Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Ислам и христианство Многие понятия в христианстве и исламе омонимичны, то есть по-русски называются одними и теми же словами, но на деле подразумевают совершенно разное наполнение… Когда мы произносим: «молитва», «пост», «милостыня», «паломничество», «душа», «грех», «Писание», — христиане и мусульмане подразумевают при этом совершенно разные вещи…Например, ислам отрицает понятие первородного греха… По сути ответственность за реально наблюдаемую в естестве каждого человека отрицательную силу ислам списывает на Бога. То же самое и в мусульманском учении о предопределении, и в том, что Аллах — равно источник и добра, и зла. Ну а если говорить о таинствах, то такого понятия, равно как и явления, в исламе нет. В исламе же Аллах предельно удален из мира, никакого богоявления быть не может. Христианство – это не просто признание некоего абстрактного Бога и набор расхожих моральных предписаний. Христиане верят в Иисуса Христа – Бога, Который стал Человеком, Который не просто спускает «сверху» директивы, как жить правильно, а Который стал как один из нас, жил среди людей и Своей жизнью, смертью на кресте и воскресением из мертвых открыл нам путь спасения . В такого Бога человек, ставший мусульманином, не верит. В Коране прямо порицается учение, что Христос есть Бог и Сын Божий (5.17, 9.30). Если христианин принимает ислам, то это значит, что он отрекается от Христа, сказавшего: «Я Сын Божий» ( Ин.10:36 ). И к такому человеку относятся слова Иисуса: «Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» ( Мф.10:33 ). «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин.3:36 ). Вот почему это духовная трагедия, о которой скорбит Церковь . Что же касается заповедей, то они в разных религиях различны; пересечения, конечно, есть, но их не так уж много. диакон Георгий Максимов Появление перевода Библии на арабский язык спустя целое столетие (самый ранний перевод Нового Завета на арабский язык датируется VIII в.) после существования Корана дало свои результаты. За это время мусульмане успели по-своему понять как Ветхий, так и Новый Завет… священник Назарий Эйвазов «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» ( 1Ин. 4:1 ). Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/1/islam-i-khristianstvo

«И он проходил...». Точнее: «и он прошел по всей окрестности Иордана». См. комментарии к Мф.3:5 . «Проповедуя...». Повторение того, что сказано у Марка ( Мк.1:4 ). Лк.3:4 .  как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; Лк.3:5 .  всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; Лк.3:6 .  и узрит всякая плоть спасение Божие. (См. Мф.3:3 ). Евангелист Лука, впрочем, приводит пророчество Исаии в более полном виде, чем Матфей и Марк ( Мк.1:3 ). Кроме 3-го стиха 40-й главы, он приводит 4-й и 5-й (по тексту Семидесяти, с небольшими собственными изменениями). «В книге слов...», т.е. в книге, содержащей слова или изречения пророка Исаии (ср. Ам.1:1 – «слова Амоса»). «Всякий дол», т.е. всякая долина, низина, овраг ( φραγξ). Это, а равно и следующие выражения: гора, холм, кривизна, неровные пути, – все образы, служащие для обозначения нравственных препятствий, которые должны быть удалены Иоанном с пути, по которому Мессия идет к Своему народу. Удалены эти препятствия могут быть только через искреннее раскаяние народа. «Спасение Божие» (см. комментарии к Лк.2:30 ). Евангелист, согласно с пророком, подразумевает здесь мессианское спасение, которое с пришествием Мессии и через Него сделается доступным созерцанию всех людей («всякой плоти» – это выражение обозначает человечество со стороны его немощи и потребности в Божественной помощи, а равно указывает и на всеобщность спасения, ср. Деян.2:17 ). Евангелист, очевидно, именно для того и продолжил цитату из книги Исаии, чтобы дать понять своим читателям, что спасение, приносимое Христом, назначено для всех народов. Лк.3:7 .  Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Лк.3:8 .  Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но для внешнего церковного благоустройства необходимы материальные средства, тем более, что, хотя оно предпринимается во имя Бога и ради Бога, но не остается без плода и для наших ближних. Жертва, даруемая на украшение храма Божия, не только содействует поддержанию храма в приличном виде, но вместе с тем, устрояя благолепие церковное, способствует возвышению нравственного настроения и духовного утешения в тысячах людей, приходящих молиться в благолепном храме. Поэтому христиане должны охотно содействовать благосостоянию храмов Божиих, а равно и их служителей посильными жертвами. Такие пожертвования мы видим уже в Ветхом Завете ( Исх. 35:20–29; 36:4–7 ; 1Пар. 29:9 ). Пример тому в Новом Завете имеем в лице бедной вдовы, положившей в дар Богу от скудости своей две лепты ( Мк. 12:41–44 ; Лк. 21:1–4 ), и в Лице Самого Спасителя, Который, хотя и считал Себя, как Сына Божия, свободным от храмовой подати, тем не менее уплатил на храм требующуюся от всякого иудея дидрахму ( Мф. 17:24–27 ). И св. Церковь молится о создателях св. храмов, почитая их достойными «присной памяти», а также о всех «плодоносящих и добродеющих» для храмов, равно как и для «труждающихся и поющих в них». Сам Господь ясно дает понять, что служители Церкви имеют право на материальную помощь себе от христиан. Советуя Своим ученикам, отправлявшимся на проповедь , не брать с собою ни золота, ни серебра, ни меди, ни сумы, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, Он говорит: «трудящийся достоин пропитания» ( Мф. 10:9–10 ). Мысль Спасителя повторяется и ап. Павлом: «разве не знаете,»– пишет он, – «что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» ( I Kop. 9:13–14 ). Внушая нам заботу о материальных нуждах служителей алтаря, Церковь имеет в виду, главным образом, нашу же пользу, так как только при этом условии они могут беспрепятственно исполнять свое святое дело при храме. Ап. Павел, выражая Филиппийцам радость свою по поводу их попечения о его нуждах, в то же время говорит, что радуется «не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода умножающегося в пользу вашу» ( Флп. 4:10–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

3 ст. А блуд и всякая нечистота, и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Т. е. что касается незаконных связей мужчин и женщин и всякой другой нечистоты, которая обусловливается нравственной распущенностью, а равно жадности к богатству и всякого рода приобретениям для удовлетворения ненасытных похотей, то они не только не должны быть у вас, но даже самое то название всего этого порочного не должно быть терпимо среди вас христиан. 4 ст. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а напротив благодарение. Равно также не могут быть терпимы среди всех христиан сквернословие, т. е. срамные речи, безнравственные разговоры, разжигающие в говорящих страсть, похоть; пустословие, т. е. пустячные глупые речи о глупых вещах; смехотворство, т. е. легкомысленные и двусмысленные речи с безнравственной подкладкой, с ударением на некоторых словах, понятных только разговаривающим; безнравственные гостинные разговоры, замаскированные игривыми фразами. Вместо всего этого из уст христианина должны слышаться слова и речи благодарения. Как выше приведенные речи свидетельствуют о том, что у употребляющих их нет ни веры, ни страха Божия, ни сознания какой либо благодарности к Богу за все Его благодеяния, так у истинных христиан они всегда должны быть проникнуты горячей верой, любовью к Богу и ближним, благоговейным страхом пред Богом, как бы чем не оскорбить Бога Отца нашего небесного в своих речах; истинного христианина никогда не должно покидать сознание тех великих благодеяний Божиих, которые явил Он нам в призвании ко спасению, а отсюда речи христианина всегда должны дышать искреннею благодарностью Богу, благодеявшему нам. 5 ст. Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Т. е. все, что служит блуду, нравственной нечистоте, любостяжательности, которую ап. Павел приравнивает к идолопоклонству, потому что любостяжательный человек более преклоняется и благоговеет пред богатством, чем пред Богом, недостойно быть в царстве Христа, в царстве Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Без смерти нельзя войти в жизнь. Господь однажды показал Царствие Божие ещё не вкусившим смерти ( Мф.17 ). но видим, что Пётр, Иаков и Иоанн на Фаворской горе подобны щепкам, которые хотя и будешь силой погружать в воду, но вода всё равно вытолкнет их по неумолимым законам физики. Господь говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня, то сбережёт её…» А идти за Христом – это и есть стать причастником и Его смерти, и Его жизни. Но в чём же обрести точку опоры, какой помысл может помочь взять и перевернуть себя?.. Пожалуй, вот какой. Поскольку мы, по утверждению Апостола, «умерли со Христом», действительно умерли, то значит: рабствовать стихиями мира, служить им, или излишне бояться их, как это бывает у нас, даже до того, что «не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся», – всё это не просто нежелательно или ошибочно; это – совершенно невозможно и противоестественно для нас. Равно как и искать «горнего, где Христос сидит одесную Бога», – это не совет, не предложение, не очередные наши задачи. Потому что «вы воскресли». Уже воскресли. Смерть уже побеждена. А значит, не помышлять о горнем Отечестве, не искать его – тоже не просто наш недостаток, но – совершенное попрание своего христианского естества. О преодолении плотского самоутверждения Среда Лк. 9:44–55 Кол. 3:17–4:1 Однажды Господь сказал ученикам: «Вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие». Но ученики «не поняли слова сего». Апостолы в своих писаниях не старались показать себя в лучшем свете, и мы отчётливо видим, какими они были до того, как Святой Дух сошёл на них. Мало того, что не могли они порой понимать простых слов Христовых; они ещё и «спросить Его о сём слове боялись». А между тем, их стали занимать мысли: «кто бы из них был больше?» И однажды Господь, «взяв дитя, поставил его пред Собою и сказал им: кто примет сие дитя во имя Моё, тот Меня принимает; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня». И указал им прямой путь к истинному величию: «кто из вас меньше всех, тот будет велик».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

В особенности сердце – как это принято и в нашем образе выражения, – служит у Ап.Павда седалищем чувства (аффекта) – этого непосредственнейшего обнаружения, основной функции внутренней жизни. Так, в нём находит выражение чувство печали Римл. 9.2 : «великая для меня печаль и непрестанное мученье сердцу моему». Равно также выражается в сердце и противоположное чувство – чувство радости Ефес. 5,19 : «исполняйтесь духом... поя и воспевая в сердцах ваших Господу» ср. Кол. 3. 16 , Чувство утешения находит своё седалище здесь же Ефес. 6, 22 : «послал к вам, Тихика..., чтобы он утешил сердца ваши» ср. Кор. 2, – равно также и чувство мира Колос. 3. 15 : «да владычествует в сердцах ваших мир Божий» ср. Филип. 4, 7 . В сердце обитает и чувство любви 1Тим. 1, 5 : «цель увещевания есть любовь от чистого сердца». Римл. 10, 1 : «блаюволение» ( εδοκα) моего сердца» 1 (есди слово εδοκα здесь перевести «блоговоление» Ср. 2Сол. 3, 5 ). Предмет, любви тоже пребывает в сердце 2Кор. 7, 3 : «вы в сердцах наших», ср. Филипп. 1, 7, и остаётся в сердце вопреки пространственному отдалению Сол. 2, 17: «мы братие, были разлучены, с вами на короткое время лицом, а не сердцем». Радоствые аффекты расширяют сердце 2Кор. 6, 11 : «сердце наше расширено», – печальные чувства сжимают его 2Кор. 2,4 : «от великой скорби и стисненного сердца я писал вам». Также локализируется в сердце воля, близко стоящая к чувству, бесспорно тесно связанная с аффектами чувства 1Кор. 4,5 : Бог «обнаружит сердечные намерения». В Римл.1. 24 употреблено выражение «похоти сердец». Твёрдая, по одному направлению неуклонно стремящаяся воля обозначается, как «твердость«, »непреклонность сердца», – как «ожесточение», если направляется на зло Ефес. 4,18 : «были отчуждены от жизни Божией – по причине... ожесточения сердца их», между тем, о твёрдой воле, стремящейся к добру, говорится в 1Солун. 3,13 : «чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне». В 2Сол. 2.17 сказано: «да утешит наши сердца и утвердит во всяком с.юве и деле благом».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psiholo...

И ни в каком случае не отчаивайся. Безвыходных положений не бывает, Бог нас любит и хочет, чтобы все спаслись. Просто Он порой ожидает от нас усиленного напряжения духа, усиленной молитвы и трезвого рассуждения. 8. «Не кради». Если это с тобой случалось, если ты крал, если от этого страдал конкретный человек, покайся. Непременно возврати украденное, а если это невозможно, все равно постарайся как-нибудь избавиться от него. «Очистите руки, грешники» ( Иак.4:8 ). И пусть с этого момента чужое для тебя – как огонь, к которому не прикасайся. 9. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Против этой заповеди особенно согрешает тот, кто говорит о человеке заведомую ложь: на суде ли, в обществе ли, в семье ли, – с сознательной целью причинить зло. Согрешает и тот, кто распространяет непроверенные слухи с вольной или невольной целью кого-то унизить, создать недоброе мнение. Согрешает и тот, кто с удовольствием слушает, когда кого-то поливают грязью. Он как бы сам в своих глазах возвышается за счет унижаемого. Покайся, если допускал враждебные или просто легкомысленные и безответственные высказывания. Старайся вообще воздерживаться от поспешных суждений о ком бы то ни было, чтобы не умножать лжи вокруг себя. Запомни слова, которые однажды сказал один человек, когда при нем стали осуждать Иисуса Христа: «судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его» ( Ин.7:51 )? Так что отныне, если при тебе будут что-то говорить о любом человеке, о великом или малом мира сего, шептать на ухо или трубить по телевизору, а у тебя не будет возможности спросить этого человека: правда ли то, что мне о тебе сказали? – то будет в высшей степени справедливо, если ты выкинешь из головы и то, что услышал про него. 10. «Не желай ... ничего, что у ближнего твоего». Эта заповедь учит доверять Богу и довольствоваться тем, что Он дал тебе в жизни, ведь все, что у тебя, – из Его рук. Так что если роптал на свою долю, завидовал тому, кто преуспевает, злорадствовал, когда у него случалась беда, – покайся. Научись ценить то, что у тебя есть, благодарить за это Бога и извлекать духовную пользу из всякого жизненного обстоятельства. Если будешь ценить малое, Бог даст и большее. А то иному сколько ни давай, все без пользы, все равно благодарности не дождешься. Вот во всем этом, для начала, тебе надо будет покаяться... Перед Крестом и Евангелием

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

И он не может грешит, потому что рожден от Бога. Носящий в себе духовную жизнь и приносящий плоды Духа не может грешить, или проводить жизнь греховную: по силе действующей в нем Благодати, он любит и старается всеми силами исполнять заповеди Христовы. Вели он, по немощи, падает в грех; то это падение не только не убивает его жизни духа, но еще более возбуждает в нем внутреннюю деятельность, питая чувство смирения, самоотвержения, раскаяния, сыновней любви к Отцу небесному, преданности и упования на Его беспредельное милосердие. Это потому, что он рожден от Бога; в нем есть семя благодатной жизни, или в нем действует благодать Духа Христова. Как не возрождённому человеку естественно грешить, и, по слову Апостола, «и были по природе чадами гнева» ( Еф.2:3 ): так рожденным от Бога, детям Божиим, свойственно не грешить. по свойству живущей и действующей в них благодати Духа Божия. 10 . «Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.» Сокращая вышесказанное о различии возрожденных в благодатную жизнь и не возрождённых, Апостол говорит: Дети Божии и дети диавола узнаются так, то есть, по их внутреннему расположению или духу и по их делам. Дети Божии не предаются тяжким грехам, не проводят греховной жизни или не делаются рабами греха, «водимые Духом Божиим» ( Рим.8:14 ); а дети диавола беспечно предаются грехам, следуя греховным желаниям или похотям, и не исполняют заповедей Божиих. Дети Божии, любя Бога, любят и ближних; а дети диавола, не имея любви к Богу, не любят и созданных по образу Божию, своих ближних. Всякий не делающий правды, – т. е. не исполняющий заповедей Божиих, не есть от Бога, равно и нелюбящий брата своего. Делание правды, или исполнение заповедей Божиих, есть свидетельство или выражение любви к Богу; а любовь к своему брату, т. е. к каждому человеку, есть исполнение второй наибольшей заповеди Божией, не исполняя которой, нельзя любить Бога, как ниже пишет святой Богослов: «ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога» ( 1Ин.4:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

(И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.) Капернаум, это – небольшой город на северо-западном берегу Галилейского или Геннисаретского, иначе Тивериадского озера или моря. Об этом читай в объясн. 31 ст. 4 гл. До неба вознесыйся (вознесшийся), т. е. возгордившийся, замечтавшийся о своем достоинстве и счастии ( Ис.14:13 ). Возвысившийся и возгордившийся частию по своему благосостоянию, – богатству и многолюдству, – сравнительно, с благосостоянием окружающих городов, но главным образом потому, что, живя в Галилее, преимущественно в нем пребывал, проповедывал и творил чудеса Иисус Христос (Злат, и Феоф.). До ада снидеши (низвергнешься), т. е. унижен будешь. Слово ад здесь означает не место мучения грешников, как равно и рай – не место блаженства праведников, а унижение, разрушение, как в точности и исполнилось это предсказание: потому что Капернаум был разрушен во время войны иудеев с римлянами. (Мих.). Но это разрушение Капернаума – только временное наказание для его жителей; в день же страшного суда (на суде), они будут наказаны гораздо строже, чем жители города Содома, за то, что не слушали проповеди Христовой и не трогались чудесами Его. У еванг. Матфея (ст. 23) здесь прибавлено то же, что сказано у Луки выше относительно городов Хоразина и Вифсаиды: земле Содомской (содомлянам) отраднее будет в день суда, нежели тебе: ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленныя в тебе, то он остался бы до сего дня. Зач. 51-е. Возвращение 70 Апостолов и речь Господа по сему случаю. Читается во дни Апостолов и Ангелов. Об этом обстоятельстве повествует один евангелист Лука. Лк.10:16 . Слýшаяй вáс, менé слýшает: и отметáяйся вáс, менé отметáется: отметáяйся же менé, отметáется послáвшего мя. (Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.) Слушающий вас (Апостолов), т. е. слушающий вашу проповедь о царстве Моем и принимающий веру в Меня, Христа, Меня слушает, как равно, и отвергающийся (отметаяйся) вас, Меня отвергается (отметается), потому что вы проповедуете то же самое учение, которое Я проповедую (Слич. Матфея 10:40 ). А слушающий или отвергающийся Меня, слушает или отвергается Пославшаго Меня, т. е. Бога Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Иоанн проповедывал только покаяние и приготовлял к оставлению грехов, т. е. вел к крещению Христову, которым даруется отпущение грехов (Феоф.). Исповедание, как равно и крещение Иоанново указывали только на то, что наступает время, когда Спаситель дарует отпущение грехов, так что крестившиеся крещением Иоанновым впоследствии должны были креститься крещением Христовым ( Деян.19:3–5 ). «Предтеча проповедывал крещение покаяния, пишет блаж. Феофилакт, для того, чтобы люди, покаявшись и принявши Христа, получили оставление грехов.» «Оно только в зародыше и обетовании заключало то, что крещение Христово совершало самым делом» (Злат.). Иоанн сам указывал на разность своего и Христова крещения. Он говорил, по Евангелиям Матфея ( Мф.3:11 ) и Марка ( Мк.1:8 ): я крещу вас в воде, а Он (И. Хр.) будет крестить Духом Святым. т. е. я погружаю вас в воду только для обозначения намерения после исповедания грехов исправиться и жить богоугодно, чтобы приготовить себя к принятию царства Христова, а когда будут креститься крещением Христовым, то на них будет сходить Дух Св. и очищать их от грехов по силе искупительных страданий Иисуса Христа ( Ин.3:5 ). Лк.3:4 . якоже éсть писано в книзе словéс Исáии прорóка, глагóлюща: глáс вопиющаго в пустыни: уготóвайте пýть Госпóдень: прáвы творите стези егó: Лк.3:5 . всяка дéбрь испóлнится, и всяка горá и хóлм смирится: и бýдут стрóпотная в прáвая, и óстрии в пути глáдки: Лк.3:6 . и ýзрит всяка плóть спасéние Бóжие. (как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие.) В явлении и проповеди Предтечи и Крестителя Иоанна еванг. Лука, как равно и св. Матфей ( Мф.3 ) с Марком ( Мк.1 ), указывает исполнение пророчества Исаии ( Ис.40:3 и дал.), и он приводит в своем Евангелии это пророчество полнее, чем Матфей и Марк.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010