Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1408. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 556, 953. Лесков Н. С. Собрание сочинений. – М., Гослитиздат, 1956–1958. – Т. 6. – С. 342–344, 346–347, 350, 657 (прим, к с. 342). Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Никольского монастыря, что на Угреше. – М., 1877. – С. 98, 345. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 252. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 121. Юродивый Иван Яковлевич Корейша. – М., 1898. – С. 79–80. Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. – М., 1914, т. 1. – С. 344. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1906–1912. – Т. 10. – С. 58, 59, 60; т. 11. – С. 299. Ярославский первоклассный Толгский монастырь. – 2-е изд. – Ярославль, 1888. – С. 20. Ярославские епархиальные ведомости. – 1869, 29–52. Пензенские епархиальные ведомости. – 1869, 20–23. –»– 1870. 2. Душеполезные размышления. – М., 1878–1887; 1885. – С. 324. Русский паломник. – 1900, 50. – С. 853. Исторический вестник. – СПб., 1885, январь. – С. 85. –»– 1894, апрель. – С. 226–227. –»– 1911, ноябрь. – С. 530–535. Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1872, март. – С. 376; апрель. – С. 683–684; май. – С. 477–478. –»– 1878, сентябрь. – С. 102–113. –»– 1879, январь. – С. 159–163; февраль. – С. 361–370; август. – С. 729–730; декабрь. – С. 562, 714. –»– 1880, ноябрь. – С. 746. –»– 1881, июнь. – С. 318. –»– 1882, июнь. – С. 372; сентябрь. – С. 561–586; октябрь. – С. 116–118. –»– 1883, январь. – С. 175–176; июль. – С. 141; сентябрь. – С. 559–583. –»– 1886, июнь. – С. 710. –»– 1888, январь. – С. 55. –»– 1907, июнь. – С. 640. Письма А. Н. Муравьева к С. Д. Нечаеву/Русский архив. – М., 1893. – Кн. 2. – С. 136, 137, 141–142, 147.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Великие Четьи Минеи, Сентябрь, дни 14–24: Маргарит, столб. 962–995. Творения, т. VI, стр. 379–390. 1080 Migne. P. Gr. t. LVI, col. 135. Ες τν σααν μιλαι. μιλα 6. Ες τ Σεραφεμ. Μλις ποτ τ κατ τν ξαν διεπλεσαμεν πλαγος... Великие Четьи Минеи Арх. Ком. Сентябрь, дни 14–24: Маргарит. столб. 1013–1021. Творения, т. VI, стр. 422–429. 1081 Migne. P. Gr. t. XCIX, col. 1813. Το γιου κα ϑεοφρου πατρς μν μολογητο Θεοδραυ γουμνου το Στουδου Διαϑκη. κοων το ϑεου Δαβδ... Творения, т. II, стр. 853–860. 1082 Migne P. Gr. t. XCIX, col. 1825. Navcratii, confessoris encyclica de obitu sancti Theodori Studitae: «Τος δι Κυρου δεδιωγμνοις»... ως μν παρντες... Χρ. Чт. 1837 г. ч. II. 1083 Migne. P. Gr. t. L, col. 675. γκμιου ες τν γιον μρτυρα Βαρλαμ. «Συνεκλεσαν μς ες τν ερν τατν ορτν...» Творения, т. II, стр. 723–730. 1084 Migne. P. Gr. t. L, col. 605. γκμιου ες τν γιον μρτυρα ωμανν. «Πλιν μαρτρων μνμη». Творения, т. II, стр. 650–657. 1085 Слов Георгия, митрополита Никомидийского, на Введение во храм Пресв. Богородицы известно три. Из них одно указано и в Евергетидском Типиконе: Καλς μν ποϑσεων ρχς παροσα πανγηρις δεκνυσιν (Дмитриевский, Τυπικ, стр. 321); издано у Migne P. Gr. t. C. col. 1420; слав. перев. Велик. Четьи Минеи, Ноябрь, рукопись Моск. Синод. б. лл. 1331–1338 и 1351–1358. (См. Горского и Невоструева Описание Великих Четьих Миней Макария м. Всероссийского. Изд. Барсова, стр. 74 и 75. 1886 г.). Два других изданы Migne в том же томе: 1-ое, Γεωργου μονχου κα χαρτοφλακος τς μεγλης κκλησας γκμιον ες τν πδοσιν τς περαγας Θεοτκου ν τ να κα φιρωσιν. τ Θε κατ τν στοραν «Φαιδρν τ τς παροσης ορτς σνϑημα (col. 1401); 2-ое – Γεωργου μητροπολτου Νικομδεας λγος, ες τ εσδια τς περαγας Θεοτκου Καλς μν ποϑσεων (1420). 1086 Τ. е. от слов, имеющихся в наличных сборниках. В Евергетидском Типиконе положены на этот день ещё два слова – Прокла и Германа, архиепп.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

962–995. Творения, т. VI, стр. 379–390. 194 Migne. P. Gr. t. LVI, col. 135. Ες τν ‘Ησααν μιλαι. ‘Ομιλα 6. Ες τ Σεραφεμ. Μλις ποτ τ κατ τν ‘Οξαν διεπλεσαμεν πλαγος... Великие Четьи Минеи Арх. Комм. Сентябрь, дни 14–24: Маргарит. столб. 1013–1021. Творения, т. VI, стр. 422–429. 195 Migne. P. Gr. t. XCIX, col. 1813. Το γιου κα θεοφρου πατρς μν μολογητο Θεοδραυ γουμνου το Στουδου Διαθκη. ‘Ακοων το θειου Δαβδ... Творения, т. II, стр. 853–860. 196 Migne P. Gr. t. XCIX, col. 1825. Navcratii, confessoris encyclica de obitu sancti Theodori Studitae: «Τος δι Κυρου δεδιωγμνοις»... ‘Εως μν παρντες... Χρ. Чт. 1837 г. ч. II. 197 Migne. P. Gr. t. L, col. 675. ‘Εγκμιου ες τν γιον μρτυρα Βαρλαμ. Συνεκλεσαν μς ες τν ερν τατν ορτν... Творения, т. II, стр. 723–730. 198 Migne. P. Gr. t. L, col. 605. ‘Εγκμιου ες τν γιον μρτυρα ‘Ρωμανν. Πλιν μαρτρων μνμη. Творения, т. II, стр. 650–657. 199 Слов Георгия, митрополита Никомидийского на Введение во храм Пресв. Богородицы известно три. Из них одно указано и в Евергетидском Типиконе: Καλς μν ποθσεων ρχς παροσα πανγηρις δεκννσιν (Дмитриевский, Τυπικ, стр. 321); издано у Migne P. Gr. t. C. col. 1420; слав. перев. Велик. Четьи Минеи, Ноябрь, рукопись Моск. Си­нод. б лл. 1331–1338 и 1351–1358. (См. Горского и Невоструева Описание Великих Четьи-Миней Макария м. Всероссийского. Изд. Барсова, стр. 74 и 75. 1886 г.). Два других изданы Migne в том же томе: 1-ое, Γεωργου μονχου κα χαρτοφλακας τς μεγλης ‘Εκκλησας γκμιον ες τν πδοσιν τς περαγας Θεοτκον ν τ να κα φιρωσιν τ Θε κατ τν στοραν «Φαιδρν τ τς παροσης ορτς σνθημα (col. 1401); 2-ое – Γεωργου μητρο­πολτου Νικομδεας λγος, ες τ εσδια τς περαγας Θεοτκου. Α τν θε­ων πανηγρεων (1440). 200 Τ. е. от слов, имеющихся в натичных сборниках. В Евергетидском Типиконе положены на этот день еще два слова – Прокла и Германа, архиепп. Константинопольских. (См. о них у нас ниже). 201 Творения св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

видных глазам 1386 то, как 1387 иногда кроткими, тихими 1388 Далее начато: А после вы будете учить меня тому, что должен я говорить вам 1389 а без того 1390 Далее начато: Не сердитесь на меня за то, что 1391 Далее начато было: но 1392 В подлиннике: Грейфенберге 1393 для предпринятая дороги, которое 1394 Я однако же слышу, что 1395 Далее начато: Мне остается пробыть здесь еще одну неделю 1396 В подлиннике: поздно 1397 Далее начато: по крайней мере, мне 1398 Далее начато: и самая дорога 1399 где 1400 без 1401 Далее начато: но об 1402 Итак, прощай 1403 к вам 1404 усладна 1405 В подлиннике: Егорьевне 1406 В подлиннике: сентября 1407 смеется 1408 обретающиеся воды 1409 Далее начато: словом, как можно если и 1410 только именно 1411 внутренно так 1412 сове 1413 расспрашивай побольше 1414 уз 1415 Далее начато: и стало быть я могу быть больше уверен в том, что знаю, что во мне есть 1416 и случилось 1417 или вашими близкими людьми, 1418 Далее начато: чего вам от 1419 разноголосицы насчет моей болезни 1420 Почему не мог 1421 даже взять 1422 мои три прекрасные 1423 Подпись вырезана. 1424 утешило 1425 теперь со мною 1426 больные все вокруг вас 1427 которая вам была дана 1428 Далее начато: если пр 1429 прямо к м 1430 я адресовал 1431 вид 1432 Далее начато: Подкре 1433 и ни 1434 мы должны 1435 Далее начато: и 1436 Далее начато: Она очень, очень благодарна за все ва 1437 Далее начато: как всё, что ни исходит от него 1438 В течение месяца 1439 знать то 1440 то не нашим 1441 Далее начато: и телесными 1442 места 1443 Далее начато: Во глубине души моей был 1444 В подлиннике курсива нет. 1445 не увид 1446 Далее начато: я бы не стал 1447 выполнить всё 1448 сильное душевное 1449 сыграл важную роль бедный Погодин 1450 что 1451 я стал 1452 и унесла из нас того, который уже возгорелся 1453 много писать 1454 к разным некоторым внешностям и к мелочам 1455 В подлиннике: потданных 1456 и что 1457 перейдет 1458 сигнал 1459 не отделять себя до времени 1460 [Это видно] Говорю о ваши 1461 всю жизнь потом 1462

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Кн. Феодор Ярославич 19 сент. 1298. Василий и Иоасаф пск. 4 мая 1299. Кн. Довмонт псковский 20 мая 1299. Подвижники Антониевой пещеры Аврамий 21 сент. Алексей – – Евстафий злат – – Елладий постник – – Ефрем пресвитер – – Иероним – – Лука эконом – – Меладий – – Онисим – – Персий – – Павел посл. – – Сергий посл. 7 окт. Сисой 24 сент. Феофил 21 сент. Подвижники Феодосиевой пещеры 28 авг. Анатолий Афанасий Исидор Кассиан Лаврентий Пафнутий Пиор Сисой Софроний 14 век Кн. Даниил м. 4 мар. 1303. Максим м. 6 дек. 1305. Кн. Олег брянский 20 сент. 1307. Феоктист арх. новгор. 23 дек. 1309. Кн. Михаил тверской 22 нояб. 1318. Кн. Давид ярославский 19 сент. 1321. Петр м. м. 21 дек. 1328. Антоний, Иоанн и Евстафий 11 апр. 1347. Василий арх. новгородский 4 февр. 1352. Сергий и Герман валаам. 28 июня 1353. Василий еписк. рязан. 12 апр. 1360. Моисей арх. новгородский 25 янв. 1362. Кирилл челмский 8 дек. 1367. Иоанн еп. суздальский 15 окт. 1373. Аврамий чухл. 20 июня 1375. Алексей м. м. 12 февр. 1378. Кн. Феодора 16 апр. 1378. Препод. Сильвестр 25 апр. 1379. Пахомий нер. 23 мар. 1384. Дионисий арх. суд. 15 окт. 1385. Лазарь мурм. 8 мар. 1391. Сергий радонежский 25 сент. 1391. Иаков еписк. ростовский 27 нояб. 1391. Феодор юрод. новгород.19 янв. 1392. Димитрий прил. 11 февр. 1392. Михей рад. 5 мая 1392. Мефодий пешн. 14 июня 1392. Григорий и Кассиан овн. 15 июня 1392. Николай казан. юр. 27 июля 1392. Роман киржач. 29 июля 1392. Феодор епископ ростов. 28 нояб. 1394. Стефан епископ пер. 26 апр. 1396. Афанасий высоц. 12 сент. 1396. Кирилл челмский 28 апр. 1397. Алфановы братья 17 июня 1398. Аврамий арх. печерский 28 авг. 1398. Кн. Андрей смол. 27 окт. 1398. Печерские подвижники 28 авг. Агафон, Акила. Арсений. Варсонофий, Вениамин. Геннадий, Геронтий, Григорий. Даниил. Евлогий, Евфимий. Захарий, Зинон. Ипатий. Иосиф болезн. Леонтий, Логгин. Макарий, Мардарий, Мартирий, Меркурий, Моисей. Нестор некнижный. Паисий, Панкратий, Петр. Руф. Силуан. Тит. 15 век Афанасий высоцкий 12 сент. 1401. Андроник 13 июня 1404.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки: из 3 отд./А. Горский, К. Невоструев . – М., 1855–1917, отд. 2, т. 3. – С. 2. Святейший Адриан, последний патриарх Всероссийский//Русский паломник. – 1914, 4. – С. 59–60. Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1848, 8. – С. 29 – 36. – 1876, т. 2. – С. 138–143 (биография). Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. – М., 1901. Известия по Казанской епархии. – 1885, 17. – С. 579. – 1892, И. – С. 286. Русский паломник. – 1889, 47. – С. 557–559. – 1900. 43. – С. 715. Православный собеседник. – Казань, 1866, январь. – С. 42–50. – 1907, январь. – С. 106. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 289, 309, 311–313, 315, 318, 323, 677, 686. Церковный вестник. – 1891, 7. – С. 103. Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 ч. – 2-е изд. – М., 1788–1791, ч. 15. – С. 373. Старчевский А. В. Справочный энциклопедический словарь: в 12 т. – СПб., 184 7–1855, т. 1. Бычков А. Ф. Описание церковно-славянских и русских рукописных сборников Императорской публичной библиотеки. – СПб., 1882 (Письма и бумаги Петра Великого, т. 1). Черниговские епархиальные ведомости. – 1864, часть неофиц. – С. 713. Русская старина. – 1887, июль. – С. 5, 6, 14–1 5. – 1872, июнь. – С. 850, 881. – 1910, июнь. – С. 635, 637, 639. Исторический вестник. – 1885, март. – С. 513; сентябрь. – С. 593. – 1886, т. 25. – С. 591–599. – 1891, май. – С. 491. – 1894, май. – С. 551. – 1908, ноябрь. – С. 601. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1405. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 239–240, 93–95, 328–339, 423–427, 536–537, 715–717. Журнал Московской Патриархии. – 1944, 9. – С. 15–16; 12. – С. 52.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Примечания ПСРЛ. Т. 26. С. 213. ПСРЛ. Т. 24. С. 184. АФЗХ. Ч. I. 29, С. 48-49. ГИМ. Синод, собр. 562. Л. 433-433 об.; Веселовкий. С. 312. ДДГ. 40. С. 120. ДДГ. 58. С. 180; ср.: 61. С. 196, 199. ПСРЛ. Т. 16. Стб. 193. ПЛ. Вып. 1. С. 52; Вып. 2. С. 49. ПСРЛ. Т. 26. С. 213. В Ермолинской летописи о походе говорится скупо: Василий II «город Можаеск взял, а князь Иван Андреевич побежал в Литву, к королю служыти» (ПСРЛ. Т. 23. С. 155). Поход начался, очевидно, до 31 августа: запись о молнии в Москве от 31 августа помещена в московских летописях после записи о походе, но до сообщения о поставлении архиепископа Феодосия. См.: Зимин А.А. Служилые князья в Русском государстве конца XV — первой трети XVI в.//Дворянство и крепостной строй России XVI—XVIII вв. М., 1975. С. 43, 45. Стародуб и Гомель Казимир IV давал еще в 1446 г. в «вотчину» бежавшему в Литву князю Василию Ярославичу (ПСРЛ. Т. 26. С. 203). АИ. Т. I. 56. С. 103-104. ДДГ. 58. С. 179-186. ДДГ. 59. С. 186-192. Князь Юрий Васильевич выдал жалованную грамоту на Дмитров уже 3 февраля 1455 г. (АСЭИ. Т. II. 163. С. 98-99), 29 сентября 1455 г. (см.: Голубцов И.А. Назаров В. Д. Акты XV — начала XVI в.//Советские архивы. 1970. 5. С. (81-82; 2), 23 марта 1457 г. (АСЭИ. Т. II. 356. С. 350), 6 марта и 20 июля 1461 г. (АСЭИ. Т. I. 289, 291. С. 206-208). Около 1461/62 г. князь Андрей Большой выдавал грамоты на Звенигород (АСЭИ. Т. III. 55. С. 84-87). ДДГ. 14. С. 40 (1401—1402 гг.); 38. С. 108 (1442 г.). То же в Записи о душегубстве (АСЭИ. Т. III. С. 27). Ранее термин «уезд» употреблялся в неопределимом смысле: «княгинин уезд Ульянин» (ДДГ. 13. С. 37). В летописи под 1446 г. названы «уезды Коломенския» (ПСРЛ. Т 26. С. 203). В актах на земельные владения Московский уезд встречается с 1460 г. (АСЭИ. Т. II. 361. С. 355). АСЭИ. Т. I. 47. С. 51. Ср.: «...в Кинеле в Городьском уезде» (Там же. 117. С. 93). Переславский уезд упоминается также под 1449/50 г. (Каштанов. 12. С. 364), в 1453—1460 гг. (АСЭИ. Т. II. 354. С. 348-349; 361. С. 354).

http://sedmitza.ru/lib/text/438796/

1391. Быт. 1. 24. 1392. Мысли сей статьи заимствованы из Записок на Книгу Бытия преосвященного митрополита Московского Филарета. 1393. 2 Пет. 1. 13; 2 Кор. 5. 1–4. 1394. Слово 5, глава 6. 1395. Точное изложение Православной веры, книга 2, глава 12, о человеке. 1396. Быт. 1. 27, Мф. 19. 4. 1397.  Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс. 118. 73). 1398. Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор. 11. 2). 1399. Евр. 3. 6. 1400.  …чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий (Иак. 1. 18). 1401. Беседа 49, глава 4. 1402. Книга 2, глава 12, о человеке. 1403. По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского. 1404.  Примите Духа Святого (Ин. 20. 22). 1405. Деян. 2. 2. 1406. Так именуется первый человек. Впрочем, на еврейском языке, которому принадлежит это слово, оно — нарицательное имя, и «Адам» значит «Человек» вообще. 1407. Беседа 12, гл. 8. 1408. Быт. 2. 21–22. 1409.  И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2. 21–24). 1410.  …я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50. 7). 1411. Быт. 2. 19. 1412. Беседа 12, гл. 6 и 8. 1413. Святой Исаак Сирский и другие святые Отцы называют состояние человека по падении чрезъестественным. Это слово с точностию выражает сущность дела. Слово 4. По переводу Паисия Нямецкого. 1414.  …к Богу живому (Пс. 83. 3). 1415.  И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт 2. 25). 1416. Слово 4, глава 3. 1417.  …одежды кожаные (Быт. 3. 21). 1418. Точное изложение Православной веры. Кн. 3, гл. 1. 1419. Там же. Кн. 2, гл. 12. 1420. «Душа наша проста некако сущи и блага, тако от благого Владыки своего создавшись и проч. Преподобного Исихия Слово, глава 43. Добротолюбие. Ч. 2. 1421–1422. Точное изложение Православной веры преподобного Иоанна Дамаскина. 1423. Слово 5, гл. 6. 1424. Беседа 7, гл. 7. 1425.  Есть тела небесные и тела земные (1 Кор. 15. 40).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1391. Быт. 1. 24. 1392. Мысли сей статьи заимствованы из Записок на Книгу Бытия преосвященного митрополита Московского Филарета. 1393. 2 Пет. 1. 13; 2 Кор. 5. 1–4. 1394. Слово 5, глава 6. 1395. Точное изложение Православной веры, книга 2, глава 12, о человеке. 1396. Быт. 1. 27, Мф. 19. 4. 1397. Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс. 118. 73). 1398. Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор. 11. 2). 1399. Евр. 3. 6. 1400. …чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий (Иак. 1. 18). 1401. Беседа 49, глава 4. 1402. Книга 2, глава 12, о человеке. 1403. По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского. 1404. Примите Духа Святого (Ин. 20. 22). 1405. Деян. 2. 2. 1406. Так именуется первый человек. Впрочем, на еврейском языке, которому принадлежит это слово, оно — нарицательное имя, и «Адам» значит «Человек» вообще. 1407. Беседа 12, гл. 8. 1408. Быт. 2. 21–22. 1409. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2. 21–24). 1410. …я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50. 7). 1411. Быт. 2. 19. 1412. Беседа 12, гл. 6 и 8. 1413. Святой Исаак Сирский и другие святые Отцы называют состояние человека по падении чрезъестественным. Это слово с точностию выражает сущность дела. Слово 4. По переводу Паисия Нямецкого. 1414. …к Богу живому (Пс. 83. 3). 1415. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт 2. 25). 1416. Слово 4, глава 3. 1417. …одежды кожаные (Быт. 3. 21). 1418. Точное изложение Православной веры. Кн. 3, гл. 1. 1419. Там же. Кн. 2, гл. 12. 1420. «Душа наша проста некако сущи и блага, тако от благого Владыки своего создавшись и проч. Преподобного Исихия Слово, глава 43. Добротолюбие. Ч. 2. 1421–1422. Точное изложение Православной веры преподобного Иоанна Дамаскина. 1423. Слово 5, гл. 6. 1424. Беседа 7, гл. 7. 1425. Есть тела небесные и тела земные (1 Кор. 15. 40).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

1401 . 4 . Для постоянного подкрепления и освежения телесных сил первозданного человека, для поддержания жизни его навсегда, Бог насадил посреди рая древо жизни ( Быт. 2:9 ), плодами которого питаясь, человек и телом был бы безболезнен и бессмертен (Простр. Хр. Катех. о чл. 1, отв. на вопрос: что такое древо жизни?). Посему-то Священное Писание свидетельствует, что Бог смерти не сотворил ( Прем. 1:13 ), что Он создал человека в нетление (- 3:23), и что одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили ( Рим. 5:12 ). Равным образом святые Отцы единогласно учат, что человек создан был бессмертным или для бессмертия; 1402 и Православная Церковь на Карфагенском Соборе определила: “если кто скажет, что Адам, первозданный человек сотворен смертным, так что хотя бы согрешил или не согрешил, умер бы телом, т.е. вышел бы из тела, не в наказание за грех, а по необходимости естества: да будет анафема” (Прав. 123). Но, с другой стороны, из Писания же видно, что это бессмертие человека даже по телу зависело не от свойства самого тела его, созданного из земли, а от божественной благодати, и орудием этой благодати было насажденное в раю древо жизни: и теперь, сказал Господь по падении нашего праотца, как бы не простер он руки своей, и не взял от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно ( Быт. 3:22 ). Древние учители Церкви также разумели под бессмертием Адама даже по телу не то, будто он не мог умереть по самому свойству своей телесной природы, а то, что он только предназначен был для бессмертия, 1403 что он мог не умирать по особенной благодати Божией, если бы оставался верным Богу, в награду за свою покорность, 1404 и что проводником этой благодатной силы Божией служило в раю древо жизни. “Если бы мы, говорит святой Григорий Богослов , пребыли тем, чем были, и сохранили заповедь, то сделались бы тем, чем не были, и пришли бы к древу жизни от древа познания. Чем же мы сделались? Бессмертными и близкими Богу”. 1405

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010