(1167 г.) 1029 (Византийский военачальник Андроник Кондостефан строит войско перед решающей битвой с венграми у Зевгмина.) [Андроник Кондостефан] вывел из лагеря войско ромеев в полном вооружении. Построено оно было следующим образом. Он приказал скифам 1030 и большей части персов 1031 идти вместе с немногочисленными всадниками, которые сражаются копьями; затем по обеим сторонам следовали фаланги ромеев. (Перевод М. В. Бибикова. С. 59–69) Никита Хониат Родившийся в малоазийских Хонах (антич. Колоссах) ок. 1155 г. Никита Хониат (в старой литературе иногда ошибочно называвшийся Акоминатом) довольно рано, в девятилетнем возрасте, вместе со своим старшим братом – будущим известным ритором и афинским архиепископом Михаилом – оказывается в Константинополе, где и получает образование, а затем постепенно начинает продвигаться по лестнице государственной службы. После пребывания в Пафлагонии в начале 80-х гг. в качестве чиновника фиска при Алексее I Комнине (1180–1183) он становится императорским секретарем. В этой же должности уже позже он участвовал в дунайских походах императора Исаака II Ангела в 1187 г. В 1188/1189 гг. Никита занимал высокий пост в финансовом ведомстве, а в 1189 – должность императорского наместника в Филиппополе (совр. Пловдив). При Исааке Ангеле он дослужился до чина грамматика при логофете дрома, затем стал судьей вила (1190/1191), эфором и, наконец, логофетом геникона и даже логофетом секретов, – титул, по распространенному мнению, идентичный в то время высокому чину великого логофета (фактически – главы кабинета правительства). Находясь на вершине власти почти десять лет (примерно с 1195 до февраля 1204 г), Никита, однако, не принадлежал к категории вершителей судеб государства, не был и доверенным советником василевса. События захвата Константинополя крестоносцами в апреле 1204 г. имели для писателя губительные последствия. Потеряв все имущество, он вынужден был спасать себя и свою семью, взяв с собой лишь рукописи своих сочинений, в Селимврии. Затем, в 1206 г., ненадолго вернувшись в Константинополь, он отправляется в Никею, где оказывается вновь в придворном кругу императора Феодора I Ласкаря, хотя активной политической роли уже не играет. В Никее же Никита Хониат и скончался примерно между 1215 и 1217 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Много говорится о Руси и в связи с эпопеей бегства Андроника Комнина (будущего императора) из тюрьмы вплоть до его возвращения в 1165 г. из «Галицы». «Галицей» же Никита Хониат называет одну из «топархий росов», которых еще считает «гиперборейскими скифами». Описываются обстоятельства бегства Андроника в Галич, его арест «влахами» по пути, хитрости беглеца, благодаря которым ему удается избежать опасности и добраться до Галича. Весь последний год перед возвращением в Византию Андроник находился при дворе «правителя Галицы», участвуя с ним в совместных пирах и охотах. Вновь вспоминает Никита Хониат о странствиях Андроника в связи с рассказами о злодеяниях его в то время, когда он был императором (1183–1185): писатель напоминает (подразумевая, конечно, еврипидову трагедию о Ифигении) об обычае тавроскифов убивать иноземцев, а ниже замечает, что страсть к зверствам и крови Андроник позаимствовал у народов, среди которых странствовал по свету. Пребывание Андроника на Руси нашло отражение и в его быту: палаты последнего императора-Комнина имели настенные росписи с изображением диковинного зверя, водящегося в «Тавроскифии», – зубра, русское название которого Никита Хониат воспроизводит в греческой транскрипции. И после свержения с престола в 1185 г. Андроник вновь пытается бежать к «тавроскифам» – на Русь. Вновь к Руси повествование Никиты Хониата возвращается в связи с сообщением о нашествии болгар и куманов ок. 1200/1202 гг. Помощь Византии оказал, напав на половцев, правитель Галицы Роман, вняв мольбам архипастыря, т. е. митрополита (или епископа) на Руси. Тем самым росы проявили себя как «христианнейший народ». Примерно этим же временем Никита Хониат датирует и начало княжеских междоусобиц на Руси, когда Роман обагрил свой меч в родственной крови, одолев властителя «Киавы» (т. е. Киева) Рюрика. Однако пример братоубийственной вражды «тавроскифы» получили именно из Константинополя, замечает историк, намекая на обстоятельства прихода к власти в Византии Алексея III Ангела (1195), затем – возвращения Исаака II вместе с сыном Алексеем IV Ангелом (1203) и их окончательного низвержения Алексеем V Дукой Мурчуфлом (1204).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

содержит 54 больницы, 148 домов престарелых, 42 дома инвалидов, 10 хосписов, 582 католич. детских сада и проч. На протяжении последних 30 лет количество католиков сокращается (в 1981 - ок. 2,5 млн), уменьшается процент регулярно посещающих богослужения (с 21% в 1981 до 10,3% в 2011). В архиеп-стве действуют 46 бесплатных католич. школ, школа богословия и литургии, Католический социальный ин-т, семинария, школа для диаконов, музей епархии, общественные католич. б-ки, многочисленные вечерние школы. Архиепископом К. с 1989 г. является кард. Йоахим Майснер. Лит.: Die Regesten der Erzbischöfe von Köln im Mittelalter. Bonn, 1901-2001. 12 Bde; Eubel K. Geschichte der Kölnischen Minoriten-Ordensprovinz. Köln, 1906; Louis P. J. Die Vorstufen der erzbischöflichen Wahlkapitulationen zu Köln im 14. Jh. Aachen, 1918; Gerscher F. Der kölnische Dekanat und Archidiakonat in ihrer Entstehung und ersten Entwicklung. Stuttg., 1919; Klasen Th. Die territorialen Beziehungen zwischen Paderborn und Köln im Mittelalter: Diss. Münster, 1937; Ewig E. Beobachtungen zur Frühgeschichte des Bistums Köln//Zur Geschichte und Kunst im Erzbistum Köln: FS f. W. Neuss/Hrsg. R. Haass, J. Hoster. Düsseldorf, 1960. S. 13-39; Bauer K. Judenrecht in Köln bis zum Jahre 1424. Köln, 1964; Geschichte des Erzbistums Köln/Hrsg. W. Neuss. Köln, 1964-2008. 5 Bde; Köln, das Reich und Europa: Abhandl. über weiträumige Verflechtungen der Stadt Köln in Politik, Recht, und Wirtschaft im Mittelalter. Köln, 1971; Das Bistum Köln von den Anfängen bis zum Ende des 12. Jh./Hrsg. F. W. Oediger. Köln, 19722; Stehk ä mper H. Der Kölner Erzbischof Adolf von Altena und die deutsche Königswahl (1195-1205)//Beiträge zur Geschichte des mittelalterlichen deutschen Königtums/Hrsg. Th. Schieder. Münch., 1973. S. 5-83; Jenal G. Erzbischof Anno II. von Köln (1056-75) und sein politisches Wirken: Ein Beitrag zur Geschichte der Reichs- und Territorialpolitik im 11. Jh. Stuttg., 1974-1975. 2 Bde; D ü sterwald E. Kleine Geschichte der Erzbischöfe und Kurfürsten von Köln (795-1801).

http://pravenc.ru/text/1684297.html

Firenze, 1958. P. 153-190; idem. Portraits from the Quattrocento. N. Y., 1972. P. 55-117; idem. Rinascite e rivoluzioni: Movimenti culturali dal XIV al XVIII secolo. R.; Bari, 1975. P. 121-129; Брагина Л. М. Аргиропуло//СВ. 1968. T. 31. C. 237-255; Seigel J. E. The Teaching of Argyropulos and the Rhetoric of the First Humanists//Action and Conviction in Early Modern Europe/Ed. T. K. Rabb, J. E. Seigel. Princeton, 1969. P. 237-260; Brown V. Giovanni Argiropulo on the Agent Intellect//Essays in Honor of A. Ch. Pegis. Toronto, 1974. P. 160-175; Zakythinos D. Le despotat grec de Morée. L., 1975. Vol. 2. P. 334-336; Monfasani J. George of Trebizond. Leiden, 1976. P. 375-378; Canavet P., Oikonomides N. La comédie de Katablattas: Invective Byzantine du XVe siècle//Δπτιχα. Αθναι, 1982/1983. Τ. 3. Σ. 5-97; Manoussakas M., Staikos K. The Publishing Activity of the Greeks during the Italian Renaissance. Athens, 1987. P. 44-53; Geanakoplos D. J. Constantinople and the West. Madison, 1989. P. 91-113; Культура Византии. Т. 3; PLP, N 1267; ODB. Vol. 1. P. 164-165; Monfasani G. The Averroism of John Argyropoulos and his «Quaestio utrum intellectus humanus sit perpetuus»//I Tatti Studies: Essays in the Renaissance. Florence, 1993. Vol. 5. P. 157-208; Harris J. Greek Émigrés in the West: 1400-1520. Camberley, 1995; Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV-XV вв. СПб., 19972. C. 63, 72; Mondrain B. Jean Argyropoulos professeur à Constantinople et ses auditeurs médecins, d " Andronic Éparque à Démétrios Angelos//Πολπλευρος νος: Miscellanea für P. Schreiner zu seinem 60. Geburtstag. Мüпсн.; Lpz., 2000. S. 223-250; Ganchou Th. Iôannes Argyropoulos, Géôrgios Trapézountios et le patron crétois Géôrgios Maurikas//Θησαυρσματα. Venezia, 2008. Τ. 38. Σ. 105-212. И. Н. Попов Рубрики: Ключевые слова: ЕВСТАФИЙ (ок. 1115, - после 1195), митр. Фессалоникийский (после 1178 - до 1196/97); визант. ученый, филолог, историк, писатель, свт. (пам. греч. 20 сент.) АГРИППА НЕТТЕСГЕЙМСКИЙ [Генрих Корнелий] (1486-1535), нем. гуманист, врач, теолог и натурфилософ, увлекавшийся магией и мистикой

http://pravenc.ru/text/469810.html

Адельхайда, ж. итальянского кор. Лотаря, затем – германского имп. Оттона I, д. верхнебургундского кор. Рудольфа II (ум.в 999 г.) I, 116 Адельхайда (Адлейта), первая ж. чешского кор. Братислава II, д. венгерского кор. Эндре I (ум. в 1062 г.) II, V, VI Адельхайда, ж. мгр. Саксонской северной марки Удона I 341 Адельхайда, ж. балленштедтского гр. Адальберта I, д. майсенского мгр. Оттона Орламюндского 231, 232, 232 Адельхайда, ж. штаденского гр. Генриха, д. балленштедтского гр. Оттона Богатого 342 Адельхайда, ж. зульцбахского гр. Беренгара, д. дисенского гр. Оттона II (ум. в 1126 г.) III, IXb Адельхайда, ж. вартбургского гр. Людвига, д. мгр. Саксонской северной марки Удона II 342 Адельхайда, см. Евпраксия (Адельхайда) Адемар Шабаннский, французский историограф (ум. в 1034 г.) 86–90, 92 Адлейта, см. Адельхайда (Адлейта) Адольф I, гр. гольштейнский (1111–1130) 272 Адольф II, гр. гольштейнский (1130–1164) 272, 272, 283, 343 Адольф III, гр. гольштейнский (1164–1201) 283, 283, 343 АйналовД. В. 101 Акарина (?), см. Алиарина (?) (Акарина?) Акош, венгерский историограф (70-е гг. XIII в.) 348 Акош, венгерский род 368 Аларих, кор. вестготов (ум. в 410 г.) 222, 222 Александр Ярославич Невский, вел. кн. владимирский (1252–1263) IXb, 373 Александр I, п. римский (107–116 [?]) 326, 326 Александр III, п. римский (1159–1181) 258 Александр, посол германского кор. Конрада III 247, 247 Александр Македонский (ум. в 323 г. до н. э.) 298, 307 Алексеев М. П. 102 Алексей I Комнин, имп. византийский (1081–1118) VIII, IXa, 159, 198 Алексей II, имп. византийский (1180–1183) VIII Алексей III Ангел, имп. византийский (1195–1203, ум. в 1212/3 г.) VIII, 347 Алексей, с. и соправитель византийского имп. Uoahha II Комнина (ум. в 1142 г.) VIII, IXb Алиарина (?) (Акарина ?), сестра или д. Оды, второй ж. киевского кн. Святослава Ярославича 339–340, 340 Альбан, св. (умучен в сер. III в.) 47 Альб(е)рик из Труафонтэн, французский хронист (ум. в 1252 г.) 346–347 Альберт Аццо II, мгр. итальянский (ок. 1026–1097) III

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

совместно со своим мужем графом Иоанном Бриеннским (см прим. 19). Дочь королевы Изабеллы Иерусалимской, дочери Амальрика I, и ее второго мужа маркграфа Конрада Монферратского, падчерица Амальрика II Лузиньяна. Гуго — Гуго I (ок. 1195-1218), король Кипра с 1205 г. из династии Лузиньянов, сын Амальрика II и его первой жены Эскивы д " Ибелен. Фридрих II (1194-1250) — германский король из династии Гогенштауфенов (с 1212 г.), император Священной Римской империи (с 1220 г.), король обеих Сицилий (с 1197 г.), сын Генриха VI и Констанции Сицилийской. В 1228 г. возглавил шестой крестовый поход (1228-1229), закончившийся передачей христианам Иерусалима и провозглашением императора королем Иерусалимским. Венгерский король Андрей — Андрей II Арпад (1175-1235), наследовал своему племяннику Владиславу в 1205 г. Совершил неудачный крестовый поход в 1214-1216 гг. Леопольд Австрийский — Леопольд VI Знаменитый (1176-1230), сын Леопольда V, герцог Австрии и Штирии, наследовал своему брату Фридриху I в 1198 г. Последовательно поддерживал династию Гогенштауфенов в борьбе с Вельфами и папством. Участвовал в походе против испанских мавров в 1212 г. и осаде Дамиетты в 1219 г. Оттон Меранский — Оттон VII фон Андех, герцог Меранский (1204-1234), наследовал своему отцу Бертольду IV. Граф Бургундский благодаря браку с Беатрисой Гогенштауфенской (с 1208 г.), маркграф Истрии (1215-1230). Брат королевы Франции Агнессы Меранской, второй жены Филиппа II Августа. Граф Голландский Вильгельм — Вильгельм I (1190-1222), сын Флориса III, умершего во время третьего крестового похода. Участвовал в сражениях с маврами в Испании, осаждал Дамиетту в 1219 г. Часть 2 Наиболее любопытное явление в рассмотрении обстоятельств этого похода состоит в том, что собравшиеся под Акрой крестоносцы и контингенты от местных сирийских христиан заметно колебались в выборе места, на которое должны быть направлены их удары, для них, по-видимому, не было соответственной военной цели. Если пришлые из Европы крестоносцы не могли не иметь в мысли Иерусалима и освобождения святых мест, то в среде местных христиан преобладало мнение, что вопрос об Иерусалиме лучше всего может быть разрешен перенесением театра военных действий на Египет, откуда мусульманские властители Сирии черпали свои силы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

Утверждение англо-нормандцев в Лимерике позволило Уильяму де Бурго вмешаться в дела Коннахта. В 1185 г. верховный правитель Руадри О Конхобар, незадолго до того удалившийся в мон-рь Конг, вернулся к мирской жизни и попытался отстранить от власти своих сыновей Конхобара Маэнмаге и Конхобара О н-Диармада, а также внука Катала Карраха и брата Катала Кробдерга. Из-за несогласованности действий англо-нормандцы не смогли воспользоваться междоусобицей и покорить Коннахт. Принц Иоанн передал Коннахт в качестве фьефа де Бурго, который поддержал Катала Карраха, но в 1195 г. Джон де Курси выступил на стороне Катала Кробдерга. После кончины верховного правителя Руадри О Конхобара (1198) де Бурго в союзе с О Брианами вступил в Коннахт и изгнал Катала Кробдерга, к-рый укрылся в Ольстере и организовал неудачные нападения на соперников в союзе с ирл. правителями и членами семейства де Ласи. Кор. Иоанн Безземельный поддержал притязания Катала Кробдерга. Уильям де Бурго также был вынужден признать его правителем Коннахта (1202), однако сохранил за собой построенные в Коннахте укрепления с гарнизонами. Распространение ложных слухов о гибели де Бурго привело к уничтожению этих укреплений ирландцами. Уже в 1203 г. барон с ирл. союзниками снова вторгся в Коннахт, чтобы свергнуть Катала, однако вмешательство юстициария (королевского наместника) Мейлера Фиц-Генри, а также Уолтера де Ласи помогло предотвратить конфликт. Чтобы обезопасить себя от притязаний баронов, Катал Кробдерг заключил с кор. Иоанном договор (дек. 1205), согласно которому передал Коннахт под власть англ. короны, сохранив 2 кантреда (баронии) в собственности; за пользование 1/3 оставшихся земель король получал от Катала плату, а за 2/3 - подать в 300 марок как верховный правитель. Считаясь с этого времени вассалом короля, Катал приобрел право на королевскую защиту и на передачу Коннахта по наследству старшему сыну, что позволяло избежать разногласий относительно наследования. Ок. 1220 г. Катал, его сын Аэд и все жители Коннахта были приняты под покровительство Папского престола. Договор с правителем Коннахта был выгоден и короне, т. к. ослаблял позиции крупных англо-нормандских феодалов.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Брячислав ушел из жизни, по-видимому, не ранее Невской битвы. Второй этап политики Александра Невского на литовском направлении заключался в противоборстве с князем Миндовгом (ок. 1195–1263). Созданное им Литовское государство в сравнении с племенными союзами обладало уже достаточно организованной военно-политической силой 242 . Опасность со стороны Миндовга определялась встраиванием его политики в широкую коалицию антирусских сил. Одновременно с активизацией Литвы усилилась активность других потенциальных противников Владимирского княжества, во-первых, Ливонского ордена, предпринявшего новое наступление на Псков; во-вторых, Швеции; в-третьих, Даниила Галицкого. Синхронность такой активизации не могла быть случайной. Соглашения Миндовга с Даниилом удалось достичь путем династического брака между сыном галицкого князя Шварном Даниловичем и дочерью литовского князя. Совокупно все эти силы объединял проект римского папы Иннокентия IV. Миндовг сообразно с ним должен был войти в единую западнохристианскую общность. Его легитимизация как признанного литовского государя осуществилась в результате состоявшегося в 1251 году крещения по латинскому обряду. В 1253 году предположительно в Новогрудке (совр. Белоруссия) Миндовг был коронован как король Литвы. В том же году Даниил Галицкий короновался королем Руси. Складывалась международная система, направленная очевидным образом против монголов и русского Владимирского княжества. Однако внутренние противоречия между союзниками оказались существенными. К тому же Александр Невский делал всё возможное для усугубления противоречий. Потенциальный антирусский альянс в итоге распался. Сдерживание Литвы проводилось Александром Ярославичем в том числе за счет использования фактора Орды. В этом отношении ордынские и русские интересы частично совпадали. Определенно в направлении подавления потенциалов литовской государственности действовал в первый период властвования в улусе Джучи Берке. Непосредственно эта стратегия применялась видным монгольским военачальником Бурундаем (?–1262), другом и соратником Субудая-багатура.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Часть вторая. От нашествия монголов до разделения Русской митрополии Татарское иго Монголы или татары, кочевой народ т. наз. алтайского или урало-алтайского семейства, обитавшие с древнего времени в той же обширной азиатской степи, в которой живут до настоящего времени их потомки и которая называется Монголией, – не составляли, до второй половины 12 века, одного государственного целого. Они распадались на отдельные племена и орды, состоявшия под властию своих, больших и малых, владетелей или ханов. В половине 12 века явился у монголов великий и страшный человек, сумевший соединить их в одно целое, совершить огромные завоевания вне Монголии и основать могущественнейшее монгольское государство. Это был Темучин, сын удельного владетеля одной монгольской орды, родившийся около 1155 года. Наследовав отроком отцу, он, долго ничем себя не проявляя, в 1195 г. вступил на стезю завоеваний. Через десять лет он, на съезде покоренных князей, принял титул Чингиз-хана, что значит великий, могущественный хан, и утвердил свою столицу в г. Каракоруме, на юго-запад от нынешней Кяхты, на правом притоке р. Селенги. Он быстро завоевал и покорил сев. Китай, Тибет с частью зап. Китая, Туркестан, Хиву (с Бухарой и Кокандом), часть Афганистана и отдельные места в сев. Персии. Затем захвачена была им туркмено-киргисская степь, называвшаяся кипчакской, продолжением которой являлась наша новороссийская степь. Чингиз-хан умер в 1227 г. Перед смертью он разделил свои завоевания между тремя сыновьями и внуком на четыре улуса, с тем, чтобы хан, пребывавший в Каракоруме, был великим ханом и имел верховную власть над остальными ханами, стоявшими во главе улусов. Русь была потом покорена ханами кипчакского улуса, который, занимая северную половину восточного Кипчака – степь киргиз-кайсацкую – отдан был Чингиз-ханом внукам – детям его старшего сына Джучи. В 1223 г. хорезмшах Мухаммед, разбитый монголами, бежал в Персию. Чингиз-хан для его преследования отрядил полководцев Джебе и Субута, которые, выполняя это, вторглись в кавкасские земли и оттуда в половецкие степи. Напав на половцев, они гнали их до границы Руси, которая начиналась за Переяславлем. Половецкие князья умоляли русских помочь им. Кн. Мстислав Мстиславич Удалой, сидевший тогда в Галиче, был зятем половецкого князя Котяна. Внимая мольбам тестя, он привлек на свою сторону кн. Мстислава Романовича киевского. Южные князья на съезде в Киеве решили выступить против татар. Отступившие от русских пределов, татары были настигнуты в юго-восточном углу будущей Екатеринославской губернии, на р. Калке (впадавшей в р. Калмиус, которая впадает в Азовское море ок. Мариуполя). Русские потерпели страшное поражение. Татары, преследуя их, дошли до Днепра в 70 вер. от Киева. Опустошив все на своем пути, татары отхлынули назад.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

13 февр. 1200 г.) стал объединяться и достиг, в границах объединенных частей, известной и вскоре даже полной независимости от греков. Доселе православные сербы, принявшие христианство частью еще при Ираклии (в первой половине VII в., ок. 638–40 г.) и потом вторично крещенные в царствование византийского императора Василия Македонянина (867–886), может быть укрепившиеся в христианской вере под влиянием славянской проповеди (в юго-западных частях Балканского полуострова) некоторых учеников свв. Кирилла и Мефодия (изгнанных из Моравии и прибывших сюда через Болгарию), – в политическом отношении, во все это и последующее время до Стефана Немани, разбиты были на уделы (княжества или жупанства), находились попеременно – то под верховною властью Византии, то болгар (со времени завоеваний Болгарского царя Самуила 977–1014 г.), то опять, со времени покорения Болгарии Василием Болгаробойцем (1018–19 г.), под властью греков; а в церковном отношении поделены были между разными центрами, относясь то к соседним Греческим митрополитам и епископам (в период господства греков) и подчиняясь след. Высшей церковной юрисдикции Цареградского Патриарха, то находясь в ведении Охридской архиепископии (в период завоеваний и могущества болгар, напр., при Самуиле). Правда, сербы может быть имели на своей территории своих сербских епископов 7 , но они во всяком случае должны были подчиняться Высшей церковной юрисдикции двух упомянутых церковно-административных центров – Патриархии Цареградской и архиепископии Охридской. Так было, вероятно, и в правление самого Стефана Немани, младшему сыну которого св. Савве удалось уже по смерти отца и в царствование своего старшего брата Стефана Первовенчанного (с 1195 г. до 1224–1228 г.) учредить самостоятельную Сербскую архиепископию. He место здесь излагать все глубоконазидательные подробности из жизни и деятельности св. Саввы, которые вообще освещают разные стороны из рассматриваемого нами вопроса об учреждении Сербской архиепископии 8 . Можно заметить только, что св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/is...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010