Подобный же случай был в Константинополе в 1672 году. Один христианский мальчик Николай по желанию своего отца учился турецкой грамоте у одного турка. Турок, восхищаясь прекрасными способностями своего ученика, захотел обратить его в магометанство. С этой целью он написал магометанское исповедание веры и в виде урока заставил прочитать Николая. Бывшие при этом турки сказали Николаю, что он теперь магометанин; когда же тот отказался от магометанства, представили его кадию. Кадий со своей стороны убеждал его принять магометанство, обещая ему богатство и почести, но все напрасно; Николай оставался христианином. Его заключили в тюрьму, подвергали пыткам и наконец отрубили голову. Или вот еще случай, бывший в 1680 году. Во время одного народного праздника, недалеко от Константинополя, турки для забавы снимали с христиан фески и надевали на них свои чалмы. На празднике был один христианин Ангелис. на которого также надевали чалму. На другой день турки приступают к нему и говорят, что он теперь мусульманин, так как надевал белую чалму. За отказом Ангелиса от мусульманства последовали суд, в полном смысле турецкий, убеждения принять мусульманство, тюрьма, пытки и наконец казнь. Женщины-христианки также твердо переносили мучения за свою веру и оставались верными ей до смерти. Так, в 1725 году пострадала одна богобоязненная христианка Аргира, родом из Бруссы. Она была повенчана с христианином, но в то же время имела несчастье понравиться одному турку. Турок обвинил ее пред судом в обещании сделаться мусульманкою. Аргира заявляла суду, что она такого обещания никогда не давала и навсегда останется христианкою. Ее били и заключили в узы; потом опять допрашивали, тиранили и снова заключали в тюрьму. Суд в таком виде продолжался над нею целых пятнадцать лет. Несчастная умерла в темнице от продолжительных истязаний. Подобная же участь постигла в 1764 году христианку девицу Акилину. Отец ее, убивший во время ссоры турка, чтобы избежать смертной казни, принял мусульманство и хотел сделать мусульманкою свою дочь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

До прп. Максима термин συστολ употреблялся в стоической философии и у церковных писателей, использовавших терминологию стоиков, применительно к состоянию человека, испытывающего душевную скорбь. В частности, Диоген Лаэрций пишет, что, согласно стоикам, «мудрец не подвержен скорби, потому что скорбь есть неразумное сжатие души (δι τ τν λπην λογον εναι συστολν τς ψυχς) (так пишет Аполлодор в Этике)» (Diog. Laert. vit. phil. 7.118.10, пер. М. Л. Гаспарова по: Диоген Лаэртский 1986, с. 281). Характерно, что Гаспаров переводит συστολ буквально – «сжатие». Стоик Хрисипп говорит, что скорбь – это сжатие души, не повинующейся разуму (логосу): «Λπην δ’ εναι συστολν ψυχς πειθ λγ» (Chrys. frag. moral. Fr. 394.7). Эта мысль повторяется в Педагоге Климента Александрийского (Clem. Al. paed. 1.13.101.1.5). Ориген в Увещевании к мученичеству пишет о «сжатии в душе своей», которое могут испытать перед лицом смерти мученики-христиане (Orig. exhor. 4.6) (в этом случае они должны прибегнуть ко Христу). Впрочем, прямое влияние этой традиции на прп. Максима мы утверждать не можем; он говорит не о душевной скорби как таковой (как Хрисипп или Климент), но о сжатии перед лицом смерти, причем применительно к человеческой природе Христа, а не только к душе (в этом отличие от Оригена ). Здесь же можно указать и на представление античной медицины, которое находим у Орибасия (IV в.), согласно которому «страх порождает сжатие (συστολν) всего тела» (Oribas. collect. medic. 54.2.1). Ангелис переводит συστολ на итальянский как angoscia (тоска, томление) (Massimo Confessore 2007, p. 143), вероятно, имея в виду описание Гефсиманского борения в Мк.14:33 и Мф.26:37 , где о Христе говорится, что Он «начал скорбеть и тосковать (ρξατο λυπεσθαι κα δημονεν)», однако характерно, что прп. Максим прибегает в описании состояния Христа к иному выражению. Кроме настоящего, Гефсиманская молитва Христа трактуется в целом ряде Богословско-полемических сочинений прп. Максима: opusc. 6: PG 91, 65A-D; 7: PG 91, 80C; 15: PG 91, 160C, 165A–B; 16: PG 91, 196D. Подробнее см. во вступительной статье к настоящему изданию.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Легатом-председателем собора избран был сначала кардинал де-Рейзах, на решительный и энергический ум которого римский двор возлагал великие надежды; затем, после его смерти, кардинал де-Лука, приобретший репутацию либерала своими сношениями с лордом Кларендоном и Гладстоном, но он обвинен был впоследствии в излишней благосклонности к оппозиции и заменен кардиналом де-Ангелис, характер которого в этом отношении представлял собой полную безупречность. Таким образом, по организации и дисциплине собор представлял собой механизм, пружины которого находились в руках папы. Между тем в то время, как на соборе приняты были все меры, чтобы увеличить на него влияние папской воли, вне собора велась деятельная агитация, имевшая своей целью – вызвать в среде духовенства и народа демонстрации, которые бы производили давление на совесть заседавших на соборе отцов. С открытием собора курия воспретила прессе Папской области обсуждение вопроса о непогрешимости из опасения, как бы апология не вызвала противоречия. Но проповедь была свободна от этого запрещения, и проповедники ультрамонтанской партии пользовались ею как средством – электризовать общественное мнение в самом крайнем направлении 6 . К великому посту проповедники, принадлежавшие к монашеским орденам, получили везде положительные инструкции – развивать и поддерживать доктрину о непогрешимости папы. К проповеди нужно присоединить просительные и благодарственные письма, адресованные ультрамонтанским писателям, и осуждения, направленные против противников непогрешимости. Опубликование всех этих документов рассчитано было на то, чтобы заставить католическое общество думать о значительном числе епископов, благоприятствующих намерениям агитаторов. Сюда же нужно отнести и благодарственные бревы самого папы, адресованные писателям, поддерживавшим доктрину абсолютной непогрешимости 7 . Личное участие папы, действующего вне собора в интересах торжества доктрины, – факт новый в истории соборов. Не было примера, чтобы папа на счет чисто личного, еще подлежащего соборному обсуждению, вопроса обнаруживал вне собора свое желание и свою волю официальными актами, долженствовавшими производить глубокое и определяющее впечатление на совесть отцов собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

Настал день отдания Успения Пресвятой Богородицы, когда устраивалось празднество вне города у местечка св. Стефана во Флории. Пошел на праздник и святой Ангелис с другими христианами, среди которых были и мусульмане, обращенные из христиан. Эти мусульмане, вкушая, выпивая и веселясь вместе с христианами, стали дурачиться, одевая христианские головные уборы и отдавая свои красные косынки носить христианам. Окончив свое веселие, вернувшись в город, каждый пошел к себе домой. В скором времени мусульмане пришли в дом к блаженному Ангелису, говоря: – Почему ты сегодня носил христианский головной убор? Мученик отвечал: – как христианин я и носил его. Они сказали: – Ты вчера стал мусульманином и тебе нужно носить красную чалму, как делал это вчера. Блаженный отказывался от этого, думая, что они шутят, но мусульмане, разъярившись, привели представителей власти и, взяв его, повели к судье, обвиняя в том, что он вчера на их глазах стал мусульманином, произнес их салавати (исповедание их веры) и носил чалму. Судья спросил святого, так ли все было. Мученик ответил: — Я не говорил и не делал такого, но только с ними повеселился, и затем мы разошлись по домам. Видя его твердость, судья послал его к визирю. С ним пошли и мусульмане, обвиняя его в том же. Мученик отрекался, говоря, что он никогда такого не делал и не говорил. Визирь, видя перед собой скромного и красивого христианина, стал его соблазнять словами: – Оставь свое упорство, стань мусульманином, я дам тебе честь и богатство и сделаю тебя большим начальником. Мученик же громогласно возгласил: – Господин, я родился от христианских родителей. Христианином я родился, христианином и умру, и ничто не в силе отлучить меня от любви Сладчайшего моего Иисуса Христа, сущего Бога истинного, ни честь, ни богатство и слава, какие ты мне предлагаешь, ни даже все ваше царство не смогут уклонить мое сердце от веры в Сладчайшего моего Иисуса Христа. Это и много другого говорил мученик, и визирь, исполнившись ярости, воскликнул: – Если ты не станешь мусульманином, то я тебя уничтожу и прикажу предать тебя таким мукам, чтобы измучить все твое тело до тех пор, пока ты не умрешь в этих страданиях.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2362...

Поскольку отцы, жившие в тех местах, имели обычай спускаться вниз и покупать что-нибудь (еду и т.д.) или же брать благословение в монастырях (сухари, овощи или фрукты), то и отец Ефрем ночью тайно спускался из своей келлии и наполнял котомку пустыми консервными банками, которые выбрасывали в ущелье, а днем поднимался в свою пещеру. Так он создавал видимость, что носит к себе продукты. Дойдя до пещеры, он разбрасывал пустые консервные банки у входа, чтобы посетители думали, что он чревоугодник, тогда как на самом деле он строго постился. Из-за непосильных подвигов и высокой влажности внутри пещеры он заболел туберкулезом. По этой причине он был вынужден построить поодаль от пещеры, на солнечном месте, маленькую каменную келлию, в которой сам едва помещался. Там он продолжал жить по своему прежнему уставу: тайно носил из ущелий пустые консервные банки и разбрасывал их у входа. Все, которые их видели, не зная об истинном положении вещей, говорили: " Что он здесь делает? Одни банки кругом! " Все благословения, которые время от времени приносили ему отцы, он с радостью принимал, однако ночью относил их и оставлял возле келлии тех отцов, которые имели нужду или болели. Сам он имел великое самоотречение и полностью предал себя Промыслу Божию. Однажды, когда из-за сильного снегопада он оказался запертым в своей пещере, Благий Господь послал ему еду посредством некоего человека, который, оставив котомку с благословениями, исчез на глазах у старца Ефрема! Старец прославил Бога и прожил всю зиму, питаясь этим благословением Божиим. Несмотря на все добродетели, которые я описал выше, старец Ефрем имел великое самоукорение. Некоторые, к сожалению, верили тому, что он говорил, обвиняя самого себя. Так смиренно и незаметно ради любви Христовой совершал он свой суровый подвиг и в 1962 году упокоился в Господе. Да будут с нами его молитвы. Аминь. Старец Константин Христа ради юродивый Незлобивый и молчаливый Христа ради юродивый старец Константин (Ангелис) родился 10 февраля 1898 года в Додонской Календце, что в Эпире. Его отца звали Ставрос, а мать - Анфула. Нам неизвестны подробности первых лет его монашеской жизни, но мы знаем, что он начинал свою монашескую жизнь в монастыре Дионисия. На протяжении многих лет замечали, что он время от времени появляется в районе Карей и останавливается там в одной заброшенной келлии Кутлумушского монастыря. (Раньше это был скит Филадельфов, посвященный святому Георгию.)

http://isihazm.ru/1/?id=789

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Старец Константин Христа ради юродивый       Старец Константин Христа ради юродивый   Незлобивый и молчаливый Христа ради юродивый старец Константин (Ангелис) родился 10 февраля 1898 года в Додонской Календце, что в Эпире. Его отца звали Ставрос, а мать - Анфула. Нам неизвестны подробности первых лет его монашеской жизни, но мы знаем, что он начинал свою монашескую жизнь на Горе Афон в монастыре Дионисия.   На протяжении многих лет замечали, что он время от времени появляется в районе Карей и останавливается там в одной заброшенной келлии Кутлумушского монастыря. (Раньше это был скит Филадельфов, посвященный святому Георгию.) Там, в углу полуразрушенного дома, где крыша протекала меньше и где не так сильно дуло через выбитые окна и двери, прямо на полу он набросал каких-то ветхих одеял, сидя среди которых был похож на орла в гнезде. По внешнему виду о старце Константине нельзя было сказать, кто он такой, потому что только скуфья да борода указывали на то, что он монах. Он всегда носил старую шинель, на поясе туго перетянутую веревкой. В ней он был больше похож на мирянина. Однако внутренне он был облечен в благодать ангельского образа, которая отражалась и на его лице. Видевшие старца издали думали, что это какой-то несчастный нищий человек или сумасшедший. Но, подойдя ближе, можно было рассмотреть его светлое лицо, и тогда становилось ясно, что этот благословенный человек скрывает в себе какую-то тайну и нельзя считать его безумным. Напротив, безумными казались те, которые говорили о старце Константине, что он сумасшедший. Отец Костас (так его звали), живя в описанных выше условиях и совершенно не заботясь о самом себе, а также никогда не моясь, несмотря на это был совершенно чистым, так как жил жизнью птицы небесной. С людьми он говорил редко, а с Богом - посредством непрестанной молитвы - постоянно. Часто его ум был восхищаем горе. Когда он приходил в себя, делал какие-то движения руками, чтобы ввести в заблуждение окружающих, и, не сказав ни слова, уходил прочь. Для мирских людей такое его поведение было, конечно, соблазнительным. Даже когда он говорил им что-нибудь пророчески, его слова казались им бессмыслицей.

http://isihazm.ru/?id=384&iid=743

    Анастасия муч., 27 мая.     Анастасия муч., 29 сент.     Анастасия блудница, 8 окт.     Анастасия, 13 дек.     Анастасо, в Левкадиевых, 18 мая.     Анатолий муч., 20 авг.     Анатолий, муч. с Лукиею, 6 июля.     Анатолий, 24 июля.     Ангели, муч. 1813 г. дек. 3.     Ангелис, 1680 г. сент. 1.     Ангел битольский, 1750 г., без числа.     Андрей, муч. константиноп., 29 мая.     Андрея ап. перенесение мощей 20 июня.     Андрей, с Провом, муч. 9 июля.     Андрей стратилат, 12 июля и 31 авг.     Андрей, 4 авг.     Андрея два мучч., 6 сент.     Андрей муч., со Стефаном новым, 28 ноября.     Андрея ап. собор, 1 дек.     Андромах муч., с Диодором, 12 окт.     Андрона муч., 3 нояб.     Андроник пр., 20 окт.     Андроник, 4 дек.     Андропелагия, 6 сент.     Анект муч., 27 июня.     Аникита, 3 июня.     Анна муч., 20 янв.     Анна преп., в Левкадие, 23 июля.     Анна, мать Кириака, 28 окт.     Антигон, огнем, 13 окт.     Антипатр, еп. Бостры, 13 июня.     Антиох патриарх, апр. 3.     Антиох трибун, с Никостратом, 8 июля.     Антиох пр., 24 дек.     Антонина, муч. в Никомидии, 9 янв.     Антонина, 28 июля.     Антонин, 11 июня.     Антонин, 16 окт.     Антоний новый пр. в Беррии, 17 янв.     Антоний, муч. 1774 г. фев. 5.     Антоний, на жаровне, 25 фев.     Антоний с Афродисием и друг. в Скифополе, 4 мая.     Антоний новый, еп. монемвас., 24 сент.     Антоний новый, чудотвор. пелопонез., 27 окт.     Антоний новый, 11 ноября и 1 декабря.     Антоний еп., 30 дек.     Антония, 30 сент.     Антун муч., с дружиною, 7 сент.     Анфим пр., ученик Саввы освященного, без числа.     Анфим, 6 марта.     Анфим пресв., преп., 7 июня.     Анфим муч., с Фалалеем и друг., 19 и 22 ноября.     Анфиан пр., 26 июня.     Анфия муч., 12 окт.     Анфон, муч. во Фракии, 20 авг.     Анфуса и с нею 12 мучч., 22 февр.     Анф пр., 12 дек.     Апам муч., с Лукиею, 6 июля.     Аполлинария муч., 20 июля.     Аполлоний муч., с Александром и др., 6 июля.     Аполлоний муч,, с Лукиею, 6 июля.     Апполлоний, еп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Александр , близ свв. апостол, 12 янв. Александр , св. отец, 16 февр. Александр , пр. синайский, 21 и 22 апр. Александр , еп. тиверианский, 13 мая. Александр муч., 14 мая. Александр новомуч., 1794 г. мая 26. Александр , папа александр., 29 мая. Александр , еп. прусский, 9 июня. Александр , муч., 21 авг. Александр , 4 сент. Александр , св. отец, 22 сент. Александр муч., 28 сент. Александр , с Кронионом и др., 30 окт. Александр, муч. в Коринфе, 24 ноября. Алексий , еп. вифинский, 10 июня. Алипий муч., 27 мая. Алкивиад муч., 16 авг. Алоний пр., 4 июня. Амандин с Ипполитом, 30 янв. Амас , 11 дек. Аматрона , 15 дек. Амвросий муч., 16 дек. Амма муч., 4 янв. Аммоний пр., 10 янв. Аммон пр. и Амой, египетские, без числа. Аммон еп., 26 января и 15 марта. Амонафа пр., 12 дек. Амфидохий , авг. 27. Амфил , св. отец, 20 февр. Анаклет , папа римский, 7 июня. Анани прор., 27 марта. Анания пр., 21 мар. Анания , еп. ефесский, 1 дек. Анания муч., 9 июня. Анастасий , муч. 1655 г. 1 февр. Анастасий , патр. констант., 10 февр. Анастасий , 13 и 14 апр. Анастасий , патр. антиох., 20 апр. Анастасий , муч. 1743 г., июля 8. Анастасий , в Анкире 1777 г., без числа. Анастасия латрская, 15 и 19 мая. Анастасия муч., 27 мая. Анастасия муч., 29 сент. Анастасия блудница, 8 окт. Анастасия , 13 дек. Анастасо , в Левкадиевых, 18 мая. Анатолий муч., 20 авг. Анатолий , муч. с Лукиею, 6 июля. Анатолий , 24 июля. Ангели , муч. 1813 г. дек. 3. Ангелис , 1680 г. сент. 1. Ангел битольский, 1750 г., без числа. Андрей , муч. константиноп., 29 мая. Андрея ап. перенесение мощей 20 июня. Андрей , с Провом, муч. 9 июля. Андрей стратилат, 12 июля и 31 авг. Андрей , 4 авг. Андрея два мучч., 6 сент. Андрей муч., со Стефаном новым, 28 ноября. Андрея ап. собор, 1 дек. Андромах муч., с Диодором, 12 окт. Андрона муч., 3 нояб. Андроник пр., 20 окт. Андроник , 4 дек. Андропелагия , 6 сент. Анект муч., 27 июня. Аникита , 3 июня. Анна муч., 20 янв. Анна преп., в Левкадие, 23 июля. Анна , мать Кириака, 28 окт. Антигон , огнем, 13 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003   004