Алексей 4 февраля 2011, 19:10 Спасибо Алексей. Михаил 4 февраля 2011, 16:17 кратко и ёмко спасибо:) stupid01 4 февраля 2011, 15:39 Еще про мысли - Фаддей Витовницкий " Мир и радость в Духе Святом " Владимир 4 февраля 2011, 12:19 1.Вышеизложенная замечательная статья Схиигумена Саввы( Остапенко), как раз в тему не по теории, есть смысл остановиться, не в осуждение, ибо Един у нас Ищущий и Судящий. Впрочем, некоторые статьи не для печати, а для Церкви. Господа назвал бы Святым Духом, им живем, и будем жить, но только не по плоти, которая по немощи на сегодня, предает анафеме имя Его. По плодам их узнаете, не может доброе дерево давать худые плоды, равно , как и худое добрые, но и по тому, кто что и с чего – собирает, или в слове улавливает. « Либо признаем дерево добрым , либо худым». А в Его устах нет лести и нет места лицемерию, и нет слова «если». Слово Божие говорит, (говорю не я, ибо всяк человек лож и я тож) говорит Слово Божие: «добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его; всякий делающий злое ненавидит свет и не идет к свету; от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься; а он благ и к неблагодарным». И как от Ангела писца не укроешься в потаенном месте, впрочем, как и от самого себя, в этом и заключается печать Божия, или печать зверя, и это число - человеческое. «Здесь ум , имеющий мудрость; и птицы напитаются их трупами». (Иоанн Богослов) Владимир 4 февраля 2011, 12:18 2. «Свидетельство Иисусово есть Дух пророчества». И Ему во свидетельство ненужно третьих лиц и человеческих подписей в удостоверение, а сомневающийся будет искать в подтверждение своей правоты третьих лиц . Слово Божие говорит: « не принимаю свидетельств от человеков, и это Он говорит о светильнике сияющем и не гаснущем, об Иоанне Крестителе, Илии , которому должно прежде придти, и никто сильнейший из пророков не приходил на землю, ибо , как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, так и Мои знают Меня….» И как апостол Павел говорит: « если наша неправда во славу Божию, то уничтожит ли наша неправда правду Божию, как с ним умерли (умерли плотью, и как Давид говорит: « Он собрал морские воды воедино, как груды камней положил в хранилищах». Но первый мир от воды потоп - плоть Адама, второй мир подлежит Огню, ибо второй Адам , он же и первый - Дух Животворящий), так с Ним и оживем, если терпим, то с Ним и царствовать будем, если мы отречемся, то и Он отречется от нас, мы неверны, то Он остается верен, и Сам Себя отречься не может».

http://pravoslavie.ru/44463.html

2. Солнце    Прежде восхождения солнца тьма и ночь пребывает, но как солнце взойдет, тьма отступает и свет воссияет. Так и до пришествия Христова, который есть Солнце праведное, тьма всю вселенную покрывала и ночь глубокая была. Но как только это Солнце светлейшее воссияло и свои теплейшие лучи на всю вселенную испустило, благоприятнейший и сладчайший нашим душам воссиял день. Тогда исполнилось пророческое слово: «народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; живущим в стране и тени смертной свет воссияет» (Ис.9:2; Мф.4:16). «Ночь прошла, а день приблизился; итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти», — говорит апостол (Рим.13:12—14). Будем и мы поступать по апостольскому увещеванию и будем сыновьями света и дня.    Перед солнцем, сияющим на небесах, все люди ходят, и солнце на всех и на всякого смотрит. Так и перед, Богом вездесущим и на все взирающим люди ходят, и что кто ни делает, ни помышляет, ни начинает, ни задумывает, — все очи Господни видят. «С неба посмотрел Господь, увидел всех сынов человеческих. Из уготованного жилища Своего Он посмотрел на всех, живущих на земле. Тот, Кто создал сердца их и вникает во все дела их» (Пс.32:13—15). И также: «Очи Твои отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его» (Иер.32:19). И еще: «Очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные. Ему известно было все прежде, нежели сотворено было, равно как и по совершении» (Сир 23:27—29). Должны мы перед Богом, как перед всевидящим и каждому воздающим по пути его, с опасением, страхом и благоговением ходить, и, что воле Его святой угодно, творить — да не прогневаем величество Его. «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые», — говорит нам апостол (Еф.5:15). О человек! Бог на тебя смотрит и, что ни делаешь, ни помышляешь, ни начинаешь, ни задумываешь все, что любишь, что ненавидишь, чем утешаешься и чем оскорбляешься, чего ищешь, от чего убегаешь, как к Нему, Создателю твоему, относишься, как с ближним твоим поступаешь, — видит. Как и что говоришь, как и что спрашиваешь и отвечаешь, — слышит и воздаст тебе по пути твоему и по плоду начинаний твоих. «Смотри..., — возлюбленный, — поступай... осторожно, не как неразумный, но как мудрый!»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

А ныне, в восполнение опущенного, позвольте предложить вашему благочестию несколько наставлений святого Димитрия Ростовского к сомневающимся о пресуществлении хлеба и вина в тело и кровь Христову 393 . Краткие наставления сии извлечены Святителем из писаний древних отцов и учителей Церкви, и изложены просто и назидательно. Прочтём сии наставления без перемены мыслей, а изменив только некоторые слова, для ясности и удобопонятности. Так учит Святитель Божий: 1 Если кто изъявляет сомнение и неверие касательно Божественного Таинства, как хлеб, находящийся на трапезе, прелагается в тело, а вино в кровь Иисуса Христа, Сына Божия, и становится в священном служении истинным телом и кровью Его; то всякий православный христианин должен спросить его так: может ли Бог сделать больше человека и выше разума его? И когда скажет: может, – скажи ему: почему же не может дать нам Своей плоти в пищу? Словом Господним небеса утвердишася ( Пс.32:6 ): тем же Словом Божиим пременяет Он хлеб и вино в тело и кровь Свою. 2 И если удивляешься тому, как тот же Христос есть и на трапезе, и на небесах: то удивляйся и тому, как одно солнце, которое нас здесь освещает и согревает, в то же время светит и на небе, и на земле, и на востоке, и на западе, и во всех странах мира. Так и Христос – в то же время и на небе, и на земле – в пречистых тайнах, как один всемогущий и всесильный и на небе истинно по естеству, и на земле властью Божества, совершает великие и преславные дела, непостижимо и несказанно, превыше ума человеческого. 3 И опять, если удивляешься тому, как один Христос во многих частях подаётся верным равно целый, – не меньший в одной части, и не больший в другой: удивляйся же и тому, как один мой голос и у меня в устах и в ваших ушах есть один и тот же голос. 4 И если удивляешься, как тело не сокрушается в раздроблении Тайн, когда раздробляется Агнец, и как во всякой части есть целый и совершенный Христос; удивляйся и сему, – как это, когда зеркало раздробится на малые части, то образ человеческий в нём не раздробляется, но во всякой части представляется целым, как и в полном зеркале? 5 Если удивляешься тому, как Христос, часто снедаемый, не умаляется, но цел пребывает во веки: удивляйся и сему, как, зажегши одною свечою другие свечи, ты не уменьшаешь чрез это светлости первой свечи? 6 И если спросишь о том, как Христос, вшедши вовнутрь нашего естества, не оскверняется, и не заключается? – то и я спрошу: солнце, проходя над нечистыми местами, оскверняется ли чрез это или нет? Знаю, что мудрый и верный не осмелится сказать: да! Тем более не оскверняется Христос, Свет всякой чистоты, и не заключается Сущий, Которого не могли удержать ни ад, ни гробные печати, ни двери во входе к ученикам, затворённые и твёрдо заключённые.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1Пар.4:15 .  Сыновья Халева, сына Иефонниина: Ир, Ила и Наам. Сын Илы: Кеназ. О Халеве, сыне Иефонниином, см. примеч. к ( 1Пар.2:49 ). Хотя он является старшим братом Кеназа ( 1Пар.4:13 ), но родословие его почему-то излагается после генеалогии младшего рода. Причина этого, может быть, в том, что поколение Кеназа, имевшее такого представителя, как судья Гофониил, более славно, чем потомство Халева. И, действительно, имена его потомков нигде более не упоминаются. 1Пар.4:16 .  Сыновья Иегаллелела: Зиф, Зифа, Фирия и Асареел. Из сыновей Иегаллелела известен лишь Зиф как родоначальник населения упоминаемого И. Навином города Иудина колена ( Нав.15:24,55 ). 1Пар.4:17 .  Сыновья Езры: Иефер, Меред, Ефер и Иалон; Иефер же родил Мерома, Шаммая и Ишбаха, отца Ешфемои. 1Пар.4:18 .  И жена его Иудия родила Иереда, отца Гедора, и Хевера, отца Сохо, и Иекуфиила, отца Занаоха. Это сыновья Бифьи, дочери фараоновой, которую взял Меред. Потомство Езры. Имя Езры, если только не отождествлять его с Езером, отцом Хума ( 1Пар.4:4 ), нигде более не встречается, имена же его сыновей – Иефер и Ефер усвояются членам других поколений ( 1Пар.2:32 ; 1Пар.5:24 ). Что касается Мереда, то предполагают, что лица ст. 17, кроме трех его братьев (Иефера, Ефера и Иалона), а равно и стих 18 являются его детьми, рожденными двумя женами – Иудией и дочерью фараона Бифьей (ст. 18). Эта догадка основывается на следующем. Стих 18 заканчивается замечанием: вот сыновья Бифьи, дочери фараоновой, которую взял Меред. И так как стоящее после имени 17 стиха «Иалон« еврейское выражение «ваттагор» представляет глагольную форму женского рода (она родила), не имеющую смысла при отсутствии подлежащего в женском же роде (LXX и русский синодальный текст без всякого основания переводят «ваттагор» мужским родом «родил» и в качестве подлежащего прибавляют к нему лишнее по сравнению с еврейским текстом слово «Иефер»), то Бертольд, Кейль и др. вставляют перед ним заключительные слова ст. 18: «вот сыновья Бифьи...», и все место читают так: «вот сыновья Бифьи, дочери фараона, которую взял Меред. Она родила Мерома, Шаммая и т.д.». При допущении подобной поправки мы будем иметь от Мереда два поколения: одно от его жены египтянки Бифьи (ст. 17), другое от евреянки Иудии. Сына первой Ишбаха, отца Ешфемои, находившегося в южной части удела колена Иудина ( Нав.21:14 ; 1Цар.30:28 ). Дети второй были родоначальниками жителей Гедора (см. комментарии к 1Пар.4:4 ), Сохо, расположенного в низменности на юго-запад от Иерусалима ( Нав.15:35 ), и Заноаха ( Нав.15:34,56 ; Неем.3:13,11:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

6:4–6). Он не поступил бы так, если бы эта чистота была дарованием. И почему он упрекает тех, которые не имеют ее, называя их невоздержными? Почему (по словам его) « не выдающий поступает лучше » (1 Кор. 7:38)? Почему « блаженнее » вдова, « если останется так » (1 Кор. 7:40)? Потому что, как я выше сказал, ублажаются не за чудеса, а за дела, равно как и наказываются. И почему он неоднократно повторяет увещание к одному и тому же, если это дело не зависит от нас, и после благодати Божьей не требует нашего усердия? Сказав: « желаю, чтобы все люди были, как и я », т. е. в воздержании, он говорит еще: « безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я » (1 Кор. 7:7, 8), Опять приводит (в пример) самого себя по той же причине, чтобы, имея пример вблизи и у себя, (коринфяне) скорее решились на подвиги девства. А что он и выше при словах: « желаю, чтобы все люди были, как и я », и здесь: « хорошо им оставаться, как я », нигде не приводит причины, не удивляйся этому; он поступает так не по тщеславию, но считая достаточною причиною свое мнение, оправданное им на деле. 37. Если же кто хочет слышать суждения и об этом (браке овдовевших), то пусть сначала примет во внимание мнение о том всех людей, и потом все, что бывает сопряжено с этим делом. Хотя законодатели не наказывают за такие браки, даже дозволяют и извиняют их, но многие и в домах, и на площади много говорят о брачных делах с насмешками, укоризнами и отвращением. Все уклоняются от таких людей не менее, как от клятвопреступников, так сказать, не смея ни вступать с ними в дружбу, ни заключать с ними договоров, ни доверять им в чем–нибудь другом. Кто увидит, что они так легко изгладили из своей души такую привычку и дружбу, и сожительство, и общение, у того делается от этих мыслей некоторое оцепенение и он уже не может со всей искренностью приближаться к ним, как к людям легкомысленным и переменчивым. И не по этому только отвращаются от них, но и по самой неприятности того, что происходит у них. Что может быть, скажи мне, несноснее того, как после великого плача, воплей и слез, растрепанных волос и черной одежды вдруг видеть рукоплескания и брачные чертоги и смятение, все в противоположность предшествовавшему, как будто бы актеры на сцене разыгрывали то одну роль, то другую? Как там ты можешь видеть одного и того же то царем, то последним бедняком, так и здесь тот, кто недавно простирался подле могилы, вдруг делается женихом, кто растрепывал свои волосы, снова носит на той же голове венец, кто с поникшим и печальным взором, а часто и со слезами высказывал утешавшим его много похвал отошедшей (жене), и говорил: что ему жизнь не жизнь, и негодовал на удерживавших его от сетования, тот и часто перед теми же самыми лицами снова украшается и наряжается, и, как прежде, со слезами на глазах, так теперь с улыбкой смотрит на тех же самых людей и дружелюбно приветствует всех теми же устами, которыми прежде проклинал все подобные радости.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

Моск.). 38. Изречение слова Божия о супружеской жизни 1 . «Мужья, любите своих жен, как... Христос возлюбил Церковь  и предал Себя за нее» ( Еф. 5:25 ). 2 . «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе» ( Кол. 3:18 ). 3 . «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как Господу, потому что муж есть глава жены, как Христос Глава церкви, и Он же Спаситель тела» ( Еф. 5:22, 23 ). 4 . " А учить (в церкви) жене не позволяю, – говорит св. апостол Павел, – ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» ( 1Тим. 2:12 ). 5 . «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» ( Кол. 3:19 ). 6 . «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощным сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствий в молитвах» ( 1Пет. 3:7 ). 39. Наставление св. Иоанна Златоуста касательно выбора невесты «Кто, намереваясь вступить в брак, старается узнать нрав и поведение девицы? Никто. Напротив, всякий тотчас разспрашивает о деньгах, об имении, о том, сколько всякого рода домашних вещей, всё равно, как бы хотелось купить что-нибудь, или заключить какой-нибудь обыкновенный торговый договор. По сей причине и брак называют этим именем. Слыхал я, как многие говорят: такой-то сделал договор с такой-то, т. е. женился. Так ругаются над дарами Божиими; женятся и выходят замуж, как будто продают и покупают что-нибудь, и письменные условия по бракам заключают с требованием несравненно большего обезпечения, нежели как по делам торговли. Посмотрите, как древние вступали в брак, и поревнуйте им. Как же они вступали? Они искали в невесте доброго поведения и нравов, и совершенств духовных. А потому не имели нужды в письменных договорах, в обезпечении посредством бумаги и чернил. Вместо всего им достаточно было душевных свойств невесты. Итак умоляю и вас искать не денег и богатства, но ищи добрых свойств в девице – скромности, благочестия и набожности; это будет для тебя лучше безчисленных сокровищ. Ежели будешь искать угодного Богу, то и это получишь; но ежели, оставивши первое, погонишься за последним, не получишь и того.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ответ на возражение 2: Хотя Иисус как человек не имеет непобедимой власти, вследствие естетсвенной немощи человеческого рода, тем не менее, есть в его Человеческой природе непобедимая власть, полученная от Божественной природы: «все покорил под ноги его» ( 1Кор. 15:25–28 ; Евр. 2:8, 9 ). Следовательно, Он будет судить как человек, но властью Его Божественной природы. Ответ на возражение 3 . Иисус не смог бы искупить грехи людей, будь Он обычным человеком. Тот факт, что Он смог как человек искупить грехи человечества, и тем самым получить власть судить, очевидно, что Он Бог и, соответственно, Он почитается равно как и Отец, не как человек, но как Бог. Ответ на возражение 4 . По мнению пророка Даниила, порядок судебной власти ясно выражен. Эта власть в Боге как первоисточнике, и особенно в Отце, Который источник Троицы; отчего сказано вначале, что «воссел Ветхий днями». Но судебная власть была передана от Отца к Сыну не только из вечности в отношении Божественной природы, но также по прошествии времени в отношении человеческой природы, поскольку Он заслужил это. Следовательно, в связи с вышеизложенным далее говорится: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями… И Ему дана власть, слава и царство» ( Дан. 7:13, 14 ). Ответ на возражение 5: Августин говорит о своего рода назначении, с тем, чтобы проследить то влияние, которое оказал Христос на человеческую природу, до причин похожих на них. Поскольку мы сотворены по образу и подобию Бога, относительно наших душ, и мы такие же как и Иисус – человек, относительно наших тел, то он припысывает Божественной природе влияние, которое оказал Господь в наших душах, а тот эффект, который Он произвел или произведет в наших телах, он приписал Его плоти; хотя Его плоть, будучи инструментом Его Божественной природы, также производит впечатление на наши души, как утверждает Дамаскин (De Fide Orth. III, 15). Как следует из послания к евреям, Его «кровь очистит совесть нашу от мертвых дел» ( Евр. 9,14 ). Таким образом, «Слово стало плотию» есть причина воскресения душ; согласно Его человеческой природе Он Судия не только телесных, но и духовных созданий TP, Q A ad 1]. Раздел 2. Появится ли Он как Сын Человеческий в славе Своей?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

“Огорченные душою” — так говорят о людях с чуткими, чувствительными душами; более всего к ним относятся правдоискатели. Они “ждут смерти”, ибо их печалит тленность всего земного, земной красоты и любви. Божий мир их не радует. Иов плачет не о себе, а о человеке, “которого путь закрыт”. Друзья же утешают его, как провинившегося ребенка, а жалобы его воспринимают как малодушный плач. Праведность Но Он знает путь мой; пусть испытает меня — выйду, как золото. Иов 23:10 Первая речь Елифаза. Главы 4, 5 Начинает утешать Иова Елифаз, он самый уважаемый из трех старцев. Елифаз считает, что Иов в чем-то провинился и призывает его покаяться: Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай (5:17). И тогда Бог простит грех и узнаешь, что шатер твой в безопасности и увидишь, что семя твое многочисленно, и отрасли твои, как трава на земле и войдешь во гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы в свое время (5:24–26). Ответ Иова. Главы 6, 7 Елифаз, утешая Иова, только раздражает его. Иов честен сам с собой: он — праведник. Вы придумываете речи для обличения? На ветер пускаете слова ваши (6:26). Елифаз не понимает сути происходящего. Его слова — все равно, что “пища без соли” 4 . Иов воспринимает свои страдания как посещение Божие: стрелы Вседержителя во мне ужасы Божии ополчились против меня (6:4). Что значат эти слова? Суть бунта раскрывается по мере повествования. Елифаз, называя людей храминами из брения, сказал: Не погибают ли с ними и достоинства их? (4:19,21). С этим не может смириться Иов. Праведность в его понимании отличается от понимания ветхозаветного. Праведник не значит “безгрешный”, и уж тем более праведность не означает пожизненную “правость”, гарантированный, как считает Елифаз, союз с камнями полевыми (см. 5:23). Но праведность со счетов не скинешь. По разумению Иова, праведность — это возможность богообщения и залог бессмертия, а не временного благополучия. Находясь на пороге смерти (его оплакивали семь дней, как покойника), Иов безутешен.

http://pravmir.ru/kniga-iova-popyitka-in...

Получение благодати детьми, и следующее за этим соответствующее воспитание их, как членов Христа, несравненно более согласуется с естественным течением жизни людей, которое установлено Тем же, Кто принес на землю и христианство : люди являются в этот мир не как Адам, с полным развитием духа и тела, но как несмысленные младенцы. Люди родятся на свет как члены общества, права и обязанности которого они не будут сознавать в течение многих лет. Итак, несогласно ли со всем этим то, что дети должны в бессознательном младенчестве родиться снова в состояние благодати, наложенные которой обязанности они будут постепенно уяснять себе, по мере приближения к совершенному возрасту? Для нас остается непонятным, на каком основании баптисты утверждают, что христиане, которым пишет Апостол, все были действительно «обращены», т.е. все раскаялись, уверовали в Бога и жили согласно с заповедями Божиими, а равно и то их утверждение, что Апостол в своих Посланиях обращается только к »обращенным»? Как можно примирить такое утверждение баптистов с содержанием Посланий к Коринфянам, особенно 1Кор.10:1–10 , где Апостол перечисляет грехи, в которые впали Израильтяне, и повелевает новообращенным убегать гнева Божия, грозящего за совершение их? «Не будьте идолопоклонниками, не станем блудодействовать, не станем искушать Христа, не ропщите». Или в 2Кор.12: 20, 21 : «Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю,... чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков; чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой, и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали». Спросим баптистов: обратился ли бы с такими словами теперь их «пресвитер» к собранию баптистов, которые, ведь, все «обращенные» и составляют общество «святых», или подобно тому, как говорит ап. Павел с «избранными» Ефесянами? «Посему отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему. Кто крал, впредь не кради. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших», или с Колоссянами: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших», или с Евреями: «чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы как Исав за одну снедь отказался от своего первородства» ( Ефес.4:25–28, 29 ; Кол.3:8 ; Евр.12:16 )? Стал ли бы теперь какой бы то ни было баптистский «пресвитер» обращаться к тем, кого он считает «обращенными», как ап. Петр обращается к «избранным пришельцам»: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое» ( 1Пет.4:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Прем.11:9 . показав тогда чрез жажду, как Ты наказал их противников. 9–11 . При сравнении противоположной судьбы египтян и израильтян писатель часто ( Прем.16:5–15, 27–29, 18:20 ) высказывает мысль, что Бог, хотя также посылает страдания и евреям, но, во-первых, в меньшей степени, во-вторых, с благими для них целями, а не в наказание. Та же мысль и здесь. Хотя и израильтяне испытывали жажду, но только затем, чтобы узнать, как мучились жаждою их враги и вместе с тем, чтобы почувствовать отеческое попечение о себе Бога. 9 . Ср. Прем.16:4 ст. Прем.11:10 . Ибо, когда они были испытываемы, подвергаясь, впрочем, милостивому вразумлению, тогда познали, как мучились во гневе судимые нечестивые; Прем.11:11 . потому что их Ты испытывал, как отец, поучая, а тех, как гневный царь, осуждая, истязал. 10–11 . Наказания египтян были вместе с тем судом над ними: «как гневный царь, (Бог их) осуждая, истязал». Наказания же евреев были для них «милостивым вразумлением». Бог " испытывал их, как отец, поучая». В Ветхом Завете Бог называется отцом не в том полном смысле, в каком это наименование прилагается Ему в Новом Завете. В Ветхом Завете Бог называется отцом только израильского народа и этим именем определяются более внешние отношения Бога к еврейскому народу, как виновника его самостоятельной политической жизни. ( Втор. 32:5 ; Пс. 102:13 ; Ис. 63:16 ; Иер. 3:4, 19 ); в Новом Завете Он является отцом всех людей и этим именем определяются внутренние, нравственные отношения к ним Бога. Прем.11:12 . И отсутствовавшие и присутствовавшие одинаково пострадали: 12 . Продолжается описание судьбы египтян. «Отсутствовавшие» – это те, которые преследовали израильтян и погибли в Чермном море; «присутствовавшие», напротив, те, кто дома переживал страшные «казни» со всеми их последствиями. «Одинаково» – нужно относить не к глаголу «пострадали», так как наказания для преследовавших евреев египетских воинов и для остальных египтян были различны, а к вышестоящему «присутствовавшие»; мысль такая: отсутствовавшие, равно как и присутствовавшие, пострадали.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010