Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОСМА И ДАМИАН Получение от Господа Космой и Дамианом Аравийскими дара врачевания. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 152) Получение от Господа Космой и Дамианом Аравийскими дара врачевания. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 152) [Греч. Κοσμς κα Δαμιανς; лат. Cosmas et Damianus; древнерус. Косьма, Козьма, Кузьма и Демьян] (III-IV вв. (?)), св. бессребреники (νργυροι) (пам. 1 нояб., 1 июля, 17 окт.; пам. зап. 26 сент.). Документальные свидетельства исторического существования К. и Д. не сохранились. Согласно чрезвычайно сложно формировавшемуся и противоречивому преданию, братья К. и Д. были врачами, лечившими людей бесплатно (отсюда наименование - «бессребреники», «безмездники»). Изначально единое почитание К. и Д. разделилось на 3 традиции, в рамках к-рых почитаются 3 группы одноименных святых: К. и Д., преподобные Асийские (пам. 1 нояб.),- сыновья христианки Феодоты, умерли своей смертью и похоронены в местности Феремма (Фереман), к северу от г. Кирр (Сев. Сирия); К. и Д., мученики Римские (пам. 1 июля), убиты из зависти врачом-язычником при имп. Карине (283-285); К. и Д., мученики Аравийские (пам. 17 окт.), приняли мученическую кончину вместе с др. братьями, Леонтием, Анфимом и Евпрепием, в г. Эги (Αγα, Киликия) в гонение имп. Диоклетиана (284-305). К Житию (Мученичеству) К. и Д. обычно примыкает собрание описаний посмертных чудес, восходящих, по мнению издателя греч. текстов Л. Дойбнера, к 6 авторам, из к-рых известно имя лишь последнего - Максима Диакона. Число чудес различается в разных собраниях и достигает 47. В церковной традиции греч. Востока существует тенденция к признанию 3 групп этих одноименных святых. Однако при детальном исследовании комплекса агиографических текстов, посвященных святым, которое провел уже Р. Дениг (1660), возникла т. зр., что именно «асийская», самая распространенная версия является исходной. Восстановить, когда именно появилась «аравийская» версия, сложно; «римская» версия с большой вероятностью возникла в Сирии в IV-VI вв.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПИХАРИЯ Мц. Епихария. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 69) Мц. Епихария. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 69) [греч. Επχαρις] († между 303 и 305), мц. Римская (пам. 27 сент.). Пространное Мученичество Е., написанное анонимным автором на греч. языке, сохранилось в рукописи ГИМ. Син. греч. 178 (XI в.). Во время гонений на христиан при имп. Диоклетиане (284-305) Е. была схвачена и брошена в темницу. На 3-й день ее привели к правителю Кесарию, и она смело исповедовала Христа, обличая языческих богов. Палачи начали истязать ее. По молитве Е. из камня, на к-ром она стояла во время пыток, потек источник воды, и, видя это чудо, многие обратились ко Христу. Тогда правитель повелел 4 воинам катать по шее мученицы свинцовые ядра. Скончалась она, по словам Жития, «от огня и меча». По версии сказания о Е. в Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.), ангел Божий умертвил 4 воинов, к-рые били мученицу свинцовыми молотами; по наущению одного из советников Кесарий приказал отрубить Е. голову; сенатор Феликс похоронил останки Е., от к-рых впоследствии происходило множество чудес. Согласно краткому сказанию, содержащемуся в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.), Е. пострадала вместе с некой Гаианой и др. христианами «в городе римлян» (ν τ Ρωμαων πλει). Синаксис в честь Е. и пострадавших вместе с ней совершался в мартирии, посвященном им, в Гайтаноне (Γατανν). По мнению зап. исследователей, название города, где пострадала Е., могло означать «Новый Рим», т. е. К-поль (до 450). По сведениям Р. Жанена, в К-поле был построен мон-рь во имя Е., где хранилась глава мч. Каллистрата (пам. 27 сент.) и совершался ему синаксис. Мон-рь находился около ц. Спасителя у ворот Халка, однако точное расположение определить невозможно. Похвальное слово в честь Е. было составлено Константином Акрополитом в XIV в. В наст. время нет никаких сведений о местонахождении мощей Е. Ист.: BHG, N 2123-2124; ActaSS. Sept. T. 7. P. 478-479; MartRom. P. 419; PG. 117. Р. 73 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 83; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 227-228; ЖСв. Сент. С. 613. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 300; Т. 3. С. 400; Janin. Églises et monastères. P. 113; Επχαρις//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 812; Aubert R. Epicharis//DHGE. T. 15. Col. 599; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 135. Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/190107.html

н. катакомбы св. Соломонии в Пафосе - гробницы эллинистического периода О христ. общинах на Кипре во II-III вв. практически не сохранилось сведений. В 115-117 гг. остров потрясло иудейское восстание, в ходе к-рого погибло множество язычников, христиан и иудеев. В правление Максимиана (285-305, 307-308) в Саламине были казнены пресвитер соборной церкви Тамаса Аристоклий, диак. Димитриан и чтец Афанасий из ц. ап. Варнавы в Ледре (ныне Никосия) (MenolGraec//PG. 117. Col. 508; SynCP. Col. 765-766; см. в ст. Аристоклий, Димитриан и Афанасий , мученики Саламинские). Одновременно с ними пострадал сщмч. Филонид , еп. Курийский, однако краткие синаксарные жития связывают его мученическую кончину с именами имп. Диоклетиана (284-305) и игемона Максима (SynCP. Col. 753, 933-934). В соч. «О палестинских мучениках» Евсевия Кесарийского сообщается, что в 309/10 г., во время гонений Максимина Дайи , мн. христиане-исповедники, работавшие в рудниках в Палестине, были сосланы на Кипр, в Ливан и соседние страны ( Euseb. De mart. Palaest. 13. 1-2). При имп. Лицинии (308-324) был подвергнут пыткам и заключен в темницу по приказу игемона Савина сщмч. Феодот , еп. Киринийский. Он был освобожден после издания Миланского эдикта (313) и умер спустя 2 года (SynCP. Col. 404, 502). В источниках упоминается проконсул Кипра Антистий Сабин, управлявший островом немного ранее - в 283-305 гг. Нек-рые из казненных на Кипре мучеников не известны по именам (см. ст. Кипрские мученики ). В лат. Мартирологах сохранились имена кипрских святых, которые не вошли в визант. календари (напр., мученики Потамий, Немесий и Дидим, пам. 20 февр.- MartHieron. Comment. P. 106). В эпоху гонений христиане использовали для собраний и богослужений некрополи эллинистического и рим. периодов (нек-рые из царских гробниц в Пафосе, т. н. катакомбы св. Соломонии и св. Ламприана в Пафосе, и св. Синесия в Ризокарпасо, т. н. темницу вмц. Екатерины близ Саламина и др.) и заброшенные каменоломни (часовня св. Евлампия близ Лампусы, Хрисокава в Киринии).

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОМИДИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ,1003 Никомидийские мученики. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 379) Никомидийские мученики. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 379) [Греч. Μρτυρες χλιοι κα τρες ο ν Νικομηδε] († 303 или 304) (пам. 7 февр.; пам. греч. 6, 7, 12 февр.). Основным источником сведений о Н. м., 1003 является Мученичество (BHG, N 1219), написанное на греч. языке и вошедшее в состав дометафрастовского Минология из рукописи X в. (Paris. gr. 1452. Fol. 102-103; Ehrhard. Überlieferung. Lpz., 1937. Bd. 1. Tl. 1. P. 577-580). Долгое время текст оставался неизданным и был известен лишь в переводе на лат. язык, опубликованном в XVII в. в «Acta Sanctorum» Г. Хенскенсом (ActaSS. Febr. T. 2. P. 18-19). Ф. Алькен издал Мученичество с краткими комментариями и переводом на франц. язык ( Halkin. 1986. P. 57-59). Кроме того, сохранились краткие синаксарные сказания о Н. м., 1003 (напр.: SynCP. Col. 459) и более поздняя редакция Мученичества (BHG, N 1219b) без окончания, к-рая содержится в Императорском минологии («Царской минее») XI в., опубликованном в 1911-1912 гг. В. В. Латышевым. Согласно Мученичеству, во времена нечестивого имп. Диоклетиана (284-305) началось «великое гонение» на Церковь Христову, так что мн. святые были схвачены и убиты. В Никомидии мученическую кончину приняли еп. Феопомп (Феопемпт) и бывш. маг Феона (пам. 5 янв.), а также 4 протектора (должность, вероятно, была введена имп. Гордианом III (238-244); первоначально протекторы являлись телохранителями императора, впосл. их полномочия расширились, так что они составили отдельную элитную армию, в которой каждый воин являлся офицером (см.: Besnier M. Protectores//Dictionnaire des Antiquités greques et romaines. P., 1904. Vol. 4. P. 709-713)), под охрану к-рых был вверен блж. Петр. После того как протекторы были казнены за веру, их жены также уверовали во Христа.

http://pravenc.ru/text/2566228.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАПИЙ И МАВР [Лат. Papias et Maurus] († нач. IV в.), мученики Римские (пам. 7 июня; пам. зап. 29 янв.). Сведения о П. и М. содержатся в «Страстях святого папы Марцелла и святых Сатурнина, Сисинния и Кириака диаконов» (BHL, N 5234; см. в ст. Маркелл I , св., епископ (папа) Римский). Согласно этому источнику, август Максимиан Геркулий (286-305), вернувшись из Африки в Рим и желая угодить своему соправителю имп. Диоклетиану (284-305), решил построить в его честь термы. Для этих работ Максимиан привлек арестованных воинов-христиан. Тогда были схвачены диаконы Сисинний и Кириак, к-рые вместе с благочестивыми Смарагдом и Ларгом снабжали заключенных единоверцев пропитанием и одеждой. Через нек-рое время Сисинния вместе со старцем Сатурнином, который тоже находился в темнице, привели на допрос к префекту Лаодикию. Они смело исповедовали Христа. Префект пытался заставить Сисинния и Сатурнина воскурить фимиам языческим богам, но по молитве святых медные треножники в языческом храме расплавились. Присутствовавшие при этом чуде воины П. и М. уверовали во Христа и исповедовали Его Истинным Богом. Лаодикий приказал пытать Сисинния и Сатурнина. Видя, как они мужественно переносят страдания, П. и М. вторично объявили себя христианами. Желая, чтобы воины умолкли, префект приказал бить их по устам камнями и заключить в темницу, где папа Маркелл I крестил П. и М. Через 12 дней они были доставлены на допрос. За отказ вернуться к поклонению языческим богам префект повелел жестоко избить П. и М. Претерпевая мучения, святые неустанно призывали помощь Божию и скончались. Пресв. Иоанн ночью 29 янв. похоронил тела П. и М. на Номентанской дороге, в месте, называемом ad Nymphas beati Petri (вероятно, это был баптистерий времени ап. Петра). В рим. итинерариях VII в. упоминается гробница П. на Номентанской дороге под базиликой св. Эмеренцианы, находившейся на Большом кладбище (Coemeterium Maius) (Codice topografico della città di Roma/Ed. R. Valentini, G. Zucchetti. R., 1942. Vol. 2. P. 115, 145). Дж. Б. Де Росси предположил, что П. и М. упоминаются в вотивной надписи IV-V вв. (как «господа святые Папр и Мавролеон» - ICUR. T. 8. N 21591), однако И. Делеэ критически отнесся к данной т. зр. ( Delehaye. Origines. P. 277-278). В 50-х гг. XX в. при раскопках на Большом кладбище были обнаружены фрагменты мраморной трансенны с вотивной надписью мученикам, среди которых назван П. и, возможно, М. (ICUR. N. S. T. 8. N 21592); в т. н. аркосолии Зосима сохранилась фреска IV в. с изображением 2 воинов (предположительно П. и М.), к-рых 2 др. воина ведут, вероятно, на казнь (см.: Fasola U. M. Le recenti scoperte agiografiche nel Coemeterium Majus//Rendiconti. 1954-1956. Vol. 28. P. 75-89).

http://pravenc.ru/text/2578931.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИНДИС И ДОМНА [греч. Ινδης κα Δμνα] (кон. III - нач. IV в.), мученики Никомидийские (пам. 3 сент., 28 дек.; пам. греч. 30 сент., 3, 28, 30 дек.; пам. зап. 28 дек.). Греческий оригинал Мученичества И. и Д. известен в 2 редакциях - в дометафрастовской (BHG, N 822z) и в приписываемой прп. Симеону Метафрасту (BHG, N 823). Известны также средневековые переводы на арм. (BHO, N 457) и груз. языки. Сочинение состоит из цикла Житий Никомидийских мучеников, пострадавших в 303-310 гг. В сохранившемся виде этот памятник представляет собой компиляцию различных более ранних агиографических текстов, при этом Мученичество И. и Д. является основой сочинения, которое начинается с повествования об обращении Д. в христианство и кончается ее казнью. В произведении имеются также сказания о др. мучениках. В ряде случаев компилятор пытается по сюжету связать этих мучеников с основными героями - И. и Д., но иногда эта связь остается чисто временной - согласно Житию, все они пострадали в правление имп. Максимиана (имеется в виду имп. Максимиан Галерий (293-311), а не Максимиан Геркулий, соправитель имп. Диоклетиана (284-305)). В цикл, посвященный И. и Д., входит неск. сказаний: Мученичество И. и Д., Страдание пресв. Гликерия, сказания о деве Феофиле и о 20 тыс. сожженных в церкви в Никомидии, Мученичество Зинона, фрагменты Мученичеств Горгония и Дорофея, Петра, Мардония и Мигдония, повествование о мученичестве диак. Феофила и краткое упоминание о кончине сщмч. Анфима , еп. Никомидийского. В окончательном виде этот цикл исторически недостоверен, однако Горгоний, Дорофей и Петр являются реально существовавшими лицами, упомянутыми в т. ч. Евсевием Кесарийским в «Церковной истории» ( Euseb. Hist. eccl. VIII 6). Также нет оснований отрицать достоверность сказаний о мученичестве пресв. Гликерия, Зинона и И. и Д. Согласно Мученичеству, Д. жила во дворце и с детства была жрицей языческих богинь Артемиды и Афины.

http://pravenc.ru/text/389573.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕЛИТИНСКИЕ МУЧЕНИКИ, 33 [Греч. Μρτυρες τρικοντα τρες ν Μελιτην] (кон. III - нач. IV в.) (пам. 7 нояб.). Сохранились анонимное Мученичество М. м. (BHG, N 749; ActaSS. Nov. T. 3. Col. 329-335) и Мученичество в переработке прп. Симеона Метафраста (BHG, N 750; PG. 116. Col. 109-120; ActaSS. Nov. T. 3. Col. 335-340). Согласно тексту, в г. Тиана (пров. Каппадокия Великая (впосл. Каппадокия Вторая), территория совр. Турции) при императорах Диоклетиане (284-305) и Максимиане (285-305, 307-308, 310) жил земледелец-христианин по имени Иерон, к-рый был известен своей физической силой. Диоклетиан и его соправитель Максимиан отправили 2 своих слуг: Агриколая - в пров. Армения и Лисия - в Каппадокию с приказом выявлять и предавать казни всех христиан, а также призывать на военную службу крепких здоровых мужчин. Когда Лисий приступил к выполнению имп. задания, ему сообщили о силаче Иероне, и он немедленно отправил за ним отряд воинов. Однако христианин Иерон отказался служить в войске императоров-идолопоклонников, к-рым также полагалось воздавать честь как божествам. Воины попытались увести его силой, но тот схватил огромную дубину и разогнал весь отряд, нанеся неск. солдатам увечья. Раздосадованные воины собрали подкрепление и вновь направились к дому Иерона. Он в свою очередь созвал дружину из 18 чел.- близких друзей и родственников - и укрылся с ними в пещере, откуда они отражали атаки посланцев Лисия. Поняв, что силой земледельца взять невозможно, командир воинов привел к пещере еще одного близкого друга Иерона, Кириака, который убедил его прекратить сопротивление и отвел домой к матери - престарелой слепой вдове по имени Стратоника. Вняв уговорам, Иерон отправился с воинами в г. Мелитину в сопровождении родственников Виктора, Матрониана и Антония, а также нескольких друзей и единоверцев. В дороге Иерону явился Ангел, к-рый возвестил, что он идет не сражаться в армии за земную славу, а подвизаться за Царя Небесного. Иерон понял, что ему предстоят мучения за Христа, и продолжал путь с воодушевлением и радостью, печалясь только о своей слепой матери.

http://pravenc.ru/text/2562904.html

[лат. Ephysius, Ephisius; итал. Efisio] († 303-305), мч. (пам. зап. 15 янв.), пострадавший в г. Каралы (совр. Кальяри, Италия). Сохранилось недостоверное Мученичество Е., составленное по образцу Актов вмч. Прокопия. Составитель Мученичества называет себя пресв. Марком, очевидцем подвигов святого. Согласно этому произведению, Е. род. в г. Элия близ Антиохии Сирийской. Его отец был христианином, мать - язычницей. После смерти отца мать поручила ребенка заботам имп. Диоклетиана (284-305), к-рый, общаясь с юношей, советовал избегать христиан, подчеркивая преимущества веры матери. В это время император начал гонение на христиан (в Мученичестве приведен вымышленный текст соответствующего эдикта Диоклетиана). Впосл. Диоклетиан послал Е. в Италию для преследования христиан. Высадившись на берег, святой услышал таинственный голос: «Кто ты такой, откуда пришел и куда держишь путь?» Е. сказал, что он послан императором руководить гонением на христиан. На это последовал ответ: «О Ефисий, и ты придешь ко Мне с пальмовой ветвью мученика». На недоуменный вопрос Е., чей голос он слышит, Господь ответил: «Я Христос, Сын Бога живого, Которого иудеи распяли, ты же преследуешь». После этого Е. принял христианство. По его просьбе ювелир Иоанн сделал крест из золота и серебра. По молитве Е. перед этим крестом была одержана победа над вторгшимися в Италию сарацинами. Святой принял крещение и во главе войска отправился на о-в Сардиния воевать с сарацинами. После высадки римлян враги бежали. В ночном видении Христос ободрил Е., а ангел вручил ему меч. Наутро святой вступил в бой с сарацинами, нанес им поражение и освободил остров. Прибыв в Каралы, Е. публично объявил себя христианином и известил об этом императора и свою мать. Разгневанный Диоклетиан направил на Сардинию судью Юлика с приказом схватить Е. и добиться от него отречения от Христа. Святой радушно принял Юлика, однако растоптал врученное ему имп. послание. Не сумев уговорить Е. поклониться языческим богам, судья приказал заключить его в темницу и предать мучениям. В темнице Е. был утешен явлением Христа, Который укрепил его мужество перед казнью. Во время судебного разбирательства по молитве Е. обрушился храм Аполлона, куда святого приводили, чтобы он принес жертву богам. После этого Юлик заболел лихорадкой и поспешно покинул Сардинию, поручив вести дело «принцепсу» Флавиану. Новый судья приказал казнить Е., однако палач, замахнувшись мечом, отрубил голову самому себе. Святой совершил ряд др. чудес. После длительных мучений Флавиан повелел казнить Е. Святой помолился за жителей города, после чего ему отсекли голову. Мученичество сообщает, что это произошло в 286 г.

http://pravenc.ru/text/182067.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУЛИАН Мч. Иулиан. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Мч. Иулиан. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) (нач. IV в.), мч. (пам. 16 марта, 21 июня; пам. визант. 18 марта, 24 июня). В честь этого мученика свт. Иоанном Златоустом было составлено Похвальное слово (BHG, N 967). Сохранились Мученичество (BHG, N 966) и фрагмент др. Мученичества (BHG, N 965), к-рое исследователи считают древнейшим, и сокращенные Жития (BHG, N 967d, 967e), в т. ч. в Императорском Минологии 1034-1041 гг. ( Laty š ev. Menol. T. 2. P. 83-87). И. происходил из Аназарва в Киликии (М. Азия). Его отец, сенатор, был язычником, а мать, которую звали Асклипиодорой,- христианкой. Овдовев, Асклипиодора с сыном переехала в Тарс, поэтому свт. Иоанн Златоуст называет И. «согражданином» ап. Павла. Она воспитала отрока в христ. благочестии. Во время гонений на христиан в правление Диоклетиана (284-305) 18-летний И. был схвачен и приведен в Эги на суд к игемону Маркиану. Видя, что И. не боится казни, правитель решил сломить его долговременными мучениями - в течение года святого водили по разным городам Киликии и подвергали истязаниям, но он оставался непреклонен в исповедании христианской веры. «Мучители употребляли в действие огонь, железо, пытки; употребляли истязания, мучения, бичевания; совершенно истерзали ребра его» ( Ioannes Chrysostomus. Ad homiliam in sanctum Julianum martyrem//PG. 50. Col. 670 (рус. пер.: Иоанн Златоуст, свт. Похвала св. мч. Юлиану//Творения. Т. 2. Кн. 2. С. 718). В каноне, составленном прп. Феофаном Начертанным , И. назван великомучеником (Ταμεον. Σ. 223. N 683). Перед казнью мать И., следовавшая за сыном из города в город, обратилась к правителю с просьбой позволить ей побыть с ним в темнице, чтобы склонить к принесению языческих жертв. Но вместо этого она укрепляла И. в его намерении достойно выдержать испытания. Спустя 3 дня на суде они исповедали христ. веру. Асклипиодоре после мн. истязаний отрубили ступни, и через нек-рое время она скончалась. И. зашили в мешок, наполненный песком, змеями и скорпионами, и утопили в море. Тело И. было вынесено волнами на берег, где его нашла благочестивая вдова из Александрии и с почестями предала погребению. Согласно Императорскому Минологию, вдова обрела мощи на побережье в месте, называемом Вафей, недалеко от Антиохии. Мощи И. были перенесены в Антиохию, где построили храм во имя этого мученика. Свт. Иоанн Златоуст свидетельствовал, что от мощей происходили исцеления бесноватых.

http://pravenc.ru/text/1237799.html

[Греч. Ο μρτυρες ο ν Πργ ο ν Σδ τς Παμφιλας] († нач. IV в.), (пам. 1 авг.; пам. греч. 1 авг.). Мученичество святых не сохранилось. Сведения о них содержатся в визант. Синаксарях, при этом имена мучеников и место их кончины указаны по-разному. Так, в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) сказание о П. м. помещено под 1 авг., где говорится, что Леонтий Атт, Александр, Киндей, Мнисифей, Кириак, Минней, Катун и Евклей жили во время правления имп. Диоклетиана (284-305) и наместника пров. Памфилия Флавия Зоила. От своих предков они восприняли христ. веру. Минней был плотником, остальные - земледельцами. Все они имели общее желание - претерпеть мученичество ради свидетельства о Христе. Оставив свои житейские занятия, как-то ночью 9 христиан вошли в святилище Афродиты и сокрушили находящихся там идолов. За это они были схвачены, допрошены и подвергнуты бичеванию, их тела опаляли горящими факелами, строгали до костей железными когтями, глаза выкололи клинками. Затем мучеников бросили в темницу, лишив их, по приказу правителя, пищи, питья и к.-л. помощи. Спустя некоторое время 9 христиан были отданы на съедение диким зверям, но укротили их и остались невредимыми. Присутствующие на этом зрелище были поражены чудом и единогласно возвеличили Бога христиан. Тотчас после этого раздался гром, засверкали молнии и хлынул дождь с градом. Затем с небес послышался глас, призывающий мучеников в Царство Небесное. По приказу правителя им отрубили головы в г. Сида в Памфилии. В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) сказание о мучениках содержится под тем же числом, но в более лаконичной форме: по имени названы только Леонтий и Александр, к-рые, как и пострадавшие с ними, происходили из разных областей пров. Памфилия; наместник Флавий Зоил не упоминается, также ничего не сказано о многочисленных уверовавших и о чуде с небес; мученики были казнены после многодневного пребывания в темнице; место кончины не уточняется. В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца кончина мучеников датирована 300 г., местом казни указана Пергия в Памфилии.

http://pravenc.ru/text/2579976.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010