Б. стало последним важным событием в средневек. борьбе папства и империи. 8 окт. 1323 г. Иоанн XXII объявил Л. Б. узурпатором и потребовал от него не позднее, чем через 3 месяца отказаться от власти в Германии и др. частях империи, а также принести покаяние. Тот отказался и 18 дек. издал в Нюрнберге т. н. Первую апелляцию, обосновывая свои права на престол (MGH. Const. T. 5. P. 616-619, 641-648). Л. Б. поддержали генеральный министр ордена францисканцев Михаил из Чезены и спиритуалы (фратичелли), занимавшие антипапскую позицию в споре о «евангельской бедности» Церкви ( Убертино да Касале , Уильям Оккам и др.). На стороне Л. Б. выступил итал. мыслитель Марсилий Падуанский , опубликовавший трактат «Защитник мира» (Defensor pacis, 1324), в котором отрицал верховенство папы над светскими государями и заявлял о необходимости полного подчинения Церкви светской власти. Имп. Людовик VI Баварский назначает англ. кор. Эдуарда III викарием. Миниатюра из " Хроники " Жана Фруассара. Ок. 1410 г. (Den Haag/Koninklijke Bibliotheek. KB. 72 A 25) Имп. Людовик VI Баварский назначает англ. кор. Эдуарда III викарием. Миниатюра из " Хроники " Жана Фруассара. Ок. 1410 г. (Den Haag/Koninklijke Bibliotheek. KB. 72 A 25) 23 марта 1324 г. папа Иоанн XXII отлучил Л. Б. от Церкви. Это привело к формированию княжеской оппозиции в Германии, где Л. Б. пришлось вести борьбу против Люксембургов и Габсбургов. 22 мая того же года в т. н. Заксенхаузенской (Третьей) аппеляции к буд. вселенскому Собору (MGH. Const. T. 5. P. 722-754) Л. Б. оспорил право папы Римского утверждать кандидатуру избранного герм. курфюрстами короля, а также объявил Иоанна XXII еретиком в связи с его позицией в споре с францисканцами о «евангельской бедности». Лат. и нем. версии Заксенхаузенской апелляции были известны в Германии, но официально в папскую курию текст апелляции доставлен не был. 17 июля 1324 г. папа объявил Л. Б. низложенным, а на всех, кто будут его поддерживать, наложил церковное отлучение и интердикт . Это решение ускорило консолидирование в Германии противников Л.

http://pravenc.ru/text/2561066.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Греческих Православных Церквей (Константинопольская Православная Церковь, Кипрская Православная Церковь, Элладская Православная Церковь) ЗИНОН мч. Керкирский - см. Неон, Зинон, Евсевий и Виталий, мученики Керкирские (пам. греч. 27, 28, 29 апр.) ЗОГРАФСКИЕ (АФОНСКИЕ) ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ († 10 окт. 1275; пам. греч. 22 сент.; пам. болг. и греч. 10 окт.), 22 насельника афонского мон-ря Зограф, которые были сожжены в башне обители за отказ заключить унию с католич. Церковью ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня) ЗОСИМА (ок. 570-662), еп. г. Сиракузы на о-ве Сицилия (с 648), свт. (пам. зап. 30 марта; пам. греч. 21 янв., 28 марта) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) ИАКОВ († 1519 или 1520), диак., прмч. (пам. греч. 1 нояб., во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ИАКОВ прмч. Зографский (второй) (пам. греч. 22 сент., 10 окт.) - см. в ст. Зографские преподобномученики ИАКОВ [Иаков Новый] († 1519 или 1520), прмч. (пам. греч. 1 нояб., во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), мон. ИАКОВ АЛФЕЕВ ап. от 12., (пам. 9 окт. и 30 июня в Соборе 12 апостолов; пам. визант. 9 нояб.; пам. зап. 1 и 11 мая) ИАКОВ НОВЫЙ (VIII -1-я пол. IX в., ок. 824?), еп., прп., исп. (пам. 21 марта; пам. визант. 21 и 24 марта; пам. зап. 12 марта) ИАННУАРИЙ мч. (пам. греч. 16 апр., 30 авг., 27 сент.) - см. в ст. Феликс, Ианнуарий, Фуртунат (Фуртуниан) и Септимин (Септимий), мученики Римские ИАСОН И СОСИПАТР апостолы от 70 (пам. 28 апр. и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 29 апр.; отдельно С.- пам. 10 нояб.; пам. зап. 25 июня) ИГНАТИЙ († 1166), прп., местночтимый кипрский св. (без дня памяти), основатель мон-ря Хрисорройятисса близ Пафоса ИЕРОФЕЙ (1686-1745), прп. Иверский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 13 сент.)

http://pravenc.ru/rubrics/122330_12.html

132 В частности, opusc. 1; 2; 3; 10 (645/646); opusc. 7 (640–641), opusc. 20 (ок. 641–642?) и opusc. 19 (ок. 642– 643?). 133 Можно вспомнить, что свт. Иоанн Милостивый следил за тем, чтобы Трисвятое пелось без введенного монофизитом Петром Гнафевсом прибавления «распныйся за ны», о чем упоминается в его житии, первый вариант которого был составлен прп. Иоанном Мосхом и св. Софронием (см. Луховицкий 2010). 134 Mansi X. 913E; ср. Hovorun 2008, p. 62. Сергий пойдет намного дальше Аркадия и открыто провозгласит монофелитство ересью (ACO 2.1.60–62). Письмо Сергия к папе Феодору содержится в актах Латеранского собора (Riedinger 1989, S. 60–64), его содержание проливает свет на некоторые процессы в период 640–643 гг.: «До сих пор, пока они [монофелиты] прибегали к определенного рода икономии (οκονομαν τιν), мы молчали, думая, что они изменят свои учения на лучшее. Так думал и наш божественный Аркадий, ныне [почитаемый] во святых, следовавший вашему православному учению, которому и мы молимся всеми нашими силами, следуя по его стопам, соглашаясь с вашим православным и богодухновенным учением, всесвятые господа наши и отцы» [Riedinger 1989, S. 62]. Эти слова Сергия проливают свет на позицию Аркадия, который, очевидно, сохранял общение с Константинополем, воздерживался от прямой конфронтации и в то же время сохранял общение с Римом, возможно, более симпатизируя учению диофелитов, почему его ближайший помощник и принимал послания от прп. Максима, а сам прп. Максим считал его православным. Из письма видно и то, что до 643 г. (письмо датируется маем этого года) окончательная антимонофелитская позиция на Кипре не была принята, а надежды на изменение позиции Константинополя, видимо, сохранялись. В этом контексте следует понимать и переписку прп. Максима с Марином, о которой мы будем писать ниже и в которой вплоть до opusc. 19 можно заметить моменты икономии в отношении монофелитов, т. е. такие формулировки вероучения, которые, не искажая его, вместе с тем могли быть приемлемы для оппонентов (если б они сами приняли православную позицию). В сирийском Псогосе 23 принятие «учения Максима» на Кипре связывается с арабским завоеванием Кипра, однако Кипр был захвачен арабами-мусульманами только в 648 г., да и вообще прямой связи между вероисповеданием и арабскими завоеваниями не было – так, в Палестине под арабским владычеством господствовало (хотя и не тотально) монофелитство.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

В иллюстрированной рукописи XI в. Псевдо-Оппиана «Об охоте» (Cod. Marc. gr. 479) А. изображена как окруженный стенами город, центром к-рого являлся собор с массивным куполом. Художественные вкусы философской школы Нумения отразились в уникальной серии мозаик, открытых под полами собора эпохи имп. Юстиниана I . Среди сюжетов - композиции «Семь мудрецов Греции» (в т. ч. изображение Сократа), «Одиссей, вернувшийся на Итаку» (аллегория души, воскрешаемой философией), «Кассиопея, побеждающая в состязании с Нереидами» и др. В позднеантичную эпоху в А. и ее окрестностях существовало множество христ. храмов, остатки к-рых датируются не ранее V-VI вв. и связаны в основном со строительством города при имп. Юстиниане I после землетрясений 526 и 528 гг. (ц. святых Космы и Дамиана, собор и базилика у сев. ворот). Епископы: Аристарх (I в.), Иеремия (нач. III в.?), Алфей (314, 341), Ураний (361), Иоанн (378, 381), сщмч. Маркелл (ок. 390), Агапит (кон. IV в.), Полихроний (428, 431), Александр (433), Домн (449, 451), Епифаний (457/58), Конон († 492), Иоанн Кодонат (470), Марин (нач. VI в.), Исаак (518), Петр (519), Павел (ок. 530), Фома (553), Ансельм (?), Фавмарик (648/49-665/66), Горгий (711), Георгий (1157), Фома (кон. XIII в.), Нифон (1373). Лит.: Le Quien. OC. T. 2. P. 910; Hieroclis Synecdemus et Notitiae Graecae Episcopatuum/Ed. G. Parthey. B., 1866; Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Αντιοχ.; Janin R.//DHGE. T. 3. Col. 918-920; Κονιδρης Γ.// ΘΗΕ. T. 2. Σ. 1038; Balty J. Ch. Guide d " Apamée. Brux., 1981; Apamée de Syrie: Bilan des recherches scientifiques/Éd. J. Balty. Brux., 1984; idem. Apamea//OEANE. Vol. 1. P. 145-147; Fedalto. Hierarchia. T. 2. P. 775-776; Todt K.-P. Region und griechisch-orthodoxes Patriarchat von Antiocheia, 969-1204. Wiesbaden, 1998. S. 851-853. Л. А. Беляев, М. В. Грацианский Рубрики: Ключевые слова: ДАМАСК один из древнейших городов Ближ. Востока и мира, в наст. время столица Сирийской Арабской Республики, совр. резиденция правосл. Патриарха Антиохийского БОСТРА сел. в юго-зап. части Сирии, в горном массиве Эд-Друз (обл. Хауран), недалеко от границы с Иорданией. В прошлом - крупный адм. и церковный центр, известный в наст. время своими археологическими памятниками ЛАОДИКИЯ (Сирийская, Приморская) [ныне Латакия], город на побережье Сирии, древняя митрополия Антиохийской Православной Церкви МААЛУЛА сел. в Центр. Сирии, христианский культовый центр и один последних очагов бытования арамейского языка МАРИ в III-I тыс. до Р. Х. город на р. Евфрат (совр. городище Телль-Харири, мухафаза Дайр-эз-Заур (Дейр-эз-Зор, Вост. Сирия) АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата

http://pravenc.ru/text/75572.html

5. «Три ответа тем, кто исповедует одно действие во Христе» (Opusculum 5; CPG, N 7697/5; PG. 91. Col. 64-65; рус. пер.: Богословско-полемические сочинения. 2014. С. 334-335), написаны ок. 633 ( Sherwood. 1952. P. 37. N 40; в 633 - Larchet. Introd.//Opuscules. 1998. P. 24) или после 645 г. ( Jankowiak, Booth. 2015. N 67). Возможно, 1-е свидетельство модификации позиции моноэнергистов, к-рые стали исповедовать не одно, но «одно и два действия» во Христе. М. И. спорит с понятием «сложного действия». По мнению Янковяка и Бута, это позволяет отнести сочинение к более поздним, чем считалось прежде. 6. «Святым отцам, игуменам и монашествующим, и всем православным, живущим на сем христолюбивом острове сицилийцев» (Opusculum 9; CPG, N 7697/9; PG. 91. Col. 112-132; рус. пер.: Богословско-полемические сочинения. 2014. С. 365-376), написано в 646-648 гг. ( Sherwood. 1952. P. 55. N 86; Larchet. Introd.//Opuscules. 1998. P. 97) или в кон. 645-646 г. ( Jankowiak, Booth. 2015. N 68) в Сицилии по пути из Карфагена в Рим (возможно, М. И. сопровождал Пирра). М. И. отвечает сицилийским православным на адресованное ему обвинение в том, что он исповедует сразу одну и две энергии и воли. М. И. дает объяснение своим прежним сочинениям, из-за которых его обвиняли в двусмысленности, и призывает к миру среди единомышленников. Кроме того, он подтверждает свои дифелитские и диэнергистские позиции и отвергает обвинения в том, что он исповедует сразу одну и две энергии и воли. IV. Сочинения, написанные в преддверии Латеранского Собора 649 г. и вскоре после него. 1. «Духовный и догматический томос… написанный из Рима святейшему епископу Стефану Дорскому, подданному святому и апостольскому престолу святого града Христа Бога нашего» (Opusculum 15; CPG, N 7697/15; PG. 91. Col. 153-184; Богословско-полемические сочинения. 2014. С. 393-410), датируется 646/7 г. ( Sherwood. 1952. P. 55. N 87; Larchet. Introd.//Opuscules. 1998. P. 26; ср.: ок. 647 - Jankowiak, Booth. 2015. N 69), антимоноэнергистский и антимонофелитский флорилегий, толкующий отрывки из Свящ. Писания ( Maximus Conf. Opusc. 15//PG. 91. Col. 157-160), творений св. отцов (Ibid. Col. 160-169, 173-176) и ересеархов (Ibid. Col. 169-173, 177-180), использовался на Латеранском Соборе. Еп. Стефан Дорский, некогда ученик и посланец свт. Софрония Иерусалимского в Рим, был в качестве викария папы Феодора послан в Палестину для смены монофелитской иерархии ( Booth. 2013. P. 295-296). М. И. написал текст, призванный помочь еп. Стефану в деле борьбы с монофелитами. Миссия датируется 647 г. ( Jankowiak. 2009. P. 235-237).

http://pravenc.ru/text/2561638.html

Устремлённость вверх и благоуханность древесины кипариса являются теми качествами, которые используются гимнографами в Богослужебных текстах для прославления святых угодников. В службе преподобному Макарию Римлянину Новгородскому († втор. пол. XVI в.; пам. 19 янв.) говорится о нём: «Яко кипарис высоковерхий, возрасл еси, преподобне Макарие, в пустыни блатней и неплодней и плодоношении духовными прославился еси в ней, яко истинный угодник Христа Бога» 646 . О преподобном Мефодии Песношском († XIV в.; пам. 14 июня) говорится, что он, как «кипарис высоковерхий, возрасл еси... в пустныни неплодней» 647 . Мощи святителя Филиппа Московского сравниваются: «...яко солнце, от земных недр возсияша честныя твоя мощи, святителю, яко кипарис мироуханен благоухают поющих Господеви» 648 . В службе святителю Ипатию Гангрскому († ок. 326; пам. 31 марта) прославляется сам иерарх и рака его святых мощей: «Яко шипок, яко крин священный сладковонен, святителю, яко кипарис, яко миро Божественно и благовонно, рака твоя благовонствует чудесы, злосмрадныя недуги отгоняющи, священномучениче всечестне» 649 . Святой Василий Московский Христа ради юродивый (†1557; пам. 2 авг.) в своих подвигах процвел, «яко кипарис, посреде земли Российския» 650 . В акафисте благоверным Петру и Февронии Муромским (†1228; пам. 25 июня) говорится: «Радуйтеся, кипариси чудоточнии рая Иисусова» 651 . В сочетании с другими цветами и растениями говорится о других подвижниках. Преподобный Даниил Столпник († ок. 489–490; пам. 11 дек.): «Яко крин, отче, сельный в раи воздержания процвел еси и, яко кипарис, на высоту возвысился еси совершенства, яко маслина, псаломски явился еси, лица и сердца наша, умащая елеем болезней твоих» 652 . Подобным образом говорится и о преподобном Герасиме на Иордане (†475; пам. 4 марта): «Процвел еси, отче, во дворех Бога нашего, яко финикс высокорасленный, яко кипарис, возвеличился еси Божественными возношении» 653 . Говоря о деревьях и растениях, гимнографы прославляют святых подвижников, «насадив» ими райский сад. Названные святые явили нам образец веры и исполнения заповедей Христовых, это «кипарисы» духа и ныне они пребывают в райских селениях. Мы же, осознаём своё недостоинство, и каждый может сказать о себе словами Богородичной стихиры из службы священномученику Ферапонту (III в.; пам. 27 мая): «Аз есмь древо неплодное, Всенепорочная, неплодящее плода спасеннаго, темже и трепещу посечения, да не како ввержен буду в огнь негасимый окаянный» 654 . Царственное животное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Хадзидакис, Ю. А. Пятницкий) или входившая в состав икон с образами святителей, украшавших апсиду (Т. Вельманс) (1-я пол. (2-я четв.?) XII в., К-поль, ГЭ). Святитель представлен прямолично, чуть ниже пояса, в однотонной охристой фелони и белом омофоре с черными крестами, с Евангелием в покровенной левой руке, правой благословляет. В росписи рус. храмов Г. Ч. был изображен (предположительно) в ц. Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле близ Новгорода (не сохр., 1363 (?)) - на сев. стене в жертвеннике, в ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде, (80-90-е гг. XIV в.) - в медальоне на юго-вост. пилоне в виме рядом с 3 святителями Григориями - Нисским, Акрагантским и неизвестным - и др. Образ святителя устойчиво присутствует в минейных циклах, начиная с ранних иллюминированных Минологиев: имп. Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 188, 976-1025 гг.) - под 18 нояб.; Ватиканского (Vat. gr. 1156. Fol. 268r, XI в.); из Национальной б-ки в Париже (Parisin. gr. 580, 1499. Fol. 3r, 1055-1056 гг.); в Синаксаре из Давидгареджийского мон-ря (Tbilisi. A 648. б/п, 1030 г.); из Королевской б-ки в Копенгагене (Gl. Kongl. saml. 167. Fol. 4v, XI-XII вв.); из мон-ря Дохиар на Афоне (Doch. N 5. Fol. 9v, XII в.), а также на иконе (минея на сент., окт. и нояб., кон. XI в., мон-рь вмц. Екатерины) - везде в рост - и в настенных минологиях ряда серб. церквей: Христа Пантократора мон-ря Дечаны (1335-1350), вмч. Димитрия Маркова мон-ря (ок. 1376) - предположительно изображение погрудное,- св. Апостолов [св. Спаса] в Печи (1561), свт. Николая в Пелинове (1717-1718), в ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии, Румыния (ок. 1386). Ряд минологиев продолжают рус. минейные иконы и гравированные святцы, в к-рых образ святого представлен с той же последовательностью, что и в визант. и балканских памятниках, начиная с наиболее ранних сохранившихся миней: на минейных иконах на нояб. из Иосифова Волоколамского мон-ря 1569 г. (ГТГ), XVI в. (ГИМ), на годовой минее нач. XIX в. (УКМ) и др. Единоличные изображения Г.

http://pravenc.ru/text/168083.html

Ирландцы сторицей воздали за веру, которой были научены британцами – святыми Нинианом и Патриком, а также в Уэльсе и Галлии. Они любили странствовать и основывать монастыри на островах. Так, они приплыли на Аранские острова (святой Энда с острова Инишмор; † 530), на Внешние и Внутренние Гебриды (святые Донан, † 618; Конан, † 648; Фланнан с Фланнанских островов, † 650), на остров Айона (знаменитый святой Колумба, † 597, с многочисленными учениками, позднее основавшие монастырь на острове Линдисфарн). На острове Скай подвизался святой Маэлруба, апостол пиктов († 722), а также святой Комган († 750); на острове Бьют подвизались святой Махай († 480), святой Катан Кингартский († 560) со своим племянником святым Бланом († 585); на острове Малл жили подвижники Махар († 590) и Кеннет из Инчкеннета († 599); на острове Мэн строили монастыри и проповедовали святой Герман († 475), святой Махал († 498), святой Конан († 648) и другие; в Шотландии подвизались (дав целой стране – Шотландии – имя своей страны – Скотии, как раньше называлась Ирландия) святой Кессог, святой Катан, святые Махан и Махар Абердинские († ок. 560), святой Молуаг († 592), святой Мирин († 650), святой Фергус († 725), святая Кентигерна – на острове Инчебройда († 733); на Оркнейских островах спасались святые Дотто († 550), Серван († 550), а на Фарерских островах трудились чудотворец Брендан Мореплаватель († ок. 575) и другие. На всех этих островах, даже на тех, что далеко на севере, до сих пор сохранились кельи отшельников – прославивших эти места святых ирландских миссионеров и их шотландских учеников. Уэльсские святые шли на запад, вдоль римских дорог, к берегам; они селились на островах Англси, Пристхольм (или Паффин, известный и как «остров святого Сериола»), Черч-Айленд (или остров святого Тисилио; † 640) и Холихэд (или Инис-Гиби). Здесь подвизались святые Двинвена († 465), Сериол и Киби († 555), Элет, бывший король († 570), Галго († 570), Ллибио († 590), Гвенфаэн († 600), Мидан († 610), Махуд († 630). Многие святые избирали для своих подвигов остров Бардси в Уэльсе – здесь подвизался знаменитый святой Кадфан († 540), а также остров Рамси – здесь подвижничали святые Иустин († 540), Дубриций († 546) и Дерфел († 560).

http://pravoslavie.ru/53219.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография ЗОГРАФ болг. муж. общежительный мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца, находится в юго-зап. части п-ова Афон ЗОГРАФСКИЕ (АФОНСКИЕ) ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ († 10 окт. 1275; пам. греч. 22 сент.; пам. болг. и греч. 10 окт.), 22 насельника афонского мон-ря Зограф, которые были сожжены в башне обители за отказ заключить унию с католич. Церковью ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня) ЗОСИМА (ок. 570-662), еп. г. Сиракузы на о-ве Сицилия (с 648), свт. (пам. зап. 30 марта; пам. греч. 21 янв., 28 марта) ЗОСИМА Александровский (не позднее 2-й пол. XVII в.- ок. 1710-1713), прп. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ЗОСИМА Ворбозомский (XV в.), прп. (пам. 4 апр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЗОСИМА (Верховский Захария Васильевич (Богданович); 1768-1833), схим., старец, прп. (пам. 24 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе Московских святых) ЗОСИМА Алексеевич Пепенин (1888-1937), свящ., сщмч, (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЗОСИМА Васильевич Трубачёв (1893-1938), прот., сщмч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ЗОСИМА мч. Калутинский (пам. 28 сент.) - см. в ст. Александр, Алфей, Зосима, Марк пастырь, Никон, Неон, Илиодор и др., мученики ЗОСИМА (кон. XIV - 1-я пол. XV в.), диак. Троице-Сергиева монастыря, автор повествования о паломничестве в К-поль, на Афон и в Иерусалим, совершенном в 1419-1422 гг. ЗОСИМА И АДРИАН (Еропкины; 2-я пол. XV - нач. XVI в.), преподобные (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Сестринские, Волоколамские ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.)

http://pravenc.ru/rubrics/122298_72.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви ЗИНОВИЙ Евстафьевич Сутормин (? - 1920), сщмч. (пам. 10 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) ЗИНОН (XIV в.?), постник, прп. (пам. 30 янв., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЗИНОН (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную, в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 19 июня) ЗИНОН мч. (пам. 22 авг.) - см. Агафоник, Зотик, Феопрепий, Акиндин, Севериан, Зинон и др., мученики Вифинские и Фракийские ЗИНОН мч. Африканский (Карфагенский) (пам. 10 апр., 13 марта, 28 окт.; пам. греч. 5 апр.) - см. Африкан, Терентий, Максим, Помпий (Пуплий), Зинон, Александр, Феодор и 33 мученика Африканских ЗИНОН мч. Никомидийский (пам. 18 апр.) - см. Виктор, Зотик, Зинон, Акиндин и Севериан, мученики Никомидийские ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня) ЗОСИМА (ок. 570-662), еп. г. Сиракузы на о-ве Сицилия (с 648), свт. (пам. зап. 30 марта; пам. греч. 21 янв., 28 марта) ЗОСИМА Александровский (не позднее 2-й пол. XVII в.- ок. 1710-1713), прп. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ЗОСИМА Ворбозомский (XV в.), прп. (пам. 4 апр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЗОСИМА (Верховский Захария Васильевич (Богданович); 1768-1833), схим., старец, прп. (пам. 24 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе Московских святых) ЗОСИМА Алексеевич Пепенин (1888-1937), свящ., сщмч, (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЗОСИМА Васильевич Трубачёв (1893-1938), прот., сщмч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/rubrics/122336_37.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010