Поминовение умерших Третий, девятый и сороковой день; годовщина памяти. Как и почему наши молитвы могут быть благотворны для умерших? Поминовение на Божественной литургии Третий день памяти по умершему. Святая Церковь молится постоянно о всех «прежде почивших отцех и братиях наших», но она также совершает особое молитвенное поминовение о каждом усопшем, если есть к тому наше благочестивое желание и нужда. Такое поминовение называется частным, к нему относятся третины, девятины, сорочины и годовщина. О поминовении усопших в третий день после смерти повествует предание апостольское. В нем говорится, что Господь воскрес на третий день, поэтому и нам надо в этот день усиленно Ему молиться, памятуя, что скончавшийся крещен был во имя Отца и Сына и Святого Духа, Бога Единого в Троице. Кроме богословского значения поминовения усопшего в третий день, оно имеет еще значение таинственное, касающееся загробного состояния души. Когда преподобный Макарий Александрийский просил Ангела, сопровождавшего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то Ангел ответил ему: «Когда в третий день бывает в Церкви поминовение (за душу усопшего), тогда душа умершего получает от стерегущего Ангела облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда, ибо в продолжение двух дней позволяется душе вместе с находящимися при ней Ангелами ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись христианской душе на Небеса, для поклонения Богу всяческих». Девятый день. В этот день Святая Церковь совершает молитвы и бескровную Жертву об усопшем также по преданию апостольскому. Макарий Александрийский , по откровению ангельскому, говорит, что после поклонения Богу в третий день повелевается показать душе различные приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа в шесть дней, удивляясь и прославляя Творца всяческих. Бога. Созерцая все это, она изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждений святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире? Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!»

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

1. Воскресение Иисуса Христа (Верую в Господа нашего Иисуса Христа) И воскресшаго в третий день по Писанием 1 . Вечером субботы окончился покой праздника и наступила ночь третьего дня после ужасного голгофского события. Враги Христовы помнили, что нужно было именно в этот день усилить предосторожности для того, чтобы воспрепятствовать исполнению перетолкованного ими предсказания Распятого, а ученики Господа, устрашенные смертию Учителя, если и не забыли многократных и ясных предвещаний Его о воскресении в третий день, то, без сомнения, недоумевали, как совершится это новое чудо всемогущества Божия. Трогательные слова прощальной беседы Спасителя еще звучали в ушах их; они надеялись, что в глубокой печали, постигшей их, будет ниспослано им утешение и что разлука с Учителем будет восполнена иным образом, и с этою надеждою обращали взоры свои вперед, ища в будущем разрешения своих недоумений. Третий день и для них, как видно из беседы Еммаусских путников ( Лк. 24:21 ), был днем особенных ожиданий. Сколько раз Господь ни предсказывал о Своем воскресении ученикам со всею ясностию ( Мф. 16:21, 17:23, 20:19 ) и иудеям прикровенно ( Мф. 12:39, 40 ; Ин. 2:19, 21 ); всегда он говорил, что это событие последует в третий день после страданий и смерти. Мог бы Он, по замечанию св. Афанасия Александрийского , «и в самую минуту смерти воздвигнуть тело и показать снова живым, но прекрасно и предусмотрительно не соделал сего, потому что сказали бы, что тело вовсе не умирало или что коснулась его несовершенная смерть; и если бы смерть и воскресение последовали в тот же промежуток времени, то, может быть, не явною соделалась бы слава нетления. Чтобы показать смерть в теле, Слово воскресило его в третий день, но чтобы, воскреснув после долгого пребывания и совершенного истления во гробе, не подать случая к неверию, будто бы имеет на Себе уже не то, а иное тело, то по сей самой причине, не более терпит трех дней и не длит ожидания слышавших, что сказано Им было о воскресении, но пока слово звучало еще в слухе их, пока не отводили еще очей и не отрывались мыслию, пока живы еще были на земле, и на том же находились месте и умертвившие и свидетельствующие о смерти Господня тела, Сам Божий Сын показал, что тело, в продолжение трех дней бывшее мертвым, бессмертно и нетленно» («Твор. св. отц.» М. 1851 г, т. 17, стр. 116, 117). По счислению св. Исидора Пелусиота , Иисус Христос воскрес, согласно Своему предсказанию, в третий день, «коснувшись крайних дней и совершив (во гробе) весь средний вполне» («Тв. св. отц.,» М. 1860 г. т. 35, стр. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  разделы   рассылка  распечатать Николай Головкин " Два Рима падоша, а третий стоит... " В Москве завершились XVI Международные Рождественские образовательные чтения Источник:  Столетие. ру Одним из ключевых мероприятий чтений стала международная научно-богословская конференция " Москва – Третий Рим: формула единения и примирения " . Эта конференция, организованная Фондом " Андреевский Флаг " , прошла в рамках его программ – Международной духовно-просветительской программы " Под звездой Богородицы " и духовно-патриотической программы " Москва – Третий Рим " – в Круглом зале " Президент-отеля " . Форум осмысливал завет старца Филофея и попытался ответить на вопросы: Третий Рим – это могущество военное или духовное? Что нас может сегодня сформировать, консолидировать как нацию, как народ? По значимости для России, для судеб человечества Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь занимает особое место в мировой истории. Более пяти столетий назад (около 1510 года) его игумен старец Филофей в период отнюдь не мирного сосуществования двух средневековых христианских цивилизаций – Восточной и Западной – написал послание великому князю Василию III, в котором была развита уже сформулированная им ранее теория " Москва – Третий Рим " . Биографические сведения о старце Филофее крайне скудны. На основании имеющихся данных можно лишь утверждать, что родился он около времени взятия Константинополя, т. е. в середине XV в., жил в княжение Василия Ивановича и в начале царствования Ивана IV. Можно также предполагать, что умер старец Филофей вскоре после 1547 года. А около 1448 года в еще только строящуюся среди псковских лесов пустыньку была принесена из Константинополя Цареградская икона Божией Матери. По преданию в Константинополь, этот образ был в свою очередь доставлен из Рима в 1051 году – накануне раскола единой Церкви и отпадения латинян от Православия. В 1439 году в Италии на Флорентийском соборе была подписана церковная уния, которая переводила Православную Церковь под власть Папы Римского. Византия пошла на это соглашение, надеясь на военную помощь Европы в борьбе с турками-османами.

http://religare.ru/2_50311.html

Огласительное поучение четырнадцатое [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: И воскресшаго из мертвых в третий день, и возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца; и на слова апостольские: Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам... и что Христос погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию и проч. ( 1Кор.15:1–4 ).] 1 . Веселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие о нем ( Ис.66:10 ), слыша о дерзости и беззаконии иудеев. Ибо поруганный ими ныне воскрес. И как слышание о Кресте причиняло некоторую скорбь, так благая весть о воскресении да возвеселит предстоящих. Плач да обратится в веселие и сетование – в радость, да исполнятся уста наши радостию и веселием, потому что Воскресший сказал: радуйтесь! ( Мф.28:9 ). В прошедшие дни между любящими Христа примечал я печаль. Поскольку когда в поучении остановился я на смерти и погребении, а не возвестил о воскресении, то мысль ваша устремлена была к тому, чтобы услышать желаемое. Итак, воскрес Тот мертвый, Кто вместе с мертвыми брошенный ( Пс.87:6 ), и Освободитель мертвых Тот, на Которого в поругание, по долготерпению Его, возложен был венец терновый, воскресши теперь, увенчался диадемой победы над смертью. 2 . Впрочем, как о Кресте Его мы предложили свидетельства, так и о воскресении представим теперь удостоверительные доказательства; поскольку ныне прочитанный Апостол говорит: Он погребен был, и... воскрес в третий день, по Писанию ( 1Кор.15:4 ). Итак, после того, как апостол указал нам на свидетельство Писания, нужно познать нам надежду нашего спасения и прежде всего испытать, говорит ли нам Божественное Писание о времени воскресения Его, летом, или осенью оно будет, или после зимы? Также в каком месте Спаситель воскрес? И каким названо именем у чудных пророков место воскресения? Жены искавшие, но не находившие Его, а потом нашедшие, радуются ли? Чтобы при чтении Евангелия повествования Святого Евангелия не были почитаемы ни баснями, ни стихотворными рассказами.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Воскресение Господа предсказано пророками: " плоть моя вселится на уповании, ибо Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15:9, 10). Ап. Петр пророчество это объясняет так: «праотец Давид... и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком... Он... сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его во аде, и плоть Его не видела тления» ( Деян. 2:29–31 ). Подобное изречено ап. Павлом: «обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как... написано... не дашь Святому Твоему увидеть тление. Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил и приложился к отцам своим, и увидел тление; а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления» ( Деян. 2:32, 33, 35–37 ). И в других псалмах есть выражения, которые можно относить к воскресению Господа; так: «Да восстанет Бог, и расточатся враги Его» ( Пс. 67:2 ). – «Как бы от сна, воспрянул (воста) Господь, как бы исполин... поразил врагов... вечным срамом покрыл их " (Пс:77:65, 66). – «Оживит нас чрез два дня, в третий день восставит нас» 169 ( Ос. 6:2 ). Сам Господь предсказал о Своем воскресении, равно как и о страдании и крестной смерти: «Сыну человеческому много должно пострадать... и быть убиту, и в третий день воскреснуть» ( Мк. 8:31 ). Когда сходили с горы после преображения, «Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» ( Мк. 9:9 ); «Он предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет» ( Мк. 9:31 ). «После вечери, воспевши, пошли на гору Елеонскую. И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу Пастыря, и рассеются овцы. По воскресении же Моем, Я предварю вас в Галилее» ( Мк. 14:26–28 ; Зах. 13:7 ). Воскресение Христово было необходимо: а) для исполнения Писаний: «вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день» ( Лк. 24:44–46 ). «Говорил... Павел... из Писаний, открывая и доказывая... что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых» ( Деян. 17:2, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype="" > Новый Иерусалим и Третий Рим против Вавилона Доклад на Вторых Иоанновских Чтениях 30.11.2011 1734 Время на чтение 22 минут 2 Ноября 2011 года в Российском Государственном Торгово-Экономическом Университете ( Москва ) прошли Вторые Иоанновские Чтения, посвященные памяти выдающегося русского историка Высокопреосвященнейшего Митрополита Иоанна (Снычева). Сегодня мы публикуем доклад на Иоанновских Чтениях сотрудника пресс-службы Владыки Иоанна (Снычева) в 1992-1995 годах В.В.Архипова. Всечестные отцы, благословите! Братья и сестры, дамы и господа! Мой доклад касается одной из сторон действия так называемой « тайны беззакония » (2 Сол. 2,7), о которой говорится во втором Послании Апостола Павла Солунянам. Но начнем с самого простого и общеизвестного. Все знакомы с христианской концепцией «Москва - Третий Рим». Это и церковно-державная доктрина, и воплотившаяся мистико-духовная реальность, к которой довольно часто обращаются в наши дни не только политики и геополитики, известные историки и богословы, рассматривающие происходящее и грядущие события в нашем Отечестве в русле этой идеи, но и те, кто видят в ней сугубо негативную предпосылку, некоторую горделивую установку, мешающую России «встроиться» в мир западных либеральных ценностей, а по сути - встроиться в создаваемой на Западе «Рим Четвертый», которому, как известно из пророчества старца Филофея, «не бывать». То, что «Евросоюз» уже сегодня на наших глазах начинает разрушаться как тленная хартия, не запечатленная Евангельским животворящим Словом, для многих духовно зрячих людей, очевидно. Смешение идей, культов и религий, образов жизни народов, населивших ныне Старую Европу, некогда христианскую, а ныне представляющую собой экуменическую химеру, предопределяет её скорое падение. Но суть не в том, что Европу ждет «закат», который был предсказан западным мыслителем Освальдом Шпенглером ещё в 1918 году. Развал этого искусственного суперсоциума, построенного на основах общества безудержного потребления - это только вопрос времени и воли Божией, так же, как и гибель «вавилонской блудницы» - Североамериканских Соединенных Штатов. Суть в том, что ждет наш Третий Рим!

http://ruskline.ru/analitika/2011/12/01/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Поместные церкви о т. н. ПЦУ, или Почему Москва - третий Рим 15.01.2019 1093 Время на чтение 10 минут Обозначенная Бжезинским цель «Теперь остался один враг - Православная церковь» его единомышленниками никогда не упускалась из виду. К решению задачи по организации раскола во вселенском православии они приступили, действуя через Украину , где гниль местного раскольничества уже въелась в ткань общества. Томос для анафематов и самосвятов, объединённых в «Православную церковь Украины» (ПЦУ), подписанный и врученный патриархом Варфоломеем в театрально-цирковой обстановке, является той технологией, на которую и сделана ставка. Но проект вполне может развалиться, если поместные церкви откажутся принять в свою братскую семью «церковь» украинских анафематов и самосвятов. Константинопольский патриархат окажется в новой реальности. Тогда и сбудется полностью древнее пророчество: « Москва - третий Рим. Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать». Рассмотрим реакции всех поместных церквей на «ПЦУ» и «томос Варфоломея». Сразу скажем, на данный момент отношение к этим феноменам разное, но для единства поместных церквей пока не безнадёжное: от однозначного неприятия варфоломеевского сговора с закулисой до многозначительного молчания. Слово «сговор» - не отсвет публицистического задора. Глава Сербской православной церкви патриарх Ириней по поводу аферы Варфоломея высказался жёстко: «Патриарх Константинопольский, не советуясь ни с кем и, вероятно, находясь в сговоре с какими-то другими силами этого мира, попытался решить этот вопрос - и, как мы видим, вопрос решён самым катастрофическим образом, когда новый раскол на Украине будет узаконен и углублён». Итак, по порядку. Вселенская православная церковь, единая по существу, признающая решения семи Вселенских соборов (IV-VIII вв.), состоит из 15 поместных православных церквей. Все они имеют административную независимость (автокефалию) друг от друга и возглавляются предстоятелями. Главой Церкви является Господь Иисус Христос.

http://ruskline.ru/opp/2019/yanvar/15/po...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сталин и Третий Рим 30.11.2017 1995 Время на чтение 20 минут Может показаться искусственным или даже недопустимым соединение двух, кажется, противоположных явлений: с одной стороны генеральный секретарь богоборческой коммунистической партии, с другой святой старец, инок одного из Псковских монастырей XVI века по имени Филофей - автор православной идеи: Москвы как Третьего Рима. Один внешне исповедует идею социалистической (демократической) государственности другой - государственности православно-монархической. Филофей считает, что Московская Русь (Третий Рим) по промыслу Божию становится источником правды и справедливости на всей земле, а Сталин видит величие России в том, что она первой в мире строит социализм. Но в одном они сходятся вождь и старец - в особой роли и месте России в мире. В ее самоценности и в ее влиянии на судьбы всего человечества, а ни одного только русского православного народа. Русский православный народ поверил в правду старца Филофея и принял ее. Что касается Сталина, то и его правду народ принял и поддержал. Но правда Филофея шла от русского православного святого, а правда Сталина шла от грузина и коммуниста. Значит до принятия его правды требовалось обращение грузина в русского, а коммуниста в человека, верующего в Христа. Савл должен был обратиться в Павла. Мы и ставим перед собой задачу понять как это обращение произошло. Спаситель Третьего Рима Двадцатый век стал для России катастрофическим. Трагедия России началась в этом веке с ее поражения в войне с Японией. Затем последовала первая русская революция 1905-19о7гг. В 1914 году Россия вступила в войну с Германией - началась Первая Мировая война, перешедшая для России сначала в Февральскую революцию, а затем в революцию Октябрьскую, социалистическую. Социалистическая революция породила Гражданскую войну, которая стоила России 10-ти миллионов человеческих жизней её граждан, погибших на фронте, умерших в эпидемиях или с голода, а также покинувших свое Отечество, спасая свою жизнь от революционных репрессий. Казалось, что Третий Рим в муках закончил свое существование, ибо спасение его казалось маловероятным. Однако исторический опыт давал надежду на спасение. Русь средневековая сбросила с себя жестокий гнет Золотой Орды, пережила Смутное время, разгромила непобедимую армию Наполеона Бонапарта.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/01/...

Пасха. Воскресение Христово. Остался 21 день Троицкий монастырь     Троицкий монастырь     Русская идеология на Афоне - читать...     Часть 4  Троицкий монастырь   Москва — третий Рим, а четвертому не бывать.   Появилась целая литература, развивавшая и укреплявшая  идеологию Москва — третий Рим. Сказание о «бе­лом клобуке», о происхождении князей Московских от брата римского императора Августа, о венце и бармах Мономаха и т. д. В церковной области это движение также нашло свой громкий отклик: Москва — третий Рим! Русская Церковь сознала себя окрепшей и самостоятельной, способной с гордостью указать на ряд сво­их, русских, святых, которые ничуть не ниже греческих, и по­этому церковные соборы половины XVI века канонизовали и далее.   Хотя первые попытки и не были особенно удачны, но они пробуждали живую мысль, знаменовали освобожде­ние от ига буквы и обращение к духу, к внутреннему смыслу христианского учения и обряда. Можно было бы привести много примеров, указывающих, какими прочными и много­численными нитями Троицкий монастырь был связан со всей политической и духовной жизнью страны и как ярко душа Московской Руси выражалась в нем, но необходимо еще отметить, что и экономически в XVII и первой половине XVIII века Троицкий монастырь являлся одной из круп­нейших величин на всей территории России, поддерживая идеологию Москва — третий Рим.           Число крепо­стных душ, принадлежавших ему, исчислялось десятками тысяч, и к 1763 году, перед самой секуляризацией, достигало 106501 души, а число вотчин и прочих земель исчислялось сотнями, так что он, бесспорно, был самым крупным русским вотчинником. Своеобразное положение Троицкиого монастыря — вотчин­ника с огромным и сложным хозяйством, целым штатом слу­жащих, с накоплением огромных для того времени сумм еще почти не освещено исторической наукой, но мы знаем, что Троицкий монастырь был при этом и крупным промышлен­ником, и купцом: торговал он, при том беспошлинно, глав­ным образом солью и рыбой, причем посылал свои суда даже в Норвегию. Часто Троицкий монастырь ссужал деньгами нуждающих­ся, всего чаще — своих крестьян, иногда посторонних лиц, а всего более и не вполне добровольно — правительство, ко­торое пользовалось часто монастырской казной с большой свободой, например, при Петре I было забрано в разное вре­мя до 400 ООО рублей, сумма огромная для того времени.

http://isihazm.ru/1/?id=716

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Время Церкви: Часы 4 мин., 11.03.2015 После Всенощного бдения в храмах читается первый час. Перед Литургией третий и шестой, а иногда и девятый. А еще есть «великие или царские часы». Что это за чинопоследования, и какое отношение они имеют к реальному времени? Часы — это краткое богослужение. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. Их основу составляют псалмы (в каждом — по три), а также песнопения, связанные с днем недели, спамятью того или иного святого или иным праздником. Само название часов связано с древними системами подсчета времени. В Античности и Средневековье сутки делились у разных народов на несколько частей. В традиции православного богослужения отражен так называемый римский счет: «Сутки делились на часы неодинаковой протяженности; это были более или менее христианизированные старые римские часы. Час был примерно равен нашим трем: утреня (около полуночи), хвалины (3 часа пополуночи), час первый (6 часов утра), час третий (9 часов), час шестой (полдень), час девятый (15 часов), вечерня (18 часов), навечерие (21 час)». Жак Ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада Заметим, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и часы в идеале должны были совершаться в промежутках между службами. На практике же даже в монастыре невозможно сделать так, чтобы иноки постоянно были в храме, а потому часы постепенно стали примыкать к главным службам (Всенощному бдению и Литургии). Но в самих текстах остались привязки ко времени суток или к новозаветным событиям. Первый час посвящен «мыслям и чувствам верующих при наступлении утра» (М. Скаблланович «Толковый типикон»). Это чинопоследование появляется в палестинских монастырях не раньше IV beka. Как и остальные часы, первый час состоит из псалмов (5, 89, 100), нескольких молитв и тропарей. Гораздо раньше христиане стали выделять Третий, Шестой и Девятый часы, связанные с сошествием Святого Духа на апостолов, распятием и смертью Спасителя. Уже bo II веке христиане читали в это время молитву «Отче наш», постепенно сформировалось и особое чинопоследование каждой из служб. .

http://foma.ru/vremya-tserkvi-chasyi.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010