Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ОЛОНЕЦКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» Офиц. издание Олонецкой епархии, которое было разрешено 30 марта 1898 г. указом Синода по ходатайству еп. Олонецкого и Петрозаводского Назария (Кириллова; впоследствии митрополит Курский), поданному 31 дек. 1897 г. До 1898 г. местные церковные материалы часто печатались на страницах «Олонецких губернских ведомостей». «О. е. в.» выходили в Петрозаводске (редакция размещалась в здании Олонецкой ДС) с 1 июля 1898 по 1 июня 1918 г.: в июле 1898 - февр. 1909 г., янв.-апр. 1917 г., июле 1917 - июне 1918 г.- 2 раза в месяц; в марте 1909-1916 г. и мае-июне 1917 г.- 3 раза в месяц. В 1917 г. вышло 26 номеров, в 1918 г.- 11 номеров. В 1900-1918 гг. журнал выходил с общей годовой пагинацией. Редакторами офиц. части были секретари и чиновники консистории Г. П. Добротин (1898-1899 1-7/8)), С. А. Малевинский (1899 12-24) - 1902 1-2)), В. Ф. Иорданский (1902 5-7, 11, 12, 15-24) - 1904 1-2)), Г. Я. Воскресенский (1904 (и. о. редактора 6-7; редактор 8-10, 14-24)), П. П. Сребрянский (1905 16-24) - 1908 1-6, 8-9)), И. С. Борзецовский (1908 (и. о. редактора 10-13; редактор 14-22, 24) - 1912 1-15), 1914 (и. о. редактора 26-27; редактор 28-36) - 1917 1-13, 15)), П. И. Квесит (1912 26-36) - 1914 1-24)), прот. Н. Е. Звероловлев (1917 17-23)), А. Степанов (1917 24-26) - 1918); отдельные номера в отсутствие редактора подписывали Звероловлев (1899 9-11), 1901-1904), В. А. Воздвиженский (1905 1-15)), Н. Н. Первенцев (1906-1907), Н. И. Вещезеров (1907-1908), П. П. Семёнов (1908, 1910 17-21), 1912 16-25), 1915; редактор 25 за 1914, 16 за 1917). Редакторами неофициальной части были ректоры и преподаватели ДС архим. Нафанаил ( Троицкий; впосл. митрополит) (1898-1902 1-4)), архим. Евгений (Мерцалов ; впосл. епископ Олонецкий) (1901 14-15) за редактора; 1902 5-12, 16-24) - 1903 1-2) редактор), архим. Фаддей (Успенский ; впосл. сщмч., архиепископ Тверской) (1903 5-21, 23, 24) - 1908 1-23)), А. А. Покровский (1908 24), 1909 1-3, 29-34), 1915 15) за редактора; 1909 4-28) - 1917 1-8) и. о. редактора), архим. Никодим (Кононов ; впосл. сщмч., епископ Белгородский) (1910 1-17, 26-35)), иером. Иоанн (Братолюбов ; впосл. архиепископ Ульяновский) (1910 36) - 1912 1-17, 24, 25) и. о. редактора), прот. Н. К. Чуков (впосл. Григорий, митр. Ленинградский) (1917 9-26) - 1918 1/2-7, 11)); отдельные номера неофициальной части в отсутствие редактора выпустили преподаватели семинарии Я. С. Елпидинский (1900, 1902, 1903), П. К. Мягков (1903), В. И. Лебедев (1904, 1905, 1907), прот. П. Д. Метелев (1918).

http://pravenc.ru/text/2578347.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИАКОНИССА [греч. διακνισσα, также δικονος с артиклем или иным показателем жен. рода], одно из церковных служений в древней Церкви, к-рое исполняли женщины. Происхождение Впервые существительное δικονος, в древнегреч. языке употреблявшееся как в муж., так и в жен. роде (конкретный род маркируется выбором артикля), в христ. письменности употреблено в жен. роде в Рим 16. 1-2, где ап. Павел упоминает Фиву, «служительницу (τν... δικονον) церкви Кенхрейской»; в рус. синодальном переводе греч. τν δικονον передано как «диаконисса». Исследователи расходятся во мнениях относительно того, можно ли считать св. Фиву Д. в том смысле, что она имела определенный церковный чин. В пользу того что св. Фива занимала степень Д., говорит традиция III и последующих веков: имя св. Фивы упоминается в молитвах (в т. ч. визант.) на поставление Д.; в надгробной надписи VI в. некой Д. по имени София, погребенной на Елеонской горе, она названа «второй Фивой» ( Eisen. 2000. P. 158-160); о Фиве как об одной из первых Д. писали Ориген ( Orig. Comm. in Rom. 10. 17), свт. Иоанн Златоуст ( Ioan. Chrysost. In Rom. 30), блж. Феодорит Кирский ( Theodoret. In Rom. 16. 1) и др. Против же этого говорят анализ особенностей словоупотребления в творениях ап. Павла ( Romaniuk. 1990; Madigan, Osiek. 2005. P. 12-13) и отсутствие в христ. лит-ре I-II вв. к.-л. эксплицитных упоминаний о Д. как об определенном служении. «Жен», к-рые упоминаются в 1 Тим 3. 11 после диаконов (1 Тим 3. 8-10) и к-рые обычно трактуются как жены диаконов (ср. в синодальном переводе: «Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем» - слова «их должны быть» являются интерполяцией переводчиков), что может быть верной интерпретацией (так, в 1 Тим 3. 12 ап. Павел продолжает говорить о диаконах-мужчинах), нек-рые исследователи считают Д. (см., напр.: Никодим [Милаш], еп. Правила. Т. 1. С. 367; Truesdell. 1968). Такое отождествление «жен» из 1 Тим 3. 11 с Д. небесспорно, как и отождествление служений св. Фивы из Рим 16. 1-2 и позднейших Д., хотя и имеет обоснование в святоотеческой письменности. Климент Александрийский ( Clem. Alex. Strom. 3. 6. 53. 3-4) называет этих «жен» «женщинами-диаконами» (διακνων γιναικν; впрочем, он мог и не иметь в виду диаконат в иерархическом смысле), на том же настаивают свт. Иоанн Златоуст ( Ioan. Chrysost. In 1 Tim. 11), блж. Феодорит Кирский ( Theodoret. In 1 Tim. 3. 11) и др.

http://pravenc.ru/text/171915.html

Митрополит Макарий и его святые современники Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 11, 1996 29 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 11, 1996 Редакция поздравляет архимандрита Макария с награждением его орденом св. благоверного князя Даниила На стыке Синодального периода (1700–1917) и современного периода истории Русской Церкви во время работы Поместного Собора Российской Православной Церкви (1917–1918) были канонизированы два святителя: митрополит Астраханский Иосиф (†1671; пам. 11 мая) и епископ Софроний Иркутский (†1771; пам. 30 марта). 70 лет спустя, при Патриархе Пимене, в июне 1988 года, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось историческое торжество — празднование Тысячелетия Крещения Руси. На нем был канонизирован лик русских святых: благоверный князь Димитрий Донской (†1389; пам. 11 мая), преподобный Андрей Иконописец (XV в.; пам. 4 июля), преподобный Максим Грек (†1556; пам. 21 июля), Митрополит Московский Макарий (†1563; пам. 30 декабря), преподобный Паисий Молдовлахийский (†1794; пам. 15 ноября), блаженная Ксения Христа ради юродивая Петербургская (XIX в.; пам. 24 января), святители Игнатий Кавказский (†1867; пам. 30 апреля) и Феофан Затворник (†1894; пам. 10 января) и преподобный Амвросий Оптинский (†1891; пам. 10 октября) 1 . Собор новопрославленных святых охватывает почти шестивековой период нашего бытия. Среди них мы видим главу Церкви и государства, богословов-иерархов-молитвенников, преподобных подвижников. Женская святость представлена тяжелейшим подвигом юродства во Христе. Одновременно на Соборе было принято решение: “Считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия…”. Год спустя, во время празднования 400-летия учреждения Патриаршества на Руси, на архиерейском Соборе были канонизированы Московские Патриархи Иов (†1607; пам. 19 июня) и Тихон (†1925; пам. 25 марта). При избрании ныне здравствующего главы нашей Церкви — Патриарха Алексия II — был прославлен праведный Иоанн Кронштадтский (†1908; пам. 20 декабря). А 4 апреля сего года в Успенском соборе Московского Кремля во время Божественной Литургии были причислены к лику святых родители преподобного Сергия Радонежского — преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария (†1337; пам. 28 сентября); митрополит Киевский и Галицкий Владимир (†1918; пам. 25 января.); митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (†1922; пам. 13 августа) и иже с ним пострадавшие архимандрит Сергий, Ю. П. Новицкий и И. М. Ковшаров, а также великая княгиня Елизавета Феодоровна (†1918; пам. 4 июля) и инокиня Варвара.

http://pravmir.ru/mitropolit-makariy-i-e...

Мобильное приложение 18:40 12.04.2024 Профессор Михаил Михайлович Дунаев Персональные сведения Публикации Радиоэфир Родился 22 августа 1945 года в г. Москве. В 1970 году окончил филологический факультет Московского государственного университета. С 1990 года преподавал Московской Духовной академии и семинарии. Доктор филологических наук. Доктор богословия, профессора кафедры церковно-практических дисциплин Московской духовной академии. 14 октября 2000 года награжден медалью преподобного Сергия Радонежского I степени за усердный труд и в связи с 55-летием. В 2003 году удостоен 1-й Всероссийской премии " Православная книга России " в номинации " Автор года " . 14 октября 2005 года награжден орденом преподобного Сергия Радонежского (III степени) за усердные преподавательские труды и в связи с 60-летием. Скончался 4 сентября 2008 года на 64-м году жизни после долгой и продолжительной болезни. Отпевание состоялось 6 сентября в домовом храме МГУ в честь святой мученицы Татьяны. Автор более 200 книг и статей. Его основной труд - многотомное издание " Православие и русская литература " . 23.11.2023 23:00 Из архивов радио. " Вера в горниле сомнений " - беседы богослова и филолога М.М. Дунаева о русской литературе " . А.С.Пушкин ч.5, передача 34 16.11.2023 23:00 Из архивов радио. " Вера в горниле сомнений " - беседы богослова и филолога М.М. Дунаева о русской литературе " . А.С.Пушкин ч.4, передача 33 09.11.2023 23:00 Из архивов радио. " Вера в горниле сомнений " - беседы богослова и филолога М.М. Дунаева о русской литературе " . А.С.Пушкин ч.3, передача 32 02.11.2023 23:00 Из архивов радио. " Вера в горниле сомнений " - беседы богослова и филолога М.М. Дунаева о русской литературе " . А.С.Пушкин ч.2, передача 31 26.10.2023 23:00 Из архивов радио. " Вера в горниле сомнений " - беседы богослова и филолога М.М. Дунаева о русской литературе " . А.С.Пушкин ч.1, передача 30 17.10.2023 23:07 Из архивов радио. " Вера в горниле сомнений " - беседы богослова и филолога М.М. Дунаева о русской литературе " .

http://radonezh.ru/authors/dunaev

Н.К. Смирнов Содержание Содержание книги св. пророка Давида 1) Историко-биографическое введение её (гл. 1) Первая часть книги св. пр. Даниила (II–VI) 1. Сон Навуходоносора 2. Чудесное спасение Анании, Азарии и Мисаила среди разожжённой пещи вавилонской 3. Сон Навуходоносора о древе и сумасшествие царя 4. Пир Валтасара царя и таинственные письмена на стене пиршественной залы 5. Пребывание Даниила во рве львином и чудесное там спасение Вторая часть книги св. прор. Даниила I. Видение четырёх зверей II. Видение овна, или барана, и козла (гл. VIII) III. Видение семидесяти седмин (гл. 9) IV. Последнее видение пророка, содержащее в себе теснейшее предсказание страданий Израиля и его конечного прославления (гл. 10–12) Первая часть видения (10–11:2). Богоявление Вторая часть видения (11,2–12:3) Предсказание тягчайших времён для Церкви Божией, или для народа Господня (11:21–12:3) Следствия для народа Господня от враждебного и нечестивого отношения князя к народу завета (ст. 32–35) Заключение Божия откровения и всей книги (12:4–13) Единство происхождения книги св. пр. Даниила Подлинность книги пророка Даниила Внешние основания против подлинности книги Внутренние основания против подлинности книги I. Основания, заимствуемые из особенностей языка книги II. Основания, заимствуемые из исторического содержания книги Основания против подлинности книги, заимствуемые из чудес её Основания подлинности книги, заимствуемые из предсказаний её Неканонические отделы из книги пр. Данила     С наступлением времён плена вавилонского весьма значительные начинались события в деле устроения царства Божия на земле. Народ еврейский, – это общество Господне, – за своё упорное противление воле своего Господа, был выселен из своей земли и отдан во власть язычников. Господь оставил место своего обетования на земле среди общества своего; слава Божия вышла из храма Иерусалима, как созерцал пророк Иезекиль ( Иез.11:23 ). Следствием этого выхода славы Божией было то, что как храм, так и Иерусалим, существование которых было неразрывно связано с пребыванием в них Бога израилева, подверглись разрушению и совершенной погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней На этой уникальной записи старец Паисий Святогорец поёт всенощную. Это единственная запись голоса старца! На этой уникальной записи старец Паисий Святогорец поёт всенощную. Это единственная запись голоса старца!   Голос диктора перед записью говорит: На этой уникальной записи старец Паисий Святогорец поёт всенощную на своей келлии Панагуда на праздник Успения Божией Матери. Запись плохого качества и была сделана на простой кассетный диктофон мальчиком-паломником, которому старец не смог отказать в исполнении его желания записать службу. Запись начинается с пения полиелея. Комментарии Всего комментариев: 59 2015/12/01, 17:10:18 Отче Паисий! Помолись о нашей семье р.б. георгие, р.б. елене, р.б. ларисе. Прости нам! РАДИ ХРИСТА! Помоги нам с работой, чтобы мы все долги сплатили и устрой нам жизнь нашу, чтобы был мир и взаимопонимание! Спаси! Господи! р.б. елена р.б.елена 2015/12/01, 11:05:43 Святый Отче Паисий помоги своими молитвами укрепление в вере р.Б.Наталии,помоги в умягчении ее сердца Наталия 2015/11/30, 19:08:54 Св.отче Паисий!Моли Бога о защите мой дочери Алевтины и сыне Аркадии Аминь И благодарю за твои молитвы у меня уже получается петь на клиросе в монастыре . 2015/11/28, 06:10:17 +Вси святии молите Бога о нас!ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ СЫНЕ БОЖИЙ ПОМИЛУЙ МЯ ГРЕШНАГО!Пресвятая Богородице спаси нас+ +Андрей 2015/11/27, 21:45:13 Слава Богу! 2014/09/05, 22:59:35 Паисий Святогорец , моли Бога о нас Арх Серафима Иег Алексия матушка Марии бол надежды Лидии Сергия Анастасии отр Екатерины Кирила Дарьи Иоанна Иоанны Анны Татианы Максима Иулиании Михаила Марии Татиана 2014/09/05, 07:32:14 Святой Паисий Святогорец! Помолись о р.Б. Сергие, чтобы он устроился на хорошую работу и меня грешную р.Б. Елену со чадами помилуй. р. Б. Елена 2014/09/05, 06:31:01 Отче Паисий! Благодарю тебя за ту мудрость, которой ты научаешь меня, грешную, по Воле Божьей! Прошу, моли Господа нашего, Иисуса Христа об исцелении внука моего, младенца Льва. У него аденоиды, от которых мальчик стал плохо слышать. Да пошлет ему Господь от Себя врача. Именем ИИСУСА да будет нас мальчик полностью исцелен,Аминь!

http://isihazm.ru/1/?id=384&pid=1&iid=12...

Обращение Израиля ко Христу. В Рим.11:25-27 говорится, что Израиль спасется, обратится ко Христу. Из той же главы следует, что это обращение будет в последние времена: “…если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?” ( Рим.11:15 ), то есть если отвержение Израиля послужило примирению с Богом остального человечества, то возвращение Израиля ко Христу будет означать скорое воскресение умерших. Явление пророка Илии. “…Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня…” ( Мал.4:5 ). Господь подтвердил это пророчество: “…правда, Илия должен придти прежде и устроить все” ( Мф.17:11 ; см. также Мк.9:12 ). Как Иоанн Креститель предварял Первое Христово пришествие, так Илия будет предварять Второе пришествие. Иоанн Креститель предшел перед лицем Господа “в духе и силе Илии”, как пророчествовал Ангел Гавриил праведному Захарии ( Лк.1:17 ). Усиление зла. Речь идет прежде всего о безбожии и антихристианстве. Нечестие последних времен ап. Павел называет тайной беззакония и отступления (греч. apostasia) ( 2Фес.2:3 и 7). Черты усиления зла: Появление лжехристов и лжепророков, распространение ложных учений. “…многие придут под именем Моим и будут говорить: “я Христос”, и многих прельстят” ( Мф.24:5 ); “и многие лжепророки восстанут и прельстят многих” ( Мф.24:11 ); “…в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским” ( 1Тим.4:1 ); “…будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху” ( 2Тим.4:3 ). Падение нравственности. “…по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь” ( Мф.24:12 ); “…друг друга будут предавать и возненавидят друг друга” ( Мф.24:10 ). Ненависть и разделение проникнут даже в семьи: “Предаст же брат брата на смерть, и отец — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их” ( Мк.13:12 ; см. также Лк.21:10 ). Господствующими состояниями духа в эти времена будут уныние, недоумение и страх ( Лк.21:25-26 ), а также состояние скорби ( Мф.24:29 ). Ап. Павел в 2Тим. рисует картину нравов людей последних времен: “…в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся…” ( 2Тим.3:1-5 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/ierej-oleg-...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XIV. Епархия Черниговская Черниговская епархия древностью своею возводится к исходу XI века, но это требует исследования. Десятая из второклассных. I. Епископы Черниговские 1. Неофит , 1071. 2. Иоанн , 1080 и 83; † 23 нояб. 1111; был болен 25 лет (Ипат. Лет., 3). 3. Феоктист 12 янв. 1112 143 хирот. из игум. Киево-Печерских (Ипат., 3); † 6 авг. 1123. 4. Пантелеймон † 1142 (Ипат., 18). 5. Ануфрий хирот. 1143 (Ипат., 19). Упом. 1146 и 47 (Ипат. 23, 30). В 1156 не был (Ипат., 80). 6. Антоний , Грек, 1158 и 66. (Ипат., 92). 7. Порфирий , 1177 144 , 1187, 1230–39 145 Конечно два сего имени? II. Епископы Черниговские и Брянские 8. Нафанаил , после 1356. 9. Григорий , 1377. 10. Исаакий , 1389–1415, 15 нояб. 11. Евфимий упом. 1458, а 1464 бежал в Москву и в нояб. сделан епископом Суздальским. 12. Феодор , бежал туда-же, сделан в 1483 епископом Суздальским. 13. Нектарий (Акт. Зап. Рос., 168); до 1499. 14. Иона наречён 4 апр. 1499 (Акт. Зап. Рос., 168). III. Архиепископы Черниговские и Новгород-Северские 15. Зосима Прокопович , епископ, из Киево-Печерских иеромонахов, упом. в 1649–56; †.... 16. Лазарь Баранович хирот. 8 мар. 1657, из игум. Братского и Кирилловского Киевских мнтрей; 8 сент. 1667 произведён в архиепископа; в 1692 уволен на покой; † 3сент. 1693. 17. Феодосий Углецкий хирот. 11 септ. 1692 из архим. Черниговского Елецкого монастыря; † 7 февр. 1696. 18. Иоанн Максимович хирот. 10 янв. 1697 из архим. Черниговского Елецкого монастыря; с 11 мар. 1712 митрополит Сибирский. 19. Антоний Стаховский хирот. 20 сент. 1713 из архим. Новгород-Северского Спасского монастыря; с 1 мар. 1721 митрополит Сибирский. 20. Иродион Жураховский хирот. 6 мая (sic) 1722 из архим. Киево-Межигорского монастыря; в 1734 уволен туда-же на покой; † 18 сент. 1735. 21. Иларион Рогалевский 25 мар. 1735 перев. из Казани; 11 окт. 1738 уволен в Киево-Печерскую Лавру на покой; † 1742.... IV. Епископы Черниговские и Новгород-Северские 22. Никодим Сребницкий хирот. 6 дек. 1738 из архим. Новоспасских; 29 мая 1740 назначен в митрополита Сибирского, но оставлен при Архангельском соборе; 1 сент. 1742 перев. на епархию С.-Петербургскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Написать письмо в Русский Пантелеимонов монастырь Написать письмо в Русский Пантелеимонов монастырь       Если вы хотите Написать письмо в Русский Пантелеимонов монастырь, вот адрес:       Monastery of St. PANTELEIMON, 63087, DAPHNI, MT. ATHOS, GREECE Комментарии Всего комментариев: 1883 2018/11/12, 12:59:44 Святые отцы. прошу ваших молитв о прекращении беззакония в нашей семье которой творит дочь моей сестры. Мы вынуждены жить все вместе, в одном доме и она в свои 17 лет ведет разгульный образ жизни а последнее время все хуже и хуже. Проводит время со взрослыми мужчинами, на свою мать кидается с кулаками, материться, требует деньги и грозит убить. Постоянно устраивает в доме скандалы специально что бы мая мама ( ее бабушка ) болела от давления и грозит загнать ее в могилу. терпеть нет больше сил. Прошу вас помолиться за меня Дмитрия и мою престарелую мать Лидию о защите нас и избавлении от нашей родственницы. Дмитрий 2018/11/11, 12:14:04 Здравствуйте дорогие отцы и братья, помогите пожалуйста Вашими молитвами мне рабе Божьей Виктории в учебе и работе. У меня проблемы с моим профессором, что мне стало страшно ходить в университет. Я чувствую себя постоянно под большим давлением. Умолите Господа, чтобы он мне простил все мои грехи и освободил меня от моих врагов и дал силы и хорошую память, чтобы познавать отлично экзамены. Господи, спаси и помилуй меня грешную! Аминь. Виктория 2018/11/01, 03:50:46 Господи прости и помилуй меня грешную. Молите пожалуйста, чтобы Господь помиловал и простил меня за мои грехи. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, Аминь! Виктория 2018/10/30, 22:29:04 Святые Отцы и Братья, спасибо Вам огромное за ваши молитвы и помощь, которую вы нам оказываете и опять смиренно прошу Ваших молитв о выздоровлении моей мамочки рабе Божьей Галине! Умоляю вас помолитесь, чтобы Господь послал ей силы физические и духовные на исцеление Низко кланяюсь вам!! Марина 2018/10/25, 14:41:43 Прошу Ваших святых молитв о р.б.Дионисии, отце моего ребенка, о спасении его души, чтобы ему опротивела праздная жизнь, употребление дурманящих средств, помогите ему оставить навсегда людей, которые втянули и держат его на греховном пути.

http://isihazm.ru/?id=614&c_pid=6

После учения о божественном источнике пророческой проповеди главенствующую тему в богословии Амоса и Осии составляет вопрос об отношении Иеговы к народу израильскому. Как и вопрос о пророческом самосознании, так и этот вопрос выступает в пророческом понимании древнеизраильской религии не как проблема, подлежащая уяснению или требующая каких-либо нарочитых со стороны пророков обоснований для укрепления ее содержания в религиозном сознании современником, но как точно определенная в своих подробностях религиозно-историческая истина, как факт исторического опыта народа Израильского. Иегова есть Бог Израиля, Израиль есть народ Иеговы – этим коренным догматом религии Израиля обнимаются и определяются, по воззрению пророков, все стороны религиозно-нравственной жизни народа Божия в общей их связи и в частностях. Израиль есть избранный из всех народов земли и возлюбленный Иеговою народ. Эту мысль, как религиозную аксиому, оба пророка выдвигают с особенною силою, чтобы возможно резче подчеркнуть крайнюю степень неблагодарности Израиля к своему Богу и глубину его нравственного падения. Только Израиля Иегова признал из всех племен земли ( Ам.3:2 ). Когда Израиль был юн, Иегова возлюбил его, как Своего сына и вывел его из земли египетской ( Ос.11:1; 12:13 срв. Ос.3:1 ). От самой земли Египетской Иегова стал Богом Израиля ( Ос.12:9; 13:4 ; срв. Ам. 9:15 ; Ос.4:12; 5:4; 7:10; 8:2, 18; 9:1; 12:6; 14:1, 2 ), а Израиль Его народом ( Ам.7:8 ,.15; 8:2; 9:10, 14, 15; Ос.1:7, 9, 10; 2:1, 2, 23; 3: 5; 4:6, 8, 12; 6:11 ; 11:7), которого Иегова ущедрял в течение всей его истории многоразличными дарами Своей милости. Такое преимущественное внимание Иеговы к Израилю есть, по мысли пророков, выражение особых, заветных отношений между Ним и народом израильским. Израиль и Иегова связаны взаимно узами завета, как муж и жена связаны союзом брачным (образ брака у Осии Ос.1–3 , также Ос.6:7; 7:13, 14; 8:1 ); или (по другому сравнению) – также духовно близки друг к другу, как близки дети к Отцу ( Ос.1:10 : вы Сыны Бога живаго; Ос.11:1 : из Египта вызвал Сына Моего).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010