Восхождение и дарование закона произошло на пятидесятый день после исхода из Египта – шестого числа месяца Сиван. Установленный в честь дарования закона праздник поэтому был назван Швуот – «седмицы», так как прошла седмица седмиц. Эллинизированные иудеи называли его Πεντικοστ – «Пятидесятница», так оно вошло через Новый Завет во все новые языки. Вначале Господь объявляет всему народу Десятисловие вслух, затем записанное на скрижалях. Это те самые заповеди, от которых ни одна йота или ни одна черта не прейдет ( Мф. 5:18 ). Испугавшись грома и пламени, народ просит Моисея самому беседовать с Богом. Моисей вступает во мрак, где получает законы, необходимые для устроения жизни ветхозаветной общины спасения согласно заповедям Божиим, записанным на скрижалях. Суммируются эти законы следующим повелением Божиим: Соблюдайте все, что Я сказал вам, и имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из уст ваших ( Исх. 23:13 ). Далее содержится первое перечисление самых древних праздников ветхозаветной церкви, имевших ранее сельскохозяйственное значение, но затем наполненных богословским, нравоучительным и прообразовательным смыслом. Праздник Опресноков совершался в дни жатвы ячменя, осмысленный как Пасха – исход из Египта. Праздник Жатвы, через семь седмиц после праздника опресноков, впоследствии понимался как торжество в честь дарования закона. Праздник Собирания плодов в конце года, во время которого собирали виноград, впоследствии был связан со странствием по пустыне. В эти праздники три раза в году должен являться весь мужеский пол... пред лице Владыки, Господа ( Исх. 23:17 ), что стало соблюдаться во времена второго храма. В силу данного обстоятельства эти праздники, в отличие от установленных позже, назывались регалим – « паломничества ». Далее Господь говорит о послании впереди Израиля Ангела Завета, о Котором свидетельствует: Имя Мое в Нем ( Исх. 23:21 ). Все сказанное Богом Моисею в этом его восхождении на Синай было записано боговидцем в книгу Завета (см.: Исх. 24:7 ), обычно отождествляемую с текстом Исх. 20:1 – 24:18 , претерпевшим, правда, впоследствии правку – откуда, к примеру, упоминание о море Филистимском ( Исх. 23:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Значение покоя и отдыха имели также для раба и годы – субботний и юбилейный, когда прекращалась полевая работа, бывшая главным тяжелым трудом для рабов ( Лев.25:4 ). Наконец, для поднятия нравственного сознания рабов Моисей допускает их к участию как в общих праздничных торжествах народа, так и в частных семейных радостях, выражавшихся в жертвенных обедах. “И сказал Господь Моисею и Аарону: вот устав пасхи: никакой иноплеменник не должен есть ее. А всякий раб, купленный за серебро, когда обрежешь его, может есть ее“ ( Исх.12:44 ). Такое же участие раба допускается и в других праздничных торжествах, в праздновании седмиц и кущей. “Совершай праздник седмиц Господу, Богу Твоему. И веселись ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и рабыня твоя, и левит, который в жилищах твоих, и пришелец, и сирота, и вдова, которые среди тебя“ ( Втор.16:11 ). “Праздник кущей совершай у себя семь дней, и веселись в праздник твой ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя“ и т. д. ( Втор.16:13–14 ). Такое участие рабов в народных и семейных торжествах еще более могло сближать господ с рабами и приучать их смотреть на последних, не как на низшую по существу породу, а как на равных себе людей, только случайно обделенных судьбой, – следовательно людей, достойных не презрения, а сожаления, людей нуждающихся в помощи и защите. Такое сознание законодатель старается поддерживать в народе частым напоминанием ему бедствий его собственного рабского состояния в Египте. Перечислив лиц, имевших право участвовать в праздничных торжествах народа, лиц беспомощных, несчастных, обездоленных, каковы раб и раба, вдова, сирота, пришелец и левит, не получивший земельного надела, законодатель обыкновенно так заключает свое постановление: “помни, что ты был рабом в Египте“ ( Втор.16:12 ), указывая этим на близкий фактический пример тяжести рабского, бесправного, беспомощного состояния. И мотивированный таким образом закон имел сильное влияние на практику. В библейской литературе есть несколько указаний, обрисовывающих отношения господ к рабам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zakono...

" И сказал Господь Моисею и Аарону: вот устав пасхи: никакой иноплеменник не должен есть ее. А всякий раб, купленный за серебро, когда обрежешь его, может есть ее " . Такое же участие раба допускается и в других праздничных торжествах, в праздновании седмиц и кущей. " Совершай праздник седмиц Господу, Богу твоему. И веселись ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и рабыня твоя, и левит, который в жилищах твоих, и пришелец, и сирота, и вдова, которые среди тебя " . " Праздник кущей совершай у себя семь дней, и веселись в праздник твой ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя " и т.д. Такое участие рабов в народных и семейных торжествах еще более могло сближать господ с рабами и приучать их смотреть на последних не как на низшую по существу породу, а как на равных себе людей, только случайно обделенных судьбой, - следовательно, людей, достойных не презрения, а сожаления, людей, нуждающихся в помощи и защите. Такое сознание законодатель старается поддерживать в народе частым напоминанием ему бедствий его собственного рабского состояния в Египте. Перечислив лиц, имевших право участвовать в праздничных торжествах народа, лиц беспомощных, несчастных, обездоленных, каковы раб и раба, вдова, сирота, пришелец и левит, не получивший земельного надела, законодатель обыкновенно так заключает свое постановление: " помни, что ты был рабом в Египте " , указывая этим на близкий фактический пример тяжести рабского, бесправного, беспомощного состояния. Мотивированный таким образом закон имел сильное влияние на практику. В библейской литературе есть несколько указаний, обрисовывающих отношения господ к рабам. Так, Иов в своем бедственном состоянии, вызвавшем у него искреннюю исповедь во всех его прежних житейских отношениях, говорит, что он никогда не пренебрегал правами своих рабов, когда даже они спорили с ним, что он всегда носил в себе сознание того, что раб и господин равны по человеческому достоинству. " Не Он ли, - восклицает Иов, - Который создал меня во чреве, создал и его (раба); и равно образовал нас в утробе? " Какую противоположность с этим изречением Иова имеют, например, изречения представителей двух классических народов - Аристотеля и Ювенала.

http://predanie.ru/book/219933-zakonodat...

И человек, который ест кровь дикого зверя, и скота, и птиц, пока стоит земля, будет истреблен на земле – он и его семя. И Он повелел сынам Израиля не есть крови, дабы они и их семя существовали пред Господом, Богом нашим, всегда. И для сего закона нет конца времени; вечно они должны соблюдать его вместе с потомками, чтобы непрерывно кровию за вас испрашивалось прощение пред жертвенником; ежедневно, утром и вечером, должно испрашивать у Господа прощение за них, чтобы они соблюдали это и не были истреблены 15 . И Он дал Ною и его сыновьям знамение, что не придет опять потоп на землю. Он поставил Свою радугу в облаках в знамение вечного завета, что потоп более не придет на землю для истребления ее, пока стоит земля. Посему определено и написано на небесных скрижалях, чтобы они соблюдали праздник седмиц в этом месяце однажды в год, чтобы возобновлять завет каждый год. И всего времени, в течение которого праздновался этот праздник на небе, от дней творения до дней Ноя было двадцать семь юбилеев и пять седмин 16 . И Ной праздновал его в продолжение семи юбилеев и одной седмины до дня своей смерти; а сыны Ноя оскверняли его до дней Авраама и ели кровь. Только Авраам соблюдал его, и сыновья его Исаак и Иаков соблюдали его до твоих дней. И в твои дни сыны Израиля забыли его, пока я не обновил их при этой горе. И ты сделай также повеление сынам Израиля, чтобы они соблюдали этот праздник во всех своих родах, как закон для себя. Один день в году в этом месяце пусть празднуют они праздник. Ибо это праздник седмиц, и это праздник первого творения; праздник этот имеет двоякого рода значение и установлен для двух родов сообразно тому, что об этом написано и начертано. Ибо я записал это в книге первого закона, в той, которую я написал тебе, да празднуешь ты всякий раз по одному дню в году. Я изъяснил тебе и жертвенные дары в него, дабы они хранились в памяти, и сыны Израиля праздновали бы его в своих родах в этом месяце по одному дню в год. И новолуния первого, четвертого, седьмого и десятого месяцев суть дни воспоминания и праздничные дни в четыре времени года.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

19 Воскреснут мертвии, и востанут иже во гробех, и возвеселятся иже на земли : ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов” (Исаия 26). Пятая песня поется по пятницам всех седмиц. Шестая песня – “Молитва пророка Ионы”, которою он молился, находясь во чреве кита. Зто образ рва грехов, в котором мы находимся, и “из глубины его вопием ко Господу”: “3 Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему, и услыша мя. Из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой. 4 Ты вверг меня в глубины сердца морскаго, и реки обыдоша мя. Вся высоты Твоя , и волны Твоя на мне приидоша. 5 И я сказал: отринут я от очей Твоих, еда приложу призрети ми ко храму святому Твоему . 6 Объяли меня воды до души моей, бездна обыде мя последняя ; морскою травою обвита была голова моя. 7 До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня ; и да взыдет из истления живот мой к Тебе, Господи Боже мой. 8 Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и да приидет к Тебе молитва моя, к храму святому Твоему . 9 Хранящии суетная и ложная, милость свою оставиша. 10 Аз же со гласом хваления и исповедания пожру Тебе ; что обещал, исполню: у Господа спасение!” ( Иона 2 ). Седьмая и восьмая песни зто разделенное на две части повествование о трех юношах в печи халдейской, которые не поклонились идолу, установленному Навуходоносором, за что были брошены в печь, распаленную огнем. Седьмая песнь зто молитва отроков до сошествия в печь Ангела с началом благодарственной молитвы, а восьмая песня зто благодарственная молитва после сошествия Ангела. Седьмая песнь – “Молитва святых трех отроков”: “26 Благословен еси Господи Боже отцев наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. 27 Ибо праведен Ты во всем, что соделал с нами, и все дела Твои истинны и пути Твои правы, и все суды Твои истинны. ... 29 Яко согрешихом, и беззаконновахом отступити от Тебе, и прегрешихом во всех 30 И заповедей Твоих не послушахом, ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам, да благо нам будет. ...

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

25-27). Посмотри как поразительно он говорит о бедствиях! И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя (ст. 27). Посмотри, как он окончил речь прискорбными событиями, а о благоприятных сказал не ясно, — последние указаны в словах: утвердит завет для многих одна седмина; о прискорбном же говорит часто и много. И мерзость запустения , т.е., Адрианова. Об этом яснее говорит Захария; он говорит и о благоприятных обстоятельствах для тех, которые остались. И в Египте иудеи жили столько лет, и, однако, не были истреблены; а теперь ты уже и не ожидаешь этого (их спасения)! Посмотри и на другие обстоятельства. Иудеи теперь и не входят в свой город, как прежде, да и кто мо­жет даже говорить об их возвращении? Никто. Глава 10.   В третий год Кира, царя Персидского, было откровение Даниилу, который назывался именем Валтасара; и истинно было это откровение и великой силы. Он понял это откровение и уразумел это видение. В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней (ст. 1-3). Почему он опять скорбит? Если насту- пил первый год царствования Кира, то о чем он плачет, и притом все эти дни, хотя можно было скорбеть только один день? И опять он не слышит ничего о том, о чем молится. Он молится, мне кажется, о том, чтобы прекратились бед­ствия; но Бог не говорит ничего такого, а высказывает яснее тоже, что и прежде. Пророк молится, чтобы возвратились все иудеи, хотя и ожидали их великие бедствия и, хотя Бог хотел отвергнуть их отечество. И здесь Бог говорит это яснее и точнее. Заметь, что Даниил всегда удостаивается видения, только после поста. Когда надлежало узнать сон (Навуходоно­сора), предшествовал пост; когда являлся Гавриил, опять был пост, пепел и вретище; когда теперь является ангел, снова пост и молитва.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

2. Ияр – Слово «ияр» в переводе с аккадского языка означает «свет», «светила», «сияние»: дни Ияра залиты светом щедрого весеннего солнца. В библейской истории этот месяц ознаменован чудесным событием, описанным в 16-й главе книги Исход: евреям, находящимся в пустыне, Господь посылает манну. «В ияре дал им (коленам Израиля) манну в сиянии Своего лика» (Мидраш на книгу Исход). Также в книге Исход есть фрагмент: «Я Господь, целитель твой» – ( Исх. 15:26 ). Начальные буквы этого фрагмента на иврите образуют аббревиатуру – , которая и является названием месяца – Ияр. Это умозаключение и послужило к укоренению в еврейской общине традиции, по которой благоприятней всего лечиться именно в этот месяц, месяц Ияр. Примечательно то, что название этого месяца в Священном Писании вообще отсутствует. 3. Сиван – . " И позваны были тогда царские писцы в третий месяц, то есть в месяц Сиван« ( Есф. 8:9 ).На аккадском языке Сиван звучит как «Симану-Зимну» и означает «месяц сроков и праздников». Праздник «Симану-Зимну» устраивался в Вавилоне по случаю сбора урожая. Подобные торжества бытовали и в еврейской общине: «И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания плодов в конце года» ( Исх. 34:22 ). 6-гоСивана, в день праздника Шавуот, начинался период приношения Богу первых плодов: винограда, инжира, олив, фиников, гранатов, пшеницы и ячменя. 6-е Сивана также было отмечено величайшим знамением в библейской истории. В этот день на горе Синай (название которой также фонетически созвучно названию месяца Синай (sinay) – Сиван), пророк Моисей получил Скрижали Завета. Еще одно созвучие, которое усмотрели лексикографы: Сиван и (sene) «терновник», неопалимая купина, которую пророк Моисей увидел на горе Хорив. 4. Таммуз – Корень «таммуз» встречается в аккадском языке, и воспринят из вавилонской традиции. Чтобы понять значение этого корня, необходимо обратиться к тому единственному случаю, когда слово «Таммуз» появляется в Священном Писании, где оно фигурирует не в качестве названия месяца, а как имя языческого божества: «И привел меня ко входу во врата дома Господня, которые к северу, и вот, там сидят женщины, плачущие по Фаммузе» ( Иез. 8:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kamenny...

2Мак.12:28 . Но они, призвав Обладателя, в конец сокрушающаго силы врагов, взяли сей город, как пленника, и избили бывших в нем двадцать пять тысяч. 2Мак.12:29 . Двинувшись же оттуда, они устремились к Скифополю, отстоящему от Иерусалима на шестьсот стадий. 2Мак.12:30 . Поскольку же обитавшие тут иудеи засвидетельствовали о благосклонности, какую имели к ним скифополиты, которые даже во времена несчастия поступали с ними кротко: 2Мак.12:31 . то поблагодаривши их и попросивши и впредь быть благосклонными к роду их, они прибыли в Иерусалим, потому что приблизился праздник седмиц. 2Мак.12:32 . После рекомой же пятидесятницы устремились они на Горгия, военачальника Идумеи. 2Мак.12:33 . А выступил (Иуда) с тремя тысячами пехотинцов и четырьмя стами всадников. 2Мак.12:34 . И когда они начали битву; случилось пасть немногим из иудеев. 2Мак.12:35 . Но Досифей некто из бывших с Вакинором, всадник, муж сильный, подскакал к Горгию, и ухватившись за паволоку, тащил его сильно, желая сего проклятаго пленить живаго: но так как некто из всадников фракийских наскакал на него и отсек ему плечо, то Горгий убежал в Марису. 2Мак.12:36 . Когда же бывшие с Ездрой, сражаясь долго, изнемогли; тогда Иуда, призвав Господа явиться споборником и предводителем в сражении, 2Мак.12:37 . начал на отечественном языке петь в восклицать, в после вопля напав неожиданно на воинов Горгия, обратил их в бегство. 2Мак.12:38 . Потом Иуда, собрав войско, пришел в город Одоллам. А так как наступала неделя, то все, очистившись тут по обычаю, отпраздновали субботу. 2Мак.12:39 . На другой день бывшие с Иудою пошли, как требовал долг, перенести тела падших, и положить их вместе с сродниками в отеческих гробилищах. 2Мак.12:40 . Но нашли они у каждаго из умерших под одеждами изображения иамнийских идолов: что закон воспрещал иудеям. Тогда всем стало ясно: по какой причине они пали. 2Мак.12:41 . Итак все, благословив правосуднаго Господа, сокровенная делающаго явным, обратились к молитве, 2Мак.12:42 . прося совершенно изгладить сделанный грех . А доблестный Иуда увещавал люд хранить себя от греха идолопоклонническаго, видя своими глазами, что случилось по вине падших…

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

I. Мнение, будто бы 16 глава неподлинна во всем теперешнем ее составе, будто она вышла не из под пера писателя кн. Левит, но представляет позднейшую вставку в эту книгу, поддерживается очень многими учеными-исследователями текста Священного Писания Ветхого Завета 4 . Главным основанием для этого мнения служит то обстоятельство, что день очищения, кроме Пятикнижия, нигде не упоминается в священных книгах Ветхого Завета. Да и в Пятикнижии мы не находим указания на этот день в таких местах, где естественно было бы ожидать этого указания. Так, например, нет указания на этот день в кн. Исх.23:12, 14–17 ; Второзаконие, гл 16, где находятся указания на другие праздники. В 28-й и 29-й главах кн. Чисел, очень подробно излагаются постановления о жертвах ежедневных и праздничных, но здесь мы ни слова не находим относительно своеобразных жертв, обрядов и церемоний для очищения. А в кн. Исход 30:10, совершенно даже иначе говорится о ежедневной жертве примирения, чем в 16 главе кн. Левит. 5 И в последующей еврейской священной литературе день очищения совершенно не упоминается. Так, во 2 кн. Пар.8:13 говорится, что во время Соломона «по уставу каждого дня, приносились всесожжения по заповеди Моисеевой, в субботы, и в новомесячия, и в праздники, три раза в год: в праздник Опресноков, и в праздник Седмиц, и в праздник Кущей». О дне очищения совершенно не упоминается. В 7-й главе той же книги говорится об освящении Соломоном своего храма. Если освящение храма, как повествует писатель этой книги, началось с освящения жертвенника, которое продолжалось с 8 по 14 число месяца Тишри ( 2Пар.7:7 −9; 3Цар.8:2 −65). Однако мы не находим здесь упоминания о дне очищения. Ездра, рассказывая в своей первой книге (3:1−3) о восстановлении жертвенника в месяце Тишри, непосредственно затем сообщает о праздновании праздника Кущей, который по закону праздновался в 15-й день этого месяца, т. е. спустя 5 дней после дня очищения. «И соорудили жертвенник Богу Израилеву, чтобы возносить на нем всесожжения Господу...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

    «Благословен грядый во имя Господне» (Мф.21:9), и     «Осанна в вышних» (Мф.21:9) — народное приветствие при Входе Господнем в Иерусалим.     «Слава в вышних Богу и на земли мир...» (Лк.2:14) песнь ангелов при рождении Спасителя.     «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое... Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя...» (Мф.26:26—28) — слова Господа при установлении таинства причащения на Тайной Вечери.    “Во имя Отца и Сына и Святого Духа” — слова из данной Господом заповеди крещения: «крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19).    И наконец, столь часто слышим в храме слова хананеянки, слепого, прокаженных и других лиц ко Господу Иисусу Христу: “Господи, помилуй... Иисусе, помилуй.” Как и они неотступно просили Господа помилования и были за эту веру услышаны, так и мы многократно просим Господа этими их простыми словами. Такое моление, с указанием священнослужителя, о чем молиться, называется ектинией, то есть усиленным, прилежным молением. Когда слышим эти призывы “Еще и еще миром Господу помолимся,” или “Рцем вси от всей души, от всего помышления нашего,” — тогда нужно усилить внимание и молитвенное настроение, и молиться стоя.    Кроме того нам даются постоянно образы из евангелия, особенно покаянного характера: мытарь, блудный сын, благоразумный разбойник, мудрые девы, мытарь Закхей... Все главнейшие евангельские события и многие притчи составляют темы песнопений всего дня и даже седмиц, посвященные Господским и Богородичным праздникам, как и неделя о Страшном Суде, о Фоме, о Расслабленном, о Самарянке, о Слепом. Богослужение также насыщено мыслями, образами, выражениями из апостольских писаний. В него входят и целые стихи, напр., благословение ап. Павла: «Благодать Господа...» (Рим.16:24), или ап. Петра: «Ему слава и держава» (1Пет.5:11). Из Откровения ап. Иоанна Богослова: «Свят, свят, свят, Господь Бог Вседержитель (Саваоф)». «Достоин еси, Господи, прияти славу и честь и силу» (Откр. 4:8, 11). Псалтирь в богослужении    Из Ветхозаветных Писаний на первом месте стоит Псалтирь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3674...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010