997 Иезуиты в России свящ. М. Морошкина, ч. 1, стр. 197–200; Арх. ун. м., 989 – письмо Левниского, от 27 (16) марта 1783 г. 999 Там же, 1000 – письмо полоцкого епископа к пинскому епископу Горбацкому, от 14 февраля 1784 г. 1003 Арх. ун. м., 989 – письма Левинского, от 3 августа, 20,27 ноября, 4 и 18 декабря 1783 г; Русск. Арх. 1867 г., стр. 1227. 1006 Постановление полоцкой униатской консистории и окружная грамота её, от 24 июля 1781 г. – из собрания ун. писем 0. С. Сидорского. 1012 Арх. ун. м., 990 – письмо Левинского, от 19 Февраля 1784 г.; 1000 – письмо полоцкого епископа, от 14 февраля. 1013 Там же, 990 – выписка из письма Гребницкого, вложенная в письмо Левинского к Смогоржевскому, от 18 марта 1784 г., и упоминаемая в нем. 1015 Еще 12 Февраля 1784 года полоцкий губернатор (Ребиндер) по просьбе Лисовского делал запрос управляющему Смогоржевского, Беликевичу, на каком основании все вывозится из имений полоцкой архиепископии на польскую сторону и вырубаются леса, – 990 – копия при письме Левинского, от 11 марта 1784. г.; 991 – письмо от 12 июля 1785 г., известия о дипломатических сношениях; 991 –письмо из Полоцка от 17 апреля 1785 г., о действиях Лисовского. 1018 Польскому послу в Петербург поручено было наблюдать за Лисовским, когда он бывал там, 991 –письма Левинского, от 18 января и 15 февраля 1785 г.; 1000 – письмо к Смогоржевскому подканцлера Хребтовича, от 1 февраля 1785 г. О затруднениях Лисовского поэтому делу в Петербург сам король извещал Смогоржевского, связка 451 – подлинное письмо короля, от 10 февраля 1785 г. Радость его по этому поводу, 991 – письмо Левинского, от 10 февраля 1785 г. 1019 991–письмо Левинского, от 15 и 18 января, и связка 451– письмо короля, от 10 февраля 1785 г. 1021 10 февраля 1785 г. Левинский просил Смогоржевского поспешить решением дела о полоцком коадъюторе, потому что «интриги князя Потемкина могут возобновиться» 991). 22 марта того же года, высказывая опасение за судьбу имений польской части полоцкой архиепископии, он пишет, что «Лисовский опять полетел к Потемкину (там же). 10 мая, извещая, что Чудовский хочет переселиться к Лисовскому (не оставляя управления польской частью полоцкой архиепископии) говорит, что решение этого дела зависит от короля, но «могущество и рекомендация Потемкина во всяком случае страшны» (там же). 19 июля, извещая о переговорах касательно польской части полоцкой архиепископии, Левинский говорит: «словом, все дело зависит от петербургского двора, а там диктатор Потемкин благоприятствует не нашей стране, не стоит за правду, а безусловно благоприятствует Лисовскому» (там же). Польская часть полоцкой архиепископии осталась за Лисовским.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

40. Июля 29. О мерах к улучшению учебно-воспитательной части в духовных училищах. 41. Июля 29. О воспрещении делать позаимствования на нужды архиерейских домов и на другие епархиальные потребности из монастырских сумм, без разрешения Св. Синода и о проч. 42. Августа 8. По вопросу о том, следует ли указанный в циркулярном указе Св. Синода от 12 Января 1859 г. порядок избрания старост к безприходным церквам применять при определении старост к церквам в казённых и других заведениях (Ср. Ц. В. 89 г. 398. Собран. Уз. 89 г. 1015). 43. Августа 29. О проекте Инструкции для действий Мировых Съездов, при обеспечении земельными наделами и помещениями православных сельских причтов в Западных губерниях (И. С. З. 50726 Ср. Ц. В. 88 г. 231 и 90 г. 352). 44. Сентября 22. О доставлении сведений о благотворительных учреждениях, состоящих в духовном ведомстве. 45. Сентября 28. О Высочайше утв. опред. Св. Синода относительно вознаграждения епархиальных архитекторов 1% за составление планов и смет, и за наблюдение за работами (П. С. З. 51031). 46. Сентября 29. О порядке представления секретарей Духовных Консисторий к чинам и за выслугу лет. 47. Октября 15. О введении в духовных семинариях учения о русском расколе в курсы Догматического Богословия и русской церковной истории. 49. Ноября 10. По Высочайше утв. определению Св. Синода о сборе подаяний в пользу ново-построенного в г, Сараево храма в течении одного года. 50. Декабря 23. По Высочайше утв. мнению Государственного Совета, об увеличении пенсионного кредита духовного, ведомства (П. С. З. 51250). 51. Декабря 23. По Высочайшему повелению, о лицах духовного сана, имеющих право на сопричисление к ордену Св. Анны 3 ст. по статуту сего ордена (П. С. З. 45471. Ср. Ц. В. 92 г. 409). 52. Декабря 24. О порядке записи денег, жертвуемых в пользу церквей на вечное поминовение. 53. Декабря 23. Касательно перемещения учителей духовных училищ. 1. Января 11. О кончине Е. И. В. Государыни Великой Княгини Елены Павловны. 2. Января 11. О порядке исполнения постановленных светскими судами приговоров, коими священнослужители присуждаются к тюремному заключению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среди праздничных мероприятий, в этом году, также заявлен фестиваль-праздник колокольного звона «Слава тебе Боже», который пройдет в России, Украине и Беларуси. Для организаторов пресс-конференции стало приятной неожиданностью то, что тема празднования Крещения Руси вызвала большой интерес у украинских и российских СМИ: на пресс-конференции присутствовали 18 съемочных групп телеканалов и около 30 представителей печатных и электронных СМИ. День Крещения Руси отмечается 28 июля – в православном церковном календаре (по старому стилю 15 июля) в день памяти равноапостольного князя Владимира (960-1015). Начиная с 2007 года традицию ежегодного празднования Дня Крещения Руси инициировала и проводит Международная общественная организация «День Крещения Руси». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 16 апреля, 2020 15 апреля, 2020 4 ноября, 2021 3 ноября, 2021 1 июня, 2020 25 мая, 2020 26 апреля, 2020 22 апреля, 2020 17 апреля, 2020 16 апреля, 2020 15 апреля, 2020 4 ноября, 2021 3 ноября, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/v-kieve-prezentovali-p...

С.393–397; Stökl G. Kanzler und Metropolit... S.150–174; Высоцкий С.А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI–XIV вв. Киев, 1966. С.95. (граффито с указанием дня смерти Кирилла); Щапов Я.Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI XIII вв. Μ., 1978. С. 139–152, 159–185, 232–246; Czeszak G. Sytuacja košciola prawoslawnego na Rusi w šwietle jarlyków chaskich z XIII i XIV wieku//Czasopismo Prawno-Historyczne. 1979. T.31. S.31–56; Poppe A. Werdegang der Diözesanstruktur... S.279–285; Творогов О.В. Кирилл//СлККДР. Вып.1. С. 225–227. в. Киевские князья-сениоры X – середины XIII в. (с биографическими справками о князьях, упоминаемых в настоящей книге) Относительно родственных связей между князьями см. прилагаемую к настоящему разделу генеалогическую таблицу, в которой имена киевских князей-сениоров выделены жирным шрифтом. В нижеследующем списке указание дня начала княжения, как правило, имеет в виду день интронизации. Настоящий список представляет собой первую попытку такого рода. 1. Игорь Рюрикович – после 944 2. Ольга, вдова Игоря ок. 945 – ок. 960 3. Святослав Игоревич ок. 960 – весна 972 4. Ярополк Святославич 5. Владимир Святославич – 15 июля 1015 6. Святополк Владимирович(в его княжение происходит борьба за киевский стол) 7. Ярослав Владимирович – 20 февраля 1054 8. Изяслав Ярославич – 15 сентября 1068 9. Всеслав Изяславич Полоцкий 15 сентября 1068 – апрель 1069 10. Изяслав Ярославич (во второй раз) 2 мая 1069 – март 1073 11. Святослав Ярославич после 22 марта 1073 – 27 декабря 1076 12. Всеволод Ярославич 1 января 1077 – июль 1077 13. Изяслав Ярославич (в третий раз) 15 июля 1078 – 3 октября 1078 14. Всеволод Ярославич (во второй раз) октябрь 1078 – 13 апреля 1093 15. Святополк Изяславич 24 апреля 1093 – 16 апреля 1113 16. Владимир Всеволодович Мономах 20 апреля 1113 – 19 мая 1125 17. Мстислав Владимирович 20 мая 1125 – 15 апреля 1132 18. Ярополк Владимирович 17 апреля 1132 – 18 февраля 1139 19. Вячеслав Владимирович 22 февраля 1139 – 4 марта 1139 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пелеринаж 1012 к Дубу несчастному, видимо, отживающему век свой. Некий «зять» с родственником о. Константина. Осмотр могилы Авенировой (?) 1013 , даже и теперь, в июле, полной воды. Наверху ужин вместо полуторых из четырех блюд, длившийся до 9 часов. Немедленно за тем расход по келлиям, и молитва , и Второзаконие. Пятница, 17 ч Ни комара, ни скнипа, просто никого на свете из обидчиков бедного рода человеческого! Экой блаженный край! Встал с солнышком. На террасе молитва и высматривание моря. Вооружение рук своих перчатками, пилой и ножницами и отправление на работу (а настоящие христиане пошли к Дубу на акафист). Подчистка деревцов до самого чая. Экскурсия иного археолога в Хеврон, а моя в большие могилы, и в них отыскивание открытой Якубом надписи. Воображаемые буквы над дверьми обеих гробниц боковых в усыпальнице царя Енака (?) 1014 , родоначальника «исполинов». Другая, соседняя, оказалась без малейших следов каракуль хананейской литературы. То же одревесение кустов балутных обрезкою ненужных отростков. Помощь делу натурой. В 3 часа возвращение во дворец и обед, подслащенный умилением отъезда братий обители на источник пальмы. Чтение Библии. Ибрагим-эфенди со чады. Шейх-Салех с дщерию. Вечер. Осмотр с Як нового места с двумя могилами, а потом и всех владений шейха Ибрагима, приобретаемых нами в сей момент. Возвращение в дом уже ночью. Исследование кандального фокуса, чай. Библия, молитва , и, как сам видишь, потомок, невладение сею рукою и переселение в эмпиреи. Суббота, 18 июля Вот так сон! Оказывается, что я беден до того, что не имею даже подрясника, который (хороший шелковый фиолетового цвета) дарит мне моя родная маменька. Но и при всем том крайнее убожество, кое продолжается. Квартира моя не метена, не убрана и даже не достроена, урока я не учил и не знаю, денег ни копейки и одежды никакой!.. Вот тут-то и является la bete noire 1015 нашего канчелера и с торжеством подает мне руку помощи, а я, без зазрения совести, принимаю даемое... Знаменательный и весьма неприятный сон.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Рассмотрим вначале хронологию памятника. А. А. Шахматов, а впоследствии и А. Поппе показали, что в НС, а вслед за ним и в «Пове­сти временных лет», представлены неправильные датировки событий. 134 Согласно Иакову, Владимир сел в Киеве 11 июня 6486 (978) г., а не в 6488 (980) г., как в НС и «Повести временных лет». А. А. Шахма­тов считал, что год вокняжения (6486) указан на основании письмен­ного источника, но день 11 июня вычислен искусственно. А. В. На­заренко полагает, что это – день гибели Ярополка. 135 О. М. Рапов полагает, что Ярополк был убит не до вокняжения Владимира, а че­рез год, и на этом основании подтверждает правильность летопис­ной датировки крещения 988 г. 136 М. Б. Свердлов считает, что из­начально речь шла о вокняжении не в Киеве, а в Новгороде, куда Владимир, ранее бежавший «за море», вернулся в 978 г. 137 Но едва ли это событие было так важно. Владимир сел в Новгороде еще при жиз­ни своего отца Святослава, и покидал город на короткое время после начавшейся распри старших братьев. Возвращение было лишь проме­жуточным этапом в борьбе за власть: князю предстояли поход на По­лоцк, война с Ярополком и захват Киева. Об этом Иаков не упоминает, сразу переходя к убийству старшего брата. Он пишет, что гибель Ярополка предшествовала вокняжению Владимира, а не наоборот. Толь­ко после его смерти Владимир мог считаться полноправным князем Киевским. Недаром и год крещения отсчитывается Иаковом от убий­ства Ярополка, хотя указан только день вокняжения. В перечне княжений из статьи 6360 (852) г. «Повести временных лет» сказано, что Владимир правил 37 лет, что дает 978 г., а не 980 г., как в летописи. А. А. Шахматов придавал этому большое значение, но в этой статье и срок княжения Ярослава определен в 40 лет – с превышением как минимум на год. Владимир скончался 15 июля 1015 г., Ярослав первый раз захватил власть в 1016 г., окончательно в 1019 г., а умер 19 или 20 февраля 6562 (1054) г. Эта дата сохрани­лась не только в летописи, но и в современной записи, сделанной на стене Софии Киевской. 138 Ярослав правил неполных 39 лет, даже если считать с момента смерти его отца, а не со времени вокняжения в Киеве. Интересно, что в «Сказании чудес святых мучеников Бориса и Глеба» княжение Ярослава определено правильно в 38 лет. 139 Соста­вителя перечня ввела в заблуждение погодная разбивка, сделанная составителем НС. Дело в том, что в Византии Новый год начинался 1 сентября, а на Руси на полгода позже – с 1 марта. В «Повести временных лет» вокняжение Изяслава Ярославича датировано не тем же 6562 г., а 6563 (1055) г. Следовательно, летописец посчитал кон­чину Ярослава по мартовскому стилю (19 февраля 1055 г.). Из соот­ношения числа и дня (19 февраля суббота или 20 февраля воскресе­нье Федоровой недели Великого поста) видно, что на самом деле в записи о кончине князя был употреблен церковный сентябрьский стиль. Ошибка летописца привела к тому, что он увеличил срок кня­жения Ярослава на один год.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Личные страдания стушевывались перед общей задачей. А страдания были велики. Мемуаристы 1812 г. останавливаются долго на описании ужасов, сопровождавших отступление голодной французской армии, когда даже трупы павших товарищей служили пищей; голодный француз с вороной послужил нескончаемой темой для изощрения остроумия патриотических карикатуристов и баснописцев. Но, к сожалению, здесь забывалось положение и русской армии, подчас пребывающей «без хлеба», на что так часто приходится жаловаться Кутузову (см., напр., письмо Шувалова Александру 31 июля 1812 г.). А иногда этот хлеб из «черного теста» и «рубленой соломы» был таков, что его не мог есть и голодный француз. (Воспоминания сержанта Бургоня.) О «бедственном положении армии» уже в начале сентября 1812 г. говорил в своих письмах и гр. Ростопчин. Так, он пишет Аракчееву 15 сентября: «Войска в летних панталонах, без обуви и в разодранных шинелях. Провиантской части недостает, и Милорадовича корпус шесть дней не имел хлеба. Дух у солдат упал. Они и многие офицеры грабят за 50 верст от армии... Наказывать всех невозможно» 64 . Не понятна ли причина того ужасающего мародерства в русской армии, в борьбе с которым уже под Смоленском (см., напр., воспоминания Жиркевича) был беспомощен Барклай 65 и которое лишь усиливалось в дальнейшем при Кутузове? 66 . Об этих бесчинствах в армии в свою очередь сообщает Ростопчин 19 сент. в таких словах: «Если наши крестьяне начнут драться с нашим солдатом (а я этого жду), тогда мы накануне мятежа, который непременно распространится по соседним губерниям, где раненые, беглые и новобранные полки также производят неурядицу». Сопоставим «пышность» в обиходе некоторых вождей русской армии – и тем разительнее получится картина. Какой, наконец, скорбью и полной беспомощностью веет от такого, напр., лаконического донесения полкового лекаря Красоткина по поводу положения транспорта раненых, отправленных из Калуги в Белев: «На многих рубашки или вовсе изорвались, или чрезвычайно черны... не переменяя другой целый месяц рубашки, на которую гнойная материя, беспрестанно изливаясь, переменила даже вид оной». (Булычев. «Архивные сведения Отечественной войны 1812 г. по Калужской губ») Отсюда развитие эпидемий, «ужасающая» убыль людей (напр., из ополчения по Тарусскому уезду из 1015 человек вернулось лишь 85) и т.д. и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Первые и главнейшие распоряжения церковной власти по случаю начавшейся войны редактировались С.Г. Рункевичем . Им же было составлено и несколько патриотических воззваний, опубликованных в «Церковных Ведомостях» 531 в первые дни войны. В августе 1914 года русские войска заняли восточную Галицию. С приходом русских там началось постепенное воссоединение местных униатов с Православной Церковью. Организация церковной жизни и окормление православной паствы в Галиции были возложены на нового Волынского архиепископа Евлогия (Георгиевского), избравшего местом своего пребывания город Львов. При осмотре дворца униатского митрополита Андрея (Шептицкого) во Львове в замурованной комнате было обнаружено большое количество разного рода ценного имущества, а также бумаг и документов. Для разбора бумаг понадобились лица, специально знакомые с церковными делами, со старинным русским письмом и латинским и польским языками. Святейший Синод, находя нужным проявить заботу к обеспечению сохранности документов и предметов, имеющих церковно-археологическое значение, обратился по этому поводу к надлежащим гражданским властям. После получения необходимого разрешения Синод в середине марта 1915 года командировал С.Г. Рункевича для участия в осмотре и разборе обнаруженных бумаг и документов церковного содержания и богослужебных предметов 532 . Однако уже к началу июня русские войска вынуждены были оставить Галицию и эвакуировать российские учреждения. Дальнейшее участие Рункевича в судьбе галицкого униатского архива неизвестно. 1915 год в религиозной и культурной жизни России был отмечен памятью 900-летия со дня кончины святого равноапостольного князя Владимира (15 июля 1015 г.), просветителя Русской земли христианской верой. 28 марта этому событию было посвящено торжественное собрание императорского Общества ревнителей истории, в котором С.Г. Рункевич произнес замечательную речь, посвященную государственной и религиозной деятельности святого князя. «Имя святого князя Владимира, – говорил С.Г. Рункевич , – должно быть в наши дни особенно дорого и близко всей мыслящей России. На глазах всего мира совершается испытание нашей русской культуры и, судя по первым нашим ответам на вопросы мировых отношений, совершается для нас успешно.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

А крещеный люд убивает и грабит друг друга, “не зверя и не иноверца”. Исповедуя собственные грехи, Серапион призывает и к общему покаянию. Оценивая все пять слов в целом (они, разумеется, составляют лишь часть фактически произнесенных проповедей), нетрудно заметить явную эволюцию (аналогичную имевшей место в латинской патристике эпохи Великого переселения народов 520 ) от заклинаний и предостережений о гибели от рук язычников к признанию положительных достоинств последних, способных даже послужить образцом для христиан. Неизменным остается стремление сохранить ответственность паствы перед церковью: апелляция к опыту истории, Св. Писанию, демонстрация тщетности суеверий – все это только средства достижения этой цели. Тем самым среди бурь смутного времени Серапион показал себя несгибаемым христианским гуманистом. 2. Агиография Древнерусская агиография начинается с Жития и Страстей князей Бориса и Глеба, произведения выдающегося, продемонстрировавшего всю оригинальность подхода на Руси к этому жанру, несмотря на все заимствования из византийских или иных источников. Эти замечательные образцы княжеских жизнеописаний соединяют в себе богословскую глубину и одновременно наивную радость рассказчика от самого процесса повествования с ясной нравственной позицией по отношению к политическим распрям своего времени. В целом житийный жанр получил на Руси особенное развитие и достиг особого литературного совершенства, а потому более прочих находил отклик у всех слоев народа 521 . Возникает впечатление, что именно повествовательная форма, которая получила широкое распространение также и в виде летописей, наряду с поучением была более всего пригодна для того, чтобы донести до людей принципиально новые истины христианства. Комплекс житийных и литургических произведений о князьях-братьях Борисе и Глебе крайне сложен в своей совокупности. Поэтому, прежде чем перейти к его освещению, логично остановиться на некоторых сведениях общеисторического порядка. После смерти Владимира Святого 15 июля 1015 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XVIII век в особенности богат многократными и разнообразными предписаниями по трактуемому предмету 1014 . Повод к ним, по крайней мере в первоначальные годы этого столетия, однако был косвенный и именно – намерение воспользоваться исполнением обязанности исповеди, как средством к определению принадлежности или непринадлежности известного лица к расколу 1015 . Благодаря такому именно, побочному, а не более непосредственному и широкому побуждению, – и случилось между прочим то, что русские постановления XVIII в. по занимающему нас предмету иногда могли приносить ущерб должному уважению православных к исповеди. Мы постараемся представить очерк этих постановлений хотя в кратких чертах, но по возможности полный. Прежде всего, еще задолго до учреждения св. Синода, именно 8 февр. 1716 г. – нарочитым указом предписано было, «всякого чина людям непременно исповедываться каждый год» 1016 . Два года спустя, именно 17 февр. 1718 г., снова издается указ, которым предписывается, «чтобы разночинцы и посадские и поселяне повсягодно исповедывались» 1017 . В Духовном Регламенте, когда предписывается – «должен всяк христианин и часто, а хотя бы однажды в год, причащаться св. Евхаристии 1018 , – в силу установившейся тесной связи исповеди с причащением, конечно, требуется и исполнение первой 1019 . Как указание одного из внешних мотивов к такому требованию, Здесь между прочим дается понять, что непричащение – «несть лучшего знамения, почему познать раскольщика». Вменяя при этом приходским священникам в обязнность доносить епархиальным архиереям о тех, кто не причащался год, два или никогда, Дух. Регламент требует вместе с этим – «понуждать таковых к клятвенному исповеданию, что они суть не раскольщики». Насколько церковное правительство Петровского времени заботилось о действительным, а не фиктивном выполнении исповеди, может служить сепаратное предписание св. Синода от 16 июля 1722 г., которое гласит: «Всяких чинов людям, ежели кто от дому своего указом Его Величества или для своих нужд, куда отлучится, и хотя он где в отлучке и исповедуется, однакож, дабы от других он не был в правоверии сумнителем, паки в своем приходе у священника в том году исповедаться, чтобы такими отъездами и извинением бывшей в отъезде исповеди, не могли прикрываться раскольники..., а буде кто принужден будет какою важною потребою и необходимою нуждою быть в отлучке от прихода своего более года, таковому исповедываться в тех городах, где он в отлучке будет, у знатных и неподозрительных священников, и для свидетельства о том, получать от них заручные письма, которые, по возвращении отдавать своим приходским священникам, и потом паки у них исповедаться ж» 1020 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010