И в день первых плодов, когда приносите Господу новое приношение хлебное в седмицы ваши, да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте «Время новых плодов, – по объяснению св. Кирилла Александрийского , – прообразует таинство воскресения Спасителя нашего, ибо естество человеческое процвело в первый раз только во Христе, избавившись от тления и уже отбросивши ветхость греха» (ч. 3, стр. 266). Гл. 29, 35 И в дéнь осмый исхóд бýдет вáм: всякаго дела служéбна да не сотворитé в óн В восьмой день пусть будет у вас отдание праздника; никакой работы не работайте Св. Кирилл Александрийский сему постановлению придаёт такой мессиански-прообразовательный смысл: «Сделало исход свой служение в тенях и наставление в прообразе в день восьмой, в который воскрес Христос, и наступило время обрезания в духе» (ibid, стр. 300). Гл. 31, 6 И послá я Моисéй тысящу от плéмене и тысящу от плéмене с силою их, и Финеéса, сына Елеазáрова, сына Аарóна жерцá: и сосýды святыя, и трубы знáменныя в рукáх их И послал их Моисей на войну, по тысяче из колена, их и Финееса, сына Елеазара, [сына Аарона], священника, на войну, и в руке его священные сосуды и трубы для тревоги «Финеес есть изображение Христа», замечает тот же св. Отец (тв. ч. 1, стр. 202). А «трубы знаменные, предшествовавшие кивоту, – по объяснению св. Ефрема Сирина , – означают трубы пророков, которые взывали: «Идёт Еммануил» (тв. ч. 6, стр. 567). Гл. 31, 8 и царéй Мадиáмских убиша вкýпе с язвеными их и вместе с убитыми их убили царей Мадиамских «В том, что Финеесом убиты сии пять царей, видим, – говорит св. Ефрем Сирин, – образ Еммануила, Который привёл в изнеможение силу греха» (ibid.). Гл. 31, 19 всяк убивый дýшу и прикоснýвыйся убиéному да очистится в трéтий дéнь всякий, убивший человека и прикоснувшийся к убитому, очиститесь в третий «Третей день, – по мнению св. Кирилла Александрийского , – означает время воскресения», разумеется, Христова (тв. ч. 1, стр. 206). Гл. 31, 31 И сотвори Моисéй и Елеазáр жрéц, якоже повеле Госпóдь Моисéю

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

И созвал Моисей всех старейшин [сынов] Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху «Возьмите овча по домам и принесите в жертву, как повелел Законоположник», – перефразирует так этот стих св. Иоанн Златоуст , и, сопоставляя прообраз с Первообразом, продолжает, – «но Христос не так сделал; Он не повелевает этого, а Сам становится, как овча, принося Отцу Себя Самого в жертву и приношение» («Беседы на Евангелие от Иоанна» т. 1, стр. 166). Гл. 12, 22 возмите же кисть иссóпа, и омочивше в крóвь, яже близ двéрий, помáжите прáги, и на обою подвóю, от крóве, яже éсть близ двéрий: вы же да не изыдете кийждо из двéрий дóму своегó до заýтрия и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра «С иссопом соединяется кровь. Этот образ, – по объяснению св. Кирилла Александрийского , – косвенно показывает нам, что честная кровь Христова избавляет нас не только от гибели, но и от всякой нечистоты, сокрытой внутри нас» (тв. ч. 3, стр. 250–251). Гл. 12, 23 и мимо прóйдет Госпóдь избити Египтяны, и ýзрит крóвь на прáзе и на обою подвóю, и минéт Госпóдь двéри, и не попýстит погубляющему внити в дóмы вáша убивáти И пойдёт Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдёт Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в дома ваши для поражения «Если агнец при Моисее удалял погублявшего ангела, – замечает св. Кирилл Иерусалимский , – то Агнец Божий, вземлющий грех мира, не паче ли освободить от грехов? ( Ин.1, 29 )» («Огласительные поучения» XIII, 3; стр. 240). «Иудеи заклали агнца из стада овец и кровью его избавились от ангела-истребителя; а мы, – рассуждает св. Иаков Низибийский , – кровью Агнца, избранного Сына, исхищены от дел греха, совершённых нами» («Слово о Пасхе» стр. 35). Уясняя прообразовательный смысл пасхального агнца, и св. Григорий Нисский говорит в том же духе: «Назначается пищей для нас соделаться тому телу, из которого излита кровь, и показуемая на дверях удаляет от нас губителя египтян» (тв. ч. 1, стр. 292).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Иустин Мученик по поводу этого места замечает: «Бог говорит это только тем патриархам, от которых имел произойти Христос по домостроительству через Деву Марию» («Разговор с Трифоном Иудеем» гл. 120, стр. 343). И бл. Иероним, очевидно, разумеет это место, когда говорит: «Бог заключил договор с Исааком о том, что о семени его, которое понимается как Христос, благословятся все народы» (тв. т. 15, стр. 225). Гл. 27, 22 Приближися же Иáков ко Исаáку отцý своемý, и осязá егó и речé: глáс ýбо глáс Иáковль, рýце же рýце Исáвове Иаков подошёл к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы Гл. 27, 23 И не познá егó: бесте бо рýце егó, яко рýце Исáва брáта егó космáте. И благослови егó И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его По толкованию бл. Иеронима, «из сыновей Исаака старший Исав отвергается, а младший принимается Господом во образ синагоги и Церкви» (тв. т. 10, стр. 380–381), а именно: «благословение, предназначавшееся Иудеям ( Рим.3, 2; 9, 4 ), изображённым старшим Исавом, передано младшему народу, предызображённому Иаковом» (тв. т. 1, стр. 192). Гл. 27, 28 и да дáст тебе Бóг от росы небéсныя и от тýка земли, и мнóжество пшеницы и винá да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина По толкованию бл. Феодорита, «патриарх Исаак говорит сие, предвидя, что от Иакова имел произойти по плоти Владыка Христос, потому то и даёт разуметь в Нём под росою Божество, а под туком земли от нас – восприятое человечество» (тв. т. 1, стр. 77). Гл. 27, 41 И враждовáше Исáв на Иáкова о благословéнии, имже благослови егó отéц егó. Речé же Исáв во уме своéм: да приближатся дние плáча отцá моегó, да бых убил Иáкова брáта моегó И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своём: приближаются дни плача по отцу моему, и я убью Иакова, брата моего Св. Иустин Мученик находит, что «Иаков во всё время был ненавидим своим братом во образ того, что и Сам Господь наш ненавидим всеми другими людьми, хотя мы все по природе братья» («Разговор с Трифоном Иудеем» гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Совесть чистую и откровенную нужно иметь, по словам апостола: Подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми ( Деян. 24,16 ) мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно ( Евр. 13,18 ). (2; стр. 88) ...Кто хранит свои уста – соблюдает свою душу, дерзкий же устами опорочит себя. Молчание собирает, многословие же расточает. Апостол Иаков учит: Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев ( Иак. 1,19 ). (2; стр. 88) Когда же в чем, как человек, согрешишь, в том перед Богом кайся. Если укорен от кого будешь, то без всякого прекословия поклонись и проси прощения: «Прощения прошу, согрешил, виноват». Если кто тебя укорит, досадит тебе или чем тебя обидит, то на того... не гневайся, но, отойдя, сотвори о нем молитву к Богу так: «Господи, прости его», – и ту обиду врагу невидимому приписывай, поскольку он нас учит друг друга обижать. Никому ни в чем никогда не лги и зла на сердце никакого не держи. Ненавидящий оскорбляющих ненавидит кротость, бегающий же огорчающих бегает спасения во Христе. (2; стр. 89) Где нет любви Божией и страха Его, там всякое расстройство и злая вещь! (2; стр. 90) Сверх же этих добродетелей обучаться нужно великодушному терпению, чтобы все безропотно терпеть. Терпение же мы тогда будем иметь, когда все приключающееся с нами – и веселое, и скорбное – равно, как от руки Божией будем принимать. Терпением вашим спасайте души ваши, – поучает нас Христос ( Лк. 21, 19 ). Терпи, раб Господень, – и спасешь твою душу, которую погубил грехами. терпение радуется в скорбях и в бедах благоискусен, в напасти веселится, на послушание готов, любви исполнен, в досаждении славит, в укоризнах смиряется, в бедах непоколебим. Терпение стяжавший стяжал упование и всякими добрыми делами украшен. О прочих же добродетелях многих – о вере, надежде и любви – читай сам святые книги и слушай поучения, через что сделаешься мудрым и унаследуешь вечные блага о Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь. (2; стр. 90)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/duhovn...

«Как он (Мелхиседек), поскольку не помнил своих родителей, называется не имеющим ни отца, ни матери, и поскольку не имел родословной – безродословным, – так и Христос, поскольку не имел ни матери на небесах, ни отца на земле, называется и есть безродословным» (тв. т. 4, стр. 382). «Повествование о сем как бы изображает пред нами вечность и безначальность Христа как Бога», говорит св. Кирилл Александрийский . Вот почему «Боговдохновенное Писание не поименовало нам рода Мелхиседека или того, от какого отца он произошёл, мы не находим сказания и о том, до какого числа лет дожил он» (тв. ч. стр. 108). Если же «Мелхиседек представляется не имеющим ни начала дней своих, ни конца жизни, не потому, что он действительно не имел их, но потому, что неизвестно его родословие; а Иисус Христос не имеет ни начала дней Своих, ни конца жизни не в том смысле, как Мелхиседек, но в том, что Он совершенно не имеет ни начала во времени, ни конца», то это, – говорит св. Златоуст, – потому, что «то, чтó в Мелхиседеке было как тень, на Иисусе Христе исполнилось как истина» («Беседы на Псалмы» т. 1, стр. 518; ср. его же «Толкование на послание к Евреям» стр. 208). Мелхиседек – прообраз Христа по признанию всей Церкви. «Священника Божия и Царя уединена, Христово подобие в мире жития в человецех подражай», т. е. «Подражай Священнику Божию и Царю одинокому (Мелхиседеку), Христову образу жизни между людьми в мире» (Канон Андрея Критского Четверг п. 3, тр. 3). Авраам и Исаак Гл. 15, 4 И áбие глáс Госпóдень бысть к немý, глагóлющий: не бýдет сéй наследник твóй, но иже изыдет из тебé, тóй бýдет наследник тебе И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдёт из чресл твоих, будет твоим наследником Гл. 15, 6 И верова Аврáм Бóгу, и вменися емý в прáвду Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность Св. Кирилл Александрийский : «Христос – сын от свободной, т. е. от Нового Завета, во образ Которого Исаак разумеется сыном по обетованию и через веру» (тв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

148 Творения. Том. 2. 185 письмо комиту Ермину о благодати святого крещения. 1860 г., стр. 229–230. 149 В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи. 165 В греческом тексте слова «спасает крещение» стоят рядом: «ι κα μς νττυπoν νν σζει βπτισμα, о σαρκς πθεσις πoυ, λλ συνειδσεως (совести), γαθς περτημα (вопрос, спрашивание, требование, обещание) ες Θεν, δι’ ναστσεως ησo Χριστo”. 171 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. 172 Евангелист Иоанн замечает: «Сам Иисус не крестил, а ученики Его» (4:2), и этим дает возможность ясно понять, что крещение, совершаемое апостолом, было водное. Если же разуметь под крещением «научение», как говорят сектанты, то оказалось бы, что не Иисус Христос учил, а ученики Его (!). 175 «Не сказал просто: от тьмы, но от власти», – замечает святой Иоанн Златоуст , – «так как (диавол) над нами имеет великую силу и господствует. Тяжко быть и просто под диаволом., а (под диаволом) со властью – и того тяжелее... Не сказал – изверг, но – избавил. Показывая, с одной стороны несчастное состояние наше и плен тех, с другой – беспрепятственность силы Божией». Творения. Том 11, Бесед. 2 на Посл. к Кол 1905 г., стр. 371. 180 Никитский С. Вера Правосл. Восточ. Греко-Российс. Церкви, по её символ, книг, тетр. 1-я: вероучение. 1889 г., стр. 22. 184 «Но что скажешь о тех, которые ещё младенцы, не чувствуют ни вреда, ни благодати? Крестить ли нам их? Непременно; если настоит опасность», – учит святой Григорий Богослов . – «Ибо лучше без сознания освятиться, нежели умереть незапечатленным и несовершенным. Доказательством сему служит обрезание, которое в прообразовательном смысле было некоторою печатью, и совершалось над неполучивми еще употребления разума». Творения. Часть 3. Слово 40 на Святое Крещение. 1889 г., стр. 248.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Глава VIII. О вечности священства в церкви Христовой I. Св. Иоанн Златоуст : а) «Шедше научите вся языки крестяще их во имя Отца, и Сына и Святого Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам ( Мф.28:19–20 ), Здесь Он говорит об учении и заповедяхъ... Он только повелевает возвестить по всей вселенной Его ученье, которое сокращенно вручил им вместе с заповедью о крещении. Но так как Он заповедал им дело великое, то, ободряя их сердца, сказал: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Не видишь ли опять силы Его? И не видишь ли при том, с каким снисхождением Он говорит это? Не с ними только будет находиться, говорит Он, но и со всеми теми, которые после них будут веровать. Апостолы не могли пребывать до скончания века; но Он говорит ко всем верным, как-бы к одному телу. Не говорите Мне, сказал Он, о препятствующих и трудностях: с вами Я, Который делаю все легким» (т. VII, стр. 884–885; то же см. стр. 149). б) «И аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век... Что значит: да будет с вами? То же, что Он о Себе говорит: Аз с вами есмь ( Мф.28:20 ). Сверх того, Он намекает и на нечто другое, именно: не претерпит того, что Я претерпел, и не отойдет» (т. VIII, стр. 498). II. Бл. Феофилакт Болгарский : а) В толковании на 116-е зачало: «Сказавши, что крестить должно во имя Троицы, Он преподал нам богословие, а присовокупивши, что должно учить и соблюдать заповеди, показал нам деятельную добродетель. Наконец, поскольку Господь посылал учеников Своих к язычникам и при том на опасность и на смерть, то, чтобы ободрить их, говорит: не бойтесь, потому что Я буду с вами до скончания века. Знай, что и о кончине века Он напоминал для того, чтобы побудить их еще более презирать опасности. Не бойтесь, говорит: все мирское: горе ли то, или благополучие, будет иметь конец: посему ни в горе не отпадайте, потому что оно проходит, ни благами не обольщайтесь, потому что они кончатся. Впрочем, не к одним апостолам относится обещание Господа быть с ними, но и ко всем вообще ученикам Его, то есть ко всем верующим в Него и хранящим Его заповеди: потому что апостолы имели жить не до кончины века. Итак, Господь обещает Свое пребывание до скончания века и нам и тем, которые будут после нас.» (Толк. на Мф. по изд. 1855 г., стр. 517–518).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

d. A. В. II. стр. 280: «Законы нравственные, законы культа и государства не возвышены и не подчинены одни другим, но стоят совершенно наравне, все они в случае нарушения требуют, по своей важности, одинаковым образом религиозного очищения и гражданскаго наказания». 1101 Хотя поэтому Иегова принял права и обязанности неограниченного земного царя, однако (исключая поэтическое и различно толкуемое выражение bischurum melech, Втор.33:5 ) в этом смысле он называется царем только тогда, когда идет дело о выборе человеческого царя. Так Гедеон предложенное ему господство над Израилем отклоняет словами: «ни я не буду владеть вами; ни мой сын не будет владеть вами; Иегова да владеет (imchal) вами», Суд.8:23 ; и когда Самуил сомневается дать народу царя, Иегова говорит ему: «послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб я не царствовал (mimloch) над ними» 1Цар.8:7 .–Imloch Исх.15:18 означает господство Иеговы над всеми народами. Тривиальный взгляд И. Д. Михаелиса (Mos. R. 1. § 35) «что Бог принял только имя царя как почетный для израильтян титул для того, чтобы изгнать идолопоклонство», не нуждается ни в каком подробном опровержении. 1102 Теократия может быть превращена в иерархию только в том случае, если с К. Д. Гюлльманом (Staatsverfassund der Israeliten, Лейпц. 1834) отвергнуть поверхностнейшим образом вульгарного рационализма всякое сверхъестественное откровение Бога и всю моисееву историю выдать за мифическую и вопреки действительной истории всего в. завета представить «всякого первенца Аароновой фамилии видимою верховною главою государства» (стр. 66). Как мало оснований к предположению господства иерархии или священников у израильтян, это сознали даже Ленгерке (Кепаап, стр. 514) и Заальшутц (Mos. R. стр. 24 д). Последний особенно ясно показал, что ни закон не дозволял священникам действительных притязаний на политически-влиятельное положение, не давая даже им особенного землевладения в поместьях, ни история ничего не знает о каком-либо вторжении священства в политическую власть. Впрочем сам Заальшутц слишком односторонне ищет существа теократии в законодательстве и ограничивает его тем, что Бог господствует в народе чрез закон, навсегда определенный и открытый чрез Моисея, рационалистически стараясь ослабить остальные моменты, именно влияние пророков и значение урим и туммим.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

«Ахитофел восстал против Давида, – говорит бл. Иероним, – и истинный Ахитофел – Иуда – против Христа» (тв. ч. 14, стр. 108). А св. Ефрем Сирин 114 отмечает то, что Давид на горе Елеонской молился и просил Господа разрушить совет Ахитофела; и Спаситель на этой горе ( Лк.22, 39–42 ) скорбел и молился ( Мф.26, 36–37 ; Мк.14, 32–33 ) (у о. Смирнова стр. 117–118). Гл. 16, 9 И речé Авéсса, сын Сарýин, ко царю: почтó проклинáет пéс умéрший сéй господина моегó царя? ныне пойдý, и отимý главý егó И сказал Авесса, сын Саруин, царю: зачем злословит этот мёртвый пёс господина моего царя? пойду я и сниму с него голову Гл. 16, 11 И речé Давид ко Авéссе и ко всем отрокóм своим… остáвите егó проклинáти мя И сказал Давид Авессе и всем слугам своим… оставьте его, пусть злословит В том, что Давид запретил Авессе убить Семея, ругавшегося Давида, когда тот бежал из Иерусалима от Авессалома, св. Ефрем Сирин видит предызображение того, как ап. Пётр, видя опасность, угрожавшую Иисусу Христу в саду Гефсиманском, прибегает к оружию для защиты Его, но удержан Им от кровопролития ( Мф.26, 51–54 ; Мк.14, 47 ; Лк.22, 49–51 ; Ин.18, 10–11 ) (у о. Смирнова стр. 118). А самый Семей, восставший против Давида, поражённого бедствиями, проклинавший несчастного царя и бросавший в него камнями (ст. 5–8), по мнению того же св. Отца, предызобразил иудейских первосвященников и книжников, хуливших Господа, изнемогшего под бременем креста и распятого на нём ( Мф.27, 42 и др.) (ibid.). Гл. 20, 9 И речé Иоáв Амессáю: здрáв ли еси, брáте? И взя Иоáв рукóю деснóю за брадý Амессáеву лобзáти егó И сказал Иоав Амессаю: здоров ли ты, брат мой? И взял Иоав правою рукою Амессая за бороду, чтобы поцеловать его Ты избавил меня от мятежа народа моего; Ты сохранил меня, чтоб быть мне главою над иноплеменниками; народ, которого я не знал, служит мне По толкованию бл. Феодорита, здесь содержится «проречение о Спасителе Христе, ибо в свет язычникам был не Давид, но происшедший от Давида по плоти Господь и Сын Давидов ( Лк.2, 32 )» (тв. т. 1, стр. 409).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

«Всё это (разумеется агнец пасхальный и его кровь) происходило не просто, – рассуждает и св. Иоанн Златоуст , – но так как мы имеем спасаться через кровь и древо, то поэтому Бог сказал, что каждый помажет кровью двери, потому что они не имели быть спасаемы иначе, как через посредство древа» (тв. т. 2, стр. 932). «Вселенной надлежало освободиться и избавиться от клятвы кровью Христовой, – рассуждает тот же Святитель в другом месте, – так как это опять чудо великое и невероятное для несмысленной души иудеев, то Бог предустрояет и прообразует посредством агнца... Проходящий ангел, если не ради людей, то ради образа этой крови, пощадил еврейских первенцев 88 ... Итак, когда иудей станет укорять тебя, как ты надеешься на кровь, то и ты скажи ему: «Ты был спасён кровью агнца, и я ли не спасусь кровью Господа?» (ibid, стр. 792–793). «Тех, которые спаслись в Египте, когда истребляемы были первенцы египетские, спасла кровь пасхальная, которою помазаны были с обеих сторон косяки дверей и перекладины; через это, – говорит Иудею св. Иустин Мученик , – Он предвозвестил имеющее быть посредством крови Христовой спасение для рода человеческого. Ибо Пасха был Христос, Который после был принесён в жертву, как и Исаия говорит ( Ис.53, 7 ). Даже написано и о том, что вы взяли Его в день Пасхи и распяли также во время Пасхи. И как бывших в Египте спасла кровь пасхальная, так и кровь Христова избавит от смерти уверовавших в Него» («Разговор с Трифоном Иудеем» гл. 111, стр. 329–330). Гл. 12, 31 И призвá фараóн Моисéа и Аарóна в нощи и речé им: востáните и отидите от людий моих, и вы, и сынове Изрáилевы: идите и послужите Гóсподу Бóгу вáшему, якоже глагóлете И призвал [фараон] Моисея и Аарона ночью и сказал [им]: встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу [Богу вашему], как говорили вы «Иудеи во время Пасхи освободились из-под рабства фараонова, а мы, – говорит св. Иаков Низибийский , – в день распятия нашего Господа освобождены от плена и рабства сатаны» («Слово о Пасхе» стр. 35).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010