Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСААК СИРИН [Исаак Ниневийский; сир. ,        ], греч. Ισακ Σρος] (не ранее сер. VI в., Бет-Катрайе (Катар) - не позднее 1-й пол. VIII в., Хузестан), прп. (пам. 28 янв.), еп. Ниневийский, отец Церкви, автор аскетических творений. Жизнь Биографические сведения об И. С. имеются в 2 сир. источниках: «Книге целомудрия» восточносир. историка IX в. Ишоднаха, еп. Басры, содержащей краткие жития знаменитых подвижников Персидской Церкви, и западносир. источнике, время и место написания которого неизвестны. В 124-й гл. своей кн. «О святом Мар Исхаке, епископе Ниневийском, который отрекся от епископства и составил книги об образе жизни отшельников (    )» Ишоднах сообщает, что И. С. был поставлен в епископы Ниневии католикосом Мар Гиваргисом в мон-ре Бет-Аве. После пребывания в течение 5 месяцев на кафедре Ниневии И. С. отказался от епископства и, удалившись на гору Матут, нек-рое время «жил в тишине вместе с отшельниками, находившимися там»; позже И. С. ушел в мон-рь Раббана Шабура (располагался на горе Шуштар - Bettiolo P. Introduzione// Isacco di Ninive. Discorsi spirituali. 1985. P. 18), где достиг глубокой старости и был похоронен (точная дата смерти И. С. неизвестна, так же как и дата его рождения). И. С. «весьма прилежно изучал божественные Писания»; это, наряду со строгим подвижничеством, привело к тому, что он лишился зрения. Ишоднах сообщает о неприятии многими (напр., Даниилом бар Туванита ) «трех мнений», к-рые высказывал И. С., и объясняет его тем, что И. С. «возбуждал зависть в жителях внутренних областей», будучи родом из Бет-Катрайе ( Isho‘ denah. 1896. P. 277-278). Свидетельство Ишоднаха с достаточной точностью очерчивает время и географию жизни И. С., а также его место в диптихах Ниневийской епархии Церкви Востока . Католикос Гиваргис (Георгий), рукоположивший И. С., управлял Церковью Востока с 661 (660) по 681 (680) г. (о нем см., напр.: Болотов В. Из истории Церкви Сиро-Персидской//ХЧ. 1899. Ч. 1. 5. С. 1028; Пигулевская. 1979. С. 219), а упомянутый в тексте Католикос Хнанишо - с 685 по 700 г. Время пребывания Гиваргиса на престоле совпало с годами правления Муавии I, первого халифа из династии Омейядов, избравшего Дамаск столицей Арабского халифата. Гиваргис руководил воссоединением епископов Катара, откуда был родом И. С., с Церковью Востока. Ок. 648 г. епископы Катара (где существовала христ. Церковь, традиционно подчинявшаяся Католикосу Востока) отделились от него; схизма продолжалась до 676 г., когда Католикос Гиваргис посетил Катар и воссоединил его епископов с Церковью Персии. Возможно, именно по случаю воссоединения Гиваргис решил рукоположить И. С., уроженца Катара, прославившегося своей аскетической жизнью, во епископа Ниневии.

http://pravenc.ru/text/674153.html

С приходом к власти в халифате Аббасидов на высшие гос. должности были допущены представители иран. землевладельческой аристократии. Так, представители рода Бармакидов во 2-й пол. VIII в. занимали должности вазиров. Харун ар-Рашид, уничтожив Бармакидов (802-803), в то же время не отказался от практики привлечения на высшие посты этнических иранцев - мусульман во 2-м, а то и в 1-м поколении. Пытаясь опереться на иран. знать, первые аббасидские халифы - ас-Саффах (750-754) и Абу Джафар аль-Мансур (754-775) решили основать столицу поближе к Ирану, т. к. в старой столице - Дамаске слишком сильны были омейядские традиции. Халиф ас-Саффах обещал устроить столицу в Куфе, но слова не сдержал. Постоянная столица Аббасидов Багдад была основана только в 762 г. Наместничествами (Джибаль, Фарс, Керман и др.) управляли обл. диваны и эмиры, имевшие ограниченные или неограниченные (как в Хорасане) полномочия. Постепенно налаживавшийся торговый обмен между отдельными странами в рамках мусульманской империи стимулировал развитие экономики И. В VIII-IX вв. успешно развивалось земледелие, совершенствовалась система орошения, распространялись новые культуры (цитрусовые, хлопчатник). Крупнейшими портами были Сираф, Кайс и Ормуз в Персидском зал. На невольничьи рынки Рея и Нишапура попадали тысячи тюрков, славян и африканцев, потомки к-рых (в условиях, когда предоставление вольной рабам было широко распространено) вливались в разные слои общества. При новой династии продолжилось наступление фискальной машины халифата на ранее свободные сельские общины Иранского нагорья. Во 2-й пол. VIII - 1-й пол. IX в. большое распространение получило здесь движение хуррамитов, к-рое синтезировало традиции манихейского дуализма и маздакитского эгалитаризма с идеями крайних шиитов о непрерывной манифестации божества сначала в пророках (Адаме, Аврааме, Моисее, Христе и Мухаммаде), а затем в своих вождях (нек-рые считали пророком и Абу Муслима). Аш-Шахрастани отмечал, что в VIII-IX вв. хуррамиты разделялись на неск. сект: абу-муслимия, махания, кудакия, аспидджамакия и др. Первые 2 имели сторонников в Фарсе и Хузестане, а 2-е - в областях Мавераннахра. Убийство Абу Муслима в ставке халифа близ Куфы (755) спровоцировало восстание в Нишапуре во главе с Сумбадом Магом, которого поддержали шииты и хуррамиты, разгромившие неск. правительственных армий. Халиф Мансур направил против Сумбада 10-тысячную армию. Сражение произошло между Реем и Хамаданом, восставшие были разбиты и бежали. Однако народные выступления не прекращались. В 767 г. в Хорасане произошло большое крестьянское восстание под рук. «пророка» Устад Сиса. В 776-783 гг. халифат потрясали выступления секты аспидджамакия («люди в белых одеждах»), объединившей вокруг себя огромное народное движение, получившее название восстания Муканны.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСМАИЛИТЫ последователи одного из наиболее крупных течений шиитского ислама (см. ст. Шиизм ), возникновение которого связано с расколом среди шиитов во 2-й пол. VIII в. После смерти 6-го шиитского имама Джафара ас-Садика в 765 г. большинство шиитов признало 7-м имамом Мусу аль-Казима, одного из сыновей Джафара. Однако часть шиитов провозгласила Исмаила, старшего сына Джафара, наследником имамата. Согласно исмаилитским источникам, Исмаил пережил своего отца и наследовал ему должным образом, по др. шиитским источникам, он скончался раньше (в 762 или 763). Седьмым имамом стал старший сын Исмаила - Мухаммад (род. ок. 738). Вскоре после признания имамата Мусы значительной частью шиитов Мухаммад оставил Медину и отправился на восток, стремясь избежать преследований со стороны Аббасидов . Он положил начало 1-му «периоду сокрытия» (араб. «даур ас-сатр»), сыгравшему впосл. важную роль в истории исмаилизма. Остаток дней он провел в Хузестане (Юж. Иран), где и скончался ок. 795 г. В сер. IX в. И. выступили против власти Аббасидов. В это время в их среде существовало 2 направления: собственно И. и карматы. . В 890 г. карматы во главе с Хамданом бен аль-Аш " асом подняли восстание в Ираке. В 899 г. представитель Хамдана, Абу Саид аль-Джаннаби, основал независимое карматское гос-во на о-ве Бахрейн со столицей в Эль-Ахсе. При Абу Тахире Сулеймане (914-943), сыне аль-Джаннаби, карматы Бахрейна захватили Оман. В 930 г., во время хаджа , они совершили набег на Мекку, разграбили город, выломали «черный камень» в Каабе , разбили его на 2 части и вывезли в Бахрейн. Только в 952 г. карматы вернули реликвию за выкуп. Карматское государство на Бахрейне просуществовало до кон. XI в., а их идеи продолжали там господствовать еще в течение 200 лет. Исмаилитская традиция признает 3 поколения между Мухаммадом бен Исмаилом и Абдаллахом аль-Махди, основателем Фатимидского халифата (см. ст. Фатимиды ) и последним имамом периода ас-сатр (араб.- «сокрытие») в истории раннего исмаилизма.

http://pravenc.ru/text/674985.html

и объявил восточный берег р. Шатт-эль-Араб территорией И. 22 сент. 1980 г. ирак. армия форсировала р. Шатт-эль-Араб и вторглась в иран. пров. Хузестан. За 10 дней боев иран. войска были отброшены на 40 км в глубь своей территории. Одновременно с вторжением И. начал бомбардировку крупных иран. городов, в т. ч. Тегерана. Через неделю после вторжения Хусейн остановил наступление своих войск и выразил готовность начать переговоры о мире, но Тегеран отказался. К дек. ирак. войска овладели городами Касре-Ширин, Нефтшах (Нефт-Шехр), Мехран, Бостан и Хорремшехр, а также блокировали Абадан. В ходе боев 2-й пол. 1981 г. стратегическая инициатива перешла к Ирану. В марте-мае 1982 г. в результате 2 крупных иран. наступлений ирак. армия понесла тяжелые потери. После этого Хусейн выразил готовность начать переговоры о мирном урегулировании и объявил о выводе войск с территории Ирана. Однако иран. руководство выдвинуло неприемлемые для И. условия, включавшие отстранение от власти Хусейна. В ночь на 14 июл. 1982 г. иран. армия начала вторжение в И. В апр.-июне 1988 г., через 6 лет военных действий, вооруженные силы И. провели ряд успешных операций, освободили территорию своей страны и снова вторглись в Иран. 17 июля аятолла Хомейни согласился на перемирие, вступившее в силу 20 авг. 1988 г. Ирано-ирак. война 1980-1988 гг. нанесла огромный ущерб экономике И. В авг. 1990 г. Хусейн обратился к Президенту Ирана Рафсанджани с предложением о немедленном заключении мира, на основе компромисса Алжирские соглашения, и отдал приказ о выводе ирак. войск с территории противника. В окт. Багдад и Тегеран восстановили дипломатические отношения. Мирное урегулирование вернуло обе стороны к status quo, но И., имея самые многочисленные вооруженные силы в регионе Персидского зал., должен был выплачивать колоссальный внешний долг. С самого начала войны ирак. правительство стремилось не допустить объединения усилий проирански настроенных шиитов юга и курдов-сепаратистов севера. В кон. 1984 г. правительственные войска вели против курдов ожесточенные боевые действия с громадными жертвами среди гражданского населения.

http://pravenc.ru/text/673821.html

И. в XVI-XVIII вв. Во 2-й пол. XV в. Ардебиль стал центром сплочения огузских кочевников-шиитов, которые под давлением османской экспансии откочевывали из М. Азии (из-за 12 пурпурных складок на тюрбанах (по числу имамов) их стали называть «кызылбаши» - «красноголовые»). Еще в нач. XIV в. в Ардебиле шейх Сефи ад-Дин Исхак создал суфийское братство сафавийя, сын и преемник шейха примкнул к имамитам, что помогло его потомкам расширить зону своего влияния. В результате уже во 2-й пол. XV в. сефевидские пиры («старцы») Джунайд и Хайдар провозгласили джихад против Трапезунда, Грузии, Дагестана и Ширвана. После гибели Хайдара братство практически прекратило существование под ударами Ак-Коюнлу. Однако раздоры между членами туркмен. династии в 1498-1500 гг. позволили младшему сыну Хайдара, Исмаилу, покинуть Гилян, где он скрывался, и овладеть Шемахой. В 1501 г. Исмаил провозгласил себя в Тебризе шаханшахом И. Новая династия Сефевидов ввела шиитскую хутбу (проповедь во время пятничного намаза) с поминовением 12 имамов и публичным проклятием первых 3 халифов, хотя 2/3 тебризцев исповедовали суннизм. Окончательно разбив Ак-Коюнлу в 1503 г. под Хамаданом, Исмаил в следующие 2 года подчинил Ирак Персидский, Шираз, Семнан, Керман и Йезд, а между 1506 и 1509 гг. овладел также Фарсом, Хузестаном, Курдистаном и Мазендераном. Важнейшей областью державы стал Азербайджан, тюрк. наречие к-рого утвердилось в качестве языка войска и двора, притом что в делопроизводстве по-прежнему использовали персидский. Опорой династии стали имамитские богословы, к-рые легитимировали режим шахов, совмещавших функции заместителя «Сокрытого» имама и главного шейха братства сафавийя. Достигнув совершеннолетия, Исмаил попытался подчинить себе кызылбашских эмиров, создав некое подобие иерархии ханов, султанов и беков. Перераспределение земельного фонда и изменение соотношения разных его категорий выразились в увеличении площади земель дивани и шахского хасса. Оставшиеся территории распределялись между главами тех или иных кызылбашских объединений (за исключением неудобных для кочевого хозяйства Гиляна и Мазендерана), к-рые вытесняли коренное население с мест его обитания. Сефевиды сохранили часть прежних союргалей, но почти полностью прекратили раздачу новых; сократилось и количество мульков. В XVI в. широкое распространение получает тийюль - временное или пожизненное пожалование всей или части ренты с определенных земель за исполнение тех или иных обязанностей или за личные заслуги без права лично собирать налоги (по сути попытка возродить первоначальную форму икта).

http://pravenc.ru/text/673877.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЯ [греч. Ια] († ок. 362-364), мц. Персидская (пам. 11 сент.; пам. греч. 11 сент., 5 авг.; пам. визант. 9, 10, 11, 25 сент., 3, 4, 5 авг.; пам. зап. 4 авг.). Источники Сохранились 2 греч. агиографических сочинения, посвященные И.: анонимное Мученичество (BHG, N 761) и Мученичество, написанное в XIII-XIV вв. иером. Макарием из Манганской обители в К-поле (BHG, N 762). Анонимное Мученичество содержится в 2 рукописях - августовских Минеях-Четьих Vat. gr. 1671 (X в.) и Vindob. hist. gr. 45 (XI в.). В Венском списке текст озаглавлен как Мученичество Досы пресвитера и И., поскольку он начинается повествованием о взятых в плен вместе с И. священномучениках Илиодоре и Досе (Дисане). Видимо, этот рассказ был интерполирован в текст Мученичества И., поскольку в сир. Мученичестве этих святых, написанном Марутой, еп. Майферкатским (2-я пол. IV - нач. V в.), об И. не говорится. На основе анонимного Мученичества были составлены краткие Жития И., включенные в визант. Синаксари, напр. в Минологий имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.; PG. 117. Col. 41) и в Синаксарь К-польской ц. (архетип кон. X в.), к-рый содержит Житие И. под 11 сент. (SynCP. Col. 35-36) и совсем краткую заметку под 5 авг. (SynCP. Col. 868). Эти Жития отличаются лишь нек-рыми деталями в описаниях пыток и сроках пребывания И. в темнице. Житие Согласно анонимному Мученичеству, на 53-м году правления шаханшаха Шапура II (309-379), т. е. в 362 г., иранские войска вторглись в рим. владения и разрушили крепость Бет-Забдай (Забдицена) у впадения Хабура в р. Тигр. Они увели с собой в Хузестан (обл. в Юго-Зап. Иране) 9 тыс. пленных, в т. ч. девственницу И., к-рая, согласно Мученичеству иером. Макария, была в преклонных летах ( Delehaye. 1905. P. 463). И. проповедовала христ. веру женщинам-язычницам, в чем и была обвинена перед Шапуром, к-рый отдал ее зороастрийским священнослужителям (мобедам) Адаршабуру и Аделферу (Адарфару). Они, не сумев отвратить И. от веры, подвергли святую мучениям: ее растянули и били кнутами, а затем бросили в темницу. Через 2 месяца И. снова была приведена на суд, где безбоязненно исповедала Христа, за что была с большой жестокостью избита гранатовыми ветвями и снова заключена в тюрьму. Через 6 месяцев И. подвергли последнему испытанию: ее тело пронзили множеством тростниковых лучин и стянули веревками, а затем по одной вынимали эти лучины. Через 10 дней ей перебили кости медными гирями, а затем привязали к прессу, при вращении которого ее внутренние органы падали на землю. После этого И. обезглавили. Христиане выкупили ее мощи у стражей и с почестями похоронили. Почитание

http://pravenc.ru/text/1237985.html

После разоружения и подчинения шахсевенских, халхальских и талышских ханов (1922-1923) Реза-хан нанес смертельный удар лурским конфедерациям, близким к Союзу юж. племен шейха Хазаля, и разгромил курдских и туркмен. повстанцев. В окт. 1923 г. он сформировал собственную партию «Таджаддод» и 26 окт. 1923 г. вынудил Ахмед-шаха назначить его премьер-министром И., после чего шах покинул страну. Спустя год при посредничестве Великобритании Реза-хан урегулировал конфликт с Хазалем и окончательно установил контроль над Хузестаном. 31 окт. 1925 г. 5-й меджлис объявил династию Каджаров низложенной. 12 дек. 1925 г. Реза-хан был провозглашен новым шахом. Коронация монарха, получившего титул Реза-шаха Пехлеви, состоялась 25 апр. 1926 г. Лит.: Curzon G. N. Persia and the Persian Question. L., 1892. 2 vol.; Donaldson D. M. The Shi " ite Religion: A History of Islam in Persia and Irak. L., 1933; Fatemi N. S. Diplomatic History of Persia: 1917-1923. N. Y., 1952; Lambton A. K. S. Landlord and Peasant in Persia. L., 1953; Иванов М. С. Иранская революция 1905-1911 гг. М., 1957; он же. Антифеодальные восстания в Иране в середине XIX в. М., 1982; Sykes P. A. History of Persia. L., 19693. Vol. 2; Issawi Ch., ed. The Economic History of Iran, 1800-1914. Chicago; L., 1971; Кузнецова Н. А. Иран в 1-й пол. XIX в. М., 1983; Жигалина О. И. Этносоциальная эволюция иранского общества. М., 1996. И. при династии Пехлеви Главным инструментом осуществления властных полномочий Реза-шаха стала армия, к-рая с июня 1925 г. комплектовалась на основе обязательной воинской повинности; на ее нужды в среднем ассигновалась ежегодно 1/3 госбюджета И. Реза-шах перераспределил обрабатываемые земли по всей стране (Закон 1928 г. «О регистрации земельных владений», закон 1930 г. «О запрете насильственных захватов земли», закон 1934 г. «О продаже государственных земель» и т. д.). Более 80% всех сельскохозяйственных площадей сосредоточилось в руках монарха и новых помещиков, к-рые происходили из зажиточных, но незнатных горожан - чиновников и коммерсантов.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Уже в ассир. документах А. (Amedi, Amidi) упоминается как один из важнейших городов Ассирии; позднее входила в состав Ахеменидского и Селевкидского царств, затем принадлежала Риму (сохранилась цитадель IV в. до Р. Х. и часть стен, датируемых I в. до Р. Х.). Область А. с III в. по Р. Х. оспаривалась у Римской империи Сасанидским Ираном. В нач. IV в. город, ставший центром рим. пров. Месопотамия в составе Вост. префектуры , был укреплен, в нем находился военный гарнизон. В 359 г. шаханшах Шапур II осадил А. и через 2 месяца взял ее штурмом; жители были переселены в Хузестан (Юго-Зап. Иран). Позднее А. вновь отошла к Вост. Римской империи (Византии). Вторично иранцы овладели городом в 502 г. при шаханшахе Каваде, но имп. Анастасий выкупил его за тысячу фунтов золота. В 640 г. город сдался арабам. В ср. века А. была центром обл. Дияр Бакр (дословно - местопребывание [рода] Бакр, араб. племени, расселившегося там в VII в.), к-рая охватывала земли по обоим берегам Тигра от истока до поворота русла на юго-восток, с городами Майафарикин, Хисн-Кайфа, Арзан. В эпоху араб. владычества А. с округом входила в пров. Джезира, иногда выделяясь в особую адм. единицу, полунезависимую от аббасидских халифов. С сер. Х в. город входил в состав эмирата Хамданидов, с кон. Х в. попал под власть курдской династии Мерванидов. Оказавшись на византийско-мусульм. границе и подвергаясь сильной угрозе с запада, правитель А. ок. 1000 г. пошел на признание вассальной зависимости от имп. Василия II , получив от него титул магистра и дуки Востока. Во 2-й пол. XI в. княжество Дияр Бакр попало в орбиту влияния Сельджукидов, началось проникновение на эту территорию туркмен. племен. В последующие столетия А. находилась под властью Артукидов (XII в.), Иконийского султаната (с 1241), монголов, была столицей тюрк. племенного союза Кара-Коюнлу (XV в.), входила в состав Сефевидского Ирана (с 1507). В 1515 г. А. была захвачена турками-османами; от них город получил имя Кара-Амид - Чёрная Амида (за цвет базальтовых стен), а также Диярбакыр (Диарбекир). Церковная история

http://pravenc.ru/text/114460.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИОДОР И ДОСА (Дисан) [сир.  ,  ; греч. Ηλιδωρος, Δοσς (Δοσα, Σοδς)] (пам. греч. 20 авг., 9 апр.), священномученики (вместе с ними и др. мученики) Персидские, к-рые пострадали в 362 г. при Шапуре II (309-379). Мученичество сохранилось на сир. и греч. языках. Автор сир. текста - Марута, еп. Майферкатский (2-я пол. IV - нач. V в.), дважды побывавший в Иране и убедивший шаха выдать останки мучеников для погребения в Майферкате (в верховьях р. Тигр). Согласно сир. Мученичеству, в 53 г. правления Шапура II (362) иран. войска вторглись в рим. владения и штурмом взяли крепость Бет-Забдай (Забдицена) у впадения Хабура в р. Тигр. Об этой военной кампании (360-362) повествует церковный историк V в. Созомен. Персы разрушили стены крепости, убили мн. защитников, 9 тыс. пленных мужчин и женщин увели с собой. В их числе оказались еп. И., пресвитеры Д. и Мариав (сир.  ), а также диаконы и монахи. Пленников направили в Бет-Хузайе (Хузестан), обл. в Юго-Зап. Иране. По пути следования, в Дастагерде (в 90 км к северо-востоку от Багдада), И. тяжело заболел, рукоположил во епископы Д. и сделал его главой всех христиан. Вскоре И. скончался. Продолжая путь, пленники ощущали себя единой Церковью, молились и пели хором псалмы. Песнопения христиан раздражали персов-зороастрийцев, и те донесли о происходившем мобеду Адарфарру (Адурфарзгерду), отличавшемуся особой жестокостью в обращении с иноверными. Тот в свою очередь обратился к Шапуру, назвав Д. главным зачинщиком. Шах через мобеда и начальника гвардии приказал запретить христианам посещать своего духовного главу, т. е. Д. Повинуясь приказу, иран. вельможи попытались склонить пленников к вероотступничеству. После неудачной попытки стража из 100 всадников и 200 пеших воинов отобрала из всех христиан 300 наиболее стойких, в их числе епископа Д., Мариава, диаконов и монахов. Их доставили в горную обл. Масабадан (на западе совр. Ирана), где предъявили ультиматум: либо они примут зороастризм, либо их ждет смертная казнь. Вдохновленные речью Д., к-рый заявил, что, хотя враги залили землю кровью, они не смогут сокрушить дух верующих, 275 пленников предпочли мученическую смерть, 25, отступив от христ. веры, сохранили жизнь.

http://pravenc.ru/text/389293.html

Хотя Церковь Востока к тому времени почитала Нестория , вост. сирийцы не были знакомы с его произведениями и имели о его богословии лишь общее представление, ориентируясь гл. обр. на христологию Феодора Мопсуестийского. Именно учение последнего, подразумевавшее строгое дифизитство, однако не содержавшее исповедания двух ипостасей во Христе, было официально одобрено на Соборе под председательством католикоса Акакия Селевкийского в Селевкии-Ктесифоне (486). Ситуация начала меняться благодаря М. А., к-рый привез из Византии в Персию «Трактат Гераклида Дамасского», составленный Несторием ( Abramowski. 1963. S. 8); во 2-й пол. 30-х гг. VI в. трактат был переведен на сир. язык по инициативе М. А. Самому М. А. приписывается перевод 2 анафор, авторами которых традиционно считались Феодор Мопсуестийский и Несторий (изд.: Liturgia sanctorum apostolorum Adaei et Maris cui accedunt duae aliae in quibusdam festis et feriis dicendae, necnon ordo baptismi. Urmia, 1890. P. 40-51; лат. пер.: Renaudot E. Liturgiarum orientalium collectio. P., 1716. T. 2. P. 620-632; англ. пер.: Badger P. G. The Nestorians and Their Rituals. L., 1852. P. 214-243); данные анафоры используются в восточно-сирийском обряде . Вернувшись из Византии, М. А. стал преподавателем Нисибинской школы (учеником М. А., в частности, был Кир Эдесский ), а после смерти католикоса Павла - его преемником. По всей видимости, одной из основных причин, по к-рым шах Хосров I Ануширван (531-579) поддержал его кандидатуру, являлась разносторонняя образованность М. А. (в т. ч. знание зороастрийских текстов). Фактически избрание М. А., аскета и ученого, ознаменовало отход от прежней практики назначения католикосов, равно как и др. епископов Церкви Востока, из числа богатых и влиятельных клириков, нередко состоявших в браке и близких по образу жизни к персид. элите. Важной задачей М. А., к-рая также отвечала интересам Хосрова I, являлось создание стабильной церковной организации во главе с католикосом, признаваемым всем епископатом, поскольку в сер. VI в. Церковь Востока еще не представляла собой единую структуру. Хотя на Соборе 410 г., созванном католикосом Исааком , был принят канон, согласно которому все иерархи обязались беспрекословно подчиняться епископу Селевкии-Ктесифона (прав. 12), власть католикоса нередко ставилась под сомнение. Ситуация осложнялась наличием в нек-рых регионах Сасанидского Ирана, в т. ч. в Хузестане, 2 параллельных церковных иерархий; причиной этого был спор о выборах предстоятеля после смерти католикоса Павла, предшественника М. А. Сразу после поставления католикосом М. А. совершил поездку по ряду персидских регионов, в ходе к-рой он либо убеждался в лояльности местных епископов и утверждал их в должности, либо заменял их своими ставленниками, пользуясь при этом поддержкой местных властей ( Payne. 2015. P. 95-99).

http://pravenc.ru/text/2561936.html

  001     002    003    004    005    006