Батреллос полагает, что, объединившись со строгими диофелитами на Западе, прп. Максим встал на позиции жесткого диоэнергизма по церковно-политическим мотивам. Вот что он пишет: «Можно предположить, что в Италии и Сицилии распространились жесткие диофелитство и диоэнергизм, которые не допускали осторожного Максимова принятия выражения „одна энергия“. Этот диоэнергизм и диофелитство и нашли выражение в анафематствовании Латеранским собором тех, кто исповедует одновременно одну и две энергии и воли 463 . Если гипотеза верна, то прп. Максим должен был встать перед выбором: либо объединиться с позицией жесткого диофелитства, которая была характерна для Запада, имевшего решимость и обладавшего церковной властью, чтобы противостоять монофелитству, или же придерживаться своей прежней открытости по отношению к выражению „одна энергия“ и таким образом ставить под удар единство антимонофелитского лагеря наряду со своей личной репутацией и репутацией своей христологии. Вряд ли для него было трудно принять решение» 464 . Объяснение Батреллоса основано в первую очередь на opusc. 9 (ок. 646–648 гг.) – сочинении, адресованном сицилийским монахам и православному народу Сицилии и являющемся по своему характеру апологетическим. В этом письме прп. Максим отвечает сицилийским православным на адресованное ему обвинение (основанное на его раннем письме Пирру (ep. 19) и послании Марину (скорее всего, opusc. 20 и/или opusc. 7, но сам он говорит, о каком-то подложном сочинении)) в том, что он исповедует сразу одну и две энергии и воли. Мы еще обратимся к этому сочинению, где прп. Максим дает объяснения своим прежним писаниям, из-за которых его обвиняли в двусмысленности, и призывает к миру среди единомышленников. Кроме того, прп. Максим подтверждает в нем свои диофелитские и диоэнергистские позиции и отвергает обвинения в том, что он исповедует сразу одну и две энергии и воли. Гипотеза Батреллоса, согласно которой прп. Максим, начиная с определенного момента, стал жестким диоэнергистом по тактическим соображениям, чтобы выступить против еретиков единым фронтом с Римом, выглядит вполне обоснованной. Однако переход на более жесткие позиции после 643 г., возможно, обусловлен ясностью в том, что от учения об одной воле, которое в контексте Экфесиса служило аргументом против двух энергий, монофелиты не откажутся. Так что прп. Максим мог ужесточить свою позицию не только из стремления выступить с Западом единым фронтом, но и ввиду вступления всей полемики в острую фазу, когда стало ясно, что церковные власти в Константинополе уступать не станут 465 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

За 10 лет территория халифата увеличилась вдвое, а по населению - вчетверо; араб. гос-во вобрало в себя множество народов и культур, стоявших на более высоком, чем арабы, уровне развития. Территория халифата была разделена на наместничества во главе с эмирами, обладавшими всей полнотой военной и гражданской власти. Арабы охотно использовали отлаженные механизмы и управленческий персонал визант. и сасанидской адм. систем; делопроизводство в халифате до нач. VIII в. велось на местных языках. Завоеванные земли причислили к коллективной собственности мусульм. общины и обложили налогом (харадж). Иноверные подданные (см. Зиммии ) должны были платить подушную подать (см. Джизья ). Ставка налогообложения была ниже, чем в Византии и у Сасанидов. В раннем халифате сохранялась веротерпимость, христиане пользовались внутренней автономией, свободой отправления культа. Арабы одинаково относились ко всем христ. исповеданиям, поэтому гонимые в Византии монофизиты явно предпочитали мусульм. владычество визант. В нояб. 644 г. халиф Умар был убит рабом-персом. Группа ближайших сподвижников Мухаммада избрала новым халифом Усмана ибн Аффана (644-656). В его правление произошел последний всплеск масштабных араб. завоеваний. В Африке мусульмане совершили поход на Карфаген (648), вторглись в Нубию (651/52). Сир. наместник Муавия ибн Абу Суфьян доходил со своей армией до центральных областей М. Азии. В портах Сирии и Египта арабы строили военные корабли, совершали набеги на острова Вост. Средиземноморья и ок. 655 г. уничтожили визант. флот в морском сражении у побережья Ликии. В 1-й пол. 50-х гг. VII в. мусульмане покорили значительную часть Армении и Грузии, вторглись в Арран (Кавказскую Албанию), однако их попытка продвижения через Дербент в земли Хазарского каганата была отбита. Но в халифате назревал социальный кризис, накапливались противоречия между находившимся в Медине халифом и могущественными наместниками, между обогатившейся мусульм. аристократией и массой рядовых воинов, между арабами и новообращенными мусульманами неараб. происхождения. Власть халифа, за отсутствием развитого аппарата управления, держалась на личном авторитете, однако Усман, опиравшийся в управлении гос-вом на узкий круг своих родственников, многие из к-рых когда-то были противниками Мухаммада, оттолкнул от себя представителей верхушки мусульм. общины. Главными очагами брожения были новооснованные военные поселения арабов - Куфа и Басра в Ираке, Фустат в Египте, где в основном проживала мединская элита. Летом 656 г. группы недовольных из этих городов прибыли в Медину и предъявили халифу свои требования об искоренении накопившихся злоупотреблений. Конфликт перерос в вооруженное противостояние, в ходе к-рого мятежники взяли штурмом дом Усмана, а сам он был убит.

http://pravenc.ru/text/75804.html

4:10. Переселение народов Аснафаром. В библейском тексте не содержится никаких дополнительных сведений об этом переселении израильтян ассирийским царем. Однако известно много военных кампаний, в ходе которых каждый ассирийский царь подавлял мятежи или расправлялся с коалициями своих оппонентов (напр., восстание в Азоте в 711 г. до н. э., о котором говорится в Ис. 20:1–4 ). Вполне возможно, что военная кампания Ашшурбанипала в 648 г. до н. э. против Вавилона нашла свое продолжение и в западных провинциях и привела к переселению израильтян, участвовавших в мятеже. 4:12–16. Обвинение, предъявленное Иерусалиму. Возможно, здесь идет речь о пленниках, возвратившихся в Иерусалим при Кире и Дарий, или о тех, кто вернулся во времена Артаксеркса I. Озабоченность официальных лиц тем, что город может быть восстановлен, по-видимому, была связана с прошлым опытом, с историей Иерусалима как города мятежного, который мог стать искрой, способной зажечь пламя восстаний по всему региону. Возможно также, что истинная угроза исходила от мятежного сатрапа Мегабиза (ок. 448 г. до н. э. [ ахеменидского военачальника]), который мог легко найти общий язык с Иерусалимом. Обвинение в неуплате налогов было равносильно обвинению в измене (аналогичное обвинение было предъявлено Езекии в ассирийских анналах Сеннахирима). Утрирование ситуации могло быть дипломатическим приемом, призванным привлечь внимание царя и заставить народ Иерусалима пройти через множество бюрократических инстанций в их стремлении получить разрешение царских чиновников на начало строительства. 4:15. Царские архивы. В архивах хранились различные документы и летописи событий. Царские анналы велись по всему Ближнему Востоку с древнейших времен, но наиболее обширный корпус подобных документов составляют анналы хеттских царей середины 2-го тыс. до н. э., а также ассирийские и вавилонские летописи IX-VI вв. до н. э. Иногда анналы представлены в виде исторических царских надписей, содержащих подробное описание военных кампаний. Помимо официальной летописи при дворе велись дворцовые хроники, где отмечались все важные события текущего года.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

[Исламская Республика Иран; Джомхурийе Эсламийе Иран; до 1935 г. Персия; персид. ], государство в Юго-Зап. Азии. Территория - 1,648 млн кв. км. На суше граничит с Ираком на западе, с Турцией, Азербайджаном и Арменией на северо-западе, с Туркменией на северо-востоке, с Афганистаном и Пакистаном на востоке. На севере имеет выход к Каспийскому м., на юге - к Персидскому и Оманскому заливам Индийского океана. И. принадлежат острова Кешм (в Ормузском прол.), Харк, Лаван, Сирри, Киш и др. Столица - Тегеран (7,186 млн чел. (в агломерации свыше 13 млн чел.) - 2007 г.). Крупные города: Мешхед (2,464 млн чел.), Исфахан (1 млн 600,6 тыс. чел. (в агломерации 2 млн 961,3 тыс. чел.)), Кередж (1,602 млн чел. (входит в агломерацию Тегерана)), Тебриз (ок. 1,5 млн чел.), Шираз (1,307 млн чел.), Кум (1,081 млн чел.) и др. И. с 1945 г. является членом ООН, МВФ, МБРР, с 1960 г.- ОПЕК, с 1969 г.- орг-ции Исламская конференция, имеет статус наблюдателя в СААРК и Шанхайской организации сотрудничества. Офиц. язык - персидский (фарси). География. Большая часть территории И. расположена на Иранском нагорье, за исключением побережья Каспийского м. и Хузестана. И. в целом гористая страна. Десятки горных цепей и хребтов отделяют речные бассейны и плато друг от друга. Зап. часть страны, где расположены Кавказские горы и Эльбурс, является самой населенной. В хребте Эльбурс расположена высшая точка И.- вулкан Демавенд (5610 м). На востоке И. в основном расположены солончаковые пустыни и полупустыни, в т. ч. крупнейшие - Деште-Кевир и Деште-Лут. Преобладание пустынь в этом регионе объясняется невозможностью проникновения из-за гор влажных воздушных масс с Аравийского и Средиземного морей. За исключением нескольких оазисов, эти пустыни практически не заселены. Крупные равнины встречаются только на севере И., вдоль побережья Каспийского м., а также на юго-западе, у устья р. Шатт-эль-Араб, вдоль берега Персидского зал. Более мелкие равнины встречаются вдоль юго-восточной части побережья Персидского зал., Ормузского прол. и Оманского зал. На большей части территории И. климат субтропический, континентальный, на побережьях Персидского и Оманского заливов - тропический, континентальный. Средняя температура июля составляет 29-32°C, температура в пустынях достигает 40-50°С. Зима на севере и во внутренних районах прохладная (средние температуры янв. ниже 0°), на юге теплая (средняя температура янв. на берегах Персидского зал. 22-25°C). На север И. зимой иногда проникает холодный воздух из Ср. Азии и Сибири, принося резкое похолодание (до -25°C).

http://pravenc.ru/text/673877.html

883 г. Номоканон Фотия: «рукополагаемый во епископа пресвитера, диакона или иподиакона должен быть девственником или по девстве женатым однажды на девственнице» 638 . Никто по вступлении во второй брак не должен быть рукополагаем во пресвитера или диакона 639 и мн. др. 884 г. Эпанагога, где в титуле VIII, гл. 3 640 приводится выдержка из 137 новеллы, гл. 2 (Юстиниана), и в гл. 14 641 из 123 новеллы гл. 14 (Юстиниана). 886 г. 3 и 79 новеллы Льва Мудрого о браке после хиротонии 642 . Ок. 900 г. 643 или конец X в. 7 ) Пространная Эпаногога (Epanagoga aucta) в титуле 6, гл. 3, 8–13, где предписывается избирать в епископы имевшего одну жену, не вдову, не разведенную и вообще не запрещенную правилами 644 , а во пресвитера и диакона хиротонисать обещавшихся при свидетелях соблюдать девство или состоящих или бывших мужьями одной жены 645 , иподиаконов впредь запрещается рукополагать до брака и запрещается им вступать в брак после хиротонии, но при хиротонии 646 , а второбрачному и женатому на вдове, разведенной или запрещенной канонами не дозволяется восходить на высшие степени. 647 910–911 г. Василики, где приводятся 12 и 14 главы 123 новеллы, 42 гл. 22 новеллы и 2 глава 137 новеллы Юстиниана 648 . 920 г. «Сокращенная Эклога (ecloga legum in epitome expositarum), где в титуле VIII, гл. 22 говорится, что епископом должно избирать имевшего только одну жену и притом взятую девой и не вдову и не разведенную с мужем, не запрещенную как каноном, так и божественным законом 649 , в главе 46 того же титула запрещается брак после хиротонии диакону и пресвитеру, а в главе 47 запрещается возводить в высшие степени второбрачного чтеца 650 . 967–988. ’Εκλογ κα σνοψις τν βασιλικν. (Synopsis basilicorum), где запрещается брак после хиротонии, возведение в высшие степени второбрачного чтеца 651 и дозволяется клирикам иметь лишь одну жену 652 . X в. Симеон Логофет , Compendium трулльских канонов 3: Второбрачные и нераскаявшиеся священники лишаются степени, а отвергшие от себя зло будут отлучены от священной должности на известное время. Ибо не благословляет раненый и кто вопреки законом заключили браки.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Новый узурпатор Израильского престола, 16-й царь Менаим, утвердился на царстве не без протеста со стороны населения, чем и вызвано было произведенное Менаимом кровопролитие в Типсахе (ст. 16), неизвестном торговом городе на Евфрате, ( 3Цар.4:24 ; евр. 5:4): поход туда в данное время для Менаима был не мыслим ввиду тревожных обстоятельств, (см. противоположное в книге Бродовича «книга пророка Осии», стр. 214, примечание ), может быть, Таппуах ( Нав.16:8,17.8 ), на северной границе Ефремова колена и на южной – Манассиина (теперь предположительно Ясуф к югу от Набулуса, Onomast. 511) округ которого, начиная от Фирцы (см. 3Цар.16:17 и прим. ), Менаим подверг жестокому разгрому и кровопролитию. В религиозном отношении царствование Менаима не выделялось из ряда других (ст. 18). Но оно замечательно как момент первого появления на территории Палестины мировых завоевателей того времени ассириян, с царем (Пулом (LXX: Φου, Vulg.: Phul) во главе (ст. 19). Этот Фул, как согласно теперь признают ассириологи, тождествен с Феглаффелласаром (евр. Тиглат-Пилесер) Библии, Тиллат-Пилезером Ассирийских клинописей, в которых под 738 этот царь называет Менаима в числе своих данников (Tiele, Babyl. -asbyr. Gesch., s. 110 ff. 226. Gommel. Gesch. Babyl. s. 648 ff. ), хотя в Библии иногда различаются эти два имени как имена двух различных царей (ср. стих 29 и 1Пар.5:26 ). Но это объясняется тем, что Фул было вавилонским (в каноне Птолемея: υος) названием Ассирийского Тиглат-Пилезера. Вторжение ассирийского царя в Палестину (некоторые предполагают, что Менаим сам призвал Фула для умиротворения страны; при этом указывают на отмеченные у пророка Осии и им порицаемые усиленные попытки Израильского царства искать помощи у ассирийского царя: Ос.5:3,7:11,8:9,10:6,12:1 ) предполагает,что Сирия, через которую должен был проходить ассирийский царь, идя в Израильское царство, была уже покорена ассирийским царем (действительно, в ассирийских надписях вместе с Менаимом израильским упомянут и царь Дамаска и Тира, как данники Тиглат-Пилезера), который таким образом был в данное время, по выражению пророка ( Ос.8:10 ) «Царем князей». От могущественного царя ассирийского Менаим откупился богатой данью в 1000 талантов серебра (около полумиллиона рублей), разложив эту сумму на более зажиточных (евр. гибборе-хайл, как называется в кн. Руфь богатый Вооз, ( Руфь.2:1 ) ) жителей: таких, судя по раскладке на каждого по 50 сиклей (ок. 40 рублей), оказалось в Израильском царстве только 60 000 человек, между тем как при Давиде взрослых насчитывалось 800 000 ( 2Цар.24:9 ). (В таланте 3000 сиклей, общая сумма дани 3 000 000 сиклей), Менаим царствовал 10 лет (ст. 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

610-611 611-612 ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) 612-635 635-637 637-639 639-640 640-641 ГРИГОРИЙ VI († нояб. 1047 или 1048; до избрания папой - Иоанн Грациан), папа Римский (1 мая 1045 - 20 дек. 1046) 641-645 645-646 ГРИГОРИЙ VIII (между 1105 и 1110 - 1187; до избрания папой - Альберто ди Морра), папа Римский (с 25 окт. 1187) 646-647 ГРИГОРИЙ IX (ок. 1145 или 1147 - 1241; до избрания папой - Уголино ди Сеньи), папа Римский (с 19 марта 1227) 647-648 648-649 ГРИГОРИЙ XI (ок. 1329-1331 - 03.1378; до избрания папой - Пьер Роже де Бофор), папа Римский (с 30 дек. 1370) 649-651 ГРИГОРИЙ XII (ок. 1325 или ок. 1335 - 1417; до избрания папой - Анджело Коррарио), папа Римский (19 дек. 1406 - 4 июля 1415) 651-652 652-655 655-656 ГРИГОРИЙ XVI (1765 - 1846; мирское имя Бартоломео Альберто Каппеллари, в монашестве Мауро), папа Римский (со 2 февр. 1831) 656-660 660-661 661-662 ГРИГОРИЙ АКИНДИН (ок. 1300 - 1348), иером., визант. писатель, философ, богослов, осужденный как еретик за противоборство учению свт. Григория Паламы 662-667 ГРИГОРИЙ АСВЕСТА митр. Сиракузский (843-852 или 853; 858-867; 877-878/9), митр. Никейский (878/9-879/80); визант. церковный и политический деятель 667-668 ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) 668-712 712-714 714-715 715-716 716-719 ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне 719-720 720-721 ГРИГОРИЙ И КАССИАН († кон. XIV в.), Авнежские, ученики прп. Стефана Махрищского, преподобномученики (пам. 15 июня, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/vol/xii.html

В К-поле З. Б. обосновался в небольшом мон-ре ( Мачавариани. 1980. С. 52-60; Метревели. 1996. С. 145-195). По его благословению в груз. скрипториях различных монастырей ( Иверского на Афоне, Хоры в К-поле, в обителях на Олимпе, в Вифинии) были переписаны и щедро иллюминированы 5 груз. рукописей (в наст. время в фондах Института рукописей К. Кекелидзе в Тбилиси и Кутаисского гос. историко-этнографического музея ). Это переводы прп. Евфимия Святогорца : Малый Синаксарь (переписчик Басили Этрата; НЦРГ. А 648, 1030 г.- Метревели. 1996. С. 150); 2 сборника гомилий свт. Григория Богослова : переписанный Басили (НЦРГ. A 1, 1031 г.- Описание груз. рукописей (А). 1973. С. 7-17; Брегадзе. 1988. С. 62-70; Метревели. 1996. С. 150-151) и Закарией Мирдатисдзе, Арсением и Басили (НЦРГ. А 92, XI в.- Описание груз. рукописей (А). 1973. С. 326-332; Брегадзе. 1988. С. 78-83; Метревели. 1996. С. 154-155); сборник сочинений прп. Максима Исповедника (переписчик Исаак; НЦРГ. Q 34, 1028-1031 гг.- Описание груз. рукописей (Q). 1957. С. 36-38; Метревели. 1996. С. 151); Малый Номоканон (переписчик Басили; НЦРГ. S 143; 1031 г.- Иоанн Постник . 1902; Описание груз. рукописей (S). 1959. С. 51; Малый Номоканон. 1972. С. 14; Метревели. 1996. С. 152), а также Четвероевангелие и Апостол (Кут. 176, XI в.- Мачавариани. 1980. С. 56). Эти рукописи, красочно оформленные, являются примерами литературно-просветительной деятельности З. Б. Особо выделяются миниатюры Малого Синаксаря (НЦРГ. А 648), к-рые по уровню исполнения соотносятся с изображениями из Василия II Минология (кон. X - нач. XI в.) и, как принято считать, выполнены по неск. визант. моделям (Vat. gr. 1613, ок. 985 г.; Шмерлинг. 1967. Т. 1. С. 158; 1979. Т. 2. С. 143-147; Алибегашвили. 1973. С. 13, 38, 71-72). Сохранился 12-строчный стих З. Б. (НЦРГ. А 648. Л. 142) на греч. языке, сложенный трохаическим тетраметром. В произведении восхваляются книга как «ось разума» и «доброе ремесло» миниатюриста (Опись памятников. 1890. С. 166-170; Каухчишвили. 1951. С. 467-468).

http://pravenc.ru/text/182705.html

599-600 600-602 НИКИФОР мч. Кесарие-Палестинский (пам. 13 нояб.) - см. в ст. Антонин, Никифор и Герман, мученики Кесарие-Палестинские НИКИФОР мч. Коринфский (пам. 31 янв., 10 марта; пам. греч. 5 апр.; пам. зап. 25 февр.) - см. в ст. Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серапион, Папий мученики Коринфские НИКИФОР Петрович Зайцев (1884-1942), мч. (пам. 8 мая, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 602-603 НИКИФОР (10-е гг. XVII в. - 30-е гг. XVII в.), подвижник благочестия, ученик прп. Елеазара Анзерского 603-604 НИКИФОР (ок. 1680 - 1751), митр. Молдавский, предстоятель Молдавской митрополии в юрисдикции К-польской Церкви 604-607 607-608 НИКИФОР (Джорджадзе Нодар (?), 1782-1851), еп. Горийский (5 апр. 1842 - 3 дек. 1851) Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви 608-609 609-610 610-611 611-612 612-614 614-621 621-627 627-629 НИКИФОР I (757/8 - 5.04. или 2.06.828), свт. (пам. 13 марта, 2 июня), патриарх К-польский (12 апр. 806 - 13/20 марта 815); богослов, историк 629-639 639-640 640-641 640-641 641-642 642-643 647-648 648-649 НИКИФОР ВЛЕММИД (1197/98 - ок. 1272), визант. богослов, полемист, ученый, церковный и общественный деятель 649-654 НИКИФОР ГРИГОРА (между 1290 и 1295 (вероятно, июнь 1293) - между осенью 1358 и кон. 1361), визант. богослов, историк, ученый, агиограф, представитель поздневизант. гуманизма, противник учения свт. Григория Паламы 654-660 НИКИФОР И ГЕННАДИЙ преподобные (пам. 9 февр. и 8 янв. соответственно, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых), Важеозерские (Олонецкие), основатели Важеозерской Задненикифоровской пуст. в честь Преображения Господня близ Олонца 660-666 НИКИФОР ИРБАХ (Ирубакидзе-Чолокашвили Николоз; приблизительно 1585-1658), настоятель груз. Крестового монастыря в Иерусалиме (1643-1649); известный политический деятель и дипломат 666-668 668-673 НИКИФОР КАЛЛИСТ КСАНФОПУЛ (50-70-е гг. XIII в.- ок. 1335), визант. церковный историк, агиограф, поэт, гимнограф, писатель

http://pravenc.ru/vol/XLIX.html

26 февр.) БОЭЦИЙ Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 480 - 524 или 526), рим. философ, богослов и гос. деятель, св. католич. Церкви (пам. зап. 23 окт.) ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) КАТОЛИЦИЗМ совокупность догматических, канонических, литургических и духовно-практических норм Римско-католической Церкви, определяющих ее конфессиональную идентичность НИФОНТ свт. (пам. 23 дек.), еп. г. Константиана, в Календаре РПЦ - в Календаре РПЦ - еп. Кипрский (IV или XI в.) ПАВЕЛ I ИСПОВЕДНИК († 350 или 351), свт. (пам. 6 нояб.; пам. зап. 7 июня), еп. К-польский; занимал кафедру трижды (ок. 336/7 или 340-341, 342, 346-350), видный представитель правосл. партии в арианских спорах АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.) АНИАН (62 или 63-83 или 84), архиеп. Александрийский, свт. (пам. зап. 25 апр., 2 дек., копт. 16 нояб.), АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) ГУБЕРТ (ок. 655 - 30.05.727), свт. (пам. зап. 3 нояб.), еп. Моза-Траекта (совр. Маастрихт, Нидерланды); местночтимый святой Брюссельско-Бельгийской епархии РПЦ ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (после 1096 - 1141), средневек. философ, католич. богослов, мистик, глава сен-викторской богословской школы ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта) ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.) ЗОСИМА (ок. 570-662), еп. г. Сиракузы на о-ве Сицилия (с 648), свт. (пам. зап. 30 марта; пам. греч. 21 янв., 28 марта) ИАКОВ НОВЫЙ (VIII -1-я пол. IX в., ок. 824?), еп., прп., исп. (пам. 21 марта; пам. визант. 21 и 24 марта; пам. зап. 12 марта) ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (II-III вв.), раннехрист. церковный учитель и писатель, богослов, философ; один из основателей Александрийской богословской школы

http://pravenc.ru/text/166529.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010