Итак, Церковь никогда не рассматривала Римскую империю как зло но, напротив, как Божественное установление, которая силой и страхом («железом») установила и удерживала международный мир (мир земной) и тем самым способствовала распространению по вселенной Божественного мира (мира небесного) в лице Церкви Христовой. Империя возникла вместе с Церковью и для Церкви и пребудет вместе с Ней до скончания века, хотя в отличие от Церкви будет разрушена перед самым пришествием антихриста. Вместо эпилога: Третий Рим и Советский Союз Доктрина священного непреходящего Римского царства жива в недрах православного сознания до сих пор, несмотря на наступившую эпоху светского государства. Пал Ветхий Рим, пал и Новый Рим - Константинополь, но Римская империя, как и было предсказано, будет существовать до скончания века в ... России, где Москва - это Третий Рим. Впервые об этом ясно написал старец Филофей (ок. 1465 - 1542), монах псковского Спасо-Елеазарова монастыря: « Вся християнская царства преидоша в конец и снидошася воедино царство Росийского государства, по пророческим книгам то и есть Ромейское царство..., два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти. Многажды апостол Павел поминает Рима в посланиих, в толкованиих же глаголет: Рим - весь мир » И это не какая-то полузабытая средневековая политическая концепция. Для Православной Церкви - это каноническое, а значит до сих пор актуальное, определение. Не многие знают, что официальной причиной учреждения Патриаршества в России, озвученной патриархом Константинопольским Иеремией в «Уложенной грамоте об учреждении в России Патриаршего Престола» (1589 года), была именно эта доктрина: « Понежъ убо ветхий Рим падеся Аполинариевою ересью, Вторый же Рим, иже есть Костянтинополь, агарянскими внуцы - от безбожных турок - обладаем; твое же, о благочестивый царю, Великое Росийское царствие, Третей Рим, благочестием всех превзыде, и вся благочестивая царствие в твое во едино собрася, и ты един под небесем христьянский царь именуешись во всей вселенней, во всех христианех »

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/23/...

Древнейшими сохранившимися предметами церковной утвари являются бронзовый дискос для антидора XV-XVI вв.; 2 др. бронзовых дискоса для антидора - работы западноевроп. мастеров XVI в. Большинство богослужебных сосудов из серебра изготовлено в XVIII-XIX вв., напр. серебряные с позолотой потир 1709 г., дискос 1809 г., дарохранительницы в форме храма 1771, 1807 и 1853 гг. и др. Имеется церковная утварь, привезенная из России: дискос для колива 1843 г., дискосы, ковш для теплоты, тарель, звездица, копие и лжица XIX в. (Ibid. Σ. 411-412, 420-421). К XVIII-XIX вв. относятся предметы, украшенные золотым шитьем: 3 плащаницы, выполненные в к-польских мастерских (Деспина Аргирея, 1703; Кокона Ролога, ок. 1829; Григория Коста-Паппа, 1847), 3 омофора XVIII-XIX вв., вероятно к-польской работы, епитрахили 1735 г. (провинциальная мастерская), 1775 г. (Керкира?), 1781 г. (Грузия) и др., покров (дар господаря Валахии и Молдавии, видимо Константина Маврокордата (1711-1769)), 2 завесы для Киккской иконы Божией Матери (дар царя Грузии Ираклия II и его супруги Дареджан, 1780, и вклад неких Николая и Георгия с семьями, работа к-польской мастерицы Севасты, 1821) и др. Архив и рукописное собрание Свиток с текстом Литургии свт. Иоанна Златоуста. XII в. (Музей Киккского мон-ря) Свиток с текстом Литургии свт. Иоанна Златоуста. XII в. (Музей Киккского мон-ря) Архив османского периода включает 1465 документов на тур. языке и 1045 - на греческом. Архивные материалы освещают разные стороны политической, экономической и духовной жизни острова. Древнейший актовый документ на тур. языке датируется 1572 г., на греческом - 1619 г. Более ранние документы были утрачены во время пожаров. В 1973 г. были опубликованы тексты 34 султанских фирманов, хранящихся в архиве ( Χιδρογλου Π. Οθωμανικ γγραφα τς ν Κπρ Μονς Κκκου. Λευκωσα, 1973). В 1993 г. вышло в свет 5-томное издание «Οθωμανικ γγραφα», к-рое содержит 1030 документов 1572-1839 гг., в 1999 г.- еще 2 тома, включающие 353 документа за 1840-1912 гг. К. м. также обладает собранием более чем из 100 рукописных книг. Архив и рукописное собрание хранятся в б-ке, наиболее древние манускрипты и акты переданы в музей.

http://pravenc.ru/text/1684602.html

Приращение недвижимой собственности происходило путем пожалований князей и новгородских светских властей, покупки земель кафедрой и вкладов частных лиц. По данным новгородских писцовых книг (данные «старого письма»), обработанных А. С. Хорошевым, Новгородской епархии, даже без учета территорий, не охваченных переписью (обширных пространств Подвинья и Обонежья), принадлежало 7108 крестьянских дворов, 8937 тяглецов, 8464 обжи (обжа - принятая в Новгородской земле мера площади, равная площади земли, к-рую можно вспахать за световой день с помощью 1 лошади). Ок. 70% известного по описаниям софийского домена было сконцентрировано в волостях Удомля и Белая Бежецкой пятины (пятины - территории Новгородской земли, на которые она была разделена после присоединения к Московскому гос-ву при переписях кон. XV в.), в волости Жабна, в Буховском и Семёновском погостах Деревской пятины, в волостях Корельского у. Водской пятины, 2 погостах Шелонской пятины и неск. владениях Обонежской пятины ( Хорошев. 1980. С. 153-156). Вместе с монастырским землевладением недвижимая собственность владычной кафедры представляла собой огромный массив земель, принадлежавших церковным корпорациям. В одной Деревской пятине до указанного времени «церкви принадлежало 32% всех земель... (7299 обеж)» ( Фролов. 2004. С. 60). По-видимому, размеры церковных земельных владений, в т. ч. принадлежавших архиепископу, побуждали новгородских светских землевладельцев (бояр и т. н. житьих людей), а также псковичей к попыткам отъема церковной собственности и права суда церковной администрации на этих территориях. Свт. Киприан, митр. Киевский и всея Руси, выдал в Москве архиеп. свт. Иоанну грамоту о неприкосновенности церковного суда и вотчин в его епархии (ПДРКП. Стб. 229-232. 26). В посланиях митр. Московского Феодосия (Бывальцева) 1463-1465 гг. в Новгород и во Псков (ПДРКП. Стб. 695-704. 97-98; РФА. 2008. С. 87-88. 4; С. 227-228. 66) говорится о землях и о церковных пошлинах, о том, что духовные лица не должны мирскими властями освобождаться от суда архиепископа.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Византийцы за рубежами своего отечества. М., 1997. С. 52-54), согласиться трудно, т. к. такого рода процедура находилась полностью в компетенции местной церковной власти. В заключительных словах «Книги...» ярко выражено паломническое сознание Зосимы: «Буди же се написанье всемъ нам причащаюсимся благословение отъ Бога и святаго гроба и отъ святыхъ мест сихъ; мзду многу равно приимутъ съ ходящими до святаго града Iepocaлuмa и видевших святая сия места» (ППС. 1889. Т. 8. Вып. 3(24)). Паломники. Рельеф башни собора Фиденцы, Италия. 90-е гг. XII в. Скульптор Бенедетто Антелами Исчезновение захваченного турками К-поля с паломнического горизонта русских людей заметно уже по запискам 3-й четв. XV в. Иером. Варсонофий дважды, в 1456 и 1461-1462 гг., посетивший Св. землю, упоминает К-поль лишь как один из пунктов по пути к Иерусалиму. Кратко перечислять христ. достопримечательности Варсонофий начинает только с Бейрута, зато со всей основательностью описывает Иерусалим с храмом Воскресения Христова и его окрестности, в т. ч. очень подробно - лавру прп. Саввы. Описание 2-го П., озаглавленное как «Другое путешествие ко святому граду Ерусалиму», в единственном сохранившемся списке прерывается после детальнейшего рассказа о святынях Синайской горы (ППС. 1896. Т. 15. Вып. 3(45)). Практически тогда же, в 1465-1466 гг., состоялось путешествие в Иерусалим некоего Василия, к-рый называет себя «гостем», т. е. купцом; он оставил сочинение, весьма схожее с «Хождением» Варсонофия, однако более сосредоточенное на святынях вокруг Иерусалима, чем на самом Св. граде. Для 2-го П. Варсонофия и П. Василия характерен необычный маршрут с первоначальным заездом в Каир, описанию христ. святынь к-рого у Варсонофия уделено много места; упоминается и о ц. свт. Николая, где «всех страных (паломников.- Авт.) ставят православных християн». Это обстоятельство, как и подчеркнутое внимание к этнотопографической стороне дела, которая часто соперничает с собственно паломнической, позволяет предполагать политический подтекст поездок Варсонофия (2-й) и Василия (мамлюкские султаны Египта, владевшие в то время Палестиной, искали союзников против экспансии турок-османов). Возможно, что «прощеная грамота» Иерусалимского патриарха Иоакима , отправленная Московскому вел. кн. Василию II ок. 1462 г., была доставлена именно Варсонофием или каким-то другим рус. ходоком на Св. землю - вроде Григория Русина, который, по словам Иерусалимского патриарха Иакова II в грамоте митр. Московскому Геронтию от июня 1480 г., «дошел до нас до Иерусалима яко купец», разыскав патриарха даже в Каире при султанском дворе (РФА. 2008. Вып. 6. 101-102. С. 318-319).

http://pravenc.ru/text/2578754.html

в России в кон. XV - нач. XVI в. было тесно связано с деятельностью свт. Геннадия (Гонзова) , архиеп. Новгородского и Псковского. Анализ глосс Геннадиевской Библии свидетельствует, что работавшие над составлением этого свода переписчики и переводчики пользовались текстом «Буквальной постиллы» в справочных целях (подробнее см.: Ромодановская. 2001; также см.: Она же. 1998). Один из наиболее активных сотрудников свт. Геннадия, переводчик Дмитрий Герасимов (ок. 1465 - после 1536) в нач. XVI в. сделал полный перевод на церковнослав. язык сочинения Н. де Л. «Доказательство пришествия Христа». Выбор для перевода антииудейского трактата Н. де Л. объясняется желанием свт. Геннадия получить книги, к-рые помогли бы в борьбе с ересью жидовствующих , т. к. считалось, что основные идеи еретиков почерпнуты из вероучения иудаизма и иудейских книг (подробнее см.: Федорова. 1999). О том, что трактаты Н. де Л. были востребованы в России и в более позднее время, свидетельствует рукописный сборник XVIII в. (ГИМ. Барс. 543), в к-рый помимо соч. «Доказательство пришествия Христа» (в новом переводе) были включены еще неск. произведений Н. де Л., в т. ч. трактат «О созерцании божественной сущности» (под заглавием «О душах святых»). Эта рукопись до наст. времени остается неисследованной; авторство переводов и цель их создания неизвестны ( Федорова. 1999. С. 11). Важным вкладом в научное изучение в России лит. наследия Н. де Л. стало подготовленное Е. С. Федоровой издание трактата «Доказательство пришествия Христа» ( Николай де Лира. Доказательство. 1999), в к-ром представлены оригинальный лат. текст, церковнослав. перевод Герасимова и новый перевод на рус. язык; издание сопровождается обширным историческим введением и филологическим анализом особенностей церковнослав. перевода. Соч.: [Postilla litteralis et moralis in Vetus et Novum Testamentum]//Biblia Sacra cum glossa ordinaria/Ed. F. Feuardent, J. Dadré, J. de Cueilly. Lugduni; Parisiis, 1589-1590. 7 vol. [= Nicol. de Lyra. Postilla. 1589-1590]; Literal Commentary on Galatians/Ed., transl.

http://pravenc.ru/text/2566104.html

Две певч. книги, изданные П. Э., послужили основой для распространения и развития певч. искусства, стали отправной точкой для др. изданий. В рукописях его учеников в надписаниях произведений П. Э. часто встречаются определения: «первого издателя музыки» и т. п. (Bucur. Acad. Român. Bibl. rom. 957. Fol. 252; Ibid. 1465. Fol. 108v, 310, 354; 1171. Fol. 74; БАН. РАИК. 41. Л. 238-289). В последние годы была обнаружена и переиздана «Анфология утрени» (500 с.), опубликованная П. Э. в 1830 г. в нотации Нового метода с использованием собственного типографского метода (χαρτογραφα). Вероятно, вышло ограниченное количество экземпляров: в каталоге подписчиков указано только 22 чел. В этой книге опубликованы древний мелос, принадлежащий иером. Дамиану Ватопедскому (рубеж XVII и XVIII вв.), много произведений учителей 2-й пол. XVIII в. (протопсалта Иоанна Трапезундского , лампадария Петра Пелопоннесского, протопсалта Даниила , Мелетия Синаита Критского и протопсалта Иакова), неск. произведений мелургов XIX в. (протопсалта Мануила († 1819), Георгия Критского, протопсалта Григория, Хурмузия), а также неск. сочинений и «экзегезисов» самого П. Э. В предисловии он указал на то, что использовал в большинстве случаев более детализированное (аналитическое) муз. письмо, однако избегал «преувеличения аналитичности» мелодий, чтобы не затруднять обучение учеников и не отходить от «обычной музыкальной» орфографии. Феодор Папапарасху Фокейский в музыкально-теоретической работе «Основание» (Κρηπς. 1842) упоминает П. Э. в списке знаменитых музыкантов (Ibid. Μρος 2. Σ. 40). Родом из той же области, что и П. Э., Феодор начал учиться у Трех учителей в 1816 г. (Ibid. Σ. 35), вероятно, тогда же познакомился с П. Э., и был хорошо осведомлен о его издательской деятельности. Ок. 1832-1834 гг. П. Э. издал неск. брошюр с церковными песнопениями в буквенной муз. нотации, полагая, что т. о. исправляет несовершенство нотации Нового метода. А. Панн отметил, что П. Э. использовал более раннюю симиографию Агапия Палиерма с о-ва Хиос , изменил и улучшил ее. Сравнение певч. издания 1830 г. со сборниками в буквенной нотации показывает, что они напечатаны одним и тем же типографским способом и что выбраны одинаковые шрифты для текстов песнопений.

http://pravenc.ru/text/2580432.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ IV († 1497 (?)), патриарх Антиохийский (после 1459). История ближневост. христиан XV в. известна крайне слабо; это в полной мере относится к персоналиям и периодам правления патриархов. Арабо-христ. хронисты XVII в. сообщают о патриархе Михаиле, возглавлявшем Антиохийскую Православную Церковь (АПЦ) в 1451-1497 гг. Однако ряд ученых считают, что во 2-й пол. XV в. на Антиохийском престоле было 2 патриарха, носивших это имя: Михаилу III (1451- ок. 1456) наследовали Марк III (1456-1457/58) и Иоаким III († после 1459), а после них престол занял М. В позднее средневековье произошло резкое ослабление традиц. связей АПЦ с правосл. народами Балкан. Однако в это же время Антиохийские патриархи оказались вовлечены в церковно-политические события в груз. землях, правители к-рых оказывали финансовую поддержку правосл. Востоку. В условиях политического распада Грузии отдельные группировки западногруз. феодалов стремились выйти из-под духовной юрисдикции Мцхетских католикосов и добиться автокефалии для церковных структур в своих владениях, используя авторитет Антиохийских патриархов. Русский путешественник «гость Василий», очень внимательный и аккуратный наблюдатель, посетивший Дамаск в нояб. 1465 г., не упоминал Антиохийского патриарха, что свидетельствует либо о том, что Патриарший престол был вакантным, либо об отсутствии патриарха в Сирии (Хождение гостя Василия. СПб., 1884. С. 9-12. (ППС; Т. 2. Вып. 3(6))). Из груз. источников известно о поездке Антиохийского патриарха Михаила в западногруз. земли, где он по настоянию эристава Самокалако (территория в районе совр. Кутаиси) Баграта VI и владетеля княжества Сабедиано (земли Мегрелии, Абхазии и Гурии) Шамадавле Дадиани-Гуриели даровал автокефалию Абхазскому католикосу Иоакиму , освободив его от подчинения Мцхетскому католикосу. Это событие традиционно датировалось 1470-1474 гг.- по предполагаемым годам правления Шамадавле Дадиани-Гуриели, однако скорее всего оно имело место до 1464 г., когда Баграт овладел царским престолом Картли, объединил под своей властью Зап. и Вост. Грузию и соответственно более не имел причин поддерживать сепаратизм западногруз. знати.

http://pravenc.ru/text/2563682.html

Ареопагит с великою похвалою отзывается об апостоле Карпе. Так например, в послании к монаху Демофилу он говорит о Карпе: «Муж сей был велик по своим добродетелям и отличался такою возвышенною чистотою ума, что обладал большою способностью к боговидениям». святого апостола Карпа последовала в к. 1 в. < >< back) > Страдание святых мучеников Феодоры и Дидима управлял восточною половиною римской империи с 284 г. по 305 г. управлял западною половиною римской империи с 284 г. по 305 г. знаменитый город, основанный Александром Великим ок. 333 г. в Египте на берегу Средиземного моря; славился до Р. Хр. как центр науки и торговли; с нач. 4-го века стал одним из важнейших центров христианской жизни и резиденцией патриарха. разумеется св. первомученица Фекла (см. житие ее под 24 сентября). святых мучеников Феодоры и Дидима последовала в 303 г. или 304 г. Память святого священномученика Ферапонта Сардис или Сард находился в малоазийской области Лидии; в древности был столицею лидийского царства и славился своим богатством. Здесь было много христиан уже во времена Апостолов. О сардийской церкви упоминается в Апокалипсисе (Апок.1:11;3:1–4). область. кончины святого Ферапонта неизвестно. Перенесение честных мощей святителей Киприана, Фотия и Ионы, Киевских и всея России чудотворцев разумеется великий князь Иоанн Bacuльebuч III, княживший в Москве с 1462 до 1505 года. был митрополит Фuлunn I, занимавший московскую кафедру при великом князе Uoahhe III с 1465 до 1473 года. святой митрополит Петр, который в 1325 году из Владимира переселился в Москву и по настоянию которого был построен первый каменный храм Успения Божией Матери московским князем Иоанном Калитою. Память преподобного отца нашего Ферапонта, Белозерского чудотворца Ламский, иначе называвшийся просто Волоком, нынешний уездный город московской губернии Волоколамск, основан был новгородскими колонистами на реке Городенке, притоке Ламы, и существовал еще в 1135 году. В древности этот город был очень обширным и многолюдным, а теперь это — незначительный городок с 1000 человек населения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Косьма I Иерусалимит (1075 – 1081) Евстратий Гарида (1081 – 1084) Николай III Кирдиниат (Грамматик) (1084 – 1111) Иоанн IX Агапит (11111134) Лев Стиппиот (11341143) Михаил II Куркуас (Оксеит) (11431146) Косьма II Аттик (11461147) Николай IV Музалон (11471151) Феодот II (Феодосий (?)) (1151/21153/4) Неофит I (11531154,1 месяц) Костантин IV Хлиарин (11541157) Лука Хрисоверг (11571169/70) Михаил III Анхиальский (1170 –1178) Харитон Евгениот (11781179) Феодосий Ворадиот (11791183) Василий II Филакопул Каматир (11831186) Никита II Мунтан (11871189) Досифей Иерусалимский (февраль 1189) Леонтий Феотокит (февр. – окт. 1189) Досифей (повторно) (11891191) Георгий II Ксифиллин (11911198) Иоанн X Каматир (1198 – 1206) Михаил IV Авториан (ок. 1208 – 1214) Феодор II Ириник (1214 – 1216) Максим II (1216) Мануил I Харитопул Сарантин (ок. 1216/17 – 1222) Герман II (1222 – 1240) Мефодий II (1240) ок. 1240 – ок. 1243/4 – вакантен Мануил II (1243/4(?) – 1254) Арсений Авториан (1254 – 1260) Никифор II (1260 – 1261) Арсений Авториан (повторно) (1261 – 1265) Герман III (1265 – 1266) Иосиф I (1266 – 1275) Иоанн XI Векк (1275 – 1282) Иосиф I (повторно) (1282 – 1283) Григорий II (Георгий Кипрский) (1283 – 1289) Афанасий I (1289 – 1293) Иоанн XII Косьма (1294 – 1303) Афанасий I (повторно) (1303 – 1309) Нифонт I (1310 – 1314) Иоанн XIII Глика (1315 – 1319) Герасим I (1320 – 1321) Исайя (1323 – 1332) Иоанн XIV Калека (1334 – 1347) Исидор I (1347 – 1350) Каллист I (1350 – 1353) Филофей Коккин (1353 – 1354) Каллист I (повторно) (1355 – 1363) Филофей (повторно) (1364 – 1376) Макарий (1376/7 – 1379) Нил (1380 – 1388) Антоний IV (1389 – 1390) Макарий (повторно) (1390 – 1391) Антоний IV (повторно) (1391 – 1397) Каллист II Ксанфопул (1397) Матфей I (1397 – 1402) 1402 – 1403 – вакантен Матфей I (повторно) (1403 – 1410) Евфимий II (1410 – 1416) Иосиф II (1416 – 1439) Митрофан II (1440 – 1443) Георгий III Мамма (1443 – 1450) 137 Афанасий II (1450) Геннадий II Схоларий (1454 – 1456,1463,1464 – 1465)

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ V патриарх Александрийский (1484(1459?)-1486). В т. н. Дионисиевском каталоге Александрийских патриархов под 93 указан как просто Григорий ( Порфирий (Успенский). Алекс. патриархия. С. 9). Ж. Насралла датирует его Патриаршество ок. 1480-1503, что ставит под вопрос время архипастырства его преемника Иоакима (1486/87-1565/67). Сведений о жизни Г. сохранилось мало. Известно, что он участвовал в К-польском Соборе 1484 г., к-рый осудил Флорентийскую унию, и поставил подпись под актами Собора. Во время его Патриаршества в 1461-1462 и 1465-1466 гг. Египет посетили 2 рус. паломника, киевский иером. Варсонофий и московский купец Василий. Они оставили воспоминания о паломничествах, но о Г. там не упомянуто. Лит.: Лопарев. Каталог алекс. патриархов. С. XLIX-L; Nasrallah J. Histoire du mouvement littéraire dans l " Église melchite du Ve au XXe siècle. P.; Louvain, 1981. Vol. 3. Pt. 2. P. 58. А. А. В. Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)

http://pravenc.ru/text/166713.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010