Хотя и нельзя нам повторять опыт, совершенный православным столпником, но примем его к сердцу без сомнения. Потому надо воздерживаться православному от пестрящих в наших учебниках по богословским предметам выражений: «Таинство св. причащения у лютеран, католиков» и т. п. У инославных никакого таинства в нашем смысле нет. 1055 О добродетели плача, духовного и непрестанного, см.: «Основы» Отдел III. Гл. 11. § 4. Самоукорение. – Плач. 1059 Денисов Л. Житие... преп. Серафима. М., 1904. С. 271. См.: «Основы» Отдел III. Гл. 6. § 3. Принятие на себя подвигов. 1062 Речь идет, как и выше у Златоуста, о тех «известных людях» , которые должны были пройти через открытое публичное покаяние (за совершенные ими смертные грехи). Допускать их, достойных отлучения от Св. Таин, к Св. Чаше без всякой епитимии (в первохристианское время чрезвычайно строгой) священнику не дозволяется. Остальные грехи (хотя за них и не лишают св. причащения) тоже требуют покаяния и добрых дел, как сейчас увидим. В настоящее время с введением института тайной исповеди, покаянная дисциплина стала несравненно мягче, и вышеприведенные слова святых отцов относятся только к тем, кто находится под определенным запрещением архиерея или священника. О покаянной дисциплине см.: § 4 данной главы. 1071 По Каноническому правилу 5 св. Тимофея Александрийского, муж и жена, переспавшие ночью, поутру не должны причащаться. См.: Книга правил... М., 1911. С. 383. 1073 «Основы» Отдел III. Гл. 1. § 6. Телесные отправления (см. также: Правило 7 св. Тимофея Александрийского/Книга правил...). 1074 Вопрос этот сложный, интересный и важный. В богословской литературе совершенно, как надобно, не разработанный, ибо может быть решаем правильно только с точки зрения аскетики, а таковой науки у нас еще, собственно, и не существовало. Феофаны, Игнатии писали для «спасения», а не для «науки» и богословием, в собственном смысле, мало интересовались. Таким образом, у пастырей в руках нет даже собрания святоотеческих цитат по данному вопросу, чтобы можно было им иметь хоть сколько-нибудь правильный взгляд на данный предмет. Читать же различные «курсы» по психиатрии – значит сознательно и несомненно превратить себя из здорового человека в действительно сумасшедшего (между профессорами-психиатрами и самими больными я, как уже говорил, разницы не вижу). Но кто же тогда будет помогать этим несчастным, если и пастыри откажутся от сего спасительного дела? Глубокое знание пастырями духовной жизни – лучший помощник в деле врачевания душ. Ограничусь этой оговоркой, ибо и много более важных вопросов придется оставить без разрешения. Дал бы Бог сил и возможность хотя бы букварь по науке спасения дать, а не говорю уже – университетское руководство... Люди голодны и хлеба просят, посему пирожными кормить их не приходится.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Юридические аспекты обещания брака находится в компетенции Конференций епископов, которые должны также считаться с гражданскими законами и с обычаями тех мест, где протекает их деятельность. Невыполнение этого обещания не даёт права (в согласии с принципом свободы брачного соглашения) на предъявление иска, требующего заключения брака; возможен только иск о возмещении материального ущерба, если последний имел место (кан. 1062 §2). 2. Препятствия браку 2.1. Общие положения Как мы уже видели, в брак могут вступить все те, кому это не запрещено правом. Подобные запреты представляют собою все те предусмотренные правом условия и ситуации, относящиеся к отдельным лицам, вступающим в брак, которые делают их неспособными к заключению брака (кан. 1073); они называются отменяющими препятствиями (impedimenta dirimentia) именно потому, что они делают брак недействительным. В нынешнем Кодексе уже не делается различия (как в предшествующей кодификации) между препятствиями отменяющими (dirimentia, которые делают брак недействительным) и препятствующими (impedientia, т.е. те, которые мешают законности брака, не делая, однако, его недействительным). Отменяющие препятствия могут быть: – относящимися к божественному праву (напр., узы предыдущего брака : см. ниже) или человеческому праву (напр., сан священства : см. ниже), согласно тому, проистекают они из божественного закона или из церковной нормы. Только Римскому Первосвященнику принадлежит право заявлять, что какое-либо препятствие относится к божественному праву, а также устанавливать другие препятствия сверх предусмотренных Кодексом (кан. 1075). Напротив, отклоняется любой обычай , вводящий новое или противоречащее существующим препятствие (кан. 1076); – явными или тайными , согласно тому, могут ли они быть доказаны в области внешней подсудности (foro externo, кан. 1074); – подлежащими или не подлежащими диспенсациии , согласно тому, относятся ли они к божественному или человеческому праву (кан. 1078); – большей или меньшей степени , согласно большей или меньшей лёгкости, с которой может быть допущена диспенсация со стороны соответствующей власти (кан.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

1062 Beck Η. G. Actus Fidei. P. 64. На мой взгляд, Х.-Г. Бек мог бы присовокупить сюда, по крайней мере, еще один случай – осуждение на смерть вероотступника Ювеналия в середине XV в. и особенно юридическое и идеологическое обоснование Геннадием Схоларием этого процесса. См. о нем: Медведев И. П. Дело вероотступника Ювеналия с юридической точки зрения//The 17 th Intern. Byz. Congress: Major Papers. Ν. Y., 1986. P. 31–43. См. также более полный греческий вариант статьи: Η πθεση το ποστ τη Ιουβεναλου π την ποψη το δικαου// Βυζαντινα Μελται, 1991. Τ. 3. Σ. 152–173. 1063 Eclogä Das Gesetzbuch Leons III. und Konstantinos V./Hrsg. von L. Burgmann. Frankfurt a/M., 1983. S. 160. Z. 6. 1064 Gregory Т. Е. The Ekloga of Leo III and the Concept of Philanthropia// Βυζαντιν. 1975. Т. 7. P. 278–287. 1065 Troianos S. Bemerkungen zum Strafrecht der Ecloga// Αφιρωμα στν Νκο Σβρωνο. Ρεθμνο, 1986. Т. 1. Σ. 106. 1067 Troianos S. Η διαμρφωση το ποινικο δικαου στη μεταβατικ περοδο μεταξ Ισαυρν κα Μακεδνν// Βυζαντιακ, 1982. Τ. 2. Σ. 87. 1070 Ius graeco-roinanum/Ed. I. Zepos, P. Zepos. Aalen, 1962. Vol. 6. P. 355–356. Ср.: Ahrweiler Η. Lidéologie politique de lempire byzantin. P., 1975. P. 53. Not. 2. 1071 Т Βυζντιο κατ τν 12 о αινα Κανονικ Δκαιο, κρτος κα κοινωνα κδ. Ν Οκονομδης Αθνα, 1991. 1073 В последнее время картина законодательной реформы императоров Македонской династии кардинальным образом пересмотрена. См. выше, с. 176–187. 1074 О памятнике и о спорной роли Фотия в его редактировании см.: Troianos S. Ν. О πηγς το βυζαντινο δικαου . Αθνα; Κομοτνη, 1986. Σ. 88–89; Stolte В . Н . A Note on the un-Photian Revision of the Nomocanon XIV Titulorum//Analecta Atheniensia ad Ius Byzantium spectantia. Athen, Komotini, 1997. Т. 1. P. 115–130. 1075 Troianos S. N. Ο πηγς Σ. 148–151; Stevens G. P. De Theodoro Balsamonë Analysis operum ac mentis iuridicae. Roma, 1969. He следует забывать и работы старых русских авторов, прежде всего важное исследование о Вальсамоне и комментированный перевод Номоканона с его схолиями, принадлежащие В. Нарбекову: Нарбеков В. Толкование Вальсамона на Номоканон Фотия. Казань, 1899; Номоканон Константинопольского патриарха Фотия с толкованием Вальсамона/Изд. В. Нарбекова. Казань, 1899. Ч. 1: Историко-каноническое исслед.; Ч. 2: Русс. пер. с пред. и примеч.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3 См., напр., статью И. Я. Порфирьева – Апокрифические молитвы по ркпп. Соловецкой библиотеки (в Трудах IV Археолог, съезда), И Каратыгина – Обзор некоторых чинопоследований в рукописных требниках, принадлежащих библиотеке СПб. дух. Академии (Христ. Чтен. 1877, т. I, стр. 423–448). 8 Требн., ркп. Моск. Синод, библ. 378. Кроме того, эта же молитва надписывалась иногда: «Молитва на истерние ц-ркви пожара» (см. Требн., ркп. XVI в., Соф. библ. 1062, л. 250 об.—251—, см. прилож. или «Молитва на истребление ц-ркви» (см. Служебн. с требн., ркп. конца XVI в,, той же библ. 1091, л. 51). 10 Указ Св. Синода 1722 г. (II С. Зак. 3788). Правда, в указе имеются в виду собственно металлические привески (особенно монеты) к иконам, но формулировка указа предполагает при этом и вообще всякое приношение к иконе. 13 См. прилож. 16. Имеется, впрочем, и еще один список – в Служебн. с требн., ркп. XVI в., библ. Троицко-Серг. Лавры 225 (1074), д. 158, с загл. «Молитва, егда хотят простити раб». 16 См. наше исследование – «История чиноследований крещения и миропомазания», Казань, 1884, стр. 480–482. 17 Эти статьи: а)- «По поводу слов: «от очес призора» во 2-й молитве «по внегде родити жене отроча» П. Л., в Моск. Церк. Вед. 1879 г., 23, стр. 192–212 (Ср. статьи «Как понимать слова молитвы «соблюди от ревности и зависти и от очес призора» – в Пенз. Еп. В. 1880, стр. 28–32-, Калужск. Еп. В. 1880, стр. 374–375); б) «Непорочность церкви в молитве о родильнице» свящ. Д. И. Языкова в Прав. Обозр. 1880, т. I, стр. 544–558; в) «Об отношении церкви к народной мудрости» (вопрос о словах «от очес призора соблюди Господи») в Чтен. Общ. люб. дух. просв., 1880, стр. 391–446. Ср. заметку в Церковн. Вестн. 1891 г., стр. 26, под загл. «Что значит выражение – «очес призора» в молитве (2) «по внегда родити». 19 См. толкование Зонары на 61 пр. Трулльского собора (по изд. Общ. люб. дух. просв., т. I, стр. 476–477). 20 См. наше исследование – «Тайная исповедь в православной Восточной церкви». Одесса, 1894, т. II, стр. 275–285.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Такова была в общих чертах, система византийских укреплений в VI веке в том виде, в каком она обнаруживается не только в Африке, но и в некоторых важных цитаделях греческого Востока. Между ними ограда Антиохии, – с ее высокими зубчатыми стенами, подымающимися по склонам гор, с ее могучими четырехугольными трехэтажными башнями, с ее дозорной дорогой, устроенной на арках, с ее громадным пятиугольным редутом и укрепленным редюитом, с массивными боковыми башенками, господствовавшими над всем городом и стоявшими на почти неприступной скале, – существовала еще очень недавно и представлялась одним из самых замечательныхъ сооружений. 1060 Дара 1061 , Никея 1062 , Аказарба 1063 представляют не менее любопытные образцы военного искусства византийцев VI века. С помощью таких памятников легко воссоздать в их истинном виде некоторые из цитаделей, так хорошо описанных Прокопием 1064 , и такое исследование имеет тем большую важность, что, по весьма верному замечанию, «многие расположения частей, применявшиеся византийцами в их фортификационных работах, представляют собой переход от древних приемов к приемам средних веков». 1065 Нам нет надобности перечислять здесь, следуя Прокопию, все бесчисленное множество укреплений, которые были исправлены или вновь выстроены по приказу императора; мы ограничимся лишь тем, что отметим главные черты всего дела. 1066 На северной границе, начиная от впадения Савы и до устьев Дуная, было построено или восстановлено более 80 90. Византийская стена в Тебессе. Внутренняя сторона. замков или цитаделей, из числа которых нужно назвать Сингидинум (Белград), Октавум, Виминациум, восстановление которого Юстиниан особенно восхвалял 1067 , Новэ и еще восточнее – Рациария, Августа, Секуриска, Дуросторум, Трезмис и на левом берегу сильный tête de pont Ледераты. 1068 По большой части это были староримские цитадели, которые были только приведены императором в положение, годное для защиты; но личное его дело гораздо лучше выступает в мерах, принятых им для обеспечения защиты византийской территории 1069 , позади этой первой линии. В Дакии, Дардании, в Мезии и, более к югу, в Эпире, Македонии и во Фракии были построены сотни castella , образуя вторую и третью оборонительные линии. 1070 В одной Дардании, родине самого Юстиниана, Прокопий насчитывает, кроме больших укрепленных городов Юстиниана прима, Сардики и Наиссуса 1071 , еще более 150 кастелл. Были построены укрепления даже на берегах Мраморного моря и Архипелага. Гераклея была защищена, а Рёдестос перестроен заново; длинные стены прикрыли Херсонес Фракийский. 1072 Наконец, были построены крепости еще более к югу, в Фессалии и в северной Греции; длинные стены загораживали Фермопилы 1073 ; вал с боковыми башнями затруднял доступ через Коринфский перешеек. 1074 Таким образом, весь Балканский полуостров представлял как-бы обширный укрепленный лагерь. 1075

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

1052.  Steinmann J. Daniel. Paris, 1950. 1053.  Sthulmuller. С.. Post-Exilic Period: Spirit, Apocaliptic. — JBC, I. 1054.  Sullivan. К.. Daniel, Jonah. Collegeville. 1055.  Young E.J. The Prophecy of Daniel, 1949. 1056.  Wood G.F. Joel, Obadiah. — JBC, I.   6. Александрийский иудаизм. Кн. Премудрость. Филон (Разделы о Филоне и иудео-александрийской школе есть почти во всех курсах истории древней философии. См. библиографию к т. IV.) Источники 1057.  Евсевий Памфил. Сочинения. Пер. с греч. т. I. СПб., 1858, 544 с. 1058.  Климент Александрийский. Строматы. Пер. с греч. Ярославль, 1892. 944 + VI с. 1059. Послание Аристея. — В кн.: И. Флавий. О войне иудейской. Пер. М.Алексеева. 1787, т. 2, с. 293-341. 1060.  Филон. О субботе и прочих ветхозаветных праздниках. Пер. с греч. М., 1973. 1061.  Его же. О жизни созерцательной. — В кн.: Н. Смирнов. Терапевты и сочинение Филона Иудея «О жизни созерцательной». Киев, 1909, с. 1-30. 1062.  Его же. О неразрушимости и вечности мира. — В кн.: М. Браш. Классики философии. СПб., 1913, т. 1, с. 363-375. 1063.  Его же. О том, что каждый добродетельный свободен. (Пер. фрагментов). — ТК, I, с. 341-344, 1064.  Его же. Апология. (Пер. фрагментов). — ТК, I, с. 345-347. 1065.  Его же. (Отрывки). — В кн.: Scythica et Cancasica. СПб., 1890, т. I, с. 480-481. 1066.  Eusebius. Praeparatio evangelica — Migne, Patr. Gr., t. 24. 1067. the Fourth Book of Maccabees. — APOT, v. 2, p. 653-685. 1068. Letter of Aristeas to Philocrates. — APOT, v. 2, p. 83-122. 1069. Philon d " Alexandrie. Les oeuvres. Cerf. Paris, v. 1-36, 1962-1974. 1070.  Philo. Selections. Ed. by Н. Lewy. Oxford, 1946. The Sibilline Oracles. — APOT, v. 2, p. 368-406.   Литература 1071.  А. Л. Филон (Биографический очерк). — Приложение к Гекармелю, 1863, 1072.  Баммель А. Александрийская философия. — БСЭ, 1926, т. 2, с. 172-174. 1073.  Берлин И. Евполем. — ЕЭ, т. VII, с. 433-434. 1074.  Бузескул В. Антисемитизм в Александрии. СПб., 1914. 1075.  Бычков В. Эстетика Филона Александрийского. — ВДИ, 19.75, с. 58-79.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

1057 Имеется в виду латинская пословица: cornici oculiim effodere – то есть превзойти кого-либо в его же искусстве. 1059 Письма 41–53 переведены Н. А. Кульковой. Переводчик выражает искреннюю признательность редактору этих писем Н. Г. Головниной. 1060 Письмо адресовано Римскому папе Сирицию (384–398), которого свт. Амвросий называет братом (ср.: epist. 46, в котором Сириций назван «любящим родителем»). 1062 Возможно, письмо адресовано Нонию Аттику Максиму (Nonius Atticus Maximus), префекту претория Италии в 384 г., консулу 397 г. Ему адресованы несколько писем Симмаха (см.: Zelzer. Т. 2. P. XXVIII). 1064 Феликсу, епископу Ком, адресовано также epist. 5, в котором свт. Амвросий приглашает Феликса приехать на освящение храма. 1065 В своем письме свт. Амвросий употребляет юридические термины: querclam... iure excitatam, rem exposui, causam probaui. 1066 Латинское слово tuber («сморчок» или «трюфель») имеет также значение «горб, опухоль, порок». Здесь игра слов – «как бы тебе не получить еще большей беды!». 1067 Адресатом письма, возможно, является Флавий Писидий Ромул, консуляр провинции Эмилии-Лигурии в 385 г., комит священных щедрот в 392 г. при дворе императора Феодосия Великого, префект претория Галлий в 400 г., префект Рима в 405 г. Ему адресованы три письма сенатора Симмаха (см.: epist. 8. 38. 62; 9. 62) и письмо блж. Августина (см.: epist. 247) (см.: Zelzer. Prolegomena. P. XXIX). 1074 M. Цельиер считает, что письмо адресовано некоему Титиану (см.: Zelzer. Prolegomena. P. XXIX). Фаллер и мавринисты предполагали, что письмо адресовано Флавию Евтолмию Татиане, префекту претория при императоре Феодосии (Зосим – hist. eccl. 45. 1 ; 52. 1–4), который потерял свое влияние в сентябре 392 г. Письмо датировано 392 г., так как Флавий Ромул Руфин, консул 392 г., стал префектом претория Востока в 392 г. 1075 Флавий Ромул Руфин, магистр оффиций при дворе император Валентиниана II во Вьенне (388 г.), консул в 392 г., в 392–395 гг. префект претория Востока. 1078 Заключительное обращение к адресату как к родителю подтверждает атрибуцию адресата письма Римскому папе Сирицию.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕБХАРД [нем. Gebhard; лат. Gebhardus, Gebehardus, Kebehardus, Gebardus] (ок. 1025, Швабия - 15.06.1088, Верфен, близ Зальцбурга), архиеп. Зальцбургский (с 1060), блж. католич. Церкви (пам. 15 июня). Происходил из древнего швабского рода. Рано посвятил себя церковной жизни. 4 марта 1055 г. был рукоположен во пресвитера. Вскоре назначенный капелланом при дворе герм. имп. Генриха III , Г. с сент. 1058 по дек. 1059 г. исполнял также функции канцлера империи. Весной 1060 г., после смерти архиеп. Зальцбургского Балдуина, Г. стал его преемником (еп. Вюрцбургский Адальберт рукоположил Г. 30 июля в Ратисбоне (совр. Регенсбург)). В 1062 г. имп. Генрих III отправил Г. в К-поль с целью заручиться поддержкой визант. императора против норманнов в Юж. Италии. По возвращении Г. участвовал в рейхстаге в Майнце (июль 1062). Будучи хорошим администратором, он упорядочил взимание десятины, в частности со слав. населения в Каринтии. Основал в Каринтии новое еп-ство Гурк в составе Зальцбургского архиеп-ства, что было подтверждено буллой папы Александра II от 21 марта 1070 г. и имп. Генрихом IV 4 февр. 1072 г. В Штирии Г. основал бенедиктинское аббатство Адмонт (1074), подчиненное непосредственно архиепископу. В новый мон-рь были приглашены монахи из аббатства св. Петра в Зальцбурге. Сторонник церковных реформ папы Григория VII (см. Григорианская реформа ), в рамках к-рых можно рассматривать и основание еп-ства Гурк и аббатства Адмонт. Архиепископ участвовал в рим. Соборе (март 1074), осудившем николаитизм и симонию . Однако в 1075 г. Г. поддержал имп. Генриха IV в войне в Саксонии, но воздержался от участия в Соборе герм. епископов в Вормсе (24 янв. 1976), принявшем решение о низложении папы Григория VII. Участвовал в договоре герцогов против императора в Трибуре (1076), в Форххайме был среди избравших герм. королем герц. Швабии Рудольфа Райнфельденского (15 марта 1077). В 1077 г. имп. Генрихом IV Г. был смещен с архиепископской кафедры и провел 9 лет в изгнании в Саксонии и Швабии, пытаясь организовать выступления противников императора. Участвовал в Соборах епископов в Кауфунгене (1081) и в Герштунгене (янв. 1085), собранных с целью урегулировать отношения между папой и императором, но результатов данные встречи не принесли. В 1085 г. принял участие в Соборе в Кведлинбурге, на к-ром имп. Генрих IV был вновь отлучен от Церкви. Император в свою очередь хотел отлучить от Церкви Г. и передать Зальцбургское архиеп-ство одному из своих сторонников. Однако успешные выступления противников императора в Саксонии вынудили Генриха IV отказаться от действий против Г.

http://pravenc.ru/text/161806.html

Увеличение числа монашеского братства заставило прп. Феодосия приняться за поиски Устава для упорядочения жизни Печерского монастыря. Именно с именем преподобного Феодосия Печерского связано введение Студийского общежительного монашеского устава. Обыденное управление стало основополагающим условием для дальнейшего существования Печерской обители; в начале игуменства Феодосия (1062 г.) в монастыре подвизалось 20 монахов, а за короткое время число насельников возросло до ста. По мнению исследователя В.Н. Топорова «выбор Студийского устава был не случайным, а сознательным и глубоко обдуманным шагом» . Общежитие, предписываемое Студийским уставом, было единственным условием сохранения монашеской общинной жизни. Сведения о введении Студийского устава в Киево-Печерском монастыре находим в «Житии Феодосия Печерского» и Печерском Патерике. Первая часть устава – традиция совершения богослужения, были получены от византийского монаха Михаила, пришедшего на Русь с митрополитом Георгием в 1062 году. По благословению прп. Феодосия полную редакцию Устава Студийского монастыря на Русь принес Печерский монах Ефрем около 1065 года. Именно этот устав лег в основу иноческого общежития Киево-Печерского монастыря. Сегодня существуют разные мнения по поводу того, насколько точно прп. Феодосий следовал Студийскому уставу? Для игумена Печерской обители фундаментом жизненного уклада было соблюдение основ Устава – принципа строгого общего жития, отречения от собственности, полного равенства братии между собой, постоянной молитвы и труда. Таким образом, введение преп. Феодосием Студийского общежительного устава в Печерском монастыре кардинально изменило обыденный характер братской общины, сохраняя при этом традиции «особножительства». Наличие этих двух противоположных типов подвижничества является отличительной особенностью Киево-Печерского монастыря . Свидетельством веры преподобных Антония и Феодосия Печерских явилось начало строительства в 1073 году главного храма монастыря –   Успенского собора. Согласно «Слову о создании Церкви печерской» святителя Симона, епископа Владимиро-Суздальского (†1226), накануне закладки храма к преподобным Антонию и Феодосию пришли четверо зодчих из Константинополя. Они рассказали о чудесном явлении Божьей Матери и Ее повелении построить на Руси храм : «И сама приду, чтобы увидеть церковь и буду в ней жить». По данным «Повести» с кончиной прп. Феодосия в 1074 году строительство храма было остановлено, но уже через год  следующий настоятель обители игумен Стефан возобновил созидание храма  и завершил его в 1078 году .

http://bogoslov.ru/article/4722495

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), целебник. Рассказ о Д. помещен среди рассказов о др. Киево-Печерских подвижниках в «Повести временных лет» под 6582 (1074/75) г. в статье о кончине игум. Киево-Печерского мон-ря прп. Феодосия . О Д. (видимо, на основе летописного рассказа) говорится также в Житии прп. Феодосия (кон. XI - нач. XII в.), написанном прп. Нестором Летописцем. Возможно, краткое сообщение о Д. находилось в составе несохранившегося Жития прп. Антония Печерского кон. XI в. (Древнерус. патерики. С. 42; см.: Артамонов Ю. А. Проблема реконструкции древнейшего Жития Антония Печерского//Средневековая Русь. М., 2001. Вып. 3. С. 23-24, 67-69). Рассказ о Д. входил во все редакции Киево-Печерского патерика, начиная с древнейшей (рубежа XIII и XIV вв.; см.: Шахматов А. А. Киево-Печерский патерик и Печерская летопись. СПб., 1897. С. 5; Абрамович Д. И. Исследование о Киево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике. СПб., 1902. С. 27-32). Отдельное Житие Д., созданное на основе летописной и житийной традиции, впервые появилось на польск. языке в издании патерика: Sylvestr (Kosov), metr. Patericon, abo ywoty ss. oyców Pieczarskich. K., 1635. S. 68-69; на церковнослав. языке - в Киево-Печерском патерике (К., 1661. Л. 142 об.-144 об.). Успение прп. Дамиана. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 10) Успение прп. Дамиана. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 10) Д. был священником («санъмь прозвутеръ»). По рассказу ПВЛ, он не вкушал ничего, кроме хлеба и воды. За монашеские подвиги и добродетельную жизнь он сподобился дара чудотворения и по благословению прп.

http://pravenc.ru/text/168750.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010