Ономатология.    Сложнее работа не над географическими именами, из которых мелкие могут оказаться неизвестными, над личными. Если это имя императора, то распространяться о нем нет повода. Иное дело, если встречается имя епископа, которое очень часто бывает неизвестно. Лучшие пособия по церковной географии являются наиболее пригодными для выяснения вопроса и о личных именах епископов. Это опирается на следующем: для церковной географии главным источником являются списки имен епископов, подписавшихся на вселенских и поместных соборах. Но, выписывая имена географические, ученые встречали вместе и имена епископов-тех городов, в которых были их кафедры. Таким образом, они знакомились сразу и с церковной географией и с собственными именами епископов. Следствием этого явилось стремление соединить церковную географию с церковной ономатологией (просопографией).    Превосходным пособием в данном случае может служить труд доминиканца Михаила Лекиена «Христианский восток, разделенный на 4 патриархата», М. Lequien, Oriens christianus in quatuor patriarchatus digestus. Paris 1740, 3 T. fol. Это — произведение громаднейшей эрудиции. Лекиен перечитал все, что относится к церковной географии. Пред началом описания каждого патриархата он дает исторический очерк на основании собранного материала; далее идет в порядке исчисление митрополичьих и епископских кафедр с указанием занимавших их лиц, о коих сообщаются краткие сведения. Хуже других у него обработан отдел о патриархате александрийском, что объясняется тем, что половина источников, касающихся александрийского патриархата, написана на арабском языке, а латинские и древнегреческие названия, перешедшие в арабский язык, совершенно изменяются, и Лекиену, при тогдашнем состоянии ориентологии, очень трудно было пользоваться подобными источниками; поэтому у него иногда выходит путаница, и продолжение епископии часто надо искать не там, где указывает Лекиен. Но вообще этого ученого за его труд должно считать корифеем церковной географии и статистики. Труд Лекиена обнимает собою историю восточной церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Германия – Γερμα’ νεια. О городе Γερμαν ( Γερμανς) в средиземной Дакии, которой главным городом была Сардина, нынешняя София, упоминают грамматик Гиерокл и Прокопий Кесарийский в шестом веке (первый в Синекдеме или Дорожнике, ed Bonn., р. 393, второй в De aedificiis lib IV, сар. 1 и 4) и Константин Порфирогенит в десятом веке (De thematibus, ed. Bonn., р. 56). Вероятно, он находился на р. Герман, о которой упоминается в Евфимиевом житии Св. Иоанна Рыльского (см. Гласника XXII, 298 и Мартынова Annus Eccles. под 19 октября, стр. 251) и которая впадает или в верхний Стримон, с левой стороны, между рр. Дубницей и Рилчицей, или в которую-нибудь из этих последних (cfr. Гласн. VII, 186 нач., в хризовуле Шишмана о Германчице). Григорович упоминает о селе Герман, находящемся в окрестностях Софии (Путеш. стр. 160); если слово окрестность понимать у него не слишком в тесном смысле, то вероятно, что это село и есть наш бывший город Германия (если не ошибается Барт, то Djerman’oм, что есть то же, что Герман, у него, в Reise на 2-й карте, названа та самая река, на которой стоит Дубница, а село Djerman или Герман поставлено на одном из южных притоков р. Djerman’a, недалеко на юго-восток от Дубницы). Теример ( Τερ’ μερος) – пока нигде не встречали никаких указаний. Стоб – Ζτο’ βος, имевший у греков свою епископию (Lequien II, 75), ныне в развалинах, находился недалеко от Рыльского монастыря, на запад или юго-запад от него, см. хризовул Шишмана в Гласнике VII, 186 нач. и Григоровича Путеш. 148 (Ган, в Reise стр. 175 fin., и другие определяют место развалин Стоба неладно). Като-Сундеаск – Κατω– Ζουδε’ ασκος (Нижний Сутеск) остается пока неизвестным. Раслога – Πασλο’ γα, в настоящее время Раслог (Разлук) – верстах в 30–40 на юго-восток от Рыльского монастыря, в верховьях р. Месты или Карасу, см. о нем Барта Reise S. 68 нач. 16) Враняцкая, браницкая – браничевская. По хризовулам импер. Василия ее города: Βρα’ νιτζα Μορο’ βισκος, Ζφεντε’ ρομος, Προ’ τος, Διβι’ συσκος, στρααγλα’ γγα и Βροδα’ ρισκος.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

р. 715), следовательно, вообще был в шестидесятых годах тринадцатого столетия. Иоанн Векк в одном из своих слов дает знать, что он недолго был на кафедре, и удалился с нее для уединенных подвигов на Афон (у Алляция ibid. р. 715). Принадлежит к числу греческих писателей (писал церковные слова, у Алляция ibid. 715, Leqnien’a II, 296 и Патрол. преосв. Филарета ч. 3, § 280, у). Близкие отношения его в Влеммиду, похвалы ему Венка (у Алляция ibid. р. 715) и то в частности обстоятельство, что посвященное ему Влеммидом сочинение есть трактат об исхождении Св. Духа от Отца чрез Сына, заставляют думать, что он принадлежал к числу сторонников унии с папой. 7) Адриан, неизвестно когда именно живший, но упоминаемый патр. иерусалимским Досифеем, в числе писавших против латинян, впереди следующего архиепископа – Геннадия (Истории иерусалим. патриархов кн. 8, гл. 10, § 2 нач., стр. 795 и 1143. Lequien, И, 294, считаем его за одно и то же лицо с Иоанном, в мире Адрианом, Комненым, но едва ли справедливо, – у Досифея было бы это замечено или он называл бы его Иоанном, а не Адрианом. От 1272 г. сохранился до настоящего времени хризовул импер. Михаила Палеолога, данный неизвестному (не называемому в нем) по имени архиепископу ахридскому. Архиепископ, представив императору Михаилу три хризовула импер. Василия Болгаробойца, которые даны были сим последним болгарскому архиепископу Иоанну тотчас после завоевания болгарского царства и в которых не только подтверждалось архиепископу право на все епархии, состоявшие за ним в минуту завоевания, но и возвращалось право на все епархии, принадлежавшие к архиепископии в правление царя Петра и отошедшие от нее после сего до 1019 г., просил императора, чтобы приведены были в исполнение остававшиеся дотоле бездейственными хризовулы Василия относительно последних из названных епархий, т. е. чтобы епархии эти были вое присоединены к его диоцезу. В своем хризовуле, данном вследствие сего архиепископу, император постановил, что архиепископ имеет право и может отыскивать в свою власть те из этих епархий, которыми митрополиты, их присвоившие, владеют самовольно, но что он уже не может более изъявлять притязаний на те из них, которые утверждены были за митрополитами грамотами последующих после Василия государей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Τ μν Στγων παροκους 12 κα κληρικος 12, τ δ Βερροας κληρικος 30 κα παροκους 30, τ δ πισκοπ Σερβων τ πρτ σιγλλ δθη ατος (sic) κα μ κοληται. Самый хризовул импер. Михаила Палеолога, в котором приводятся напечатанные выше хризовулы импер. Василия, дан был; архиепископу болгарскому (не названному по имени, с тем; чтобы он отыскивал в свою власть все помянутыя выше епископии) в августе 6780 (1272) года. 79 В первых годах тринадцатого века упоминается епархия девольская, открытие которой, вероятно; должно быть относимо еще к настоящему периоду. В области архиепископии, составляющей северную часть западной половины нынешнего княжества сербского по ту сторону Моравы, в тех же первых годах тринадцатого века, вместо прежде известных двух (орейской и моравской), было пять епархий (см. ниже), и новые три, вероятно, также открыты были еще до 1185 года. 80 К стр. 52. В XVII в. городок Ески-Стамбул считался за древнюю великую Преславу (см. болгарский журнал «Периодическо Списание на българско книжовно дружество», год. I, кн. 1, Браила, 1870, стр. 55). 81 На соборе 879 г. присутствовал епископ тивериупольский ( Τ μος χαρ ς стр. 34); но Тивериуполей было несколько, и думать, что присутствовавший на соборе был именно епископ Тивериуполя – Струмицы, нет никакого прямого основания (Lequien, I, 798, считает его за епископа Тивериуполя фригийского). 82 Григорович, Путеш. 161, приводит местное предание, что древняя Сардина есть село Боян, находящееся на юг от Софии. Но предание неверно, см. Memor. рор. II, 623 fin., 638 fin. 683, где Триадица – Сардина, а castellum Bonius сам по себе. Древнее болгарское свидетельство, что Средец есть прежняя Сардина, см. в Описании рукописей синод. библиот. Горского и Невоструева II, 2, 111, стр. 39. По некоторым старым свидетельствам, Средец начал называться Софией от того, что Милутин, король сербский, построил в нем храм Св. Софии, см. Гласника V, 60 fin. 83 При Борисе здесь было, за исключением дрнстрской, не менее трех епархий: две – проватская и дебельтская известны положительным образом, третья – преславская необходимым образом должна быть предполагаема. В половине двенадцатого века, по свидетельству Нила Доксопатра (которое см. ниже), здесь было, за тем же исключением, пять епархий. 84 См. послание в Monnmenta Slanornm Meridionalinm Тейнера t. I, р. 30 и в Патрол. Миня t. 215, р. 291. Местность епархия в послании точным образом не обозначается, но что она есть указанная нами, это следует из того, что именно эта местность была завоевана венграми, о чем говорится у Кальяна.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Ле t. 1V, 2. В той же Лет. стр. 60 сказано · « И есть той монастырь в Нижнем Новгороде и доныне митрополич». В Грам. 1478 г. Митрополит Геронтий называет сей монастырь своим Акт Арх. Эксп. Т. I. N° 105. В Степ, Кн., I, 461 и в Никон, Лет. IV, 28, приписывается еще св. Алексию основание монастыря во Владимире, принадлежавшего также Митрополии. Но о существовании сего монастыря упоминается в летописях еще в 1276 г. И.Г P. T. IV, пρ. 154. В Уставной грамоте В Князя Василия Димитриевича Митр. Киприяну, данной в 1389 или в 1404 г, следовательно спустя 24, или 26 лет по кончине св. Алексия. монастырь сей назван митрополичьим . Акты Археографич. Экспедиций T I. IV 9. 52 Ad nostrum non sine mentls tuibatione pervent auditum, qued in terra Russiae quamplures episcopi schismatici fore noscuntur Quos per summoriam informationem schismaticos esse repereris, ab eorum Ecclesiis et Episcopatibus auctoritate Apostolica prorsus amoveas. 1372. Historica Russiae Monumenta T. I. N. CXVIIl. 53 Зубрицкого o Червонной или Галицкой Руси стр 169. В 1370 г. Господарь Молдавский Ласко, совращенный Миноритами в веру латинскую, просил Папу Урбана V об учреаждении латинского епископства в городе Серет, принад- лежавшем епархии галичской. По повелению Папы, архиепископ. краковский посвятил туда Андрея, которому в последствии предоставлена и галичская кафедра Lequien Or. Chr. T. III. р. 1119. И. Г.Р.Т. IV. пр. 388 54 D " art verifier les dates. 1818. T V. p, 131. Lebeau.Histoire du Bas-Empire. 1836. T. XX. p, 418 55 О Германе И. Г. P. T.V . пр. 137 и о прочих пр. 127 Имя Нифонта между Патриархами Иерусалимскими сего времени впрочем, не встречается 60 Питиримово житие св Алексия. Завещание св. Алексия относительно Чудова монастыря напечатано в Памятниках Москов. Древн, Снегирева. стр. 142. 143. 61 По жизнеописанию Патомиеву это случилось при В. Князе Василии Васильевиче (с 1425 г.) и Митрополите Фотии сконч. в 1431 г.). 62 Пахомий свидетельствует « глаголется, яко по еже пети канун той святому и явися той святый тоя нощи некоему священноиноку тойже Обители, благодарение о сих воздающи, и обещавался обители тоя не оскудети ». См. Степен Кн I. Стр 445 Читать далее Источник: Горский А.В. Св. Алексий, митрополит Киевский и всея России//Прибавления к Творениям св. Отцов. 1848. Ч. 6. Кн. 1. С. 89–128. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

117 См. толкование Зонары и Вальсамона на сие правило в Беверегиевом издании: Pandectæ canonum Ss. Apostolorum et Conciliorum. 1672. T. I. p. 145. 140. 118 De сæгетоп. Avlæ Byzant. ed. Niebuhr. 1829. Vol. 1. Lib. c. 54. p. 792–798. Здесь сказано, что перепись сия составлена ещё Епифанием, епископом Кипрским, но, конечно, не современником св. Иоанна Златоуста ; потому что Епифаний здесь не назван святым, и потому что между митрополиями считаются и такие, которые не были митрополиями в конце IV века, напр. Халкидонская, не имевшая сего титла до IV вселенского Собора, бывшего в Халкидон. Lequien Or. Chr. Т. I p. 600. Известны и два другие архиепископа Кипрские с именем Епифания: один во время VI вселенского Собора, другой современник св. Игнатия, Патриарха Константинопольского. Lequ, Т. II. р. 1050. 1052. Перепись, вероятно, принадлежит древнейшему из сих двух, так как в ней не приметно перемен, происшедших в епархиях в VIII столетии. Так напр. здесь ещё не упоминается митрополия Силейская, возвысившаяся при иконоборцах. Lequ. Т. I. р. 1017. 119 В таком же точно числе показаны митрополии и в переписи, помещённой Беверегием из одноии Бодлейянской рукописи, в замечаниях на 36-е пр. Собора Трульского (Т. И. Annotation р. 135), ο Гоаром в его издании Кодина (de officiis curiæ et Ecclesiæ Constantinop. p. 337.), но число архиепископий в том и другом списке дополнено. 120 Bevereg. Т. II. Annot. р. 141. δι τ π τν θνν κατχεσθαι τν ππαν τς πpεσβυτpας μης. 121 После присоединения восточного Иллирика, Калабрии и Сицилии, но ещё до учреждения порядка епархий Им. Львом Философом, составлена перепись, помещённая в описании рк. Тиранской Библиотеки. Codices MMSS. Bibl. Taurinensis Athenæi 1749. стр. 201–212. С нею сходна помещённая Гоаром на втором месте в его издании Codini de officiis р. 365–378. Ни в той, ни другой, нет ещё имени Русской митрополии. 122 Указание списков можно видеть у Фабриция Bibliotheca Græca. ed. Harles Τ. VII. p. 705. Между прочим, указанный здесь список из Библиотеки Лавр. Медичи, по свидетельству Бандини, принадлежит к XI столет. Bandini Catalogus. Τ. I. p. 402.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Проводник за плату привел его близко к монастырю, но не мог найти входа в него (§ 27). В дальнейшем пути Антонию попалась часовня во имя св. Георгия, где ему тамошний земледелец и указал путь в монастырь Евнухов: надо было идти по тропинке, которая вела к Пандиму (Πνδημος). У Евнухов Антоний нашел радушный прием: здесь уже знали о его подвижнической жизни. Иноки поставили ему келью в пяти стадиях от монастыря; здесь Антоний (с 826 г.) жил долгое время в обществе отшельника св. Иакова, бывшего Анхиальского епископа времен патр. Тарасия, который и поучал Антония правилам отшельничества (§ 28). – Не смотря на то, что житие Антония нового сохранилось в единственном венском списке, изданном только в 1907 г., Lequien (II, 1191) в XVII в. однако читал его, потому что упоминает епископа Анхиальского Иакова, приводя выписку из упомянутой рукописи. – Однажды, когда во власянице Антония завелось много вшей, он снял её и повесил на солнце, а сам сидел около неё совершенно нагим. Увидев женщину с распущенными волосами, очень красивую, он встал и вошел в свою келью. Великий Иаков объяснил ему, что то была не женщина, но бесовское наваждение. В другой раз ночью постучались к нему и попросили дать зажженный светильник. Антоний, думая, что просит один из братии, взялся за светильник с намерением зажечь его, но вместо воска он ощутил помет, из чего заключил, что явился ему злой дух (§ 29). Однажды зимою, когда он неподвижно стоял всю ночь за молитвою, ноги его примерзли к земле; силою сдвинувшись с места, он потерял подошвы ног своих и очень страдал. Он хотел уже уйти отсюда за недостатком здесь воды, но Иаков велел ему молиться для получения воды. Антоний молился всю ночь, а утром ударив киркой по скале, источил прозрачнейшую и весьма хорошую воду (§ 30). По смерти имп. Михаила, когда вступил на престол Феофил (829 г.), принимавшие участие в восстании Фомы явились к новому царю с жалобою на бывшего наместника Кивирреотской фемы Иоанна, как обиженные им и лишенные своих денег и имений.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

202 Но, с другой стороны, через два года после Эфесского лже собора, именно на Халкидонском соборе (451 г.) заседал уже другой архиерей Ираклии Линкистидской, Дионисий (См. Vetera Itineraria, 735 г. стр. 319), которого Lequien пропустил в своём перечне битольских епископов. Конечно, Квинтилл мог умереть за два года, а ещё вероятнее, что был отрешён за своё участие в разбойничьем соборе, но всё же остаётся место предположению, что кафедрой его могла быть Ираклия Синтская. 203 Когда снятся мертвые, то значит у тебя ноги холодны. – Когда видишь, что летаешь, то значит, имеешь ветры в желудке… и пр. Какое разочарование для идеалиста! 204 Миллионы пиастров, конечно. Преосвященный, говорят, действительно очень богат. Кроме своих прямых и косвенных доходов с епархии, ведёт финансовые обороты (через родственников) на Константинопольской и даже Венской бирже, куда нередко и ездит под предлогом пользования минеральными водами… Повторяем: «говорят». 205 После мы осведомились, что Стоян и Иван – одно и то же, что Ян и Иоанн – разные формы одного и того же имени, что легко допустить и объяснить; но откуда взялась приставка: сто? Не есть ли это сокращение слова: свято, в той форме, как оно пишется «под титлой»? Стоян в таком случае значило бы: Святой Иоанн. 208 Беспримесной – относительно греков. А Турки? спросит кто-нибудь. У нас привыкли везде в Турции видеть турков. Для ленивой мысли и узкого взгляда это конечно так, – где Турция, там и турок. Но какое отношение имеют напр. к Слепченским христианам турки? Немного ошибемся, если скажем: никакого. Вероятно, даже подать государственную собирает какой-нибудь откупщик битольский из болгар или греков. Во всём прочем они ведаются и обходятся без турок. Просуществовавшая открыто в церкви 400 лет книга с самою не лестною бранью предержащей власти говорит ясно, что «турок» не мешает славянскому селу вести дела свои, как оно хочет. 209 Вот образчик сплошного письма: 1) нашь си на да ст ытсе и тво . да прии црт тво. и да вол тво. ко на нбси и на земли. хлбь соущьствьни даждь намь на вскь днь. и стави намь грхы ко и мы ставлмь всакомоу дльжникоу и вьведи нась вь нь избави нась непризни. – 2) искони б слово. и слово б кь Боу. и Бь б слово. б искони кь Боу. и вс тмь быше. и безь бысть. же бысть.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

137 под 1370 г. В это время Москва во второй раз подвергалась осаде. М. Алексия тогда не было в Москве, как прямо замечено в Никон. Летоп. IV, 27. В той же Лет, стр. 60 сказано: «И есть той моностырь в Нижнем Новгороде и доныне митрополичь». В Грам. 1478 г. Митрополит Геронтий называет сей монастырь своим. Акт. Арх. Эксп. Т. I. 105. В Степ. Кн. I, 461 и в Никон. Летоп. IV, 28. Приписывается ещё св. Алексию основание Константино-Еленского монастыря во Владимире, принадлежащего также митрополии. Но о существовании сего монастыря упоминается в летописях ещё в 1276 г. Ист. Гос. Рос. т. IV, пр. 154. В уставной грамоте В. Князя Василия Димитриевича митр. Киприану, данной в 1389 или в 1404 г., следовательно, спустя 12, или 26 лет по кончине св. Алексия, монастырь, сей назван извечным митрополичьим. Акты Археографич. Экспедиции т. I. 9. 114 Ad nostrum non sine mentis turbatione pervenit anditum, qued in terra Russæ quamplures ecpiscopi schismatici fore noscuntur… Quos per summariam informationem schismaticos esse repereris, ab eorum Ecclesiis et Episcopatibus auctoritate Apostolica prorsus amoveas. 1372. Historica Russiæ Monumenta т. I. CXVIII. 115 Зубрицкого O Червонной или Галицкой Руси, стр. 169. В 1370 г. Господарь Молдавский Ласко, совращённый миноритами в веру латинскую, просил Папу Урбана V об учреждении латинского епископства в городе Серете, принадлежавшем епархии галичской. По повелению Папы, архиепископ краковский посвятил туда Андрея, которому впоследствии предоставлена и галичская кафедра. Lequien. Or. Chr. Т. III, p. 1119. Ист. Гос. Рос. т. IV, пр.388. 116 L’art vérifier les dates. 1818. т. V, p. 131. Lebeau. Histoire du Bas-Empire. 1836. т. XX, р. 418. 117 О Германе Ист. Гос. Рос. т. V, пр. 137. и о прочих, пр. 127. Имя Нифонта между Патриархами Иерусалимскими сего времени, впрочем, не встречается. 122 Питиримово житие св. Алексия. Завещание св. Алексия относительно Чудова монастыря напечатано в Памятниках Москов. Древн. Снегирёва, стр. 142. 143. 123 По жизнеописанию Пахомиеву это случилось при В.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глава XIV. Эллада (Аргос, Кариуполь, Егина) Житие Петра Аргосского. – Ж. Афанасия Мифонского. – Ж. Луки Елладского. – Ж. Филарета. – Ж. Афанасии Егинской. Между современными памятниками агиографии, относящимися к Элладе, на первом месте должно быть поставлено житие Петра, епископа аргосского, написанное вероятно преемником его по кафедре 606 (§ 25). Вопрос о Петре довольно запутан. Некоторые ученые (Бландити, Lequien, болландисты, позже впрочем отказавшиеся, Вольф, Ballerini и др.) полагали, что святой родился в Катоне и был сицилиец по рождению, смешав его с его современником Petrus Siculus, послом имп. Василия Македонского в армянскую Тефрику для размена пленных (868 г.) и автором истории Манихейской (Павликианской) ереси. Петр, посол и историк, – Siculus, тогда как Петр епископ – уроженец Константинополя, первый жил в 868 г., второй жив был еще в 920 году, в Малую Азию не ездил и т. д. Словом после исследования Cozza-Luzi (р. XXII– XLVI) надо ли теперь опровергать ошибку смешения двух совершенно разных писателей? Наш Петр – уроженец Константинополя (§ 3), сын благочестивых и нищелюбивых родителей (§ 4), у которых было четыре сына: Павел, Дионисий, Петр и Платон, и одна дочь. Павел, живший вне столицы, слыша о подвигах Петра, прибыл в Константинополь; царь (какой?), дивясь его добродетели, просил его прибыть к нему со своими (родственниками) и дал ему очень богатый монастырь для подвижничества, в котором Павел и постригся. За ним принял иночество Дионисий, а потом постриглись в монастырях их родители и сестра. Общим учителем их был инок Павел. По блаженной кончине родителей (§ 5) Павел и Дионисий продолжали подвижничество. Видя это, Петр с младшим братом Платоном также ушли в монастырь, где оба предались аскезе (§ 6). Тогдашний патриарх Николай Итал (Νικλαος δ’ ν ταλς), муж образованный, добродетельный, за что и осужденный на изгнание, хотя потом, согласившись на четвертый брак царя (Льва), снова получил милость при дворе. – Без всякого сомнения, здесь идет речь о патр. Николае Мистике (901–907 или 895–906 и 911–925). В виду того, что вся дальнейшая деятельность Петра протекала в X веке, мы на этом и оканчиваем рассмотрение его биографии.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010