Свв. мучч. Дады, Гаведдаа , сына Савория, царя персского, к сестры Гаведдаевы Баздои , † ок. половины 4 века. Петр. 239. 244. 1295. М. Р. (1295 еще 24 и 30 сентября. 51 сентября 28. В Греч. Мин. Гаведдай назван Говделай). Пр. Феофана милостивого. 239. 244. 247. II. Мученицы Гуделии , пригвожденной к древу Саворием царем персидским в 4 в. 239. 1295. Сирл. М. Р. В стишном прологе разноречие: по стихословию усечена, по сказанию пригвождена к древу). Муч. Каздоя из дружины Дады. 1295. Муч. Петронии мечем. 1295. Св. 382. (Син. I Петрония. сн. 8 окт.) III. Преставление пр. Киприана устюжского, основавшего архангельский монастырь близ Устюга, † 1276 г. 29 сент. 209. IV. Св. Авраамия . Готф. Или подвижник, что 29 октября, он есть и 1 окт. или мученик из дружины Трифона, Трофима, которая в Греч. минеях ныне и 31 окт. Обновление архистратига. Зогр. 2. УКр. М. Р. Западной праздник. Муч. Анастасии . Клар. Вероятно с октября 29, что у нас; ибо она есть в коптских календарях 28 сент. V. Свв. мучч. Александра, Зосимы, Никона, Марка и Алафея . Кондакарь синод. XIII в. 437. Св. 54 (сент. 28). Мучч. 150 в Палестине. 1295. МГр. (17 сент.). Свв. мучч. Трифона, Трофима и Доримедонта . Екл. 1295 . Екл. МГр. (1 февр. 19 сент. и 31 окт.). Преподобномуч. Михаила игумена. 1621 (1 окт.). Пр. Евфимия , спасского архимандрита. 51 (1 апр.). Пр. Авраамия ростовского. 51 (29 окт.). 30 Св. священномуч. Григория , епископа Великой Армении, † ок. 335. 42. Конст. Неап. и все. М. Р. МКр. М. 11 и 12 в. Канон Иосифа. Стих. Сергия. Служба. (Неап. еще 2 и 3 дек. Копт. 1286 и 1338 дек. 11 и 17 сент. Син. 2 сент. 28 и 3 дек.). Свв. мучениц Рипсимии и Гаиании и дружины их при Тиридате. Вас. 43. Петр. Нан. 2. 1295. Рун. М. 12 в. (Остр. Конт. 1286 сент. 26. Екл. Охр. 27 сент. Неап. 28 сент. М. Р. 29 сент. Рипсимия † 26 сент., Гаиания † 27 сент.) Пр. Григория , игумена иже на Пелшме реце, вологодского чудотворца, † 1441 г. Собор 1549. Мак. 1610.1621.1625 и др. †. Службы Волокол. в. Служба. Житие писано в конце XV или в нач. XVI в. Ключев. 197. Мощи под спудом в храме его имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

335 Дидим – греческий грамматик из Александрии второй половины I в. до н. э:, автор большого количества комментариев на книги греческих писателей, в том числе и поэта Пиндара (ок. 522–446 гг. до н. э.). Большинство комментариев Дидима, в том числе и на Пиндара, до нас не дошло. 338 Дионисий Старший – тиран Сиракуз (ок. 430–367 гг. до н. э.). Историю святотатств Дионисия приводит Цицерон (О природе богов. 3:34:83–84). 347 Герилл – философ-стоик III в. до н. э., происходивший из Карфагена, ученик Зенона; Пиррон – древнегреческий философ, родом из Элиды. Современник Аристотеля, основатель скептической философской школы. 357 Ксенофан – греческий философ (ок. 570–489 гг. до н. э.), первый представитель Элейской школы философии. 359 Анаксагор – греческий философ (ок. 500–428 гг. до н. э.), автор сочинения О природе, последний представитель Ионийской философской школы, фактический основатель Афинской философской школы. 385 3Цар. 9:7–9 . Последняя фраза дана в нашем переводе. – В. Т. Ср. Синодальный перевод: «И скажут: “за то, что они оставили Господа, Бога своего, Который вывел отцов их из земли Египетской, и приняли других богов, и поклонялись им и служили им, за это навел на них Господь все сие бедствие”». 387 Ос. 13:13–14 . Перевод наш. – В. Т. Синодальный перевод значительно отличается: «Он – сын неразумный, иначе не стоял бы долго в положении рождающихся детей. От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало?» 407 Феодор – греческий философ из Кирены (ок. 320–280 гг. до н. э.), который отрицал само существование богов (Цицерон. О природе богов. 1:1:2). 410 См.: Платон. Федр. 245с-е. Ср.: Цицерон. Тускуланские беседы. 1:23:53; Цицерон. О государстве. 5:25:27. 412 Полиандрион – букв. с греческого «кладбище». Ср.: «И будет в тот день: дам Гогу место для могилы в Израиле, долину прохожих на восток от моря, и она будет задерживать прохожих; и похоронят там Гога и все полчище его, и будут называть ее долиною полчища Гогова» ( Иез. 39:11 ). Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/o-t...

В современной науке распространен взгляд, согласно которому среди апостолов Иисуса были женщины. Мария Магдалина. К. Кривелли. Ок. 1480 г. Так, например, Р. Бокэм считает, что Иоанна была женщиной-апостолом. В силу созвучия имен ученый отождествляет ее с Юнией, упоминаемой апостолом Павлом: Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа ( Рим. 16:7 ). Реконструкция облика Иоанны-Юнии, предпринятая ученым, не лишена остроумия, но все же относится скорее к области научной фантастики, чем к числу исследований, основанных на источниках. Та информация, которую мы имеем в Евангелиях, не позволяет нам сделать вывод о том, что апостольская миссия, возложенная Иисусом на двенадцать мужчин, распространялась также на кого-либо из женщин. В то же время мы знаем из последующей истории Церкви, что некоторые женщины были удостоены титула равноапостольных и именно в этом качестве вошли в церковный календарь. Первой из них была та самая Мария Магдалина, из которой Иисус изгнал семь бесов ( Мк. 16:9 ). Святая царица Елена. Фреска. XIV в. В числе других равноапостольных женщин – святая царица Елена (327), мать императора Константина; святая Нина, просветительница Грузии (335); святая Ольга (969), бабушка князя Владимира, крестителя Руси. Ни одна из женщин не унаследовала то сакраментальное служение, которое от апостолов передалось последующим поколениям епископов, а от них священникам: эта линия преемства касалась исключительно мужчин. Однако в проповедническом и просветительском служении принимали участие и женщины. Роль женщин в окружении Иисуса, что бы ни говорили современные исследователи, в целом соответствовала той роли, которую женщины играли в израильском обществе времен Иисуса. Женщины были на заднем плане: они служили мужчинам, пока последние занимались важными делами. Апостольская община была сообществом, состоявшим исключительно из мужчин. Однако если говорить о Церкви в целом, то уже на самом раннем этапе ее бытия к ней стали присоединяться и мужчины, и женщины ( Деян. 5:14; 8:12; 17:4,12,34 ). И уже в первом поколении христиан прозвучало слово апостола Павла, обращенное ко всей общине учеников Иисуса: Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе ( Гал. 3:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Власть К. над объединенной империей нуждалась в дальнейшем укреплении путем адм. реформ. Еще одним, отчасти парадоксальным способом решения этой задачи, стало назначение новых соправителей. 13 нояб. 324 г., в дни основания К-поля, К. в Никомидии провозгласил цезарем своего третьего 7-летнего сына Констанция II. Ок. 324 или 325 г., вероятно, в связи с победой над Лицинием мать К. Елена, проживавшая постоянно в Риме, получила титул августы и также стала офиц. соправительницей К. ( Euseb. Vita Const. III 47). 9 нояб. 325 г., во время празднования 20-летия правления К. в Риме, Констанций был провозглашен августом ( Euseb. Vita Const. IV 40; Socr. Schol. Hist. eccl. I 38; Chron. Pasch. P. 525. 9-10. 25 дек. 333 г. в К-поле цезарем был провозглашен младший сын К. Констант ( Euseb. Vita Const. IV 40; Hieron. Chron.//PL. 27. Col. 678а; Socr. Schol. Hist. eccl. I 38). Обеспечив высокие титулы и положение своим сыновьям, К. стремился приобщить к участию в управлении и др. ближайших родственников. 23 (19?) сент. 335 г. К. провозгласил цезарем Далмация Младшего, своего племянника (сына Далмация Старшего, сына имп. Констанция Хлора и Феодоры; Hieron. Chron.//PL. 27. Col. 679a; Oros. Hist. adv. pag. VIII 28. 30; Chron. Pasch. P. 531.16-18; Theoph. Chron. P. 29.28). Вскоре Далмацию было поручено возглавить соединение рим. войск, отправленное на подавление мятежа на Кипре, где императором был провозглашен некий Калокир. Примерно в это же время др. племянник К., Ганнибалиан Младший (брат Далмация Младшего), также стал цезарем, получил титул rex regum (царь царей) и был направлен в Кесарию Каппадокийскую (видимо, в распоряжение К.- Chron. Pasch. P. 532.1-3). В 335 г. сан патрикия и чин консула получил Юлий Констанций, сводный брат К. (отец имп. Юлиана Отступника; PLRE. Vol. 1. P. 226). Ок. 335 г. окончательно оформился раздел империи между неск. соправителями и наследниками К. Первоначальный удел К. на крайнем Западе (Британия, Галлия и Испания) был передан Константину II; Италия, Норик, Паннония, Иллирик, а также большая часть Сев. Африки - Константу I; весь Восток и Египет - Констанцию II; диоцезы Фракия и Юж. Иллирик (регион балканской Греции) находились под упр. Далмация Младшего. Система соправительства, созданная К., во многом повторяла принципы устройства тетрархии Диоклетиана. Однако К. сделал соправителями только членов своей семьи и тем самым придал тетрархии наследственный характер. Соправители К. при его жизни пользовались куда меньшим объемом самостоятельных полномочий, чем ранее соправители Диоклетиана. Их функции помимо простой «подготовки к будущему правлению» сводились в основном к демонстрации перед обществом устойчивости и наследственного характера власти К.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

Объединение империи в 324 г. впервые поставило К. перед лицом необходимости строить взаимоотношения также с персид. державой Сасанидов, восточным и наиболее могущественным соседом империи. В это время продолжал действовать мирный договор Рима и Персии 299 г., к-рым была прекращена череда затяжных войн III в., а также в состав рим. владений были возвращены крупная крепость и центр транзитной торговли Нисибин и неск. др. областей Сев. Месопотамии. Отношения между державами к 324 г. были напряженными, поскольку незадолго до этого из Ктесифона в империю бежал брат шаха Шапура II Хормизд, к-рый был с честью принят при дворе Лициния, а затем и К. Враждебность персов по отношению к правлению К. проявилась в жестоком преследовании христиан в Месопотамии, к-рое Шапур II начал в это время. Ок. 325 г. к К. прибыло персид. посольство, к-рое поздравило К. с победой над Лицинием и, видимо, заверило императора в своем дружественном отношении. В ответ К. отправил личное письмо Шапуру ( Euseb. Vita Const. IV 8-13; Theodoret. Hist. eccl. I 25; Sozom. Hist. eccl. II 8-15), в к-ром заявлял о неприятии язычества как «древнего заблуждения» и увещевал прекратить гонения на христиан. Несмотря на желание К. защитить персид. христиан, а также на присутствие Хормизда как возможного повода для вмешательства в персид. дела, К. в это время не был в состоянии вести активные военные действия. Его армия была утомлена тяжелой войной против Лициния, а часть ее сил требовалось направить на укрепление дунайской границы. Прохристианская политика К. и его откровенно высказанные расчеты на проповедь и укрепление влияния христ. епископов на Востоке должны были насторожить персов и заставить их противодействовать проникновению христианства на свою территорию. Укреплению положения империи на Востоке послужило также принятие христианства в царстве Иверия (после 324) и в Армении царем Трдатом III. После смерти Трдата в 330 г. в Армении начались междоусобицы, и персы попытались вмешаться и повлиять на ход событий в свою пользу. В нач. 30-х гг. IV в. нек-рые арм. княжества к востоку от Тигра, прежде подчинявшиеся империи, перешли на сторону персов. В 335 г. К. отправил на Восток цезаря Констанция с войском, чтобы предотвратить дальнейшее продвижение потенциального противника. Скорее всего в связи с этими событиями в 335 г. Ганнибалиан Младший был провозглашен «царем царей» и также оказался на Востоке. Титул Ганнибалиана (аналогичный традиц. титулу иран. царей) скорее всего указывает на большие планы экспансии на Восток, к-рые в это время вынашивал К. Вероятно, К. предполагал в ближайшем будущем создать новое союзное Риму гос-во, к-рое могло бы объединить завоеванные земли Закавказья, Месопотамии и Ирана. Ок. 335 г. при дворе К. побывало также посольство из «Индии» (скорее всего Эфиопии), с к-рым, видимо, также обсуждалась ситуация на Востоке и возможные перспективы союзничества ( Euseb. Vita Const. IV 50).

http://pravenc.ru/text/1841980.html

Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Ди­на­стия Имя Го­ды прав­ле­ния/Го­ды жизни Чем из­ве­стен Об­сто­я­тель­ства смерти Ка­но­ни­за­ция Ди­на­стия Кон­стан­ти­на (2я Флавиев) Кон­стан­тин I Ве­ли­кий (Фла­вий Ва­ле­рий Авре­лий Константин) 306–312, 312–324, 324–337/272–337 Сде­лал хри­сти­ан­ство гос­под­ству­ю­щей ре­ли­ги­ей, пе­ре­нес сто­ли­цу в Ви­зан­тий (Кон­стан­ти­но­поль), ор­га­ни­зо­вал но­вое гос. устрой­ство. С его име­нем свя­за­но окон­ча­тель­ное уста­нов­ле­ние не­огра­ни­чен­ной вла­сти императора. Умер от вос­па­ле­ния лег­ких. На смерт­ном од­ре при­нял Крещение. Про­слав­лен. Кон­стан­тин II (Фла­вий Клав­дий Константин) 317–337, 337–340/ок. 317–340 Тре­бо­вал от сво­их бра­тьев тер­ри­то­ри­аль­но­го пе­ре­де­ла, сра­жал­ся с ними. По­гиб в сра­же­нии: упал с ра­не­ной ло­ша­ди и умер от мно­же­ства ран. Кон­стан­ций II (Фла­вий Юлий Констанций) 324–337 337–340, 340–350, 350–361/317–361 Тор­же­ство ари­ан­ства, при этом пре­сле­до­ва­ние язы­че­ских куль­тов. Бо­рол­ся за уста­нов­ле­ние кон­тро­ля над всей им­пе­ри­ей, что ослож­ня­лось вой­ной с пер­са­ми и германцами. Умер в во­ен­ном по­хо­де от лихорадки. Дал­ма­ций Млад­ший (Фла­вий Далмаций) 335–337/? — 337 Кон­стан­тин Ве­ли­кий про­воз­гла­сил Дал­ма­ция Млад­ше­го це­за­рем и от­дал ему в управ­ле­ние Фра­кию, Ма­ке­до­нию и Грецию. Убит во вре­мя двор­цо­во­го переворота. Ган­ни­ба­ли­ан Млад­ший (Фла­вий Ганнибалиан) 335–337/? — 337 Ре­аль­ной вла­сти Ган­ни­ба­ли­ан, по-ви­ди­мо­му, ни­ко­гда не имел. Убит во вре­мя двор­цо­во­го переворота. Вет­ра­ни­он (пол­ное имя не сохранилось) 350/? — 356 По­сле не­про­дол­жи­тель­но­го прав­ле­ния был от­стра­нен от вла­сти Кон­стан­ци­ем II, но остав­лен в живых. Умер сво­ей смер­тью, на­хо­дясь на пенсии. Кон­стан­ций Галл (Фла­вий Клав­дий Кон­стан­ций Галл) 351–354/ок. 335–354 Де­мон­стри­ро­вал свою пре­дан­ность хри­сти­ан­ству. До­бил­ся успе­хов в вой­не с пер­са­ми, по­да­вил вос­ста­ние в Иудее и от­ра­зил на­бег ис­ав­ров, во внут­рен­ней по­ли­ти­ке про­явил край­нюю же­сто­кость, на­чав ре­прес­сии про­тив си­рий­ской знати.

http://azbyka.ru/shemy/imperatory-vizant...

В конечном счете трактат «О иероглифах» повлиял и на становление масонской эмблематики. 283, 286 Гораций Флакк, Квинт (65—8 до н. э.), древнеримский поэт и теоретик литературы. 3, 93, 158, 204, 293 Горгий Леонтинский (ок. 485—ок. 380 до н. э.), древнегреческий софист, основоположник античной риторики. 235, 236, 237, 239, 240, 262 Грациан, Флавий (359 — 383), император (367–383), соправитель Валента, затем Феодосия I. 259, 309 Григорий VII (между 1015 и 1020–1085), папа римский (1073–1085), один из наиболее убежденных, последовательных и энергичных выразителей теократических притязаний средневекового папства. 264 Григорий Назианзин, Григорий Богослов (ок. 330ок. 390), ранневизантийский церковный деятель и мыслитель, проповедник и поэт. Получил отличное риторическое и философское образование, завершенное в Афинах, где Григорий подружился с Василием Кесарийским. Некоторое время был епископом Сасимы, затем Назианза (оба города в Малой Азии). В 379 г. был призван на епископство в Константинополь для борьбы с арианством и в 381 г. председательствовал на Втором Вселенском соборе, но в том же году, в обстановке смут и интриг, сложил с себя высокий сан, мало отвечавший его созерцательному душевному складу, и вернулся на родину. Как мыслитель Григорий Назианзин испытал определяющее влияние платонической традиции. Высшее достижение его прозы — прочувствованные панегирики отцу и Василию; следует отметить также яростные выпады против императора Юлиана. В поэтическом наследии Григория известное место занимает версификаторская игра; однако вершины его лирики отмечены одновременно старой античной тонкостью формы и новой проникновенностью отрешенно-медитативной интонации. Автобиографические поэмы и стихотворения по остроте самоанализа сопоставимы с «Исповедью» Августина. 6, 42, 57, 83, 84, 90, 91, 257,258,281,308 Григорий Нисский (ок. 335 — после 394), ранневизантийский церковный писатель, богослов и философ. Брат Василия Кесарийского, друг Григория Назианзина, входил вместе с ними в так называемый каппадокийский кружок церковных деятелей и мыслителей. Как и другие члены кружка, испытал определяющее влияние Платона и христианского платонизма Ори-гена, но превосходил сотоварищей по кружку смелостью и глубиной философского умозрения. 25,40,43, 169, 171,255,277

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=767...

На заседаниях присутствовали наиболее влиятельные епископы Церкви Англии: Г. Шелдон (1598-1677), еп. Лондонский, Дж. Козин (1594-1672), еп. Даремский, Дж. Морли (1597-1684), еп. Вустерский, Р. Сандерсон (1587-1663), еп. Линкольнский, и др.; неформальным лидером пресвитериан был богослов и проповедник Р. Бакстер (1615-1691), яркий полемист и убежденный сторонник пуританизма (полный список участников см.: Procter, Frere. 1910. P. 170). После начала конференции пресвитериане по просьбе епископалов составили список тех изменений, к-рые, по их мнению, следовало внести в «К. о. м.»; в этом списке, известном под названием «Исключения», оказалось ок. 20 замечаний общего характера и ок. 70 предложений по изменению текстов конкретных последований и рубрик (см.: The Exceptions against the Book of Common Prayer// Cardwell. 1840. P. 303-335). Бакстер обобщил в «Исключениях» большинство ранее высказанных пуританами и пресвитерианами критических замечаний к тексту «К. о. м.»; в документе высказывались традиционные требования привести богослужебные тексты в согласие со Свящ. Писанием, исключив из них все выражения, не встречающиеся в Писании, диалоги и прошения, нарушавшие строгую последовательность богослужения, отменить посты и праздничные дни, разрешить пресвитерам при желании произносить во время богослужения собственные молитвы, а также пропускать те молитвы, к-рые им кажутся излишними, и т. п. Все эти требования были неприемлемы для епископалов. Составленный епископами письменный ответ (см.: The Answer of the Bishops to the Exceptions of the Ministers//Ibid. P. 335-363) свидетельствует о том, что они были готовы уступить пуританам лишь в нек-рых малозначительных вопросах, а всю принципиальную критику не приняли, заявив, что нет необходимости менять законный порядок, установленный в Церкви Англии в предшествующие годы, который не противоречит богословским принципам христианства. После ряда публичных диспутов Бакстер составил письменный ответ епископам, а также выступил с предложением разрешить использование в Церкви Англии наряду с «К.

http://pravenc.ru/text/1841554.html

Русские участки в Б.-Д. были приобретены начальником Русской духовной миссии архим. Антонином (Капустиным) . В Дахре (площадь 13177 кв. м), купленной в 1866 г., были построены на средства имп. Марии Александровны двухэтажное здание школы для араб. девочек и на средства гр. О. М. Путятиной одноэтажное здание амбулатории. В 1886 г. участок передан архим. Антонином вместе со школой в дар ИППО, в 1890 г. там была открыта жен. учительская семинария ИППО, готовившая преподавателей для начальных школ. В 1896 г. участок переведен на имя Российского правительства, с 1917 г. находился в ведении РПЦЗ, в 1978 г. продан муниципальным властям г. Вифлеема. Комплекс зданий семинарии и школы не сохранился. Участок с домом архим. Антонина (площадь 2700 кв. м), приобретенный в 1869 г., позже слился в одно владение с предыдущим участком. Участок Рас-Она (площадь 9520 кв. м), купленный в 1873 г., был переведен в 1901 г. на имя председателя ИППО мч. вел. кн. Сергия Александровича. Архим. Леонидом (Сенцовым) на нем был построен приют для паломников (1907). В наст. время в ведении РПЦЗ. Ист.: Бордосский путник 333 г.//ППС. 1882. Т. 1. Вып. 2. (Вып. 2). С. 33; Хожение гостя Василья//Там же. 1884. Т. 2. Вып. 3. (Вып. 6). С. 9; Евсевия Памфилова, еп. Кесарии Палестинской, о названиях местностей, встречающихся в Свящ. Писании, ок. 320 г. Блаженного Иеронима, пресвитера Стридонского, о положении и названиях Еврейских местностей, ок. 388 г.//Там же. Т. 13. Вып. 1. (Вып. 37). С. 41; Путник Антонина из Плаценции конца VI в.//Там же. Т. 13. Вып. 3. (Вып. 39). 1895. С. 40; Хождение архимандрита Агрефенья обители Пресв. Богородици, ок. 1370 г.//Там же. 1896. Т. 16. Вып. 3. (Вып. 48). С. 18; Аркульфа рассказ о св. местах, записанный Адомнаном ок. 670 г.//Там же. 1898. Т. 17. Вып. 1. (Вып. 49). С. 85; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdome of Jerusalem: A Corpus. Camb.; N. Y., 1993. Vol. 1: А-К. Р. 93-95; Россия в Св. земле. Т. 1. С. 703-704, 720. Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Старый Иерусалим и его окрестности. М., 1873. С. 335-336, 374-379; Дмитриевский А. А. Бет-Джальская жен. учительская семинария и посещение ее Блаж. Патриархом Иерусалимским Дамианом//СИППО. 1911. Т. 22. Вып. 1. С. 65-73; [Мефодий (Кульман), еп. ]. Св. земля. П., 1961. С. 148; [он же]. Спутник паломника по Св. местам. П., 1992. С. 52-53; Abel F. M. Chronique: Une crypte byzantine à Beit Djala//RB. 1923. T. 32. P. 271-272. Pl. 6; Fleckenstein K. -H. Israel Westjordanland Reiseführer. Lahr (Deutschland), 1995. S. 82; Ραπτπουλος Ζ. Ταξιδεοντας στν Αγα Γ. Λεμεσς, 1996. Σ. 164-165; Δπτυχα. 2002. Σ. 1384.

http://pravenc.ru/text/77832.html

Поскольку П. Р., сохранив верность мятежному аббату, оказался скомпрометирован, после смерти Валы в 836 г. он не мог претендовать на пост аббата Корби. Только после кончины имп. Людовика Благочестивого (840) и аббата Корби Исаака (сент. 843) П. Р. был избран новым аббатом (кон. 843 или нач. 844). В 846/7 г. он принимал участие в Парижском Соборе, на к-ром добился подтверждения привилегий аббатства, в т. ч. права свободного избрания аббата (MGH. Leg. Conc. T. 3. P. 144-149). В 849 г. вместе с др. участниками Собора в Кьерзи он осудил учение Готшалька († ок. 867-869) (Ibid. P. 196). Неясно, послужило ли это обстоятельство непосредственным поводом, но в том же году, уже находясь в ссылке, Готшальк прочитал трактат П. Р. «О Теле и Крови Господа» и написал на него 2 опровержения (изданы как 1 трактат: Godescalcus Orbacensis. Opusculum theologicum. 23//Oeuvres théologiques et grammaticales de Godescalc d " Orbais/Ed. C. Lambot. Louvain, 1945. P. 324-335, 335-337). Возможно, текст трактата П. Р. предоставил Готшальку его друг и сторонник Ратрамн († ок. 868), монах Корби (вероятно, с 825) ( Chazelle. 2003). В историографии у Ратрамна сложилась репутация главного противника П. Р., однако в его сочинениях прямых выпадов против П. Р. нет (возможно, по той причине, что Ратрамн хотел избежать прямого конфликта с аббатом своего мон-ря). Хронология спора также остается неясной. По повелению западнофранк. кор. Карла Лысого (840-877; император с 875) Ратрамн написал одноименный евхаристический трактат «О Теле и Крови Господа» ( Ratramnus. De corpore et sanguine Domini/Ed. J. N. Bakhuizen van den Brink. Amst., 19742. P. 43). Если появление трактата непосредственно связано с делом Готшалька, его следует относить к 849-850 гг. ( Chazelle. 2003). В то же время Ратрамн в большей мере выступал против главного противника Готшалька - Гинкмара , архиеп. Реймсского (845-882), который разделял учение П. Р. о Евхаристии (см., напр., его поэму «Ferculum Salomonis», к-рая датируется 853-856 - MGH.

http://pravenc.ru/text/2579153.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010