419. Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк. 7. 20–23). 420. Ответ 210. 421. Слово 56. 422. Слово 58. 423. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 21, 28, 109, 182, 168. 424. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 21, 28, 109, 182, 168. 425. Там же. 426. Там же. 427. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 21, 28, 109, 182, 168. 428. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 115, 159. 429. Там же. 430. Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4. 23–24). 431. Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте (Ин. 5. 13). 432. Устав скитский Слово 1. 433. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 110 ср. с гл. 109. 434. Мф. 19. 21; Мк. 10. 21. 435. Ин. 14. 2. 436. Преподобные Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 98. Добротолюбие. Ч. 2. 437. Лк. 12. 32. 438. Мф. 7. 13–14. 439. Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания. Когда я говорил: «колеблется нога моя», — милость Твоя, Господи, поддерживала меня (Пс. 93. 17–18). 440. …ведущий в жизнь (Мф. 7. 14). 441. Преподобный Кассиан Римлянин. Собеседование 2, о рассуждении; блаженный Никифор Афонский. Добротолюбие. Ч. 2, и многие другие Отцы. 442. Преподобный Нил Синайский о молитве, главы 17, 18, 142. Добротолюбие. Ч. 4. 443. Лествица. Слово 28, гл. 10. 444. Преподобный авва Дорофей, житие преподобного Досифея, преподобный Григорий Синаит Добротолюбие. Ч. I. 445. О безмолвии и молитве Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, гл. 10. Добротолюбие. 4. 2. 446. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам (Ин. 16. 23). 447. И если что попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне (Ин. 14, 13–14).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

421. Гл. 93. 422. Гл. 94. 423. Гл. 108. 424. Гл. 112. 425. Гл. 113. 426. Гл. 114. 427. Гл. 115. 428. Гл. 116. 429. Гл. 117. 430. Гл. 118. 431. Гл. 122. 432. Гл. 123. 433. Гл. 125. 434. Гл. 126. 435. Гл. 127. 436. Гл. 128. 437. Гл. 132. 438. Гл. 133. 439. Гл. 137. 440. Гл. 143. 441. Гл. 144. 442. Гл. 146. 443. Гл. 147. 444. Гл. 151. 445. Гл. 152. 446. Гл. 156. 447. Гл. 159. 448. Гл. 160. 449. Гл. 161. 450. Гл. 163. 451. Гл. 164. 452. Гл. 165. 453. Гл. 167. 454. Гл. 169. 455. Гл. 170. 456. Гл. 171. 457. Гл. 172. 458. Гл. 173. 459.  [а беззаконные будут извержены] и потомство нечестивых потребится (Пс. 36. 28). 460. Гл. 174; …все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3. 12). 461. Гл. 175. 462. Гл. 176. 463. Гл. 179. 464. Гл. 181. 465.  Сын Человеческий… воздаст каждому по делам его (Мф. 16. 27). 466. Гл. 184; Да даст тебе [Господь] по сердцу твоему (Пс. 19. 5). 467. Гл. 185. 468. Гл. 187. 469. Гл. 186. 470. Гл. 188. 471. Гл. 189. 472. Гл. 198. 473. Гл. 199; …научает кротких путям Своим (Пс. 24. 9). 474. Гл. 190. 475. Гл. 192. 476.  …когда исполните все поведенное вам, говорите: мы рабы ни чего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17.10). 477. «Слово о думающих оправдаться делами», гл. 2. 478.  …Христос умер за грехи наши, по Писанию (1 Кор. 15. 3). 479.  …добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многими тебя поставлю: войди в радость господина твоего (Мф. 25. 23). Гл. 4. 480. Гл. 6. 481. Гл. 8. 482. Гл. 9. 483. Гл. 10. 484. Гл. 29. 485. Гл. 30. 486. Гл. 31. 487. Гл. 33. 488. Гл. 34; Пс. 50. 17. 489. Гл. 35. 490. Гл. 36. 491. Гл. 38. 492. Гл. 40. 493. Гл. 42. 494. Гл. 44. 495. Гл. 47; Мф. 5. 44. 496. Гл. 48. 497. Гл. 49. 498. Гл. 50. 499. Гл. 56. 500. Гл. 57. 501. Гл. 58. 502. Гл. 65. 503.  …по всей земле суды Его (Пс. 104. 7). 504. Гл. 66. 505. Гл. 67. 506. Гл. 68. 1 507. Гл. 69. 508. Гл. 75. 509. Гл. 78. 510. Гл. 79. 511. Гл. 82. Врачевали мы Вавилон, но не исцелился (Иер. 51. 9). 512. Гл. 83. 513. Гл. 85. 514. Гл. 88.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

435. Какая первая заповедь Господа для достижения блаженства? Желающие блаженства должны быть нищими духом . 436. Что означает быть нищим духом? Быть нищим духом означает иметь духовное убеждение, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует Бог, и что ничего доброго мы не можем сделать без Божией помощи и благодати; и таким образом, должны считать, что мы – ничто и во всем прибегать к милосердию Божию. Кратко, по объяснению святого Иоанна Златоуста , нищета духовная есть смиренномудрие (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 15). 437. Могут ли богатые быть нищими духом? Быть нищими духом могут и богатые, если придут к мысли, что видимое богатство тленно и непостоянно и что оно не заменяет недостатка благ духовных. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф. 16:26 ). 438. Может ли нищета телесная послужить к совершенству нищеты духовной? Нищета телесная может послужить к совершенству нищеты духовной, если христианин избирает её добровольно, для Бога. Об этом сказал Сам Господь Иисус Христос богатому: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною» ( Мф. 19:21 ). 439. Что обещает Господь нищим духом? Нищим духом Господь обещает Царство Небесное. 440. Каким образом нищим духом принадлежит Царство Небесное? Нищим духом в настоящей жизни Царство Небесное принадлежит внутренне и предначинательно , благодаря их вере и надежде, а в будущей – совершительно , посредством участия в вечном блаженстве. О второй заповеди Блаженства 441. Какая вторая заповедь Господа для достижения блаженства? Желающие блаженства должны быть плачущими . 442. Что мы понимаем под плачем? Во второй заповеди под наименованием плача следует понимать печаль и сокрушение сердца и действительные слёзы о том, что мы несовершенно и недостойно служим Господу и заслуживаем нашими грехами Его гнев. «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению; а печаль мирская производит смерть» ( 2Кор. 7:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

6 . Ибо будет посещение с громом, и землетрясением, и сильным гласом, несущаяся буря и поядающий пламень огненный. 7 . И будет подобно ночному сновидению: множество всех народов, выступивших против Ариила, и все воевавшие против Иерусалима и все собравшиеся против него и притесняющие его. 8 . И будет подобно тому, как во сне едят и пьют, а когда пробудятся, это их пустой сон; и как во сне жаждущий как бы пьет, а проснувшись все еще жаждет, и душа его тщетно надеялась 436 ; тоже будет и множеству всех народов, которые воевали против горы Сиона. 9 . Изумляйтесь 437 и ужасайтесь; упивайтесь, но не сикерой и не вином. 10 . Ибо напоил вас Господь духом усыпления 438 и сомкнет глаза их, и пророков их, начальников их 439 и прозорливцев. 11 . И будут для вас все слова сии, как слова этой запечатанной книги, которую если дадут человеку, умеющему читать, и скажут: «Прочитай ее», и он скажет: «Не могу прочесть, потому что она запечатана». 12 . И дадут эту книгу в руки человеку, не умеющему читать, и скажут ему: «Прочитай это», и он скажет: «Не умею читать». 13 . И сказал Господь: приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком своим, сердце же их далеко отстоит от Меня, тщетно чтут Меня, уча заповедям и учениям человеческим 440 . 14 . Посему вот Я положил снова переселить 441 народ этот, и переселю его, и погублю мудрость мудрецов и сокрою разум разумных 442 . 15 . Горе устраивающим тайное совещание не от Господа, горе скрытно составляющим замысел; и будут дела их во тьме, и скажут: кто нас видел и кто узнает о нас, что мы делаем? 16 . Не будете ли вы подобны глине горшечника? Скажет ли изделие сделавшему его: не ты меня сделал? Или произведение своему художнику: не разумно ты меня создал 443 ? 17 . И еще немного и Ливан будет, как гора Хермель 444 , а гора Хермель будет, как дубрава. 18 . И услышат в тот день глухие слова книги (этой) 445 , и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых. 19 . И возрадуются нищие о Господе великою радостью, и люди отчаявшиеся исполнятся веселия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Totum instmmentum eius. Другой вариант перевода: «все его (апостола Павла) писания». 431 Текст Тертуллиана близок к LXX. В Сидод. пер.: «Который образует горы, и творит ветер, и объявляет человеку намерения его». 432 В Синод. пер.: «Духа премудрости и откровения к познанию Его». 433 Тертуллиан, возможно, имеет в виду Божественную природу. 434 Ср. Мк. 13:11: «Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой». 435 Munus. См. Деян. 2: 38.  Позже в латинском богословии за Святым Духом так и закрепился эпитет Дар, причем не только как Дар Бога людям, но и как Дар Отца Сыну. 436 См. Мф. 17:1; Мк. 9:2 437 «Черепаха» — особое построение для штурма крепостей, при котором сомкнутые щиты напоминают панцирь черепахи. См. Цезарь. Галльская война II 6:2; Тацит. История III 27:2; IV 23:2 438 Обесчещенная сыном царя Тарквиния Гордого, Лукреция лишила себя жизни, завещав отцу и мужу отомстить за нее (см. Ливии I 58; Овидий. Фасты II 685–852). 439 О подвиге Гая Муция Сцеволы в войне с этрусским царем Порсеной см. Ливии II 12; Валерий Максим III 3:1; Флор I 4:10; О знаменитых мужах Пример приведен невпопад: Муций, держа руку на огне, демонстрировал стойкость и презрение к боли, но не собирался покончить с собой. 440 О смерти Гераклита см. Диоген Лаэртский IX 4.  Различные версии о смерти Эмпедокла см. там же, VIII 67– 72. Ср.  также Свида. «Эмпедокл»: «Увенчанный золотым венком, обутый в медные сандалии, с дельфийскими венками в руках, Эмпедокл обходил города, выдавая себя за бога. Состарившись, он ночью бросился в жерло вулкана, чтобы от его тела ничего не осталось, а после гибели одну из его сандалий выбросило наружу». 441 Публичное самосожжение этого философа–киника во время Олимпийских игр осенью 165 г. подробно описано Лукианом в сочинении «О смерти Перегрина». Любопытно, что если для Лукиана Перегрин — шарлатан, к тому же запятнавший себя близостью к христианам, то в глазах Тертуллиана он — вполне почтенный языческий философ. С таким же уважением о Перегрине отзывается Геллий (XII 11). 442

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

А слова стиха 16-го псалма: «Ты свел меня к персти смертной», произнесенные Давидом, остававшимся в живых, и притом человеком смертным, получают настоящее свое значение только когда они произнесены о Богочеловеке, восприявшем смерть по собственной воле Своей: «Се иду исполнить волю Твою, Боже», как предрек другой псалом 435 . С 23-го стиха псалом внезапно переходит к ликованию. Тайна крестной смерти Мессии не открыта Давиду. Псалом, описав страдания крестные с поразительною ясностью, не видит кончины Страдальца, не слышит великого слова «Свершилось», которым указывалось окончание великого дела Милосердия и Любви 436 . Но псалом видит славу и торжество Мессии: «Буду возвещать имя Твое братиям моим, посреди собрания восхвалять Тебя» ( Nc. XXI, 23 ). В других псалмах, как напр. в XV-м ст. 10, Псалмопевец провидел и предвозвещал воскресение Господне: «Не оставишь души моей во аде, и не дашь Святому Твоему увидеть тления» 437 . Но в этом 21-м псалме Давид, не говоря о воскресении, прямо переходит к той радости, которая предвещала радость учеников, узревших Господа после воскресения. «Боящиеся Господа, – восклицает он (ст. 2 4), – восхвалите Его!»... (Ст. 26) «О Тебе хвала моя в собрании великом!» (Ст. 27) «Да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши вовеки». (Ст. 28) «Вспомнят и обратятся к Господу все концы земли и поклонятся пред Тобою все племена язычников». (Ст. 29) «Ибо Господне есть царство, и Он владыка над народами». В псалме 21-м обратим еще внимание на ст. 25-й: «Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему». Во-первых это есть пророчество о страждущем Мессии, глаголавшем на кресте: «Боже Мой! Боже Мой! зачем Ты Меня оставил», – и «Отче, в руки Твои предаю дух Мой!» 438 . Бог Отец слышит глас Богочеловека и восприемлет дух Его человеческий, чтобы в Нем успокоить все человечество. Во вторых в ст. 25-м есть пророчество об искупленном человеке, верующем в Иисуса Христа, Искупителя нашего, которого вопль о спасении слышит Господь Иисус, сказавший: «грядущего ко Мне не изжену вонь» 439 ; «приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз упокою вас» 440 . «Без Меня не можете творить ничего» 441 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Будучи Сам послан от Отца, Иисус Христос избирает и посылает апостолов, сначала только к иудеям 430 , а потом и в мир весь 431 . Это послание апостолов ставится как бы в связь с посланием Самого Иисуса Христа: и то и другое послание составляют одну как бы цепь. Как Отец послал Сына Своего, так и Сын посылает Своих учеников 432 . Принимающий апостолов принимает Христа, а принимающие Христа принимают Пославшего Его 433 . Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня ( Лк.10:16 ). Апостол Павел так же получил непосредственное послание от Господа Иисуса Христа 434 , почему он и называет себя постоянно апостолом Иисуса Христа, призванным апостолом (κλητς πστολος) 435 , а не людьми поставленным 436 . Непосредственно Христом научен был апостол Павел 437 , и сам говорит, что ему была вверена проповедь 438 . Св. Ириней и Тертуллиан в конце II века говорили о церковной истине: quod ecclesiae ab apostolis, apostoli a Christo, Christus a Deo accepit. В Новом Завете мы имеем уже два последних звена той цепи, через посредство которой преемственно сохраняется и распространяется в мире богооткровенная истина. Первое звено пока не упоминается, потому что его и в действительности ещё не было. Но уж из апостольской истории и из посланий апостольских мы узнаём и о дальнейшем преемстве, преемстве епископата от апостолов. Наука церковной истории может привести много данных за апостольское происхождение епископства в христианской Церкви 439 , но нам важно узнать, мыслился ли епископ преемником апостолов в деле учения и сохранения истины, каким он выступает в изложенном нами учении св. Иринея. Об этом можно указать несколько свидетельств уже в раннейших посланиях апостола Павла. В Послании к Филиппийцам апостол пишет: Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе (τ ατ φρονεν ν Κυρ). Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник (σζυγε γνσιε), помогай им (συλλαμβνου ατας), подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими ( Флп.4:2–3 ) 440 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Дан. 11 :21. И (кто) станет на место 420 его, будет унижен 421 и не воздадут ему царской почести, но придет с богатством и лестью 422 овладеет царством. Дан. 11 :22. И силы потопляющого 423 потоплены и сокрушены будут им, (а также) и старейшина завета 424 . Дан. 11 :23. И вступив в союз 425 с ним 426 , он будет действовать лестию, и взойдет и одержит верх над ними с малым народом. Дан. 11 :24. И в обильныя и плодоносныя страны он придет и сделает то, чего не делали ни отцы его, ни отцы отцев его: добычу, награбленное имущество и богатство раздаст им 427 , и на Египет будет иметь замысел, но до времени 428 . Дан. 11 :25. И возбудит силу свою 429 и сердце свое, (и пойдет) с многолюдным войском на южного царя, и южный царь выступит на войну с ним с многолюдным и весьма сильным войском, но не устоят 430 , потому что составят против него замыслы 431 , Дан. 11 :26. И поедят припасы его, и погубят его, и войска свои он распустит 432 , и падет много убитых. Дан. 11 :27. У обоих царей на сердце будет коварство, (сидя) за одним столом будут говорить ложь 433 , и не будет успеха 434 , хотя конец еще до времени 435 . Дан. 11 :28. И возвратится в землю свою 436 с большим имуществом, и сердце его (обратится) на завет святый 437 , и исполнит 438 , и возвратится в землю свою. Дан. 11 :29. На время возвратится, (а потом опять) пойдет на юг, но не будет последний (поход), как первый 439 . Дан. 11 :30. И войдут с ним выходцы Киттийские 440 , и он будет унижен, и возвратится и возъярится на завет святый, и исполнит 441 , и возвратится и составит замысел на оставивших завет святый. Дан. 11 :31. И возстанут от него сильные 442 и племена, и осквернят святилище могущества 443 , и прекратят всегдашнюю жертву 444 , и поставят 445 мерзость запустения. Дан. 11 :32. И нарушители завета привлечены будут лестию 446 , но люди, знающие Бога своего, превозмогут и будут действовать 447 . Дан. 11 :33. И разумные из народа 448 многое поймут 449 , (хотя) и изнемогут от меча и пламени, и плена, и разграбления временного 450 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

И будет то, что Я, прежде нежели они воззовут, услышу их; когда они еще будут говорить, Я им скажу: что это? Тогда волки и ягнята будут пастись вместе, и лев как бык будет есть солому, а змей – землю как хлеб. Не будут они делать зла, ни истребления на горе святой, говорит Господь» 436 . Из того, что сказано в этих словах «… как дни древа жизни будут дни народа Моего, дела трудов их», – продолжал я, – мы разумеем, что здесь таинственно указывается тысячелетие. Ибо, когда было сказано Адаму: «… в какой день он вкусит от древа, в тот умрет» 437 , то мы знаем, что он не пережил тысячи лет. Знаем также, что к тому же ведет изречение: «… день Господа как тысяча лет» 438 . Кроме того у нас некто, именем Иоанн, один из апостолов Христа, в Откровении бывшем ему предсказал, что верующие в вашего Христа будут жить в Иерусалиме тысячу лет, а после того будет всеобщее, словом сказать, вечное воскресение всех вместе и потом суд; как и Господь наш сказал: «… не будут жениться, ни выходить замуж, но будут равны ангелам, как дети воскресения Божия» 439 . 82. – У нас и доселе есть пророческие дарования, из чего вы должны понять, что к нам перешло то, что прежде существовало в вашем народе. Как у вас среди святых пророков были лжепророки, так и у нас теперь много ложных учителей, которых остерегаться повелел наш Господь, так что мы ко всему приготовлены, зная, что Он наперед знал то, что должно с нами случиться после Его воскресения из мертвых и вознесения на небо. Он говорил, что нас будут убивать и ненавидеть за имя Его, и что многие лжепророки и лжехристы придут под Его именем и обольстят многих 440 ; это и исполняется; потому что многие, под Его именем, распространяли безбожное, богохульное и нечестивое учение; они учили и доселе учат тому, что влагает в умы их нечистый дух диавол. Таких людей, так же как и вас, мы стараемся убедить, чтобы они отстали от заблуждения, будучи убеждены, что всякий, кто может говорить истину и не говорит, будет осужден Богом, как Сам Бог засвидетельствовал через Иезекииля: «Я поставил тебя стражем дома Иудина.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

И дам народу Израильскому милость в глазах Египтян... каждая женщина выпросит у соседки своей... вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы... оберете Египтян ( Исх. 3:21, 22 ). Какое право имели Евреи на сокровища Египтян и чем расположены были сии последние отдавать их Евреям? Евреи не были пленниками Египтян, а только пришельцами египетскими, следовательно имели полное право на награду за те долговременные и изнурительные труды, которыми, вопреки всякой справедливости, так долго мучили их Фараоны египетские; почему Бог, как говорится в книге Премудрости, воздаде преподобным мзду трудов их, и праведнии взяша корысти нечестивых 436 . Отдавать же сокровища свои Евреям Египтяне расположены были, конечно, страхом чудес, явленных при исшествии Евреев силой Бога их Иеговы и, может быть, даже обыкновенным дружественным чувством и состраданием к удалявшимся странникам по восточным гостеприимным обычаям. Это последнее, между прочим, утверждает Иосиф Флавий. Народ египетский, по крайней мере некоторые из народа, могли не разделять жестокосердых чувств своих повелителей в отношении к Израильтянам. Замечательно, что впоследствии Господь говорил народу своему: не гнушайся Египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его 437 , т.е. предполагается – пользовался его гостеприимством. Примечательно и то, что в жестокости и упорстве по отношению к Евреям Господь обвиняет одного царя их 438 . Впоследствие самые слуги и приближенные Фараона восставали против его упорства 439 . Глава IV И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне... и скажут: не явился тебе Господь? (что сказать им)? ( Исх. 4:1 ). Что было поводом для этого третьего отречения Моисеева? Может быть неверие собственно народа Израильского, т. е. грубой и неверующей толпы, а не старейшин, к которым Господь выше повелевал обратиться Моисею 440 . Впрочем, это было не столько новое отречение Моисея, сколько продолжение его предыдущей беседы с Иеговою или новый вопрос об одном и том же предмете, т.е. как возбудить веру и надежду в порабощенном Израиле. «Положим, Господи, – как бы так говорил Моисей, – народ Израильский, услышав имя твое, поверит твоей силе и могуществу, но чем убедить его, что Ты не только можешь, но и хочешь спасти его и именно через меня?» Для уверения Моисея Иегова вооружает его силой чудотворений 441 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010