Господь спрашивает Петра во второй раз: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?» – но не употребляет уже «больше, нежели они» – уже без высказанного прежде упрека, видя из первого ответа глубокое смирение Петра, по которому он не дерзает сравнивать свою любовь к Господу с любовию прочих учеников. Петр не понимал цели, с какою повторен был вопрос, и повторил ответ в тех же самых выражениях. Господь обращается к Петру в третий раз с вопросом: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня (φνλες Με)?» Тяжело пали эти слова на сердце апостола, и, как замечает евангелист, «Петр опечалился». Больно ему стало, что Господь тот же вопрос повторяет в третий раз, как будто Он сомневается в сердечном расположении его к Нему, в его φιλεν, как замечает Мейер. Но со стыдом и печалью чувствует он, что его Божественный Друг имеет право и причину спрашивать его трижды: он вспомнил свой грех, когда трижды отрекся от Него, несмотря на свою прежнюю самонадеянность, на настойчивое уверение, что не оставит своего Учителя, хотя бы довелось ему за Него и в темницу, и на смерть идти. Со стыдом и печалью чувствует он, как в роковую ночь он показал себя в борьбе с искушением не твердым, как камень, человеком, не Петром, но слабым Симоном. При этом могла озаботить и опечалить его мысль, не провидит ли его Господь нового искушения, не менее, как прежнее, опасного для его любви? Не предвещает ли ему Он нового отречения от Него? Когда спрошен был Петр в третий раз, то смутился, говорит св. Иоанн Златоуст , убоявшись, чтобы опять не случилось того же, что было прежде; потому что и тогда он говорил с уверенностью, но последствия опровергли его. Но вместе с тем Петр сознает, что он верно и искренно любит Господа, верит в эту любовь к Нему, и потому с особенною силою и как бы с усилием исповедует эту свою любовь к Нему, ссылаясь на Его всеведение: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, как тяжко и глубоко я пал; но также Ты знаешь, что я люблю Тебя». Как в третий раз он с клятвою и божбою отрекся от Христа, так в третий раз с особенною силою исповедует свою любовь к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

ДЕНЬ ТРЕТИЙ. И сказал Бог: «Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог , что это хорошо». И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог , что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий» ( Быт. 1:9–13 ). День третий, если взять его в целом, то есть в отношении как неорганических, так и органических процессов, включает в себя взаимосвязь первых двух дней, совокупность всех процессов и явлений. Он может быть мыслим только на основе этих первых двух дней. Как видно из текста, день третий творческим глаголом разделяется на два «момента». Первый «момент» – это возникновение стихийных процессов, то есть неживой природы, состоящей из воды и суши. Второй «момент» – возникновение процессов, происходящих в живой природе, возникновение жизни в растительной форме, которая служит основой жизни вообще. Возникновение и тех, и других процессов отнесено к одному дню. Тем самым библейское Откровение предостерегает нас от ошибочных представлений о чрезмерном и каком-то принципиальном различии между процессами мертвой и живой природы. Третий день завершает описание порядка взаимодействия всех первооснов Вселенной. Свет, твердь, разделение суши и воды – эти фундаментальные основы вселенского бытия, основные формы движения материи, естественно, должны вести к наивысшей форме этого движения – жизни. Поэтому автор Книги Бытия завершает свое повествование о первых трех днях творения словами о появлении жизни, описывая, в качестве примера, ее формы, которые свойственны нашей Земле. Иначе он и не мог быть понят не только своими современниками, но и всем ученым миром на протяжении тысячелетий, истекших с тех пор – вплоть до самого последнего времени, когда возник и стал обсуждаться вопрос о возможности внеземной жизни в Космосе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Ин.21:14 .  Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых. Се уже третие явися Иисус учеником Своим, востав от мертвых. В первый раз Иисус Христос явился вечером в тот же день, в который воскрес ( Ин.20:19 ), во второй раз – через восемь дней после того ( Ин.20:26 ), а в третий раз теперь. Очевидно, что после этого ученики пошли на гору, куда повелел им идти Иисус, именно после того, как они опять получили наставление от Господа ( Мф.28:16 ). Являлся Иисус Христос и женам, которые были как бы ученицами Его, и двум тем, о которых упоминается у евангелиста Марка ( Мк.16:12 ), и Петру, и Клеопе с его спутником ( Лк.24:18 ), – но всем вместе ученикам Он явился теперь уже в третий раз (Теперь Он не жил уже вместе с ними постоянно. Но здесь евангелист не упомянул, вкушал ли пищу и Сам Иисус Христос; на это указывает, как мне кажется, евангелист Лука в книге Деяний Апостольских в том месте, где говорит Петр: «с Ним ядохом и пихом, по воскресении Его от мертвых» ( Деян.10:41 )). Ин.21:15 .  Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. ... Егда же обедоваше, глагола Симону Петру Иисус: Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих? Глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя. ... Спрашивает Иисус Христос об этом одного только Петра, как старейшего из числа учеников. А зачем Он спрашивает о том, о чем знает, – скажем после. Ин.21:15 .  ...Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. ...Глагола ему: паси агнцы Моя. Агнцами Своими Иисус Христос называет учеников, как Пастырь их; дальше Он называет их и овцами. Итак, Иисус Христос требует от Петра, как доказательства любви к Себе, попечения об учениках, и желает, чтобы душу свою, которую Петр обещал положить за Него, положил за учеников. Ин.21:16–17 .  Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. (А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.) Апостолы говорят, что хотя их народные начальники предали Иисуса Христа на позорную смерть, как злодея; но они как сами, Еммаусские путешественники, так и все прочие ученики Христовы, надеялись, что Он есть тот, который должен (хотя) избавить Израиля. «Какого рода были сии надежды, толкует еписк. Михаил, и какого избавления Израиля они ожидали, они не говорят. Но каковы бы ни были эти их надежды и ожидания, имели ли они более политическое или более религиозное направление, они, как полагают путники, не сбылись, или по крайней мере они не понимают, что делается». Но и над всеми сими (со всем тем) третий сей день есть и пр. «Господь не раз говорил ученикам о Своем воскресении в третий день, но они не понимали тогда слов Его; впрочем, как кажется, ожидали в это время чего-то необыкновенного, что и случилось действительно, но они не понимают, что это такое». (Мих.) «Мне кажется, рассуждает по сему поводу Блаж. Феофилакт, что эти два мужа были в сильном колебании мыслей, ни слишком верили, ни слишком не верили. Ибо слова: мы надеялись, что Он избавит Израиля обнаруживают неверие; а слова: ныне уже третий день показывают, что они уже близки к тому, чтобы вспомнить слова Господа: в третий день воскресну.. Рассматриваемые же в совокупности, слова сии по истине свойственны людям, находящимся в сильном сомнении, так как люди сии необычайностию воскресения приведены даже в состояние недоумения и в затруднительное положение.» Лк.24:22 . Но и жены некия от нáс ужасиша ны, бывшыя рáно у грóба: Лк.24:23 . и не обретшя телесé егó, приидóша, глагóлющя, яко и явлéние áнгел видеша, иже глагóлют егó жива. Лк.24:24 . И идóша нецыи от нáс ко грóбу, и обретóша тáко, якоже и жены реша: самагó же не видеша. (Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Огласительное поучение четырнадцатое [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: И воскресшаго из мертвых в третий день, и возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца; и на слова апостольские: Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам... и что Христос погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию и проч. ( 1Кор.15:1–4 ).] 1 . Веселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие о нем ( Ис.66:10 ), слыша о дерзости и беззаконии иудеев. Ибо поруганный ими ныне воскрес. И как слышание о Кресте причиняло некоторую скорбь, так благая весть о воскресении да возвеселит предстоящих. Плач да обратится в веселие и сетование – в радость, да исполнятся уста наши радостию и веселием, потому что Воскресший сказал: радуйтесь! ( Мф.28:9 ). В прошедшие дни между любящими Христа примечал я печаль. Поскольку когда в поучении остановился я на смерти и погребении, а не возвестил о воскресении, то мысль ваша устремлена была к тому, чтобы услышать желаемое. Итак, воскрес Тот мертвый, Кто вместе с мертвыми брошенный ( Пс.87:6 ), и Освободитель мертвых Тот, на Которого в поругание, по долготерпению Его, возложен был венец терновый, воскресши теперь, увенчался диадемой победы над смертью. 2 . Впрочем, как о Кресте Его мы предложили свидетельства, так и о воскресении представим теперь удостоверительные доказательства; поскольку ныне прочитанный Апостол говорит: Он погребен был, и... воскрес в третий день, по Писанию ( 1Кор.15:4 ). Итак, после того, как апостол указал нам на свидетельство Писания, нужно познать нам надежду нашего спасения и прежде всего испытать, говорит ли нам Божественное Писание о времени воскресения Его, летом, или осенью оно будет, или после зимы? Также в каком месте Спаситель воскрес? И каким названо именем у чудных пророков место воскресения? Жены искавшие, но не находившие Его, а потом нашедшие, радуются ли? Чтобы при чтении Евангелия повествования Святого Евангелия не были почитаемы ни баснями, ни стихотворными рассказами.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

119. 1). И когда они с утра будут прибегать к Господу, то что будут говорить? Идите и возвратимся к Господу. Они не довольствуются собственным спасением, но призывают друг друга возвратиться к Господу, которого они оставили, которому они изменили вследствие своих грехов и который удалился от них. Ибо Он пленил, и Он исцелит нас. Кто выше сказал: Я, Я возьму [добычу], и уйду. Тот уязвит и уврачует нас. Что мы передали словом уврачует (curabim), это все подобным же образом перевели чрез μοτσει; но собственно означает корнию, которая вводится в раны, чтобы поглощать гниючие тела и вытягивать гной. Искусство врачей состоит в том, чтобы тяжкие раны излечивать в течение продолжительного времени и посредством боли восстановлять здоровье. Поэтому Господь уязвляет и исцеляет нас; егоже бо любит Господь, наказует; биет же всякого сына, его же приемлет (Евр. 12:6), и не только исцеляеть, но оживляет через два дня и, восстав из преисподней в третий день, Он восставляет вместе с Собою весь род человеческий. И когда Он уврачует наши язвы, и оживить нас после нашего исцеления, и восставит нас, по возвращении нам жизни; то мы будем жить пред лицом Того, при удалении которого от нас мы были мертвыми. Живя пред лицом Его, мы будем знать Господа и со всею ревностию будем стремиться к тому, чтобы [более и более] познавать Того, по восстании которого в третий день и мы восстали. Этими словами объясняется то, о чем мы уже часто упоминали, — что Израиль и Иуда, то есть десять и два колена, тогда будут иметь единого Пастыря и царя Давида, когда уверуют в воскресшего Господа, и что тщетно иудеи основывают свои надежды на грезах о тысяче лет, потому что спасение всех обещано в третий день, в который Господь восстал из преисподней. Евреи второй день объясняют в отношении к пришествию их Христа и третий день в отношении к суду, когда они должны быть спасены. Но чтобы мы могли согласиться с этим, для этого они должны сказать нам: какой же первый день, то есть первое пришествие Господа? И так как они не могут ответить на этот вопрос, то мы добавим, что, соответственно собственной их аргументации, под первым днем должно разуметь пришествие Спасителя в смирении, под вторым — во славе и под третьим — в качестве Судии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

40 . Матфей продолжает: «И поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» ( Мф. 27:37 ). А Марк, прежде чем сказать об этом, говорит: «Был час третий, и распяли Его» ( Мк. 15:25 ). Он сообщает об этом после того, как рассказал о разделе одежд. Все это требует самого тщательного рассмотрения, ибо с этим местом (у Марка) связаны большие недоразумения. Действительно, можно подумать, что Иисус был пригвожден к кресту в третий час, а с часа шестого и по девятый была тьма, так что с момента распятия и до наступления тьмы прошло три часа. Возможно, такое толкование и было бы правильным, если бы Иоанн прежде не сказал: «Пилат... вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие» ( Ин. 19:13–16 ). Итак, если только в шестом часу Он был предан Пилатом на распятие, то каким же образом Он был распят в часу третьем, о чем, как полагают некоторые, будто бы говорит Марк? 41 . Вначале исследуем, в какой час Он мог быть распят, а затем постараемся понять, почему Марк сказал, что Он распят был в час третий. Итак, шел час шестой, когда Иисус был предан на распятие Пилатом; именно шел, то есть окончился пятый час и начался шестой. Но у них (евангелистов) не принято было говорит: «пятый с четвертью» или «пятый с половиной». Писанию вообще свойственно употреблять целое вместо части, как мы уже показали выше, исследуя вопрос о шести и восьми днях, после которых Он взошел на гору. Таким образом, в начале шестого часа Он был предан Пилатом на распятие, по окончании же этого часа наступила та тьма, о которой свидетельствуют три евангелиста ( Мф. 27:45 ; Мк. 15:33 ; Лк. 23:44 ). 42 . Но почему же Марк, сообщив, что распинатели Его разделили одежды Его, бросив о них жребий, прибавил: «Был час третий, и распяли Его»? Ведь Его сперва распяли, а потом разделили одежды, о чем свидетельствуют другие и что очевидно само по себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   Да и когда Господь, спрашивая Петра, выразился так: «Любишь ли ты Меня (diligis me — расположен ли ко Мне) больше, нежели они?», Петр отвечал: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя» (amo te). Снова спрашивал Господь не о том, любит ли Его, а о том, расположен ли к Нему Петр; и снова Петр отвечал: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». Спрашивая в третий раз, Господь и Сам не сказал: «Расположен ли ты ко Мне», а сказал: «Любишь ли ты Меня» (amas me)? Тогда, как замечает евангелист, «Петр опечалился, что в третий раз спросил его: «любишь ли Меня?», хотя Господь не в третий (раз повторил), а только впервые спросил: «Любишь ли Меня?»; два же (предыдущие) раза говорил: «Расположен ли ты ко Мне?» Отсюда мы заключаем, что и в то время, когда Господь говорил: «Расположен ли ты ко Мне», Он говорил не что иное, как: «Любишь ли Меня?».    Петр же продолжал называть одну и ту же вещь тем же именем, и в третий раз сказал так же: «Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Иоан. XXI:15-17).    Я нашел нужным упомянуть об этом потому, что некоторые полагают, будто расположение (dilectio) или caritas — это одно, и совсем иное — любовь (amor).    Говорят, будто расположение нужно понимать в хорошем смысле, а любовь — в дурном. Но в высшей степени достоверно, что и сами светские писатели никогда этого не утверждали. Пусть также поищут, различали ли эти выражения, и если да, то по какому поводу различали их философы? Книги их достаточно ясно говорят, что они высоко ценили любовь в делах добрых и к самому Богу. Со своей стороны, нам нужно предоставить данные о том, что наши Писания, авторитет которых мы ставим выше всей остальной литературы, называют любовью то же, что и расположение к равным или высшим (dilectionem vel caritatem). То, что слово «любовь» употребляется в хорошем смысле, мы уже показали. А чтобы кто-нибудь не подумал, что хотя слово «любовь» и может пониматься как в добрую, так и в дурную сторону, но слово «расположение» должно пониматься только в добром смысле, — тот пусть обратит внимание на выражение в псалме «Любящего (qui autem diligit) насилие ненавидит душа Его» (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Василия Великого , монахам и монахиням запрещается вступать в брак после принесения ими обетов. Член Церкви, давший обет безбрачия, по церковным правилам не может вступить в брак, ибо обет девства и безбрачия Церковь сравнивает с обручением Небесному Жениху Христу. Это образное представление духовного единения верующей души, посвятившей себя особому служению Христу, явилось основанием для канонических определений относительно измены данному обету. Поэтому в 19-м правиле Анкирского Собора нарушившие обет безбрачия приравниваются к второбрачным, и на них налагается епитимия второбрачных. Строже смотрит на измену обету девства свт. Василий Великий . Он считает ее прелюбодеянием и назначает такую же епитимию, какая следовала за прелюбодеяние (правила 18, 19, 50). Идеалом христианского брака является абсолютная моногамия. Церковь не одобряет второй брак, видя в нем предосудительную уступку чувственности, однако допускает его, ибо, по слову ап. Павла, «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» ( 1Кор.7:39–40 ). И всё-таки всякий вступающий во второй брак, в соответствии с канонами, подвергается епитимии. Согласно 4-му правилу свт. Василия Великого , «второбрачных отлучают на год, другие на два». Ныне эта норма, как, впрочем, и другие канонические нормы, касающиеся прещений, не употребляется буквально. Что же касается вступления в третий брак, то, согласно 50-му правилу свт. Василия Великого , «на троебрачие нет закона; посему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взираем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшие нежели распутное любодеяние». Таким образом, на третий брак Церковь смотрит лишь как на принимаемое послабление, на лучшее, чем открытый блуд, и подвергает вступивших в него каноническим прещениям, однако не добивается его расторжения. При этом третий брак допускается лишь при наличии определенных условий – в возрасте до сорока лет и при отсутствии детей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Воскресение Иисуса Христа и явления Воскресшего. В Евангелии рассказывается, что Господь Иисус Христос воскрес рано утром в первый день после субботы, то есть на третий день после Своей смерти; на рассвете, когда воины стерегли гроб Христов, сделалось сильное землетрясение, явился с неба ангел, отвалил камень от гроба и сел на нем; вид ангела был как молния, одежда бела как снег; воины от страха пали на землю, но потом разбежались. Ангелы возвестили о воскресении Христовом Марии Магдалине и другим мироносицам. В первый же день воскресения Спаситель сам явился многим, как-то: Марии Магдалине; мироносицам, когда они шли возвестить ученикам о воскресении; апостолу Петру; двум ученикам, шедшим в Еммаус, и, наконец, всем апостолам, кроме Фомы, собранным в доме, двери которого были заперты. Потом в продолжении сорока дней Он много раз являлся апостолам; однажды явился на Галилейской горе одиннадцати апостолам и более чем пятистам верующим вместе ( 1Кор.15:6 ). Господь являлся Своим ученикам в течении 40 дней для того, чтобы убедить их в действительности Своего воскресения из мертвых, и вместе с тем Он продолжал в это время учить их тайнам царства Божия ( Деян.1:3 ). Смысл выражения «по писанием» . Слова: воскресшаго в третий день по писанием внесены в Символ веры из следующего изречения ап. Павла: Предах бо вам исперва, еже и приях, яко Христос умре грех наших ради, по писанием: и яко погребен бысть, и яко воста в третий день, по писанием ( 1Кор.15:3–4 ). Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял (от Господа), то есть, что Христос умер за грехи наши по Писанию, и что Он погребен был и что воскрес в третий день по Писанию. Выражение по писанием имеет тот смысл, что Господь Иисус Христос страдал, умер и воскрес точно так, как об этом написано у пророков в книгах Ветхого Завета. Например, в 53 главе книги пророка Исаии многими подробными чертами изображены страдание и смерть Спасителя. Так пророк между прочим говорит об Иисусе Христе: Той язвлен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша; наказание мира нашего на Нем, язвою его мы исцелехом ( Ис.53:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010