Часть III Приложение 1 1) Святые, дни памятей коих или самые памяти не показаны в месяцесловах и синаксарях. Аввакир , пр. египетский 6 века. Канон сырн. субб. Агапит пр., ученик Саввы освященного. Канон Сырн. субб. Агафангелл преподобномуч. есфигменский, † 19 ап. 1819 г. Афон. патер. Александра александрийская † 376. Филарета: Подвижницы. Анастасий муч. в Анкире † 1777 г. Солов. мучен. на Востоке. Аммон пр. в Верхнем Египте и Амой , современник пр. Арсения. Канон сырн. субб. Ангел , битольский муч. из села Флорина, пострадавший от турок в 1750 году. Паисия история славеноболгарская. Анфим пр. ученик пр. Саввы освященного. Канон сырн. субб. Арсений , патриарх константинопольский (1254–1257, 1261–1268). Мощи его добызали русские паломники в Царьграде в 14 веке. Афанасий мефонский. Житие св. Петра аргосского 3 мая им написано. Василий , из послушания в гроб вселивыйся. Канон Сырн. субботы. Пр. Феодосий (11 янв.), велев выкопать гробную пещеру, спросил: кто готов на смерть. Иерей Василий стад просить смерти и, вселившись в гроб, на 40 день скончался. Васса муч. девица от страны селунской. Царственник или история болгарская. Гадар св. Житие его в венской библ. Лямбец. V, 552. Гедеон преподобномуч. дек. 30 1818 г. Афон. патер. Геласия преподобная константинопольская † 422. Лавс. 128. Филарета: Подвижницы. Георгий муч. новый 17. янв. 1838 г. Солов. Георгий муч. в Магнезии 24 апр. 1796. Солов. Герасим пр. на о. Кефалонии, † 1445 г. Путеш. Барского. Герман , пр. вифдеемск., спутник пр. Кассиана по Египту, 5 века. Достоп. Сказ. Канон сырн. субб. Герман козиницкий, подвизавшийся в козиницком монастыре близ Амфиполя в юго-западной Фракии при болгарском царе Борисе Михаиле. Деян. св. Май Т. III. стр. 167. Давид , отрекшийся от болгарского престола в пользу брата Самуила в нач. XI в., инок. Мощи в Охриде. Паис. Далматой или Матой пр. 5 в. Канон сырн. субботы. Даниил пр. скитский, † ок. полов. 5 века. Канон сырн. субботы. Ч. Минея 9 окт. в житии Андроника. У Штаддера 21 июдя. Димитрий басарабовский, пастух пустынник, † 1685 г. Паис. По Филимонскому подлиннику, мощи его 8 июля 1779 года перенесены в Бухарест.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [серб. и целе Umaлuje enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). Учреждена в 1931 г. Объединяет приходы СПЦ на территории сев. части Хорватии, а также окормляет общину в Словении и 5 общин в Италии (Триест, Рим, Милан, Бари и Венеция). Кафедра в г. Загреб. Правящий архиерей - митр. Иоанн (Павлович) , на кафедре с 1977 г. Епархия разделена на 5 наместничеств, имеет 48 приходов, 2 мон-ря ( Лепавина и мон-рь во имя прп. Параскевы (Петки) в Загребе), 15 священников (2007). На территории Славонии (историческая обл. на северо-востоке совр. Хорватии) правосл. духовенство появилось благодаря Екатерине, дочери серб. деспота Георгия Бранковича (см. ст. Бранковичи ). В 1433 г. она вышла замуж за гр. Ульриха Целльского и привезла с собой из Смедерева правосл. священника. По ее заказу был переведен на слав. язык Апостол (1454; Белград, МСПЦ). Но Ватикан дважды, в 1432-1434 и в 1435-1439 гг., посылал в Славонию францисканского миссионера Иакова из Марке (впосл. был канонизирован католич. Церковью) с целью обратить «схизматиков» в «римскую веру». После обновления Печской Патриархии в 1557 г. правосл. сербов в Славонии окормлял митрополит Пожегский. Во время австро-тур. войны (1593-1606) в окт. 1595 г. митр. Пожегский Василий основал Марчанскую епархию с кафедрой в мон-ре Марча . Архиереи этой кафедры активно противостояли навязыванию унии со стороны католиков. В 1640 г. благодаря действиям католического еп. Загреба Бенко (Бенедикта II) Винковича (1637-1642) на территории епархии были открыты униат. школы. В 1716 г. униаты на пороге храма убили игум. мон-ря Лепавина Кондрата. 29 авг. 1700 г. католич. еп. Загреба Стефан IV Селишичевич (1694-1703) отмечал, что мн. сербы перешли в католичество, а в 1702 г. католич. еп. Сеньско-Модрушский Мартин Брайкович (1699-1703) добился выплаты священникам-униатам жалованья. В 1708 г. Собор австр. сербов не допустил к работе епископов-униатов и лишил их сана.

http://pravenc.ru/text/182463.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Видевший загробную участь людей схимонах Вивиан (Обухов). День памяти - 5 октября Видевший загробную участь людей схимонах Вивиан (Обухов). День памяти - 5 октября Не каждый монах сподобляется видения Горнего Иерусалима. Очевидно, что для этого нужна крайняя простота и полное доверие Богу. Детская наивность и простота отца Вивиана стали той почвой, где Господь посеял свою благодать и где ростки добродетелей с лихвой взошли и дали свои многочисленные плоды.   Схимонах Вивиан (в миру Владимир Андреевич Обухов) крестьянин из села Борецкого Сапожковского уезда Рязанской губернии родился в 1864 году. Родители его — Андрей и Акулина — жили очень благочестиво и детей воспитывали в страхе Божием. У Владимира было два старших брата. Когда ему исполнилось 16 лет, то родители умерли. Вот как он впоследствии вспоминал свою тогдашнюю жизнь: «Дома я занимался крестьянскими работами совместно с братьями. Гулять не любил, а, кое-как научившись грамоте, имел прилежание читать духовные книжки. Посещал храм Божий. В плотские грехи, по милости Божией, не впадал. Меня имели намерение женить, но я уклонился, потому что еще в юности был расположен оставить мир и быть монахом на Афонской Горе. Затем поступил служить на Кавказскую железную дорогу. Получал хорошее жалованье, в год по 300 рублей, из которого посылал братьям деньги на уплату податей. В продолжении 8 лет моей службы я им выслал 600 рублей. Не имея возможности ходить в церковь по служебным обстоятельствам, я часто скорбел и, наконец, уволился со службы, дабы оставить совсем мир и уйти в монахи. Когда я прибыл домой и родные узнали, что я бросил службу, то набросились на меня с руганью. Я же их спросил: «Что вам сделал дурного, что вы меня так браните? Смотри, брат Алешка, и ты, брат Николай, ответите на страшном суде Божием, это так вам не пройдет!» А они на мои слова расхохотались. Перед окончанием моей службы на Батаевской станции около Ростова я встретил странника — старичка, среднего роста, с седенькой бородкой, по виду он был похож на святителя Николая Чудотворца. Я его спросил:

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2961

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 98. Утреннее псалмопение иноков О стихословии кафизм и стасидиях Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Продолжаем наше изучение Утрени. До этого мы с вами рассматривали ту чать утреннего богослужения, которая тесно связана с предстоятелем (Двупсалмие, Шестопсалмие, Молитвы). Теперь переходим к разговору о монашеской ее части и сегодня поговорим о том псалмопении, которое регулируется 17 главой Типикона. Согласно этой главе данное псалмопение (именуемое кафизмами) совершается практически весь год, включая все виды праздничных служб (кроме Пасхальной). О том, какое значение и назначение имеет этот вид псалмопения мы подробно обсуждали на 50 занятии. Сегодня же давайте все свое внимание сосредоточим на том, как его нужно исполнять на Утрени. Начнем с того, что совершать его полагается после пения тропарей на «Бог Господь». Было время, когда уставами требовалось по подобию тропарей петь кафизмы на глас, отголоском чего является практика трехразового пения «Господи помилуй» и малого славословия («Слава и ныне») перед началом стихословия, которым перемежается и все псалмопение. Конечно, были и различия в исполнении. Так, на Западе (со времен Иоанна Кассиана ) кем-либо пелся один псалом, а в конце его все пели малое славословие. Тогда как на Востоке общим пением заканчивали группу псалмов (антифон). Со временем вошло в практику «не пети, но стихологисати» псалмы, что уже вполне официально позволяет делать Стоглавый Собор. Если говорить об аллилуйном припеве, то сначала он припевался после каждого псаломского стиха (по подобию того, как поется «Блажен муж» на Вечерне), а затем стали ограничиваться трехкратным его пением в конце каждой «Славы», т.е. в конце группы псалмов (как правило, трех), 2430 как бы компенсируя этим его опущение за каждым стихом псалма. Что касается припева «Слава Тебе Боже», то — это обычный в песненном последовании припев для псалмов. Естественно существовали и другие припевы к псалмам, такие как: «Спаси нас (или мя) Господи», «Сохрани нас Господи», «Услыши нас Господи», «Помози нам (или ми) Господи», «Умилосердися о нас (мне) Господи», «Помилуй нас Господи», «Заступи нас Господи», «Ущедри нас Господи», «Помяни нас Господи» и т.д.

http://azbyka.ru/video/98-utrennee-psalm...

II. Описание мест, вне Крита находящихся 1. Желающему отправиться на Синайскую гору с Крита удобнее отправиться из Ситии. При хорошей летней погоде в четыре или пять дней доходишь до Тамиафы, обширной страны, имеющей злых и преступных людей и много нечестивых. 2. Эту страну орошает река Нил на западной стороне на две мили или меньше. В этой реке много рыб всяких сортов; на этой реке 8 островов и много стран по Нилу, т.е. мест и селений свыше тысячи. Тут равнина, а скал никаких нет. 3. Оттуда дорога ведет в Каир, большой и красивый город, имеющий много построек и значительное население, оттуда дорога ведет в так называемый Ханди и чрез три дня приходишь к колодцу Моисея, имеющему мутную воду. Там по близости Красное море, куда вышли Евреи; с тех пор там пресная вода. 4. От Каира двенадцать дней пути и больше до Синайского монастыря, лежащаго к востоку. К югу от монастыря гора Хорив. Там знаменитый храм, Преображение Христа Спасителя, а близ храма на востоке Св. купина, которую видел Моисей. Храм этот опирается на двенадцать колонн и на каждой колонне нарисованы Святые каждого месяца; все колонны точеные и в них мощи Святых каждого месяца. Они считают год по этим двенадцати месяцам. 5. К северу от Св. купины, от алтаря церковь Св. Антипы, с нею церковь Св. Константина, дальше Св. Ирина; к югу от Св. купины церковь Предтечи, в связи с ней Анна и Св. Симеон Столпник. Все они соединены с главным храмом. 6. Вне храма, в монастыре церкви: Св. Стефан, честной Предтеча, великий Златоуст, великий Николай, пророк Аарон, Св. Сергий и Вакх, Свв. Феодоры Стратилат и Тирон, Рождество Пресвятой Богородицы, Св. апостолы Петр и Павел, великий Георгий и Св. Екатерина. 7. За монастырем на южной стороне мы поднимаемся на гору Хорив и находим храм Богородицы, за ним входим и находим пророков Илию и Елисея. На самом верху находим Св. вершину, на которой Моисей видел Бога. Затем мы спускаемся на южную сторону к Св. Сорока мученикам, а внизу на вершине горы есть очень красивая кафизма (сидение).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

I. Разсказ о Иерусалиме и Св. горе Синае 1. Первая пристань, где останавливается корабль, привозящий паломников в Иерусалим, Яфа. Тут был на берегу большой город по имени Иопия, теперь же он разрушен до основания и совершенно пуст. 2. Затем мы отправляемся в Рамле и в Лидду на расстоянии двенадцати миль от Яфы. Рамле это Кесария Филиппова, город очень большой и лежит он среди поля и стенами не окружен. 3. В Лидде место, где отсекли честную главу великомученика Георгия. Тут был храм и большой монастырь, очень красивый, но теперь он разрушен и сохранилась только небольшая часть храма с Св. алтарем. Лидда находится от Рамле на расстоянии четырех миль. 4. От Рамле мы идем один день всё по горам, по тяжелой и трудной дороге и попадаем в Св. Иерусалим, на высоте, по словам пророка. На той дороге встречается много монастырей и древних замков, разрушенных, пустых, многие же целы. 5. В Иерусалиме и во всей Иудее находятся каменистые плоскогорья и трудно проходимые от скалы, которая внедрилась во всей той местности и покрывает землю. Там есть и смоковницы и виноградники, и большое количество других небольших фруктовых деревьев и они дают много сладких плодов. 6. Святой город Иерусалим с древних пор большой город и занимает в окружности пять с половиною миль; теперь же большая часть стен разрушена до основания и сравнена с землею. Он был построен между двумя потоками. Один поток Кедронский, а другой поток Плача; один на восток от города, а другой на запад, они сливаются на южной стороне, на юго-востоке, и образуется одна большая долина до Соленого моря на расстоянии 30 миль. 7. Во юдоле Плача находится село Скудельниче, купленное Иудеями ценою крови Христовой для погребения странников, и во всей той скале высечены красивейшие гробницы со времен благочестивых царей. 8. На высоком месте города находится башня Давидова, очень большая и четвероугольная; рядом с нею находится другой замок, который построили Агаряне. Если смотреть на восток с этой башни, мы видим знаменитый и великий храм Св. Воскресения Христова и находится он на левой стороне города, и заключает в себе Св. Гроб Владыки моего Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ Субъект Российской Федерации. Территория: 27,1 тыс. кв. км. Центр: Белгород. География: область находится на юго-западе европ. части РФ, в бассейнах рек Днепра и Дона, на юго-зап. и юж. склонах Среднерусской возвышенности. Область граничит с Украиной (Луганской, Сумской и Харьковской областями) на юге и западе, с Курской обл. - на севере и северо-западе, с Воронежской обл.- на востоке. В области более 480 рек, наиболее крупные - Северский Донец, Ворскла, Оскол, Тихая Сосна, Чёрная Калитва. Население: 1498 тыс. 800 чел. (на 1 янв. 2002). Нац. состав: 92,9% - русские, 5,4% - украинцы, 0,3% - белорусы, 1,4% - др. национальности. Адм. устройство. Белгородская губ. образована 1 марта 1727 г. по указу имп. Екатерины I и включала территорию совр. Курской, Белгородской, Орловской, частично Брянской и Харьковской областей. В 1779 г. Белгородская губ. упразднена, вместо нее образованы Орловская и Курская губернии. Часть Белгородской губ. отошла к Воронежской, часть передана Слободской Украине. С 1779 г. большая часть территории совр. Б. о. входила в Курскую губ. (затем обл.). Б. о. образована Указом Президиума Верховного Совета СССР 6 янв. 1954 г., в ее территорию вошли часть районов Курской и Воронежской областей. В области 22 района, 9 городов, 21 поселок городского типа. Религия. По состоянию на 1 янв. 2002 г. на территории Б. о. зарегистрировано 268 религ. орг-ций (205 из них - приходы РПЦ). Большинство населения области (русские, украинцы и белорусы) исповедуют Православие. Церковно-гос. отношения и правовой статус религ. орг-ций регулируются федеральным законодательством и законом Б. о. «О миссионерской деятельности на территории Белгородской области», принятым областной Думой 1 марта 2001 г. Русская Православная Церковь. Территория области совпадает с границами Белгородской и Старооскольской епархии , к-рая разделена на 16 благочиннических округов. На 1 янв. 2002 г. в епархии было 236 приходов, 240 храмов и 3 мон-ря ( Троицкий муж. в с. Холки Чернянского р-на, белгородский во имя святых Марфы и Марии жен. и Воскресенский жен. в с. Зимовенька Шебекинского р-на), численность духовенства - 218 священников и 11 диаконов.

http://pravenc.ru/text/77868.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Преображение Господне на Святой Горе Преображение Господне на Святой Горе       У иноков Святой Горы издревле и доныне соблюдается обычай на праздник Преображения Господня восходить на самую вершину для совершения всенощного бдения и литургии. 4 (17) августа на мулах прибывают из Лавры преподобного Афанасия, которой принадлежит вершина Горы, иеромонах, иеродиакон, трапезарь и повар с провизией. Доезжают до местности Панагия, в часе ходьбы от вершины, на границе, где уже нет растительности. На этом месте, по преданию Святой Горы, имела отдохновение Пресвятая Богородица во время Своего посещения Афона . Здесь стоит домик с храмом и прилегающим к нему большим помещением, где отдыхают и трапезуют Богомольцы. В притворе храма устроен очаг и находится большая цистерна для воды. В нескольких метрах южнее здания страшная пропасть. Отсюда открывается вид на всю подафонскую пустыню.   Прямо внизу, на пути к морю, находится местность Керасия; отсюда в языческие времена приносили жертвы идолу, стоявшему на вершине; а на берегу моря — скит Кавсокаливия. Далее к востоку видна пустыня преподобного Нила Мироточивого с его пещерой, а еще дальше, на самом юго-восточном углу Афона — Вигла с пещерой преподобного Афанасия. В этой глубокопустынной местности под Панагией подвизаются, по древнему преданию, старцы отшельники, в числе до 12, и приносят деннонощную молитву Богу за весь мир. Наверху взору открывается белый мраморный конус — вершина Афона, и едва можно различить храмик Преображения, там находящийся. 4 августа и на утро служат вечерню, утреню и литургию в храме в честь Богоматери.   Понемногу собираются богомольцы и скитяне, но бывают и монахи из монастырей, и благочестивые миряне, неубоявшиеся трудностей подъема. 5 августа, в канун праздника, после малой вечерни и подкрепления трапезой, начинается крестный ход до вершины. Во главе — облаченные иеромонах с иконой Божией Матери и иеродиакон с кадильницей, за ними — певчие и Богомольцы. В течение всего пути поются молебны Божией Матери с канонами и ектениями: сначала канон «Воду прошед», с Евангелием от Луки, зач. 4, потом канон «Колеснице гонителя» с Евангелием от Луки, зач. 54.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1580

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней С 5 по 7 октября в конференц-зале Российской академии художеств пройдет международная конференция " Mount Athos – the Light of the Orthodox Christianity " . 1     С 5 по 7 октября в конференц-зале Российской академии художеств пройдет международная конференция " Mount Athos – the Light of the Orthodox Christianity " .  5 октября Среда October 5 Wednesday  10.00 – 10.30 – регистрация участников/reception 10.30 – 11.00 – Открытие конференции. Приветствия/Opening&Greetings Утренняя сессия/Morning session 11.00 -11.20 –Олег Ульянов. Профессор, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева (Москва), Полномочный представитель Русского на Святой горе Афон Свято-Пантелеимонова монастыря в 2000-2004 гг. Афонский извод «Живоначальной Троицы» преподобного Андрея Рублева. Oleg Ulianov. Professor, Central museum of Old Russian Culture and Art named by Andrej Rublev, Moscow. Official representative of the Russian Saint-Panteleimon monastery at the Holy Mount Athos in 2000-2004. The Athos παραδεγματα of the world-famous icon “Life-GivingTrinity” by St. Andrei Rublev. 11.30-11.50 - Архимандрит Августин (Никитин). С.-Петербургская Православная Духовная Академия. Афонская икона Божией Матери «Млекопитательница»: от катакомбных фресок до эпохи Возрождения. Arhimadrite Aurustin (Nikitin). Saint-Petersburg Ecclesiastic Academy. The Mount Athos Icon of the Virgin Mary Galaktotropousa: from catacomb frescoes to the Renaissance time. 12.00-12.20 – Д-р Георгиос Тсимпукис. Археолог, Министерство культуры Греции. Влияние Ерминии Дионисия из Фурны на технику настенной живописи Афона. Dr. Georgios D. Tsimpoukis. Archaeologist, Hellenic Ministry of Culture. The influence of the Hermneia of Dionysius from the village of Phournas on the Revelation wall-paintings of Mount Athos. 12.30-13.30 – обед/lunch time 13.40-14.00 – Д-р Герольд Вздорнов.. Государственный институт реставрации (ГосНИИР), Москва Память о Хиландаре: древние рукописи и genius loci.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2381

М.В. Шкаровский Содержание Введение Глава I. Политика германских ведомств в отношении Русской Православной Церкви перед началом Великой Отечественной войны 1. Антихристианская сущность нацистского режима 2. Православные общины в Германии и попытки их унификации в 1933–1941 гг. 3. Германская политика в отношении Православной Церкви в Генерал-губернаторстве Глава II. Русская Церковь в планах нацистов в период войны с СССР, 1941–1945 гг. 1. Формирование нацистской церковной политики на Востоке и ее колебания в ходе войны 2. Русская Православная Церковь и германская политика на Балканах в 1941–1945 гг. 3. Деятельность Православной Церкви на территории Третьего рейха в 1941–1945 гг. 4. Духовное окормление восточных рабочих и советских военнопленных 5. Отношение Русской Православной и Украинской Грекокатолической Церквей к холокосту Глава III. Религиозное возрождение на оккупированной территории СССР 1. Феномен экзархата Московской Патриархии в Прибалтике 2. Церковное возрождение в русских областях прифронтовой полосы 3. Создание и деятельность Белорусской Православной Церкви 4. Православная Церковь в рейхскомиссариате «Украина» 5. Румынская религиозная политика на Юго-Западе Украины 6. Общие особенности и итоги церковного развития на оккупированной территории СССР Заключение Именной словарь Список сокращений Иллюстрации     Введение Различные аспекты истории двух наиболее значительных тоталитарных режимов XX века – национал-социалистического в Германии и коммунистического в Советском Союзе, в частности их религиозная политика, постоянно находятся в поле зрения исследователей и широкой общественности. Не меньший интерес представляет и ответная реакция христианских Церквей, среди которых была одна – Русская Православная Церковь (РПЦ), привлекавшая внимание руководителей обоих режимов и в полной мере испытавшая на себе воздействие их политики. Предлагаемая читателю работа посвящена малоизученной, но актуальной, в силу возрождения Церкви в России, теме. Актуальность ей придает и активное развитие в последние годы российско-германских отношений, в том числе в церковной области, а также существенное расширение сферы деятельности Русской Православной Церкви в Германии в связи с последней волной эмиграции из России. При этом деятельность Православной Церкви в Германии во многом продолжают регулировать законы, принятые в 1936–1938 гг. Новая российская государственность по-прежнему стоит перед необходимостью выработки своей модели религиозной политики, и исторический опыт такой политики в Германии (как позитивный, так и негативный – преобладавший в исследуемый период) мог бы представлять определенный интерес.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010