1147, 5 июня Св. блгв. князь-мученик Игорь молился пред кончиной образу Божией Матери, прославившемуся как Игоревская икона (5 июня) (1. С. 334–335). 1-я пол. XII в. Явление и прославление Патриаршей иконы Пресвятой Богородицы (исцеление кн. Симеона от слепоты) (15 августа) (1. С. 531–533). Вознесение чудотворной иконы Пресвятой Богородицы (Владимирской) на воздухе посреди храма вышгородского монастыря. Св. блгв. кн. Андрей перенес чудотворную икону из Вышгорода во Владимирское княжество. Остановка иконы в Боголюбове как изъявление воли Пресвятой Богородицы на пребывание во Владимире (1. С. 282–283). 1158–1160 Св. блгв. кн. Андрей Боголюбский построил во Владимире собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, где предполагалось хранить Владимирскую икону (1. С. 283). Прославление Владимирской–Ростовской иконы Пресвятой Богородицы (сохранение невредимой во время пожара в деревянном Успенском соборе Ростова) (15 августа) (1. С.529). Ок. 1160 г. Явление Пресвятой Богородицы прп. Еразму Печерскому (1 ок. 1160, память 24 февраля) (1. С. 170–172). Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Владимирскую икону за русские войска в битве св. блгв. кн. Андрея Боголюбского с волжскими болгарами (1 августа) (1. С. 502–504). Ок. 1160 г. Св. блгв. кн. Андрей Боголюбский построил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли и распространил празднование Покрова Пресвятой Богородицы в Северо-Восточной Руси (1. С. 610; 6). Ок. 1165 г. Явление Пресвятой Богородицы Илии (Иоанну), пресвитеру новгородскому (впоследствии свт. Иоанн, † 1186), и подаяние помощи на завершение строительства Благовещенского монастыря (1. С. 567–568; 3. Кн. 1. С. 163–165). До 1169 г. Прп. Евфросиния Полоцкая († 1173) приняла в дар от Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга для полоцкого Богородицкого мужского монастыря икону Пресвятой Богородицы из Эфеса, писанную евангелистом Лукой, – Корсунскую (в 1239 г. перенесена в Торопец) (9 октября) (1. С. 634). 1170, 25 февраля Заступничество Пресвятой Богородицы по молению святителя Иоанна († 1186) чрез Ее Новгородскую икону «Знамение» за Новгород при нападении на город объединенных войск («вся земля просто Русьская») св. блгв. кн. Андрея Боголюбского († 1174) (27 ноября) (1. С. 730–732).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Айлред из монастыря Риво графства Норт-Йоркшир (1110 – 1167; память в Католической Церкви 12 января) был, возможно, самым известным английским цистерцианцем. В молодости он, как и Валдеф, жил при королевском дворе Шотландии, а затем стал аббатом монастыря Риво на севере Англии. Айлред знаменит на всю страну как историк, писатель и проповедник (ему, в частности, принадлежит одна из версий жития святителя Ниниана – одного из величайших проповедников православной веры в Шотландии в начале V века). Айлред был большим гуманистом; как и Валдеф, он официально не канонизирован. Изображение Джона из Бридлингтона в церкви всех святых в Твинге К другим молитвенникам того времени относится Уолтер из Ковика (ныне в черте города Эксетер) в Девоне (XII век). Хотя о жизни Уолтера известно мало, его местно почитали как святого. Возможно, он родился в Норидже и вел подвижническую жизнь в монастыре Ковик, основанном около 1144 года и зависимым от нормандского монастыря Бек. Уолтеру однажды было видение адских мучений, и после этого он до конца дней одевался только в козлиную шкуру и жил в полном воздержании. Маргарита из Халма в Норфолке († 1170; память 22 марта), о жизни которой тоже мало что сохранилось, местно почиталась как мученица (похоронена в церкви святого Иоанна в Ховетоне, Норфолк). Маргарита Английская († 1192; память в Католической Церкви 3 февраля) родилась в Венгрии, ее мать, англичанка, была в родстве с Томасом Кентерберийским. Будучи цистерцианской монахиней, Маргарита жила сначала на Святой Земле, а затем во Франции. Роберт из Нарсборо (1160–1218; память в Католической Церкви 24 сентября) из графства Норт-Йоркшир поступил в цистерцианский монастырь Ньюминстер, но вскоре решил вести уединенную отшельническую жизнь в пещере на месте нынешнего города Нарсборо на берегу реки Нидд. К Роберту многие стекались за духовным советом и утешением, его пещера сохранилась. Роберта местно почитали как святого, но официальной канонизации не было. Симон Сток († 1245?; память в Католической Церкви 16 мая) был одним из первых приоров ордена кармелитов в Англии. Его также связывают с Оксфордом и Кембриджем. Симон преставился в Бордо во Франции. Он не был официально канонизирован, но его почитание подтверждено в 1564 году. Сегодня Симона Стока особенно почитают в деревне Эйлсбери графства Кент, где, возможно, хранится часть его мощей, почитаемых католиками. Джон (Иоанн) Бридлингтонский (ок. 1320 – 1379; память в Католической Церкви 21 октября) обучался в Оксфорде, а позднее был строгим, но милосердным приором своего монастыря в Бридлингтоне графства Восточный Райдинг Йоркшира. Ему приписывали совершение многих чудес. Причислен к лику святых Католической Церкви в 1401 году. Джона также почитают на его родине в деревне Твинг графства Восточный Райдинг Йоркшира.

http://pravoslavie.ru/49268.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Иоанн Многострадальный, Киево-Печерский (+ ок. 1160) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 18 июля в день преставления,28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских,в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поставместе с Соборам всех прпп. отцев Скорбно было начало подвижнической жизни прп. Иоанна. Три года боролся он со страстями. Раз глубокой ночью ушел он в темную и сырую пещеру прп. Антония (+ 1073, память его 10 июля) просить его помощи. Во время молитвы таинственный голос повелел ему затвориться здесь навсегда. Так прошли многие годы. Наконец прп. Иоанн надел на себя вериги и, выкопав себе яму по плечи, влез в нее и своими руками засыпал себя землею, так что только руки и голова остались у него свободными. Он страшно мучился. Ему казалось, что ноги его горят. Несколько дней подряд он видел пред собою страшного огненного змия. В самую пасхальную ночь змий этот захватил его голову в свою пасть, так что волосы на голове его стали загораться. Тогда Иоанн в ужасе воззвал к Богу. Блеснула молния, змий исчез, и раздался голос: «Иоанн! Вот тебе помощь: отселе внимай себе, чтобы не случилось тебе худшее и не пострадал ты в будущем веке». Иоанн спросил: «Господи, почему Ты оставил меня так жестоко страдать?» Голос ответил: «Тебе это было послано по силе терпения твоего, чтобы ты, испытанный огнем, был чище золота. Бог не попускает никому быть испытанным выше сил, чтобы никто не ослабел и не был поруган лукавым змием. Но как благоразумный владыка доверяет сильным работникам трудную работу, а слабым легкую, так должно понимать и эту борьбу, ради которой ты молишься. Но молись мертвецу, который близ тебя, и он исцелит тебя от этой страсти. Он сделал больше Иосифа и может помогать страждущим от нее». Иоанн воскликнул: «Боже, помоги мне молитвами этого святого». Позже он узнал, что это был прп. Моисей Угрин (память его 26 июля). Тогда его просветил тот дивный и таинственный свет, видеть который могут только святые, и он стал всегда чувствовать великие мир и радость. Его спрашивали, как он может жить в темной, сырой и холодной пещере. Он отвечал, что как только он выходит на дневной свет, то перестает видеть свет Божественный. В конце своей жизни прп. Иоанн исцелил прикосновением кости прп. Моисея одного брата, страдавшего, как раньше он сам. Преподобный рассказал ему свою жизнь. После этого прп. Иоанн опять закопался в землю и так предал дух свой, Богу 18 июля. Святые мощи его находились в этом положении в пещере прп. Антония до наших дней.

http://sedmitza.ru/lib/text/437471/

Преподобнаго Стефана Махрищскаго (1406). Мученика Иуста (I). Преподобнаго Еллия монаха (IV). Преподобнаго Онисима чудотворца (IV). 15. Святаго равноапостольнаго великаго князя Владимира, во святем крещении Василия (1015). Святых мучеников Кирика и Иулитты, матери его (ок. 305). Мученика Авудима (IV). Благоверных князя Владимира и княгини Агриппины Ржевских. Величание: Величаем тя, святый равноапостольный княже Владимире, и чтим святую память твою, идолы поправшаго и всю Российскую землю святым Крещением просветившаго. На утрени прокимен, гл. 4: Вознесох избраннаго от людей Моих. Стих: Ибо рука Моя заступит его. 16. Святаго священномученика Афиногена и десяти учеников его (ок. 311). Мученика Павла и мучениц Алевтины (Валентины) и Хионии (308). Мученика Антиоха врача (IV). Мученицы Иулии девы (ок. 440 или 613). Память святых отец шести Вселенских Соборов. Иконы Божия Матери Чирския (Псковския) (1420). 17. Святыя великомученицы Марины (Маргариты) (IV). Преподобнаго Иринарха Соловецкаго (1628). Преподобнаго Лазаря Галисийскаго (перенесение мощей). Преподобнаго Леонида Устьнедумскаго (1654). Иконы Божия Матери Святогорския (1569). 18. Святых мучеников Емилиана (363) и Иакинфа Амастридскаго (IV). Преподобных Иоанна Многострадальнаго, в Ближних пещерах (1160) и Памвы, затворника Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII). Преподобнаго Памвы пустынника (IV). 19. Преподобныя Макрины, сестры святителя Василия Великаго (380). Преподобнаго Дия (ок. 430). Преподобнаго Серафима, Саровскаго чудотворца (обретение мощей, 1903). Благовернаго князя Романа (Олеговича) Рязанскаго (1270). Преподобнаго Паисия Печерскаго, в Дальних пещерах (XIV). Блаженнаго Стефана (1427) и матери его Милицы (1405), Сербских. 20. Святаго славнаго пророка Илии (IX в. до Р. X.). Преставление преподобнаго Авраамия Галичскаго, Чухломскаго (1375). Преподобномученика Афанасия Брестскаго (обретение мощей). Величание: Величаем тя, святый пророче Божий Илие, и почитаем еже на колеснице огненней преславное восхождение твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

г) Ок. 1092 г. М. Ефрем уставил праздновать в 9 д. мая перенесение мощей В. Чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар город Калабрийский; к тому расположили чудеса Святителя на воде и суше, в жизни общественной и семейной, какие видели и предки наши, посвящавшие имени Святителя столько храмов, сколько никому другому из Святых 126 . В 12 веке для всей Церкви введено менее новых праздников, чем в 11 веке. а) В 1160 г., когда по воле К. Андрея Боголюбского, рыли рвы для нового храма в Ростове, обретены были нетленные мощи Ростовских Святителей Леонтия и Исаии; тогда же установлено праздновать память их 127 . б) В 1164 г. победа того же благочестивого князя Андрея над болгарами-магометанами прославила силу Креста Христова, и в то же время в Греции Имп. Мануил победил магометан-арабов. Посему и в Греции и в России подтверждено было праздновать Кресту Христову в 1 д. августа 128 , тогда как еще по месяцеслову Остромирова Евангелия (1070) полагалось 31-го июля «поклонение Честному Древу». 2 . Память некоторых других Русских угодников Божиих чтили местно, ожидая особенного изволения Божия о прославлении их во всей Церкви. Так чтили Благ. К. Ольгу и Апостола Русского Владимира 129 , Пр. Антония и некоторых других Печерских подвижников 130 , князя Игоря и Новгородского Пастыря Никиту 131 . Споры о посте в среду и пяток Около половины 12 в. открылись в Церкви русской споры о посте в среду и пяток, или о том, как эти проводить дни, если они случатся днями праздничными? В 1157 г. ростовцы выгнали от себя благочестивого Епископа Нестора за то, что он не разрешал им есть мясо в среду и пяток и в Господские праздники, исключая дни Пасхи и Пятьдесятницы, дни Рождества Христова и Богоявления. Какой-то Феодор, лишенный своего места, племянник Грека Мануила, Смоленского Епископа усилил нерасположение к мыслям Нестора в Ростове; он учил совсем противному, т.е., что пост среды и пятка можно разрешать не только для всех господских праздников, но даже и для памяти знаменитого Святого. В 1160 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Во-первых, представлению о том, что этот храм был каменным, противоречит как будто сообщение летописей, что он полностью сгорел при пожаре Ростова в 1160 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 351; Т. 2. Стб. 512). Во-вторых, проблематично и время постройки. Можно усомниться в показаниях поздних летописей (Воскресенской летописи, Степенной книги и др.), будто сгоревший в 1160 г. храм простоял более 160 лет, ввиду свидетельства Киево-Печерского Патерика, на которое ссылается митр. Макарий, но и приводимая им датировка (прежде 1078 г.) не выглядит достаточно обоснованной. Возможно, автор трактовал слова Патерика о том, что Мономах воздвиг церковь «в свое княжение», как указание на княжение именно в Ростове, отнеся последнее к периоду до смерти в Киеве Изяслава Ярославича в 1078 г.? В таком случае, владыка Макарий неправ, так как Владимир Мономах соорудил ростовский храм в память о своем исцелении, произошедшем при основании Печерской Успенской церкви в 1073 г., а после 1073 г. Мономах княжил не в Ростове, а в Турове и на Волыни. Таким образом, если следовать Патерику, то построение Успенской церкви в Ростове следовало бы скорее всего датировать временем самостоятельного княжения Владимира Мономаха после смерти его отца Всеволода Ярославича в 1093 г. Точное время вокняжения Юрия Всеволодовича Долгорукого в Ростово-Суздальской земле неизвестно. В историографии часто указывается дата — ок. 1095 г., но она неверна (Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в XI–XIV вв. М., 1984. С. 68–69; Назаренко А. В. Неизвестный эпизод из жизни Мстислава Великого. С. 69 и прим. 51). Дата, приведенная митр. Макарием, выглядит более правильной. См. коммент. Дата освящения! (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 208). Выражение летописи «заложи церкви святаго Ивана» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 286) (не «заложена бысть» или т. п.), где сказуемое стоит в 3-м лице единственного числа активного залога, заставляет думать, что здесь просто пропущено имя основателя — скорее всего, Владимира Мономаха (Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1(2). С. 300). См. коммент. Следует, однако, иметь в виду, что оклад Мстиславова Евангелия имеет позднейшее происхождение и изготовлен в своей основе в Новгороде в 1551 г. «Служебник прп. Антония Римлянина» — условное название, сейчас рукопись датируется нач. XIV в. ГИМ. Син. 605. РНБ. Q. п. I. 32. В Сводном каталоге, 153 эта рукопись датируется, впрочем, кон. XII — нач. XIII в. РГАДА. Ф. 381. 84, 89. Сводный каталог. 7, 8. РНБ. Q. п. I. 12. Сводный каталог. 126, где рукопись датируется 2-й пол. XII в. Стихирарь постный и цветной нотированный (РНБ. Софийск. 96), датируемый ныне 1-й пол. XIII в. Сводный каталог. 220. См. коммент. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/435816/

Исаия, святитель, епископ Ростовский († 1090; память 15/28 мая) Родом из Киевской области. В монашество пострижен в Киево-Печерском монастыре преподобным Феодосием Печерским († 1074; память 3/16 мая, 14/27 августа, 2/15 сентября). Превзошел многих подвижников в посте, молитве и многих иных добродетелях. В 1062 году за свою высокую жизнь поставлен игуменом Дмитровского Изяславова монастыря в Киеве. В 1077 или 1078 году хиротонисан во епископа Ростовского митрополитом Киевским Иоанном (1189). О деятельности святителя Исаии сохранились очень скудные сведения. Как преемник святителя Леонтия (память 23 мая/5 июня), он отличался ревностью в деле просвещения язычников. С проповедью о Христе он обошел Ростовскую и Суздальскую области, причем действовал исключительно убеждением. Содержанием его проповеди служило учение о Святой Троице. Часто даже самые закоренелые язычники не могли устоять перед силой его слова. Его называли апостолом земли Ростовской. Святитель мужественно ниспровергал статуи идолов, а на их месте строил храмы. Большую радость испытал святитель Исаия, когда князь Владимир Мономах на свои средства построил храм в Ростове и прислал в него одну из чудесных икон, написанную преподобным Алипием († ок. 1114; память 17/30 августа). Еще при жизни епископ Исаия прославился святостью и чудотворениями. Как передает его житие, он чудесно был перенесен Ангелом в Киев для участия в освящении великой церкви Печерской, которое совершилось 14 августа 1089 года, – «во едином часе ста в граде Киеве». 15 мая 1090 года святитель мирно скончался в городе Ростове. Нетленные мощи его были обретены в 1164 году при заложении в Ростове князем Андреем Боголюбским каменного собора на месте сгоревшего в 1160 году деревянного. Литература: Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. – 2-е изд. – СПб., 1899. – С. 151–153. Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. – 2-е изд. – М., 1860. – С. 25, 36, 37 и прилож., с. 13.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Весьма активна была храмоздательная деятельность кн. Андрея Боголюбского. За первые 6 лет его правления были построены каменные храм в честь Рождества Пресв. Богородицы в Боголюбове (ок. 1157/1158) и Успенский собор во Владимире (1158-1160), в 1164 г. освящена Ризоположенская ц. на Золотых воротах, около ворот на княжеском дворе заложен Спасо-Преображенский храм. В пойме у Боголюбова, рядом с устьем р. Нерли, при впадении в Клязьму, в 1165 г. был возведен храм, посвященный новому празднику Покрова Пресв. Богородицы, в память о победоносном походе на волжских булгар. В Боголюбове при кн. Андрее были выстроены церкви во имя мучеников Леонтия и Андрея Стратилата. Золотые ворота с надвратной церковью в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне. Владимир. 1158–1164 гг. Фотография. Ок. 1893 г. (ГИМ) Золотые ворота с надвратной церковью в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне. Владимир. 1158–1164 гг. Фотография. Ок. 1893 г. (ГИМ) Ко времени правления св. князя предание относит возникновение мон-ря в Боголюбове (см. Боголюбский в честь Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы) мон-рь ), Феодоровского мон-ря в вост. предместье Владимира на языческом капище в Яриловой долине. Не исключено, что князь является основателем и Константино-Еленинского мон-ря, упоминаемого в летописи под 1276 г., находившегося в непосредственной близости от Феодоровского. В нач. 70-х гг. XII в. во Владимире существовал Космодамианов мон-рь, игумен к-рого принимал участие в погребении кн. Андрея Боголюбского. Под 1217 г. летопись упоминает во Владимире Вознесенский мон-рь за валом Нового города. При кн. Андрее Юрьевиче Владимиро-Суздальская земля обрела чудотворные Владимирскую и Боголюбскую иконы Божией Матери. Собор во имя вмч. Димитрия Солунского во Владимире 1194–1197 гг. Фотография. 2004 г. Собор во имя вмч. Димитрия Солунского во Владимире 1194–1197 гг. Фотография. 2004 г. Усиление княжеской власти после кратковременной усобицы между преемниками кн. Андрея Юрьевича и политическое возвышение Владимира, особенно в период правления кн.

http://pravenc.ru/text/154964.html

б) В 1089 г. освящена М. Иоанном 2 и Собором Епископов знаменитая знамениями церковь Печорская, основанная в 1073 г. преподобным Феодосием 277 . А в 1091 г. благоговейное усердие пр. Нестора открыло нетление мощей самого Феодосия, и они Собором Епископов перенесены в церковь Печерскую. Мудрый М. Никифор в 1108 г. соборно вписал имя преподобного Феодосия в число святых всей Русской Церкви 278 . в) По окончании и освящении Софийского храма (в 1037 г.), В. К. Ярослав положил построить монастырский храм в честь своему Ангелу Вмч. Георгию. Строение храма шло неуспешно. Работников было мало, от того что опасались лишится выплаты за работу для Князя. Добрый Князь «повеле возити куны на возех в комары (под своды) золотых ворот. И возвестиша людем на торгу, да возмет кождо по ногате (12 1 / 2 кон. сер.) на день». Работников явилось множество, и храм окончен. Митрополит Иларион освятил его в 16 д. ноября, и установил, чтобы 20 д. ноября был после того ежегодным праздником св. Георгия. По Летописям видим, что имени Победоносца и после того посвящали храмы и Обители, дознавая помощь его во дни брани 279 . г) Ок. 1092 г. М. Ефрем уставил праздновать в 9 день мая перенесение мощей в. чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар город апулийский. К тому расположили чудеса святителя на воде и суше, в жизни общественной и семейной, какие видели и предки наши, посвящавшие имени сего святителя столько храмов, сколько никому другому из святых 280 . д) Нет сомнения, что в 11 веке уже ублажали память равноапостольного Князя Владимира и благоверной матери его Ольги, хотя и неизвестно, кем и когда именно установлено было праздновать память их 281 . В 12 веке для всей Церкви введено менее новых празднеств, чем в 11 в. а) В 1160 г., когда по воле К. Андрея Боголюбского рыли рвы для нового храма в Ростове, обретены были нетленные мощи ростовских святителей Леонтия и Исаии. Тогда же установлено праздновать память их 282 . б) В 1164 г. победа того же благочестивого Князя Андрея над Болгарами магометанами прославила силу креста Христова, и в то же время в Греции Имп. Мапуил победил магометан Арабов. Посему и в Греции и в России подтверждено было праздновать Кресту Христову в 1 д. августа 283 , тогда как еще по Месяцеслову Остромирова Евангелия (1070 г.) полагалось 31 июля «поклонение Честному Древу».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

518 или 525), к свт. Вивентиолу, еп. Лугдунскому (с 514), к-рый в то время был простым монахом в Кондадисконе. Вероятно, послание было составлено ок. 510 г., в нем свт. Авит упоминал о недавней кончине Е. и хвалил Вивентиола за то, что тому удалось предотвратить распад монашеской общины ( Alcimus Avitus. Ep. 17//PL. 59. Col. 235). В «Перечне аббатов монастыря св. Евгенда Юрского» (т. н. Хроника монастыря св. Клавдия), составленном в XII в., указано, что Е. прожил 66 полных лет и был настоятелем 13 лет и 6 месяцев. Однако хронологические указания памятника являются неточными (напр., согласно «Перечню...», прп. Роман был настоятелем 100 лет, а умер в 135-летнем возрасте). Е. был похоронен на монастырском кладбище (на месте совр. рынка Гренет в г. Сен-Клод). Лугдунский еп. Вивентиол ок. 515 г. построил над могилой церковь. Имя преподобного отсутствует в галльской редакции Мартиролога блж. Иеронима (90-е гг. VI в.), что свидетельствует о местном почитании Е. Кратко о Е. упоминается в Мартирологе Флора Лионского (IX в.) и в Мартирологах свт. Адона Вьеннского и Узуарда (PL. 123. Col. 209, 601). Из Мартиролога Узуарда память святого была перенесена кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог (XVI в.). К VIII в. мон-рь Кондадискон получил название в честь Е. (Сент-Уайан-де-Жу). Впосл. почитание Е. было оттеснено на 2-й план почитанием свт. Клавдия († 699), мощи к-рого были обретены в 1160 г. Возникший вокруг мон-ря город стал называться Сен-Клод в честь свт. Клавдия. Церковь Е., в к-рой покоились мощи святых, была переосвящена также во имя свт. Клавдия (разрушена в 1754). В 1742 г. в г. Сен-Клод было учреждено еп-ство, бывш. монастырская церковь стала кафедральным собором. Во время Французской революции 1789-1799 гг. собор был закрыт, в 1794 г. находившиеся в храме святыни уничтожены. В наст. время уцелевшие частицы мощей Е. хранятся в соборе в реликварии XIX в., украшенном изображениями святого в монашеской рясе и в одеянии аббата (в митре и с посохом). С 1533 г. в храме находится резной заалтарный образ североитал.

http://pravenc.ru/text/186917.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010