75 Симонов монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, был основан около 1370 г. свт. Феодором, архиеп. Ростовским. 76 Во время поездки в Константинополь в 1383 г. Феодор был поставлен в архимандрита Патриархом Нилом (1378—1388), а Симонов монастырь сделан ставропигиальным, то есть подчиняющимся непосредственно константинопольскому Патриарху. 77 В 1379 г. Симонов монастырь был перенесен на новое место и посвящен Успению Пресвятой Богородицы. 78 В 1390 г. свт. Феодор, став епископом Ростовским, добился в Константинополе превращения Ростовской епископии в архиепископию. 79 Князь Владимир Андреевич Серпуховской. 80 Димитрий Иванович Донской, святой благоверный великий князь. († 1389, память 19 мая). 81 Дубенский Стромынский Шавыкинский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, был основан северо-западнее Троицкой Сергиевой Лавры, на острове р. Дубенки, впадающей в р. Дубну. В 1616 г. приписан к Троице-Сергиевой Лавре. Упразднен в 1764 г. 82 Прп. Савва Звенигородский († 1406, память 19 января). Позднее он основал Саввино-Сторожевский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Звенигороде. 83 Коломенский Голутвин монастырь в честь Богоявления Господня, был основан около 1385 г. в устье р. Москвы. 84 Высоцкий монастырь в честь Зачатия Пресвятой Богородицы, был основан в 1374 г. близ Серпухова, на р. Наре. 85 В 1382 г. прп. Афанасий († после 1401, память 6 июля, 12 сентября), оставив игуменство в Высоцком монастыре, уехал в Константинополь. 86 Претендент на митрополичий престол Архимандрит московского Спасского монастыря Михаил (Митяй) был ставленником Димитрия Донского. 87 Михаил (Митяй) умер в 1379 г. на пути в Константинополь, куда он отправился для поставления в митрополита. Касательно смерти Митяя летопись замечает: «Инии глаголаху о Митяй, яко задушиша его, инии же глаголаху, яко морскою водою умориша его, понеже и епискупи вси, и архимариты, и игумены, и священницы, и иноцы, и вси бояре, и людие не хотяху Митяя видети в митрополитех; но един князь великий хотяше» (Ник. лет. IV. 76).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Московские свв. - житие 4 сентября. Собор Московских святых Собор Московских святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Московской земли. Празднование было установлено по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в воскресенье. Среди входящих в лик святых: Блгв. кн. Даниил Александрович Московский (+ 1303, память 4 марта, 30 августа) Прп. Андроник Московский, Спасский (+ ок. 1373, память 13 июня) Свт. Алексий Московский, митр. Киевский и всея Руси (+ 1378, память 12 февраля, 20 мая) Прп. Афанасий Высоцкий Младший (+ 1395, память 12 сентября, в среду Светлой седмицы) Прпп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя Радонежские (XIV в., память 7 сентября) Прп. Афанасий Высоцкий Старший (+ после 1401, память 12 сентября) Прп. Евфросиния Московская (+ 1407, память 17 мая, 7 июля) Прп. Александр Спасский, Московский (+ после 1427, память 13 июня) Прп. Андрей Рублёв (+ ок. 1430, память 4 июля, 12 июня) Прп. Варфоломей Симоновский (+ 1442) Свт. Геннадий (Гонзов), архиеп. Новгородский (+ 1505, память 4 декабря) Свт. Симон Чиж, митр. Московский и всея Руси (+ 1511/1512) Блж. Василий, Христа ради юродивый (+ ок. 1557, память 2 августа) Блгв. царь Феодор Иоаннович (+ 1598, память 7 янврая) Прп. Василий Соколовский (XVI - XVII вв., память в 1-ю неделю после 29 июня) Прп. Зосима (Верховский) (+ 1833, память 24 октября) Прав. Василий Павлово-Посадский (+ 1869, местн. память 16 февраля) Прп. Пимен Угрешский (+ 1880, память 17 августа) Прп. Аристоклий Афонский, иеросхим. (+ 1918, память 24 августа) Прав. Алексий (Мечёв) (+ 1923, 9 июня, 16 сентября) Прп. Алексий (Соловьев), схим. (+ 1928, память 19 сентября) Сщмч. Александр (Хотовицкий) Нью-Йоркский и Московский (+ 1937, память 7 августа) Блж. Матрона Московская (+ 1952, память 19 апреля) Сщисп. Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский (+ 1962, память 15 октября) Тропарь, глас 4 Днесь пророчество святителя Петра/пред очами нашими сбывается,/сердце бо России град Москва/свыше славу велию приемлет,/украшаем, яко бисером честным,/многим сонмом Божиих угодников;/к нимже мы любовию возопиим:/о, пречуднии святителие,/исповедницы и мученицы новии,/благовернии князие, преподобнии отцы,/и премудрии юродивии,/и вси святии, знаемии и незнаемии,/яко благочестия столпи,/молите Христа Бога//стране нашей в мире спастися. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Московские свв. " .

http://pravicon.com/info-2985

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Московские свв. Описания иконы Московские свв. - житие 4 сентября. Собор Московских святых Собор Московских святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Московской земли. Празднование было установлено по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в воскресенье. Среди входящих в лик святых: Блгв. кн. Даниил Александрович Московский (+ 1303, память 4 марта, 30 августа) Прп. Андроник Московский, Спасский (+ ок. 1373, память 13 июня) Свт. Алексий Московский, митр. Киевский и всея Руси (+ 1378, память 12 февраля, 20 мая) Прп. Афанасий Высоцкий Младший (+ 1395, память 12 сентября, в среду Светлой седмицы) Прпп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя Радонежские (XIV в., память 7 сентября) Прп. Афанасий Высоцкий Старший (+ после 1401, память 12 сентября) Прп. Евфросиния Московская (+ 1407, память 17 мая, 7 июля) Прп. Александр Спасский, Московский (+ после 1427, память 13 июня) Прп. Андрей Рублёв (+ ок. 1430, память 4 июля, 12 июня) Прп. Варфоломей Симоновский (+ 1442) Свт. Геннади[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 8544.jpg:   Размер: 1607x1800, 2.89 MPix, 328 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (207) , (1) . Описание: [Россия. XVII.] Собор Московских святых (фрагмент). Рисунок (перевод с иконы). Россия. 2-я пол. XVII века. Перевод с иконы выполнен В.П. Гурьяновым. Файл 8545.jpg:   Размер: 997x1200, 1.2 MPix, 341 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (122) , (0) . Описание: [Москва. XIX.] Собор Московских святых. Икона. Москва. XIX век. Восточная грань юго-восточного столба Успенского собора. Троице-Сергиева лавра. Файл 8546.jpg:   Размер: 1200x1125, 1.35 MPix, 280 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (186) , (4) . Описание: [Москва. XVI.] " Боголюбская " с избранными святыми. Истома Савин. Икона - Складень трехстворчатый. Москва. Конец XVI - начало XVII в. Размер створок 35 х 15. В 1930 году из ГИМа проступила в ГТГ. Москва. Файл 8547.jpg:   Размер: 1800x1288, 2.32 MPix, 387 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (128) , (0) . Описание: [Москва. 2000-2007.] Собор Московских святых. Ватагина И.В. Икона. Москва. 2000 - 2007 годы. Храм свт. Николая в Клёниках/на Маросейке/. Файл 8549.jpg:   Размер: 1001x1800, 1.8 MPix, 369 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (232) , (4) .

http://pravicon.com/icon-2484

Арсений иеромонах, принимаемый за митрополита Ростовского Арсения Мацеевича . В городе восточной Сибири, Забайкальской области, Верхнеудинске сооружена на кладбище часовня над одной могилой, которая принимается за могилу Ростовского митрополита Арсения, сосланного будто бы в заточение в Нерчинский край во второй половине XVIII века, но с честью-де потом возвращенного и скончавшегося, по местному преданию, чудной кончиной праведника на дороге, и на которой до сих пор совершаются панихиды (см. книгу И. Завалишина: Описание западной Сибири, Москва, 1862, стр. 314). На самом деле в Верхнеудинске могила не митрополита Арсения Мацеевича , который сослан был не в Сибирь и вовсе не возвращаем был потом с честью, а некоего ссыльного иеромонаха Арсения (см. у Иконникова в Опыте русской историографии, стр. 74 прим. 2, и 1215 fin.). Аффоний, митрополит Новгородский, занимавший кафедру с 1635-го по 1053-й год. Что он был почитаемым усопшим в прежнее время, видно из того, что в Софийском Новгородском соборе, на одном из столбов, есть его изображение; что он остается почитаемым усопшим и в настоящей время, видно из того, что над гробом его Новгородцы часто служат панихиды (Гр. Толстова Святыни и древности Великого Новгорода, стр. 21 и 36). Афанасий Высотский 1-й, ученик преп. Сергия Радонежского, основатель Серпуховского Высотского (Московской губерний монастыря. Скончался (неизвестно когда после 1401-го года, под которым упоминается как живой) не в монастыре своем, а в Константинополе; но думаем, что в монастыре память его почитается. Афанасий Высотский 2-й, преемник на игуменстве в Серпуховском Высотском монастыре основателя его Афанасия 1-го, скончавшийся 12-го Сентября 1395-го года (Филарет Русские святые, 12-го Сентября). Афанасий-Елеазар. См. Елеазар (Афанасий) и Назарий (Лазарь). Афанасий, Дионисий, Игнатий, Корнилий, Леонид, Феодор и Ферапонт, ученики преп. Александра Свирского , погребенные в Островском Введенском Ояцком монастыре (Ист. Uep. V, 378 ; «в Задней пустыни на Ояте реце, в монастыре Введения пресвятые Богородицы, от Свири реки 5 поприщ по Ояте реце вверх (от) села Архангельского Сермакса», – Книга глаголемая у гр. Толстова, 466. О Сермакском погосте, находящемся при впадении Ояти в Свирь, см. в Географическо-статистическом словаре Семенова).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Монастырь не раз переживал периоды и расцвета, и полного упадка. Инокам приходилось покидать остров; они уходили в Новгород, унося с собой главную святыню – мощи преподобных Сергия и Германа. Некоторые источники свидетельствуют, что мощи преподобных были обретены в 1163 году. По другим источникам, обретение мощей преподобных и написание их иконы произошло около 1401 года. После шведского разорения мощи были перенесены в Никольский Староладожский монастырь, и только в начале XVIII века они были возвращены на остров и почивают под спудом в храме Преображения Господня. Днем перенесения мощей считается 11 сентября. Не только войны, пожары и моровые поветрия разоряли монастырь. Нестроения, переживаемые Русью и ее Церковью, отражались и на жизни монастыря, и не раз приходил пречудный остров в запустение. В XVIII веке митрополит Санкт-петербургский Гавриил (Петров) по благословению Святейшего Синода назначил игуменом Валаамского монастыря старца Назария († 1809). Появились уединенные скиты на небольших островках, разбросанных вокруг Преображенского монастыря; был введен строгий устав Саровской пустыни, возрождено старчество. Другой наиболее известный вала-амский игумен, Дамаскин († 1809), управлял обителью 42 года; за время его игуменства построено множество церквей, часовен и других монастыр¬ских зданий, воздвигнуты поклонные кресты. Среди всех разорений, случавшихся на Валааме, самым страшным кажется разорение, бывшее в XX веке. В 1940 году монахи вынуждены были уйти в Финляндию. 13 декабря 1989 года, на праздник апостола Андрея Первозванного (который, по преданию, побывал на острове еще в I веке), вновь вступили на валаамскую землю иноки. Возрожденный монастырь остается верным валаамским традициям и уставу и в духовной, и в хозяйственной, и в мессионерской деятельности. Память преподобных Сергия и Германа Валаамских совершается дважды в году: 11 сентября и 28 июня. Читать далее Источник: Минея. - М. : Издат. совет Русской Православной Церкви, 2002-. 12 том./Сентябрь. А. - 2003. – 924 с. ISBN 5-94625-051-5

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святой из человеколюбия исполнил эту просьбу, хотя ему был дорог ученик: Афанасий был чудный своими добродетелями муж, сведущий в Божественных Писаниях, искусный списатель книг, о чем свидетельствуют ныне многочисленные памятники его трудов, — за все это старец очень любил его. Именно Афанасия старец поставил Строителем нового монастыря для завершения его и введения в нем общежительства, что свершилось. По молитвам святого построился чудный и весьма красивый монастырь, называемый «что на Высоком». В монастырь собралась многочисленная братия — добрая паства благочестивого и украшенного добродетелями преславного Афанасия; монастырь этот по благодати Божией стоит и видим всеми и поныне. Закончим здесь наш рассказ об основании монастырей, чтобы не сделать его слишком длинным. К чему много писать о духовных плодах, насажденных святым? Всем известно, сколько монастырей основал сам этот Божий человек — великий и мудрый пастырь, сколько основали его духовные сыновья и сыновья сыновей, которые, как яркие звезды, видны отовсюду и посылают во все стороны свет своей чистой и чудной жизни на пользу христианам. Закончив рассказ об этом, вернемся к прерванному повествованию о жизни святого и скажем о следующем событии.    Высоцкий монастырь в честь Зачатия Пресвятой Богородицы, был основан в 1374 г. близ Серпухова, на р. Наре.    В 1382 г. прп. Афанасий († после 1401, память 6 июля, 12 сентября), оставив игуменство в Высоцком монастыре, уехал в Константинополь. Глава 25. О том, как святого хотели возвести на митрополию...    Чувствуя убавление старческих сил и приближение конца земной жизни, блаженный Митрополит Алексий призвал к себе святого Сергия. Блаженный повиновался и пришел к святителю. Во время их беседы митрополит повелел принести золотой парамандный крест, украшенный драгоценными камнями, и подарил его святому. Смиренно поклонившись, святой ответил: «Прости меня, владыко, от юности я не был златоносцем, а в старости желаю тем более пребывать в нищете». «Знаю, возлюбленный, — сказал ему архиерей, — что такова была твоя жизнь с юности, но ныне сотвори послушание — прими данное нами тебе благословение», и с этими словами Митрополит Алексий возложил на святого крест, как бы в обручение будущего святительского сана.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Айлред из монастыря Риво графства Норт-Йоркшир (1110 – 1167; память в Католической Церкви 12 января) был, возможно, самым известным английским цистерцианцем. В молодости он, как и Валдеф, жил при королевском дворе Шотландии, а затем стал аббатом монастыря Риво на севере Англии. Айлред знаменит на всю страну как историк, писатель и проповедник (ему, в частности, принадлежит одна из версий жития святителя Ниниана – одного из величайших проповедников православной веры в Шотландии в начале V века). Айлред был большим гуманистом; как и Валдеф, он официально не канонизирован. Изображение Джона из Бридлингтона в церкви всех святых в Твинге К другим молитвенникам того времени относится Уолтер из Ковика (ныне в черте города Эксетер) в Девоне (XII век). Хотя о жизни Уолтера известно мало, его местно почитали как святого. Возможно, он родился в Норидже и вел подвижническую жизнь в монастыре Ковик, основанном около 1144 года и зависимым от нормандского монастыря Бек. Уолтеру однажды было видение адских мучений, и после этого он до конца дней одевался только в козлиную шкуру и жил в полном воздержании. Маргарита из Халма в Норфолке († 1170; память 22 марта), о жизни которой тоже мало что сохранилось, местно почиталась как мученица (похоронена в церкви святого Иоанна в Ховетоне, Норфолк). Маргарита Английская († 1192; память в Католической Церкви 3 февраля) родилась в Венгрии, ее мать, англичанка, была в родстве с Томасом Кентерберийским. Будучи цистерцианской монахиней, Маргарита жила сначала на Святой Земле, а затем во Франции. Роберт из Нарсборо (1160–1218; память в Католической Церкви 24 сентября) из графства Норт-Йоркшир поступил в цистерцианский монастырь Ньюминстер, но вскоре решил вести уединенную отшельническую жизнь в пещере на месте нынешнего города Нарсборо на берегу реки Нидд. К Роберту многие стекались за духовным советом и утешением, его пещера сохранилась. Роберта местно почитали как святого, но официальной канонизации не было. Симон Сток († 1245?; память в Католической Церкви 16 мая) был одним из первых приоров ордена кармелитов в Англии. Его также связывают с Оксфордом и Кембриджем. Симон преставился в Бордо во Франции. Он не был официально канонизирован, но его почитание подтверждено в 1564 году. Сегодня Симона Стока особенно почитают в деревне Эйлсбери графства Кент, где, возможно, хранится часть его мощей, почитаемых католиками. Джон (Иоанн) Бридлингтонский (ок. 1320 – 1379; память в Католической Церкви 21 октября) обучался в Оксфорде, а позднее был строгим, но милосердным приором своего монастыря в Бридлингтоне графства Восточный Райдинг Йоркшира. Ему приписывали совершение многих чудес. Причислен к лику святых Католической Церкви в 1401 году. Джона также почитают на его родине в деревне Твинг графства Восточный Райдинг Йоркшира.

http://pravoslavie.ru/49268.html

Похвального слова вмч. Георгию 23 апр. как понедельника Светлой седмицы («Вчера убо, любимици, светлый Воскресения праздновахом праздник») датировал произведение 1397 г. и относил к к-польскому периоду. Грамота К-польского патриарха Матфея I 1401 г. именует Г. иеромонахом и келейным иноком патриарха. Летом 1401 г. вместе с Михаилом Архонтом Г. был послан патриархом Матфеем с дипломатической миссией в Сучаву ко двору молдав. господаря Александра Доброго для завершения переговоров по спорным вопросам между К-польским Патриархатом и Молдавским митр. Иосифом. По окончании переговоров Г. по приглашению Александра Доброго остался в Сучаве, где получил должность пресвитера и офиц. проповедника «великой молдовлахийской церкви» (т. е. столичного соборного храма). Вопрос о времени и продолжительности пребывания Г. в Молдавии (1401-1402 или 1401-1406) находится в прямой зависимости от датировки серб. периода его жизни (см. выше). В Сучаве Г. создал ряд торжественных и учительных слов, написал пространное и проложное («афлисис») Жития мч. Иоанна Нового и службу ему, мощи к-рого были перенесены в 1402 г. из Четатя-Албэ (совр. Белгород-Днестровский) в Сучаву, заложив тем самым основу для церковного почитания мученика как молдав. национального святого. В 1406 г. митр. Киприан вызвал Г. в Москву. В пути через Новогрудок и Вильно Г. узнал о смерти митрополита (16 сент. 1406) и на какое-то время задержался в Великом княжестве Литовском, где познакомился с вел. кн. Витовтом . После пребывания в Литве Г. нек-рое время жил в К-поле и был игуменом Плинарийского мон-ря Пресв. Богородицы (о местонахождении обители см.: Thomson. 1998. Р. 52-54). Из заголовка Слова надгробного митр. Киприану, написанного Г. в этом мон-ре к 1409 г., известно об этом эпизоде биографии автора (название мон-ря указано в единственном списке Слова ошибочно: «Плинаирского»). Текст датируется на основании упоминания в нем о 30 годах, прошедших после посещения митр. Киприаном Тырнова (1379), и о 2-3 годах после его кончины.

http://pravenc.ru/text/166685.html

—65— еводе Молдовлахийскому, Александру Доброму 1630 . Из этих грамот видно, что Александр Добрый обращался к патриарху Матфею с просьбой снять отлучение, наложенное на Молдавию еще патриархом Антонием, и признать Молдавским митрополитом Иосифа, избранного страной из туземных епископов и состоявшего в родстве с молдавскими владетельными князьями. Молдавия находилась в церковной распре с Константинопольскими патриархами с 1394 года, когда она выгнала присланного из Константинополя на молдавскую митрополичью кафедру грека Иеремию, и с того времени оставалась под патриаршим отлучением. Александр Добрый, вступив в 1401 году на молдавский престол, решил прекратить эту во многих отношениях неудобную для Молдавии распрю. Патриарх согласился исполнить его просьбу, но захотел прежде исследовать дело на месте. Главным предметом этого следствия было то, – кем поставлен Иосиф в епископы? Был ли он σερβοεπσκοπος, т. е. поставленный сербским патриархом, или он был посвящен законным Галицким митрополитом, которому в то время была подчинена молдавская Церковь ? Если окажется последнее, то патриарх готов снять отлучение с Иосифа и со всего молдавского народа, готов признать Иосифа молдовлахийским митрополитом и позволить совершать богослужение всем поставленным им согласно с каноническими требованиями клирикам 1631 . С этой целью патриарх посылает в Молдавию честнейшего во иеромонахах и духовного отца, патриаршего келейного инока, кир-Григория, и честнейшего учителя Святого Евангелия, —66— диакона кир-Мануила Архонта 1632 , которые, если дело окажется пустым, должны были прийти и дать отчет Его мерности и священному синоду 1633 . Можно догадываться, что этот честнейший иеромонах и келейный инок (синкелл) патриарха Григорий есть никто иной, как тот Григорий, смиренный инок и презвитер, именем которого надписывается «слово о пяти днех» 1634 , и который «был послан патриархом» в Молдавию, чтобы «быть радостным вестником» благочестия молдавского народа, т. е. Григорий Цамблак 1635 . Если эта догадка справедлива, – а она по замечательному совпадению рассматриваемых обстоятельств может казаться справедливой, – то Цамблак был послан патриархом в Молдавию в 1401 году, – следовательно, до 1401 года был в Константинополе. К этому времени он успел сделаться очень близким к патриарху и важным лицом, которое патриарх посылает для улажения такого крупного дела, как распря двух Церквей. Может быть, в этом ему помогла протекция его знатных и влиятельных Константинопольских родственников и знакомых патр. Евфимия, но, во всяком случае, для составления такой карьеры требовался период времени не менее, как от 1394 до 1401 года. Таким образом, есть основания полагать, что Цамблак в 1394 году отправился из Болгарии в Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Новгорода и Городца разгорелся вновь. В 1392 г. вел. кн. Московский Василий I Димитриевич получил в Орде от хана Тохтамыша ярлык на нижегородское княжение и присоединил Н. Новгород к своим владениям. В это же время митр. Киприан отправил к патриарху посла Димитрия Афинянина с жалобой, в к-рой утверждал, что Н. Новгород и Городец были в свое время переданы митр. св. Алексием Суздальскому архиеп. Дионисию как митрополичьему экзарху, но после смерти свт. Алексия архиеп. Дионисий удержал их в своей епархии, воспользовавшись отсутствием на Руси митрополита, и получил на эти города патриаршую грамоту, подобным же образом поступил и Е. Теперь Киприан просил патриарха вернуть названные города в состав Митрополичьей области . Осенью 1393 г. патриарх Антоний отправил на Русь Вифлеемского архиеп. Михаила и придворного чиновника Алексея Аарона с инструкциями о порядке разбирательства по жалобе митр. Киприана. Чем окончилось это разбирательство, дошедшие до нас источники не сообщают, в историографии утвердилось мнение, что претензии митр. Киприана были удовлетворены. Впосл. отношения между Е. и свт. Киприаном нормализовались. В летописях под 19 марта 1396 г. Е. назван 1-м среди архиереев, совершивших хиротонию свт. Григория во епископа Ростовского, к-рую возглавил митрополит (ПСРЛ. Т. 25. С. 226; Т. 8. С. 69; Т. 24. С. 165). В поездке митр. Киприана в Вел. Новгород в февр. 1397 г. его сопровождал «архимандрит Нижняго Новагорода». Судя по сообщению Никоновской летописи, в июле 1401 г. Е. принимал участие в созванном митр. Киприаном в Москве Соборе, по итогам к-рого «отписались» от своих епископий Новгородский архиеп. Иоанн II и Луцкий еп. Савва (ПСРЛ. Т. 11. С. 185). (Архиеп. Иоанн был арестован сразу после приезда в Москву в 1401, вернулся на свою кафедру в 1407. В соответствии с летописью, на Соборе присутствовали «…Нафанаил, епископ Суздальский, Ефросин, епископ Рязанский…». Однако Нафанаил занимал Суздальскую кафедру в 1347-1351, а Рязанским епископом в 1401 был Феогност, поэтому данный фрагмент требует исправления в том смысле, что на Соборе был «…епископ Суздальский Ефросин…».) При Е.

http://pravenc.ru/text/187858.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010