В тот же самый год, но только в месяц седьмой, в который бывают торжественные празднества Божии, в двадцать первый день месяца, т. е. по окончании трёх полных седмиц и по совершении успокоения в таинстве Троицы, в третий раз было Слово Божие в руке пророка Аггея, непрерывно трудившегося в поте лица, так что слово Божие всегда имело доступ к нему. Действительно, забывая о прошлом и устремляясь в будущее ( Флп.3:12–14 ), он ежедневно трудился так, как будто у него совсем не было прежних дел. Итак ему говорится: «Скажи Зоровавелю и Иисусу и остальному народу, который видел прежний дом Божий и ныне присутствует при восстановлении его, разве по сравнению с прежним этот, видимый в настоящее время дом не таков, что его, так сказать, нет совсем? Однако не приходите в отчаяние и не опускайте ослабевших рук; но и ты, Зоровавель, и ты, Иисус, и ты, весь народ, ободритесь и продолжайте работу в доме Моем, ибо с вами и Я, и условие Мое, заключенное с вами, когда вы выходили из земли Египта. И Дух Мой не отступит от вас, не бойтесь: Я, повелевающий вам, Господь всемогущий, слово Которого есть дело. Когда Я давал первый завет и явился на горе Синае, то потряс и небо, и землю, и Красное море, и пустыню, чтобы заключить с вами завет. Ныне же Я обещаю вам, что имею еще раз потрясти небо и землю, море и сушу, чтобы при содрогании их подвиглись все народы, и чтобы пришло, – как говорится у LXX, – из всех народов избранное Господне; согласно же Еврейскому тексту: придет Желаемый у всех народов, Господь наш и Спаситель. Тогда наполню дом сей славою большею, чем прежний, и всегда буду укреплять вас, говорит Господь всемогущий. А чтобы вы как-либо не подумали, что Я ненадежный исполнитель договора, [Я говорю, что] Мое серебро и Мое золото, и Мне принадлежат все богатства. На украшение храма Я дам золото и серебро, чтобы славою своею дом этот был больше прежнего. А так как то, что Я обещаю, кажется трудно исполнимым, и человеческое недоверие с сомнением принимает обещания, более чем обыкновенные, то Я, дающий обетования, – снова повторяю: «Я Господь всемогущий».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

В. Чернов Светлое Христово Воскресение. Пасха События праздника Воскресение Христово – основа всей христианской веры. «Если Христос не воскрес,– пишет апостол Павел, – то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор. 15:14 ). Своей смертью и воскресением Господь Иисус Христос открыл врата вечной жизни каждому, кто не затворит своего сердца перед Его великой победой. «Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» ( 1Фес. 4:14 ). В православной Церкви Воскресение Христово – главный праздник церковного года. Как «торжество торжеств», этот святой и великий день даже не входит в число двунадесятых праздников, как бы стоя превыше всяческого празднования. Христос воскрес после еврейской Пасхи – праздника, установленного в честь освобождения израильского народа из египетского рабства. Воскресение Христово стало новой Пасхой – радостью освобождения от рабства смерти. «Слово «Пасха». – пишет святой Амвросий Медиоланский , – означает «прехождение». Назван же так этот праздник торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими» ( Ин. 1:12 )». Церковное приготовление к празднику Пасхи, состоит из Страстной седмицы и святой четыредесятницы, вместе образующих Великий Пост, 8 ТЗЮКС из нескольких подготовительных к великому посту седмиц. По древнему обычаю, праздник Пасхи совершается в первое воскресенье после полнолуния, выпадающего в день весеннего равноденствия. Если на равноденствие полнолуния не приходится, то Пасха совершается в воскресенье, следующее за полнолунием, ближайшим после весеннего равноденствия. Из-за такого счисления, дата Пасхи может приходиться на период с 22 марта(4 апреля н. ст.) до 25 апреля (8 мая н. ст.). Ангел в Гефсиманском саду

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В этом отношении пост – воспитатель души. Именно поэтому пост не может налагаться на всех механически, без учета того, кто собирается поститься: мужчина ли, женщина, ребенок, старый человек или молодой и проч. Известный подвижник, преп. Иоанн Кассиан говорит, что каждый должен на себя налагать такую степень поста, которая необходима «для укрощения плотской брани». Для мирян «плотскую брань» можно отождествить с диктатурой плоти, потакая которой, мы порой вообще уже становимся рабами ее требований. Какие существуют посты сегодня? Сегодня в Православной Церкви приняты 4 многодневных поста и малые посты. Многодневные : – Великий: 40 дней + Страстная седмицаоканчивается Пасхой; – Петров: длится от 8 до 42 дней – оканчивается днем памяти св. апп. Петра и Павла (12 июля); – Успенский: длится две недели – оканчивается днем Успения Пресвятой Богородицы (28 августа); – Рождественский: 40 дней – оканчивается Рождеством Христовым. Малые : – в течение года – среда и пятница (за исключением некоторых особых недель, т.н. сплошных седмиц); – Крещенский сочельник (18 января); – Усекновение главы св. Иоанна Крестителя (11 сентября); – Воздвижение Креста Господня (27 сентября). Были ли посты в дохристианское время? Посты существовали и у язычников, и у иудеев с глубокой древности. В то время чаще всего постились, воздерживаясь не от пищи какого-то рода (как сегодня), а вообще ничего не вкушали и не пили; воздерживались также от супружеских отношений. Такой пост длился один день, от рассвета и до захода солнца, или же в течение суток – 24-х часов. В особых случаях воздержание от пищи и питья продолжалось три дня. Такой пост Есфирь предпринимает перед судьбоносным решением: «пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть – погибну» ( Есф. 4, 16 ). Когда по дороге в Дамаск апостол Павел пережил потрясающую встречу со Христом, он также предпринял такой пост: «Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил».

http://azbyka.ru/parkhomenko/pravoslavny...

Видел Иоанн в правой руке у Сидящего книгу, «написанную внутри и отвне», то есть книгу, переполненную знаниями и запечатанную семью печатями. Почему именно семь? Потому что в книге описываются судьбы мира, созданного за семидневный цикл и продолжающего жить в круге седмиц – именно поэтому семь печатей. «И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?» ( Откр. 5, 2 ). Кто может открыть знания Бога? Кто достоин раскрыть для людей неистощимые сокровищницы знаний Господа? Призываются все существа, способные воспринимать откровение Божие. У святителя Григория Богослова есть небольшой трактат под названием «Пять слов о богословии», где подробно описываются люди, которые могут заниматься богословием. Как вы думаете, написано ли там, что у богословов должен быть высокий IQ? Нет. Может, там написано, что эти люди обязаны обладать хорошим знанием античной философии? Нет. Может, они обязаны быть крупными математиками? Нет. Там написано, что богослов должен иметь чистое сердце и разум, устремленный к Богу. Чтобы познать тайны Бога, нужно быть достойным, а чтобы стать достойным, нужно очиститься. «И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее» ( Откр. 5:3 ). Но никто не мог даже чуть-чуть приоткрыть великую тайну Бога, оказалось, что никто не способен на это. Разум Бога закрыт для всех живых существ, потому что все несовершенны. Господь даже «и в Ангелах Своих усматривает недостатки» ( Иов. 4:18 ). Ангелы несовершенны, даже самый лучший из них – Люцифер – пал и увлек за собой треть ангелов. Всеведущих и всемогущих существ во вселенной нет. Над вселенной есть Господь. Во вселенной все существа – и люди, и Ангелы – ограничены, они все по своей природе недостойны милости Бога. Не нашлось ни на небе среди Ангелов, ни на земле среди людей, ни под землей среди демонов существ, которые могли бы удостоиться получить милость Божию и узнать Его тайны. И спасение мы получаем из милости, а не по заслугам, как раз это Ангел и подчеркивает в Откровении: никого не нашлось, кто был бы достоин даже заглянуть в книгу судеб Божиих. Об этом же говорил и пророк Исаия: «Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его?» ( Ис. 40:13 ). С кем Бог советуется, когда творит Свою волю? Нет такого советника.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Во Втор 12. 2-28 звучат требования отказаться от каких бы то ни было языческих культов, уничтожить жертвенники идолам (ср.: Втор 7. 5) и установить единое централизованное богослужение (Втор 12. 2-7) в месте, «какое изберет Господь, Бог ваш» (Втор 12. 5, 11, 14, 18, 21, 26). За этим следуют 3 положения о применении закона (Втор 12. 8-12, 13 - 19. 20-28), в к-рых оговариваются особые условия богослужения. Основной темой 2-й группы заповедей (Втор 12. 29 - 17. 13) является прославление власти Бога над израильским народом; во Втор 12. 30-31 подчеркивается необходимость сохранения религ. обособления Израиля перед лицом опасности окружающих его идолопоклонников (Втор 12. 30-31), говорится о судебном преследовании и предании смерти израильтян, отступивших от истинной веры (Втор 13. 2-18; 16. 21 - 17. 7), о дозволенной и недозволенной пище (Втор 14. 3-21), о богослужебных налогах и праздниках (Субботний год, принесение в жертву первенцев от скота - Втор 14. 22-29; 15. 19-23) и об ограничениях на рабство за долги (Втор 15. 1-18). Большая часть гл. 16 посвящена празднованию Пасхи , седмиц и кущей на месте, к-рое укажет Господь. Согласно Втор 16. 18 (ср.: 1. 9-17), судьи избираются самими израильтянами на местах. Спорные случаи должны рассматриваться в центральном суде, в «месте, которое изберет Господь, Бог твой...» (Втор 17. 9-13). В 3-й группе заповедей (Втор 17. 14 - 18. 22) подтверждаются и ограничиваются привилегии израильтян, избранных Богом и людьми на ответственные служения в общине Израиля. Втор 17. 14-20 посвящено обязанностям царя, к-рый должен происходить только из среды евреев. Его действия также ограничиваются законом: он не должен умножать «себе жен, дабы не развратилось сердце его» (Ст. 17). Когда он сядет «на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, [находящейся] у священников левитов, и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии» (Втор 17. 18-19).

http://pravenc.ru/text/160983.html

Вопрос: Поминовение усопших – родительские субботы (Вселенская, 2-3-4 седмиц св.Четыредесятницы, Троицкая, Дмитриевская). Почему именно по субботним дням? Каковы исторические корни этой традиции? Ведь она не имеет одновременного установления? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Бог благословил и освятил день седьмой, «ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2:3). У евреев суббота (шаббат) была днем праздничного покоя. Воскресение Христово положило начало новому Израилю – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9). Седьмым праздничным днем, завершающим седмицу, для христиан стал день воскресения Спасителя мира. Воскресение – день молитвы в храме за Божественной литургией и благочестивого отдыха. Суббота из дня земного покоя стала символом радостного покоя в Царстве Небесном: «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр.4:9-10). Отсюда обычай, закрепленный уставом Церкви, совершать специальные заупокойные службы в субботу. Установление Вселенской родительской мясопустной субботы восходит к первому христианскому веку. В Синаксаре на этот день (Триодь постная) говорится, что святые отцы узаконили, от священных апостолов приемше, творить в сей день память всех от века благочестно скончавшихся человеков. День этот выбран потому, что мясопустная неделя напоминает о будущем Страшном суде. Накануне этого дня, в субботу, как бы предшествующему Суду, Церковь усиленно молится о всех своих усопших чадах, умоляя Господа явить им милость и сделать участниками вечной блаженной жизни. Как и мясопустная, родительская суббота перед днем Пресвятой Троицы, называется вселенской. Обычай совершать поминовение в этот день также восходит к апостольскому веку. Именно в эту субботу возносится молитва за всех людей, от века усопших в надежде воскресения и жизни вечной, потому что в день Пятидесятницы сошествием Животворящего Пресвятого Духа во всей силе явилось Царство Христово. Поэтому Церковь накануне этого праздника молится о всех прежде усопших своих чадах, чтобы они были собраны в Небесном Царстве и сподобились вечной благодатной жизни.

http://pravoslavie.ru/6868.html

Глава 10 1. Видение Даниила в третий год царствования Кира. 2–3. Состояние пророка пред видением. 4–10. Время видения, его обстановка и состояние при этом пророка и его спутников. 11–21. Содержание откровения. Дан.10:1 . В третий год Кира, царя Персидского, было открове­ние Даниилу, который называл­ся именем Валтасара; и истин­но было это открове­ние и великой силы. Он по­нял это открове­ние и ура­зу­мел это виде­ние. По своему характеру откровение было совершенной истиной; оно являлось сообщением того, что непременно исполнится, осуществится. По предмету оно – откровение великой скорби ( «силы»). Дан.10:2 . В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Дан.10:3 . Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполне­ния трех седмиц дней. Поводом к откровенно служила глубокая печаль пророка, выразившаяся в посте. Он воздерживался от мяса, вина и вкусного хлеба, считавшихся у иудеев праздничною пищею ( Быт.27:25 ; Ис.22:13 ), и не умащал себя благовонным маслом, что было знаком радости ( Еккл.9:8 ; Ис.61:3 ; Ам.6:6 ). Так проводил пророк три недели первого месяца ( Дан.10:4 ), т. е. Нисана, следовательно, и дни пасхального торжества. Причины подобной печали, как можно догадываться, заключались в следующем. Судя по ( Дан.10:12 ), пророк Даниил и в третий год царствования Кира не оставлял дум и забот о своем народе, тех дум, которые начались с первого года правления Дария Мидянина ( Дан.9:1 и д.). Малоотрадные и утешительные, так как современное состояние евреев было печально и в будущем не предвещало ничего хорошего, они и повергли пророка в скорбь. И действительно, хотя после возвращения иудеев на родину прошли целых два года, но возвратившиеся не нашли здесь счастья. Восстановив жертвенник ( 1Ездр.3:1–2 ), они приступили к построению храма. Но уже при закладке его радостные крики народа смешивались с плачем стариков, видевших прежний храм в его славе ( 1Ездр.3:12–13 ), а немного спустя радость и совсем должна была исчезнуть. Начались происки самарян, всеми силами старавшихся вооружить против Иудеев персидское правительство и остановить постройку храма ( 1Ездр.4:1–5 ). Цель была ими достигнута, благодаря чему через два года по освобождении иудеи не могли отпраздновать праздника Пасхи должным образом. Неудивительно поэтому, если и пророк Даниил разделял в эти дни скорбь своих соотечественников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 2 1–5. В праздник Пятидесятницы Товит посылает сына пригласить к столу кого-либо из бедных единоверцев. 3–8. Товия приносит известие, что один удавленный еврей брошен на площади, и Товит погребает его. 9–14. Постигшая Товита утрата зрения, бедность семьи и упреки жены. Тов.2:1 Когда я возвратился в дом свой, и отданы мне были Анна, жена моя, и Товия, сын мой, в праздник пятидесятницы, в святую седмицу седмиц, приготовлен у меня был хороший обед, и я возлег есть. Тов.2:2 Увидев много снедей, я сказал сыну моему: пойди и приведи, кого найдешь, бедного из братьев наших, который помнит Господа, а я подожду тебя. 1–2 . По возвращении в Ниневию, по ходатайству Ахикара (I:22), Товит не только получил возможность снова жить с женою и сыном, но, видимо, получил во владение свой дом и имел настолько достаточные средства существования, что мог устроить в праздник Пятидесятницы, согласно с предписаниями закона ( Bmop. XVI:11, 14 ) праздничный обед (LXX: αριστον καλν, Vulg.: prandium bonum, слав.: обед добр). «Пятидесятница» – Πεντηκοστ – позднейшее название «праздника седьмин» ( Bmop. XVI:10, 16 ); название это в первый раз встречается в 2Mak. XII:32 и затем в Новом Завете ( Дeяh. II:1, XX:16 ; 1Kop. XVI:8 ), в большей части древних текстов книги Товита название «Пятидесятница» не встречается: в Синайск. код. праздник назван «пятидесятым днем праздника нашего», т.е. Пасхи ( " εν τ Πεντηκοστ τς εορτς ημν, εστν αγα εβδομδων), в Chald и Hebr. M. – согласно библейскому тексту, «праздником седьмин». – Неупоминание о жертвоприношении, богослужении и под. в рассказе о строгом благочестии Товита в плену объясняется отсутствием у израильтян в плену ассирийском всех принадлежностей законного культа по предписаниям Моисея. Тем неопустительнее исполняет Товит (ст. 2, сн. I:16–17) заповедь закона о благотворительности нуждающимся соплеменникам при праздничных пиршествах ( Bmop. XII:18–19, XIV:28, 29 и др.). Тов.2:3 И пришел он и сказал: отец мой, один из племени нашего удавленный брошен на площади.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Господь сказал Моисею, что Он из книги Своей изгладит того, кто согрешил пред Ним; и, повелевая Моисею вести народ в обетованную землю, дал заметить, что с этого времени Сам Он не будет сопутствовать им Своим особенным благоволением. Народ, услыхавши эту угрозу, зарыдал; все возложили на себя печальные одежды. Покаяние Израильтян было искреннее; Моисей усугубил свои молитвы: и Бог возвратил им Свое благоволение, и повторил Свое прежнее обещание идти пред народом. Моисей простер свое молитвенное дерзновение до того, что просил у Господа показать ему славу Свою, то есть, он желал видеть присутствие Божие не в образах или символах, но в самой действительности. Господь сказал ему: «лица Моего (существа Моего) нельзя человеку видеть и остаться в живых: но Я проведу пред тобою всю благость Мою, и провозглашу пред тобою имя Иеговы. Есть у меня место: где ты станешь на скале. Когда будет проходить слава Моя, Я скрою тебя в расселине скалы, и пока не пройду, буду держать над тобою руку Мою. Потом сниму руку Свою: тогда ты увидишь Меня сзади (явственный след Божия присутствия, но лице Мое (существо Мое) не откроется тебе. (Между тем), ты вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним: Я напишу на них те же слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил. И завтра взойди ко Мне на вершину Синая». Моисей исполнил, что повелел ему Бог: вытесал скрижали, по подобию прежних, и рано поутру взошел с ними на вершину горы, совершенно один. Тогда Господь сошел в облаке, остановился близ него и провозгласил имя Иеговы. И когда Господь проходил, Моисей слышал следующие слова, возвещающие о благости Божией: «Иегова, Иегова – Бог благосердный и милостивый, долготерпеливый, богатый милостью и истиною, сохраняющий милость в тысячи родов, снимающий беззаконие, преступление и грех , но не почитающий виновного наравне с невинным, наказывающий беззаконие отцов в сынах, и в сынах сынов до третьего и четвертого рода». Моисей тотчас же пал на землю и поклонился Богу. Бог подтвердил ему завет, обещая перед всем народом сделать такие чудеса, каких не бывало на всей земле; запретил вступать в союз и в родственные связи с языческими жителями Ханаанской земли; повелел разрушить там все памятники идолопоклонства; назначил всему мужескому полу являться три раза в году перед лице Господа: в праздник Пасхи и опресноков; потом, через семь седмиц, в праздник пятьдесятницы, при начале жатвы пшеницы; наконец, в праздник собирания плодов в конце года; и определял первые плоды земли приносить к тому месту, где открыто будет общественное Богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Действительно, для Даниила “время конца” уже определено и может быть даже приблизительно подсчитано как семьдесят седмиц лет или, в еще более таинственной манере – как “время, два времени и половина времени” (Дан 7:25; 12:7).   И сказал он [Гавриил] мне: знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени… вот, я открываю тебе, что будет в последние дни гнева, ибо это относится к концу определенного времени (Дан 8:17,19).   Зафиксирован и в какой-то мере подсчитан не только конец времени. Имеются достоверные исторические знамения: последнее сражение языческих полчищ с избранным народом и ходатайство Михаила, “великого князя”, об Израиле:   И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего. И наступит время тяжкое, какого не было с тех пор, как существуют люди, до сего времени. Но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге (Дан 12:1).   Всякий, кто будет записан в книге, будет способен и прочесть ее: “откровение” (апокалипсис) сокрыто в запечатанной книге, которую необходимо расшифровать.  В то время как для пророчества не все еще написано, книга остается еще открытой. Посему нам надо писать ее, а не только расшифровывать. Последнее слово пророчества – не слово “конец” .   Возможно   Последнее слово пророчества – наречие “возможно”, которое грамматически соответствует еврейскому ulay . Если бы конец был уже предрешен, предвиден и рассчитан, в пророческой речи не процвело бы слово “возможно”. В первой главе своей книги Пророческие страсти я уже настаивал на этом грамматическом знамении и представил различные примеры. Здесь лишь повторю:   Наречие ulay встречается в еврейской Библии более сорока раз, и очень часто в пророческой литературе. Оно эквивалентно греческому tácha , почти отсутствующему в LXX, где лишь дважды попадается в неканонической книге Премудрости Соломоновой, а в Новом Завете используется только апостолом Павлом. Это значит, что всякий раз, когда греческие переводчики встречали еврейское наречие, они переводили его, парафразировали его (обычно как “чтобы”), чем сильно редуцировали эффект неизвестности, производимый еврейским термином .

http://bogoslov.ru/article/4252498

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010