Изображение святых в сцене мучения или в полный рост (реже поясное) обычно включают в состав святых на сентябрь в минологии рукописные, настенные и иконные. В греч. руководстве для иконописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733), описание мученичества святых содержится в разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 10 сент.: «Святые мученицы Минодора, Митродора и Нимфодора засечены были прутьями. Изображение: Святые жены лежат на земле, обнаженные до пояса, головы их повязаны платками; три воина секут их прутьями» (Ерминия ДФ. С. 198). В сохранившихся памятниках сцены мучения сестер не только отличаются от описанной, но и разнятся между собой. Так, напр., на миниатюре в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 26, 1-я четв. XI в.): мученицы в скрывающих их фигуры мафориях и разного цвета платьях падают на землю от ударов палками, наносимых им 2 палачами; в росписи притвора ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (1350) мученицам отрубают головы; эта же сцена мучения представлена на миниатюре в Минологии деспота Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 44v, 1322-1340 гг., Фессалоника); плохая сохранность настенного минология в мон-ре Козиа не позволяет рассмотреть нюансы сцены мучения. Вариант изображения святых в рост представлен на миниатюрах в Минологии на сент. (Lond. Brit. Lib. Add. 11870. Fol. 84r. К-поль, кон. XI в. ) и в месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 248r. К-поль, кон. XI в.); в росписи нартекса ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320). Мученичество Митродоры, Минодоры и Нимфодоры. Миниатюра из Минология деспота Димитрия Палеолога. 1322–1340 гг. (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 44r) Мученичество Митродоры, Минодоры и Нимфодоры. Миниатюра из Минология деспота Димитрия Палеолога. 1322–1340 гг. (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 44r) В рус. иконописных подлинниках указание к изображению святых дев дано уже в Софийском списке подлинника Новгородской редакции (кон. XVI в.). Из его текста следует, что предпочтительным является образ мучениц, характеристика их монашеского чина отсутствует: «Святых мучениц: Минодоры, Митродоры и Нимфодоры.

http://pravenc.ru/text/2563270.html

О. Н. Афиногенова Гимнография Последование, посвященное исключительно В., неизвестно. Служба 11 нояб., когда отмечается память В., по студийским и иерусалимским Типиконам не содержит больших различий и посвящена в основном мч. Мине, с упоминанием в нек-рых песнопениях имени В. (напр.: в каноне Иоанна Монаха 4-го гласа, помещенном в совр. последовании 11 нояб., в 4-м тропаре 8-й песни и 2-м тропаре 9-й; в светильне, стихирах на «Слава» на «Господи, воззвах» и на стиховне). В рукописях встречаются и др. каноны, совместно прославляющие память мучеников Мины, Виктора и В. (а также мц. Стефаниды) (Ταμεον. Σ. 91; AHG. T. 3. P. 299-317), этих же мучеников вместе с прп. Феодором Студитом (AHG. T. 3. P. 318-330). Иконография В. обычно изображался как молодой безбородый мученик с темно-коричневыми вьющимися волосами, в хитоне и плаще; в правой руке держит крест. Эта иконография характерна для большинства памятников, однако, встречаются изображения В. как средовека с бородой, напр. в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме (Каппадокия), кон. X в. Реже святой представлен юным светловолосым диаконом с гуменцом на голове, в стихаре и с орарем: в Палатинской капелле в Палермо в Сицилии, 50-60-е гг. XII в.; в Чефалу в Сицилии, ок. 1148 г.; в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321 гг. В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) о В. сказано: «Юный без бороды» (Ч. 3. § 10. 10). В визант. искусстве В. изображался в сцене мучения или реже единолично в рост; как правило, рядом со святыми Виктором Египетским и Миной Фригийским, память к-рых приходится на тот же день (фреска в ц. 6 в Гёреме, 1-я пол. X в.- только В.). Вместе святые представлены: в Куббели-килисе 3 в Соганлы (Каппадокия), 1-я пол. X в.; в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. fol. 174, 976-1025 гг.); в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме; в ц. Варвары в Соганлы, между 1006-1021 гг.; в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 266v, 3-я четв. XI в.- в рост); в ц. Карабаш-килисе в Соганлы 1060-1061 гг.; в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (в крипте, 30-е гг. XI в., и в наосе, где в XIX в. на месте утраченного образа был написан новый); в ц. Георгия Диасорита на о-ве Наксос, XI в.; в ц. Марторана в Палермо, в Сицилии, 1143 г.; в кафедральном соборе в Монреале в Сицилии, 1180-1190 гг.; в ц. ап. Андрея в Ливади на о-ве Китира, XIII в.; в ц. Николая Орфаноса в Фессалонике, 1309-1319 гг.; в ц. Вознесения мон-ря Дечаны, 1348-1350 гг.; в ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 57, 94, XV в.).

http://pravenc.ru/text/158452.html

Прп. Патапий Фивский. Роспись кафоликона мон-ря вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония. 1317/18 г. Фото: И. Ванев На миниатюре в лицевом месяцеслове Служебного Евангелия кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 270v) у П. тот же облик, но больше седины в волосах, то же облачение, жест П., как и др. святых преподобнического чина в этой рукописи, решен единообразно: руки на уровне груди, ладонь левой развернута от себя, в правой держит крест - знак принятия воли Божией. Как преподобный, с крестом в руке П. представлен и на миниатюре в Минологии из б-ки Амброзиана в Милане (Ambros. gr. 107. Fol. 109v). В созданной для деспота Фессалоники Димитрия I Палеолога рукописи с минейным циклом (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 20v, 1322-1340 гг.) образ П. (полуфигура в верхней правой части нижнего левого клейма миниатюры; указано имя) также не имеет признаков, характерных для изображения епископа,- святой в серо-зеленой мантии, без омофора. В греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O.I.58. Л. 89 об.) П. показан фронтально в рост: старец с большой плешью надо лбом, с бородой до середины груди, сужающейся книзу и раздвоенной на конце, в правой руке перед грудью держит крест, голова не покрыта. Выбор преподобнического типа изображения П. последовательно прослеживается в первую очередь в минейных циклах, поскольку они напрямую связаны с Житием святого. Образ П.-монаха представлен не только в лицевых, но и в настенных и иконных минологиях: напр., в циклах на февр. в росписях притворов храмов Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1350), Св. Троицы мон-ря Козиа (между 1390 и 1391), в притворе ц. св. Апостолов (св. Спаса) в Печской Патриархии (1561), ц. свт. Николая в Пелинове (1717-1718) (см.: Менолог. С. 328, 354, 367, 381), а также на т. н. Синайском гексаптихе - иконе на дек.-февр. из комплекта миней мон-ря вмц. Екатерины на Синае (2-я пол. XI в.) - в рост, старец с клиновидной бородой, в монашеском облачении (7-й в 1-м ярусе) (см.: Galavaris G. An 11th Century Hexaptich of the S. Catherine " s Monastery at Mount Sinai. Venice; Athens, 2009. P. 70. Pl. 157).

http://pravenc.ru/text/2579730.html

Существуют 2 типа изображения К. и «иже с ним» - в сцене мучения (усекновение главы) и единоличные. В мучении: на миниатюре в Минологии из Бодлеянской б-ки (Bodl. f. 1. Fol. 31, 1327-1340), на несохранившейся миниатюре к Житию святых в Минологии на февр.-март (ГИМ. Греч. 133, XI в.); в настенных минологиях в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320) - под 11 марта, сохранились надписи у К. и Киприана, в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Трескавец, Македония (ок. 1340) изображен только К., сохранилась надпись: «Ο γιος Κοδρ(τος) ξφει τε(λει)οται» (атрибутирован как мч. Кодрат Никомидийский, см.: Менолог. С. 310), в нартексе архиеп. Даниила 2, Печская Патриархия, Косово и Метохия (1561) - надпись «                ». Единолично: на миниатюре в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов. РНБ. O.I.58. Л. 103 об., кон. XV в.) - представлен только К. как средовек с вьющимися волосами, бородой ниже средней, в руке крест; в настенных минологиях в ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (1335-1350) под изображениями мучеников сохранилась надпись: «      ()       (Акиндин, искаженное Анект?)        », в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718) К. показан в рост, с крестом в руках, темноволосый, короткая клиновидная борода, за ним - нимбы сомучеников. Образ К. постоянно включался в рус. минеи. Под 10 марта он представлен, как правило, один, напр.: на минее годовой 1-й пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) - юный, без бороды; на минейной иконе на март-апрель из комплекта годовых миней 2-й пол. XVI в. (собрание М. Б. Миндлина); на иконе на март кон. XVI в. (ЧерМО), на минее годовой нач. XIX в. (УКМ); а также на гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1722, РГБ) - в воинских доспехах, и И. К. Любецкого (1730, РГБ) - в хитоне и гиматии. Лит.: Менолог. С. 295, 334, 369, 385; Евсеева. Афонская книга. С. 283; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 36. Кат. 57; С. 63. Кат. 140; Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. 2004. С. 41-43. Кат. 33.7; С. 49-51. Кат. 35.6; Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 105.

http://pravenc.ru/text/1841654.html

Д. Е. Афиногенов Иконография Л. изображают в соответствии с его епископским служением - в фелони, иногда крещатой (или с Нового времени - в саккосе), с омофором, в руках Евангелие. В отношении облика святого существуют разночтения: он либо седовласый старец (чаще), либо темноволосый средовек. Рекомендации к изображению Л. старцем зафиксированы в греч. и рус. иконописных подлинниках. В Ерминии афонского иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - «старец с широкой бородой» (разд. «Святые иерархи: внешний вид их и надписания». 35; Ерминия ДФ. С. 161); в рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) его внешность уподобляется облику сщмч. Власия Севастийского: «Сед, власы мало взлиз, брада Власиева, риза лазорь, испод бел, амфор и Евангелие, правой рукой благословляет» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 74, то же: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 275). В ряде случаев во внешности Л. наблюдается характерная черта, встречающаяся у представителей Западной Церкви,- тонзура (гуменцо), а его облик в целом близок к изображениям Римских пап, во внешности к-рых отмечается общее типологическое подобие ап. Петру. Так, на миниатюре из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 416, 1-я четв. XI в.) Л. представлен как муж старше средних лет, фронтально в рост на фоне архитектурных колонок, он облачен в охристый подризник, светло-лиловую фелонь, обеими руками держит Евангелие; кудрявые светлые волосы лежат венцом, не скрывая тонзуру, борода короткая. В храмовой декорации образ Л. встречается с X в. в пространстве вимы: в росписи ряда церквей Каппадокии (Новой Токалы-килисе, кон. X в.; в капелле св. Варвары в Соганлы, нач. XI в.; предположительно в апсиде церкви Гёреме 4а, 1-я пол. X в., вероятнее, Леонтий Кесарии Каппадокийской; см.: Jolivet-L é vy. 1991. P. 89)). На фресках балканских храмов предпочтительным было изображение Л. в полиставрии - крещатой фелони (напр., в росписи ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница, Сербия, 1314, в ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия, 1348-1350).

http://pravenc.ru/text/2463221.html

К. Г. может быть изображен в короткой («колени голы») или прикрывающей колени рубахе, с обнаженными голенями, как в Строгановском иконописном лицевом подлиннике кон. XVI - нач. XVII в., или в штанах, к-рые видны из-под рубахи. На совр. изображениях сохраняется близкий к традиционному образ К. Г. Так, на рисунке прот. Вячеслава Савиных нач. 80-х гг. XX в. (Минея (МП). Март. С. 184) святой представлен в рост, в короткой рубахе, босым, в левой руке он держит деревце с двойной кроной на изогнутом стволе. В Святцах работы И. К. Любецкого (1730, РГБ) К. Г. показан одетым в длинную до земли рубаху, обутым в мягкие темные сапожки. Цвет рубахи обычно зеленый («санкирь с белилом и празелень»), но известны изображения в красной (икона из собрания П. Д. Корина, ГТГ, 2-я пол. XVIII в.- К. Г. стоит в поле среди цветов, держит деревце, гибкий ствол к-рого завершается 2 кронами листьев), охристо-желтой («Молитвенник с месяцесловом» кнг. Волконской) и синей одеждах (икона «Мч. Конон Градарь», XIX в, собрание Е. В. Ройзмана, Екатеринбург). Иногда поверх рубахи может быть накинут плащ. В пособии Фартусова в описании К. Г. упомянуты длинная (ниже колен) подпоясанная рубаха и грубый плащ, в руке - некое «огородное растение»; предлагается сопровождать изображение «хартией» с надписью: «Воздохни из глубины сердечная о ослеплении и заблуждении неверных» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 201). Можно выделить 2 типа иконографии К. Г.: первая, более ранняя, связанная с его мученическим подвигом; вторая, позднейшая, отражает род занятий святого и тем самым указывает на его почитание как покровителя земледелия. Иконография К. Г., в к-рой подчеркнут его мученический подвиг, восходит к памятникам визант. круга. В настенных минологиях ц. Христа Пантократора в мон-ре Дечаны (ок. 1350) на левом откосе окна на юж. стене юж. нефа под 6 марта помещено изображение К. Г. в мучении (забивание гвоздей в стопы), причем надпись ошибочно определяет его как Иоанна Градаря (см.: С. 334. Схема 43 на с. 321).

http://pravenc.ru/text/1841974.html

По греч. рукописям известен еще один канон Г. и Е., не вошедший в печатные издания, 2-го гласа, без акростиха, ирмос: ρδβλθυοτεΑτριπτον, συνθη (    ), нач.: Δδου μοι ν νοξει το στματς μου λγον, Χριστ (Дай мне во отверзение уст моих слово, Христе) (Ταμεον. Σ. 79). Евергетидский Типикон ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 307) на память Г. и Е. указывает помимо имеющейся в совр. книгах еще одну группу стихир подобнов. А . А . Лукашевич Иконография В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота нач. XVIII в. о святых сказано: «...были усечены мечом. Он молод, с бородою едва показавшеюся» (Ч. 3. § 22. 5 нояб.). Рус. иконописные подлинники сводной редакции (Большаковский, Филимоновский, XVIII в.) дублируют описания святых с небольшими дополнениями в отношении перстосложения по варианту Большаковского подлинника: «Галактион млад, риза преподобническая, испод вохра с белилом, в правой руке свиток, схима около шеи, а левая молебна вверх персты. У Епистимии на главе схима, риза преподобническая, мантия светлее Галактионовы, испод вохра с белилом дичь, в правой руке крест, а левая молебна вверх персты» (под 5 нояб.). В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910), составленном В. Д. Фартусовым, описание облика святых изменено в соответствии с представлениями нач. XX в.: «Галактион - с очень малой бородкой, одежда власяница из белого волоса и короткая мантия; на головах оба святые имели клобуки, лица их худощавы от поста»; также предлагается изображать в руках святых хартии, в основу надписи на хартии Г. положен текст Пс 143. Г. и Е. представлены в основном в минейных циклах, где они изображаются, как правило, вместе, в мучении или единолично. Изображения - на миниатюрах в минологиях: Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 161, 976-1025 гг.), в минологии XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 264v - под 3 нояб., в рост), из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (Sinait. 500. Fol. 77r, XII в.), из Бодлианской б-ки (Oxon. Bodl. F. 1. Fol. 16r, 1327-1340 гг.); в минейных циклах в росписи храмов Вознесения мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг., Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г., в притворе нартекса архиеп. Даниила 2, Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия), 1561 г.,- везде в мучении, вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., и вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье (Македония), 1376-1381 гг. (под 6 нояб.),- погрудно; в рус. минейных иконах, напр. из Иосифо-Волоколамского мон-ря, 1569 г. (ГТГ),- в рост.

http://pravenc.ru/text/161493.html

А. Н. Крюкова Иконография Сщмч. Патрикий, еп. Прусский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 114 об.) Сщмч. Патрикий, еп. Прусский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 114 об.) Иконография П. представлена 2 вариантами: единоличным образом святого и сценой мучения одного П. или с сомучениками. В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) в качестве предпочтительного определено изображение мученической кончины (под 21 мая): «Святые Патрикий, старец, Акакий и Менандр, с бородами едва показавшимися, и Полиен, без бороды, усечены мечом» (Ерминия ДФ. С. 211). Вне зависимости от типа изображения П. предстает в епископском облачении (фелонь, омофор); возрастная характеристика неустойчива и варьируется от образа средовека до образа старца. Наиболее значительной в иконографии святого является миниатюра с его изображением в Феодоровской Псалтири (Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 76v, 1066 г.). На правом поле листа П. показан в молении, седовласым старцем, к-рого из небесного сегмента благословляет десница Божия. Фигура (в развороте вправо; над нимбом надпись: « Πατρκιος») помещена на листе с Пс 61, у его начальных строк (2-3): «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое. Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более». Основное число памятников, куда вошел образ святого,- минейного характера, под 19 мая встречаются оба типа изображения. В мучении П. показан на миниатюре в минологии с циклами двунадесятых праздников, созданном для деспота Фессалоники Димитрия I Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 40r, 1322-1340 гг.),- у ног П., над головой к-рого палач занес меч, лежат тела 2 его сомучеников. В настенных минологиях сцена усекновения глав П., Акакия и Полиена изображена в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317/18) и только П.- в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320) и ц. Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1350) (см.: Менолог. С. 279, 299, 338). В сильно фрагментированном цикле на май в росписи ц. Сорока мучеников Севастийских в Тырнове (ок. 1230) сохранился ростовой образ П. ( Менолог. С. 255). Так же, в рост, П. показан на миниатюре в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 120 об.), он - с сединой в темных волосах, по облику близок к ранним изображениям свт. Василия Великого, волосы также прикрывают лоб, борода недлинная, клиновидная, достаточно широкая у основания; облачен в синий подризник, светло-голубую фелонь, с омофором, в слегка отведенной в сторону левой руке держит Евангелие, правой рукой едва прикасается к кодексу (см.: Евсеева. Афонская книга. С. 304).

http://pravenc.ru/text/2579768.html

В Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 129, 976-1025 гг.) он представлен молящимся; в Минологии за окт. (Vat. Gr. 1156. fol. 262v, 3-я четв. XI в.) - стоящим в рост. Миниатюрные изображения А. имеются также в др. рукописях (Vind. hist. Gr. 6. fol. 2v, 34r. 3-я четв., XI в.; ГИМ. gr. 175. fol. 171v, кон. XI в.; Oxion. Bodleian. gr. th. f. I. fol. 14r., 1322-1340 гг.; РНБ. О. I. 58. Л. 45об., 82об., XV в.). А. изображался среди святых, включавшихся в циклы минейных икон XI-XX вв., напр. на створке со святыми за сент., окт. и нояб. из гексаптиха в мон-ре вмц. Екатерины на Синае , кон. XI - нач. XII в., а также на годовой минейной иконе XIX в. из мон-ря Симонопетра на Афоне . Образы А. встречаются в росписях балканских и молдав. церквей: вмч. Георгия Старо -Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; Христа Пантократора в Дечанах (Югославия, Косово и Метохия), 1335-1350 гг.; вмч. Димитрия Маркова монастыря (Македония), ок. 1376 г.; Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (румыния), ок. 1386 г.; вмч. Георгия в с. Воронец (Румыния), ок. 1504 г.?; в нартексе архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), ок. 1565 г.; свт. Николая в Пелинове, 1717-1718 гг. Изображение А. включено в Строгановский иконописный подлинник. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 8. 61), предписывается изображать его «старцем с большой бородой». Ист.: BHG, N 2-4b; ActaSS. Oct. T. 9. P. 484-514; PG. 115. Col. 1211-1248; Boissonade I. F. Anecdota Graeca. P., 1883. T. 5. P. 462-488 [версия]; Conybeare//Classical Review. 1895 [арм. верс.]; Batareikh E.//Oriens Chr. 1904. T. 4. P. 279-307; Nissen Th. S. Abercii Vita. Lpz., 1912; SynCP. P. 89, 153-155; ВМЧ. Окт. С. 1734-1772. Лит.: Hartmann L. M. Abercius und Cyriacus//Serta Harteliana. 1896. P. 142, 144; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 326-327; Т. 3. С. 435; D ö lger F. J.//Ichtys. 1922. Bd. 2. S. 454-507; Abel A.//Byz. 1926. T. 3. P. 321-405; Quasten. Patrology. T. 1. P. 171 sq.; Janin. Églises et monastères.

http://pravenc.ru/text/62706.html

В. обычно изображается как святитель, в фелони и омофоре, единолично в рост (с Евангелием в руках) или в мучении (усекаемый мечом). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., об облике В. сказано: «...старец с остроконечною бородою, подобен Василию Великому» (Ч. 3. § 8. 57). В разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» (Ч. 3. § 22) под 24 апр. указана память В., изображать его предписывается «с бородою, едва показавшеюся». В Большаковском иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.) он описан следующим образом: «Сед, аки Власий (сщмч., еп. Севастийский.- Э. Ш.), ризы крестечныя, испод лазорь, бела дымчата, амфор и Евангелие». В составленном В. Д. Фартусовым «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) указано также изображать хартию с изречениями святого. В мучении святой представлен в лицевом минологии на год на 6 иконах, в т. н. Синайском гексаптихе, 2-я пол. XI - 1-я пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), в Минологии (Охоп. Bodl. F. 1. Fol. 37v, 1327-1340 гг.) и в росписи ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Трескавец близ Прилепа (Македония), между 1334 и 1343 гг. Единолично в рост он изображен на миниатюре из Синаксаря Давидогареджийской пуст. (Кекел. А 648. Fol. 52r (104), 1030 г.- в рост); в Минологии (Messan Salvad. 27. Fol. 274v); в росписи ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.; на миниатюре греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 117, XV в.; в росписи ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (Сербия, Косово и Метохия), ок. 1320 г. (погрудное изображение); на минейных иконах за апр. (XVI в., ВГИАХМЗ) и на годовой Минее (нач. XIX в., УКМ). Лит.: Ерминия ДФ. С. 162, 210; Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 260; Менолог. C. 297, 313, 338; Евсеева. Афонская книга. С. 298; Возрожденные шедевры рус. Севера. М., 1998. С. 63. Кат. 140. С. 36. Кат. 58. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)

http://pravenc.ru/text/150505.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010