Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОНАТИЗМ раскольническое течение в Сев. Африке в IV - 1-й пол. V в., на определенном этапе переросшее в социально-политическое движение протеста. Названо по имени лидера - Доната из Casae Nigrae (Нумидия) (ок. 270-355). Начало раскола Истоки Д. восходят к периоду гонений на христиан в Римской империи в 303-305 гг. Гонения сопровождались массовым мученичеством и исповедничеством ( Euseb. Hist. eccl. VIII 6). Однако ряд клириков, включая епископов, повиновались имп. указу (Ibid. VIII 2) и выдали книги Свящ. Писания языческим властям (отсюда их наименование - traditores). Многие сочли такое поведение предательством, а большая группа христиан, находившихся в тюрьме в Карфагене, отказалась от евхаристического общения с ними (Acta Saturnini. 18//PL. 8. Col. 701). Поводом к углублению раскола послужил конфликт вокруг выборов епископа Карфагена в 307/8 или в 311/2 г., когда на кафедру вместо умершего Мензурия был избран архидиак. Цецилиан ( Optat. De schism. donat. I 18), к-рого обвиняли в том, что в период гонений он запрещал приносить пищу заключенным исповедникам (Acta Saturnini. 17). Возможно, выборы были проведены с нарушениями: на хиротонии отсутствовал примас Нумидии, имевший привилегию посвящать Карфагенских епископов, а один из рукополагавших епископов, Феликс, был из числа traditores. В итоге Собор 70 епископов, возглавляемый еп. Нумидийским Секундом, низложил Цецилиана ( Optat. De schism. donat. I 19; Aug. Ad catholicos. 18. 46; Anon. Contr. Fulgent. donat. 1. 26). На его место был избран чтец Майорин. Однако Цецилиан воспротивился решению. Осенью 312 г. в Сев. Африку приехал имп. равноап. Константин I Великий , который, вероятно, по совету еп. Осии Кордубского ( A ug. Contr. ep. Parmen. I 4. 6; 5. 10) поддержал Цецилиана, обещая освободить его сторонников от налогов ( Euseb. Hist. eccl. X 7), а его оппонентам угрожая наказанием (Ibid. X 6). Весной 313 г. противники Цецилиана обратились к имп.

http://pravenc.ru/text/178932.html

Содержание Предисловие I. Διηγησισ περι των Ιεροσολυμων και του Αγιου ορουσ Σινα Διηγησισ περι τησ Αιγυπτου και του Σινα II. Ερμηνεια των εξω τησ Κρητησ τοπων III. Διηγησισ πanυ ωφελιμοσ και ωραια περι тоυ Αγιου Ταφου IV. αφμβ´ σημαδια тоυ Αγιου Ταφου V. Θεοδοσιου Ζυγομαλα περιηγησις Σινα VI. Προσκυνηταριον περιχον πντα τ π το Σωτρος μν τερατουργηθντα θεοσημεα ν τ γ πλει ερουσαλμ κα τς τοποθσεις. VII. Περι του τοπου τησ πολεωσ Ιερουσαλημ και την περιοχην αυτησ την γην τησ επαγγελιασ VIII. Διηγησισ πανυ ωφελιμοσ περι το Σιναιον οροσ, πως ερσκεται τν σμερον μ τν βοθειαν τς κυρας μν θεοτκου κα ειπαρθνου Μαρας Προσθηκη ες τν 99-ην σελδα μεταξ τν στχων 1284–1285. Διγησις περ το Σιν κα τς τοποθεσ4 I. Разсказ о Иерусалиме и Св. горе Синае Разсказ о Египте и Синае II. Описание мест, вне Крита находящихся III. Душеспасительный разсказ о Св. Гробе IV. Заметки о Св. Гробе V. Путешествие Феодосия Зигомалы Синай VI. Проскинитарий, содержащий все чудесные знамения, явленные Спасителем нашим в Святом городе Иерусалиме, и описание местностей Рассказ о Св. горе Синае VII. О граде Иерусалиме и окрестностях его, Земле Обетованной VIII. Душеспасительный рассказ о Синайской горе в каком она ныне положении с помощью Госпожи нашей Богородицы и Приснодевы Марии     Предисловие Императорское Православное Палестинское общество, придавая, в своих научных трудах, выдающееся значение старинным описаниям Св. Земли, сделанным православными очевидцами, при самом своем возникновении обратило свое особенное внимание на эти памятники старинной письменности, столь во многом отличные от таковых же памятников западных писателей. С целью сделать их доступными для пользования и для научного изследования, общество в издаваемом им Палестинском Сборнике поместило до настоящего времени и выпустило в свет описания 17 Русских писателей с XII по XVIII в., 2 южно-славянских, XIII и XVII в. и 15 греческих с IV по XVII в. 1 . Из этих последних описаний – 8, а именно: Евсевия (320 г.), Епифания (1 пол. IX в.), Фотия (867/78 г.), Никиты (947 г.), Иоанна Фоки (кон. XII в.), Пердики (XIV в.), Даниила Ефесского (1493/9 г.) и Паисия (1577/92 г.), могли быть точно приурочены к известным личностям, а затем и ко времени их написания. Остальные же 7 из изданных обществом описаний дошли до нас безымянными, без означения лица, их составлявшего, и времени их составления, которое могло быть только приблизительно определяемо по внутренним их признакам. По этим признакам редакторами их отнесено древнейшее к 125 3 / 4 г. 2 , одно – к концу XIV в. 3 , четыре – к XVI в. 4 и два – к началу XVII в. 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИМБРОССКАЯ И ТЕНЕДОСККАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Ιμβρου κα Τενδου], епархия К-польской Православной Церкви , образована в нач. XX в. из греч. общин на о-вах Имброс (ныне Гёкчеада, Турция) и Тенедос (ныне Бозджаада, Турция) в сев.-вост. части Эгейского м. Расположенные в прол. Дарданеллы, Имброс и Тенедос в эпоху античности развивались под влиянием древнегреч. цивилизации. Острова играли важную роль в истории торговых и военно-политических связей регионов Эгейского и Чёрного (Понта Эвксинского) морей. Древнее население Имброса, пеласги, было вытеснено греками в гомеровскую эпоху. На Тенедосе уже в VIII в. до Р. Х. был известен храм Аполлона. В VII-VI вв. на Тенедосе существовали поселения эолийцев. В 515 г. до Р. Х. Имброс, а ок. 494 г. Тенедос были захвачены персами. В ходе греко-персид. войн в 1-й пол. V в. острова были заняты афинянами; Тенедос вступил в Афинский морской союз, а на Имбросе ок. 450 г. Афины основали свою колонию (клерухию). C 334 г. острова входили в состав Македонского царства; с сер. II в. до Р. Х.- в состав Римской державы (с V в. по Р. Х.- Византийской империи). Имброс был частью пров. Македония (с IV в.- в составе диоцеза Иллирик); Тенедос был частью территории полиса Александрия Троада и частью пров. Асия, с кон. III в. по Р. Х. в составе пров. Киклады (диоцез Асия). Христ. община на Тенедосе известна уже в позднеантичную эпоху (Эфесская митрополия). Местные епископы принимали участие в Соборах: Сардикийском - ок. 343 г., Эфесском - 449 г., Халкидонском - 451 г. На III Вселенском Соборе в Эфесе в 431 г. еп. Тенедоса Анастасий выступил как один из сторонников Нестория и, вероятно, вскоре лишился кафедры. Возможно, он упомянут как пресв. Анастасий, к-рый после 431 г. последовал за Несторием в ссылку в Антиохию. Ранняя история христ. общин и время возникновения епископской кафедры на Имбросе неизвестны. В ранневизант. эпоху остров, вероятно, подчинялся епископам Лемноса, где существовала кафедра уже в нач. IV в. При этом до нач. VIII в. Имброс, являвшийся частью диоцеза Иллирик , находился в области юрисдикции Римской Церкви; он был передан в юрисдикцию К-польской Церкви вместе со всем Иллириком.

http://pravenc.ru/text/389481.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРОНИЙСКАЯ И КОМОТИНИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [Греч. Ιερ Μητρπολις Μαρωνεας κα Κομοτηνς], епархия Элладской Православной Церкви, входит в число митрополий «новых территорий» или «новых земель», временно переданных под ее управление в 1928 г. Константинопольской Православной Церковью , расположена в центральной части Зап. Фракии, кафедра в г. Комотини, кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы (1800, видимо, построен на месте поствизант. церкви 1548). История Крупнейшими античными городами на территории нынешней М. и. К. м. являлись Маронея (визант. Марония; в 3 км от совр. городка Марония) и Максимианополь (с VIII в.- Мосинополь; в 6-7 км к западу от совр. Комотини). Епископские кафедры в них существовали уже в V в. О расцвете христианской жизни свидетельствуют архитектурные памятники: раннехристианские гробницы в Максимианополе, 2 базилики в Маронее - в крепости (кон. V - нач. VI в.) и рядом с гаванью Айос-Хараламбос (VI в., мозаичный пол, фрагменты фресок эпохи иконоборчества), 3-нефная базилика времен имп. Юстиниана I в местности Синаксис, на фундаменте которой был построен мон-рь, действовавший в IX-XII вв. Епископская церковь в Максимианополе представляет собой центрический храм XI-XIII вв. (эксагон неправильной формы). После расселения славян в этом регионе упоминания о Маронейских (Маронийских) и Максимианопольских епископах надолго исчезают в источниках. Предполагают, что в VII в. Марония и Максимианополь стали автокефальными архиепископиями, подчинявшимися непосредственно К-польскому патриарху ( Darrouz è s. Notitiae. N 1. Р. 205; Soustal. 1991. S. 350, 369). Но с нач. Х в. архиерей Мосинополя находился в подчинении Траянопольского митрополита ( Darrouzè s. Notitiae. N 7. Р. 285). Расположенная недалеко от Мосинополя гора Папикий (ныне Папикио) в визант. период (особенно в XI-XII вв.) была важным монашеским центром. Следствием массового переселения в сер. VIII в. павликиан из Армении во Фракию стало широкое распространение здесь в средневизант. период этого дуалистического еретического движения. Представления ряда исследователей о помаках как о потомках исламизированных павликиан подкрепляют наблюдения филологов о наличии в слав. помакских говорах арм. лексики.

http://pravenc.ru/text/2562388.html

(кон. XIII (?) - 1-я пол. XIV в.), мон. («старец»), болг. книжник, работал в Великой Лавре на Афоне. Источником сведений о деятельности И. является запись его ученика иером. Мефодия на переписанном им пергаменном Октоихе (сер.- 3-я четв. XIV в.; Sinait. Slav. 19. Fol. 217). Согласно этой записи, И. «преложил» с греческого на славянский (болг.) язык и «исписал» Евангелие-тетр, Апостол («праксиапостол»), Служебник («литургию»), Устав Иерусалимский («типик»), Псалтирь, Богородичник («феотокарь», собрание канонов Богородице 8 гласов), Минеи служебные («минею»), неизвестный вариант Октоиха («агирист»), «богослова» (вероятно, сборник 16 Слов свт. Григория Богослова), «Лествицу» Иоанна Синайского, Слова постнические Исаака Сирина, «Повесть о Варлааме и Иоасафе» («Варлаама»), Поучения аввы Дорофея, «патерик» (вероятно, Сводный, или Азбучный, и Иерусалимский), «Антио(х)» (Пандекты Антиоха Черноризца или, что менее вероятно, цикл басен «Стефанит и Ихнилат», автором которого в заглавии назван Сиф Антиох) «и ина многа съчини и предаде… церквам Болгарскыя земля, и украси их яко же некыми утварми царскими». Судя по этому списку произведений, И. являлся одним из инициаторов введения Иерусалимского устава в богослужебную практику Болгарской Церкви. Хронологические границы жизни и деятельности И. определяются, с одной стороны, периодом деятельности его ученика иером. Мефодия, с другой - датировкой старших списков его потенциальных переводов: пергаменный Богородичник (РНБ. Q.n.I.22) датируется 1-й четв. (третью?) XIV в. (см.: СКСРК, XIV. Вып. 1. 68); Слова постнические Исаака Сирина (НБ НАНУ. VIII.6; НБКМ. 1023) - нач. XIV в. (см.: СКСРК, XIV. Вып. 1. Прил. 1. С. 590-591); «Повесть о Варлааме и Иоасафе» (БАН Румынии. Слав. 132; ГИМ. Щук. 905) - нач. XIV в. (см.: Николова. 2004. С. 11-31). Можно предполагать, что И. тесно сотрудничал с др. болг. книжниками - Закхеем Философом (Вагилом), переведшим синаксарные чтения для Триоди, и Иосифом, сделавшим перевод Триодей Постной и Цветной ( Попов. 1978; Он же. 1985. С. 114-119; Он же. 2004). Ранее, до открытия свидетельств переводческой деятельности Иосифа, исследователи связывали с И. и перевод Триодей ( Дринов. 1900. С. 29-30).

http://pravenc.ru/text/469446.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРМАГОРА И ФОРТУНАТ [лат. Hermagoras, Fortunatus; итал. Ermacora, Fortunato], мученики (пам. зап. 12 июля). Почитались как покровители Аквилейского Патриархата и Сев.-Вост. Италии. По преданию, Е. был 1-м епископом Аквилеи, Ф.- диаконом кафедры. Достоверные сведения об их жизни не сохранились. Наиболее ранние упоминания о мучениках содержатся в италийской редакции Мартиролога блж. Иеронима (1-я пол. V в.) под 12 июля и 22/23 авг., причем имя Е. искажено (Armagerus, Hermogenas) и стоит после имени Ф. Под 14 авг. Ф. упоминается вместе с мч. Феликсом, к-рый почитался в г. Вицеция (ныне Виченца). В сочинениях свт. Венанция Фортуната Ф. назван одним из св. покровителей Аквилеи ( Venant. Fort. Carm. VIII 3. 166//MGH. AA. T. 4/1. P. 185; Idem. Vita S. Martini. IV 658-660//PL. 88. Col. 424). Свт. Венанций упоминает о том, что в Аквилее находились мощи Ф. Возможно, первоначально Ф. был более известным и чтимым святым, нежели Е. По предположению С. Ритига, Е. и Ф. приняли мученическую кончину в г. Сингидун (ныне Белград) во время гонения (303-305) при имп. Диоклетиане . Ф. был диаконом Сингидунской кафедры, Е.- чтецом. В V в. мощи мучеников были перенесены в Аквилею, впосл. Е. и Ф. стали почитаться как основатели местного еп-ства ( Ritig S. Martirologij srijemsko-pannonske metropolje//Bogoslovska smotra. Zagreb, 1911. Vol. 2. P. 358-360). Это предположение основано на факте мученичества в Сингидуне святых диак. Фортуната и мирянина Доната. По мнению П. Паскини, Е. действительно был 1-м епископом Аквилеи и жил в сер. III в. ( Paschini. 1909). Вероятно, сведения о мучениках были утрачены после ряда бурных событий в истории Аквилеи: начала аквилейской схизмы (553), перенесения Патриаршего престола в Градо - Нов. Аквилею (568), разорения города лангобардами (590) и раскола внутри Патриархата (606). Возможно, во время церковной смуты начала формироваться легенда об основании Аквилейской кафедры ап. Марком, к-рая упоминается в соч. Павла Диакона «Деяния Мецских епископов» (сост. ок. 782-784). В грамоте имп. Карла Великого (803) Патриархат в Градо назван «престолом св. евангелиста Марка и св. епископа Ермагоры» (MGH. Dipl. Kar. T. 1. P. 269). В актах Мантуанского Собора (827), к-рый подтвердил права Патриархата в Аквилее, основание кафедры также приписано ап. Марку и Е. (Synodus Mantuana// Mansi. T. 14. Col. 493-498).

http://pravenc.ru/text/190139.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЖУАР [Йотренский мон-рь; франц. Jouarre; лат. monasterium Jotrense], бенедиктинский мон-рь во имя Богоматери и святых апостолов Петра и Павла в еп-стве Мо (деп. Сена и Марна, Франция); основан в VII в. В Житии св. Агила, 1-го настоятеля (с 636) мон-ря Ресбак (ныне Ребе, близ Парижа), сообщается, что прп. Колумбан из-за вражды франкского кор. Бургундии Теодориха II и его бабки Брунгильды был вынужден покинуть мон-рь Луксовий (ныне Люксёй-ле-Бен), найдя убежище в имении некоего франка Аутария на правом берегу р. Матроны (ныне Марна), недалеко от г. Мельды (ныне Мо) (ActaSS. Aug. Т. 6. P. 577). В благодарность Колумбан благословил хозяина и 2 его сыновей Дадона и Адона, призывая юношей посвятить жизнь служению Богу. Впосл. оба достигли видного положения при дворе франк. кор. Дагоберта I , но, помня о совете прп. Колумбана, оставили королевскую службу. Дадон (известный как Авдуен) основал мон-рь Ресбак, где 1-м настоятелем стал ученик Колумбана Агил, а Адон в др. фамильном имении основал Ж. (ок. 630-634). Ж. был двойным, т. е. муж. и жен., мон-рем. От построенной Адоном ц. св. Павла Фивейского сохранилась крипта, в к-рой впосл. были захоронены он (каменный саркофаг VII в., простой в исполнении, без изображений) и др. святые, подвизавшиеся в Ж.: св. Теодехильда, 1-я настоятельница жен. общины, ее преемницы св. Агильберта и св. Бальда, мать кор. вост. англов Эальдвульфа прп. Гересвита (почитается в Ж. под именем св. Озанны, впосл. монахиня в Ж.), а также свт. Агильберт, родной брат Теодехильды и двоюродный брат Адона, епископ г. Паризии (ныне Париж). Самые ранние сведения о монастырской жизни в Ж. встречаются в сочинении Ионы из Боббио (Vita S. Columbani//MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 100), а также в Житиях св. Бертилы (Vita Bertilae abbatissae Calensis//Ibid. T. 6. P. 101-109) и св. Бальтхильды (Vita S. Balthildis//Ibid. T. 2. P. 482-508). Расцвет мон-ря пришелся на 2-ю пол. VII в. При Теодехильде († ок. 668) община в Ж. стала одним из центров жен. монашества в Нейстрии. После восстановления в 657-659 гг. мон-ря Кала (ныне Шель) по приглашению кор. св. Бальтхильды туда прибыли монахини из Ж. во главе с Бертилой. Монахинь принял в основанный им мон-рь Богоматери в г. Свессиона (ныне Суасон) майордом Нейстрии Эброин. Беда Достопочтенный сообщает о посещении «в Кале» прп. Гересвиты ее сестрой св. Хильдой, основательницей мон-ря Стренескальк (ныне Уитби, Англия) ( Beda. Hist. eccl. IV 23). Вероятно, Беда спутал мон-рь Кала с Ж., поскольку в это время Калы еще не существовало, а захоронение Гересвиты находится в Ж. В кон. VII в. в Ж. скончался свт. Эбрегизил, епископ г. Мельды, брат св. Агильберты. Для его захоронения к крипте св. Павла была сделана пристройка, получившая имя Эбрегизила (VIII в.).

http://pravenc.ru/text/182343.html

Константин Африканский с пациентами. Миниатюра из медицинского сборника. XIII в. (Bodl. Rawl. C. 328. Fol. 6r) [лат. Constantinus Africanus] (нач. XI в., Тунис - до 1098/99, мон-рь Монте-Кассино, Италия), бенедиктинский мон., переводчик медицинской лит-ры с арабского на лат. язык. Основные биографические сведения о К. А. известны из сочинений Петра Диакона (1-я пол. XII в.), хрониста мон-ря Монте-Кассино . Согласно его рассказу, имеющему, вероятно, легендарные черты, К. А. происходил из Карфагена (неясно, имел ли автор в виду одно из поселений на месте руин древнего города, близлежащий г. Тунис или даже столицу Зиридов г. Кайруан, в к-ром находился центр медицинской науки). Покинув родину, К. А. в течение 39 лет обучался различным наукам в «Вавилонии» (по мнению разных исследователей, Каир или Багдад), Индии, Эфиопии и Египте. По возвращении К. А. на родину соотечественники из зависти решили его убить, и он был вынужден тайно отплыть в Салерно (Юж. Италия) и жить там, выдавая себя за нищего. Этот сюжет, по всей видимости, восходит к жизнеописанию др. знаменитого насельника Монте-Кассино Павла Диакона (VIII в.), однако имеет под собой и реальную основу - факт массовой миграции населения в результате вторжения в Магриб из Египта племени бану хиляль в 50-х гг. XI в. Учитывая интерес К. А. к медицине (в Салерно в то время функционировала 1-я в Зап. Европе медицинская школа), он, вероятнее всего, покинул Сев. Африку после 1057 г., когда был завоеван Кайруан. По протекции посетившего Салерно брата «вавилонского царя» (аббасидского или фатимидского халифа?) К. А. снискал расположение герц. Роберта Гвискара ( 1085); следов., он находился в городе уже после его захвата норманнским правителем (1076). Граф Аверсы Ричард I (1049-1078; c 1058 князь Капуанский) подарил К. А. ц. св. Агаты близ Аверсы. Впосл. по протекции Альфана, архиеп. Салерно (сохр. фрагмент его рекомендательного письма), К. А. был принят в мон-рь Монте-Кассино, во владение к-рого, т. о., перешла ц. св. Агаты. В обители он получил всестороннюю поддержку аббата Дезидерия (впосл. папа Римский Виктор III ), с именем к-рого связан расцвет Монте-Кассино, в частности монастырского скриптория. К. А. занимался переводами и подготовил неск. учеников. Высказывалась необоснованная гипотеза о том, что в 1087 г. он мог участвовать в совместной экспедиции флотов Генуи и Пизы, организованной при поддержке папы Виктора III, против тунисского г. Махдия, оплота мусульм. пиратов.

http://pravenc.ru/text/2057060.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В. Дуранд. Гравюра. 1-я пол. XVII в. [лат. Durandus] Вильгельм, Старший (1230/31, Пюимисон, близ Безье, Лангедок - 1.11.1296, Рим), средневек. литургист, канонист и политический деятель, еп. Манда. Учился в Лионе, был регулярным каноником в Маглоне. В 1255 г. отправился для изучения права в Болонью, где, будучи учеником Бернарда Пармского († 1266), получил степень д-ра. Преподавал каноническое право в Модене. Папа Климент IV пожаловал ему титулярный каноникат в Бове и Шартре. В 1262 г. Д. стал папским капелланом и субдиаконом в Римской курии, затем занимал пост auditor generalis causarum palatii (одного из судей, к-рые рассматривали апелляции тех, кто обращались к Римскому престолу). Присутствовал на конклаве 1268 г. и был секретарем на II Лионском Соборе (см. ст. Лионские Соборы ) (1274), предположительно участвовал в выработке его постановлений. Папа Николай III отправил Д. в качестве легата в Болонью. В 1278 г. он был назначен ректором и генеральным капитаном (rector et capitaneus generalis) Патримония св. Петра в Тоскане, а в 1279 г. стал деканом в Шартре. В 1281 г., как генеральному викарию Романьи, а затем в 1283 г., как ректору и комиту (comes) Болоньи, Урбино и Анконской марки, Д. пришлось вмешаться в борьбу гвельфов и гибеллинов в Романье. Он успешно подавил восстание Ги де Монтефельтро, разрушил крепость-оплот мятежников Кастель-делле-Рипе и в 1284 г. основал на ее месте Кастельдуранте (совр. Урбания). В 1285 г. кафедральный капитул Манда избрал его епископом (кафедра пустовала с 1278). Рукоположен во епископа осенью 1286 г., но не занимал кафедру до 1291 г. (еп-ством управлял его племянник Вильгельм Дуранд Младший). В 1295 г. папа Римский Бонифаций VIII хотел сделать Д. архиепископом Равенны, но тот отказался и в сент. того же года был назначен ректором Романьи и Анконской марки, где вновь вспыхнуло восстание гибеллинов. Пробыл на посту недолго, скончался в нояб. 1296 г. Сведения о принадлежности Д. к доминиканцам или каноникам-августинцам не находят достаточного подтверждения.

http://pravenc.ru/text/180595.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АГАФИЯ († ок. 251), мц. Палермская [Катанская] (пам. 5 февр.). Род. в знатной семье в Палермо или Катании (Сицилия). Претерпела мученичество в Катании, вероятно при имп. Деции . Имя этой святой встречается в древнем Карфагенском календаре (1-я треть VI в.). В лат. версии жития, написанной не ранее VI в., рассказывается, что ее преследовал любовными домогательствами сенатор Квинтиан. Отвергнутый благочестивой девушкой, решившей посвятить себя Христу, он обвинил ее в распутстве и заключил в тюрьму. После различных пыток А. была чудесным образом исцелена явившимся к ней ап. Петром . Спустя нек-рое время умерла в тюрьме. Папа Симмах (498-514) основал ц. св. А. на Аврелиевой дороге; свт. Григорий I Великий (590-604) освятил в ее честь готскую церковь в Риме, основал мон-рь святых Максима и А. в Палермо, поместил часть мощей мученицы в ц. св. Стефана на о-ве Капри. Имп. Василий II и его брат Константин VIII в 976-1028 гг. перенесли ее мощи в К-поль, где уже с IX в. существовала ц. во имя мц. А., упомянутая в панегирике А. Патриарха Мефодия . Однако после захвата К-поля латинянами (1204) мощи были возвращены в Катанию, в честь чего там установлен праздник (18 авг.), А. считается главной покровительницей Катании; тогда же часть мощей (рука) была перенесена в Палермо, где это событие отмечается 17 авг. Установлены различные дни почитания и в др. областях; в окрестностях Этны святую почитают заступницей от извержений этого вулкана. Житие А. было широко известно на Западе в пересказе в «Золотой легенде» Иакова из Варацце . Пространное житие святой переведено на слав. язык к кон. XI в. Краткое житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено на слав. язык, по-видимому сербами на Афоне, в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . В XVI в. пространное и краткое жития св. А. под 5 февр. были включены в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 448).

http://pravenc.ru/text/63220.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010