Вот в каком смысле мне представляется это важным: если Христос во всем уподобился нам ( Мф. 5:48 . – Прим. ред.) и с такою настойчивостью подчеркивал, что Он – Сын Человеческий, то имя сие, «Сын Человеческий», не следует ли нам понимать не только как собственное Христа. но и как общее всем нам, людям? Помню, одно время я был в сильной внутренней борьбе с Богом: я страшился осуждения Божия; моя мысль была такова приблизительно: «Если я так немощен по естеству моему, Тобою созданному, что при всем напряжении всех моих сил всего моего существа я не могу пребывать в любви Твоей, то как же Ты будешь судить меня? Кто – Ты и кто – я? И разве истинен суд, если неодинаковы условия бытия у Судьи и подсудимого? Чтобы судить меня, Ты должен подлежать тем же условиям, в которые я заключен, иначе суд Твой будет “неравным судом”. Ты слишком велик; Ты не можешь судить меня…» Однажды после подобной дерзкой молитвы я получил ответ в сердце моем: «Судить тебя будет не Бог, а Человек». И тогда совсем в ином свете предстали мне слова Христа: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну и дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» ( Ин. 5: 22, 27 ), Который, будучи во всем мне подобным и единосущным, поднял не только подобные моим условия жизни, но и больше сего, так, что ни один человек на земле за всю историю не сможет Ему сказать, что Он, Христос, был в лучших условиях, чем судимый Им. Итак, никто из нас не имеет основания «оправдывать» себя немощью человеческого естества. Отсюда заповедь – «быть совершенными, как совершен Отец Небесный» ( Мф. 5:48 . – Прим. ред.) – дана не в порядке только педагогическом, «направительном», но и в более глубоком, подлинном смысле, т. е. как показание возможности осуществить это «задание»; возможности, доказанной Самим Человеком-Христом. Обожение Божией Матери я лично мыслю как совершенное уподобление Христу до равенства Ему, но не в плане Божественной природы, а лишь человеческой. Но Человек-Христос «воссел одесную Отца», т. е. достиг заповеданного нам Им совершенства – «как Отец Небесный».

http://azbyka.ru/news/perepisku-arhimand...

Вот какие обетования даются человеку, от которого требуется только, чтобы он любил Бога и соблюдал Его заповеди, причем исполнение последнего требования Спаситель выдвигает как признак, что человек действительно Его любит (Ин. 14, 15; 21, 23) и Господь пребывает в нем. Апостол и евангелист Иоанн Богослов прямо говорит, что " всякий пребывающий " во Христе " не согрешает " , а " всякий согрешающий не видел Его и не познал Его " (1 Ин. 3, 6). " Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть Любовь " (1 Ин. 4, 8). Любовь к Богу должна побуждать нас сохранять достоинство христианина и давать нам силу и желание не совершать тех грехов, за которые Христос должен был заплатить кровию Своею и Своею жизнью. Таким образом, все, именующие себя христианами, но не оставляющие греховных навыков и не имеющие между собой любви, " распинают Христа снова и ругаются над Ним или поносят Его " (Евр. 6, 6) ( " ...Они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему " (Евр. 6, 6). - Прим. ред.). Ведя нехристианскую жизнь, они фактически отрекаются от Христа и от истинной веры. Такая жизнь есть ложное христианство. " Кто не со Мною, тот против Меня " (Лк. 11, 23), - прямо говорит Спаситель. Христианин рано или поздно должен избрать путь вечной жизни, а не путь земного благополучия и услаждения плоти, иначе он не будет истинным христианином. " Мы смотрим не на видимое, но на невидимое, ибо видимое временно, а невидимое вечно " (2 Кор. 4, 18). Мы сотворены не для этого видимого мира, где мы " странники и пришельцы " ; отечество наше - небо: " ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего " (Евр. 13,14). Человек должен прежде всего обновиться внутренне - " облечься в нового человека, созданного по Богу " (Еф. 4, 24), и всю кратковременную жизнь употребить на развитие у себя христианских добродетелей. Из всех же добродетелей величайшая - Любовь. Притом она исполнение закона: в ней заключаются все заповеди (Рим. 13, 9-10) ( " Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона " (Рим. 13,9-10). - Прим. ред.). Она - вечная. Ни к каким дарам, ни к каким наукам, ни к каким достижениям человек не должен так стремиться, как к любви: он должен " уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы исполниться всею полнотою Божиею " (Еф. 3, 19).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/442/...

Вот поэтому никому из нас, носящих имя Христово, нельзя терять бдительность. Если мы регулярно ходим в храм, участвуем в церковных таинствах, читаем Евангелие, знаем святоотеческие писания, значит, у нас и ответственность перед Богом больше. И это именно мы рискуем стать отступниками, даже не отрекаясь от Него на словах, а просто — остыв, «перегорев», перестав руководствоваться в повседневной жизни Его заповедями. Кто-то скажет: преувеличение! Но разве мы, христиане, не отступаем от Христа, когда к нам обращаются за помощью, а мы можем ее оказать, но — не оказываем? Или мы забыли слова: просящему у тебя дай  (Мф 5:42)? Разве мы не игнорируем Христа, когда злословим начальство и вообще всех, кто делает что-то не по-нашему? Мы что, не помним: Кто… скажет брату своему: «ракá» [евр. «ничтожество», «пустой человек». — Прим. ред. ] , подлежит синедриону Синедрион — верховное судилище в Иудее. — Прим. ред. ; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной  (Мф 5:22)? А не предаем ли мы Самого Христа, когда бросаем обвинение в предательстве другим христианам, мыслящим чуть иначе, чем мы? «“Не я ли, Господи?” — может и должен спросить всякий, — пишет в своей книге «О чем говорит Христос» протоиерей Алексей Уминский. — Апостолы задали этот вопрос, потому что были чистосердечны, потому что их совесть не позволила им промолчать, и сделали это не зря. Когда наступил самый страшный час, каждый из них по-своему предал Христа, каждый бежал от Него, каждый струсил и спрятался. Это обстоятельство еще раз подчеркивает, насколько же они были похожи на нас, но оно же означает, что и мы в чем-то можем оказаться похожими на них». Отец Алексей имеет в виду, что, даже отпав от Христа, мы все-таки можем найти в себе силы вернуться к Нему и пойти за Ним до самого конца — как апостолы. Но для этого нужно переключить все внимание на Христа. Осознать, что Он, Господь и Спаситель, пришел на землю, умер и воскрес как раз для того, чтобы восполнить наши недостающие силы и нашу неверность Своей Божественной мощью и непоколебимой верой в человека. Если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? — задается вопросом апостол Павел и отвечает:  — Никак. Бог верен, а всякий человек лжив  (Рим 3:3–4).

http://foma.ru/kakie-nashi-postupki-mogu...

Господь Иисус Христос, вместо предлежавшей Ему (как Сыну Божию. — Прим. ред. ) радости , претерпел крест , констатирует апостол Павел в другом своем послании (Евр 12:2). Но еще до креста Он претерпел и голод, и усталость, и недопонимание со стороны самых близких (включая Мать и учеников), и насмешки, и притеснения, и попытки расправиться с Ним. В Евангелии не раз говорится, что озлобленная толпа пыталась схватить Иисуса, и Ему приходилось скрываться. Распятие на кресте стало вершиной страданий Того, Кто пожертвовал Своим Божественным покоем и пришел в человеческий мир, уродливый, больной и агрессивный, чтобы спасти этот мир от верной погибели. Гигантскую пропасть, которая прежде разделяла Творца вселенной и грешного человека, а теперь сомкнулась на фигуре голгофского Страдальца, Церковь пытается осмыслить в удивительной красоты антифонах, звучащих в храме на утрене Антифоны Великой Пятницы — поэтические богослужебные тексты, которые звучат во время вечерней службы накануне Страстной Пятницы между 12 фрагментами Евангелия, повествующими о страстях Господа, то есть Его ночном аресте, осуждении, распятии и погребении Великой Пятницы. Вот один из самых известных: «Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый. Венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь. В ложную багряницу облачается Одеваяй небо облаки. Заушение прият, Иже во Иордане Свободивый Адама. Гвоздьми пригвоздися Жених церковный. Копием прободеся Сын Девы. Покланяемся страстем Твоим, Христе… покажи нам и славное Твое Воскресение». (Перевод: Ныне повешен на Древе Имеется в виду деревянный Крест. — Прим. ред. Повесивший землю на водах. Терновый венец возлагают на Ангелов Царя. В фальшивую багряницу Багряница — пурпурная мантия, которую традиционно носили императоры. В данном случае имеется в виду эпизод, когда римские воины, получившие приказ распять Спасителя, отвели Его в свой лагерь и стали над Ним издеваться: собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове (Мф 27:27-30). облекается Покрывающий небо облаками. Стерпел удар по лицу Освободивший Адама в Иордане. Гвоздями пригвожден Жених Церкви. Пронзен копьем Сын Непорочной Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе… покажи нам и славное Твое воскресение!)

http://foma.ru/v-chem-unikalnost-stradan...

Джибрил здесь оставил пророке, который Израфилом приведен был к престолу Вечного чрез два моря света и одно море тьмы, и услышал он там голос, говорящий к нему: «Мухаммед, приблизься, и Бог всемогущий и славный приблизит тебя». Поступая вперед, Мухаммед приблизился к престолу Божию и прочитал на одной стороне его: «нет Бога, кроме Бога, и Мухаммед пророк Его» Бог прикоснулся к нему, проникши его душу священным трепетом, и открыл ему свои таинства. Возвращаясь назад, Мухаммед нашел архангела Джибрила, который препроводил его в Иерусалим, откуда пророк на той же лошади альборак отправился в Мекку. 113 Есть предание, будто Аиша говорила, что тело пророка в то время было подле неё и что один дух его совершил это ночное путешествие на небо. 117 К2:89. А когда пришло к ним писание от Аллаха, подтверждающее истинность того, что с ними, … они не уверовали в это. Проклятие же Аллаха над неверующими (прим. ред.) 118 К7:156–157 (Аллах) сказал: «Наказанием Моим Я поражаю, кого желаю, а милость Моя объемлет всякую вещь. Поэтому Я запишу ее тем, которые богобоязненны, дают очищение и которые веруют в Наши знамения; которые следуют за посланником, пророком, простецом, которого они находят записанным у них в Торе и Евангелии, который побуждает их к доброму и удерживает от неодобряемого, разрешает им блага и запрещает им мерзости, снимает с них бремя и оковы, которые были на них, – вот те, которые уверовали в него, и поддерживали его, и помогали ему, и последовали за светом, который ниспослан с ним, это – те, которые имеют успех!» (прим. ред.) 122 Все эти пророчества, приводимые мусульманами, подробно исчислены и достаточно опровергнуты трудолюбивым Маракчи. Смотри Prodr. de Refutat Al-corani, par. 1. 123 Кажется, сами мусульмане, как и гунны, чувствовали своё мстительное назначение. Между ними ходила пословица: «где конь султана встал ногою, там никакая трава не растёт». Читать далее Источник: Признаки истинности православного христианства и лживости мухаммеданства/Соч. студента Духовной академии IV уч. курса (1848-1852 г.) Павла Раева. - Казань : в Универс. типографии, 1875. - 225 с. (Миссионерский противомусульманский сборник. 1875. Вып. 9.) Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных (в серб.: узников. – Пер.) на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» ( Лк.4:18–19 ; Ис.61:1–2 ). Прочитав столько, Иисус сел; и глаза всех были устремлены на Него. Тогда сказал Он: Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами ( Лк.4:21 ). И стал учить их так, что многие дивились мудрости и силе благодати, изливающихся из Его уст. А иные опять-таки соблазнялись о Нем, спрашивая: Откуда у Него все это? И кто Он, чтобы нас так поучать? Не плотник ли Он, Сын Марии? ( Мк.6:2–3 ). И вспыхнула о Нем распря. Одни твердили: «Не Иисус ли это, Который вырос и возмужал среди нас?» Другие [вторили им]: «Не на той ли и не на такой ли улице его мастерская, куда мы столько раз входили?» Третьи [разводили руками]: «Разве не видели мы Его Мать Марию, которая, как и прочие женщины, идет с кувшином за водой? Отчего же теперь прилагает Он к Себе пророчество великого Исаии, которое может относиться только к ожидаемому всеми нами Мессии? Неужто Сам провозгласит Он Себя таковым!» Иисус слушал их спокойно, прозирая во тьму их невежества и в их злобу, которая дружит с невежеством. Затем произнес Он такие слова: – Истинно говорю вам, не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем ( Мк.6:4 ). Этими словами Христос подтвердил многие исторические факты, а [также] предвестил новые события. Исторические же факты свидетельствуют, что многие выдающиеся личности [Аристид, Фемистокл, Солон и другие], будучи изгнанниками в чужих странах, пользовались [там] уважением бóльшим, нежели у себя на родине; сие в равной степени относится и к пророкам Иеремии, Иезекиилю и Даниилу. Наряду с этим, предсказал Иисус и грядущие судьбы – как Свою собственную, так и Своего дела: когда отвергнет Его родная страна, то примет Его страна другая; и в то время как соотечественники (букв.: Его народ. – Ред.) подвергнут Его скорбям и страданиям, прочие народы прославят Его; и если (букв.: когда даже. – Ред.) собственные Его братья не будут веровать в Него, чужестранцы проникнутся к Нему верой. Речь здесь идет о языческих странах, народах и отдельных людях, живших дотоле без Бога. Ибо пришел Он к своим, и свои Его не приняли ( Ин.1:11 ), как и пророка Илию в годину голодных лет не приветила ни одна вдовица в Израиле, а гостеприимство оказала ему лишь вдовица-язычница в Сарепте Сидонской ( 3Цар.17:9–12 ). Перво-наперво в качестве Врача предложил Он себя Своим присным, однако сии присные не показали Ему свои язвы, чтобы уврачевал Он их, как и во время жизни пророка Елисея много было прокаженных в Израиле, но ни один из них не излечился от проказы, кроме Неемана Сириянина, язычника ( Лк.4:25–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели Этот Младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе (Ис. 7: 14–16). Так пророк возвестил Его рождение от Девы; а что Он станет истинным человеком, то указал на это как через принятие Им пищи, так и тем, что называет Его отроком и говорит о данном Ему имени – ибо именно в этом состоит заблуждение по отношению к рожденному – и Он носит двойное имя: на еврейском языке – Мессия Христос и на нашем языке – Иисус Спаситель. И эти имена являются обозначением определенных дел, совершенных Им. Именно Он назван Христом, ибо Отец через Него все помазал и украсил, также потому, что Он при Своем пришествии как человека на землю был помазан Духом Бога и Его Отца. Как Он Сам говорит о Себе через Исаию: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем (Ис. 61: 1). Искупителем же Он назван потому, что стал причиной спасения для тех, которые тогда были освобождены Им от всяческих болезней и от смерти. Для тех, которые потом уверовали в Него, Он стал посредником будущего и вечного спасения. 54. Именно поэтому Он и есть Искупитель. Еммануил в переводе значит «Бог с вами», или исполненное обетования изречение пророка, подобно этому, в другом месте говорит с нами Бог (Ис. 7: 10). Этому также соответствует изъяснение и откровение обетованного. Ибо «Дева во чреве приимет и родит Сына», значит, Бог будет с нами. Также о рождении Его тот же пророк говорит в другом месте: «Прежде, чем мучиться родами, Она родила; прежде, чем наступили боли, Она родила Сына» (Ис. 66: 7). Этим он возвестил неожиданное и недомыслимое рождение Его (Христа – Ред.) от Девы. Снова тот же пророк говорит: Ибо Младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис. 9: 6). 55. И он называет Его (Христа – Ред.) Чудным Советником, т. е. Советником Отца, чем указывается, что Отец совершает все вместе с Ним, как сказано в первой книге Моисея, надписание которой – Бытие: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт. 1: 26). Так, из этого видно, что Отец обращается со словами к Сыну потому, что этот (Сын) есть Чудный Советник Отца. Однако Он и наш Советник, когда помогает нам и дает указания, т. е. не принуждая, как Бог, хотя Он – Бог Крепкий, но Он дает нам указания, чтобы устранить незнание, приобрести познание и удалиться от заблуждений, прийти к истине, отвергнуть тление, принять же нетление.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Если же есть в нем возвышенное учение, то оно кратко. И для вас нужно молоко, а не твердая пища. Не сказал, что имеете нужду (т.е. молоко необходимо вам, по естественным причинам, - Прим.Ред.), но " бысте " ( " стали такими " ), то есть вы сами довели себя до такого состояния (т.е. молоко снова вам необходимо, потому что вы не смогли (разучились) принимать твердую пищу, - Прим.Ред), добровольно сделавшись такими. Молоком он называет упрощенное учение и здесь, и в Послании к Коринфянам (1Кор.3:2), под твердой же пищей разумеет более совершенное и возвышенное учение. Посему, говорит, теперь не должно вносить того, что было под законом, и не должно делать сравнения с теми священниками не сравнимого Христа, или: как в том отношении, что Он - Первосвященник, так и в том, что Он принес жертву, и в том, что Он молился с воплем и коленопреклонением, однако, так как вы питаетесь этим, то я предлагаю и это. Заметь, что то, что для нас теперь неудобоприемлемо, тех тогда питало, и что слово Божие есть истинная пища. Ибо пошлю на землю, говорит, жажду слышания слов Господних (Ам.8:11). Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец. Правдой здесь он называет или образ жизни совершенно исправный, говоря как бы так, что несведущий не искусен в вышнем любомудрии и не может вести высшей жизни; этого требовал и Христос, говоря: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев (Мф.5:20). Или, правдой он называет Самого Христа, говоря так: тот, кто причастен уничиженного их учения о плоти, не принимает возвышенного и достойного Христа учения, так как он младенец и не способен принять его. Твердая же пища свойственна совершенным. То есть возвышенные догматы о Божественности Христа. Видишь ли, что есть другое младенчество - мысли, которое имеют и старцы; и есть совершенство, иметь которое ничто не препятствует и юношам. У которых чувства навыком приучены к различению добра и зла. Навыком он называет совершенство и твердость образа мыслей нравственной жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Еф.1:4 . так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, Благословил, говорит, нас чрез Христа, равно как и избрал чрез Него, то есть чрез веру в Него. «Избрал прежде создания мира». Ибо соделанное для нас предопределено от века, не новое что-либо совершается, но приводится в исполнение положенное из начала. Хорошо также сказал – καταβολν – сложение, создание (собственно значит низвержение (схождение, – Прим. Ред.) с высоты), дабы показать, что как бы с некоторой вы­соты Божественной силы низвержен (низведен, – Прим. Ред.) и утвержден мир. А слово «избрал» указывает и на Божественное человеколюбие, и на добродетель их, ибо Он избирает всех, которые будут достойны. чтобы мы были святы и непорочны пред Ним Чтобы ты, услыхав, что «Он избрал», не сделался беспечным, как уже избранный, – он говорит: для того нас Бог избрал, чтобы мы были святыми и непорочными, оставаясь верными той святости, которую Он даровал нам при крещении, и проводя жизнь добродетельную. Свят же тот, кто держится веры, а непорочен тот, кто безукоризнен в своей жизни; святости же и непорочности Он требует не простой, но «пред Ним». Много бывает святых пред людьми, каковы фарисеи, но не пред Богом. Это и Давид говорит: «по чистоте рук моих». По какой? – «пред очами Его» ( Пс.17:25 ). И Исаия также: «очиститесь, удалите злые деяния ваши от очей Моих» ( Ис.1:16 ). в любви, Еф.1:5 . предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, Сказав: «избрал», дал понять, что Он избрал нас как достойных, за нашу добродетель. Но так как не от нашей только добродетели зависит спасение, то добавил: «в любви предопределив усыновить нас», – то есть вследствие Своего человеколюбия возлюбив нас, предопределил. Притом, уверовать и прийти от нас зависит, хотя тоже по призванию Божию; но удостоить пришедших «усыновления» – это дело одной любви Его и человеколюбия. Посему Он присовокупил: «предопределив усыновить». Какое же это усыновление? Которое к Нему приводит род наш и делает нас своими Ему. И это также «через Иисуса Христа». Ибо хотя Отец предопределил, но Христос привел нас. Так как чрез Сына все блага, а не чрез какого-нибудь раба, то и честь славнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Еф.3:16); христиане — не под законом, а под благодатью (Рим.6:14); их наставляет Дух Божий (Рим.8:14, 9—10), ибо кто не имеет Духа Христова — тот и не Христов, тот и не христианин. Отсюда благовестие: Если же вы Духом водитесь, то вы не под законом (Гал.5:18).    Жительствуя святыми таинствами и святыми, евангельскими подвигами, христиане исполняют законы Святого Духа, законы божественной жизни, жизни ангельской, безмерно превосходящей всё бывшее в законе ветхозаветном. Исполняя евангельскую заповедь о безгневии, христиане не имеют нужды в том, чтобы кто-то повторял им ветхозаветную заповедь Не убий! (Исх.20— Примеч. ред.), ибо кто не гневается, тот в корне отсекает всё то, что могло бы побудить и повлечь его к убийству (ср. Мф.5:21—22). Исполняющего евангельскую заповедь Духа Святого о целомудрии не нужно предостерегать ветхозаветной заповедью Не прелюбодействуй! (Исх.20— Примеч. ред.), ведь целомудрие — это святое и бесстрастное настроение души и сердца, которому чуждо самоё дело прелюбодеяния (см. Мф.5:27—32).    Так, следовательно, если наставляет нас Дух Святой, то да бежим от плотских вожделений и неукоснительно употребим нашу свободу во Христе на жизнь по Духу, а не по плоти. Ведь жительство по плоти — это творение плотских дел. А дела плоти (τα ργα της σαρκος) известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство (букв. в сербск. «бесстыдство». — Примеч. пер.), идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное (Гал.5:19—21). Все эти дела плоти, на самом деле, суть дела нашей злой, нашей пристрастившейся ко греху и похотливой воли, а не дела самого естества плоти. Поэтому от них легко освободиться: ибо мы грешим, потому что хотим, а не потому что должны. Ведь если бы мы согрешали по долженствованию, то не были бы ответственными и не осудил бы нас никакой суд, а менее всего — суд Божий. Точно так же если бы и святые добродетели творили мы потому, что должны были бы их творить, то есть если бы сама природа навязывала нам это как нечто необходимое, то не заслуживали бы мы никакой награды.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3464...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010