимиром образом Пресвятой Богородицы – Зимненской Святогорской иконой (празднуется на Пятидесятницу) (1. С. 328) 2052 . 988, 1 августа Св. равноап. вел. кн. киевский Владимир принес после крещения из Херсонеса (Корсуни) иконы Пресвятой Богородицы, впоследствии прославившиеся как: Корсунская (9 октября), Минская (13 августа), Холмская (8 сентября), Изяславская (8 сентября), Иерусалимская (12 октября) (1. С. 633, 511, 579, 587–588, 645). Ок. 990–996 гг. Св. равноап. вел. кн. киевский Владимир построил в Киеве Десятинную каменную церковь в честь (Рождества?) Пресвятой Богородицы (4. С. 675–676). Иеромонах Симеон написал в Киеве список с Корсунской иконы Пресвятой Богородицы, который впоследствии был перенесен свт. Алексием († 1378) в Нижний Новгород (9 октября) (1. С. 640). Заложен киевский Софийский собор, в котором чудесно устроилось мозаичное изображение Пресвятой Богородицы «Нерушимая Стена» (31 мая; в неделю Всех святых) (1. С. 329–330). Константинопольский император Константин IX Мономах благословил свою дочь (царевну Анну?) на брак с кн. Всеволодом Ярославичем иконой Пресвятой Богородицы «Одигитрия» («Путеводительница»), впоследствии прославившейся как Смоленская (28 июля) (1. С. 474–475). 1070, 5 февраля Явление преподобному Антонию Печерскому († 1073) Елецкой иконы Пресвятой Богородицы на Болдиной горе близ Чернигова (5 февраля) (1. С. 114–115, 155–157). 1071, 25 апреля Явление Цареградской иконы Пресвятой Богородицы (25 апреля) (1. С. 256–257). Начало строительства Великой Успенской церкви Киево-Печерского монастыря по чудесному явлению и повелению Пресвятой Богородицы варяжскому кн. Шимону и четырем греческим зодчим во Влахерне: «Хочу церковь воздвигнуть себе в Руси, в Киеве». Вручение Пресвятой Богородицей зодчим во Влахерне иконы в честь Ее Успения (3 мая, 15 августа). Освящена в 1089 г. (1. С. 261– 264).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

+ Устюжская – Благовещение, 1290 года, 8 июля Утешительница Скорбящих, 24 октября + Утоли моя печали, 1640 г., 25 января Фалковичская, 15 августа + Феодоровская – 1239 г., 14 марта Феодоровская – в с. Дмитровец, 1812 г., 14 марта + Феодоровская-Городецкая, 14 марта Феодоровская-Костромская, 1613 г., 16 августа + Феодотьевская, 1487 г., 2 июля Филафет – Правдолюбие, 15 августа + Филермская, 1799 г., 12 октября Флорищевская- Владимирская, 26 августа + Хахульская, 15 августа + Холмская, XIII века, 8 сентября Христофоровская, XVI века, 28 июля + Царевококшайская-Мироносицкая, 1647 г., 1 мая + Цареградская, 25 апреля Цареградская, 1071 г., 17 сентября + Цесарская, 792 г., 9 апреля Цесарская-Боровская, 30 мая + Целительница Целительница, IV века, 18 сентября + Цикланская, IV века, 15 августа + Ченстоховская, 6 марта Ченстоховская – в Сыроватке, 6 марта + Черниговская-Гефсиманская, 1860 г., 1 сентября Черниговская-Елецкая, 1060 г., 5 февраля Черниговская-Ильинская, 1658 года, 16 апреля Честнокрестная – в г. Грубешове, 14 сентября + Чирская, или Псковская, 1420 года, 16 июля Численская + Численская, 30 октября Чистительная, IV века, 9 июля Чудесно изобразившаяся – в Молдавии + Чухломская, или Галичская, 1350 г., 20 июля Шестоковская, 6 марта + Шуйская Одигитрия, 28 июля Шуйская-Смоленская, 11 июля + Югская, 28 июля + Явление Пресвятой Богородицы пономарю Георгию, 1383 г., 14 августа + Явление Пресвятой Богородицы прп. Сергию, XIV века, 24 августа Якобштадтская Яноборская, в неделю Всех святых + Ярмарковая, или Густынская0 + Ярославская, XIII века, 8 июня + Ярославская-Казанская, 1588 г., 8 июля Ярославская-Печерская, 14 мая Яскинская, 682 г., 3 мая Ястребская, IV века, 9 июля + Яхромская, 1482 г., 14 октября3 Читать далее Источник: ΙSΒΝ 978-5-91459-006-9. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон. Сост. София Снессорева. — М.: Терирем, 2010. — 640 с. УДК 271.22-526.62. ББК 86.372

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Постановили: Довести до сведения бывшего архимандрита Пантелеймона (Метропулоса) и его последователей, бывших в священном сане» 1071 . Приложение X. Протокол заседания Архиерейского Синода РПЦЗ об установлении евхаристического общения с Румынской Православной Старостильной Церковью 704 от 15/28 ноября 1992 года «Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей слушал: Устное обращение старостильной румынской православной делегации, состоящей из Высокопреосвященнейшего митрополита Власия, возглавляющего Румынскую Старостильную Православную Церковь , епископа Демосфена Нямецкого и переводчика о. иеромонаха Киприана, ходатайствующих о принятии их Церкви с клиром и паствой в молитвенное общение с нашей Русской Православной Церковью Заграницей. Справка: 1 . Ранее, они прислали формальное письменное прошение от 16/29 июня 1992 года, которое было рассмотрено на расширенном Заседании Архиерейского Синода от 22 сентября/5 октября 1992 года в городе Кливленде. 2 . Тогда же было получено письмо Преосвященного архиепископа Марка Берлинского и Германского, который сообщает о готовности Румынской Православной Старостильной Церкви и её паствы страдать за свою веру: „... это – глубоко верующий народ-мученик“. Поэтому он считает, что они заслуживают всяческой поддержки. 3 . По обсуждению прошения и принимая во внимание письменный отзыв Преосвященного архиепископа Марка, 22 сентября/5 октября 1992 года, было принято следующее решение: Пригласить представителей старостильной Румынской Православной Церкви прибыть в США для возможного установления общения с Русской Православной Зарубежной Церковью. На сегодняшнем же заседании, просители кратко изложили историю введения нового стиля в Румынской Православной Церкви в 1923 года и последовавшей борьбы за старый стиль, сопровождавшейся жестокими преследованиями со стороны коммунистических властей и ещё более жестокими притеснениями со стороны официальной новостильной Церкви. Далее они указали, что в 1985 году они вошли в молитвенное общение с греческими старостильниками, которых возглавлял архиепископ Каллист Коринфский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1068. Дорофея , епископа Феодосийского, из архимандритов Благовещенского Нежинского монастыря, 1787 г. мая 2-го, 13 лл., 13-й лист чистый, в папке, обтянутой шелковою материею. 1069. Досифея , епископа «Богоспасаемых городов Белагорода и Обояни», из архимандритов Саввино-Сторожевского монастыря, 1731 г. 6 августа, в четвертку, 12 лл., без переплета. 1070. Епифания , епископа «Богоспасаемых городов Белаграда и Обояни», из архимандритов Благовещенского Нежинского монастыря, 1722 г. 2 апреля, в четвертку, 16 лл., без переплета. Заглавие киноварью тоже, что в 1075. 1071. Иллариона , епископа «Богоспасаемых городов Астрахани и Ставрополя», из архимандритов Астраханского Спасского монастыря, 1731 г. апреля 5, в четвертку, 16 лл., 16 лист чистый, без переплета. 1072. Иллариона , архиепископа «Богоспасаемых городов Казани и Свияжска», из архимандритов Донского монастыря, 1732 г. 16 апреля, в четвертку, 16 лл., 16 лист чистый, без переплета. 1073. Иллариона , епископа Сарского и Подонского, из архимандритов Ставропигиальнаго Воскресенского монастыря что на Истри, 1748 г. мая 22-го, 15 лл., 15-й лист чистый, в цветной бумажной обложке. 1074. Иллариона , епископа Переяславского и Бориспольского, из архимандритов Троицкаго Калязина монастыря, 1776 г. июля 17-го, 19 лл., 18 и 19 листы чистые, в цветной бумажной обложке. 1075. Иннокентия (Колчицкаго) , епископа Переславского, из иеромонахов Троицкаго Александро-Невского монастыря, 1721 г. 27 марта, в четвертку, 14 лл., 13 и 14 листы чистые, без переплета. Заглавие: «Чин древний Восточныя Православныя Христианские Церкве како Боголюбезнейшим митрополитом, архиепископом и епископом подобает во время егда возводим кто на кийждо престол творити народно символа известно». 1076. Иннокентия , епископа «Богоспасаемых городов Иркутска и Нерчинска», из иеромонахов Заиконоспасского монастыря, Славяно-Греко-Латинских школ префекта, 1732 г. 1-го октября, в четвертку, 13 лл., без переплета. 1077. Иннокентия , епископа Кексгольмскаго и Ладожского, из наместников Свято-Троицкия Сергиевы лавры, 1763 т. февраля 23-го, 8 лл., в цветной бумажной обложке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Граница Московского государства, проходившая в Алатыре в XVII веке, не давала покоя. Поэтому, когда в пограничном городе вспыхнул мятеж (алатырцы отказались от присяги Василию Шуйскому в 1606 году, вырезали начальных людей, а воеводу Ждана Сабурова утопили), жители других окрестных городов последовали этому примеру. Уже в 1609 году алатырцы вместе с другими восставшими старались завладеть Свияжском, чтобы потом действовать на Казань, стоявшую тогда за законное правительство. Муромцы, оставшиеся верными царю, пытаясь образумить алатырцев, писали им, чтобы они " от вражьей прелести отстали и, принеся вины свои, целовали бы крест Василию Ивановичу " , но такие воззвания не достигли своей цели, и Алатырь, кажется, во все время до избрания на престол Михаила Федоровича, оставался в числе непокорных городов». 4 октября 1670 года собор Рождества Пресвятой Богородицы постигла трагическая участь. Из Симбирска Степаном Разиным была послана воровская шайка с атаманом Осиповым. Он сжег почти весь город и собор, в котором прятались тогда воевода Акинфей Бутурлин с женой и детьми, и дворянами. Сохранившееся до сегодняшнего дня здание собора Рождества Пресвятой Богородицы датируется документами 1737-1747 г.г. По описанию Н. Баженова, весь комплекс Алатырского собора в середине XVIII века состоял из 3-х храмов: 1. Соборного каменного храма с престолом в честь Рождества Пресвятой Богородицы. 2. Теплого каменного храма без колокольни, построенногов 1703 году, с престолом в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. 3. Приписного к собору кладбищенского каменного храма с тремя престолами – в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, в честь Всех Святых и в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Причт состоял из протоирея, священника, дьякона и двух псаломщиков. Для протоиерея, дьякона и псаломщика был церковный дом при соборе. Все они получали государственное жалование. Собор имел церковную сенокосную землю – 47 десятин (96 тыс. га) 1071 кв. сажен (2150 кв. м). К собору было приписано 92 двора: их которых - 372 мужчин и 380 женщин.

http://sobory.ru/article/?object=04994

1071 13 октября 1648 года список с подлинной афонской иконы Иверской Богоматери доставлен в Москву. В документах говорится, что икона устроена «по обещанию», «по вере» Никона – Белокуров С. А. Арсений Суханов . М., 11891. Ч. 1. С. 172. По сообщению П. Алеппского, привезённую икону (первый список иконы Богородицы «Портаитиссы») взяла в свою домовую церковь царица Мария Ильинична Милославская – Путешествие Антиохийского патриарха Макария... Вып. 4. 56; вместе с царевной Софьей Алексеевной эта икона попала в Новодевичий монастырь в Москве – так считали исследователи XIX века. – Сергий, архимандрит. Иверская святая и чудотворная икона Богоматери на Афоне и списки её в России. М., 1879. С. 41–46; Токмаков И. Ф. Историческое описание московского Новодевичьего монастыря. М., 1885. С. 48–49; Лебедев Лев. протоиерей. Москва патриаршая. М., 1995. С. 359. Однако, вероятнее всего, как считает Μ. М. Шведова, эта икона была пожалована Новодевичьему монастырю царём Алексеем Михайловичем в годы его дружбы с патриархом Никоном . В 1656 году в Новодевичьем монастыре появляются монахини Кутеинского монастыря, и из их состава назначается игуменьей Мелания Дмитриевна Ерчакова. В том же 1656 году и Успенском соборе Кремля устанавливается второй список иконы Богоматери Иверской «Портантиссы», заказанной Никоном также на Афоне: копию ему доставили в 1655 году. – Путешествие Антиохийского патриарха Макария... Вып. 4, 56–57. Сначала эта икона находится на подворье Иверского монастыря в Москве, затем в связи с особой к ней любовью москвичей помещается в специально построенной Иверской часовне у Красной площади близ Кремля – Лебедев Лев, протоиерей. Москва патриаршая. С. 359. В 1655 году, как известно, патриарх Никон переводит в основанный им Иверский Валдайский монастырь монахов из Кутеинского монастыря. Между двумя монастырями – Иверским Валдайским и Новодевичьим возникает тесная духовная связь. Возможно, именно в эти годы царь и передаёт первый список ико­ны Богоматери Иверской в Смоленский собор Новодевичьего монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010