Анна Комнина Книга VI 1. Как говорилось выше 594, Бриен овладел Касторией. Самодержец, стремясь изгнать его оттуда и захватить город, вновь созвал войско, снабдил всех воинов оружием, необходимым для осады и боя в открытом поле, и отправился по дороге к крепости. Расположение же той местности таково: имеется там озеро Кастория, в которое вдается мыс, расширяющийся к концу и завершающийся каменистыми холмами. На этом мысе сооружены башни и укрепления, похожие на крепостные, почему город и называется Касторией 595. Прибыв туда, император решил прежде всего обстрелять башни и укрепления из гелепол. Так как воины, не имея опорного пункта, не могли приблизиться к стенам, Алексей первым делом разбил лагерь, изготовил деревянные башни, соединил их железными цепями и из этих башен, как из укрепления, повел наступление на кельтов. Он установил у крепости гелеполы и камнеметные орудия и, не прекращая боя ни ночью, ни днем, разрушал стены. Защитники крепости очень стойко оборонялись и не отступали, даже после того как в стене была пробита брешь. Алексею не удалось достичь своей цели, и тогда он принял мужественное и вместе с тем разумное решение: одновременно напасть на врага с двух сторон: с суши и, посадив на корабли смельчаков, с озера. Но так как кораблей там не было, Алексей приказал погрузить на колесницы небольшие челны и по узкому молу доставить их в озеро. Император заметил, что по одному склону латиняне быстро поднимаются на холм, а на спуск по другому тратят больше времени. И вот он посадил на суда Георгия Палеолога вместе с отважными мужами, приказал ему пристать к подножиям холмов и по сигналу за спиной врага взойти на гребень, поднявшись туда по пустынной и более легкой дороге. Увидав же, что самодержец вступил на суше в бой с латинянами, Палеолог должен был как можно быстрее напасть на врагов: будучи не в состоянии сражаться на два фронта, они ослабили бы сопротивление на одном из флангов, и тогда их можно было бы легко одолеть. Георгий Палеолог пристал к берегу у упомянутого уже холма и остановился там с вооруженным войском; на высоком месте он поставил наблюдателя, который ждал условного сигнала императора, чтобы передать его Палеологу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 5. Богословский персонализм протопресвитера Иоанна Мейендорфа Мейендорф как историк, богослов и патролог Протопресвитер Иоанн Мейендорф (1926–1992), потомок русских эмигрантов, стал одним из выдающихся богословов и церковных историков современности, труды которого многократно переиздавались на разных языках. Многолетний декан Свято-Владимирской духовной семинарии (США), почетный доктор ряда высших учебных заведений, президент Православного богословского общества Америки и Американской патристической ассоциации, член Исполнительного комитета США по византийским исследованиям, о. Иоанн стал во главе возрождения серьезного научного интереса к святоотеческому наследию. Он, в частности, критически перевел и издал Триады в защиту священнобезмолвствующих святого Григория Паламы . Системный персонализм Мейендорфа Ключевым его богословским достижением стал продуманный и широко примененный в различных сферах богословия христианский персонализм. Известно, что прот. Иоанн подвергался критике за якобы внедрение в православное богословие чуждых ему философских понятий, за увлечение термином «экзистенциализм» в оценке паламизма, 594 за приписывание преп. Максиму Исповеднику и свт. Григорию Паламе не свойственного им «персонализма», в неоправданной попытке обосновать святоотечески «богословие персоны», 595 за присвоение понятию «ипостась» первенствующего значения в отношении к сущности 596 и т. д. Однако попробуем показать, что богословский персонализм о. Иоанна стал не только законным развитием мировоззрения отцов Церкви в двадцатом веке, но и глубоко необходимым прочтением их мысли для современного нам человечества. Богословие «личности», «ипостаси», «лица» действительно проходит красной нитью практически через все сферы богословской мысли протопресвитера Иоанна: Триадологию, Христологию, антропологию, экклезиологию и сакраментологию. Как свойственно истинному богослову, о. Иоанн опирается на богословие par excellence – Триадологию, подчеркивая неоднократно, что «наша задача сегодня состоит не в простом повторении патристических формул, а в развитии в рамках Традиции христианского тринитаризма применительно к вопросам нашего времени. Невозможно приблизиться к пониманию личностного феномена человека без обращения к его божественному прототипу». 597 При этом личностный феномен в человеке рассматривается о. Иоанном принципиально не как статический. Он предлагает динамическую модель человека, строящего личные отношения с Творцом и с себе подобными, как единственно соответствующую процессу обожения, основанному на паламитском богословии «воипостазированных», личных энергий Бога и человека. 598 Триадология и личность у Мейендорфа

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Дальнейшая судьба братства преподобного Венедикта Преподобный Венедикт написал свой Устав в 530–540 годах, а в 543 году (год его кончины) этот Устав был уже широко известен во всей Европе. Распространению Устава особенно способствовал святой Григорий Двоеслов , папа Римский (590–604), который в Риме познакомился с бенедиктинцами, бежавшими из разрушенного Монтекассино в 581 году. Впоследствии он вводил Устав преподобного Венедикта в тех монастырях, которые основывал. Особенно усилилось почитание преподобного Венедикта после того, как в 593–594 годах святой Григорий написал «Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души», кратко называемые «Диалоги». В этих «Диалогах», состоящих из четырех книг, святой Григорий рассказывает диакону Петру о чудесных событиях, связанных с жизнью великих христианских подвижников. Вторая книга «Диалогов» полностью посвящена деяниям преподобного Венедикта. «Ко времени деятельности Григория I латинский житийный жанр имеет уже определенные традиции, которые окончательно оформляются в его творчестве. «Диалоги о жизни италийских отцов и о бессмертии души» становятся популярнейшей в средние века книгой» 60 . Немногие книги имели такую популярность, как «Диалоги». В списках и переводах они расходились на Западе. В VIII веке появился даже, арабский перевод. Еще позднее английский король Альфред перевел «Диалоги» на саксонский язык. На Востоке «Диалоги» получили большое распространение в VIII веке после того, как Римский папа Захария I (741–752), грек по национальности, перевел эту книгу на греческий язык. Начиная со святого Григория Двоеслова , римские папы с сочувствием относились к бенедиктинцам, и с этого времени распространение монашества на Западе проходило на основе Устава преподобного Венедикта. Франкская Церковь также благосклонно отнеслась к деятельности бенедиктинцев, и святой Мавр, любимый ученик преподобного Венедикта, еще при его жизни в 542 году смог прибыть в Орлеан и основать на Луаре обитель (st. Maure-sur-Loire), а также Гланфейльский монастырь (Glanfeuil) в местечке Анжу. И если раньше во Франкском королевстве большим влиянием пользовались правила ирландского монаха Колумбана, то впоследствии они начали вытесняться новым Уставом. «Устав Бенедикта во многих монастырях сочетался с какими-нибудь другими или ложился в основу новых правил монашеской жизни, подвергаясь изменениям и переработкам. Такова была общая судьба всех его предшественников. Существеннее, что он распространялся шире и быстрее других в чистом своем виде. Собор 670 года в Отёне говорит, касаясь монашества, только об Уставе Бенедикта; собор 813 года в Шалоне свидетельствует своими актами о его почти безраздельном господстве» 61 . «В конце VI века большая часть монастырей во Франции приняла тот же Устав; он стал общей дисциплиной монастырского порядка, так что около конца VIII столетия Карл Великий приказал разузнать в различных частях империи, не существуют ли другие монахи, кроме монахов ордена святого Бенедикта» 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Заборовье. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Заборовье ныне Вышневолоцкого района, от Твери 120 верст, от Вышнего Волочка 38 километров. Петропавловская каменная церковь построена в 1788 году с тремя престолами: святых апостолов Петра и Павла, святителя Николая и Рождества Пресвятой Богородицы. В приходе 32 деревни, 594 двора, 2108 мужчин и 2346 женщин, из них 3220 карел. Были построены одиннадцать часовен в деревнях Шемелево, Михайлово, Бухолово, Федоров Двор, Жальцы, Новины, Петрилово, Кузнечиха, Мальково, Гарусово и Елохово.  В селе ранее была деревянная церковь Николая Чудотворца, построенная в начале XVIII века и сгоревшая в 1762 году. В 1768 году по челобитной священника К. Иоаннова и крестьянина из деревни Званково С. Петрова началось строительство кирпичного храма. Из-за нехватки средств, собранных прихожанами, строительство велось с перерывами около 20 лет до 1788 года. В тот год закончили строительство и освятили трапезную с престолом во имя Николая Чудотворца. Работы по строительству храма продолжались до 1799 года. Петропавловская церковь стоит на высоком холме на окраине села Заборовье, построена на валунном фундаменте. Необычное архитектурно-конструктивное решение церкви не встречается более на территории Вышневолоцкого района и позволяет считать здание одним из интереснейших и своеобразных памятников Тверской области. До недавнего времени состояние церкви было аварийное, полностью отсутствовала кровля храма, на сводах были трещины, утрачены завершения колонн. В настоящее время церковь отреставрированна, но само село исчезло, сгорели два последних дома. В 1901 году служили: священник Иван Андреевич Димитровский, 69 лет, на службе с 1862 года, священником с 1878 года; священник Михаил Николаевич Дмитровский, 28 лет, на службе с 1895 года, священником с 1897 года, в 1915 году продолжал службу. Священник Иван Михайлович Некрасов, 27 лет, на службе с 1894 года, священником с 1899 года, в 1915 году продолжал службу, тогда уже было не три, а два священника.

http://sobory.ru/article/?object=10577

Закрыть itemscope itemtype="" > Новый митрополит Минский и Слуцкий Павел: «По сравнению с Владыкой Филаретом я неопытный человек, неграмотный и молодой» Новый глава Белорусской Православной Церкви приедет в Минск 4 января 30.12.2013 594 Время на чтение 3 минуты Владыка Павел сменит в Минске отправившегося на покой митрополита Филарета. Фото: официальный сайт Рязанской епархии. 25 декабря Священный Синод Русской Православной Церкви удовлетворил п рошение митрополита Минского и Слуцкого Филарета , Патриаршего экзарха всея Беларуси, «о почислении его на покой» в связи с достижением 75-летнего возраста. Новость, с одной стороны, неожиданная, а с другой - ожидаемая. Свое заявление Владыка написал еще три года назад. Новым митрополитом Минским и Слуцким назначен митрополит Рязанский и Михайловский Павел. Владыка Филарет участвовал в работе Синода в Москве и в пятницу вернется в Беларусь. Новый же глава Белорусской Православной Церкви встретил новость в Рязани. 29 декабря в Христорождественском кафедральном соборе Рязани состоится Божественная Литургия с его участием. После чего Владыка Павел отправится в Беларусь. - Мы с большой радостью и грустью восприняли эту новость. Владыку Филарета любят в Беларуси. Вас мы поздравляем с назначением и очень ждем. Когда вы к нам приедете? Рождественские службы пройдут с вашим участием? - поинтересовалась «КП» у нового руководителя Белорусской Православной Церкви. - Еще продолжается заседание Синода. Я со Святейшим (Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. - Прим.) еще не встречался и не беседовал. Но думаю так: у Святейшего такое настроение - после назначения надо как можно быстрее приехать к месту предстоящего служения. А тем более сейчас праздники наступают великие - Рождество Христово. Я постараюсь приехать. Пока планирую, может быть, на 4-е число. Потому что уже 5-го, в воскресенье, должна быть служба. Потом Сочельник, 7-го - Рождество Христово. Каким образом - самолетом или поездом, пока еще не определился, приеду, как только святейший меня благословит, как только получу указ и решение Синода. Так это у нас принято.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > По местам крещения киевлян Сергей Демидов о восьмом и девятом этапах многодневного Крестного хода по древнему Киеву 25.09.2015 594 Время на чтение 3 минуты Около трехсот крестоходцев участвовали в восьмом и девятом этапах Крестного хода в Киеве , посвященного 1000-летию преставления Святого Равноапостольного Князя Владимира. Эти этапы Крестного хода проходили по древней части Киева – Подолу. Православные активисты начали восьмой этап от Свято-Ильинского храма, расположенного на пересечении улиц Набережная-Крещатицкая и Почайнинская. Как известно, последняя получила свое название от речки Почайна, которая впадает в Днепр и когда-то даже была судоходной, а в настоящее время скрыта под бетоном и асфальтом. По преданию, именно здесь – в месте впадения Почайны в Днепр – крестили киевлян по приказу Равноапостольного князя Владимира. Крестный ход прошел по улице Почайнинской до улицы Ярославской, носящей имя другого Великого Киевского князя – Ярослава Мудрого, на которой находится большой красивый Свято-Введенский храм. Далее участники Крестного хода вышли на улицу Константиновскую, на которой расположен еще один старинный храм, названный в честь Святых Равноапостольных Императора Константина и матери его Елены. Пройдя далее до улицы Юрковской, участники Крестного хода под звон колоколов обошли вокруг Свято-Никольского храма, почтив память Святителя Николая. После этого крестоходцы вышли на улицу Кирилловскую, которой совсем недавно, вместо имени красного командарма Фрунзе, вернули ее историческое название – святителя Кирилла Александрийского. Пройдя по ней, участники Крестного хода вошли на подворье Свято-Иорданско-Никольского женского монастыря, где был отслужен молебен у восьмиметрового Поклонного Креста, установленного на месте построения будущего большого храма. Завершился восьмой этап Крестного хода у Свято-Кирилловской церкви и одноименного монастыря, расположенных на холме рядом с центральной клинической психиатрической больницей им.Павлова, пациентов которой духовно окормляют священники этого храма. После благодарственного молебна всех участников Крестного хода пригласили на трапезу, которую подготовила Свято-Кирилловская община.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/09/25/po...

Закрыть itemscope itemtype="" > Свобода и послушание 23.01.2008 594 Время на чтение 4 минуты Протоиерей Димитрий Моисеев. Фото: Русская неделя Новый Завет постоянно говорит нам о свободе, которую принес на землю наш Спаситель - Господь Иисус Христос. " Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства " (Гал. 5, 1), " Не делайтесь рабами человеков " (1 Кор. 7, 23). В то же время Церковь говорит и о необходимости послушания, которое представляется как отказ от собственной воли в пользу воли другого, являющегося руководителем, наставником. В святоотеческих творениях мы найдем восхваление как свободы, так и послушания. Как же решить это кажущееся противоречие, тем более что в наше время мы часто сталкиваемся со злоупотреблением понятия " послушание " , когда за замечательными словами кроется подчас отнюдь не замечательная реальность? Для этого нам необходимо совершить небольшую экскурсию на 14 столетий назад, в VII век, во времена монофелитских споров. Именно тогда Церковь дала определения ключевым понятиям, связанным с волеизъявлением человека. Монофелитство было искусственно созданной доктриной, целью которой являлось достижение компромисса между православными и монофизитами. Признавая единство личности Спасителя и двойство Его природ, монофелитство настаивало на том, что Христос обладал одной волей (отсюда название: монос - один, фелима - воля). Тем самым монофелитство делало волю атрибутом личности. Противники монофелитства, в частности преподобный Максим Исповедник, настаивали на том, что воля есть принадлежность природы, а, следовательно, во Христе их две. Это разногласие не очень понятно для современного русского человека, поскольку русское слово " воля " у нас связывается именно с решением личности, но для греков того времени разница была очевидной. По преподобному Максиму, слово " фелима " , то есть собственно воля, означает энергию природы, личности же принадлежит право выбора (греч. гноми). Например, энергией природы является чувство голода, а личность уже выбирает, чем, когда и в каком количестве этот голод утолить.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святейший Патриарх Кирилл: «Молитва за усопших дает нам ясное понимание того, что смерти нет» В день Радоницы Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию и литию в Архангельском соборе Кремля, а также литию у места теракта на станции метро «Лубянка» 13.04.2010 594 Время на чтение 6 минут 13 апреля, во вторник 2-й седмицы по Пасхе — день Радоницы , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и Пасхальное поминовение усопших в Архангельском соборе Московского Кремля, сообщает Патриархия.Ru. Его Святейшеству сослужили: епископ Британский и Скандинавский Досифей (Сербская Православная Церковь); епископ Северо-Европейский Макарий (Румынская Православная Церковь); епископы Дмитровский Александр и Красногорский Иринарх; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве ; протоиерей Душан Ракович, настоятель храма св. Саввы Сербского в Стокгольме (Сербская Православная Церковь); московское духовенство. На богослужении присутствовали: митрополит Швеции и Скандинавии Мар Юлиос Абдулахад Шабо, управляющий приходами Сирийской Церкви в Швеции и Скандинавии; епископ Шведский и Скандинавский Анба Абакир, управляющий приходами Коптской Церкви в Швеции и Скандинавии; другие члены делегации представителей Православных и Восточных Церквей, осуществляющих служение в Швеции и других странах Скандинавии, а также представители образовательного общества «Бильда». Гости из Швеции прибыли в Москву по приглашению Русской Православной Церкви. Православные члены делегации в священном сане сослужили Его Святейшеству за Божественной литургией. За богослужением пел хор московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры (регент Владимир Горбик). По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. «Молитва нас соединяет с Богом и с горним миром, и это не односторонняя связь: не только наша мысль востекает к Богу, но в ответ на это и Божия благодать нисходит на нас, — сказал, в частности, Святейший Патриарх Кирилл. — Когда же мы молимся о наших умерших родных и близких, то наша мысль, наша молитва востекают к Богу, и если мы совершаем молитву горячо, искренне, от любящих сердец, то Господь слышит эту молитву и обращает Свою любовь на тех, кто пребывает в ином мире, за кого мы воздыхаем пред Ним».

http://ruskline.ru/news_rl/2010/04/13/sv...

иеромонах Алексий (Кузнецов) Часть первая Глава I. Исторические данные о святых юродивых. Смысл и значение различных наименований св. юродивых. Определение слова «юродство».   1) Святая Исидора (10 мая), по Коптски – Варанкис, подвизалась в IV в. в монастыре, основанном преп. Пахомием на маленьком острове Тавенне, на Ниле, в округе Тентиры или Дендеры, между новейшим городом Гирге и развалинами древней Фивы 17 . Палладий, епископ елеонопольский (с 440 г.) повествует о ней в 420 г. 18 в «Лавсаике» (§ 37 и 38) и его сказание не подлежит сомнению, по мнению преосв. Сергия 19 , но св. Ефрем Сирин , посещавший пустыни Египта в 371 г., еще раньше предложил сказание о юродивой 20 . Св. Исидора, по мнению преосв. Филарета, архиеп. Черниговского, окончила свои подвиги не позже 365 г. 21 . 2) Серапион Синдонит (14 мая), египетский монах, жил в начале V века 22 . Извольский относит жизнь его к VI веку 23 . Назван так, по вероятному мнению преосв. Сергия 24 , оттого, что не носил ничего, кроме синдона – льняной одежды. Сведения о нем дает Палладий в своем «Лавсаике» 25 . 3) Виссарион египтянин (6 июня), жил в конце V-ro века 26 . Житие его в Патерике скитском 27 . 4) Симеон – палестинский монах (21 июля) родом из Сирии, родился в 522 году. Сведения о его жизни и деяниях почерпнуты из его же рассказов другу своему диакону Иоанну, который рассказал его житие Леонтию кипрянину, епископу Неапольскому 28 , призывая Бога во свидетели своих слов, что он не только ничего не прибавляет к своему повествованию, но многое с течением времени забыл. Историческая достоверность жития подтверждается также одобрительным свидетельством о жизнеописателе преп. Симеона, представленном на 4 заседании VII вселенского собора 29 . Евагрий схоластик , антиохийской церкви историк (431–594) в 4 книге, гл. 34 повествует о жизни своего современника Симеона Юродивого согласно с Леонтием; Симеон сконч. около 580 г. (по Вершинскому), а по мнению преосв. Сергия ок. 590 г. 5) Фома преп. Келесирийский – сириец (24 апр.) жил при императоре Юстиниане. Сведения о нем находятся у Евагрия 30 , в Луге Иоанна Мосха (§ 87) и в жизнеописании Марфы (4 мая), матери Симеона Дивногорца 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Испанец Феодосий – один из немногих императоров, которые были крещены в начале своего царствования. Кажется – вследствие этого обстоятельства, его политика приняла более открыто христианский характер. Законы, изданные им в пользу Церкви, превосходят числом законы всех его предшественников, взятых вместе: их насчитывается по нескольку ежегодно. После воцарения на Востоке, первою его заботою было уничтожить арианство. В 380-м году он издает повеление, чтобы все народы, подчиненные ему, по вопросу о Троице следовали «вере, которую Римская церковь получила от апостола Петра», в том виде, как ее исповедуют «папа Дамас и Петр, епископ александрийский, человек апостольской святости» 584 . В 381, 382, 384, 388, 389, 394 годах следуют законы против еретиков: евномиан, ариан, аполлинаристов, македониан, манихеев, при чем отбираются их церкви с тем, чтобы передать их православным; запрещаются их (еретиков) собрания; изгоняются их епископы и священники; передаются в казну все места, где совершались их богослужения; уничтожаются их завещания, и объявляются неимеющими силы передачи и получения 585 . Большое количество этих законов, из которых многие повторяются, указывает на то, что они далеко не везде были исполняемы, но свидетельствует в то же время об энергических усилиях православного государя, направленных к восстановлению православного единения в тех областях, которые были разорены любезными Констанцию и Валенту ересями. Утверждают с похвалою, что он не давал Церкви денежных преимуществ, и не расточал в ее пользу материальных милостей. Он ограничивается тем, что или возвышает служителей Церкви, или оказывает почтение к ее учению и богослужению, или покровительствует христианским обычаям. Так, он запрещает вызывать епископов в качестве свидетелей 586 ; запрещает все уголовные дела в течение поста 587 ; не дозволяет телесных наказаний «в течение этого святого времени, назначенного для очищения душ» 588 ; запрещает торговать мощами мучеников 589 ; помещает Пасху и воскресение в число дней, празднуемых по распоряжению закона 590 ; запрещает по воскресениям зрелища в амфитеатрах и цирках 591 ; в день Пасхи объявляет прощение преступникам 592 ; не дозволяет браков между христианами и иудеями 593 ; возбраняет этим последним иметь рабов-христиан 594 ; запрещает комедианткам и женщинам дурного поведения появляться публично в одежде дев, посвященных Богу 595 ; не дозволяет брать в труппы танцоров женщин и детей, исповедующих христианство 596 ; запрещает частным лицам держать и показывать рабынь- музыкантш 597 ; преследует постыдные пороки в городах, делая в то же время более нравственными сами наказания 598 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010