Мисаилу, еп. Смоленскому, вручают Смоленскую икону Божией Матери. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 860 об.) Мисаилу, еп. Смоленскому, вручают Смоленскую икону Божией Матери. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 860 об.) Учитывая перемирие между польским королем и Литовским вел. кн. Казимиром IV Ягеллончиком и вел. кн. Василием Тёмным (грамота от 31 авг. 1449 г.), которое обозначило военно-политический союз между ними (ДДГ. 53. С. 160-163), а также признание литовской стороной прав митрополита свт. Ионы на Киевскую кафедру, что было зафиксировано в грамоте, датирующейся 31 янв. 1451 г. (РФА. 2008. 29. С. 151-152), можно полагать, что после своего избрания Смоленский архиерей должен был получить благословение Московского архиерея, чтобы обеспечить полную каноническую легитимацию своей власти. Избрание М. на Смоленскую кафедру связано также с близким знакомством членов его семьи и родственников с Казимиром IV: они могли обратить внимание правителя страны на энергичного настоятеля Черейского мон-ря. Осенью 1440 г. королевич Казимир Ягеллончик с войсками осаждал Смоленск, зимой 1444/45 г. он жил в городе (ПСРЛ. Т. 35. С. 60), а в нач. марта 1451 г. вновь посетил его, заехав в Смоленск из Витебска на пути в Полоцк ( Rutkowska G. Itinerarium króla Kazimierza Jagielloñczyka, 1440-1492//Itineraria Jagiellonów. Warsz., 2014. S. 62, 68, 102-103). 27 марта 1451 г. «вл(а)д(ы)ка Смоленскии Мисаило» был 1-м в числе свидетелей в записи виленского каштеляна и смоленского наместника пана Петра Семена Гедигольдовича, удочерившего панну Анну Бутримковну, к-рой пожаловал в полную собственность свою «выслугу» двор Мир со всеми его землями, угодьями и людьми (Ibid. S. 102. Pryzp. 329; Лiцkebiч. 2009). В 50-х гг. XV в. источники отмечают полное взаимопонимание между митрополичьим двором в Москве и архиерейским двором в Смоленске. После победы в династической войне 1425-1453 гг. правители Москвы стремились заручиться письменными гарантиями и реальной поддержкой светских и церковных властей ВКЛ, чтобы военные отряды удельных князей-иммигрантов ничего не замышляли против владений и жизни членов семьи вел. кн. Василия Тёмного. По этому поводу осенью 1454 г. Киевский митр. Иона отослал одну из грамот в Смоленск к М., чтобы тот препятствовал возможным антимосковским действиям можайского кн. Ивана Андреевича ( Абеленцева. 2009. С. 403-406).

http://pravenc.ru/text/2563368.html

Во время 6-го похода (1400) орды Тамерлана сожгли и разграбили церкви, захватили церковные ценности и архив патриаршего собора Светицховели, разрушили купол и верхние части его стен. Восстановление Светицховели началось при католикосе-патриархе Елиозе (Гобирахисдзе ; 90-е гг. XIV в.- 1419), значительную материальную помощь оказала феодальная знать. Наибольший вклад в восстановление церквей внес царский дом: царь Александр I Великий (1412-1442) в 1425 г. учредил налог мали, к-рый был упразднен в 1440 г., сразу же после завершения восстановительных работ. Стараниями царя М. К. смог возродить разрушенное хозяйство и восстановить экономику, церковная жизнь вошла в обычное русло. М. К. после распада единого Грузинского царства (кон. XV-XVI в.) После смерти царя Александра I в 1442 г. процесс распада единой Грузии стал необратимым. Падение К-поля, отсутствие союзников среди соседних стран, изолированность от внешнего мира, аграрная экономика, стагнация феодального общества и др. взаимосвязанные факторы породили феодальный сепаратизм, главными действующими лицамикоторого были правители княжества Самцхе-Саатабаго в Юж. Грузии. При их поддержке с XV в. сепаратистские тенденции проникли и в церковные структуры. Это выразилось в том, что Ацкурские архиереи стали присваивать себе каноническое право Мцхетского престола хиротонисать др. архиереев на южногруз. кафедры. Для предотвращения таких явлений Мцхетские католикосы-патриархи брали у самцхийских архиереев т. н. клятвенные грамоты, в к-рых были расписаны обязательные условия их служения: самцхийские архиереи должны были принимать хиротонию только от Мцхетских католикосов-патриархов, поминать груз. царей и Мцхетских католикосов-патриархов, не поминать Антиохийских патриархов (поскольку они поддерживали самцхийский сепаратизм), ежегодно преподносить Мцхетскому католикосу-патриарху как сюзеренному владыке дар, символизирующий вассальное служение со стороны епископа (Материалы по истории Южной Грузии. 1961. С. 89). Атабаг Самцхе Кваркваре II (1451-1498), демонстрируя неуважение Мцхетскому престолу, присвоил себе принадлежавший М.

http://pravenc.ru/text/2564526.html

Неприятие реформ в духе модернизма, введенных 2 Ватиканским собором, положило начало движению седевакантизма (считающих Престол св. Петра вакантным, лат. sedes vacans), объединяющим началом которого служит только непризнание правящего папы. Большинство седевакантистов полагают, что папы Иоанн XXIII и Павел VI впали в ересь модернизма и тем самым себя низложили. Все последующие папы также считаются незаконными, так как были избраны после реформы папы Павла IV (1970 г.), согласно которой в выборах папы не могут участвовать кардиналы старше 80 лет. Некоторые седевакантисты также считают незаконными и других пап (например, Пия XII или Либерия) 816 . § 7. Обзор основных изданий святоотеческой письменности Издания трудов отдельных крупных богословов древности начали появляться уже в эпоху Возрождения. В конце 15 в. Теолог–гуманист Иоганн Хейнлин 817 (1425–1496), профессор ряда европейских университетов, заботами которого в Париже был сооружен первый печатный станок, высказал идею издания творений четырех латинских великих учителей Церкви. Базельский типограф Иоганн Амербах (1440/43–1513/15) частично релизовал эту идею, выпустив в свет сочинения Амвросия Медиоланского (1492) и блаж. Августина (1489–1506). За изданиями Амербаха последовала публикация патриотических сборников Иоганна Зихарда (1499–1552) 818 и Иоганна Базиля Герольда (1514–1567) 819 . Среди первых богословов, привлекших внимание ранних книгоиздателей, был также Боэций – в 1491–1492 гг. Дж. и Г. де Грегори издали в Венеции его Opera omnia. После этого собрания вышли два издания Галереана в Базеле (1546 и 1570), а теологические трактаты Боэция (Opuscula sacra) отдельно напечатал Р. Валлин (1656). Памелиус (Жак де Жуани де Памель, 1536–1587), сотрудничавший в издании Index expurgatorius 1571 г. и один из участников основания иезуитского колледжа в Брюгге (1575), издал творения Киприана Карфагенского (Антверпен, 1566), Тертуллиана (Париж, 1584) и Рабана Мавра (Кёльн, 1527), а также собрание древних комментариев к Библии (Антверпен, 1566).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

145 Коммеркий – совокупность государственных торговых пошлин, налогов на оборот и продажу товаров. 147 Стентор – греческий воин, участник Троянской войны. Мог кричать так громко, как кричат одновременно 50 человек. Погиб, состязаясь в крике с Гермесом. 148 Фантино Валларессо(1392–1443). Венецианец. Латинский архиепископ Крита. В 30-е гг. XV в. от имени папы выполнял несколько дипломатических миссий во Франции. 149 Церковь San Giuliano находится на улице S. Maria di Bocche (del Bucco). Возможно, что предпочтение именно этой церкви как места погребения было связано с тем, что в том районе с давних пор находилась греческая колония. 154 Иоанн Торквемада (1388–1468). Дядя Великого Инквизитора Фомы Торквемады. Доминиканец, кардинал с 1439 г., епископ с 1440 г. 155 В речи кардинала Юлиана есть фразы, очень похожие на цитаты из Флорентийского ороса: он, следовательно, стал впоследствии одним из его авторов. Интересны акценты (не то же ли будет у католиков и в ХХ в.?): все должны стараться ради единства, а также поиск «середины» для объединения. 156 Имеются в виду донесения о приготовлении султана Мурада к осаде Константинополя. До Венеции слухи дошли 1 мая 1438 г. вместе с галерой, пришедшей с Крита. 157 Вероятно, цифры завышенные. По сообщению Франческо Филельфо французскому королю Карлу VII в марте 1451 г., султан тогда не был в состоянии выставить даже 60 тыс. вооруженных воинов. 158 Николо Пичинино (1386–1444). Кондотьер. Служил сначала Флоренции, а после 1425 г. – Миланскому герцогу. В мае им были захвачены в пользу Миланского герцога Болонья, Имола и Форли. 159 Имеется в виду предварительный запрет императора (может быть, еще в Константинополе) на обсуждение вопроса о Божественных энергиях. Паламитское учение тогда отрицательно воспринималось латинской стороной, а также могло иметь своих противников в византийской делегации среди латинофилов. Возникает вопрос: как Церковь могла согласиться с таким запретом, ведь вопрос о Божественных энергиях был решен еще на Константинопольских соборах середины XIV в.?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мон-рь Пантократора в Константинополе. Фото: А. Скроботов П. м. расположен на Четвертом холме К-поля, в визант. р-не Зевгмы, над высоким обрывом долины Оксия; в ранневизант. период здесь было кладбище (см. Четинкая. 2020 (в печати)); по предположению П. Магдалино (The Pantokrator Monastery in Constantinople. 2013. P. 33-56), на этом месте была усадьба дочери имп. Маврикия Иларии. П. м. основан в 1118 г. имп. Иоанном II Комнином (1118-1143; Типикон П. м.; Nicet. Chon. Hist. 66); Иоанн Киннам ( Cinnam. Hist. 10) назвал ктитором мон-ря его 1-ю жену Ирину; архитектором был некий Никифор. П. м. задумывался как новый погребальный мон-рь Комнинов: здесь были похоронены императоры Иоанн II (1143) и Мануил I (1180), их супруги по имени Ирина (1134 и 1159), в поздневизант. период - Ирина, 2-я жена Андроника II (1317), Мануил II Палеолог (1425), его жена Ирина (1450), его сын Андроник, постригшийся в П. м. с именем Акакий (1426), Евгения Гателуцци, жена деспота Димитрия Палеолога (1440), и имп. Иоанн VIII (1448). До смерти имп. Ирины в 1134 г. была возведена Южная ц., затем к северу от нее - доступная для мирян Северная ц. Богоматери Елеусы. Между ними была построена Средняя ц. (вероятно, погребальный храм во имя арх. Михаила). Согласно Типикону П. м., в обители, где должны были жить не менее 80 монахов (Ансельм Хафельбергский в 1136 упом. 700 - The Pantokrator Monastery in Constantinople. 2013. P. 98), были б-ка, больница, старопитательница и баня. Ему принадлежали также лепрозорий и многочисленные имения, пожертвованные имп. Ириной, севастом Мануилом Вотаниатом, Иоанном Арватином и др. Это были 6 монастырей, преимущественно на азиат. берегу Босфора и Мраморного м.: Носсийский (18 монахов), Монокастанский (16), Анфемиев (12), Мидикарийский (за Золотым Рогом, с кладбищем для монахов П. м.) и Галакринский (вместе 6), Сатиров (18), подчинявшихся игумену П. м. и управлявшихся экономами. П. м. были также подчинены Ноатский и Вордский мон-ри. Собственно имения П. м. находились преимущественно во Фракии, но также в Македонии, на Пелопоннесе, островах Эгеиды и в М. Азии. После 1204 г. часть этих владений (напр., с. Вари около Смирны) была передана Лембскому монастырю, но затем вернулась к П. м.

http://pravenc.ru/text/2578892.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИССАРИОН (2.01.1403 (?), Трапезунд - 18.11.1472, Равенна), митр. Никейский (К-польский Патриархат), кард. и титулярный лат. Патриарх К-поля, греч. писатель, гуманист, активный сторонник унии. Род. в многодетной семье среднего достатка. В крещении Василий (или Иоанн?). В Трапезунде обучался под рук. митр. Досифея, к-рый при отъезде в К-поль (1416) взял его с собой, определив в обучение к известному визант. интеллектуалу Иоанну Хортазмену . 30 янв. 1423 г. был пострижен в монахи, приняв имя в честь мч. Виссариона Египетского . Через 2 года имя В. встречается среди учеников ритора и грамматика Мануила Хрисококка, где вместе с ним обучались итал. гуманист Франческо Филельфо, убежденный латинофил Константин Ласкарис и Иоанн Аргиропул . Здесь у В. пробудился интерес к итал . культуре и зап. гуманизму; к этому времени относится начало его лит. творчества. В К-поле В. был рукоположен во диакона (кон. 1425) и иерея (1430/31), в 1436 г. стал игуменом столичного мон-ря св. Василия. Будучи близок к придворным кругам, В. активно участвовал в политической жизни империи. В 1426-1427 гг. он был направлен с дипломатическими поручениями на родину в Трапезунд; его участие в переговорах между имп. Иоанном VIII Палеологом и трапезундским имп. Алексеем IV Василием Великим Комнином о союзе против турок свидетельствует о его возросшем влиянии при дворе. С 1431 г. неск. лет жил в Мистре, изучая философию Платона и др. науки под рук. Георгия Гемиста Плифона ; здесь В. глубже познакомился с лат. культурой, окунулся в атмосферу зап. влияний и религ. терпимости к латинянам. В 1434-1435 гг. В. принял активное участие в подготовке Собора по объединению Церквей. За большие заслуги в этом деле по настоянию имп. Иоанна VIII он получил сан митрополита Никеи (нояб. 1437); в следующем году он был назначен также проэдром (управляющим епископом) Сардской кафедры. Эти назначения были призваны повысить авторитет одного из главных сторонников унии. На Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1439) В., возглавлявший латинофильское крыло визант. делегации, играл одну из ключевых ролей и вел ожесточенную полемику с митр. Эфесским свт. Марком Евгеником и др. противниками унии. Большое значение в ходе догматико-полемической борьбы на Соборе имели его речи на открытии Собора в Ферраре (8 окт. 1438) и догматическая к Флорентийскому Собору (13 апр. 1439). Однако Флорентийская уния, подписанная греч. стороной благодаря усилиям В., не была принята подавляющим большинством духовенства и народа Византии. После возвращения на родину В. был обвинен в измене Православию и в мае 1440 г. навсегда покинул Византию, переселившись в Италию.

http://pravenc.ru/text/158772.html

Рентгеновские снимки и разные современные виды анализа этой иконы, проведенные в ходе реставрационных работ в начале 60-х годов прошлого века в Мюнхене, показали, что «Лукасбильд» писана в XII веке и является знаменитой византийской иконой Божией Матери «Агиосоритисса». Некогда она находилась в часовне святой Раки («Агиа Сорос») при Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе, где хранились ковчег с поясом Богородицы и другие святыни Богоматери, привезенные в V веке из Иерусалима. На древней иконе Богородица изображена без Богомладенца в позе моления, в пол-оборота влево, с воздетыми в молении перед грудью руками. Лик Бо жией Матери, как считают ученые, впервые был запечатлен на иконной доске ранее 1200 года, а через столетие он был обновлен неизвестными мастерами, оставившими на ней и такой текст: «Божия Матерь, Надежда ненадеянных». В 1235 году для иконы изготовлены серебряные с позолотой оклад и рама с медальонами, запечатлевшими лики святых апостолов Петра и Павла, а также святых Георгия, Димитрия, Космы и Дамиана, Пантелеимона и др. Фрайзингские ученые выяснили, что дарителем иконы для константинопольского Халкопратийского храма был дьякон, он же – мастер по изготовлению облачений Мануэль Дисхипатос († 1261), ставший впоследствии архиепископом Фессалоникийским. На позолоченной серебряной раме бирюзовой эмалью начертаны поэтические строки, прославляющие Божию Матерь. 23 сентября 1440 года икона Божией Матери «Агиосоритисса» появилась во Фрайзинге. Ее в качестве подарка получил баварский епископ Никодемус от своей сестры, английской графини. Известно также, что после пребывания иконы в Константинополе первым ее обладателем был находившийся с 1399 по 1402 год в Италии византийский император Мануил II (1391–1425). Он же и подарил византийскую икону герцогу Миланскому Джану-Галлеаццо Висконти, от которого затем эта икона и перешла графине Кентской. Тогда же на позолоченной раме иконы появился текст молитвы Божией Матери. Этим византийским святыням могут позавидовать два крупных музея Мюнхенской Резиденции. Однако в их собрании тоже имеются хоть и не византийские, но очень древние реликвии. Одна из них – небольшой переносной алтарь (890 г.) Восточно-Франкского короля (с 887 г.), императора Запада (с 896 г.) Арнульфа Каринтинского (ок. 850–899). Алтарь происходит из Реймса и выполнен французскими мастерами из дубового дерева, покрытого сусальным золотом и украшенного драгоценными камнями с жемчугом.

http://bogoslov.ru/article/1470136

Преподобный Иосиф Волоколамский († 1515) смело и решительно восстает и побеждает ересь жидовствующих, достигшую главных успехов в конце XV века. У него прозревший Великий Князь Иоанн III просит прощения за долгое потворство еретикам и им подвизается на их уничтожение. Память преподобного Пафнутия – 1 мая; преподобного Иосифа – 9 сентября и 18 октября. 1440 г. Умирал благочестивый князь Димитрий Красный. Лишился он слуха, вкуса и сна. Долго не мог причаститься Святых Таин, так как кровь, не переставая, лила у него из носу. Только заткнув ему ноздри, удалось его причастить. Он заснул и его признали мертвым. Положили его во гроб и стали читать над ним псалтирь. Вдруг, при общем страхе, мнимый мертвец скинул с себя покров и, не открывая глаз, начал петь стихиры. Три дня Димитрий Красный пел и говорил о душеспасительных предметах и, наконец, действительно умер с именем святого. 1441 г. Успенский собор в Москве. Вернувшийся с Флорентийского Собора митрополит Исидор совершает богослужение в присутствии Великого Князя Василия II Темного (1425–1462) 10 . За Литургией вместо Вселенских Патриархов впервые поминается имя папы Римского Евгения. По окончании службы диакон, став на амвон, прочитывает грамоту Флорентийского Собора, противоречащую Православию. Волнение, смущение охватывает присутствующих в храме, подавленных согласием с постановлениями Собора виднейших иерархов восточных, Византийского царя Иоанна. Все безмолвствуют. «Вся князи умолчаша и бояре и иные мнози»,– говорит летопись. Но вдруг раздается голос ревнителя Православия, знатока канонов – Великого Князя Василия Василиевича. Вступив в спор с Исидором, назвав его «ересным прелестником», «лютым волком», губителем душ, Великий Князь обличает сего предателя. После совета с боярами Государь сажает Исидора под стражу в Чудов монастырь, откуда купленный латинянами грек бежит в Рим. Святители же и бояре прославляли ум Великого Князя: «Государь! Мы дремали; ты един за всех бодрствовал, открыл истину, спас веру; митрополит отдал ее на злате Римскому папе и возвратился к нам с ересью».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

С позиций исторического материализма и научного атеизма освещал историю Католической церкви в своих многочисленных монографических исследованиях и журнальных публикациях с конца 50-х гг. (после увольнения из советских спецслужб) член-корреспондент AH СССР Иосиф Ромуальдович Григулевич (псевдоним – И. Лаврецкий; 1913–1988) 1418 . Упомянем также о некоторых характерных для своего времени трудах Лазаря Наумовича Великовича 1419 , Александра Хáимовича Горфункеля (род. 1928, ныне работает в США) 1420 , Ефима Федоровича Грекулова 1421 , Григория Абрамовича Гурева (1891–1978) 1422 , Иосифа Ароновича Крывелёва (1906–1991) 1423 , Мирана (Михаила) Петровича Мчéдлова (1928–2007) 1424 ; известного математика, профессора МГУ (1931–1948) Марка Яковлевича Выгодского (1898–1965) 1425 ; профессора Ленинградского университета, члена-корреспондента AH СССР (1976) Виктора Ивановича Рутенбурга (1911–1988) 1426 ; представительницы белорусской школы историков Веры Ивановны Горемыкиной 1427 . Проблемы источниковедения, генезиса и истории раннего христианства разрабатывали специалисты-антиковеды академик Роберт Юрьевич Виппер (1859–1954) 1428 , профессор Сергей Иванович Ковалев (1886–1960) 1429 , профессор Николай Александрович Машкин (1900–1950) 1430 , Елена Сергеевна Голубцова (1921–1998) 1431 , Наталья Ивановна Голубцова 1432 , академик Сергей Александрович Жéбелев (1867–1941) 1433 , профессор Андрей Чеславович Козаржевский (1918–1995) 1434 ; крупный специалист по раннему гностицизму Марианна Казимировна Трофимова 1435 ; непревзойденный исследователь социально-экономических и историко-культурных проблем истории Древнего Рима Елена Михайловна Штаермáн (1914–1991) 1436 ; Юлия Константиновна Колосовская (1920–2002) 1437 ; автор многочисленных работ по истории раннего христианства и раннехристианской письменности профессор Ирина Сергеевна Свенцицкая (1929–2006) 1438 ; начинавший как историк-антиковед известный отечественный философ Герман Германович Дилигенский (1930–2002) 1439 ; Иосиф Давидович Амусин (1910–1984), посвятивший более 100 работ исследованию различных аспектов истории Кумранской общины (включая источниковедческие аспекты) 1440 ; Михаил Моисеевич Кубланов (1914–1998) 1441 , Яков Абрамович Ленцман (1908–1967) 1442 , профессор Гилéр Мордухович (Маркович) Лившиц (1909–1983) 1443 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1405 …жаждущему Израилю… Затрещал лед… – Естественный разрыв льда Аввакум объяснил как чудо, происшедшее по его молитве о «жаждущем Израиле», которая основана на библейской легенде о том, как Моисей напоил свой народ в пустыне: он ударил жезлом по камню, и потекла вода. 1411 Стр. 655. Морозова Ф. И. (умерла в 1675 г.) – боярыня, фанатическая сторонница «старой веры», была подвергнута пыткам и умерла в тюрьме от голода; изображена на картине В. И. Сурикова. 1413 Федор юродивый (повешен в 1670 г.) – исполнял ответственные поручения Аввакума; юродивых почитали как «пророков». 1421 Стр. 657. …чти в Цареве послании… – Аввакум ссылается на свое пятое послание царю Алексею Михайловичу. 1425 Урусов. – Князь П. С. Урусов вскоре после ареста своей жены Евдокии женился на С. Д. Строгановой. 1427 …у газскаго митрополита. – Имеется в виду грек Паисий Лигарид (1610–1678), бывший митрополит г. Газы, жил в Москве. 1429 Иларион(умер в 1673 г.) – митрополит рязанский; в молодости друг Аввакума, затем его противник. 1431 …поставили перед вселенских патриархов… – на «священном соборе», для участия в котором прибыли патриархи – грек Паисий александрийский и араб Макарий антиохийский. 1434 …крестисся пятью перъсты… – Пятиперстное крестное знамение приравнивалось к старорусскому двуперстному; собор признал законным только греческое троеперстие. 1436 …от насилия туръскаго Магмета… – Имеется в виду завоевание Византии султаном Магометом II в 1453 г. 1438 …собор при царе Иване… – Стоглавый собор (1551 г.), созванный Иваном Грозным для реорганизации церкви.. 1440 Стр. 661. Гурий и Варсонофий – первый архиепископ казанский Гурий и его помощник Варсонофий, канонизированные церковью. 1445 Стр. 662. …на Андреевское подворье…в Савину слободку… – У подножия Воробьевых гор (теперь – Ленинские горы) находился монастырь Андрея Стратилата, вблизи от него Саввина слобода. 1449 Дементий – Д. М. Башмаков (1618–1705), секретарь царя, по словам иностранцев, «вице-канцлер» России. 1451 …книга «Ответ православных» – богословско-полемическое сочинение, изложенное дьяконом Федором.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010