Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРИНЕЙ И АВУНДИЙ [Абундий; лат. Irenaeus, Abundius] (III в.?), мученики (пам. 13 авг.; пам. зап. 26 авг.). По преданию, пострадали в Риме при имп. Деции (249-251) или имп. Валериане (253-260). Наиболее ранние сведения об И. и А. содержатся в Мученичестве Полихрония (BHL, N 4753, 3961), вероятно созданном в Риме на рубеже V и VI вв. Мученичество является сложным по структуре произведением, составленным из неск. первоначально не связанных между собой повествований о различных мучениках. И. Делеэ рассматривал Мученичество Полихрония как лит. произведение, автор к-рого пытался описать гонения имп. Валериана, однако не располагал достаточными историческими сведениями. Об И. и А. упоминается в повествовании о гибели Римского еп. (папы) Сикста II (257-258), диак. сщмч. Лаврентия и мч. Ипполита . Начальник стражи Ипполит был обращен в христианство диак. Лаврентием и, после того как диакон принял мученическую смерть, похоронил его тело. За это Ипполит был схвачен вместе со всеми домочадцами и впосл. казнен, его кормилица Конкордия умерла под пытками. Тело мц. Конкордии было тайно брошено в тоннель клоаки, поэтому христиане не могли похоронить мученицу. Через некоторое время воин Порфирий рассказал тайному христианину И., работнику канализации, о том, что на теле Конкордии остались драгоценности, которые он хотел получить. И. сообщил об этом пресв. Иустину. Ночью Порфирий и И. спустились в клоаку и обнаружили нетленное тело мученицы; воин, обыскав останки, не нашел драгоценностей и бежал из города. Призвав на помощь А., И. доставил тело Конкордии пресв. Иустину, который похоронил останки мученицы рядом с гробницей мч. Ипполита. Об этом донесли префекту Валериану, который велел схватить И. и А. и живыми бросить в клоаку. Пресв. Иустин нашел тела мучеников и похоронил рядом с гробницей сщмч. Лаврентия ( Delehaye. 1933. P. 95-96). Согласно Мученичеству Полихрония, И. и А. приняли мученическую смерть 26 авг. В Иеронимовом Мартирологе память мучеников указана под 23 авг. Запись испорчена, однако А. Кантен предложил читать ее следующим образом: «В Риме, в усыпальнице у св. Лаврентия,- Абундия, Иринея» (Roma in cimiterio ad sanctum Laurentium Habundii, Hirenei). В Мартирологе Беды (1-я пол. VIII в.) память И. и А. указана под 26 авг. с кратким повествованием, основанным на Мученичестве Полихрония ( Quentin H. Les martyrologes historiques du moyen âge. P., 1908. P. 80). Вероятно, составитель Мартиролога не смог прочесть искаженную запись в Иеронимовом Мартирологе, поэтому указал поминовение И. и А. под той датой, к-рая значилась в тексте Мученичества. Под 26 авг. память И. и А. с повествованием о мученической кончине содержится в более позднем Мартирологе Адона Вьеннского (PL. 123. Col. 337-338), в сокращенном виде - у Узуарда (MartUsuard//PL. 124. Col. 401) (2-я пол. IX в.).

http://pravenc.ru/text/674039.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АММОНИТЯНЕ [аммон; евр.  ,  ], западносемит. племенной союз и царство в Заиорданье. Аммонитяне и соседние царства в кон. II-haч. I тыс. до Р.Х. Аммонитяне и соседние царства в кон. II-haч. I тыс. до Р.Х. Основан т. н. аммонитской ветвью родственных израильтянам племен «ибри», возводившей себя к первопредку Бен-Амми, сыну Лота и брату Моава (Быт 19. 36-38). По-видимому, во 2-й пол. XIV в. до Р. Х. у юж. оконечности Мёртвого м. обитала племенная общность пришельцев «ибри», связанная с именем Лота. В кон. XIV в. (возможно, в связи с возобновлением егип. вторжений в Ханаан ) она распалась, а отдельные племена отступили к северу, вдоль вост. берега Мёртвого м. Одним из таких племен были А., поселившиеся к северо-востоку от Мёртвого м., с центром в г. Равве Аммонитской (греко-рим. Филадельфия, совр. Амман). В нач. XIII в. до Р. Х. А. покорились Египту в результате завоеваний Рамсеса II в Заиорданье. Их зап. земли в Галааде , между реками Иавоком и Арноном , захватило Есевонское царство. В кон. XIII в., когда Есевонское царство было разгромлено и захвачено израильтянами, руководимыми Моисеем (Числ 21. 21-26), эти земли перешли к Израилю ; отсюда берет начало многовековой территориальный спор между Израилем и А. В сер. XII - кон. XI в. А. неоднократно нападали на Израиль (Суд 3. 12-13; Суд 11. 4-40). При царе Сауле царь А. Наас вторгся в Галаад, но был разбит (1 Цар 11. 1-11). В нач. X в. инициатива переходит к Израилю: Давид разбил царя Аннона, сына Нааса, захватил Равву Аммонитскую и аннексировал всю страну (2 Цар 10-12), предоставив, впрочем, наместническую власть над ней Сови, брату Аннона (2 Цар 17. 27). В 853 г. до Р. Х. Вааса, царь А., в качестве младшего союзника израильского царя Ахава бился с ассирийцами при г. Каркаре, но уже в 852-851 гг. до Р. Х. А. оказались союзниками моавского царя Меши в неудачном походе против Иосафата , царя Иудеи (2 Пар 20. 1-25). В сер. VIII в. до Р.

http://pravenc.ru/text/114532.html

(древнее название неизвестно), руины «города паломников» в пуст. Марьют (45 км юго-западнее Александрии) вокруг гробницы св. мч. Мины (кон. III - нач. IV в.). Выдающийся памятник археологии и христ. искусства. Изучение ведется с 1905 г. (К. М. Кауфманн, Ф. В. Дайхманн , Дж. Б. Уорд-Перкинс , П. Гроссман и др.), особенно активно с 60-х гг. XX в. Открыто 7 храмовых комплексов, собрана исключительная по ценности коллекция мраморных деталей, малой пластики и др. Древнейшие слои принадлежат к IV в.; в V в. заброшенное поселение ожило благодаря открытию мощей св. Мины (широко известны евлогии - «ампулы св. Мины», см. Ампулы ). Над гробницей святого на месте древнего гипогея (подземного сооружения) в 1-й пол. V в. поставили базилику-мартирий; на рубеже V-VI вв. к ней с востока достроили Большую базилику с трансептом - эта постройка стала крупнейшей церковью Египта. Старый баптистерий заменили октагональным (см. Октагон) в плане зданием с куполом и большим бассейном, пригодным для массовых крещений. Согласно копт. традиции храм был построен одним из императоров в память о чудесном исцелении его дочери св. Миной. Календарь Абу-ль-Бараката упоминает освящение ц. св. Мины 15 бауна (9 июля); этот же праздник отмечен в эфиоп. синаксаре. В эпоху Юстиниана I (527-565) первую базилику сменил храм- тетраконх , типологически близкий сир. постройкам; между ним и Большой базиликой выстроили нартекс с круглыми внутренними конхами по торцевым сторонам. К посл. четв. V в. комплекс окружила ограда с вратами, внутри к-рой сложились обстроенные колоннадами площади и улицы со странноприимными домами, жилищами клира, банями, складами. Вне ограды находилось поселение мирян, между свободно расположенными усадьбами к-рых лежали маленькие кладбища александрийской знати. В кон. VI в. весь город обвели крепостной стеной (сохранилось до 600 м и двое ворот, из них одни парадные трехпролетные). Вне городских стен остались два комплекса: сев.- базилика с баптистерием, нартексом и двором, окруженным жилыми помещениями; вост., монастырский, где могло жить до 100 отшельников (в его центре стояла базилика из сырца, к-рую в VI в. сменил тетраконх сир. типа). Захват города персами (619), затем арабами (639-641) привел к эмиграции основной части населения. Священный квартал превратился в руины, его здания использовали как хозяйственные постройки. В VIII в. город пережил короткий расцвет, вызвавший обновление церквей, но в нач. IX в. он окончательно опустел под натиском кочевников. Примерно в миле от руин храма св. Мины копт. патриархом Кириллом VI (1959-1971) был построен мон-рь св. Мины, где ныне покоятся останки основавшего его патриарха. Археологический комплекс А.-М., а также новый мон-рь является одним из наиболее известных мест паломничества христиан со всего Египта.

http://pravenc.ru/text/62530.html

Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Бесплатный онлайн-курс журнала «Фома» ЧТО ОБ ЭТОМ СКАЖЕТ БИБЛИЯ? 5 лекций о том, что волнует О курсе На протяжении всей жизни мы пытаемся ответить на вопрос: «Зачем я живу?». Ответ на него содержится в Библии – главной христианской сокровищнице и кладезе премудростей. Наш курс поможет вам через погружение в библейские тексты найти ответы на главные экзистенциальные вопросы и посмотреть на стереотипные представления по-новому. Каково предназначение человека на земле? Правда ли, что женщина в Библии – слабый пол? Противоречит ли наука и религия друг другу? Что на самом деле скрывается за словом «смерть»? Конечно ли время? Стоимость бесплатно Доступ бессрочно Продолжительность 5 видеолекций Программа курса Лекция 1 Что Библия говорит о человеке? Человек – это великое создание или слабое существо? В чем заключается его двойственность? Как Библия затрагивает психологическую составляющую человека? Лекция 2 Что Библия говорит о статусе женщины? Какой статус занимает женщина в христианской культуре? Какова роль женщины в грехопадении? Женщины-пророчицы. Почему именно женщины стали первыми свидетельницами Воскресения Христа? Лекция 3 Что Библия говорит о смерти? Что значит смерть в христианском понимании? Почему смерть – это не конец, а начало нового пути? Анализируем отрывки из Библии. Лекция 4 Что Библия говорит о науке? Противоречат ли друг другу наука и религия? Что христианство говорит о познании мира? Лекция 5 Что Библия говорит о времени? Как организовано время в библейских текстах? Что Священное Писание говорит о вечности? После нашего курса вы: Узнаете, в чем заключается двойственность природы человека и почему Библия и психология ближе друг к другу, чем кажется Развеете стереотип, что женщина в христианстве – слабое и безвольное создание Поймете, почему наука и религия не противоречат друг другу Начнете по-новому относиться к смерти Автор курса МАКСИМ КАЛИНИН Филолог, переводчик, исследователь истории арамейского языка и месопотамской христианской мистической традиции, занимается поиском и изданием утраченных текстов восточносирийских мистиков. Шеф-редактор медийных проектов благотворительного фонда «Познание», преподаватель Института классического Востока и античности ВШЭ, участник Московского арамеистического кружка. Руководитель семинара «Сирийские мистики VII–VIII веков» в «Лаборатории ненужных вещей».

http://academy.foma.ru/chto-bibliya-govo...

Соч.: Словенски пролог жumuja царице Ирине. Београд, 1964; Св. Гора у доба Латинског царства//ЗРВИ. 1976. 17. С. 63-71; Манастири Хиландар и Muлeje//Хиландарски зб. 1978. 4. С. 7-16; Св. Гора и Лионска yhuja. Београд, 1978; Жumuje архиеп. Данила II као извор за Каталанске koмnahuje//ЗРВИ. 1980. 19. С. 251-273; Concerning Turkish Assaukts on Mount Athos in the 14th cent.//Прилози за opujehmaлhy фuлoлorujy. Capajebo, 1980. Бр. 30. P. 501-516; Светогорци и стонски доходак//ЗРВИ. 1983. 22. С. 165-206; Jepoмoh. Mamuja и хиландарски метох у Лушцу//Хиландарски зб. 1983. 5. С. 51-67; Хиландар и пирг у Xpycuju//Там же. 1986. 6. С. 59-82; Документи и аделфатима за Kapejcky keлujy св. Саве//ЗРВИ. 1986. 24/25. С. 385-396; Hajcmapuju период ман-ра Хиландара и преписи//Хиландарски зб. 1991. 8. С. 7-17; Светогорски дани Данила II//Архиеп. Данило II и доба. Београд, 1991. С. 75-81; Да ли je сачувана Драгутина Хиландару?//ЗРВИ. 1993. 32. С. 129-136; Хиландарски и Евергетидски типик: Подударности и разлике//Там же. 1994. 33. С. 85-102; Почеци светогорског монаштва: Од kpaja VIII до друге пол. Х о Cbemoj Гори. Београд, 1995. С. 11-24; Уроша I ман-ру Хиландару//ЗРВИ. 1996. 35. С. 213-219; Запис о грчким Хиландарског архива//Хиландарски зб. 1997. 9. С. 27-34; Солунски метох ман-ра Хиландара//ЗРВИ. 1998. 37. С. 111-119; Хиландар Cpбuje и Buзahmuje (1198-1371)//Настава ucmopuje. Нови Сад, 1999. С. 48-58; Les rapports entre Vatopedi et les moines serbes a l " epoque dem la fondation du monasture serbe de Chilandar//The Monastery of Vatopedi: History and Art. Athenes, 1999. P. 31-41; О времену брака Стефана Уроша III (Дечанског) са Mapujoм Палеолог//ЗРВИ. 2000. 38. С. 327-330; у Cpбuju//Там же. 2001. 39. С. 183-196; De l " histoire d " une vigne//Byzantium State and Society: In Memory of N. Oikonomides. Athens, 2003. P. 565-569; Акт прота Теофана за ман-р Вериота (апр. 1312, инд. 10) у старосрпском преводу XV в.//ЗРВИ. 2003. 40. С. 245-261 (в соавт. с Бубало); Комитиса у светлости нових докумената//Там же. 2004. 41. С. 279-291; Белешка о jeдhoм Богородичином ман-ру у Солуну//Хиландарски зб. 2004. 11. С. 175-179; Акт г-на Константина Драгаша и царице Ebдokuje ман-ру Ивирону (13. jahyap, ок. 1380)//Там же. С. 287-294 (в соавт. с Т. Вардарски метох Хиландара//Вардарски зб. 2004. 3. С. 1-7; Драгаши и Св. Гора//ЗРВИ. 2006. 43. С. 41-57; Манастир Плака у Kapeju//Там же. 2007. 44. С. 173-189; Монаси Хиландара - чувари манастирских докумената//Пета о Св. Гори. Београд, 2007. С. 141-168.

http://pravenc.ru/text/182257.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ ЗАРЗМСКИЙ [ Басил Зарзмели; груз. ], груз. агиограф IX-X вв., настоятель мон-ря Зарзма , автор «Жития и деяний благословенного Богом и блаженного отца нашего Серапиона». Прп. Серапион Зарзмский приходился В. З. дядей и был основателем мон-ря. Рукопись жития (единственная рукопись XVI в., метафраст XI в.- Кекл. А-69) обнаружил и издал в 1909 г. груз. историк и этнограф М. Г. Джанашвили. Ряд исследователей (С. Н. Какабадзе, П. И. Ингороква, В. В. Беридзе, Г. Н. Чубинашвили, М. С. Чхартишвили) относят описанные в житии события ко 2-й пол. VI в., а сам памятник датируют 2-й пол. VII в. Они основываются на том, что Михаил (Микаэл) Парехели, учитель Серапиона Зарзмского, назван учеником св. Шио Мгвимского , одного из сир. отцов сер. VI в.; при этом в тексте отсутствуют к.-л. упоминания о деятельности прп. Григория Хандзского (Хандзтели) в Кларджети в VIII-IX вв., а также сведения о разрушительных нашествиях арабов. Др. ученые (И. А. Джавахишвили, К. С. Кекелидзе, Э. С. Такайшвили, Н. З. Вачнадзе, Д. Рейфилд) считают, что события имели место во 2-й пол. IX в., а житие было написано в 1-й пол. X в. Эти выводы были сделаны на основании изучения морфологических и синтаксических особенностей текста рукописи, характерных для груз. языка X-XI вв.; отмечалось наличие лексических единиц и имен собственных араб. и персид. (новоперсид.) происхождения, вероятность заимствования к-рых относится к IX в., а зафиксированы они были только в письменных памятниках XI-XII вв. ( Андроникашвили М. К. Об арабских словах, проникших в груз. язык через персидский//Тр. ТГУ: Сер. Филол. наук. Тбилиси, 1965. С. 306 (на груз. яз.); она же. Очерки по ирано-груз. языковым взаимоотношениям. Тбилиси, 1966. Т. 1. С. 336 (на груз. яз.)); также в житии упоминаются представители груз. родов Чорчанели и Лаклакисдзе, Бахлаунди, к-рые впервые появляются в письменных источниках XI в.; почитание упомянутой в тексте иконы Преображения началось на христ. Востоке с VIII в., следов., и в Грузии она была неизвестна до этого времени.

http://pravenc.ru/text/150801.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЬБАН БРИТАНСКИЙ [Албаний, лат. Albanus, англ. Alban] (Веруламский), св., первомученик Англии (пам. 23 авг.; пам. зап. 22 июня). Единственный бриттский мученик, почитание к-рого сохранилось и после англосакс. завоевания Британии в V в. А. Б., рим. воин-язычник, укрыл в своем доме скрывавшегося от гонителей пресвитера, к-рый обратил его ко Христу; когда об этом стало известно, к дому были посланы воины, чтобы схватить пресвитера, однако А. Б., надев одежду пресвитера, выдал себя за него. Приведенный к судье, он исповедал Христа, отказался принести жертвы и после пыток был приговорен к усечению мечом. Воин, к-рый должен был казнить А. Б., устрашенный чудесами (пересохло русло реки, забил источник на горе), обратился ко Христу и тоже был обезглавлен. Над могилой А. Б. в окрестностях Верулама (Verulamium) впосл. воздвигли церковь и, вероятно в VIII в., возник мон-рь Сент-Олбанс . Почитание А. Б. фиксируется с 428/29 г. с упоминания о посещении гробницы А. Б. святыми Германом , еп. Осера, и Лупом , еп. Труа (Vita Germani. 16; Bedae Hist. Eccles. I 18). «Страсти св. Албана», традиционно приписываемые Гильде Премудрому (VI в.) (De excidio Britaniae. 10), были, вероятно, составлены в Аутиссиодуре (совр. Осер) ок. 515 г. Хотя имени А. Б. нет ни в 1-й (италийской), ни во 2-й (галльской) редакциях мартиролога Иеронима, о широком почитании его в Галлии свидетельствует упоминание у Венанция Фортуната (Carm. VIII 3). О мученичестве святого повествует также Беда Достопочтенный (Hist. Eccles. I 7), на к-рого в основном опираются позднейшие средневек. историки, Гальфрид Монмутский (Hist. Brit. V 5) и Матвей Парижский (XIII в.) (Chron. maior. I 149). Беда и проч. древние авторы единогласно относят мученичество А. Б. ко времени гонения Диоклетиана (304 или 305), однако утверждения Лактанция (De mort. persecut. 15) и Евсевия Кесарийского (Церк. ист. VIII 13. 13) о том, что правивший в то время на Западе империи Констанций Хлор не преследовал христиан, заставляет нек-рых ученых сдвигать дату мученичества А. Б. к гонениям более раннего времени - 2-й пол. III в. (S. Borig-Could; W. Levison).

http://pravenc.ru/text/115636.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОНАЛЬД [древнеирл. Domnall; лат. Donevaldus, англ. Donald] (VIII в.), св. (пам. зап. 15 июля). Жития Д. не существует. Сведения о святом содержатся в поздних источниках (XVI-XVII вв.) и основаны на фольклорной традиции. Наиболее полно история Д. изложена в дополнениях У. Стюарта и Дж. Беллендена (1-я пол. XVI в.) к переводам «Истории шотландцев» Гектора Бойса (1527). Д. был мирянином и вел строгую и праведную жизнь вместе с 7 (или 9) дочерьми. За это святой пользовался уважением язычников-пиктов. После смерти Д. его дочери отправились в Абер-Нетиг (совр. Абернети) к пиктскому правителю Гартнаду. Правитель помог им устроить мон-рь в Абер-Нетиге и дал обители землю. Девы были погребены у подножия большого дуба (The Chronicles of Scotland. IX 25). Писатели XVI в. сообщают, что Д. и его дочери жили во времена кор. Дал-Риады Эогана, сына Муредаха, к-рый правил в 1-й пол. VIII в. Д. подвизался в долине Оджилви (южнее сел. Гламс, историческая обл. Ангус). Историческая основа предания о Д. неясна. Церквам кельтского обряда не было свойственно почитание св. мирян, поэтому Д. выглядит исключением из правила. В долине Оджилви нет ни гробницы Д., ни др. мест, связанных с памятью о святом. Легенда о Д. и его дочерях смешалась с преданием об основании монастыря в Абер-Нетиге. Согласно «Пиктской хронике», обитель была основана пиктским кор. Нехтаном, сыном Дер-ллеи († 732?), в благодарность за то, что св. Бригита предсказала ему возвращение на престол. В Шотландию прибыла Дарлугдах, настоятельница ирл. мон-ря Келл Дара, к-рая приняла новый мон-рь под покровительство (Cronica de origine antiquorum Pictorum. P. 6). По более поздней легенде, св. Бригита сама прибыла для основания мон-ря и оставила в нем 9 монахинь. Согласно «Абердинскому бревиарию», старшей из них была Мазота, к-рая считалась также старшей дочерью Д. Легенда о 9 девах приобрела в Шотландии большую известность. Дочерям Д. было посвящено неск. церквей и часовен (напр., церковь в Финавоне, построенная Александром Линдсеем из Глен-Эска (ум. в 1382)). В Абернети находилась часовня в честь Д. и 9 дев с фресками, изображающими их чудотворения. Почиталась могила дев под большим дубом, к которой совершали паломничество девушки из окрестных селений. Во время Реформации фрески были уничтожены, а часовня впосл. разрушена. В XVII в. собрание пресвитерианских проповедников в Гламсе постановило запретить паломничество к могиле 9 дев в Абернети.

http://pravenc.ru/text/178905.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ЭВБЕЙСКИЙ [греч. Ιωννης Εβοας] (1-я пол. VIII в.), визант. писатель, проповедник, агиограф. О жизни И. Э. почти ничего не известно. В Слове об убиенных царем Иродом Вифлеемских младенцах он напоминает, что прошло 742 года, как был отдан этот приказ (PG. 96. Col. 1504), т. е. составление этого Слова можно отнести к 40-м гг. VIII в. В колофонах рукописей, содержащих Слова И. Э., его называют монахом и пресвитером либо епископом. В последнем случае неясно, какую кафедру он занимал, поскольку на о-ве Эвбея в то время было неск. епископских кафедр. Высказывалась гипотеза, что И. Э. был епископом г. Эврия в Ст. Эпире ( D ö lger. 1950; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 502-503). В Эврии известны 2 епископа с именем Иоанн, однако 1-й жил во 2-й пол. VI в., а 2-й - в нач. VII в. Также предполагали, что титул «епископ» является ошибкой переписчика, подгонявшего заглавие проповедей под некий единый стандарт ( Stiernon. 1974). Сочинения И. Э. в рукописной традиции часто приписываются его современнику прп. Иоанну Дамаскину и реже - свт. Иоанну Златоусту ( Aldama J. A., de. Repertorium pseudochrysostomicum. P., 1965. N 385). И. Э.- автор Похвальных слов святым (энкомиев) и проповедей (гомилий) на церковные праздники. Корпус его сочинений невелик. Ему принадлежат проповеди на праздник Зачатия Пресв. Богородицы (наиболее древняя известная проповедь на это празднество), о воскресении Лазаря, о страстях прмц. Параскевы. Энкомий св. вмц. Анастасии, а также Слово на Рождество Христово, часто встречающиеся в рукописях под именем И. Э., судя по стилю, принадлежат прп. Иоанну Дамаскину. Произведения И. Э. написаны без богословских отступлений, простым языком, близким к разговорному языку его времени; в их основе лежит стремление автора к составлению произведений для назидания. В гомилии о Вифлеемских младенцах есть традиционные для визант. лит-ры полемические выпады против иудеев. В тексте о страстях прмц. Параскевы отсутствуют хронологические указания; рассказ И. Э. лишен исторической конкретики, его события происходят в некоем вневременном измерении. В гомилии на Зачатие Пресв. Богородицы некоторые католические исследователи усматривают присутствие учения о непорочном зачатии Девы Марии ( Jugie. 1952). Впрочем, в основе сочинения И. Э. лежит традиционный для этого сюжета апокрифический текст из «Первоевангелия Иакова», и И. Э. не вносит к.-л. новаций в его толкование.

http://pravenc.ru/text/471562.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСМАТИКОН Асматикон [Азматикон; греч. Ασματικν], визант. богослужебная певч. книга. Содержит песнопения, предназначенные для исполнения хором певчих в отличие от книги Псалтикон , где собраны песнопения для певца-солиста (псалта). Эти 2 типа рукописей взаимно дополняли друг друга: напр., при респонсорном пении 1-я часть псалмового стиха, предназначенная для исполнения соло, могла быть помещена в Псалтиконе, а 2-я, для хора,- в А. Состав А.: тропари пророчеств на великой вечерне под Рождество Христово «Λαθν τχθης π τ σπλαιον» (          ) и «Αντειλας Χριστ κ παρθνου» (          ) и Богоявление «Επεφνης ν τ κσμ» (        ) и «Αμαρτωλος κα τελναις» (      ), прокимны , ипакои , аллилуиарии , антифоны литургии и причастны (Псалтикон содержит помимо этих песнопений кондаки, Трисвятое, херувимские и входные стихи). Мелос песнопений, помещавшихся в А. и Псалтиконе, различался по стилю и мелодической развитости, в соответствии с особенностями исполнения: более искусный для сольного исполнения и простой для хорового. Различие стилей иногда отражалось в надписании разделов песнопений с помощью слов «το σματικο» (Асматикона) или «το ψαλτικο» (Псалтикона). Каждый из стилей имел свою ладовую и мелодическую традицию с соответствующей совокупностью характерных мелодических формул. Песнопения А. также отличались присутствием в них внетекстовых вставок (χε-χε), использовавшихся для расширения мелизматических украшений. А. как тип певч. рукописи не имел широкого распространения. Самые ранние списки А. относятся ко 2-й пол. XII в., однако в них отражена древняя к-польская певч. традиция, восходящая к VIII-IX вв. Известно только 6 А., написанных после 1225 г. К 1-й пол. XIV в. в греч. рукописной традиции произошло объединение Псалтикона и А. в смешанный вид певч. книги, названной Аколуфии . К. Флорос определил 2 различных типа А.: чистый и смешанный. В первом песнопения были распределены по 5 разд., лучше всего представленным в итало-греч. рукописях 2-й пол. XII в. (Crypt. Γ. γ. 1, Γ. γ. 6 и Γ. γ. 7), в к-рых наблюдается наиболее стабильный порядок следования этих разделов (менее последовательно это видно в визант. рукописях Ath. Laur. Γ. 3 (кон. XII в.) и Kastoria 8 (нач. XIV в.)), а именно: 1) ипакои и причастны октоиха; 2) ипакои важнейших праздников и тропари на вечерне Рождества Христова и Богоявления; 3) прокимны; 4) различные песнопения обихода; 5) причастны великих праздников.

http://pravenc.ru/text/76654.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010