«Под водою живою и чистою, – говорит тот же св. Отец, – разумей животворящее Слово Божье, истинно чистое и греху совершенно непричастное, Которое явилось во плоти как бы в глиняном сосуде; ибо что плоть есть персть и от земли взята, как или с какой стороны может быть это сомнительно? Под землёю же, взятой от скинии, разумей Потерпевшего смерть ради нас, ибо естеству человеческому сие сказано ( Быт.3, 19 )» (тв. ч. 3, стр. 76–77). Гл. 6, 10 и в дéнь осмый да принесéт двá гóрличища или двá птенцá голубина к жерцý пред двéри скинии свидения и в восьмой день должен принести двух горлиц, или двух молодых голубей, к священнику, ко входу скинии собрания Гл. 6, 12 И да приведéт áгнца единолетна в преступлéние и должен он… принести однолетнего агнца в жертву повинности «Вместе с птицами приносится также и агнец, чтобы во всём был разумеваем Христос, – говорит тот же св. Отец, – в птицах – как сошедший свыше и с небес, а в агнце – как снизу и от земли, ибо Слово, будучи Богом по естеству, плоть бысть ( Ин.1, 14 )» (тв. ч. 3, стр. 222). Гл. 6, 25 да просветит Госпóдь лицé Своé на тя и помилует тя да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя В этом втором благословении иерея, – по мнению бл. Феодорита (тв. т. 1.стр. 201), – «предрекается пришествие Бога и Спасителя нашего, ибо Его домостроительство по плоти исполнено милосердия, почему даровано нам примирение с Богом, ибо сему научает последующее благословение (ср. Еф.2, 14 )». Гл. 7, 13 и приведóша дáры своя пред Гóспода шéсть колесниц покрытых и дванáдесять волóв и представили приношение свое пред Господа, шесть крытых повозок и двенадцать волов По мнению св. Ефрема Сирина , эти «двенадцать волов изображают двенадцать апостолов» Христовых (тв. ч. 6, стр. 547). Гл. 7, 14 фимиáмник един десяти златник, пóлн фимиáма одна золотая кадильница в десять сиклей, наполненная курением «Фимиамник, исполненный благовоний, – по толкованию того же св. Отца, – изображает душу Еммануила, которой не возмущали греховные страсти» (ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Последние слова стиха 4-го пророчествуют о пришествии Сына Божия, хотя заключают в себе и утешение жителям Иерусалима, слушающим это пророчество. Оно в общем смысле обращено ко всем людям всех народов и племен, начинающим отчаяваться в спасении, жаждущим правды, но не видящим еще воцарения правды на земле. Не впадайте в уныние, говорит пророк; пути Божии неисповедимы. Хотя зло еще торжествует, и даже среди народа Божия нет искренней веры и чистоты, но Бог так милосерд, что спасет людей своих, спасет так, как они не ожидают. Мы опять видим, как пророчество о гибели царя Ассирии переходит в пророчество о том времени, когда „низвержен будет древний змий, называемый диаволом и сатаною...“ 1172 а именно: „когда настанет спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его“. ( Откр. 12:9–10 ). Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше“. ( Лк. 21:28 ). Следующие стихи еще яснее раскрывают, по откровению Духа Божия, признаки пришествия Сына Божия. 5 . Тогда откроются глава слепых, и уши глухих отверзутся. 6 . Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи – потоки. 7 . И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля – в источники вод; в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша. Евангелия отвечают пророчеству стихов 5-го и 6-го. И когда Иоанн Креститель посылал спросить Господа: „Ты ли тот, который должен придти?“ то Господь отвечал: „пойдите скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат“. ( Мф. 11:4–5 ). Все признаки пришествия Господа, указанные Исаиею, исполняются, но Евангелия добавляют еще два важных признака не открытые пророку: „мертвые воскресают и нищие благовествуют“ (Id. ibid) т. е. победа жизни над смертию и владычество духа над миром. „И узрит всякая плоть спасение Божие“ ( Лк. 3:4–6 и сс. на Ис. 40:3–5 ). Стихи 6–7 изучаемого пророчества говорят об оживляющей стихии, возрождающей иссохшую землю. На пророчество Иоиля указывал в речи своей Апостол Петр в великий Священный день сошествия Св. Духа 1173 и Сам Господь уподоблял воде вечно текущей благодать Святого Духа 1174 . И здесь, в этом, несомненно Мессианском пророчестве, „воды, пробивающияся в пустыне и потоки в степи“, знаменуют дарование новой жизни заглохшему человечеству, становившемуся бесплодною пустыней, по отсутствию в нем живительных начал.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

1-9) эти предметы сведены воедино, в Евангелии от Луки они отсутствуют, ибо в них обсуждаются вопросы, незнакомые христианам из язычников, для к-рых предназначалось это Евангелие. То, что простолюдины не соблюдали фарисейского обычая умывания рук, было повседневным явлением. Но когда Иисус Христос, Которого почитали «учителем и пророком», намеренно преступает обычай, это вызывает негодование фарисеев: «Зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?» (Мк 7. 5). «Предание старцев» - это галаха. «Старцы» (ο πρεσβτεροι) - здесь уважаемые учители прошлого, которых называли также «отцами» ( Billerbeck. Kommentar. Bd. 1. S. 691-692, 918-919). Согласно галахе, как разъясняется для неиудейских читателей в Мк 7. 3, каждый должен умывать руки перед трапезой или по меньшей мере смочить их водой (Ibid. S. 695-704). В ответ, цитируя Ис 29. 13, Христос называет галаху об умывании рук «заповедью человеческой» (Мк 7. 6-7) или «преданием человеческим» (Мк 7. 8), т. о., это предписание идет от людей, а не от Бога. В Мк 7. 9-13 Иисус Христос показывает, что галаха может противоречить заповедям Божиим. Если, согласно галахе, сын в присутствии родителей дает обет: «Корван (то есть: «дар Богу») то, чем бы ты от меня пользовался», то родителям запрещалось пользоваться имуществом сына, но при этом от сына не требовалось отказаться от имущества в пользу храма (Мк 7. 11-12; Мф 15. 4-6). Так сын с помощью галахи имел возможность пренебречь обязанностью поддержать родителей и т. о. обойти 4-ю заповедь декалога (см. Десять заповедей ). Этот пример, согласно суждению Иисуса Христа, обличает состояние всей фарисейской системы галахи, поскольку она включала такие предписания, к-рые могли бы оправдывать преступление заповеди Божией. Критика галахи находится и в особом предании, содержащемся в Лк 13. 10-17 и 14. 1-6. Иисус Христос в субботу исцеляет в синагоге согбенную женщину. Начальник синагоги, к-рый должен был следить за внешним порядком в синагоге, с упреком говорит народу: «Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лк 13.

http://pravenc.ru/text/344423.html

446 Допускающие мысль об участии святых в Страшном Суде прибавляют к этому, что и св. Ангелы вместе с Судиею возседают на престолах и участвуют в суде. 447 Особенно в этом отношении ясно место из Деян.1:11 : Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо, где вознесение на небо сопоставляется со Вторым пришествием, как возвращением. 449 Мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе (ες ρα) и так (κα οτω) всегда с Господом будем. Ες ρα не имеет для себя параллелей в новозаветных писаниях, но мысль Апостола совершенно ясна. Он имеет здесь в виду указать не место постоянного пребывания со Христом, как понимает это выражение Usteri (Entwickelung des Paulinischen Lehrbegriffes. S. 356, Anm.), а место встречи верующими Христа, после чего Он сходит в сопровождении их на землю для учреждения Своего царства. Посему и οτω заключительной фразы данного стиха относится не к предшествующему: на воздухе, но к последующему: всегда с Господом будем. 450 «Слова: и так всегда с Господом будем, говорит блаж. Августин, должны быть понимаемы не в таком смысле, якобы Апостол хотел сказать, что мы останемся навсегда с Господом в воздухе; Он и Сам не останется, конечно, там, потому что будет проходить его шествуя. Встречают идущего, а не остающегося на месте. О граде Божием, кн. 20, гл. XX; твор., ч. 6-я, стр. 229. 451 Oswald. Eschatologie. 359. Имея в виду восхищение праведных на воздух, он замечает, что места для судимых будет здесь достаточно, даже слишком достаточно (S. 333). 452 В настоящее время долина Иосафатова наполнена могилами евреев, которые приезжают из далеких мест, чтобы быть погребенными вблизи места будущего суда (ibid. S. 359). 455 Мнение, что и демоны должны будут предстать на Страшный Суд, основывается на Иуд.6 : ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком на суд великаго дня. Но в 1Кор.6:3 говорится более обще: Разве не знаете, что мы будем судить Ангелов (γγλους κρινομεν)? На основании этого места Ориген утверждал, что и добрые ангелы будут призваны на суд, чтобы дать отчет, насколько ревностно или небрежно исполняли они дело служения спасению людей и сообразно с этим получить воздаяние (In Numeros homilia XX, 3, Migne, s. gr., t. XII, col. 733; in Lucam hom. XIII – t. XIII, col. 1832).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Опубликованный в 1903 г. папирус Нэша (II-I вв. до Р. Х.) содержит текст Д. з. и молитвы «Слушай, Израиль» (Втор 6. 4-9). Последовательность заповедей в папирусе отличается от их расположения в МТ и греч. переводе LXX: запрет прелюбодеяния расположен после заповеди о почитании родителей перед заповедью «не убий» ( Burkitt. 1903. P. 396). В папирусе декалог преимущественно отражает вариант Второзакония, в нек-рых случаях дается смешанный текст из Исхода и Второзакония. В 4-й заповеди папирус следует варианту Исх 20. 8-11 («помни» вместо «наблюдай», опускаются фразы «как заповедал тебе Господь, Бог твой» и «чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты», обоснование заповеди: «ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них») с добавлением из Втор 5. 14 (вставлено «ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой»). В 5-й заповеди опускаются слова «как повелел тебе Господь, Бог твой» (как и в Исх 20. 12), но добавляются «и чтобы хорошо тебе было», как во Втор 5. 16. Варианту Второзакония отдается предпочтение в 9-й заповеди («[не произноси]»    , букв.- пустого свидетельства, а не     - ложного свидетельства, как в Исходе) и в 10-й («жена» упом. перед «домом», «поле» - перед «рабом») (Ibidem). В кумран. библейских рукописях (II в. до Р. Х.- нач. I в. по Р. Х.) сохранился фрагмент текста стиха Исх 20. 2 (4QpaleoGen-Exod1) ( Abegg, Flint, Ulrich. 1999. P. 55) и практически полностью текст декалога из Втор 5. 6-21 (4QDeutn; I в. до Р. Х.), Втор 5. 6-11, 13-15 (4QDeutj), Втор 5. 8-9 (4QDeuto), имеющий некоторые особенности по сравнению с МТ. В кумран. рукописях представлена краткая и полная версия Втор 5. 12-15. В краткой текст Втор 5. 12 и 5. 21 не сохранился, текст Втор 5. 14-15 (4QDeutj) совпадает с МТ. В полной версии (представлена фрагментом 4QDeutn) Втор 5. 12 («помни день субботний, чтобы святить его») совпадает с Исх 20. 8 в МТ, во Втор 5. 14 добавлено «в день тот» (совпадает с LXX), имеются и некоторые др. разночтения (Ibid. P. 153-155). Нумерация заповедей

http://pravenc.ru/text/171772.html

6:52–54 Ибо они не извлекли урока из того, что было с хлебами; сердца их были нечувствительны. И совершив переправу, они добрались до Геннисарета и пристали к берегу. И когда вышли они из лодки... Именно с этим местом Мк пытаются отождествить знаменитый кумранский фрагмент 7Q5 (J. O " Calaghan» Papiros neotestamentarios еп la cueva 7 de Qumran? Biblica 53, 1972, pp. 91–93; M. Bailet, Les manuscrits de la Grotte 7 de Qumran et le Nouveaux Testament, ibid., pp. 514–515; K. Aland, Neue neutestamentliche Papyri III, New Testament Studies 20, 1974, pp. 361–362, 375–376; C.P. Thiede, 7Q-Eine Rьckkehr zu den neutestamentlichen Papyrusfragmenten in der siebten Hцhle von Qumran, Biblica 65, 1984, pp. 538–539 – 66, 1985, p. 261; id., Die дlmesme Evangelien-Handschrift? Ein Qumran-Fragment wird enmschlьsselm, 4 Aufl., Wuppertal, 1994). Проблема в том, что степень, так сказать, фрагментарности фрагмента чрезвычайно велика: в нем отчетливо читается не более 20 букв. Попытки защитить идентификацию фрагмента основываются на нормах построения грекоязычной рукописи этого времени. Если принять эту идентификацию, датировка Мк должна быть перенесена на значительно более раннее время (не позднее 50 года). 6:56 Чтобы им дотронуться до кистей (το κρασπδου) плаща его. Ср. Чис 15:38–39 : «Объяви сынам Израилевым и скажи им, чтобы они делали себе кисти на краях одежд своих [...] и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти. И будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни..».. Такого рода кисти ( [цицит]) на плаще навсегда вошли в употребление верующих евреев. Порицая книжников и фарисеев за склонность к тому, чтобы делать их чересчур заметными в качестве внешнего знака благочестия своего носителя ( Мт 23:5 ), Иисус Сам соблюдал благочестивый обычай (ср. Мт 14:36 и др.). 7:3–4 Дело в том, что фарисеи и вообще иудеи, держась предания древних, не едят, пока не омоют рук должным образом, и т.д. Разъяснение, очевидным образом реющее в виду нееврейского и также непалестинского читателя? Мысль о миссионерской интенции автора лишает убедительности попытки усмотреть в «дистанцированном» тоне этого места доказательство нееврейского происхождения автора (в качестве примера подобной попытки назовем Н. Conzelmann, A. Lindemann, Arbeitsbuch zum Neuen Testament, 9. Auflage, Tьbingen, 1988, S. 273). Запреты, о которых идет речь, весьма радикально сформулированы в Вавилонском Талмуде: Sotah 4b; Shabbath 62b.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

6:67. Рече же Иисус обеманадесяте: еда и вы хощете ити 2098 ? Не побуждает святых апостолов к отступлению Господь наш Иисус Христос и не показывает им своеволие делом свободным и безвинным, а также не предоставляет им легкомысленно уклоняться от Него, без всякого от этого для себя вреда. Напротив, благородно и решительно угрожает тем, что если они не окажутся выше невежества Иудеев, то и они будут отосланы назад и уже не будут ходить с Ним, но пойдут к погибели. Ведь у Бога ценятся не те поклонники, кои велики по своему количеству, но те, кои отличаются правой верой, хотя бы их оказалось и очень мало. Посему божественное Писание говорит, что много званных, но принимаются только избранные, и достойнейших – совсем мало. И это нам засвидетельствовало само божественное Слово. Итак, Спаситель сказал Своим ученикам как бы нечто такое: Если вы немедленно же послушаетесь Моих слов, – если, перестав сомневаться и обвинять, простейшей верой примете, наконец, тайну, – если обвинение Моих слов в жестокости является для —83— вас неприятным и исполненным немалой терпкости, – если отказываетесь говорить с Иудеями: «Как может нам Сей дать плоть Свою есть?» (6:52): то Я с удовольствием буду взирать на ваше присутствие при Мне и с радостью буду пребывать с вами и буду любить вас как Своих законных чад. Если же вы решитесь мыслить одинаково с павшими (отошедшими) назад, то Я предоставляю вам уходить вместе с ними и справедливо отгоняю вас, с ними. Ведь у Меня не будет недостатка в поклонниках, так как евангельская проповедь не должна ограничиться одной только Иудеей, но уже распространяется по всей вселенной, отовсюду созывает людей как бы в одно собрание и быстро собирает к познанию истины. «Итак, виждь благость и строгость Божию» ( Рим.11:22 ), как говорит Павел: – строгость к непокорным, а благость к имеющим познать Его, «если пребудут в благости», как удостоверил в этом тот же Павел (ibid). В противном случае и они отсекутся, ибо Непощадивший природных ветвей не пощадит и привитых (ст. 21:24). Итак, хромлющий в вере по своему неразумию да знает и научается чрез это, что если он не пожелает прекратить такого недуга, то пойдет назад и, не имея уже Вождя к вечной жизни, низойдет в страшный ад и будет оплакивать свое безрассудство, ибо «там будет, сказано, плачь и скрежет зубов» ( Мф.8:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Гл. 25, 37 И да сотвориши светил егó сéдмь, и постáвиши светила егó, и светити бýдут от единаго лицá егó И сделай к нему семь лампад и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его Так как «число 7 есть признак совершенства», то, по его же толкованию, семеричное число лампад светильника предуказывало на то, что «всесовершен и по естеству Своему Еммануил как Бог, и в разделении исходящих от Него дарований совершенно предлагается достойными принять их» (ibid, стр. 141). А по толкованию св. Климента Александрийского , «золотой светильник святилища не только внешним своими устройством, но и своими светом предызображал свет, принесённый на землю Христом» («Строматы» кн. 5, гл. 6, стр. 545). «Златозарный Тя свещник предвообрази, приемшую несказанно Свет неприступный, разумом Своими озаряющ всяческая», т. е. «Сияющий золотом светильник предызобразил Тебя, неизреченно воспринявшую неприступный Свет, Своею премудростью просвещающий всё» (Октоих гл. 6, Нед. Утр. к. 3, п. 8, т. 4). Гл. 26, 1 Скинию же да сотвориши от десяти опóн от виссóна скáнаго и синеты, и багряницы и червленицы скáныя: херувимы делом ткáным да сотвориши я Скинию же сделай из десяти покрывал кручёного виссона и из голубой, пурпуровой и червлёной шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою Кручёный виссон из голубой, пурпуровой и червлёной шерсти, по мнению св. Кирилла Александрийского , предуказывал на Христа, ибо, «будучи тонким и бестелесным по естеству, рождённое от Бога Отца Слово некоторым образом скручено через сплетение как бы с плотью. Итак, Он есть и кручёный виссон; но также есть как бы и «синета» (гиацинтовый голубой цвет), потому что не от земли, а свыше и с неба. Ибо гиацинту уподобляется на высоте и вверху находящееся эфирное тело, достигающее и до самой тверди; пурпур же, поскольку не есть раб, как будто сотворённый, но от Бога Царь и Господь всяческих. Червленица же кручёная, потому что умопредставляемый в сплетении с плотью и пребывая истинно Словом Божьим, Он дал кровь Свою за нас, так как червленица есть знамение крови» (тв. ч. 2, стр. 169–170).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Гл. 28, 2 И да сотвориши ризу святу Аарóну брáту твоемý в чéсть и слáву И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия Гл. 28, 4 И сия сýть ризы, ихже сотворят: напéрсник и ризу вéрхнюю, и дóлгую ризу и ризу тресновиту, и наглáвие и пóяс: и да сотворят ризы святы Аарóну и сынóм егó, во éже священнодействовати Мне Вот одежды, которые должны они сделать: наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидар и пояс. Пусть сделают священные одежды Аарону, брату твоему, и сынам его, чтобы он был священником Мне По его же мнению, «Христос многократно был предызображён в украшении Аароновом» (ibid, стр. 268). И св. Афанасий Великий в одеждах его видит мессиански-прообразовательное значение» (тв. т. 2, стр. 266). Гл. 28, 5 И сии да вóзмут злáто и синетý, и багряницу и червленицу и виссóн Пусть они возьмут золота, голубой и пурпуровой и червлёной шерсти и виссона Гл. 28, 6 и да сотворят ризу вéрхнюю от виссóна скáнаго, дело ткáнно пестрящаго и сделают ефод из золота, из голубой, пурпуровой и червлёной шерсти, и из кручёного виссона, искусною работою «Одежда первенствовавшего в священстве, – говорит св. Кирилл Александрийский , – заключала в себе как бы в образе» и предначертаниях славу Христа; в золоте Он познаётся как Бог; в пурпуре – как имеющий царское достоинство; в тонком виссоне – как Слово тонкое и бестелесное; в червленице – как явившийся во плоти; в материи голубого цвета, воздуховидной – как явившийся свыше и с неба, потому что разве родившееся от Бога Отца Слово не есть вместе и Бог и Царь» (тв. ч. 2, стр. 268, 279). Св. Ефрем Сирин лишь кратко замечает, что «ефод изображает Еммануила» (тв. ч. 6, стр. 511). Гл. 28, 29 И да вóзмет Аарóн именá сынóв Изрáилевых на слóве сýднем на пéрсех, входящь во святóе на пáмять пред Бóгом И будет носить Аарон имена сынов Израилевых на наперснике судном у сердца своего, когда будет входить во святилище, для постоянной памяти пред Господом Гл. 28, 29а И да положиши на словеси сýднем трéсны: плетéния на óба крáя словесé возложиши, и óба щитá возложиши на óбе рáме нарáмника на лицé

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Гл. 31, 25 и заповеда левитом воздвижущым ковчéг завета Госпóдня, глагóля: тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: Гл. 31, 25 взéмше книгу закóна сегó, положите ю от страны ковчéга завета Гóспода Бóга вáшего, и бýдет тáмо вáм во свидетелство возьмите сию книгу закона и положите её одесную ковчега завета Господа Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя По объяснению того же св. Отца, сими словами «Моисей прикровенно указал на то, что в определённое время должна была упраздниться сила служения в прообразах и сени» (ibid, стр. 323). Гл. 32, 2 да чáется яко дóждь вещáние моé, и да снидут яко росá глагóли мои, яко тýча на трóскот и яко иней на сено Польётся как дождь учение моё, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву Св. Епифаний Кипрский в этих словах, по-видимому, усматривает пророчество о сверхъестественном рождении Иисуса Христа от Девы, почему и замечает: «И Мария восприемлет Слово в зачатии, как земля – дождь», так что Иисус Христос «произошёл из Девы подобно земле и руну, восприявшей Его» (тв. ч. 5, стр. 9–10). Гл. 32, 6 сия ли Гóсподеви воздаетé, сии людие бýии и не мýдри Сие ли воздаёте вы Господу, народ глупый и несмысленный По мнению св. Кирилла Иерусалимского , так восклицал Моисей, как бы видя Иисуса Христа, подверженного оскорблению, оплеванию, злословио, бесчестию и бичеванию от рабов во дворе первосвященников Анны и Каиафы и от воинов – во дворе Пилата («Огласительное поучение» XIII, 29; стр. 205). Гл. 32, 13 возведé я на силу земли, насыти их жит сéлных: ссáша мéд из кáмене и елéй от твéрда кáмене Он вознёс его на высоту земли и кормил произведениями полей, и питал его мёдом из камня и елеем из твёрдой скалы Всё это «таинственно, – по мнению св. Ефрема Сирина , – означало Христа. Он истинный краеугольный камень, для целого мира источник жизни, для всякого, приходящего к Нему, Он есть, чего желает каждый: для одного свет, для другого дверь, для иного путь, для иного же премудрость. Он есть для всякого всё и всякому на пользу» (тв. ч. 6, стр. 597).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010