119 Грядущее не в том смысле, чтобы его еще не было, а лишь в том, что оно существовало как сокровенное семя для будущего явления. 575 семя по роду своему, л дерево, делающее плод, которого семя его в нем, по роду его; и увидел Бог, что хорошо. И был вечер, и было утро — день третий» . Третий космогонический день начинается выступленцем земного материка из среды вод морских. В историческом процессе человечества третья великая эпоха начинается призванием и переселением Авраама и дома его из Халдеи в землю обетованную: в лице патриархов богочеловеческий материк, святая богорождающая земля выступает и выделяется из бурных и темных вод язычества 120 . Этим новым выделением обеспечивается частота и святость благословенного семени жены. Хотя новый Адам должен быть вполне человеком, но вместе с тем совершенно особым, безусловно непорочным человеком; а потому и произвести Его должна особая национально-историческая почва, предосвященная, выделенная и очищенная от мерзостей язычества. — «И извела земля растения» й проч. В тот же третий исторический день (эпоха от Авраама до Моисея) — отец верующих, выделившийся из среды языков, — как твердая земля посреди неверной пучины, — произрастил из себя плодоносное дерево Израиля, его же семя — Христос — в нем. «И рек Бог: да будут светила на тверди небесной для разделения между днем и между ночью; и будут для знамений, и для сроков и для дней и годов. И будут в светильники на тверди небесной, чтобы светит на землю; и стало так. И сделал Бог два светила великих: светило большее для управления днем и светило меньшее для управления ночью, и звезды. И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю и управлять днем и ночью и разделять между светом и между тьмою; и увидел Бог, что хорошо. И был вечер, и было утро — день четвертый», четвертый космогонический день—день установления порядка и стройного чина в мироздании, определяемого круговращением светил небесных. И в истории человечества четвертая эпоха — закона Моисеева, который вводит в жизнь земли Божией — в народ Израилев — такой же стройный чин и порядок, где все предопределено и предусмотрено; знамения и сроки, и дни, и года. — И не-

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

11–12. Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. (Горе востающым заутра и Сикер гонящым, ждущым вечера: вино бо сожжет я: со гусльми бо и певницами, и тимпаны и свирельми вино пиют, на дела же Господня не взирают и дел руку его не помышляют). Благочестивые люди, с древнейших времен, раннее утро и поздний вечер посвящали благоговейной молитве, очищали ум и сердце размышлением о делах Божиих и о делах собственной милости и любви к ближним (ср. Быт.24:63 ); а добрый труд и умеренный обед сопровождали пением священных песен. Не так делали богатые и беспечные современники пророка Исаии, и –подготовляли себе страшное «горе». Не чувствуя потребности трудиться, еще утром эти несчастные опьяняли себя «сикерой» и в полутрезвом состоянии проводили целый день, время, в которое они могли бы много–много сделать добра себе и другим 11 . Но, приходит вечер, и у них – веселый, шумный пир. Сикера возбуждает фантазию; вино горячит кровь; музыка услаждает слух, – полное веселье! Резкие и живые звуки гуслей, приятный тон «певницы» – арфы, звон тимпана и нежный голос свирели услаждают слух пирующих и в опьяненных вином воспламеняют сладострастие 12 . Так начинается, продолжается и оканчивается день плотоугодников. Они уже не вспоминают о      Боге, не слышат откровений пророка: их сердце чуждо благоговейной молитвы, они не присутствуют при утренней и вечерней жертве в храме, не замечают бедных, не помогают страждущим. Пьянство и хищение, вот их дела! Увы, они не замечают, что над ними, уже совершился суд Божий и скоро обрушатся грозные кары Господа! 13–14. За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и все, что веселит их. 13 (Убо пленени быша людие мои, за еже не ведети им Господа, и множество бысть мертвых глада ради и жажди водныя. И разшири ад душу свою и разверзе уста своя, еже не престати: и снидут славнии и велицыи и богатии и губителие их и веселяйся в нем).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

132 Это с большой наглядностью раскрывается в книге Товит. Арх. Рафаил говорит здесь благочестивому Товию пред своим расставанием с ним чрез удаление на небо: «когда молился ты и невестка твоя Сарра, я возносил память молитвы вашей пред Святого, и когда ты похоронял мертвых, я также был с тобой. И когда ты не обленился встать и оставить обед свой, чтобы пойти и убрать мертвого, твоя благотворительность не утаилась от меня, но я был с тобой. И ныне Бог послал меня уврачевать тебя и невестку твою Сарру... Я пришел не по своему произволению, но по воле Бога нашего... я восхожу к Пославшему меня. И встали они и больше уже не видели его» ( Тов. 12, 12–21 ). 133 «Род человече иже всех Господь приставленьми ангельскими явно спасавши сия бо приставил еси всем верующим» (Сл. беспл., гл. 1, кан. п. 7, тр. 2). «Хотяй всем человекам спастися, святые ангелы наставники и световодители приставил еси» (Кан. анг. хран., п. I, тр. 2). 134 Эту связь и единство ангельского и человеческого мира, имеющих общее основание в Божественной Премудрости, намечает, хотя и не до конца, блаж. Августин в своем учении о познании ангелов. По этому его учению (развиваемому преимущественно в Ad Genesin litt., отчасти в De civitate Dei), ангелы постигают основы творения в Боге, и это есть истинный день творения, дневное познание. (Блаж. Августин еще не делает отсюда дальнейшего заключения, что ангелы, познавая первооснову творения в Премудрости Божией, тем самым сами являются его тварным первообразом, ибо метафизически познавать значит уже быть – по причастности.) Далее, созерцая эти же первообразы в земном их осуществлении, они познают затемненным вечерним познанием: «и бысть вечер», cognitio vesperina. Но, обращаясь к самой Премудрости Божией, они ясно их видят – «и бысть утро», cogn. matutina. Из этого соединения вечера и утра возникает день творения, по характерному словоупотреблению книги Бытия: «и бысть вечер, и бысть утро, день един» (5 и сл.), причем ночь, соответственная небытию и неведению, в этом исчислении метафизического времени вовсе отсутствует (De Gen. ad lit., V, 18; IV, 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

13А Иисус, когда узнал, удалился оттуда на лодке один в пустынное место; и народ из городов, услышав об этом, пошел за ним по суше. 14И выйдя на берег, увидел Он множество народа, и сжалился над ними, и исцелил их больных. 15Когда же наступил вечер, приблизились к Нему ученики, говоря: «Место здесь пустынное, а час уже поздний; отпусти народ, пусть пойдет в села и купят себе еды». 16А Иисус сказал им: «Им нет нужды уходить; дайте вы им поесть». Они же говорят Ему: 17«У нас здесь ничего нет, только пять хлебов и две рыбы». Но Он сказал: 18«Несите Мне их сюда!» 19И повелев людям возлечь на траве, взяв в руки пять хлебов и воззрев на небо, произнес Он благословение, преломил хлебы и дал ученикам, а ученики – народу. 20И ели все, и насытились, и набрали оставшихся кусков двенадцать полных корзин. 21А всего едоков было пять тысяч мужчин, не считая женщин и детей. 22И тотчас заставил Он учеников войти в лодку и плыть на другую сторону, не дожидаясь, пока Он отпустит народ. 23А отпустив народ, взошел Он на гору, чтобы помолиться в уединении. Когда же наступил вечер, Он был там один. 24А лодка была уже во многих стадиях от берега, и било ее волнами, ибо ветер дул противный. 25А под утро Он пришел к ним, ступая по морю. 26А ученики, видя, что ступает Он по морю, ужаснулись и стали говорить, что это-де призрак, и со страха закричали. 27Но тотчас заговорил с ними Иисус: «Мужайтесь, это Я! Не страшитесь». 28А Петр сказал Ему в ответ: «Господи, если это Ты, повели, чтобы я пошел к Тебе по водам!» 29Он же сказал: «Иди!» И Петр, выйдя из лодки, ступал по водам и шел к Иисусу; 30но, увидев, какой ветер, он устрашился и начал тонуть, и закричал: «Господи, спаси меня!» 31И тотчас Иисус, протянув руку, поддержал его, и говорит ему: «Маловерный! Зачем ты стал сомневаться?» 32И когда вошли они в лодку, ветер утих. 33А те, что были в лодке, пали перед ним ниц, говоря: «Ты воистину – Сын Божий!» 34И переплыв на другую сторону, вышли они на берег в Геннисарет. 35И узнав Его, жители того места дали знать во всю округу; и доставляли к Нему всех больных, 36и просили Его, чтобы только дозволено было дотронуться до кистей одежды Его; и все, кто дотрагивались, были спасены.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

14. И пришедъ въ домъ петровъ, вид тещ лежащ и гнемъ жегом, Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке 15. и прикоснс рц и стави ю гнь: и воста и слжаше и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им Исцеление тещи ап. Симона или Петра было так же, как и исцеление слуги сотника, в Капернауме. Ап. Петр происходил из Вифсаиды ( Ин.1:44 ), но вероятно переселился в Капернаум и имел там свой дом (Мих.). Тещу его. И из послания к Коринфянам видно, что ап. Петр был в супружестве ( 1Кор.9:5 ). Воста и служаше ему (им). Исцеление произошло быстро и без последстий слабости после горячки, так что исцеленная почувствовала себя совершенно здоровою и начала заниматься домашними делами. 16. Позд же бывш, приведоша къ нем бсны мнги: и изгна дхи словомъ и вс болщы исцл: Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных Привели к И. Христу больных, потому что слышали об исцелении слуги сотника (13 ст.) и тещи Симоновой; но сделали это, как замечает Евангелист: позде бывшу (когда настал вечер), т. е. когда кончился покой субботнего дня (в этот день была суббота). Ранее не приводили вследствие того, что Иудеи держались фарисейского понятия о субботнем покое, будто бы грешно и лечиться в этот день. Бесны – бесноватых. О бесноватых чит. объясн. 24 ст. 4 гл. И. Христос исцелял больных и по состраданию к ним, и главным образом для того, чтобы показать Свое посланничество от Бога. 17. да сбдетс реченное пррокомъ, глаголющимъ: той недги наш и блзни понес. да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни Что И. Христос, совершая спасение мира, будет творить чудеса, об этом весьма ясно было предсказано пророком Исаиею в 53-й гл. его книги, откуда и приводит слова Евангелист Матфей для подтверждения того, что И. Христос, совершитель чудес, есть предсказанный пророками Мессия. У пророка сказано, что И. Христос недуги (немощи) наша прият (принял) и болезни понесе. Это значит, что Он, как Искупитель мира, взял на себя грехи всех людей, с их следствиями, т. е. немощами и болезнями, и один за всех удовлетворил правосудию Божию, почему и сказано: не освободил, но взял и понес. Немощи означают телесные болезни. Взять немощи значит снять телесные болезни с тех, кто их имеет, уничтожить их; а это Господь и исполнил, когда исцелял всякие болезни. Болезни означают мучения духа, т. е. душевные страсти и муки грешной совести. Понести эти болезни духа значит облегчить их, успокоить душу; а это и исполнил Господь Своим учением, страданиями, смертью и воскресением (Мих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

16 И сотворил Бог два больших светила: светило большое для управления днём, и светило меньшее для управления ночью, и звёзды. 17 И поместил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, 18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. 19 И был вечер, и было утро: день четвёртый. 20 И сказал Бог: «Да изведут воды пресмыкающихся с душами живыми и птиц, летающих над землёй по тверди небесной». И стало так. 21 И сотворил Бог больших животных морских и всякую душу живых пресмыкающихся, которых извели воды, по родам их, и всякую птицу пернатую по роду. И увидел Бог, что они хороши. 22 И благословил их Бог, говоря: «Возрастайте, и размножайтесь, и наполняйте воды морские, и птицы да размножаются на земле». 23 И был вечер, и было утро: день пятый.  Прокимен (псалом 8), глас 5: Господи, Господь наш,/яко чудно имя Твое по всей земли.  Стих: Яко взятся великолепие Твое превыше небес. Чтение книги Притч  20–33] 20 Премудрость воспевается на улицах, на площадях ведёт она смелую речь. 21 На краях городских стен проповедуется, восседает при вратах правителей, во вратах же города дерзновенно говорит: 22 «Пока невинные живут по правде — не постыдятся; безумцы же, любящие насилие, и нечестивые возненавидели знание 23 и поэтому заслужили обвинение. Вот, я подарю вам моего дыхания речь, преподам вам моё слово, 24 так как я звала, и вы не послушали; продолжала речи, и вы не внимали, 25 но отвергли мои советы, обличениям моим не вняли. 26 Поэтому и я посмеюсь при вашей погибели, порадуюсь, когда придёт на вас пагуба. 27 И когда внезапно постигнет вас мятеж, настанет страшное бедствие, подобно буре, когда придёт к вам скорбь и притеснение, 28 тогда будете звать меня, и я не услышу вас; будут искать меня злые, и не найдут. 29 Так как они возненавидели премудрость и страха Господня не приняли, 30 не хотели внимать советам моим, а обличения мои осмеяли. 31 Поэтому они будут вкушать плоды пути своего и насыщаться нечестием своим. 32 Так как они обижали младенцев, будут убиты, и наказание Божие погубит нечестивых.

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

1 . «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ). Что есть начало всего, если не Господь наш и «Спаситель всех человеков» ( 1Тим.4:10 ), Иисус Христос , «рожденный прежде всякой твари» ( Кол.1:15 )? В этом начале, то есть в Его Слове, Бог сотворил небо и землю, как говорит и евангелист Иоанн в начале своего Евангелия: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин.1:1–3 ). Здесь не говорится о каком-либо временном начале; сказано, что земля и небо и все прочее, что было создано, были сотворены «в начале», то есть в Спасителе. «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» ( Быт.1:2 ). «Земля же была безвидна и пуста» до того, как Бог сказал: «Да будет свет» и отделил свет от тьмы, как указывает порядок повествования. Далее говорится, что Бог повелел: «Да будет твердь» и назвал ее небом, и когда мы дойдем до этого места, то объясним причину различия между небом и твердью, а также почему твердь была названа небом. Теперь же сказано: «Тьма над бездной» ( Быт.1:2 ). Что есть бездна? Разумеется, то место, где будут находиться «дьявол и ангелы его» (ср. Откр.12:9, 20:3 ; Мф.25:41 ). Это также со всей ясностью показано в Евангелии, где говорится о Спасителе: «И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну» ( Лк.8:31 ). Поэтому Бог и рассеял тьму, как сказано в Писании: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» ( Быт.1:3–5 ). Как сказано в этих стихах, Бог назвал свет днем, а тьму ночью. Но давайте посмотрим с духовной точки зрения, почему, когда Бог в начале, о котором мы говорили выше, сотворил небо и землю и сказал: «Да будет свет» и отделил свет от тьмы и назвал свет днем, а тьму ночью и сказано «и был вечер, и было утро», говорится не «день первый», а «день один». До существования мира еще не было времени. Однако со следующих дней время стало существовать. Второй день и третий день и четвертый и прочие начали обозначать время.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

1. Еще не отдохнули (апостолы) от прежних искушений, а уже тотчас впали в другие. И смотри, как это устрояется. Сначала они были осмеяны все вместе: это не малое искушение; а потом сами верховные впадают в опасности. Но эти два (события) произошли не сряду одно за другим и не просто; а сначала (апостолы) прославились в речах, потом сделали великое чудо, и затем уже, по допущению Божию, с дерзновением вступают в борьбу. Ты же заметь, прошу тебя, как те, которые при Христе искали предателя, теперь уже сами налагают руки, сделавшись после креста более дерзкими и более бесстыдными. Так-то грех, пока только еще рождается, бывает несколько стыдлив; но когда совершится, тогда делает бесстыднейшими тех, которые совершают его. Но для чего же приходит и воевода? Ведь сказано: " к ним приступили священники и начальники стражи при храме " . Для того, чтобы опять представить государственным преступлением то, что происходило, и наказать за это, не как за (дело) частное: так везде они стараются поступать. " Досадуя на то, что они учат народ " (ст. 2). Они досадовали не только на то, что (апостолы) учили, но и на то, что говорили, что (Христос) не только сам воскрес, но что и мы воскреснем чрез Него. " Досадуя на то, что они учат народ " , сказано, " и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых " (ст. 2). Воскресение Его было так действенно, что и для других Он соделался виновником воскресения. " И наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер " (ст. 3). О, бесстыдство! Еще прежней кровью были исполнены их руки, а они тем не удовольствовались, но снова наложили их, чтобы обагрить другою кровью. Или, может быть, они и боялись, так как учеников было уже много, и поэтому явился вместе с ними воевода: " ибо уже " , сказано, " был вечер " . Итак, они это делали и стерегли (апостолов), желая ослабить их, а апостолам эта отсрочка времени придавала более смелости. И смотри, кто подвергается задержанию: это верховные из апостолов, которые таким образом и для прочих послужили указанием, чтобы они впредь не искали друг друга и не домогались быть вместе. " Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч " (ст. 4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1666...

4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. 5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. 1 .3. И сказал Бог… Творение словом означает всемогущество Создателя (см. Пс 32.6 ; 2Петр 3.5 ; Евр 11.3 ). День в Библии может означать любой период времени (ср. Пс 89.5 ; 2Петр 3.8 ). Точно так же вечер и утро в данном случае условные обозначения начала и конца некоего периода (земных суток еще не было). Согласно Откр 10.6 , время – преходящее свойство творения, которое присутствует лишь в незавершенном мире. Творение совершается в три этапа. Они представлены в согласии с законами параллелизма, присущими восточной поэзии, в виде двух рядов: 1) свет; 2) твердь среди воды; 3) земные растения; 4) светила; 5) водные животные; 6) земные животные и человек. Счет от вечера к утру соответствует древнейшему счету времени, связанному с пастушеским образом жизни, когда трудовая деятельность начиналась вечером. 1.4. Антропоморфное, метафорическое выражение, которое должно означать, что в мироздании Бог отделяет хорошее (евр. тов – доброе, полезное, гармоничное) от темного и хаотического. В дальнейшем (ст.ю, 12, и8,21,25,31) этот термин повторяется. Это указывает на гармоничную и совершенную природу того порядка, который вносится Творцом в созидаемый им мир. Однако, как явствует из других текстов (см. выше, прим. к Быт 1.2 ), хаотическое начало, идущее вразрез с Божиим замыслом, будет заявлять о себе вплоть до полного воцарения Божественной гармонии (ср. Откр 21.1 , где море есть синоним дракона и хаоса). То, что Бог при сотворении видит мир хорошим весьма (см. Быт 1.31 ), свидетельствует о Его созерцании мира вне времени, т. е. в форме предельного совершенства (какое возможно для твари). Это то состояние, которое свв. Отцы Церкви называли обожением (греч. теозисом) созданного. 6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. 7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

4 . Моисей свидетельствует, что Бог действовал Сам, не­посредственно своей силою, не только при первом творении, когда произвел все из ничего, но и в продолжение шести дней, когда производил разные части и существа мира из готового уже веще­ства. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет...; И сказал Бог: да будет твердь посреди воды… И стало так…; И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так;… И сказал Бог: да произрастит земля зелень… И стало так…; И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной... И стало так…; И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]...; И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее… И стало так. Следовательно, несправедливо объяснять первоначальное образование мира и земли по силам и законам природы; эти силы и законы начали действовать в мире уже с тех пор, как мир получил совершенное бытие и они дарованы Богом миру. Но сам Бог вовсе не подчинялся им, когда творил еще небо и землю и производил разные классы существ своей всемогущей силой. Так, Он сотворил первых людей (да и всех животных земнородных) прямо в возрасте зрелом, между тем как по силам и законам при­роды требовалось бы много лет жизни, пока первые люди могли бы достигнуть зрелого возраста. Так же точно Всемогущий мог в один день, в один даже миг, произвести все вну­треннее устройство земли, какое ныне замечаем, образовать ее горы со всеми их разнородными пластами, устроить моря, реки и прочие части, тогда как если бы все это совершалось по силам и законам, действующим ныне в природе, то потребо­вались бы, может быть, не только столетия, но и тысячелетия. 5 . Под именем шести дней творения Моисей разумеет дни обыкновенные. Ибо каждый из них определяет вечером и утром: и был вечер, и было утро, день един...; и был вечер, и было утро, день второй..., и т. д. А кроме того, как мы уже заметили, соответственно этим шести дням, в которые Бог сотворил все дела свои, и по окончании которых почил и освятил день седьмой, мог Он заповедать Израильтянам, чтобы и они шесть дней недели делали, а день седьмой субботу святили Господу Богу своему ( Исх. 20:8–11, 31:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010