Кто был Иисус Христос? Недавно мне задал вопрос тринадцатилетний мальчик Андрей: «А кто же, в конце концов, был Иисус Христос?» Вот на этот вопрос я и постараюсь ответить сегодня. Когда родился Иисус Христос? Наше теперешнее лето­исчисление ведется от рождения Иисуса Христа, т. е. как бы считается, что Он родился тысячу девятьсот восемьдесят четыре года тому назад. Но, изучая древние исторические документы, ученые пришли к заключению, что это событие произошло немного раньше. В Евангелии сказано, что Иисус Христос родился при царе Ироде, а Ирод умер на четыре года раньше начала нашего летоисчисления. День рожде­ния Иисуса Христа в Евангелии не указан. Церковь празд­нует его 25 декабря (7 января по новому стилю), так как с этим временем года были связаны древние, дохристианские обычаи праздновать начало конца зимы: начинают удлиняться дни, свет как бы побеждает темноту. Это могло слу­жить символом для празднования Рождества Христова. Родился Иисус Христос в Палестине, в городе Вифлее­ме, недалеко от Иерусалима, а детство и отрочество провел в Назарете. Родом Он был еврей. Еврейское царство никог­да не было таким великим, как другие древние цивилиза­ции – Вавилон, Персия, Индия, Греция. От него не оста­лось великих памятников архитектуры или искусства, а ко времени рождения Иисуса Христа это была крошечная бед­ная страна, завоеванная римлянами. Но евреи были един­ственным народом на земле, в котором тысячи и тысячи лет хранилась вера в единого Бога – Бога, Который хотел от верящих в Него людей доброй, праведной жизни. Держа­лась среди евреев и вера в то, что когда-нибудь придет Спаситель (Мессия), который спасет их народ. О жизни Иисуса Христа мы знаем главным образом из четырех Евангелий («Евангелие» по-гречески значит «доб­рая весть»), написанных четырьмя Его учениками – Мат­феем, Марком, Лукой и Иоанном. Иногда спрашивают, есть ли еще какие-нибудь древние документы об Иисусе Христе. Есть, но немного. Документов двухтысячелетней давности сохранилось очень мало. Больше всего об Иисусе Христе сказано у еврейского историка Иосифа Флавия, жившего с 39 по 96 год, и римского историка Корнелия Тацита (55– 120).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Но росла и вражда к Иисусу Христу. Ненавидели Его фарисеи – благочестивые законники, внешне очень тща­тельно исполнявшие все религиозные обряды и правила и хваставшиеся этим, но не имевшие глубокой веры. Ненави­дели Христа и богатые и гордые священники, саддукеи, раз­богатевшие на торговле жертвами для храма. Не верили Иисусу Христу и те, кто ждал, что Мессия будет земным царем и освободит их от власти Рима. Три года проповедовал Иисус Христос, и вот враги Его схватили Его и отдали на суд римскому правителю Иудеи Понтию Пилату. Уступив требованиям обвинителей, Пи­лат, хотя и чувствовал, что перед ним стоит Праведник, осудил Иисуса Христа на страшную казнь – распятие. Иисус Христос умер на кресте в пятницу днем, молясь за Своих врагов. Друзья Его сняли Его тело с креста и положили в гроб – каменную пещеру, как это было приня­то у евреев. По еврейскому закону в субботу ничего нельзя делать. Дождавшись рассвета следующего дня, воскресе­нья, несколько женщин, учениц Христа, пришли к пещере, чтобы омыть и убрать Его израненное тело. Но гроб оказал­ся пуст. У отваленного камня сидел юноша в белоснежной одежде. «Не ужасайтесь! – сказал он. – Вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес». В течение сорока дней воскресший Христос являлся Своим ученикам, а потом вознесся, исчез из их глаз в небе­сах. Воскресение Его было победой Божией жизни над смертью . С самых же первых дней враги Иисуса Христа отри­цали Его воскресение, говорили, что ученики украли Его тело, и придумывали другие объяснения. Но уверенность, вера тех многочисленных учеников, которые видели Его, была так сильна, так тверда и непоколебима, что ничто не могло ее уничтожить. Их убивали, мучили, а они верили, они знали... Их изгоняли, а они пронесли свою веру по всему миру. На этой вере, что Иисус Христос не просто святой чело­век, а Сын Божий, т.е. Бог, взявший на Себя прожить с нами нашу человеческую жизнь, пострадать, умереть и по­бедить смерть, основано христианство . Эта вера совершен­но изменила то, как мы понимаем смерть. Мы верим, что смерть не конец всего, а начало новой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Архив: Послужный список о. Т. Кулешева (19581971). АЕУА АГЗ. Куликов Владислав Александрович (18.7.1893, Гомель Могилевск. губ. – 6.12.1965, Льеж, Бельгия), протоиерей. Участник Гражданской войны в рядах Добровольческой армии, эмигрировал через Константинополь в Чехословакию, окончил Сельскохозяйственный институт в Праге и Парижский Св.– Сергиевский богословский институт (1939), переселился в Бельгию, где работал по специальности агрономом, состоял в юрисдикции Русского Экзархата КП, диакон (18.7.1953), священник (26.7.1953), рукоположение совершил митр. Владимир (Тихоницкий) в Св.-Александро-Невском соборе в Париже, настоятель Троицкой церкви в Шарлеруа (4.8.195331.8.1957), протоиерей, настоятель Св.-Александро-Невской церкви в Льеже (31.8.19576.12.1965). Архив: Послужный список о. В. Куликова (19531965). АЕУА. Куломзин Николай Анатольевич (14.6.1912, Рига 29.4.1995, Париж, Франция), протоиерей, экзегет и богослов. Из семьи дворянства, внук статс-секретаря Государственного Совета. Эмигрировал с родителями через Константинополь в Марсель, а затем в Париж, окончил два факультета Парижского университета – физический и математический – и Высший электротехнический институт по специальности инженера (1937), мобилизован солдатом во французскую армию (19391940), преподавал математику в русской гимназии в Булонь-Бийянкуре под Парижем (19401950-е гг.), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), окончил Парижский Св.-Сергиевский богословский институт (1952), член братства Христа Спасителя, оставлен профессорским стипендиатом по специальности Священной истории Нового Завета и отправлен в аспирантуру в Гетгингенский университет, преподаватель еврейского языка и Священной истории Нового Завета (1956), член комиссии по ревизии русского перевода Нового Завета, инспектор Св.-Сергиевского богословского института ( 19621963), доцент по кафедре Священного Писания Нового Завета (19651972), магистр богословия после защиты диссертации на тему «Мессия-Пророк» (1972), профессор по кафедре Священного Писания Нового Завета (19721994), активный член РСХД, член епархиального совета Западно-Европейской Русской Архиепископии КП по избранию от мирян, затем от духовенства (19661994), диакон (4.4.1982), священник (7.4.1982), рукоположение совершил архиеп. Георгий (Вагнер) в Св.-Александро-Невском соборе в Париже, настоятель Знаменской церкви в Париже (19.11.1982), протоиерей (19.1.1986), уволен за штат но старости (1994).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Существование всех этих религий показывает, что человечество искало веры в истинного Бога – Творца Вселенной, стремилось понять смысл жизни и смерти, желало узнать, Кем и как был создан мир, в котором мы живем. Евреи и Древний мир. Еврейский народ, или Израиль , занимал в Древнем мире совсем небольшую и бедную страну, называемую Палестиной, лежащую между Мертвым озером (морем) и Средиземным морем. Это был народ пастухов, земледельцев, ремесленников и торговцев. Его предки перебрались в Палестину из Месопотамии, а его история рассказана в той части Библии, которая называется Ветхий Завет . Евреи (или израильтяне) были не столь многочисленны в сравнении с великими народами Древнего мира. Они не играли большой политической роли, не создали столь замечательных произведений литературы и искусства, как греки, или такого количества выдающихся архитектурных памятников, как египтяне. Только в царствование царей Давида и Соломона , за десять веков до Рождества Христова, Израильское государство было сильным и единым. То, что мы читаем в Ветхом Завете, дает нам представление об израильтянах как о людях непостоянных, часто боязливых и неверных своим учителям. Философия, литература, искусство и наука других народов стояли на более высоком уровне. Но с самых ранних времен израильтяне отличались от них всех более глубоким, более чистым и возвышенным представлением о Боге. Именно им Сам Бог открыл, что Он единственен, что только Он– Творец неба и земли. Через Пророка Моисея Он дал им Свои заповеди, следуя которым человек пребывает в истине и добре и получает от Бога награду. Когда мы читаем самую первую книгу Ветхого Завета – Бытие, возникает впечатление, что Бог искал в мире тот народ, которому бы Он открыл Себя, и нашел его в бедном, малоизвестном пастушеском племени. Несмотря на свои слабости, евреи вступили в Завет (Договор) с Богом, поверив в единственного Бога – Творца неба и земли, справедливого и милостивого. Они приняли Его Закон, учивший жить справедливо, в любви к Богу и к людям. При этом Израиль помнил о данном ему Богом обещании, что в мир явится Спаситель (Мессия), и ожидал Его прихода в течение долгих и трудных для себя веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Не обязательно было отдавать свою собственность, но нельзя было обманывать Бога. Это ведет человека к гибели. Отношение к дарам Святого Духа. Апостолы решительно противились всякой попытке приобретать за деньги благодать Духа Святого. Во время своих путешествий Петр и Иоанн пришли в Самарию, где уже проповедовал Апостол Филипп и где он многих исцелял от болезней. В том же городе жил человек по имени Симон, который считался волшебником и целителем. Он многих излечивал от болезней, зарабатывая этим деньги, и пользовался общим уважением. Петр и Иоанн, как обычно, собрались с новообращенными последователями Христа на молитву и, возлагая на них руки, молились, чтобы на них сошли дары Святого Духа. Когда Симон-волхв увидел это, он пришел к Петру и предложил ему деньги, говоря: – Дайте мне эту власть, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал бы Духа Святого. Петр ему ответил: – Ты хочешь дар от Бога получить за деньги? Не будет у тебя в этом счастья, потому что сердце твое неправо перед Богом. Покайся в грехах твоих, чтобы Бог простил тебе твои помыслы ( Деян.8:14–22 ). Это стало основным законом церковной жизни: нельзя приобретать благодать Божью за деньги. Проповедь Благой Вести язычникам. Апостолам пришлось принять очень важное решение, которое во многом определило будущую жизнь Церкви, а именно, как относиться к другим народам, к неевреям. Иисус Христос был Мессия, обещанный Израилю, и первые Его последователи все были евреями или же первоначально обращенными в еврейскую веру язычниками-прозелитами. Они соблюдали правила Ветхого Завета и приходили для поклонения Богу в Иерусалимский Храм. Для евреев было обязательным правилом обрезывать новорожденных мальчиков как знак посвящения их Богу. Даже Апостолы думали сначала, что христианство нельзя проповедовать неевреям, или же «необрезанным». И как раз в это время Апостолу Петру было особое видение о том, что проповедь христианства обращена ко всем. Однажды во время своих странствий Петр остановился в городе Иоппии, у кожевника по имени Симон. Около полудня он поднялся на плоскую крышу дома, чтобы помолиться. Петр уже проголодался и, пока готовили обед, забылся и увидел замечательный сон: с неба к нему спустился большой открытый сосуд, и в нем было много разных зверей и птиц, которые по еврейскому закону считались нечистыми и запрещенными для еды. Петр услышал голос с неба:

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Мудрецы тотчас собрались и отправились в дальний путь, чтобы найти Спасителя, и поклониться Ему. Долго, долго шел их караван, медленно брели верблюды, нагруженные всем нужным для долгого пути. Везли волхвы с собою и драгоценные подарки родившемуся Младенцу Спасителю. А путь им указывала все та же звезда – яркая, чудная. Наконец, добрались волхвы до Иерусалима и начали всех расспрашивать: – Где родился Царь Иудейский? Мы видели Его звезду, взошедшую далеко на Востоке, и пришли поклониться Ему. Услышал о появлении волхвов царь Ирод и очень испугался. Он собрал ученых и священников, и принялся расспрашивать их, где должен родиться Спаситель. Они сказали ему: – Пророки говорили, что Он должен родиться в Вифлееме. Хитрый Ирод тайком позвал волхвов к себе и велел идти в Вифлеем, все разузнать там и, вернувшись, обязательно рассказать ему. Он утверждал, что тоже хочет пойти поклониться Младенцу. Но Ирод пытался обмануть их, на самом деле, он замышлял погубить Спасителя. Выслушав царя Ирода, волхвы отправились в Вифлеем. Звезда, светившая им, продолжала вести их и, наконец, привела к пещере, где расположились Иосиф и Мария с новорожденным Младенцем в яслях. Увидев Младенца, волхвы поклонились Ему до земли и преподнесли Ему свои подарки: золото, ладан и смирну – душистый сок редчайших деревьев. Возликовавшие волхвы хотели было вернуться в Иерусалим, как их просил царь Ирод, но ночью они увидели необыкновенный сон, из которого поняли, что нельзя идти туда и, тем более, не нужно рассказывать Ироду о Младенце Христе. Старец Симеон встречает Иисуса Христа В те времена был благочестивый обычай, когда родится мальчик, приносить его на сороковой день в храм, посвящая Богу. В знак благодарности, жертвовали Богу в дар, кто что мог, – ягнят, овечек или голубей. Когда Иисусу исполнилось сорок дней, Иосиф и Мария с Младенцем пришли в Иерусалимский храм. В дар Богу они несли двух голубков. А в Иерусалиме жил святой человек, который был тогда очень, очень старым. Звали его Симеоном. Много лет провел он за чтением и изучением Священного Писания. Ему было открыто Духом Святым, что должен родиться Мессия – Спаситель мира, а он, Симеон, не умрет до тех пор, пока не увидит Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Жития святых для детей Скачать epub pdf Святые ранних веков христианства Святой апостол Андрей Первозванный Широко расстилалась водная гладь. В глазах рябило от яркого солнечного света, отражавшегося на мелких волнах Галилейского озера. Два рыбака, братья Симон и Андрей, работали на берегу, разбирая сети. – Когда, когда же это будет? Так давно уже мы ждем Мессию! – горячо воскликнул Симон. – Ведь обещано это нам! – Ждать надо, – отвечал более спокойно Андрей, – Ждать и готовиться, чтобы узнали мы Его, когда Он придет. И слушать надо, уметь так слушать, чтобы не пропустить. Братья опять взялись за сети. – Ты знаешь, – продолжал через несколько минут Андрей, – я слыхал недавно, что опять, как в давние времена, появился пророк. Его зовут Иоанн. Он крестит людей в реке Иордане, учит всех, как надо жить. Он говорит, что сам он не Мессия, не Христос, но что за ним идет Тот, Кто сильнее его. Вот я и решил: пойду к нему, буду у него учиться и ждать Спасителя. Ты скажи отцу. Андрей так и сделал: ушел к Иоанну Крестителю и остался с ним и его учениками. Был он там, когда пришел Христос, когда Он вошел в воду, чтобы креститься, и Дух Святой слетел на него как голубь, и слышал голос Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный!» Когда Иисус Христос уходил, Андрей пошел за ним вместе с другим учеником. – Что вы хотите, – спросил Иисус Христос . – Учитель, где Ты живешь? – отвечали они, не зная, что сказать. – Пойдите и увидите. Они пошли и провели весь день с Ним, а потом Андрей вернулся домой и сказал Симону: – Мы нашли Мессию. Через несколько дней Иисус Христос проходил по берегу озера и увидел братьев-рыбаков. – Идите со Мной, – сказал Он. – Я сделаю вас ловцами человеков. И они сразу оставили свои сети и пошли за Ним. Вот почему Андрея, первого из апостолов, узнавшего Христа, называют «Первозванным». Апостол Андрей умел говорить по-гречески. Когда несколько греков захотели видеть Иисуса Христа и говорить с Ним, другие ученики послали их к Андрею, а он привел их ко Христу. После смерти и воскресения Иисуса Христа все апостолы пошли проповедовать Евангелие во всех странах. Апостол Андрей пошел в греческие колонии и города, расположенные вокруг Черного моря. По преданию, дошел он до реки Днепра и поднялся по ней до тех мест, где много веков позднее поселились наши предки – славяне, и был основан город Киев. Во времена апостола Андрея это была пустынная и мало известная страна, по которой бродили дикие племена скифов и сарматов. Проведя ночь на высоком берегу Днепра, апостол Андрей поставил там деревянный крест и сказал своим спутникам:

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

прот. Николай Куломзин Глава VII. Послание к Евреям Введение Современная критика о подлинности Евр. 1). В отличие от всех прочих посланий апостола Павла, Послание к Евреям не содержит обращения, то есть имен автора и получателей оно сразу начинается как богословский трактат. 2). Язык и стиль Евр. Не характерны для апостола Павла: этот факт отмечали еще древние авторы: например, Ориген , писавший, что «выбор слов и склад речи» не типичны для апостола Павла. 33 3). Хотя многие мысли в Евр. вполне могут претендовать на авторство апостола Павла, центральный образ послания – Христос как Первосвященник по чину Мелхиседекову не встречается больше ни в одном тексте апостола. (Добавим также, что Павел получил образование в среде фарисеев, для которых было не характерно представление о священническом служении Мессии). 4). Вызывает удивление и место Евр. в перечне канонических текстов апостола Павла: послания апостола расположены согласно убыванию их длины; начинается ряд Рим., самым длинным посланием, а заканчивается Флм., самым коротким. Послание же к Евреям, будучи довольно пространным текстом, стоит на последнем месте, после Флм., как приложение ко всему Павлову корпусу. 5). В отличие от восточных Церквей, на Западе вплоть до IV в. не признавали подлинность Евр. Все эти соображения, объективность которых нельзя отрицать, вынуждают большинство современных критиков просто отрицать авторство апостола Павла в отношении Евр. Вместе с тем существует одно немаловажное, на наш взгляд, обстоятельство: если сосредоточить свое внимание на последних стихах Послания, то возникает отчетливое ощущение, что они принадлежат перу апостола Павла. Приведем этот отрывок: «Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам. Знайте, что брат наш Тимофей освобожден; и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас. Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские. Благодать со всеми вами. Аминь» (Евр. 13:22–25). Кто мог быть автором этого краткого увещания принять довольно пространные «слова» Послания? Возможно, сам апостол Павел. Чьим братом был Тимофей, с которым автор намеревался вместе совершить путешествие? Вероятно, апостол Павел. Наконец, кто обычно завершал все Послания пожеланием благодати: «Благодать со всеми вами» (Евр.13:25)? По свидетельству самого апостола Павла эти слова являлись отличительным знаком его авторства: в конце 2Фес., одного из первых посланий апостола, читаем: «Приветствие моею рукою, Паловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так: благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами» (2Фес. 3:17–18; см. комментарий sub loco).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

прот. Николай Куломзин Глава V. Пленение апостола Павла в Кесарии и в Риме – Так называемые «Послания из уз»: Флп; Кол; Флм; Еф. Историческая часть а. Деян. 20:17–21:26 . Прибытие ап. Павла в Иерусалим после третьего путешествия. Данный период жизни апостола известен нам исключительно по Книге Деяний в этой главе мы к ней обратимся. Апостол Павел завершил свое третье путешествие, во время которого он написал 1 и 2 Кор., Рим., Гал. Он простился с призванными им из Ефеса в Милит пресвитерами (Деян. 20:17–38). Корабль, на котором плыл апостол, обогнул Родос и причалил в порту Патары в Ликии. Оттуда апостол Павел со спутниками, среди которых был Лука (повествование Книги Деяний излагается в этих главах от 1л. мн. ч., «мы»), на другом корабле приплыли в Тир, а оттуда в Птолемаиду (21:3–7) и, наконец, в Кесарию (21:8). В Кесарии они остановились у Филиппа, одного из семи (21:8). Там некий пророк по имени Агав предсказал апостолу Павлу, что в Иерусалиме он будет схвачен (21:10–14). Все-таки они пришли в Иерусалим, где их принял Иаков, брат Господень, который после отъезда Петра возглавил иудеохристианскую Церковь Иерусалима (Деян.12:17), и церковные пресвитеры (21:15–19). Ни Иаков, ни пресвитеры не осуждали Павлова благовестия язычникам, однако решили его предостеречь: «А о тебе наслышались они (христиане Иерусалима), что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям» (21:21). Они посоветовали апостолу присоединиться к четырем мужчинам, уже связанным обетом. «Взяв их, очистись с ними и возьми на себя издержки на жертву за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон. А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда» (21:24–25). Этот фрагмент Книги Деяний еще раз доказывает, что сам Павел был привязан к Закону и, что с другой стороны, Иаков и руководители иудеохристанской Церкви не осуждали Павлова благовестия язычникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

7:7–13. Роль Закона Употребляя в этом параграфе местоимение 1л. ед.ч. «Я», апостол на самом деле говорит о дозаконном человечестве (см. примечание sub loco в BJ и ТОВ.). Он утверждает, что «не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: “не пожелай " » (7:7), «потому что грех , взяв повод от заповеди, обольстил меня…» (7:11). 7:13–25. Внутренняя борьба Здесь апостол Павел говорит о человеке, который разрывается между добром и злом. Но о ком идет речь: о христианине или же о еще не оправданном человеке? Мнения комментаторов расходятся. Третья часть. 8:1–39 Святой Дух в Церкви сынов Божиих Насколько затруднительна предыдущая глава, предназначенная иудеохристианской аудитории, настолько прозрачно богословие апостола Павла в 8 главе, которую можно считать одной из вершин Павловой мысли. а. 8:1–4. Дар Духа Апостол говорит о «законе духа жизни», который освобождает от греха и смерти (8:2). Здесь уже речь идет не о Торе, не о писаном ветхозаветном Законе, а о Законе, который Бог устами пророка Иеремии обещал написать на сердцах обновленного народа ( Иер. 31:31–34 ). То, что было невозможно для ветхого Закона. Бог сотворил, «послав Сына», Который «в подобии плоти греховной… осудил грех во плоти» (8:3), так что отныне мы «живем по духу» (8:4). Здесь, как и на протяжении всей 8 главы, апостол Павел излагает свою мысль в понятиях тринитарного богословия. б. 8:5–12. Жизнь в Духе Продолжая свою мысль, апостол противопоставляет жизнь по плоти жизни по Духу Святому. Плоть, которая вообще означает телесное вещество, в словоупотреблении апостола характеризует состояние человека, подверженного греху; плоти апостол Павел противопоставляет дух (с маленькой буквы), характеризующий состояние нового человека, просвещенного духом Святым (с большой буквы): «Вы не плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас (8:9), ибо «дух жив для праведности» (8:10). Завершает это рассуждение апостол в тринитарной перспективе: «Если же Дух Того, Кто воскресил Иисуса из мертвых, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (8:11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010