Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЦТЕКОВ РЕЛИГИЯ Традиц. верования мекс. этнической общности науа, европ. историографии известной под именем «ацтеки». Индейцы науа появились в Центр. Мексике не ранее X-XI вв. и поселились на территории, называемой Мезоамерика, границы к-рой простирались от рек Пануко и Бальсас (совр. Мексика) до п-ова Никоя (совр. Коста-Рика) и р. Мотагуа (совр. Гватемала). Мезоамерика была одним из 2 регионов автономного возникновения и развития цивилизации в Новом Свете, где в V тыс. до Р. Х. появились первые очаги земледелия, а на рубеже новой эры - первые раннегос. образования (Монте-Альбан в Оахаке, Теотиуакан в долине Мехико, города-гос-ва майя на севере совр. Гватемалы). Культура науа сформировалась под влиянием предшествующих цивилизаций Теотиуакана и тольтеков (X-XII вв. по Р. Х.), а мн. религ. представления и ритуалы они восприняли от своих соседей миштеков, сапотеков (территория совр. штатов Оахака и Пуэбла) и у ацтеков (территория совр. штатов Веракрус и Сан-Луис-Потоси). В этнополитическом отношении в это время науа не представляли единства и подразделялись на ряд племенных союзов с собственными административно-культовыми центрами, а также незначительными языковыми и культурными различиями. В XIV-XVI вв. эти объединения переживали процесс трансформации в раннегос. образования. В 20-х гг. XV в. науатские племена ацтеков, аколуа и тепанеков создали тройственный союз и подчинили себе большую часть народов Центр. и Юж. Мексики. К нач. XVI в. доминирующее положение в этом союзе принадлежало ацтекам, поэтому испанцы, воспринявшие союз племен как феодальное гос-во, назвали его «ацтекской империей». В европ. историографии расширительный этноним «ацтеки» был перенесен на все др. племена. Подобно всем народам Мезоамерики, науа воспринимали вселенную как иерархическую структуру, состоящую из 3 миров: верхнего, среднего и нижнего. Верхний мир был поделен на 13 (по др. вариантам, 9) небес, где обитали боги-первопредки и их дети.

http://pravenc.ru/text/77238.html

Текст сохранился в 2 редакциях - краткой и пространной. Краткая редакция представлена рукописями St. Gallen. Stiftsbibl. 915. Fol. 170-184, X в.; Monac. Clm 14949 (Em. w. 6). Fol. 1-8, XV в.; Salzburg. St. Peterstift. b IX 20. Fol. 1-3v, XV в.; Vindob. 1550. Fol. 74v - 79v, XII-XIII вв. Пространная редакция сохранилась в составе «Codex regularum» (Monac. Clm 28118. Fol. 89-92v, нач. IX в.; Köln. Stadtbibl. W. 231. Fol. 76-79v, 1465-1467 гг.) и имеет двойное заглавие: «Incipit penitentialis eiusdem» и «De diversitate culparum». Неск. рукописей не использованы в критических изданиях: Paris. lat. 4333B. Fol. 37-50v, IX в.; Lambach. Stiftsbibl. 31. Fol. 97-103, IX в.; Göttweig. Stiftsbibl. 112 (57). Fol. 37-40, XII в.; Admont. Stiftsbibl. 331. Fol. 38, XIII в.; Klosterneuburg. Augustiner-Chorherrenstift. 587. Fol. 53-57v, XII в.; 570. Fol. 83v - 88, XIV в.; Graz. Univ. Bibl. 480 (39/47 f.). Fol. 39-41v, XII в.; 655 (36/37 f.). Fol. 264-264v, XV в.; Lilienfeld. Stiftsbibl. 113. Fol. 117-118v, XV в. «Правила для киновитов» цитируются в Concordia regularum. 30. 17; 31. 17-20; 76. 20; основное критическое издание: Opera. 1970. P. 142-168. Вопрос об авторстве К. окончательно не решен. Уокер считал, что К. принадлежат только первые 9 глав сочинения, а остальное написано учениками (Opera. 1970. P. L-LII). Высказывалось мнение, что весь текст является подделкой, составленной для компрометации деятельности К. ( Ebrard J. H. A. Die iroschottische Missionskirche des VI, VII und VIII Jh., und ihre Verbreitung und Bedeutung auf dem Festland. Gütersloh, 1873). В пользу принадлежности К. говорят параллели с Житием святого, составленным Ионой: в деле Агрестия одним из пунктов обвинения было постоянное употребление в мон-рях К. крестного знамения при переходе из одного помещения в другое (это было связано с ирл. традицией выделения священного и профанного пространств) ( Ionas. Vita Columbani. II 9; ср. главы 2-4 о различных благословениях в «Правилах для киновитов»). Автор Жития также сообщает о дозволении употреблять монахам пиво (cervisa) (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1841808.html

В городах Лон-ле-Сонье, Полиньи, Арбуа, Нёвиль-ле-Дам и Лион делались остановки, реликвии святого помещали в местных храмах, к ним приходили паломники. В сказании описаны чудеса по молитве к святому: исцеления от слепоты и одержимости, воскрешение мертвых, освобождение пленных и др. Поклониться мощам приходили не только жители обл. Юра, но и паломники из Безансона, Лозанны и обл. Овернь. Другие данные о почитании К. связаны с деятельностью аббата Гумберта III (1234-1262). Для мощей святых Евгенда и К. были изготовлены дубовые раки, обитые серебром, к-рые установили за главным алтарем ц. св. Евгенда. По просьбе аббата папа Римский Иннокентий IV (1243-1254) издал буллу (от 7 июня 1245), согласно к-рой жители диоцезов Лион, Безансон и Женева, посещавшие мон-рь Сент-Уайан-де-Жу в день памяти К. (6 июня), получали 20-дневную индульгенцию . При аббате Гумберте поминовение К. было внесено в богослужебные книги мон-ря, тогда же были составлены краткое Житие и оффиций святому ( Beno î t. 1890. Vol. 1. P. 534; Locatelli. 1992. P. 392). В XIV в. началась регистрация чудес, которые совершались по молитве к К. Самые ранние чудеса датированы 1339-1340 гг., особенно много записей относится ко 2-й пол. XV в. и к нач. XVI в. Сообщается об исцелении больных, освобождении пленных, избавлении от смертельной опасности, описано несколько случаев воскрешения усопших (Vie des Saints. 1854. P. 286-287; Beno î t. 1892. Vol. 2. P. 235-243). Сборник чудес К. (BHL, N 1845; Miracula S. Claudii. 1889) сохранился в рукописи Paris. lat. 915 (XV в.), принадлежавшей братству св. К. при госпитальной ц. св. Иакова в Париже. В этой рукописи содержится также оффиций и проприй мессы святому с 9 чтениями ([Bibliothèque Nationale.] Catalogue général des manuscrits latins/Éd. Ph. Lauer. P., 1939. T. 1. P. 325). Такой же сборник Шиффле обнаружил в аббатстве Сен-Клод, где были сделаны многочисленные дополнения с описаниями чудес XVI-XVII вв. (самые поздние чудеса датированы 1642 и 1666). Описания нек-рых чудес К.

http://pravenc.ru/text/1841215.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕФЕВР Д " ЭТАПЛЬ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 40 , С. 661-676 опубликовано: 19 июня 2020г. Содержание ЛЕФЕВР Д " ЭТАПЛЬ [Франц. Lefèvre d " Étaples; лат. Faber Stapulensis, Фабер Стапулийский (Этапльский)] Жан († 1536, Нерак, Франция), католич. философ, богослов, экзегет, переводчик, церковный деятель; ведущий представитель франц. позднеренессансного гуманизма . Происхождение и образование Ж. Лефевр д’Этапль. Гравюра. 1664 г. Мастер М. ван Зоммер Ж. Лефевр д’Этапль. Гравюра. 1664 г. Мастер М. ван Зоммер Точная дата рождения Л. д " Э. неизвестна; опираясь на неск. косвенных свидетельств, исследователи полагают, что он род. между 1450 и 1460 гг. (см.: Carri è re. 1947. P. 110; Bedouelle. 1976. P. 7; Idem. 1982. S. 781; Idem. 2002. P. 19; более вероятной является поздняя датировка). Л. д " Э. происходил из г. Этапль в Пикардии, в адм. отношении входившего в состав герц-ства Бургундия, а в церковном отношении принадлежавшего к диоцезу Теруан; наименование родного города стало прозвищем Лефевра, отличавшим его от др. современников с таким же родовым именем. Сведения о ранних годах жизни Л. д " Э. и о полученном им первоначальном образовании не сохранились. Первое упоминание о Л. д " Э. в документальных источниках связано с присвоением ему в 1479 г. степени бакалавра свободных искусств (см. Artes liberales ) в Парижском ун-те (см.: Carri è re. 1947. P. 111; сохр. соответствующая запись в актах ун-та). Поскольку в этот период начальная степень обычно присваивалась после 4 лет обучения в ун-те, исследователи заключают, что Л. д " Э. прибыл в Париж ок. 1475 г. Вероятно, сначала он обучался грамматике и др. наукам тривиума в коллеже Бонкур (лат. Collegium Bone Curie), к к-рому приписывались студенты из диоцеза Теруан; дальнейший курс свободных наук он слушал вместе с др. представителями пикардийской «нации» в коллеже Кардинала Лемуана (лат. Collegium Cardinalis Monachi; назван в честь основавшего его в нач. XIV в. кард. Ж. Лемуана (1250-1313)).

http://pravenc.ru/text/2463619.html

XI в.); Георгий III Таойский (50-60-е гг. XI в.); Гавриил III Сапарский (1065-1080); Димитрий (1080-1090); Василий III (1090-1100); Иоанн VI (нач. XII в.); Симеон IV (Гулаберисдзе; нач. XII в.); Савва II (40-50-е гг. XII в.); Николай I (Гулаберисдзе; 50-е гг. XII в.); Михаил IV (Мирианисдзе) (1178-1187); Феодор II (1188-1204/05); Василий IV (нач. XIII в.); Иоанн VII (1205/06-1210); Епифаний (1210-1220); Евфимий II (1220-1222); Арсений III (20-30-е гг. XIII в.); Георгий IV (30-е гг. XIII в.); Николай II (30-е гг. XIII в.); Михаил V (40-е гг. XIII в.); Арсений IV (Булмаисимисдзе; 1241/42-1249/50); Николай III (1250-1282); Авраам I (1282-1310); Евфимий III (10-е гг. XIV в.); Василий V (30-60-е гг. XIV в.); Дорофей I (60-е гг. XIV в.); Шио I (1356-1364); Николай IV (70-е гг. XIV в.); Георгий V (80-90-е гг. XIV в.); Елиоз (Гобирахисдзе; 90-е гг. XIV в.); Михаил VI (1419-1426); Давид II (Багратиони; 1425/26-1428); Феодор III (1429-1435); Давид III (1435/36-1438/39); Шио II (1439-1443/47); Давид IV (Чавчавадзе; 1443/47-1459); Марк (1460-1466); Давид V (1466-1479). Католикосы-патриархи Вост. Грузии (Мцхетские): Николай V (1479-1488); Евагрий (1488-1492; 1500/03); Авраам II Абалаки (1492-1497); Ефрем I (1497-1503); Дорофей II (1503-1505, 1511-1516); Иоанн VIII (1505-1509); Дионисий (1510-1511); Василий VI (1517-1528, 1529-1531); Мелхиседек II (Багратиони; 1528-1529, 1540-1545, 1548-1552); Малахия (1532-1534); Герман (1535-1546); Николай VI (40-е гг. XVI в.); Симеон V (1547-1548); Зебеде I (1552-1556); Доментий I (1556-1560); Николай VII (Бараташвили; 1561-1584); Николай VIII (Багратиони; 1584-1589); Дорофей III (1589-1595); Доментий II (1595-1610); Зебеде II (1610-1611); Иоанн IX (Авалишвили; 1612-1616); Христофор I (1616-1622); Захария (Джорджадзе; 1623-1632); Евдемон I (Диасамидзе; 1632-1642); Христофор II (Урдубегисдзе-Амилахвари; 1642-1660); Доментий III (Мухранбатони) (1660-1676); Николай IX (Амилахвари; 1678-1688, 1692-1695); Иоанн X (Диасамидзе; 1688-1692, 1695-1700); Евдемон II (Диасамидзе; 1700-1705); Доментий IV (Багратиони; 1705-1741); Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили; 1724-1737); Кирилл II (1737-1739); Николай X (Херхеулидзе; 1741-1744); Антоний I (Багратиони; 1744-1755, 1764-1788); Иосиф (Джандиери) (1755-1764); Антоний II (Багратиони; 1788-1811).

http://pravenc.ru/text/639853.html

В 1917-1923 гг. В. являлся профессором Московского ун-та, в 1918-1920 гг. также главным инспектором и членом коллегии Центр. гос. архива. В 1923-1929 гг. и с 1936 г. до конца жизни ученый работал в Ин-те истории АН СССР, в 1930-1936 гг.- в Историко-археографическом ин-те АН. С 1938 г. являлся также профессором Московского историко-архивного ин-та при Главном управлении НКВД СССР, в 1943-1949 гг. работал в ин-те консультантом. 31 янв. 1929 г. В. стал членом-корреспондентом АН, 15 окт. 1934 г. ему была присуждена степень д-ра исторических наук, 30 нояб. 1946 г. избран академиком. Начиная с сер. 20-х гг. одним из важнейших направлений научной деятельности В. стало изучение эволюции вотчины и поместья в Московском гос-ве (этой теме посвящена монография В. «К вопросу о происхождении вотчинного режима (М., 1926)), а также землевладения Русской Церкви, преимущественно в XIV - нач. XVII в. Поводом для занятий данными темами послужило обследование, проведенное В. в составе группы историков (совместно с А. И. Яковлевым и Л. В. Черепниным ) архива Троице-Сергиевой лавры . Первым итогом работы стала публикация Центрархивом «Памятников социально-экономической истории Московского государства XIV-XVII вв.» (М., 1929), в к-рую были включены жалованные и указные грамоты Троице-Сергиеву мон-рю в XV в. и его свозные и дозорные книги 10-х гг. XVII в. Незадолго до своей смерти В. начал систематическое комментированное издание всех актов из архива Троице-Сергиева мон-ря начиная с 90-х гг. XIV в. (Акты соц.-эконом. истории Сев.-Вост. Руси кон. XIV - нач. XVI в. Т. 1: Акты из архива Троице-Сергиева мон-ря кон. XIV - нач. XVI в. М., 1952). В наст. время издание документов доведено до 1526 г. (Акты Рус. гос-ва, 1505-1526 гг. М., 1975; Вкладная книга Троице-Сергиева мон-ря 1673 г. М., 1987; последнее издание выполнено по копии, снятой ученым). История церковного землевладения стала главной темой трудов В. в 40-х гг.- ст. «Монастырское землевладение в Московской Руси во 2-й пол. XVI в.» (ИЗ. 1941.

http://pravenc.ru/text/158222.html

Битягове городского окр. Домодедово; основан в 1912; упразднен в 1924; возрожден в 2000). Упраздненные монастыри в Москве Богоявленский (мужской; основан на рубеже XIII и XIV вв.; упразднен в 1919), Андроников в честь Нерукотворного образа Спасителя (мужской; основан ок. 1357-1358; закрыт в 1918), Чудов (мужской; в Кремле; основан между 1365 и 1378; закрыт после 1918; в 1929 взорван), Симонов Успенский (Новый) (мужской; основан, вероятно, во 2-й пол. 70-х гг. XIV в.; впосл. перенесен на новое место; закрывался в нач. 70-х гг. XVIII в. и в 1788-1795; закрыт в 20-х гг. XX в.), Афанасиевский Кирилловский (мужской; в Кремле; впервые упом. в 1385; впосл. стал подворьем Кирилло-Белозерского мон-ря; упразднен после 1731), Николаевский Введенский Хлыновский («Никола Старый») (основан как мужской; упом. в 1390; впосл. преобразован в женский; упразднен к нач. XVIII в.), Богоявленский Троицкий Сергиев (мужской; в Кремле; основан в 60-80-х гг. XIV в. как подворье Троице-Сергиева монастыря; уничтожен в нач. XIX в.), Николаевский Греческий («Никола Большия Главы старый», «у большого Креста») (мужской; основан в XIV в.?; упразднен в нач. 20-х гг. XX в.), Вознесенский мон-рь (женский; в Кремле; основан ок. 1407 или до 1386; закрыт в 1918; в 1929 взорван), Иоанно-Златоустовский (мужской; основан, вероятно, до 1412; упразднен после 1926), Предтечев Иоанновский под Бором (мужской; упом. в 1415), Новинский Введенский на Бережках за Земляным валом (мужской; основан ок. 1431; с 1749 женский (для монахинь-грузинок); упразднен в 1764), Саввин на Девичьем поле (первоначально мужской; впервые упом. в 1454; в 1654 был женским; упразднен в кон. XVII в.), Крутицкий (мужской; упом. в нач. 60-х гг. XV в.), Покровский в Садех (мужской; упом. в 1479-1488), Высокий Воскресенский у Золотой решетки (мужской; известен с 1479; в 1651 приписан к Саввину Сторожевскому мон-рю; с 1773 подворье Крутицких архиереев; в 1787 вновь приписан к Саввино-Сторожевскому мон-рю; разрушен в 1812), Крестовоздвиженский на Острове (на Воздвиженке) (мужской; основан ок.

http://pravenc.ru/text/Московской ...

Церковь Рождества Пресв. Богородицы на о-ве Малиград. XIV в. Церковь Рождества Пресв. Богородицы на о-ве Малиград. XIV в. В Корче визант. церкви не сохранились (мечеть Ильяс-Бей-Мирахори в мусульманском р-не Касабая сооружена в 1496 (или 1484) г. на месте ц. вмц. Параскевы Иконийской, построенной предположительно в XIV в.). Христианское зодчество в городе возобновилось в XVIII в., в т. ч. в 1707-1725 гг. был построен кафедральный собор в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (не сохр.). В христианском р-не Вароши сохранились узкие улицы и старая застройка. В кон. XIX - нач. ХХ в. был возведен кафедральный собор вмч. Георгия Победоносца (1875-1905, разрушен в 1968), ц. прор. Илии с 2 колокольнями с зап. стороны, митрополичья резиденция (10-30-е гг. ХХ в.). Мн. храмы были разрушены при режиме Э. Ходжи. В 1980 г. был открыт Национальный музей средневек. искусства Корчи (далее НМСИК), его экспозиция включает архитектурные детали, скульптуру IV-XIII вв., ок. 6,5 тыс. икон XIV-XIX вв., в т. ч. резной иконостас 20-х гг. XVIII в. из корчинского собора в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»). В 1992-2004 гг. построен кафедральный собор Воскресения Христова, в 1995 г.- базилика свт. Афанасия Великого, в нач. XXI в.- Спасо-Преображенская ц. Великомученики Мина, Федор Стратилат, Феодор Тирон. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца в Воскопое. Мастер Давид Селеница. 1726 г. Великомученики Мина, Федор Стратилат, Феодор Тирон. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца в Воскопое. Мастер Давид Селеница. 1726 г. На территории К. м. сохранились храмы XIV-XV вв., некоторые из них расписаны мастерами касторийской школы: небольшая (4,6×3,3 м) однонефная ц. Рождества Пресв. Богородицы в пещере на о-ве Малиград на оз. Преспа с росписями 1345, 1369 и 1607 гг. (в т. ч. ктиторский портрет кесаря Новака с семьей (1369), «Страшный Суд» (1607), фрески реставрированы в 1981-1982); однонефная бесстолпная одноглавая ц. Вознесения Господня (Христа Живодавца) в с. Мборья (XIV в., фрагменты храма 898 г., обширный нартекс XVII в. объединен с юж. приделом; росписи 1389 г. и XVII в.), однонефные базиликальные церкви вмч. Димитрия Солунского в с. Бобоштица (XIV в.; росписи посл. трети XIV в., 1591 г., XVII в.), вмч. Димитрия Солунского в с. Туминец (Каламаси) (XIV в.), 4-столпная одноглавая типа «вписанного креста» ц. Св. Троицы в Лавдари (предположительно ок. 1470).

http://pravenc.ru/text/2458763.html

В люнете над входом из внешнего во внутренний притвор находится мозаичный Деисус - Христос на престоле с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Предтечей, по верху люнеты идет стихотворная надпись, в к-рой упомянут некий Иоанникий. По письменным источникам кон. XI в. известен ватопедский игум. Иоанникий, возможно, именно в период его игуменства были созданы эти мозаики, к-рые по своей стилистике не противоречат этой датировке (кон. XI - нач. XII в.). Тем же временем датируется мозаика с образом свт. Николая над главным входом в параклис, освященный в его честь: святитель показан по пояс, руки разведены в стороны, правой он благословляет, в левой покровенной держит на омофоре закрытое Евангелие. Мозаичная композиция храмового праздника Благовещения Пресв. Богородицы еще раз повторена ниже Деисуса, около входа, ведущего в наст. время во внутренний притвор; своими классическими формами она напоминает раннепалеологовскую живопись и датируется 20-ми гг. XIV в. Эти композиции - единственные сохранившиеся мозаичные произведения на Афоне. Благовещение Пресв. Богородицы. Мозаика экзонартекса кафоликона. Кон. XIII — нач. XIV в. Благовещение Пресв. Богородицы. Мозаика экзонартекса кафоликона. Кон. XIII — нач. XIV в. Благовещение Пресв. Богородицы. Мозаика экзонартекса кафоликона. Кон. XIII — нач. XIV в. Благовещение Пресв. Богородицы. Мозаика экзонартекса кафоликона. Кон. XIII — нач. XIV в. Кроме мозаик в соборе существовали фрески, выполненные до 1312 г., когда храм был расписан заново. От росписи 1312 г. и раскрытой в процессе реставрационных работ нач. 90-х гг. XX в. в алтаре сохранились изображения св. фессалоникийских архиереев: Василия (IX в.), Георгия (нач. XI в.), Евстафия (2-я пол. XII в.) и Василия Глики (XIII в.). В наосе расположены по сводам и на стенах, непосредственно под сводами, 12 праздников. Страстной цикл представлен неск. сценами: «Оплакивание Христа» в сев. конхе, «Тайная вечеря» и «Умовение ног» - в нижнем ярусе, южнее, напротив, также в нижнем ярусе,- «Поучение апостолов».

http://pravenc.ru/text/149927.html

В юж. рукаве - «Крещение»: на арках и сводах уцелели изображения святителей, преподобных, ангелов, св. Иоанна Предтечи. В 1-й четв. XIV в. в Фессалонике были созданы неск. живописных ансамблей (церкви Богородицы (Казанджылар-джами), мон-ря Влатадон , свт. Николая Орфаноса), среди к-рых особое место принадлежит росписям ц. св. Апостолов. В 1312-1315 гг. были выполнены мозаики, позже написаны фрески притвора. Мозаики по стилю близки к-польским памятникам, но выглядят более динамичными и эмоционально выразительными. Несмотря на значительные утраты, сохранившиеся части позволяют представить программу росписи в целом. В куполе - Христос Пантократор в окружении пророков, на парусах - фигуры пишущих Евангелистов, на сводах - евангельские сцены, на арках и стенах - фигуры святых. Исключительная красота живописи ставит роспись ц. св. Апостолов в ряд лучших произведений палеологовской эпохи. В 20-х гг. XIV в. были созданы фрески ц. свт. Николая Орфаноса, в к-рых помимо традиц. сюжетов представлены житийные циклы свт. Николая и прп. Герасима Иорданского, иллюстрации к Акафисту Богородице и настенный минологий. Успение Богородицы. Роспись в ц. свт. Николая Орфаноса в Фессалонике. 1-я четв. XIV в. Успение Богородицы. Роспись в ц. свт. Николая Орфаноса в Фессалонике. 1-я четв. XIV в. Художники из Фессалоники поддерживали тесные отношения с Афоном, где в нач. XIV в. были созданы грандиозные фресковые росписи в Протате, связанные с именем худож. Мануила Панселина , Великой Лавры прп. Афанасия, Ватопедского (1312) и Хиландарского (1319) мон-рей. Нартексы монастырских соборов украшены развернутыми назидательными циклами, в т. ч. иллюстрациями из Патериков. Экспрессивная живопись Афона близка фрескам Веррии. Рождество Христово. Роспись ц. Богородицы Перивлепты в Мистре. 80-90-е гг. XIV в. Рождество Христово. Роспись ц. Богородицы Перивлепты в Мистре. 80-90-е гг. XIV в. Искусство XIV в. представлено памятниками столицы Морейского деспотата Мистры . Уникальный городской ансамбль, состоящий из комплекса дворцов и мон-рей, сохранил памятники архитектуры и живописи кон.

http://pravenc.ru/text/387113.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010