Ежегодно в день памяти И. на его гробнице происходило чудо: во время молебна из нее поднимался столп приносящего исцеления праха (пыли), к-рый собирал епископ. Никита Давид Пафлагон (IX-X вв.) в Похвальном слове И. добавляет, что однажды среди праха видели большой палец руки, совершенно не поврежденный временем. Точно датировать мученичество И. не представляется возможным. В Синаксаре К-польской ц. указывается, что И. род. при Амастридском еп. Ираклии, но время жизни последнего неизвестно. В Типиконе Великой ц. упоминается о проповеди И. с мч. Фокой. Известны 2 святых с таким именем из расположенного недалеко от Амастриды г. Синопа, память к-рых приходится на 22 сент.: сщмч. епископ и мч. садовник. Время их кончины архиеп. Сергий (Спасский) датирует соответственно 117 и ок. 320 г. В совр. календаре РПЦ мученичество И. отнесено к IV в. Ист.: BHG, N 757; ActaSS. Iul. T. 4. P. 221-231; PG. 105. Col. 417-440; 117. Col. 457-458 [Минологий Василия II]; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 93-94; SynCP. Col. 827-828; MartRom. P. 292; Halkin F. Hagiographica identia decem. Turnhout; Louvain, 1989. P. 55-62. (CCSG; 21); ЖСв. Июль. С. 404; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 80-81. Лит.: Le Quien. OC. T. 1. Col. 561; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 217; Т. 3. С. 276; Delehaye. Origines. P. 155-156; Sauget J.-M. Giacinto//BiblSS. Vol. 6. Col. 324-325; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 86; Noret J. Hyacinthe//DHGE. T. 25. Col. 501-502; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 455. А. М. Гагинский Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/200137.html

Память И. б. А. встречается под 26 июня и/или 4 нояб. в сир. календарях VII-XVII вв. (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd., trad. F. Nau. P., 1912. (PO; T. 10. Fasc. 1); Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba//AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 141, 166), однако в совр. календаре она не отмечена. Несмотря на это, о почитании И. б. А. в Сирийской яковитской Церкви в наст. время свидетельствует освящение церкви в его честь в Кранбери (шт. Нью-Джерси, США). Соч.: CPG, N 7484-7485. Ист.: Vie de Jean bar Aphtonia/Éd., trad. F. Nau// Clugnet. Bibl. orient. 1902. Vol. 2; The Syriac Chronicle Known as that of Zachariah of Mitylene/Transl. into English by F. J. Hamilton, E. W. Brooks. L., 1899. P. 208-210, 253. (Byzantine Texts; 3); Chronicle (Known also as the Chronicle of Zuqnin). Pt. 3/Transl., not. and introd. W. Witakowski. Liverpool, 1996. P. 66. Лит.: Райт. Очерк. С. 58-59; Nau F. Histoire de Jean bar Aphtonia//ROC. 1902. Vol. 7. P. 97-135; Kr ü ger P. Johannes bar Aphtonaja und die syrische Übersetzung seines Kommentars zum Hohen Lied//Oriens Chr. 1966. Bd. 50. S. 61-71; K ö bert R. Syrische Fragmente eines griechischen Kommentars zum Hohen Lied//Biblica. 1967. Vol. 48. P. 111-114; Graffin F. Jean bar Aphtonya//DSAMDH. 1974. Vol. 8. Col. 284-285; V öö bus A. Neue Entdeckungen für die Biographie des Severus von Antiochien von Johannan von Bet Aphtonja//OS. 1975. Bd. 24. S. 333-337; Watt J. W. A Portrait of John bar Aphtonia, Founder of the Monastery of Qenneshre//Portraits of Spiritual Authority: Religious Power in Early Christianity, Byzantium and the Christian Orient/Ed. J . W. Drijvers, J. W. Watt. Leiden; Boston, 1999. P. 155-170. А. В. Муравьёв Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН БАР КУРСУС (ок. 483 - 538), еп. г. Телла (Константина), видный деятель монофизитства, церковный писатель, канонист, св. Сирийской яковитской Церкви (пам. 6 февр.) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/469822.html

был низкого роста, лыс и с редкой бородой). Перевод Стишного Синаксаря на славянский язык был осуществлен в XIV в. ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2012. T. 7. С. 20). Стишной Синаксарь также лег в основу «Синаксариста» прп. Никодима Святогорца ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 35-36). В комментариях к нему высказано мнение, что Житие прп. Марка Аскета и Чудотворца было посвящено прп. Марку Пустыннику, но по ошибке к тексту добавлен ряд посторонних сюжетов (Ibid. Σ. 36). Эту т. зр. разделял и бывш. митр. Леонтопольский Софроний (Евстратиадис) ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 303). В совр. «Новом Синаксаристе» иером. Макарий Симонопетрит поместил под 5 марта под заглавием «Память преподобного и богоносного отца нашего Марка Аскета» составленное им по разным источникам Житие прп. Марка Пустынника ( Μακριος Σιμωνοπετρτης. 2006. Σ. 57-59). Отдельно он под 5 марта приводит Житие Марка Афинского (Ibid. Σ. 60-62). В Житии прп. Марка Аскета автор оговаривает условный характер идентификации и перечисляет других подвижников, с которыми можно отождествить М.: Марка Нитрийского, отшельника Марка, жившего близ монастыря Пентукла в Палестине ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 13//PG. 87. Col. 2861), Марка Арефусийского (см. в ст. Марк и Кирилл , священномученики), Марка, бывшего в V в. игуменом одного из мон-рей в М. Азии (возможно, близ Тарса), и прп. Марка Афинского ( Μακριος Σιμωνοπετρτης. 2006. Σ. 57). В ВМЧ включены проложные жития из нестишного и стишного Прологов (ВМЧ. Март. Дни 1-11. Л. 45а-в, 46d - 47a). В Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского под 5 марта приведена краткая запись о том, что в этот день преставился прп. Марк Постник, о к-ром говорится в Житии прп. Макария Александрийского, и дана ссылка на 19 янв. ( Димитрий Ростовский, свт. Книга Житий святых. К., 1764. Кн. 3. Л. 42), т. е. речь идет о Марке Нитрийском. Однако в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» память прп. Марка Постника сопровождается проложным Житием, а в комментариях М. отождествлен с прп. Марком Пустынником (ЖСв. Март. С. 131-132). Лит.: ActaSS. 1668. Mart. T. 1. P. 367-368; Sauget J.-M. Marco, monaco in Egitto, santo//BiblSS. Vol. 8. Col. 708-710; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2006. Τ. 7: Μρτιος. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/2562168.html

Лит.: David J. Bessarion//DHGE. T. 8. Col. 1080-1081; Sauget J. -M. Bessarione//BiblSS. T. 3. Col. 140-141; Παπαδπουλος Σ. Τ. Βησσαρ ων//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 846-847; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 81; Regnault L. Bessarion, Saint//CoptE. Vol. 2. P. 379. А. А. Войтенко Гимнография Память В. с памятью прп. Илариона 6 июня указывается во всех списках Иерусалимского устава, начиная с древнейших ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 50) и до греч. и слав. печатных изданий (Типикон. Венеция, 1577. Fol. 52; старопечатные московские Типиконы - 1610, 1633, 1641). Их памяти сопровождаются указанием «Аллилуия» , т. е. в этот день совершалась будничная служба с поклонами, на утрене вместо «Бог Господь» пели «Аллилуия», тропаря у В. не было. В реформированном тексте Типикона 1682 г. появляется ремарка: «Аллилуия или тропарь», выписывается общий тропарь преподобных. Это изменение произошло в связи с общим процессом добавления тропаря для всех святых, не попадающих в период Великого поста. В совр. греч. Минее приводится только последование прп. Илариона. Совр. последование В. включает в себя: общий тропарь В. и прп. Илариону (      ); кондак 2-го гласа на подобен «Твердыя»: (                  ); канон 2-го гласа творение Иосифа (            ) (                    ). В рукописях встречаются также др. каноны В.: 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа, без акростиха, ирмос: «Κματι θαλσσης» (    ), нач.: «Χριτος τς θεας ανδα μοι στξον» (Благодать божественной капли мне пролей); плагального 1-го, т. е. 5-го, гласа, с акростихом «Βισαρων (sic), ρον νσους Αρσενου» (Арсения), с именем Арсения в 8-й песни канона, ирмос: «λδβλθυοτεΙππον κα ναβτην» (      ), нач.: «Βλμματι κοιμτ βλπων πσαν τν γν» (Взору неусыпающему, видящему всю землю) (Ταμεον. Σ. 212). А. А. Л. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.)

http://pravenc.ru/text/158760.html

митрополии Румынской Православной Церкви сроком на 99 лет. Святой упоминается в некоторых визант. Синаксарях (напр., Crypt. B. g. IV, XII в.) под 23 февр., а в Римском Мартирологе - под 24 июня (в этот день была освящена ц. И. Ж. в Стило); в издании 1922 г. его память была перенесена на 24 февр. Ист.: BHG, N 894, 894а; ActaSS. Febr. T. 3. P. 481-483; SynCP. Col. 485, 993; Agresta A. Vita di S. Giovanni Theresti. R., 1677; Borsari S. Vita di San Giovanni Terista//Archivio storico per la Calabria e la Lucania. R., 1953. Anno 22. P. 13-21, 136-151; Peters A. Joannes Messor, seine Lebensbeschreibung und ihre Entstehung: Diss. Bonn, 1955. Лит.: Omont H. Inventaire sommaire des manuscrits Grecs de la Bibliothèque Nationale. P., 1888. Vol. 3. P. 217; Martini E. Catalogo di manoscritti greci esistenti nelle biblioteche italiane. Mil., 1893. Vol. 1. Pt. 1; Halkin F. Manuscrits grecs à Messine et à Palerme//AnBoll. 1951. Vol. 69. P. 238-282; Laurent M.-H., Guillou A. Le «Liber Visitationis» d " Athanase Chalkéopoulos (1457-1458): Contribution à l " histoire du monachisme grec en Italie méridionale. Vat., 1960. (ST; 206); Russo F. Giovanni Theristi//BiblSS. Vol. 6. Col. 911-913; Mercati S. G., Giannelli C., Guillou A. Saint-Jean-Théristès (1054-1264). Vat., 1980; Matino G. Per la configurazione del greco nella Calabria medievale: Le due redazioni della vita di S. Giovanni Terista//Contributi alla cultura greca nell " Italia meridionale/A cura di A. Garzia. Napoli, 1989. Vol. 1. P. 259-288; Acconcia Longo A. S. Giovanni Terista nell " agiografia e nell " innografia//Calabria Bizantina: Civiltà bizantina nei territori di Gerace e Stilo. Soveria Mannelli, 1998. P. 137-154; Gr é goire R. Jean le Moissonneur//DHGE. T. 27. Col. 300-301; Follieri E. I santi dell " Italia greca//Histoire et culture dans l " Italie Byzantine: Acquis et nouvelles richerches/Sous la dir. de A. Jacob, J.-M. Martin, G. Noyé. R., 2006. P. 120-121. М. А. Курышева Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/text/471180.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АННА ВИФИНСКАЯ († 29.10. 826), прп. (пам. 13 июня, 28 или 29 окт.). Дочь Иоанна, диак. Влахернской ц. в К-поле при св. Патриархе Тарасии (784-806). Лишившись мужа и 2 сыновей, А. В. приняла иночество. Спасаясь от гонения на монашествующих при имп. Константине V Копрониме , она, переодевшись в муж. одежду, под именем Евфимиана вместе с 3-м сыном Иоанном отправилась на Вифинский Олимп, где подвизался ее дядя. Узнав о добродетелях инока Евфимиана, Патриарх Тарасий пригласил его в К-поль в качестве проповедника, инок Евфимиан стал известен и как чудотворец. Некий человек, назвавший себя иноком, обвинил Евфимиана в насилии над девушкой, но вскоре открылось, что он сам совершил это преступление, за что клеветник был повешен. А. В., опасаясь, что из-за этого происшествия станет известно ее наст. имя, вернулась в Вифинию и удалилась в затвор (по др. источникам, умерла в К-поле). Сохранилось житие А. В., написанное в IX-X вв. (BHG, N 2027). Память святой указывается в ряде греч. календарей: Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 173-178), синаксарях 1295 г. и 1-й пол. XIV в. (ГИМ. Син. греч. 354, 353 - Владимир (Филантропов). Описание. С. 523). Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, под 29 окт., по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. (Μηναον. Οκτβριος. Σ. 299), а под 13 июня - лишь упоминание, без синаксаря (Μηναον. Ιονιος. Σ. 89). Ист.: BHG, N 2027; ActaSS. Oct. T. 12. P. 913; SynCP. 174-178. Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 45; НКС. Т. 3. С. 433; Филарет (Гумилевский). Жития подвижниц. С. 197-199; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 222-223. А. Ю. Виноградов, О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/115598.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРТИРИЙ [Лат. Martyrius], прп. (пам. зап. 23 янв.). Краткие сведения о М. содержатся в «Диалогах» свт. Григория I Великого, папы Римского, к-рый рассказывает, что М. был преданным служителем Божиим, подвизавшимся в пров. Валерия (Италия). Однажды братья, жившие с ним, собирались испечь хлеб в золе, но забыли изобразить на тесте крестное знамение, как обычно делалось в тех местах, отчего оно казалось как бы разделенным на 4 части. Когда хлеб был уже в печи, покрытый горящими углями и пеплом, святой указал братьям на их оплошность, а затем перекрестил печь. Раздался сильный треск, как если бы в огне раскололся горшок. Когда вынули испеченный хлеб, то увидели на нем знак креста, к-рый появился не от прикосновения, а по вере ( Greg. Magn. Dial. I 11). В средневек. зап. церковных календарях память М. не обозначена. Впервые краткая заметка о нем, составленная на основе «Диалогов», появляется в «Перечне святых» Петра Наталиса (XIV в.- Petr. Natal. CatSS. XI 98). Сходная заметка и память М. под 2 июня были включены в издание Мартиролога Узуарда, подготовленное Ж. де ла Молем (Иоанном Моланом - Usuardi Martyrologium, quo Romana Ecclesia, ac permultae aliae utuntur/Ed. I. Molani. Lovanii, 1568). В 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний внес в Римский Мартиролог память М. под 23 янв. Ф. Феррари в «Общем перечне святых, отсутствующих в Римском Мартирологе» также обозначил память М. под 23 янв., присоединив к рассказу о нем, составленному на основе «Диалогов», сведения о др. мон. Мартирии из Ликаонии (см. ст. Мартирий, прп. (пам. древнерус. 17 янв.)), о к-ром повествует свт. Григорий в 39-й Проповеди на Евангелия ( Greg. Magn. In Evang. 39 10). Т. о., произошло отождествление 2 одноименных подвижников. Кроме того, Феррари прибавил, что М. был не знающим грамоты учеником пресв. св. Севера (пам. зап. 15 февр.). Однажды, не имея подходящего сосуда, М. принес для братии горящие угли в одежде, не испытывая при этом боли ( Ferrarius F. Catalogus sanctorum Italiae in menses duodecim distributus. Mediolani, 1613. P. 49). По мнению болландистов и др. исследователей, М. из пров. Валерия и Мартирий из Ликаонии являются 2 разными лицами (MartRom. Comment. P. 33). В совр. редакции Римского Мартиролога память М. не обозначена. Ист.: MartRom. P. 32; ActaSS. Ian. T. 2. P. 494-495. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 17; Gaiffier B., de. Les héros des Dialogues de Grégoire le Grand inscrits au nombre des saints//AnBoll. 1965. Vol. 83. P. 65; Benedetto G. Martirio//BiblSS. Vol. 8. Col. 1303-1304. А. Н. Крюкова Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/2562452.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАХАРИЯ И КАРИОН [греч. Ζαχαρας κα Καρων] (IV в.), преподобные (пам. 5 дек.; пам. греч. 24 нояб.; пам. копт. 13 бабеха). В сб. Apophthegmata Patrum (PG. 65. Col. 249-252; рус. пер.: Достопамятные сказания. С. 95-96) содержится рассказ, согласно к-рому К., оставив жену и двоих детей, удалился в Скит (Египет), чтобы стать монахом. Когда в Египте случился голод, его супруга с малолетним сыном З. и дочерью пришла просить мужа о помощи. К. взял З. в обитель, а дочь вернулась к матери. Став юношей, З. вместе с отцом удалился в Фиваиду из-за ропота братии, но и там среди монахов возникло недовольство молодостью и красотой З. Вернувшись в Скит, З. пришел к селитровому озеру, погрузился в него и в течение мн. часов пребывал в воде, пока его тело не покрылось струпьями, так что К. с трудом узнал сына. Во время Св. Причастия скитскому пресв. Исидору был открыт поступок З. и он сказал: «В прошлое воскресенье отрок Захария приходил и приобщался как человек, ныне же он стал как ангел». В сб. Apophthegmata Patrum приводится 6 изречений о З., к-рый достиг высокой степени совершенства в смирении и безмолвии. В арабо-яковитском Александрийском Синаксаре (XIII-XIV вв.) говорится, что З. подвизался в Скиту 45 лет и скончался 13-го числа месяца бабеха (10 окт.) в возрасте 52 лет. В греческом стишном Синаксаре (ГИМ. Син. греч. 369(353), XIV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 527), как и в Венецианской греч. печатной Минее XVI в., под 24 нояб. содержится только память К. Прп. Никодим Святогорец отождествляет З. с прп. Захарием (пам. 24 марта). Ист.: PG. 65. Col. 177-180 (рус. пер.: Достопамятные сказания. Серг. П., 1993р. С. 66-67); SynAlex. Vol. 1. P. 335-337; SynAlex (Forget). Vol. 1. P. 66-68; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 178; Τ. 4. Σ. 131-132; ЖСв. Дек. С. 171-173. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 365 [Карион], 376; Nau F. Carion et Zacharie, moines de Scété: (Commencement du IVe siècle)//ROC. 1905. Vol. 10. P. 209-212; Van Doren R. Carion//DHGE. T. 11. Col. 1044; Sauget J.-M. Zaccaria//BiblSS. Vol. 12. Col. 1455. А. Н. К. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)

http://pravenc.ru/text/182707.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУЛУС АЛЬ-ХАБИС Бýлус аль-Хабúс [араб.     - Павел отшельник] († после 1265), копт. св. и новомученик. Согласно арабо-мусульм. источникам, происходил из зажиточной копт. семьи писцов, жившей в Каире. До монашества носил имя Михаил и был «катибом» (т. е. писцом или секретарем). Во время правления султана ас-Салиха Айюба (1240-1249) и султанши Шаджар ад-Дурр Михаил служил в гос. канцелярии в Сирии. В царствование мамлюкского султана Айбега ат-Туркумани (1254-1257) вернулся в Каир. Вскоре после этого оставил светскую карьеру и стал монахом под именем Булус (Павел). Б. а.-Х. поселился в пещере Красной горы (эль-Гебель-эль-Ахмар), возле Хелуана, к югу от Каира, но, будучи нищенствующим монахом, поддерживал связь с миром. Возможно, там он обнаружил спрятанные сокровища фатимидского халифа аль-Хакима (996-1021), к-рые впосл. расходовал, помогая бедным. Б. а.-Х. много странствовал по В. и Н. Египту, уча народ основам христ. веры и нравственности, а также оказывал конкретную помощь: платил за должников, выкупал их из тюрем, улаживал дела, связанные с гос. долгами целых общин. Когда «зиммии» (т. е. немусульмане - христиане и иудеи) в В. Египте были не в состоянии платить долги, Б. а.-Х. с готовностью отдавал требуемые деньги. В Александрии с помощью денежных субсидий он смог облегчить положение городских низов. В 1265 г. Б. а.-Х. спас копт. и иудейскую общины в Каире от неминуемых репрессий: их обвинили в поджоге города якобы в отместку за разрушение палестинских церквей во время войны Бейбарса с крестоносцами летом 1265 г., и многих из членов этих общин приговорили к смерти. Репрессии коснулись даже копт. патриарха Иоанна VII. Один из военачальников подал прошение о сохранении жизни обвиняемым, султан согласился при условии выплаты штрафа. Б. а.-Х. смог выплатить необходимую сумму и спасти людей. Однако султан и «факихи» (исламские духовные авторитеты и преподаватели исламского права) стали опасаться популярности Б. а.-Х. «Факихи» Александрии послали султану ложный донос на Б. а.-Х. и просили его казнить. Султан, арестовав Б. а.-Х., потребовал от него признаний, откуда тот берет деньги. Б. а.-Х. отказался отвечать на вопрос, пояснив, что деньги предназначены для бедных и нуждающихся. Б. а.-Х. был приговорен к смерти и казнен, однако память о нем сохранялась на протяжении столетий. В XVIII в. известный араб. ученый Ибн аль-Ахмад аль-Ханбали включил историю Б. а.-Х. в свой восьмитомный биографический словарь. Лит.: Ibn Schakir al-Kutubi. Fawat al-Wafayat. Beirut, 1973-1974. 5 vol.; Subhi Y. Labib. Bulus al-Habis, Saint//CoptE. Vol. 2. P. 424-425. А. А. Войтенко Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/153641.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНУВИЙ [Ануб, Нуб, Ануф; греч. Ανοβ, Ανοφ, копт. anoup, anouf ] (IV в.), прп. Египетский, исп. (пам. 5 июня, греч. 6 июня, копт. 23 паоне (17 июня)). Упомянут в копт. календаре Абу-ль-Бараката . Скорее всего А. подвизался в В. Египте. Вероятно, именно о нем повествует «История монахов» как об отшельнике, к-рого пришли навестить монахи Сурус, Исаия и Павел, т. к. им было видение о его скорой кончине. По их просьбе А. рассказал им о своей жизни и упомянул о том, что во время гонений (возможно, при имп. Юлиане Отступнике ) он исповедал имя Спасителя и с тех пор ни разу не произнес неправды. По словам преподобного, пищу ему приносили ангелы, а сам он неоднократно сподоблялся чудесных видений Небесного Царства. На 3-й день А. умер, и монахи видели, как ангелы приняли его душу. В сохранившихся изображениях мон-ря Бауит встречается изображение 3 монахов: Аполлона, основателя мон-ря, Фиба и А., однако нет оснований для того, чтобы без сомнений отождествить А. на фресках мон-ря Бауит и подвижника, о к-ром упоминает «История монахов». Память А. содержится в греч. и слав. стишных синаксарях под 6 июня, в к-рых А. назван «знаменосцем» (греч. σημειοφρος), т. е. человеком, видевшим божественные знамения. В ВМЧ стих и память А. помещены под 5 июня (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 211 (2-я паг.)). Ист.: ActaSS. Iun. T. 6. P. 641; Hist. mon. Aeg. 11; Rufinus. Hist. mon. 10 (рус. пер.: Руфин. Жизнь отцов. С. 65-67); ЖСв. Июнь. С. 94-97. Лит.: David J. Anoub (2)//DHGE. T. 3. Col. 420-421. М. В. Грацианский Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.) АНТИОХ (VI-VII вв.), писатель, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов , в подвиге просиявших; пам. греч. 24 дек.)

http://pravenc.ru/text/114078.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010