Храм во имя арх. Михаила мон-ря Икорта. 1172 г. Храм во имя арх. Михаила мон-ря Икорта. 1172 г. (18,50×13,25 м) относится к типу вписанного креста, ее объемно-пространственная композиция и декор очень близки расположенному неподалеку храму Самтависи (1030). Здание церкви возведено из тесаных квадр желтовато-золотистого песчаника. Купол опирается на четыре 8-гранных столба, вост. пара которых соединена с простенками алтарной части. Зап. рукав креста удлинен парой столбов. С востока храм завершается глубокой апсидой с вимой. Пастофории расположены по бокам апсиды в 2 этажа. Наверху находятся тайники, где во времена нашествий хранили иконы и ценности, внизу жертвенник и диаконник. Нижние пастофории в отличие от большинства груз. церквей, где они отделены от основного пространства дверями, в И. во всю ширину раскрыты арками, что создает впечатление цельности пространства. Зап. рукав креста удлинен 2 продольными арками, опирающимися на изящные колонны (сохр. сев. колонна). В верхнем этаже зап. рукава устроены хоры, предназначенные для певчих, представителей высшего сословия и женщин. По традиции груз. памятников XII в. интерьер храма был хорошо освещен 5 окнами в нижней части здания и 12 в куполе. Наружные массы церкви образуют стройную ступенчатую композицию. Особо декорирован купол церкви, цилиндрический барабан к-рого гармонично завершает архитектурную композицию. Его высокие и узкие окна обведены декоративными арками, оконные обрамления покрыты меняющимися орнаментальными мотивами. Поля поверх окон и карнизы барабана и фасадов церкви были также орнаментированы (не сохр.). Композиция фасадов характерна для груз. архитектуры XI-XII вв.: при большой декоративной насыщенности и выразительности она структурирована многопрофильной, местами ломаной аркатурой, богато украшенным орнаментом оконных наличников. Орнамент сочный, пластичный, рисунок свободный и мягкий, резьба глубокая. На плоскости стены вост. фасада выделяются 2 глубокие треугольные ниши, фланкирующие центральную вертикальную композицию, состоящую из декоративного креста, наличника и ромбов.

http://pravenc.ru/text/389071.html

В 1101 г., когда положение митрополита укрепилось, Н. принял участие в разрешении конфликта между кн. Ярославом Ярополчичем (Ярополковичем) и киевским кн. Святополком (Михаилом) Изяславичем. Последний пленил и привез в Киев Ярослава, нарушившего решения Витичевского княжеского съезда и овладевшего Берестьем (ныне Брест, Белоруссия). Митрополит с игуменами киевских мон-рей умолил Святополка проявить милость к плененному князю. По распоряжению киевского князя, после того как Ярослав дал у места погребения св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба Владимировичей обещание не участвовать в политической борьбе, «сняша с него оковы и пустиша» его (ПСРЛ. М., 1997. Т. 1. Стб. 275). Это было первое обращение по инициативе Церкви к почитанию св. князей Бориса и Глеба для урегулирования межкняжеских конфликтов. Впосл., однако, Ярослав Ярополчич нарушил клятву, был вновь схвачен и умер в заточении. О новых обращениях духовенства во главе с Н. к киевскому князю ничего не известно. Очевидно, именно Н. в качестве обозначенного в соборном определении Русского митрополита присутствовал на Соборе, к-рый состоялся в К-поле под председательством патриарха Николая Грамматика в 1101 (1086?) г.; на Соборе было определено брать плату с рукополагаемых (Jus canonicum graeco-romanum//PG. 119. Col. 861). На период первосвятительства Н., в 90-х гг. XI в., согласно гипотезе А. А. Шахматова , получившей широкое признание в науке, приходится составление в Киево-Печерском мон-ре монументального общерус. летописного памятника - т. н. Начального свода, к-рое подытожило 1-й этап печерского летописания, возникшего, вероятно, в кон. 60-70-х гг. XI в. Ко времени ок. 1100 г. исследователи относят составление блгв. кн. Владимиром Мономахом «Поучения к детям» (сохр. в составе Лаврентьевской летописи под 1096 г.). В кон. XI - нач. XII в., вполне вероятно при содействии Н. (не исключено, что ранее он был назван в честь свт. Николая Мирликийского), в Русской Церкви вслед за Римско-католической был установлен праздник 9 мая - перенесения мощей свт. Николая Чудотворца в 1087 г. из г. Миры Ликийские в южноитальянский г. Бари (см.: Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 102-103), причем патриархатом К-польским этот праздник признан не был (см. также: Назаренко А. В. «Никола вешний»: Новое об обстоятельствах установления на Руси памяти свт. Николая Мирликийского 9 мая//Церковь в истории России. М., 2016. Сб. 11. С. 258-284).

http://pravenc.ru/text/2565942.html

В конце иконоборческого периода иконография М. претерпевает кардинальные изменения. На смену образу молодого мученика-воина (в копт. искусстве эта традиция продолжала существовать еще длительное время, см. напр., на фреске мон-ря св. Антония, 1232/33; Bolman. 2002) приходит образ мужа средних лет или старше, с проседью во вьющихся коротких волосах и с короткой же округлой бородой; в его воинских одеждах благодаря тавлиону на плаще подчеркнута принадлежность к визант. придворному кругу. Однако в данном случае следует говорить не о трансформации образа, а, как показала Н. В. Герасименко, скорее о параллельном и независимом от егип. традиции сложении «константинопольского» варианта иконографии М., вызванного общим процессом пересмотра Житий святых и формирования их иконографии после победы иконопочитания ( Герасименко. 2008. С. 106). Одно из ранних изображений «константинопольской» традиции представлено на столичной работы резной по слоновой кости иконе-триптихе с Деисусом и святыми (X-XI вв., Музеи Ватикана), где М. изображен на правой створке в среднем ряду, оплечно, облачен в плащ с тавлионом; парный образ на левой створке - воин вмч. Меркурий; см.: The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era, A. D. 843-1261: [Cat.]/Ed. H. C. Evans, W. D. Wixom. N. Y., 1997; Cat. 79. P. 131-132). К-польское происхождение имеют и 2 иконы с центральным образом арх. Михаила, находящиеся в сокровищнице базилики Сан-Марко. На обеих образ М. благодаря композиционному расположению имеет важное значение (святой хорошо узнаваем в «константинопольской» трактовке облика; сохр. надпись с именем). На иконе кон. XI - нач. XII в. с ростовой фигурой арх. Михаила эмалевый медальон с поясным изображением М., держащего в руке крест, помещен на верхнем поле в своеобразном 3-фигурном Деисусе и составляет пару медальону с образом ап. Петра (см.: Il tesoro di San Marco. 1971. P. 23-25. N. 16). На второй, 2-сторонней иконе (1-я пол. XI в.) с поясным образом арх. Михаила, чеканный медальон с оплечным изображением М. помещен на обороте, в среднике, в основании креста; в средокрестии и на концах ветвей - образы святителей (см.: Ibid. P. 25-27. N. 17). О быстром распространении столичного варианта иконографии М. свидетельствует то, что его изображение охотно включали в роспись каппадокийских храмов (напр., в Йыланлы-килисе («Змеиной церкви»), кон. IX - 1-я пол. X в., в Куббели-килисе 3 в долине Соганлы, кон. X - нач. XI в., Карабаш-килисе, 1060/61, и мн. др.).

http://pravenc.ru/text/2563238.html

С 1992 г. мон-рь возглавляет аббат Владимир Годра. Архитектура В XI-XIII вв. сложился архитектурный ансамбль, в который входили основной комплекс мон-ря и расположенная поблизости от него на берегу моря укрепленная башня. Согласно описанию Барралиса, основной комплекс состоял из 2 церквей, клуатра, зала капитула, рефектория и дормитория. Главный монастырский храм св. Гонората (не сохр.), по-видимому, был возведен после нападения сарацин в 1046/47 г. и освящен 4 окт. 1088 г. Это была 3-нефная одноапсидная романская церковь; боковые нефы были сужены, а стены, прорезанные небольшими окнами, почти лишены декора; к сев. стене примыкали капеллы. К северу находилась ц. Пресв. Девы Марии - скромный однонефный храм с апсидой (вероятно, освящена в 1159; в XIX в. перестроена в жилой корпус). Храмы соединялись т. н. галереей мертвых, перекрытой цилиндрическим сводом, которая скорее всего служила усыпальницей. С юга к ц. св. Гонората примыкал прямоугольный клуатр, сооруженный в XI в. и полностью перестроенный на рубеже XII и XIII вв. Галереи клуатра оформлены как замкнутые помещения, перекрытые простыми цилиндрическими сводами и отделенные от двора глухими стенами с широкими оконными и дверными проемами. С вост. стороны клуатра находится зал капитула, с южной - рефекторий; оба помещения перекрыты массивными сводами на нервюрах. Башня-донжон, которая в позднее средневековье стала основной резиденцией монахов, имеет сложную историю строительства. По сведениям Барралиса, укрепление было заложено при аббате Альдеберте II (1088-1103). В грамоте папы Гонория II (1124-1130) упоминается о возведении крепости для защиты от сарацин; понтифик призвал христиан помогать монахам, находившимся в опасности. Высказывалось мнение о подложности грамоты ( Labande. 1922/1923. P. 196-197), но, по-видимому, текст лишь подвергся интерполяции ( M é hu D. Les privilèges...//Lérins. 2009. P. 482-487). Кон. XI-XII в. можно датировать строительство донжона высотой не менее 15 м, к-рый составил основу укрепления. Вероятно, в кон. XII в. к башне была сделана пристройка (об этом упом. в грамоте папы Луция III 1184 г.), на 2-м этаже к-рой с 1392 г. находилась капелла Св. Креста. После взятия башни генуэзскими пиратами (1400) укрепление подверглось существенной перестройке: здание было расширено, в нем устроили 2-ярусный клуатр со стрельчатыми арками, в нижнем ярусе - цистерны. Работы были завершены в 1468 г. По свидетельству Барралиса, в крепости было 36 монашеских келий, 5 помещений для слуг, 4 капеллы, трапезная с кухней, ризница, архив, б-ка, 2 цистерны и т. д. Особое значение приобрела капелла Св. Креста, к-рая именовалась «Святая святых», т. к. в ней хранились главные святыни мон-ря (см.: Bay, Fixot. 1990; Poteur, Salch. 1996).

http://pravenc.ru/text/2463581.html

С посл. четв. XVI в. молдав. иконописцы все чаще вдохновлялись иллюминированными кодексами, что отразилось в памятниках стенописи и иконописи, а также характеризует молдав. миниатюру. Различные источники указывают на хождение в М. к. и в соседнем Валашском княжестве ряда известных иллюминированных визант. кодексов (иногда это их южнослав. реплики). Не всегда установлено время появления визант. кодексов в М. к., тем не менее некоторые факты могут указывать на представление о данном явлении. Так, известно о нахождении в М. к. знаменитого Четвероевангелия болгарского царя Иоанна Александра 1356 г. (Lond. Brit. Lib. Add. 39027 (бывш. Curzon 153)), реплики визант. кодекса XI в. (Paris. gr. 74), выкупленного из залога в нач. XV в. господарем Александру I Добрым. Визант. рукопись Евангелия-Апракос (XII-XIV вв.) в период правления в М. к. господаря Иеремии Мовилэ (1595-1600, 1600-1606) заказчик Глигорча Крэчун украсил окладом и подарил афонскому мон-рю Ватопед; Четвероевангелие (XII-XIII вв.) ок. 1598 г. украсил окладом великий логофет Лупу Строич и передал в дар афонскому мон-рю Дохиар; Четвероевангелие XII в. с окладом Елизавета Мовилэ вложила в афонский мон-рь Кутлумуш. Валашский господарь Мирча Чобан († 1534) украсил окладом Лекционарий XI в. из мон-ря Дионисиат на Афоне (Ath. Dionys. 587). Визант. иллюстрированную книгу Апостол (Rockfeller McCormick NT.- Chicago. Bibl. Univ. 2400) украсил окладом валашский господарь Александру II Мирча (1568-1574), брат молдавского господаря Петру VI Хромого. Известная рукопись IX в., т. н. Sacra Parallela (Paris. gr. 923), Псалтирь XI в. (Ath. Vatop. 760), Типикон монастыря Пантократор на Афоне XII в. (не сохр.) принадлежали б-ке династии Маврокордатов, правивших в Молдавии и Валахии в XVIII - нач. XIX в. ( Costea. 1992. P. 44. Not. 16-17). C 1587 по 1608 г. в М. к. жил Яннакис Симотас, купец из Эпира, тесно связанный с молдав. господарями и высшими сановниками, для к-рых он приобретал в К-поле ценные предметы церковного искусства ( N sturel. 1986. P. 72).

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Сан-Микеле-Арканджело близ Сан-Кирико-Рапаро (юг обл. Базиликата, X-XI вв.), где купол был поставлен на угловых тромпах и снаружи оформлен в виде ступенчато повышающихся концентрических колец, украшенных поясами слепых арочек и покрытых черепицей (этот тип куполов продолжал существовать в Апулии и при норманнах). Однонефные церкви также трудно датировать, поскольку этот тип получил широкое распространение в последующие столетия и мог применяться для зданий различного назначения. Среди церковных построек более редких типов следует упомянуть баптистерий при соборе Санта-Анастазия в Санта-Северине - круглый в плане, перекрытый куполом на 8-гранном барабане (вероятно, IX в.; Rotonde d " Italia. 2008. P. 184-186). Ряд храмов в Юж. Италии, построенных по романской типологии, имел очевидные черты визант. кладки или декора. К ним относятся однонефные храмы с 3-частным алтарем по бенедиктинскому образцу - огромная руина ц. Санта-Мария-делла-Роччелла близ Скуиллаче (обл. Калабрия; кон. XI - 1-я пол. XII в.), осталась лишь алтарная часть, и великолепно сохранившаяся церковь мон-ря Сан-Джованни-Теристис в Бивонджи (обл. Калабрия; 1122) - с трансептом, 3 апсидами и куполом на квадратном основании. Подобное промежуточное положение занимают и нек-рые 3-нефные базилики с 3 апсидами: Санта-Мария-ди-Террети в Реджо-ди-Калабрия (кон. XI в.?, не сохр.), Санта-Мария-ди-Тридетти близ Стаити, к востоку от Реджо-ди-Калабрия (кон. XI в.?, руина), и Санта-Мария-дель-Патире близ Россано (нач. XII в.). Очень мало известно о военных и гражданских постройках, возведенных после отвоевания этих территорий Византией и имевших важное значение для адм. контроля над старыми и новыми землями. В результате объединения неск. фем, составлявших визант. владения в Юж. Италии, был образован катепанат, и его столицей стал Бари, где находился двор катепана, его резиденции, церкви и дворцовые капеллы. В последние годы были выявлены археологические остатки этого адм. комплекса, возникшего в нач. XI в. (Bari, sotto la città.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ БАР МУШЕ [сир.      ] из Тур-Абдина, сир. яковитский писатель. Яковитский патриарх Дионисий Телль-Махрский (VIII-IX вв.) в предисловии к своему историческому сочинению (которое сохр. в составе «Хроники» Михаила Сирийца (XII в.)) указывает на Д. б. М. как на одного из авторов, писавших в жанре экклезиастики (церковной истории), излагая события «кратко и отрывочно, без соблюдения точности времени или последовательности». Отрывки из этих сочинений, относящиеся к 738-748 гг., дошли до наст. времени в хронографическом своде несторианского писателя Илии бар Шинайи (X-XI вв.). Ист.: Chronique de Michel le Syrien, Patriarche Jacobite d " Antioche/Ed. J.-B. Chabot. P., 1899. T. 1. P. 378; 1901. T. 2. P. 358; Elie Metropolitae Nisibeni Opus Chronologicum/Ed. E. W. Brooks. P., 1909. P. 7-8. (CSCO. Syr. Ser. 3; T. 8). Лит.: Райт. Очерк. С. 113; Duval. Litt é ratures. P. 203, 383; Baumstark. Geschichte. S. 273; Пигулевская Н. В. Михаил Сириец и его «Хроника»// Она же. Сирийская средневековая историография. СПб., 2000. С. 330-332. Е. Н. Мещерская Рубрики: Ключевые слова: ГАВРИИЛ КАТРАЯ бар Лифе (нач. VII в.), восточносир. писатель, автор значительного для истории сир. литургической традиции соч. «Толкование служб» ДИОНИСИЙ БАР САЛИБИ [Иаков бар Салиби] († 1171), сиро-яковитский митр., богослов и писатель, одна из центральных фигур т. н. Сирийского Возрождения (XII-XIII вв.)

http://pravenc.ru/text/171290.html

P. 231, 243); канон, составленный гимнографом Георгием, 2-го гласа, с акростихом Τν παρθνων εφημον κλος (Дев похвала добрая), ирмос: Εν βυθ κατστρωσ ποτε (        ), нач.: Τν εφμων λγων (Всехвальных слов), со 2-й песнью; неск. седальнов (Ibid. P. 193-194, 200-201; Ягич. Служебные Минеи. С. 0137). А. А. Лукашевич Иконография Образы Е. В. известны с ранневизант. времени. Согласно описанию свт. Астерия, изображения мучений святой находились в храме при ее гробнице (см. выше); одно из ранних сохранилось в оратории Архиепископской капеллы в Равенне (кон. V - нач. VI в.). В этот период Е. В. изображали юной девой в богато украшенном одеянии, с мученическим венцом (на голове или в руках), с пальмовой ветвью: на мозаиках ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне (VI в.) и триумфальной арки кафедральной церкви (ц. св. Евфразиана) в Порече, Хорватия (543-553); на фресках ц. Сан-Клименте в Риме (VI в.); в позе оранты: на мозаиках ц. вмц. Евфимии на Аппиевой дороге (VI в., не сохр.). Вероятно, изображение Е. В. присутствовало в ц. великомучеников Георгия и Евфимии в г. Ровинь (ок. 950). Изображения Е. В. сохранились в храмах Каппадокии: в ц. архидиак. первомч. Стефана в Джемиле (VII-VIII вв.), в ц. св. Апостолов в Мустафапаше (1-я четв. X в.), в Чанлы-килисе в Акхисаре (кон. XI в.). Образы Е. В. не раз встречаются в храмах визант. времени, хотя число сохранившихся образов Е. В. по сравнению с изображениями вмц. Варвары, вмц. Екатерины или вмц. Марины невелико. С X в. святую обычно писали в темном мафории, покрывающем голову, с крестом или со свитком в руке, иногда ее руки открыты ладонями перед грудью в жесте приятия благодати. По пояс, в темно-синем мафории, с крестом в правой руке Е. В. представлена в медальоне на зап. стене нартекса кафоликона мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.); в сев. части трансепта Палатинской капеллы в Палермо (50-60-е гг. XII в.); в кафедральном соборе Монреаля (1180-1190); на зап. стене нартекса ц. св. Врачей в Кастории (кон. XII в.); в ц. ап.

http://pravenc.ru/text/187812.html

T. 12. Col. 1042, 1046), но в этом случае, видимо, проявилась традиция, идущая от Кирилла Скифопольского. Визант. историк Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.), опираясь на Кирилла, также считает И. исповедником. Ист.: ActaSS. Iul. T. 2. P. 22-28; Evagr. Schol. Hist. eccl. III 30-33; Niceph. Callist. Hist. eccl. XVI 26-28, 32, 34; Eutych. Annales//PG. 111. Col. 1057, 1064; Theoph. Chron. P. 151-153, 156; Cyr. Scyth. Vita Euthym. S. 5-85; idem. Vita Sabae. P. 85-200; Zach. Rhet. Hist. eccl. VII. Лит.: Vailhé S. Les premiers monastères de Palestine//Bessarione. 1898. Vol. 3. P. 44-50; Diekamp F. Die origenistischen Streitigkeiten im VI. Jh. Münster, 1899. S. 15-32; Pétridès S. Le monastère des Spoudaei à Jérusalem//EO. 1900/1. Vol. 4. P. 225-226; Duchesne L. L " Église au VIe siècle. P., 1925. P. 27-33; Grumel V. Elia I di Gerusalemme//BiblSS. Vol. 4. Col. 1054-1057; Grillmeier A., Bacht H. Das Konzil von Chalkedon: Geschichte und Gegenwart. Würzburg, 1954. Bd. 3: Chalkedon heute. S. 918; Janin R. Élie I//DHGE. Т. 15. Col. 189-190; Capizzi C. L " imperatore Anastasio I (491-518): Studio sulla sua vita, la sua opera e la sua personalità//OCA. 1969. Vol. 184. P. 109, 121-122, 130-133, 240, 270. Кулаковский. История. Т. 1 (395-518). С. 394-395, 417; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 547. Д. В. Зайцев Ж. Гродидье де Матон выдвинул предположение, что И. был автором неск. кондаков ( Grosdidier de Matons. 1964), ранее приписывавшихся кардиналом Ж. Б. Питра Иерусалимскому патриарху Илии II (III) . Два из этих гимнов содержат в акростихе имя Илия: кондак мученикам Сергию и Вакху Σεργου τε κα Βκχου (акростих Ηλιο (Илии); списки: Sinait. gr. 925, X в.; Ath. Vatop. 1041, X-XI вв.; Corsinianus 366, Ath. Laur. Γ. 28, Patm. 212, все 3 - XI в.; Sinait. gr. 927, 1285 г.; ГИМ. Син. греч. 437, 1-я пол. XIV в.) и кондак прор. Даниилу Εκ λκκου τν λεντων (Из рва львиного) (сохр. фрагментарно; неполный акростих Ηλ; списки: Corsinianus 366 и Vindob. Suppl. gr. 96, оба XII в.). Атрибуция этих гимнов И.

http://pravenc.ru/text/389381.html

Многообразие архитектурных форм кон. XIX — нач. XX в. оставило след и в памятниках К. и Г. е. На Торговой пл. в Путивле на средства настоятеля Молченского мон-ря архим. Маврикия была сооружена т. н. Императорская часовня, освященная 26 авг. 1898 г. во имя св. покровителей имп. Александра III и имп. Николая II (не сохр.). В выбеленном здании часовни причудливо сочетались московская 5-главая композиция с крупным, уплощенным куполом в центре и боковыми декоративными на глухих барабанах главками и узорочная кирпичная декорация в духе посадского зодчества XVII в. В нач. XX в. планировалось возведение ц. во имя св. кн. Александра Невского на ст. Конотоп. В стиле неоклассицизма была возведена Ильинская ц. в с. Шалыгино Глуховского р-на (1906). Иконопись Наиболее ранние иконописные памятники на территории епархии относятся к XVII–XVIII вв., напр. 5-ярусный иконостас путивльского Преображенского собора, отмеченный в 1903 г. Ф. Ф. Горностаевым как пример соседства московской иконописи нач. XVII в. и академического искусства кон. XVIII — XIX в. Из чтимых икон необходимо отметить список явленной чудотворной Молченской иконы Божией Матери, хранящийся в путивльском Молченском монастыре; образ скрыт ризой (1724). Событием, которое привлекло внимание к художественному наследию К. и Г. е., стала подготовка к проведению в Чернигове XIV археологического съезда (1908). Экспонаты, представленные на выставке, в основном принадлежали собранию созданного накануне съезда Черниговского епархиального древлехранилища. Можно уверенно предположить, что это были предметы, переданные из храмов в связи с их ветхостью и древностью. Среди церквей, чьи старинные утварь и иконы XVII–XIX вв. были выставлены в 1908 г., в каталоге выставки упоминаются: Воздвиженская, Вознесенская, Спасо-Преображенская и Троицкая в г. Короп (ныне Черниговской обл., Украина), кафедральный собор, Николаевская, Преображенская и Трех-Анастасиевская в Глухове, Михаилоархангельская, Троицкая (не сохр.) и Преображенская (не сохр.) в с. Воронеж (ныне Шосткинский р-н Сумской обл.), Успенская в с. Зазерки (ныне Кролевецкого р-на, не сохр.), Вознесенская в с. Княжичи (не сохр.), собор в честь Рождества Пресв. Богородицы и Николаевская в Кролевце, Успенская в с. Вишенки, Успенская в с. Городище, Успенская в с. Конятин, Николаевская в с. Лоска, Рождества Богородицы в с. Оболонье, церкви с. Сохачи и Райгородок, Ильинская в с. Мезин (ныне эти пункты в Черниговской обл., храмы руинированы или не сохр.), церкви в мест. Красный Колядин Конотопского у. у. Др. экспонаты поступили из Глуховского земского музея (создан в 1902, в 1954 фонды были переданы в Сумской обл. краеведческий музей), Конотопской земской управы, Черниговской ДС. Большинство икон, выставленных в 1908 г., принадлежали к произведениям, созданным под влиянием западноевроп. искусства эпохи барокко; предметы лицевого шитья были взяты для экспозиции из храмов, в которых были богатые ризницы.

http://pravenc.ru/text/1841978.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010