Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОДУЛИЯ АНАЗАРВСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мц. Феодулия (Феодула). Икона Феодулия (Феодула , греч. Θεοδουλη ) Аназарвская (+ 298 /ок. 304 ), мученица Память 5 февраля , 18 января (Греч. ) Пострадала в 298 году или ок. 304 года в городе Аназарве , в царствование римских императоров Диоклетиана (284-305) и Максимиана (286-305). Правитель города Пелагий был очень жесток. Его слуги разыскивали по всей области христиан и приводили к нему на суд, где они, выслушав царский указ, должны были поклониться идолам. Однажды к нему привели женщину-христианку по имени Феодулия. Она боялась не столько мук, сколько того, чтобы не быть оскверненной неверными, и предлагала им много золота. Но слуги не взяли золота, а привели ее на суд к правителю. Пелагий спросил ее имя и велел поклониться языческим богам; в случае же отказа грозил ей жестокими муками. Святая Феодулия отвечала: " Я - христианка. Имя это мое почетное и вечное, люди же называют меня Феодулией. Я поклоняюсь Единому Истинному Богу и не поклонюсь камню " . Пелагий рассвирепел и приказал начинать пытки. Господь подал Феодулии Свою помощь. и она не чувствовала боли. Пелагий же приписал это действию богов, которые щадят Феодулию в надежде, что она обратится к ним. Святая Феодулия сказала правителю: " Где твои боги, которые щадят меня, покажи мне их, чтобы я могла воздать им честь? " Ее привели в храм Адриана, которого почитали могущественнейшим богом. Святая, помолившись Истинному Богу, дунула на идола, и он рассыпался. Увидев это, Пелагий затрепетал от ужаса. Если слух о сокрушении идола дойдет до царей, тогда он будет брошен на съедение зверям. С рыданиями припал он к ногам святой Феодулии, умоляя ее восставить из праха идола, обещая за это принять христианство. Святая сотворила усердную молитву Господу Иисусу, и идол, целый и невредимый, опять встал на свое место.

http://drevo-info.ru/articles/8968.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АСКАЛОН АНТИНОЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Аскалон Антинойский (Аскла, Акла, Аскала, греч. σκλς, Ακλς. Ασκαλς ; + 287 ), мученик Память 20 мая Родился в городе Ермополе Великом (Средний Египет ). Святой пострадал в 287 году при Диоклетиане (284 - 305). Приведённый вместе с другим знатным христианином Леонидом к правителю Фив Арриану , Аскалон смело исповедал свою веру и отказался принести жертву языческим богам. Святой предрек Арриану, что придет час, когда и он вынужден будет назвать Иисуса Христа Единым и Истинным Богом. По приказу Арриана святых стали жестоко мучить, подвесили и терзали железными орудиями, так что куски их тел падали на землю. Аскалон и Леонид молча переносили муки. Когда один из присутствовавших, подойдя к святому Аскалону, сказал: " Смотрите, он уже без чувств и близок к смерти " , - мученик ответил: " Я не лишился чувств и неустанно славлю Бога моего и Создателя " . Правитель Арриан приказал везти мучеников в город Антиною , расположенный на противоположном берегу Нила, для продолжения пыток, куда намеревался вскоре прибыть сам. Но святой Аскалон обратился с молитвой к Богу, прося Его удержать лодку Арриана до тех пор, пока он не исповедает Имя Господа Иисуса Христа пред всем народом. И вот лодка Арриана на середине реки внезапно остановилась и гребцы не могли сдвинуть её с места. Арриан приписал чудо действию волшебных чар Аскалона. По повелению святого правителю пришлось написать исповедание Единого Истинного Бога, и тогда лодка приплыла к берегу. Войдя в город, Арриан приказал опять повесить святых Аскалона и Леонида и обжигать их тела огнём, после чего приказал утопить их в глубине реки. Провожавшим их христианам мученик Аскалон сказал: " Старайтесь, братья, получить награды от Господа Бога. На третий день, дети мои, приидите в северную часть города и там найдете моё тело. Похороните его вместе с привязанным к нему камнем " .

http://drevo-info.ru/articles/5852.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПРОКОПИЙ, ВЕЛИКОМУЧЕНИК Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Великомученик Прокопий Кесарийский Прокопий Кесарийский (+ 303 ), великомученик . Память 8 июля . Святой великомученик Прокопий, в миру Неаний, родом из Иерусалима , жил и пострадал в царствование императора Диоклетиана (284-305). Отец его, знатный римлянин, по имени Христофор, был христианином, но мать святого, Феодосия, оставалась язычницей. Рано лишившись отца, юный отрок был воспитан матерью. Получив прекрасное светское образование, он был представлен Диоклетиану в первый год его вступления на престол и быстро продвинулся по службе. К 303 году, когда было воздвигнуто открытое гонение на христиан, Неаний был послан проконсулом в Александрию с повелением беспощадно преследовать Церковь Божию. Но на пути в Египет , близ Сирийского города Апамеи , Неанию было явление Господа Иисуса Христа, как некогда Савлу на пути в Дамаск. Божественный голос возвестил: " Неаний, и ты идешь на Меня? " Неаний спросил: " Кто Ты, Господи? " - " Я - распятый Иисус, Сын Божий " . В то же время в воздухе появился сияющий крест. После видения Неаний ощутил в своем сердце неизреченную радость и духовное веселие и превратился из гонителя в ревностного последователя Христа. С тех пор Неаний возлюбил христиан и победоносно сражался только против варваров-язычников. Но на святом угоднике сбылось слово Спасителя, что " враги человеку - домашние его " (Мф. 10, З6). Мать, язычница, сама пришла к императору с жалобой на сына, непочитающего отечественных богов. Неаний был вызван к прокуратору Иудеи Иусту, где ему торжественно было вручено послание Диоклетиана . Прочитав полное богохульств послание, Неаний молча на глазах у всех изорвал его. Это было уже преступление, которое римляне обозначили как " оскорбление величества " . Неаний был взят под стражу и в узах отправлен в Кесарию Палестинскую , где томился когда-то апостол Павел . После страшных мучений Святого бросили в сырую темницу. Ночью в тюремной комнате воссиял свет, и Сам Господь Иисус Христос , придя со светлыми Ангелами, совершил Крещение страдальца-исповедника, дав ему имя Прокопий.

http://drevo-info.ru/articles/4415.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СЕВАСТИАН МЕДИОЛАНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мученичество св. Севастиана Севастиан Медиоланский, Римский (+ ок. 287 ), мученик Память 18 декабря Родился в городе Нарбонне (Галлия), а образование получил в Медиолане . При императорах-соправителях Диоклетиане и Максимиане (284 - 305) он занимал должность начальника дворцовой стражи. Святой Севастиан пользовался авторитетом и любовью у воинов и придворных, ибо был человеком храбрым, исполненным премудрости, правдивым в словах, справедливым в суде, предусмотрительным в совете, верным на службе и во всех поручениях. Будучи сам тайным христианином, святой много помогал братьям по вере. Заточенные в темницу братья-христиане Маркеллин и Марк , сначала твердо исповедовавшие истинную веру, под влиянием слезных уговоров своих родителей-язычников (отца Транквиллина и матери Маркии), жен и детей поколебались в своем намерении пострадать за Христа. Святой Севастиан пришел к царскому казнохранителю, в доме которого содержались в заключении Маркеллин и Марк, и произнес вдохновенную проповедь и убедил братьев идти на мученический подвиг. Речь его потрясла всех присутствовавших. Они увидели, что лицо святого сияет, как у ангела, явившиеся семь Ангелов облекли его в светлую одежду, а Прекрасный Юноша благословил проповедника и сказал: " Ты всегда будешь со Мною " . Жена царского казнохранителя Никострата , Зоя , 6 лет назад потерявшая дар речи, припала к ногам святого Севастиана и знаками просила исцелить ее. Святой осенил женщину крестным знамением, - она тотчас же заговорила и прославила Господа Иисуса Христа и сказала, что видела Ангела с раскрытой книгой, по которой святой Севастиан читал свою проповедь. Тогда все присутствовавшие уверовали в Спасителя мира. Никострат снял оковы с Маркеллина и Марка и предложил им скрыться, но братья отказались. Марк сказал: " Пусть терзают наши тела любыми муками; они могут убить тело, но душу, воинствующую за веру, победить не в силах " .

http://drevo-info.ru/articles/4625.html

Дан. 7, 8, однако у Афраата иная граница между предложениями. 271 Дан. 7, 24. Пешитта=Синод.: А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей. 272 Дан. 7, 8. Пешитта=Синод.: вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним. 273 Ср. Дан. 7, 24. 274 Ср. Дан. 7, 25; 1 Макк. 1, 36–51. 275 Ср. Дан. 9, 27. 276 Ср. 2 Макк. 6, 4. 277 Ср. 2 Макк. 6, 5. 278 Пс. 78, 1–3. 279 Ср. 2 Макк. 6, 18–31. 280 Ср. 2 Макк. 7, 1–42. 281 Ср. 2 Макк. 5, 27. 282 Дан. 7, 21. 283 Ср. Дан. 7, 25. 284 Ср. 1 Макк. 1, 48. 285 Дан. 7, 25. Пешитта: он возмечтает отменить времена и сроки и законы, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. Синод.: даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. 286 Дан. 7, 26 (Пешитта, с отличной от Синод. границей между стихами). Синод.: Затем воссядут судьи, и отнимут у него власть губить и истреблять до конца. Царство же и власть… 287 Ср. 2 Макк. 9, 18. 288 Ср. Ис. 41, 14 (Пешитта). Синод.: червь Иаков… 289 Ср. 2 Макк. 9, 5–10. 290 (B) праведника. 291 Игра слов «мои друзья–смиловался» rahmay-rahem. 292 Ср. 2 Макк. 9, 18–28. 293 Дан. 7, 27. Пешитта=Синод.: же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего. 294 Иер. 6, 30. 295 (А) ты уже не призришь. 296 Плач 4, 17 (Пешитта). Плач 4, 16 (Синод.). 297 Ис. 52, 11. Пешитта=Синод.: Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого. 298 Ср. Дан. 7, 27. 299 Т. е. сыны Израиля. 300 Ос. 8, 10. Пешитта: они отдохнут немного от бремени царей и князей. Синод.: и они начнут страдать от бремени царя князей. 301 Ср. Дан. 9, 25–26. 302 Т. е. сынов Израиля. 303 Ср. Ин. 1, 11. 304 Ср. Мф. 21, 34; Мк. 12, 2; Лк. 20, 10. 305 Ср. Втор. 32, 32. 306 Ср. Ис. 5, 2. 307 Ср. Втор. 32, 32. 308 Ср. Ис. 5, 1. 309 Т. е. сынами Израиля. 310 (А) иудеев. 311 Ср. Дан. 7, 22; Мф. 19, 28. 312 Игра слов «запустение–дикие ягоды»: HUrba  — harUbe 313

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Дан. 8 :9. И от одного из них вышел один крепкий рог и чрезвычайно разросся к югу, и к востоку и к силе 275 , Дан. 8 :10. И вознесся даже до воинства небесного, и низринул на землю часть воинства небесного и звезд, и попрал их 276 , Дан. 8 :11. Пока Архистратиг 277 не избавил пленных. И из за него жертва прекратилась 278 , и он преуспевал, и Святое опустело 279 . Дан. 8 :12. И осквернена жертва 280 , и повержена правда на землю, и он делал и преуспевал. Дан. 8 :13. И я слышал одного святого говорящого, и сказал один святой другому некоему 281 вопрошавшему 282 : „до какого времени простирается 283 видение об отнятии жертвы, о совершении 284 греха опустошения и попрании святого и воинства“? Дан. 8 :14. И сказал ему: до 2300 вечеров и утр дней, и (тогда) святое очистится 285 . Дан. 8 :15. И было: когда я, Даниил, увидел видение и искал значения (его), и вот стал предо мною как бы облик мужа. Дан. 8 :16. И слышал я голос мужа среди Увала, и воззвал он и сказал: „Гавриил! объясни ему видение“. Дан. 8 :17. И подошел он и стал близ (места) моего стояния, и когда он подошел, я ужаснулся и пал на лице мое. И он сказал мне: „сын человеческий! знай, что видение относится к концу времени“. Дан. 8 :18. И когда он говорил со мною, я упал ниц 286 на землю, и он прикоснулся ко мне и поставил меня на ноги мои и сказал 287 : Дан. 8 :19. Вот я возвещаю тебе имеющее быть в последние дни 288 гнева (на сынов народа твоего 289 , ибо к концу времени (относится) видение. Дан. 8 :20. Овен, которого ты видел имеющим 290 рога,-царь Мидян и Персов 291 . Дан. 8 :21. А козел (из стада) коз 292 -царь Еллинский, а большой рог, который между глазами его, это-первый царь 293 . Дан. 8 :22. А когда он сломился, поднялись из под него четыре рога, это-четыре царя возстанут из народа его, но не с его силою. Дан. 8 :23. Под конец же царства их, когда грехи их исполнят (меру), возстанет царь безстыдный лицем и искусный в замыслах 294 . Дан. 8 :24. И крепка сила его, хотя не своею силою 295 , и изумительно 296 будет он опустошать, и успевать, и действовать, и погубит 297 сильных и народ святой. Дан. 8 :25. И ярмо цепей своих исправит 298 , лесть (будет) в руке его, и в сердце своем он будет величаться, и коварством погубит 299 многих, и на погибель многих возстанет и, как яйца, рукою сокрушит 300 . Дан. 8 :26. И видение о возвещенных 301 вечере и утре истинно, а ты запечатай 302 видение, ибо оно (относится) к отдаленным 303 дням 304 . Дан. 8 :27. И я, Даниил, лежал 305 и был в изнеможении (многие) 306 дни 307 , потом встал, и занимался царскими делами, и удивлялся видению, но никто не понимал (его) 308 . Глава 9 Дан. 9 :1. В первый год Дария, сына Ассуирова, из Мидийского племени, который царствовал в царстве Халдейском 309 , Дан. 9 :2. В первый год царствования его, я, Даниил, уразумел в книгах число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, (что) на окончание опустошения Иерусалима (назначено) семьдесят лет 310 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Орнамент покрывает практически всю наружную площадь стен. На нем есть фигуры и лики святых, птицы, растения, животные, грифоны и даже слон — его изображений больше нет ни на одном храме в мире. Ученые до сих пор спорят о происхождении и смыслах этих образов. По их мнению резные изображения на соборе — иллюстрация ветхозаветного видения пророка Иезекииля, в котором описывается явленный ему храм: Лев — один из самых знаменитых барельефов храма От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения, сделаны были херувимы и пальмы; пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме лицо львиное; так сделано во храме кругом (Иез 41:17—19). Великомученик Георгий Победоносец Святой, живший на рубеже III–IV веков. Он был воином на службе римского императора Диоклетиана (284–305). За исповедание веры во Христа правитель-язычник жестоко мучил святого, а затем приказал казнить. Православная Церковь празднует его память 6 мая и 16 ноября. Святого Георгия особо почитали на Руси как покровителя воинов, в честь него возводили храмы и изображали его на знамёнах. Изображение великомученика Георгия стало частью герба Московского княжества, а затем и герба Российской империи. Сегодня святой Георгий — на гербе Москвы. Успенский собор московского Кремля Первый каменный храм Москвы. Был построен в 1326–1327 годах по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Дорога Из Москвы до Юрьева-Польского удобно добраться по железной дороге, расстояние — 200 км. От Ярославского вокзала до одноименной станции ехать около 4,5 часов. Дальше — пешком или городским транспортом. Фото Сергея Николаева/railwayz. info Станция Юрьев-Польский находится на участке Северной железной дороги, расположенном во Владимирской области. На станции одна платформа и четыре пары путей. Ежедневно здесь останавливаются поезда дальнего сообщения и электропоезда местного назначения. От станции Юрьев-Польский можно доехать в Москву, Иваново, Александров, Кинешму и ряд других городов. Ближайшие железнодорожные остановки к станции Юрьев-Польский: Леднево, Старково, Бавлены и Кольчугино.

http://foma.ru/sobor-georgija-pobedonosc...

Прибавление Римские и греческие императоры, патриархи восточные, римские пары, русские князья и цари, митрополиты и патриархи. Римские и греческие императоры Октавиан Август. † 14. Тиверий 14–37. Кай Калигула 37–41. Клавдий I 41–54. Нерон 54–68. Гальба и Вителлий 68–70. Веспасиан 70–79. Тит 79–81 . Домициан 81–96. Нерва 96–98. Траян 98–117. Адриан 117–138. Антонин Пий 138–161. Марк Аврелий 161–180. Коммод 180–192. Септимий Север 193–211. Каракалла 211–217. Гелиогабал 218–222. Александр Север 222–235. Максимин I 235–238. Гордиан и другие 238–244. Филипп аравитянин 244–249. Декий 249–251. Галл 251–253. Валериан 253–259. Галлиен 260–268. Клавдий II 268–270. Аврелиан 270–275. Тапит 275–276. Проб 276–282. Кар 282–283. Нумериан и Карин 283–284. На Востоке Диоклитиан 284–305. Максириан Галерий 305–311. Максимин Дака 305–313. Ликиний 311–324. Св. Константин В. 324–337. Константм II 337–340 Констанций 337–361. Иулиан 361–363. Иовиан 363–364. Валент 364–378. Св. Феодосий В. 379–395. Аркадий 395–408. Св. Феодосий II 408–450. Маркиан 450–457. Св. Лев I 457–474. Лев II 474. Василиск 474–477. Зенон 474–491. На Западе Максимиан 284–305. Максентий 305–312. Констанций Хлор 305–306. Константин В. 306–337. Констант 337–350. Магненций 350–353. Констанций же 353–361. Иулиан же 361–363. Иовиан же 363–364. Валентиниан I 364–375. Грациан 375–383. Валентиниан II 383–392. Феодосий В. 383–395. Гонорий 395–423. Валентиниан III 423–455. Авит 456. Майориан 457–461. Либий Север 461–465. Анфимий 467–472. Гликерий и Юлий Непот 472–474. Ромул Августул 475–476. На Востоке Анастасий Дикор 491–518. Иустин I 518–527. Св. Иустиниан I 527–565. Иустин II 565–578. Тиверий 578–582. Св. Маврикий 582–602. Фока 602–610. Ираклий 610–641. Св. Константин III (иными не считается) 641 г. Констанс или Константин (IV) 641–668. Констант. Погонат IV (V) 668–685. Иустиниан II 685–711. Филипп Бардан 711–715. Анастасий II 713–715. Феодосий III 715–717. Лев III Исавр 717–741. Константин V (VI) Копронин 741–775. Лев IV Хазар 775–780.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

II. Хронологический перечень римских и греческих императоров, восточных патриархов, римских пап, русских князей, царей и императоров А. Римские и греческие императоры Октавиан Август 30 до P. X. – 14 по P. X. Тиверий 14–37. Кай Калигула 37–41. Клавдий I 41–54. Нерон 54–68. Гальба, Оттон и Вителлий 68–70. Веспасиан 70–79. Тит 79–81 . Домициан 81–96. Траян 98–117. Адриан 117–138. Антонин Пий 138–161. Марк Аврелий 161–180. Коммод 180–192. Пертинакс 192. Дидий Юлиан 193. Септимий Север 193–211. Каракалла 211–217. Макрин 217–218. Гелиогабал 218–222. Александр Север 222–235. Максимин I 235–238. Гордиан и другие 238–244. Филипп аравитянин 244–­249. Декий 249–251. Галл 251–253. Валериан 253–259. Галлиен 260–268. Клавдий II 268–270. Аврелиан 270–275. Фацит 275–276. Проб 276–282. Кар 282–283. Нумериан и Карин 283­–284. На востоке. Диоклитиан 284–305. Максимиан Галерий 305–311. Максимин Дака 305–313. Св. Константин В. 306–337. Ликиний 307–324. Константин II 337–340. Констанций II 337–361. Юлиан Отступник 361–363. Иовиан 363–364. Валент 364–378. Феодосий В. 379–395. Аркадий 395–408. Феодосий II 408–450. Маркиан 450–457. Лев I 457–474. Лев II 474. Василиск 474–477. Зенон 474–491. На западе. Максимиан 284–305. Максентий 305–312. Констанций I Хлор 305–306. Св. Константин В. 306–337. Констант 337–350. Магненций 350–353. Констанций 353–361. Юлиан Отступник 361–863. Иовиан 363–364. Валентиниан I 364–375. Грациан 375–383. Валентиниан II 383–392. Феодосий В. 383–395. Гонорий 395–423. Валентиниан III 423–455. Максим 455. Авит 456. Майориан 457–461. Либий Север 461–465. Анфимий 467–472. Олибрий 472. Гликерий и Юлий Непот 472–474. Ромул Августул 475–476. На востоке. Анастасий I Дикор 491–518. Иустин I 518–527. Св. Иустиниан I 527–565. Иустин II 565–578. Тиверий II 578–582. Маврикий 582–602. Фока 602–610. Ираклий 610–641. Константин III 641. Констанс или Константин (1V) 641–668. Константин Погонат IV (V) 668–685. Иустиниан II 685–695. Леонтий 695–698. Тиверий III 698–705. Иустиниан II (вторично) 705–711.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Различие наименований соправителей было далеко не случайным, хотя оно практически никак не отражалось на их компетенции в собственных регионах. Суть взаимоотношений между августами и цезарями определялась следующей формулой: « Duo sint in republica maiores, qui summam rerum teneant, duo minores, qui sint adjuvamento » – «Двое должно быть в государстве старших, кто всю полноту дел держит, двое младших, кто им помогает». Как предполагал Диоклетиан, через некоторое время августы должны были выйти в добровольную отставку, а их место занять цезари. В этом контексте цезари являлись в некоторой степени «учениками» августов: они должны были набираться опыта у своих старших товарищей, преемниками которых собирались стать спустя некоторое время. Этот принцип преемственности власти подразумевал новый набор цезарей после рокировки соправителей, и так до бесконечности. Как следствие, управление провинциями принимало необходимые оперативные черты, чего явно не хватало ранее при излишней локализации государственной власти в Риме. Нет никаких сомнений в том, что тетрархия никоим образом не предполагала разделения верховной власти – она оставалась единой и неделимой, просто почила на главах сразу четырех своих избранников. Хотя каждый из императоров олицетворял верховную власть в своих провинциях, было бы крайне ошибочным полагать, будто их статус носил региональный характер. Нет, эти четыре правителя, совокупно обладавшие высшими государственными полномочиями, признавались всем римским народом одним властным лицом. Замечательно, что законы, издаваемые от имени императорской власти, подписывались всеми носителями высшего титула. Зато императорские эдикты по вопросам управленческого характера, не имевшие всеимперского значения, но действовавшие лишь в границах конкретных префектур и провинций, подписывались «своим» августом или цезарем . Первоначально августами стали непосредственно Диоклетиан и Максимиан (284–305), а Констанций Хлор (305–306) и Галерий (305–311) – цезарями. После 305 года, когда больной Диоклетиан добровольно ушел в отставку, Констанций и Галерий стали августами, а Флавий Север (306–307) и Максимин Даза (305–313) – цезарями. Как видим, первый опыт создания византийского «многоцарствия» был вполне удачным и объяснимым. Кроме того, как убедились все граждане, он вовсе не подрывал основы единоличной власти римских царей.

http://pravoslavie.ru/60482.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010