Воспитанники, не успевшие окончить полный семинарский курс (176 человек), согласно постановлению Петрозаводского городского отдела народного образования от 21 июля 1918 года получили возможность продолжить свое образование в советских школах. 6 сентября/24 августа 1918 г. На основании декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви 23 января 1918 года все духовно-учебные заведения закрылись. В связи с этим Святейший Патриарх, Священный Синод и Высший Церковный Совет Российской Православной Церкви в своем заседании 4/17 сентября 1918 года имели суждение о положении духовно-учебных школ. Было вынесено постановление и по епархиям разослан указ, в котором говорилось: «...считать всех начальствующих, преподавателей, преподавательниц, воспитателей, воспитательниц и других лиц учебно-административного и педагогического персонала духовных семинарий, мужских и женских духовных училищ, находящихся в пределах действия Советской власти, за штатом...» В силу этого указа о. Николай Чуков оказался по должности за штатом. Что означало в то время оказаться за штатом преподавателю духовного учебного заведения? Для преподавателей духовных учебных заведений после революции наступили очень тяжелые времена. Особенно тяжелыми они были для преподавателей-священнослужителей. Многие из них не только сразу же были лишены работы, но и высылались за пределы того региона, где они трудились. Жесткие условия предъявлялись тем, кто пытался устроиться в светские школы. От священнослужителей требовали отречения от сана, предоставления в губернский комиссариат просвещения развернутого изложения своих политических, религиозных и педагогических взглядов. Тем, кто был связан с преподавательской деятельностью всю жизнь, у кого были семьи, кто не мог по-другому жить, нужда заставляла идти на компромисс. У них другого выхода не было, как согласиться на условия, продиктованные властью. Однако, это не спасало положения. Человек оказывался в ловушке вместе с властью. Ярким примером здесь служит участь председателя Педагогического совета Петрозаводской женской учительской семинарии священника В. Даманского. В своем заявлении от 7 июня 1918 года он писал: «Желая продолжать педагогическую деятельность, на служение которой я посвятил 21 год, прошу Олонецкий губернский совет по народному образованию оставить меня в занимаемой мною должности председателя педагогического совета семинарии и назначить преподавателем педагогики. При этом заявляю, что заниматься преподаванием вероучения (Закона Божия) и совершением общественных религиозных обрядов в стенах учебного заведения, вне стен и вообще где бы то ни было я не буду. За неимением личных средств и в связи с трудным материальным положением в настоящее время не имею возможности приобрести светскую одежду, на которую потребуется свыше трех тысяч рублей, поэтому прошу дать мне отсрочку на приобретение таковой месяцев на четыре-пять».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

27 Юстиниан (Марина Ион); (22 февраля 1901 – 26 марта 1977) – румынский патриарх с 1948. 445 Юферов Н. Л.; (около 1907 – ?) – слушатель Высших Богословских курсов. 359, 364, 367 Яворский Михаил Семенович; (1888 – 1937). Родился в с. Собчино Семеновского у. Нижегородской губ. Окончил Уфимскую ДС (1912), Петроградскую ДА (1916) и Археологический институт. Женился на дочери свмч. протоиерея Философа Орнатского – Вере. 27 марта 1916 рукоположен во священника. В 1916–1923 служил настоятелем церкви св. вмц. Екатерины на Васильевском острове. Подвергался арестам в 1922 (был оправдан) и 4 февраля 1924 по делу «Спасского братства». Приговорен к 3 годам лагерей, отбывал срок на Соловках. Освобожден 26 июля 1927, проживал в Любани. Вновь арестован 30 января 1930. Приговорен к 10 годам лагерей. Отправлен в Соловецкий лагерь. Расстрелян. См.: Осипова И. И. Сквозь огнь мучений и воды слез. М. 1998. С. 335; Чуков Н., прот. Один год моей жизни. Страницы из дневника. Публ. В. Антонова.//Минувшее. Исторический альманах. М.-СПб. 1994. Вып. 15. С. 617. 197 Ягодкин Вячеслав Дмитриевич. Окончил Олонецкую ДС (1908). С 1908 – учитель Шимозерской церковно-приходской школы Лодейнопольского уезда; с 1909 по 16 августа 1911 – учитель образцовой школы при Олонецкой ДС; с 11 мая 1912 – псаломщик Соломенской церкви Петрозаводского уезда. 137 Ягодкин Дмитрий Павлович; (25 октября 1849 – 26 сентября 1912). Окончил Костромскую ДС (1872) и С.-Петербургскую ДА (1876), к. б. С 4 сентября 1876 – преподаватель общей и русской гражданской истории Олонецкой ДС. Одновременно с 4 сентября 1881 преподавал те же предметы, а с 7 сентября 1900 – и географию в Олонецком епархиальном женском училище. Член-учредитель Александро-Свирского братства. Сотрудничал в Олонецких Губернских и Олонецких епархиальных ведомостях; писал стихи. После 1905 выступал со статьями охранительно-националистического направления: «О правах и обязанностях человека».//ОЕВ. 1906. 9. С. 361–365; «Об источнике истинного народного величия» – ОЕВ. 1906. 17. С. 614–617; «О великом значении патриотизма в судьбе народов и государств» – ОЕВ. 1908. 18. С. 400–406 и др. Отпевание его в Крестовоздвиженской кладбищенской церкви Петрозаводска 28 сентября 1912 возглавил ректор ДС – протоиерей Н. К. Чуков. По отзыву Ф. Н. Белявского, ревизовавшего Олонецкую ДС в 1907/08 учебном году, Д. П. Ягодкин, как преподаватель, «сильно устарел; пользуется традиционными учебниками Иловайского, ставя в большую заслугу автору их то, что в учебниках этих есть немало поучительных рассказов. Почти все преподавание сосредоточено на преподавании внешней истории. Объяснения наставника не всегда отличаются полнотой, обстоятельностью, в общем преподавание все же можно признать удачным, имея в виду искреннее старание его воспитать чрез преподавание истории патриотизм и развить нравственное чувство».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Со времени Победоносцева и до удаления Саблера при Святейшем Синоде был создан ряд комиссий. Заслуживает упоминания деятельность Предсоборного Присутствия, занимавшегося разработкой реформ в отдельных областях церковного управления и подготовкой созыва Поместного Собора для проведения в жизнь этих реформ. Предсоборное Присутствие было распущено, не добившись никаких результатов. Позднее по предложению Саблера высочайшим повелением при Святейшем Синоде было организовано Предсоборное Совещание (28 февраля 1912 г.). Эта комиссия начала свою работу 8 марта 1912 г., используя материалы, оставленные Предсоборным Присутствием. К началу 1916 г. Присутствие успело разработать три Дальнейшая его программа содержала следующие пункты: 1) повышение окладов для епископов (1909); 2) обеспечение духовенства (1910); 3) устройство свечных фабрик (1910); 4) вопрос о пенсионных ставках духовенства (1913); 5) уставы духовных училищ (1910–1911). Осуществлено было лишь изменение Устава духовных Обер-прокурорам 1914–1917 гг. трудно было проявить большую активность — мешала война. Их назначение прямо зависело от тех политических событий, которые потрясали тогда Россию. И тем не менее в жизни Церкви продолжало ощущаться то влияние, которым было отмечено время В. К. Саблера и источник которого следует искать в кругах, группировавшихся около «старца» Григория Распутина-Новых. Объективных данных об этом периоде крайне мало. Больше дает мемуарная литература, которая, однако, в равной мере очень субъективна, идет ли речь о противниках или о приверженцах Недолгим было обер-прокурорство преемника Саблера — А. Д. Самарина (5 июля — 26 сентября 1915 г.), московского предводителя дворянства, человека строго православного, со славянофильским оттенком. Однако из-за интриг со стороны окружения Распутина удержаться он не смог. Пост обер-прокурора достался ему лишь потому, что в июле 1915 г. правительство не смогло выдвинуть собственного кандидата и Самарин прошел как представитель умеренно-либеральных кругов. Следующий обер-прокурор, А. Н. Волжин (1 октября 1915 г.— 7 августа 1916 г.), бывший губернатор и чиновник Министерства внутренних дел, должен был оставить свой пост из-за разногласий с Петербургским митрополитом Питиримом. Его преемником стал Н. П. Раев (30 августа 1916 г.— 3 марта 1917 г.), ставленни прораспутинских кругов, исполнявший должность обер-прокурора всего полгода, до февральской революции 1917

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

Весьма показательно, что, согласно информации, содержащейся в указанном документе, к концу отчётного периода было создано уже сорок шесть отделов КОТ (в том числе, три в Спасском уезде Казанской губернии: 28 августа 1895 г. - в селе Юрткули,(6) 27 октября 1897 г. - в селе Старая Шентала, 4 июня 1898 г. - в селе Арбузов-Баран) и выдано «членских билетов 1226 с иногородними, а именно: действительных 1152, почётных 17 и соревнователей 57».(7) На очередном заседании Комитета КОТ 8 июля 1898 г. был заслушан «протокол» Арбузово-Баранского отдела, из которого следовало, что председателем его Комитета был избран священник о. Михаил Ляпидовский, товарищем (заместителем) председателя - Е.В.Арбузов, казначеем - Р.М.Ляпидовская, секретарём - священник о. Пётр Кармальский, сборщицей пожертвований - П.В.Троицкая, а членами Ревизионной комиссии стали А.Е.Арбузов, М.В.Васильков и А.П.Клыков. Всего же к этому времени в отделе состояло семнадцать членов (одиннадцать действительных и шесть членов-соревнователей).(8) Пять лет спустя Е.В.Арбузов являлся уже председателем Комитета Арбузово-Баранского отдела КОТ. Так, из «протокола» последнего, заслушанного на заседании Комитета КОТ 2 января 1904 г., явствовало, что «председателем отдела избран Е.В.Арбузов, товарищем Л.С.Попов, казначеем П.В.Троицкая, секретарём Е.А.Водопьянова».(9) Таким образом, документально зафиксировано членство и избрание в Комитет Арбузово-Баранского отдела КОТ отца и сына Е.В. и А.Е. Арбузовых, что является весьма показательным, учитывая авторитет местного «помещика» и членов его семьи. Сам будущий академик с 1896 г., то есть к моменту создания отдела, уже учился в Императорском Казанском университете (ИКУ), закончив его в 1900 г., после чего - с 1901 г. - он некоторое время работал в ИКУ, покинув затем Казань и вернувшись сюда профессором уже в 1911 г. При этом А.Е.Арбузов всегда сохранял тесную связь с селом Арбузов-Баран, в котором родился и провёл своё раннее детство. К сожалению, пока не обнаружено каких-либо конкретных сведений о личном вкладе Е.В. и А.Е. Арбузовых в деятельность Арбузово-Баранского отдела КОТ и трезвеннического движения в целом,(10) но, по крайней мере, есть возможность составить общее представление об основных направлениях и первых результатах коллективных просветительно-благотворительных трудов его членов.

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/11/...

432 Было продолжено и обсуждение вопроса о «Письмах» Феодорита. В результате рукопись перевода, исправленная и дополненная по сравнению с переводом 1887 г., была продана МДА. В сентябре 1907 г. Андреев просил Глубоковского самого держать корректуру «Писем» во избежание грубых ошибок. В декабре того же года Глубоковский получил бесплатно 10 экземпляров издания 1-го выпуска «Писем» Феодорита, в сентябре 1908 г. вышел 2-й выпуск «Писем» с небольшим предисловием Глубоковского. Оба выпуска были изданы в качестве 7-й и 8-й частей «Творений» Феодорита. В записной книжке Глубоковского имеется свидетельство о том, что издание «Писем» он хотел «специально» посвятить своему учителю профессору Алексею Петровичу Лебедеву , неожиданно скончавшемуся 14 июля 1908 г., и для сего в начале вставил «особую четвертину», которую без его ведома не напечатали (по распоряжению нового редактора «Богословского вестника» экстраординарного профессора А. И. Покровского ); единственный след его «доброго намерения» сохранился во введении (с. XV, примеч. 1), где свое первоначальное намерение и неудачу он подчеркнул в словах «сими строками». 433 В 1911 г. Глубоковский вновь обращается к Феодориту. Он переиздает речь, произнесенную на магистерском диспуте в 1891 г. «Историческое положение и значение личности Феодорита , епископа Киррского», вместе с указателем новейшей литературы о нем. Имя Феодорита не раз всплывает в переписке. 19 декабря 1905 г. И. Громогласов пишет Глубоковскому из Москвы, в которой идут революционные бои: «Под гром пушек, раздающийся над Москвою, с наслаждением перечитываю теперь Ваше исследование о киррском пастыре, любуясь до художественности прекрасным мастерством исследования и увлекаясь, вместе с Вами, личностью Феодорита». 434 Когда в жизни Глубоковского наступил тяжелый период, он думал об отставке, а письма заполняли «минорные чувства», профессор КДА Μ. Е. Поснов советовал ему: «Возвращайтесь к той науке, с которой Вы начали. Издайте греческих церковных историков и дайте к ним свое введение. Ведь в них страшная нужда. Евсевия, Сократа... Созомена , Феодорита, Феодора чтеца , Евагрия – нельзя ни за какие деньги достать, а между тем студенты в них смертельно нуждаются». 435 В феврале 1919 г. И. Ю. Крачковский благодарил Глубоковского за присланный труд о Феодорите, который имелся в его библиотеке еще со студенческих лет, но погиб вместе с ней в имении брата во время войны. «Тем приятнее восстановить его экземпляром с автографом автора, – писал он и добавлял: – Не скрою, что за некоторыми Вашими вещами я тщетно охотился несколько лет тому назад». 436

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7) о способах подготовки и привлечения на служение миссии правоспособных лиц, об организации миссии при монастырях, об устройстве в приходах миссионерских собраний, о миссии в войсках; 8) об образовании литературно-миссионерскаго союза, издания миссионерскаго журнала, брошюр и листков, об издании Новаго Завета с противосектантскими цитатами и учебной миссионерской библии для духовных семинарий, указателя на святоотеческия толкования Св. Писания, о необходимости издания и широкаго обращения в народе православной литературы с христианским обличением противохристианской в отношении к православной Церкви литературной деятельности графа Л. Толстого последних лет; 9) о противосектантской и противоязыческой миссиях и 10) о желательности и необходимости сохранения за Православною Церковью, воспитательницею русскаго народа, содействующею его возвеличению и укреплению, и впредь всех принадлежащих ей прав и преимуществ Церкви господствующей, управляемой чрез Св. Синод. Журнал «Миссионерское обозрение. Журнал внутренней миссии», 1912 г., XVII, 3, март – Санкт-Петербург, Типография «Колокол», Невский, 127, 1912. с. 487] Определение Св Синода «Об иерархическом посвящении миссионеров проповедников» от 03.06–17.07.1909 г. Принимая во внимание, что миссионерское служение есть служение проповедническое, благовестническое, миссионеры именуются, по утвержденной Св. Синодом правилам об устройстве внутренней миссии Православной Русской Церкви, проповедниками, и им приходится принимать живое участие в пастырско-приходской миссии, Св. Синд определением от 3-го июня – 17-го июля 1909 г. за признал желательным, чтобы лица светскаго звания, допускаемыя к служению в звании миссионеров, посвящаемы были, по усмотрению местных Преосвященных, в стихарь, если ранее не были посвящены. Журнал «Миссионерское обозрение. Журнал внутренней миссии», 1912 г., XVII, 3, март – Санкт-Петербург, Типография «Колокол», Невский, 127, с. 487–492] [Альтернативный источник: Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по Ведомству православного исповедания за 1908–1909 годы. – СПб., 1911. С. 188–193]

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

После исцеления Нилуса от болезни в Сарове и Дивееве (воспринял это как чудо) вдова ближайшего ученика преподобного Серафима Н. А. Мотовилова (1808–1879), Елена Ивановна, передала писателю в 1902 году неразобранный архив мужа (в том числе записи бесед с Саровским старцем Серафимом). Публикация этих материалов, к которой Нилус относился как к священному долгу, поставила их в ряд современного церковного предания. Очерк «Дух Божий, явно почивший на отце Серафиме Саровском в беседе его с Н. А. Мотовиловым» («Московские Ведомости», 1903, 18–20 июля, отдельное издание в том же году) — сжатое изложение православного учения о стяжании благодати Святого Духа — оказало заметное влияние на православную аскетику ХХ-го века. По записям Мотовилова Нилусом был также составлен текст «Великой Дивеевской тайны» (в брошюре «Об участи верных христиан», б. м., 1917) — ключ к эсхатологическим пророчествам преподобного Серафима. Книга очерков духовного содержания «Великое в малом» (М., 1903; 3е доп. изд., Сергиев Посад, 1911) была отмечена цельным православно-мистическим мировоззрением и призвана, по мысли автора, пробудить в читателе благоговение к церковным святыням. Наибольшую известность книга приобрела начиная со 2го издания (Царское Село, 1905), в котором были опубликованы «Протоколы собраний Сионских мудрецов» (впервые под названием «Программа завоевания мира евреями. Протоколы заседаний франмасонов и Сионских мудрецов» — в газете П. А. Крушевана «Знамя», 1903, 28 апреля, 7 сентября; с предисловием Нилуса). Публикуя «Протоколы», Нилус связал их со святоотеческими воззрениями на описанное Библией «царство антихриста», а также с современными политическими реалиями и с деятельностью тайных обществ. Вопрос о подлинности или подложности «Протоколов» для самого Нилуса не имел принципиального значения. Допуская даже их подложность, он тем не менее считал необходимым придать документ широкой гласности как несомненное свидетельство приближающегося конца мира, способное ужаснуть людей и пробудить в них чувство покаяния.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

15. Макарий (Оксиюк Михаил Федорович, 1884-1961). 9 марта 1946 г. под его непосредственным руководством было оформлено воссоединение с РПЦ участников Львовского собора от УГКЦ. Архиепископ (апрель 1946), с июня 1948 г. имел титул архиепископа Львовского, Тернопольского и Мукачевско-Ужгородского. Митрополит Варшавский и всея Польши (1951-1959). ОГА СБУ. Ф. 65. Д. 9113. Т. 24. Л. 11-16. 16. Бедственное положение крестьян в подпольской Галичине квалифицированно описано в трудах львовского историка экономики Григория Ковальчака. 17. Климентий (Мария Казимир Шептицкий, 1869-1951). В монашестве с 1911 г. Архимандрит монашеского ордена Студитов Грекокатолической Церкви, в 1939-1951 гг. - грекокатолический экзарх апостольского экзархата России. Доктор права. Депутат парламента Австро-Венгрии (1900-1907). Арестован в 1947 г., приговорен к 8 годам лишения свободы и умер в тюремной больнице Владимирской тюрьмы. В 1995 г. Институтом Яд-Вашем ему присвоено звание «Праведник народов мира» за спасение еврейского населения от Холокоста. В 2001 г. причислен к лику блаженных УГКЦ. 18. (ОГА СБУ. Ф. 65. Д. С-9113. Т. 19. Л. 327, 349). 19. Обстоятельства убийства Г. Костельника излагаются по: ОГА СБУ. Ф. 3. Оп. 145. Д. 7; Ф. 65. Д. 9113. Т. 24, 32. 20. См.: Веденеев Д., Шевченко С. «Сова» призывала к примирению//Зеркало недели. 2000. 15 июля. 21. ОГА СБУ. Ф. 3. Оп. 145. Д. 7. Т. 2. Л. 75-76. Православная жизнь Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/19/g...

Цит. по: Биржевые ведомости. Вечерний выпуск. 22 февраля 1907. Цит. по: Вече. 24 мая 1907. Иеромонах Илиодор. Не разлад в черной сотне начался, а очистка ее!..//Вече. 7 июня 1907. Почаевские известия. 22 сентября 1906. Там же. 15 сентября 1906. Там же. 22 сентября 1906. Там же. Там же. 15 сентября 1906. ПравдаобиеромонахеИлиодоре. С.97. Почаевские известия. 27 февраля 1907. Хижий М., протоиерей. История одного расстриги: иеромонах Илиодор (Труфанов). Режим доступа: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/343. Почаевские известия. 22 февраля 1907. Иеромонах Илиодор. Великий грех помещиков//Вече. 10 июля 1907. ПравдаобиеромонахеИлиодоре. С.97-98. Смирнова С. Отец Илиодор//Новое время. 23 апреля 1911. Иеромонах Илиодор. Можно ли говорить правду//Русское знамя. 15 марта 1907. Почаевские известия. 24 октября 1906. Иеромонах Илиодор. [Передовая статья]//Русский народ. 15 октября 1906. Северная речь. 12 октября 1906. Письмо И.Н.Кацаурова обер-прокурору П.П.Извольскому 14 сентября 1906 г.//Царизм в борьбе с революцией 1905-1907. С.230-231. Царизм в борьбе с революцией 1905-1907. С.253; Российский государственный исторический архив. Ф.796. Оп.191. Д.143з. Л.65 об. Иеромонах Илиодор. [Передовая статья]//Русский народ. 15 октября 1906. The mad monk of Russia Iliodor. P.42. Иеромонах Илиодор. Когда же конец?//Почаевские известия. 6 февраля 1907. Вече. 15 октября 1906. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2018/10/201...

Пройдя долгий путь “богоискательства”, на склоне дней своих Толстой понял, что обманывал себя и других, когда в 80-е гг. вообразил, будто он открыл истину и держит ее в руках. После долгих трудов над рационализацией христианства с освобождением его от мистики и догматов он остывает к нему. Об этом свидетельствовал его секретарь Булгаков 6 . Об этом повествуют многие его биографы. Так, Эльмер Мод, его личный друг, сообщает: “Его убеждения медленно изменялись... По мере ознакомления с восточными писаниями (индийскими и китайскими) он в конечном итоге дознался того существенного, что лежит в корне великих религий, которые разделены и раздроблены суеверными верованиями. И он стал менее и менее придавать значение самой личности Христа, точной фразеологии и действительным словам Евангелия”. Далее Мод приводит известное письмо Толстого к Бирюкову 7 (1900) по поводу книги проф. Веруса, где высказывается предположение, что Христос никогда не существовал как историческая личность. В глазах Толстого укрепляется положение, что “нравственное учение добра истекает не от одного источника во времени и пространстве Христа, но от всей духовной жизни человечества в целом”. То же подтверждает французский писатель Ромен Роллан (биограф Толстого, приезжавший в Ясную Поляну): “По мере того, как Толстой старел, это чувство единства религиозной истины, проходящей через человеческую историю, и родство Христа с другими мудрецами начиная от Будды и до Канта и Эмерсона все более возрастало, доходя до того, что Толстой в последние годы жизни оправдывался, что у него не было никакого предпочтения к христианству ”. В журнале “Теософ” от 16 января 1911 г. напечатано письмо Толстого к художнику Яну Стыке (от 27 июля 1909 г.) “Доктрина Иисуса, – пишет он, – является для меня только одною из прекрасных доктрин религиозных, которые мы получили из древности египетской, еврейской, индусской, китайской, греческой. Главное в принципе Иисуса – любовь к Богу, т.е. ко всем людям без исключения, была проповедана всеми мудрецами всего света: Кришна, Будда, Лао-Тзе, Конфуций, Сократ, Платон, Эпиктет, Марк Аврелий и между новыми: Руссо, Паскаль, Кант, Эмерсон, Чанинг и многие другие. Истина религиозная и нравственная везде и всегда одна и та же, у меня нет предпочтения к христианству. Если я особенно интересовался доктриной Иисуса, то это, во-первых, потому, что я родился и жил между христианами и, во-вторых, находил большое умственное наслаждение в том, чтобы извлекать чистую доктрину из поразительной фальсификации, производимой Церквами”.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/duhovnaj...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010