Лит.: Корсунский Н. Н. Прп. Иринарх, затворник Ростовского Борисо-Глебского мон-ря, что на р. Устье. Ярославль, 1873. Фронт.; ил. на вкл.; Жизнь прп. Иринарха, затворника Ростовского Борисо-Глебского мон-ря, что на Устье реке, с картинами и изображениями его праведных трудов/Сост.: архим. Амфилохий (Сергиевский). М., 1865, 18742. Фронт.; ил. на вкл.; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 224-225; Никодим (Кононов), архим. Русские святые и подвижники, подвизавшиеся и чтимые в пределах нынешней Ярославской епархии: Прп. Иринарх, затворник Борисоглебский//Ярославские ЕВ. 1903. Ч. неофиц. 5. С. 100-102; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произв. из собр. Рус. музея/ГРМ. СПб., 1995. С. 230. Кат. 145; Вахрина В. И. Иконы с датами, подписями, надписями из собр. Ростовского музея//СРМ. 1998. Вып. 9. С. 100; она же. Икона «Преподобный Иринарх затворник Борисоглебский в житии»//IV науч. чт. пам. И. П. Болотцевой: Сб. ст. Ярославль, 2000. С. 141-151; она же. Изображения местночтимых ростовских святых в иконописи//ИКРЗ, 2002. Ростов, 2003. С. 214-223; она же. Иконы Ростова Великого. М., 20062. С. 330-333, 354-355, 360-365, 416-417. Кат. 99, 107, 110, 124; Иконография ростовских святых: Кат. выст./Сост.: А. Г. Мельник. Ростов, 1998; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 446-447, 452-453. 223, 226; Т. 2. С. 134-135; Алитова Р. Ф., Никитина Т. Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского у. XVIII - нач. XX в.: Кат. М., 2008; Русское серебро XVIII в. в собр. ГМЗРК/Авт.-сост.: В. М. Уткина. М., 2009. С. 104-106. Кат. 74. В. И. Вахрина Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ († 1645), прп. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Переславский, затворник АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )

http://pravenc.ru/text/673961.html

341-342 НИКОЛАЙ (Орбелиани) (1672-1732) митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви, груз. гимнограф, писатель 342-344 344-346 344-346 346-348 348-349 349-350 350-351 351-352 НИКОЛАЙ (Черкезишвили; † после 1733), митр. Руставский (не позже 1711-1723) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви, грузинский гимнограф 352-353 НИКОЛАЙ (Чолокашвили), архиеп. Алавердский (1695-1731) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви 353-355 355-358 358-359 359-360 360-372 НИКОЛАЙ I МИСТИК (852-925), патриарх К-польский (1 марта 901 - 1 февр. 907 и с 15 мая 912), свт. (пам. греч. 16 мая) 372-374 374-375 375-378 378-380 380-381 381-382 382-383 382-383 383-385 385-386 386-389 389-390 НИКОЛАЙ V католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (ок. 1479-1488), 1-й предстоятель Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) после разделения Грузии 390-391 НИКОЛАЙ VIII (Багратиони), свт. (пам. груз. 18 февр.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский; 1584-1589) 391-392 НИКОЛАЙ IX (Иотамович Амилахвари), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1675-1688, 1692-1695) 393-394 НИКОЛАЙ I [Николай Великий (ок. 820 - 13.11.867, Рим), св. (пам. зап. 13 нояб.), папа Римский (с 24 апр. 858) 394-416 416-422 НИКОЛАЙ III (между 1212 и 1220 - 1280; до избрания папой - Джованни Гаэтано Орсини), папа Римский (с 25 нояб. 1277) 422-424 424-427 НИКОЛАЙ V (ок. 1258 - 1333; до избрания папой - Пьетро Райнальдуччи), антипапа (12 мая 1328 - 25 авг. 1330) 427-428 428-431 НИКОЛАЙ I ПАВЛОВИЧ (1796-1855), имп. Всероссийский с 19 нояб. 1825 г., фактически с 14 дек. 1825 г., царь Польский и вел. кн. Финляндский 432-450 НИКОЛАЙ II АЛЕКСАНДРОВИЧ (1868 - 1918), имп. Всероссийский (20 окт. 1894 - 2 марта 1917), мч., страстотерпец (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе святых С.-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/vol/L.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНДЕЛИН [лат. Vendelinus; нем. Wendelin; франц. Wendel] († ок. 578), прп. (пам. зап. 21 окт., 5 июля перенесение мощей), отшельник. Известны 4 жития В.- 2 на латыни и 2 на нем. языке, написанные после 1417 г., т. к. в них упоминается о спасении г. Саарбрюккена от пожара, случившегося в городе в том году. В. происходил из ирл. королевской семьи. Решив посвятить жизнь Богу, он покинул родину, перебрался на континент и вел отшельническую жизнь в горах Восег (совр. Вогезы), недалеко от Августы Треверов (совр. Трир). Согласно нек-рым сведениям из Жития св. Магна, написанного в 975 г., начало подвижнической жизни В. в Восеге относится ко времени епископства Мангериха Треверского (561-565). В. был погребен возле своей кельи. В житиях описывается, что, когда его тело было перенесено в др. место, оно чудесным образом вернулось на прежнее. По сведениям стабульского календаря (нач. XI в.), тело В. сначала находилось в мест. Вилла Бозона, впосл. названном Сант-Вендель в честь В. 2-е лат. житие сообщает, что здесь над могилой В. была построена часовня в честь св. Марии Магдалины. В ср. века эта местность принадлежала аббатству Толай, чьим покровителем считался В. Этот факт стал причиной возникновения позднейшей легенды о том, что он был нек-рое время настоятелем мон-ря. В 1360 г. Боэмунд II, архиеп. Трирский, перенес мощи В. в новую церковь, к-рая была освящена папой Иннокентием VI , произведшим при этом опознание мощей. Папа Николай V в 1450 г. утвердил почитание В. для всей католич. церкви. Почитание В. получило особое распространение на территории совр. земель Саар и Рейнланд-Пфальц в Германии, особенно в XV-XVIII вв. В народе В. почитался как защитник от чумы и покровитель домашнего скота. Ист.: ActaSS. Oct. T. 9. P. 342-351. BHL, N 8845-8846. Лит.: Selzer A. Wendelin//LTK. Bd. 10. Sp. 1041; Rettberg F. -W. Kirchengeschichte Deutschlands. Gött., 1846. Bd. 1. S. 480; Brouette E. Vendelino//BiblSS. T. 12. Col. 1000-1003. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/150199.html

(Михаила Г.) Румынский язык и культура в Юго-Вост. Европе. Бухарест, 2001. С. 403-408; Милин Ж. O српском Никодиму и о рукописном преписаном 1404-1405 у манастиру Водица, в pyмyhckoj Нови Сад, 2002; Cantacuzino Gh. I. Mnstirea Tismana. Bucur., 2004; Muntean V. Bizanul i românii: Cercetare comparativ privind organizarea mnstirilor. Iai, 2005; idem. Sf. Nicodim de la Tismana - noi conturri//Altarul Banatului. Ser. nou. Timioara, 2006. An. 17(56). N 7/9. P. 7-10; Р. Пут светог Никодима. Београд, 2007; Tomoniu N. N. Sfântul Nicodim de la Tismana: Noi cercetri privind biografia primului arhimandrit al sfintei mnstiri Tismana. Craiova; Bârda, 2010; Negr u E. Cultul suveranului sud-est european i cazul rii Româneti: O perspectiv artistic. Iai, 2011. P. 123-130; Brusanowski P. Dreptul ctitoricesc//Monahismul ortodox românesc/Ed. M. Pcurariu, N. Edroiu. Bucur., 2014. Vol. 1: Istoria monahismului românesc de la începuturi pân în prezent. P. 543-572; Simion V. Arta prelucrrii metalelor preioase în România. Orfevrria de cult//Ibid. 2016. Vol. 2: Contribuii ale monahismului ortodox românesc la nivel naional i international. P. 919-945; Fahl S., Fahl D. Isaija Sladkaja Besda - der Übersetzer des Corpus Areopagiticum?//ТОДРЛ. 2016. Т. 64. С. 199-219. М. Антон Рубрики: Ключевые слова: АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.) ПАРАСКЕВА (Петка; † не позже нач. XI в.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская, прп. (пам. 14 окт.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/2565606.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ, АВРААМ И ИОАНН мученики Египетские (нач. IV в.), почитаемые в Коптской Церкви (пам. копт. 17 месоре (10 авг.)). Краткое Житие мучеников содержится в копто-араб. Александрийском Синаксаре (XIII-XIV вв.). Иаков был сыном богатого землевладельца-христианина из маленького сел. Менгуг в В. Египте. Его старшие сестры обучались в монастыре, где впоследствии пожелали остаться. Родители были огорчены этим, но рождение сына утешило их. В возрасте 6 (по др. версии - 16) лет Иаков отправился в соседний г. Птолемаиду Гермейскую (ныне Эль-Манша), где получил образование. Вернувшись, он по желанию отца начал управлять хозяйством. Познакомившись со старым пастухом-христианином, Иаков был поражен его аскетическими подвигами и стал ему подражать. Во время гонения имп. Диоклетиана пастух решил открыто исповедать Христа перед властями. Иаков упросил отца отпустить его с пастухом, обещав вернуться. В столице Фиваиды Антинополе (ныне Эш-Шейх-Ибада) они стали свидетелями мученичества Иуста (пам. копт. 10 амшира (4 февр.)). После исповедания Христа перед префектом пастух был усечен мечом, а Иакова подвергли пыткам. Затем по распоряжению префекта Иакова отправили в г. Пелусий (ныне Телль-эль-Фарама близ Порт-Саида), где, претерпев мучения, он был обезглавлен вместе с христианами А. и Иоанном, уроженцами г. Себеннита (ныне Саманнуд). Ист.: SynAlex. Vol. 5. P. 727-729; SynAlex (Forget). Vol. 2 [Versio]. P. 264-265. Лит.: O " Leary De Lacy E. The Saints of Egypt. L.; N. Y., 1937. Amst., 1974r. P. 162; Sauget J.-M. Giacomo, Abraham e Giovanni//BiblSS. Vol. 6. Col. 427-428; Aubert R. Jacques (6)//DHGE. T. 26. Col. 609. С. А. Моисеева Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/200305.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСААК (IV-V вв.), мон., пресв. Келлий , одного из главных монастырских комплексов Н. Египта, святой Коптской Церкви (пам. копт. 19 пашонса/башанса, эфиоп. 19 генбота - 14 мая). И. упоминается и в алфавитной, и в систематической редакциях сб. Apophthegmata Patrum, а также в копто-арабском Синаксаре и его эфиопском переводе. Возможно, об И. идет речь в ряде апофтегм, посвященных авве Пимену (Apophthegmata Patrum. Col. 348, 357, 368 (рус. пер.: Достопамятные сказания. С. 149, 153-154, 158-159)). И. происходил из бедной крестьянской семьи. После неожиданной встречи с монахами, шедшими продавать рукоделие, он решил оставить мир. Вначале его наставником был авва Кроний, старейший ученик прп. Антония Великого , затем - Феодор (в большинстве рукописей говорится о Феодоре, знаменитом подвижнике с горы Ферма, однако исследователь апофтегм Ж. К. Ги высказывается против такого отождествления). Во время антиоригенистской кампании архиеп. Феофила I Александрийского (384-412) И. подвергся изгнанию, но позже смог вернуться в Келлии. Несмотря на протест и даже попытку бегства, он был рукоположен во иерея. Под рук. И. был устроен странноприимный дом для паломников и больных монахов. Палладий , еп. Еленопольский, в «Диалоге о житии Иоанна Златоуста» ( Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 16) хвалит И. за превосходное знание Свящ. Писания и деятельное милосердие. Будучи строгим подвижником, И. горько оплакивал появление у монахов небрежения к подвигам и духовному деланию. Как считают исследователи (DSAMDH. Vol. 7. Col. 2006), И. могут принадлежать слова о молитве, к-рые цитирует прп. Иоанн Кассиан Римлянин в 9-м и 10-м «Собеседованиях» (PL. 49. Col. 769-844). Ист.: Apophthegmata Patrum//PG. 65. Col. 224-228 (рус. пер.: Достопамятные сказания. С. 72-74); Apopht. Patr. (Guy). Vol. 1. P. 194-195, 322-323; SynAlex. Vol. 4. P. 396-397; SynAlex (Forget). Vol. 2: [Textus]. P. 128-129; [Versio]. P. 127-128; The Book of the Saints of the Ethiopian Church/Ed. E. A. W. Budge. Camb., 1928. T. 3. P. 905-907. Лит.: Evelyn-White H. G. The Monasteries of Wadi " n Natrûn. N. Y., 1932. Pt. 2: The History of the Monasteries of Nitria and of Scetis. P. 134, 141, 144-146; Guy J.-Cl. Recherches sur la tradition grecque des Apophthegmata Patrum. Brux., 1962. P. 64. (SH; 36); idem. Isaac d " Égypte//DSAMDH. Vol. 7. Col. 2005-2007; Sauget J.-M. Isacco, prete delle Celle//BiblSS. Vol. 7. Col. 918-919; CoptE. Vol. 4. P. 1304; Vol. 5. P. 1397; Vol. 7. P. 2084; Aubert R. Isaac (12)//DHGE. T. 26. Col. 78. Н. Г. Головнина Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/674129.html

О почитании И. в Египте свидетельствует упоминание в папирусе из Джеме (Фивы) церкви в его честь ( Lemm. 1913. С. XII) и в посвятительной надписи, обнаруженной при раскопках в Дейр-эль-Медина. Имя И. фигурирует также в одной из надписей в монастыре прп. Павла Фивейского ( Munier. 1918. P. 99. Not. 3). По мнению издателя Мученичества А. Мюнье и Т. Орланди, И. является одним лицом с мч. Исидором Хиосским (пам. 14 мая). Несмотря на различие хронологических, географических и биографических указаний, в копт. Мученичестве сохранены имя и основные «агиографические координаты» этого святого: день памяти и местонахождение мощей. Однако Ж. М. Соже полагал, что этого недостаточно для отождествления 2 одноименных мучеников, а их памяти могли быть отнесены на один день из-за совпадения имен. Р. Обер считал разными святыми не только И. и Исидора Хиосского, но и героя пространного копт. Мученичества и мч. Исидора из копт. Синаксаря. Вероятнее всего, в копт. традиции произошло смешение неизвестного ныне мч. Исидора и одноименного святого, пострадавшего на о-ве Хиос. Ист.: SynAlex. Vol. 4. P. 398; SynAlex (Forget). Vol. 2. [Versio]. P. 128-129, 254; Lemm O., von. Bruchstücke koptischer Märtyrerakten//ИИАН. Сер. 8. 1913. Т. 12. 1. C. 29-40, 60-66; Munier H. Les Actes du martyre de saint Isidore//BIFAO. 1918. Vol. 14. P. 97-190; Till W., hrsg. Koptische Heiligen- und Martyrerlegenden. R., 1935. Tl. 1. S. 202-205. (OCA; 102). Лит.: Sauget J.-M. Isidoro di Antiochia//BiblSS. Vol. 7. Col. 959-960; Baumeister T. Martyr Invictus: Der Märtyrer als Sinnbild der Erlösung in der Legende und im Kult der frühen Koptischen Kirche. Münster, 1972; Orlandi T. Isidorus, Saint//CoptE. Vol. 4. P. 1307-1308; Aubert R. Isidore (2), Isidore (3)//DHGE. T. 26. Col. 185-186. С. А. Моисеева Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/674876.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АММОНАФА [греч. Αμμωναθς] (IV в.), прп. (пам. 12 дек. и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших). Подвизался в Пелусии (совр. Египет). В сб. «Апофтегмата патрум» (Изречения отцов) приводится рассказ о чуде, совершенном А. Однажды от монахов обители, в к-рой жил преподобный, вопреки закону стали требовать выплаты подушной подати. Братия, посовещавшись, решила направить неск. человек к императору с ходатайством, но А. запретил делать это, призвав всех в течение 2 недель хранить безмолвие в своих кельях и строго поститься. А. обещал, что сам все устроит. 2 недели преподобный провел в безмолвии, никуда не отлучаясь из мон-ря, и монахи стали роптать, что он пренебрег их делом. На 15-й день А. принес на монастырское собрание имп. грамоту, освобождавшую мон-рь от налогов. По объяснению святого, ночью накануне собрания он ходил к императору, получил грамоту, явился в Александрию, показал грамоту правителям области и вернулся в мон-рь. Ист.: Достопамятные сказания. С. 44. Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 31; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 370. Иконография А. представлен полуфигурно с недлинной бородой в настенном минологии нартекса архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г. Лит.: Менолог. C. 367. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АММОН (ок. 300-между 380 и 390), еп. Оксиринхский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) АМОЙ (IV в.), прп., егип. святой (пам. в Субботу сырную-в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона

http://pravenc.ru/text/114510.html

Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова Иконография В визант. искусстве Е. обычно изображали в монашеской мантии, с покрытой головой, иногда из-под мантии видна схима. Одно из наиболее ранних изображений Е. сохранилось в ц. Кылычлар-Кушлук-килисе в Гёреме, Каппадокия, сер. XI в. В др. храмах визант. времени изображения Е. сложно идентифицировать в связи с утратой надписей рядом с образами святых жен. В поствизант. живописи образ Е. сохранился в росписи ц. св. Марии мон-ря Хумор, Румыния (1530-1535). В древнерус. искусстве ее изображения встречаются в основном на минейных иконах. В монашеской схиме, с четками в руке святая изображена на иконе «Прп. Евпраксия» с шитым окладом (до 1908, СОКМ). В западноевроп. искусстве Е. нередко изображали с лилией и книгой - картина неизв. мастера XIV в. (Городской музей Пизы). На гравюре А. Блумарта (1612, Гос. собр. графики, Мюнхен) святая представлена в молении с четками на коленях. Н. В. Герасименко Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя ИАКОВ НОВЫЙ (VIII -1-я пол. IX в., ок. 824?), еп., прп., исп. (пам. 21 марта; пам. визант. 21 и 24 марта; пам. зап. 12 марта) ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.) АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших)

http://pravenc.ru/text/187261.html

304-306 307-331 ВАХБ ибн Муннабих ибн Камил ибн Сайадж, Абу Абдаллах (654 или 655 - 728 или 732), мусульм. ученый-традиционалист, принадлежавший к табиун 332-333 333-335 ВАХРАМ РАБУН (ок. 1215 - ок. 1290, Киликия), вардапет, арм. ученый, богослов, философ, политический деятель ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый 336-337 337-338 ВАХХАБИЗМ Ваххабизм , в XVIII - сер. XX в. учение Мухаммада Абд аль-Ваххаба и его последователей; с кон. XX в. в России - обобщающее название для мусульм. фундаменталистских религиозно-политических орг-ций и движений 338-339 339-340 ВАЧЕ II царь Албании Кавказской (444-463) из династии младших Аршакидов, сын Есуагена и сестры шаханшаха Йездигерда II 340-341 341-342 342-343 ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ один из великих церковных праздников, установленный в честь события приведения Пресв. Богородицы Ее родителями в иерусалимский храм для посвящения Богу 343-348 ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Мукачевской и Ужгородской епархии), в с. Кушница Иршавского р-на Закарпатской обл. Украины 348-349 ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ муж., действующий; принадлежит Этолийской и Акарнанийской митрополии Элладской Православной Церкви 349-352 352-353 353-354 354-355 355-358 ВДОВСТВУЮЩАЯ КАФЕДРА наименование епископской кафедры после кончины занимающего ее архиерея до поставления на нее нового епископа 358-360 ВЕБЕР Макс [Карл Эмиль Максимилиан] (1864 - 1920), нем. социолог, историк, экономист, философ, юрист 360-362 ВЕДАНГА букв.- части тела Вед, др. название - шаданга, 6 разделов знания и фиксирующие их тексты, предназначенные для поддержания традиций ведийского ритуала ВЕДАНТА в Индии наиболее популярное философское направление, разрабатывавшееся как истолкование ведийских текстов (прежде всего Упанишад), непосредственно связанное с течениями индуизма 363-364 ВЕДАСТ († ок. 540), еп. Атребатский (Аррасский), свт. (пам. зап. 6 февр., перенесение мощей 5 окт., в диоцезе Аррас также 6 апр. с октавой)

http://pravenc.ru/vol/vii.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010