Когда Иисус пришел в Свое отечество (вероятно, подразумевается Назарет, хотя до этого Он переселился в расположенный на берегу озера Капернаум), слышавшие Иисуса изумлялись Его учению и чудесам, но это не приводило их к вере в Него. Они в замешательстве повторяли имена членов семьи Иисуса: разве Сам Он не был еще недавно плотником? Как может столь знакомая всем личность совершать чудеса и говорить так премудро? Беда в том, что они были слишком заняты спорами об Иисусе, вместо того чтобы прислушиваться к Его словам. Поэтому даже Сын Божий не мог совершить там никакого чуда, кроме исцеления нескольких больных, достаточно смиренных и достаточно нуждающихся, чтобы поверить в Него. Это свидетельствует о том, что Бог предпочитает действовать только в ответ на веру, а не о том, что Божье могущество ограничено. Обычно Марк отмечает, что люди удивлялись Иисусу, а здесь он говорит, что Иисус дивился их неверию. Жители Назарета так хорошо знали Иисуса, что не восприняли благословения: не угрожает ли эта опасность некоторым нашим церквам? Чем ближе знаешь, – гласит пословица, – тем меньше почитаешь. 6:7–13 Иисус наделяет апостолов властью (см.: Мф. 9:35 – 10:15 ; Лк. 9:1–6 ). Несмотря на неверие, дело распространения Благой вести должно было продолжаться, и потому Иисус послал двенадцать учеников на служение. Евангелия немного различаются в описании того, что апостолам следовало носить и брать с собой, но это не существенно. Все сходятся на том, что они должны были, доверяя промыслу Божьему, «странствовать налегке». Те, кто посвятил себя делу проповедования Евангелия, не должны уделять слишком много внимания пише и условиям жизни; они должны понимать, что их служение решает вопрос жизни и смерти для их слушателей. Иудеи часто отряхивали прах со своих ног, выходя от язычников, но в данном случае ученики должны были торжественно совершать этот обряд во свидетельство осуждения отказавшим им в гостеприимстве и отвергнувшим Евангелие. Иисус наделил апостолов властью изгонять бесов, но из ст. 12 мы видим, что их главной задачей было проповедование покаяния, которое было необходимым условием для изгнания бесов и исцеления больных. Помазание маслом имеет здесь символический смысл, а не медицинский, как в притче о милосердном самарянине ( Лк. 10 ). О том, что Иисус когда–либо пользовался маслом, нигде не написано, зато в Новом Завете найдется множество примеров исцеления без масла. Поэтому Иак. 5:14 следует рассматривать не как обязательное правило, а как подспорье для веры; в самом по себе масле нет ничего магического.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

52:11. Носящие сосуды Господни. Сосуды Господни были в числе храмовой утвари, вывезенной в Вавилон после захвата Иерусалима (о специальных сосудах см. коммент. ко 2Пар. 4 ). Они были возвращены в Иерусалим в персидскую эпоху. Во дворце Сеннахирима в Ниневии находилось множество предметов из иудейской крепости Лахис. 52– 53Страждущий Раб 52:14. Обезображенный царь. Во время вавилонского праздника «Акиту» (Новый год), царю полагалось «взять за руку Вила» (Мардука) и заявить о своей невиновности. На пятый день праздника, который продолжался одиннадцать дней, царь представал перед верховным жрецом, который отнимал у него царские регалии (булаву и скипетр) и бил его по щекам. Затем верховный жрец хватал царя за уши и насильно заставлял его склониться до земли перед Мардуком,после чего объявлял о его невиновности. 53:4–10. Заместительные ритуалы на древнем Ближнем Востоке. Эти ритуалы в Ассирии совершались в тех случаях, когда дурные предзнаменования (особенно затмения солнца) указывали, что жизни царя угрожает опасность. Этот обычай известен, в основном, со времени правления Асархаддона (VII в. до н. э.), но до этого он практиковался на протяжении более тысячи лет. В основе этого ритуала лежит представление о том, что зло можно перенести с одной личности на другую. Когда приближался опасный период, царя заменяли другим человеком, на которого должно было обрушиться зло. В ряде случаев выбирали человека, который не представлял для общества большой ценности, иногда даже неполноценного физически или психически. Потом его возвышали до этого высокого положения, на период до ста дней, но чаще на меньший срок. В этот период настоящий царь находился в изоляции (фактически в изгнании) и совершал многочисленные обряды очищения. Между тем, лицо, его замещавшее, должно было играть роль царя и восседать на престоле. Его изображали как пастыря (обычный титул месопотамских царей), но все понимали, что он был лишь агнцем, отданным на заклание. По окончании этого периода человека, замещавшего царя, умерщвляли, дабы исполнилась воля богов. Дурные предзнаменования позволяли полагать, что именно воля богов сокрушила его. Как засвидетельствовано в одном тексте, он умер, чтобы спасти царя и наследного принца. Ему устраивали пышные похороны, жертвоприношения, а также совершались ритуалы изгнания бесов (в том числе омовения и окропления), чтобы все дурные предзнаменования утратили силу, а дни царя продолжились.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

19:18. Не лобызали Ваала. На «Черном обелиске» Салманасара III царь Израиля, Ииуй, изображен целующим землю перед ассирийским царем. В поэме «Энума элиш» боги целуют ноги Мардука, который подавил восстание и поставил себя во главе пантеона. Это было обычной формой выражения покорности богам и царям. Актом такого же рода было целование ног идолов, каковое выражало почтение, покорность и преданность. В письмах из Мари правитель Терки, Кибри-Дагон, советует Зимри-Лиму, царю Мари, прийти в Терку, чтобы поцеловать ноги статуи бога Дагона. 19:19–21 Призвание Елисея в учению! 19:19. Пахота на двенадцати парах волов. Крупные землевладельцы справлялись с пахотой значительно быстрее, используя множество плугов, каждый из которых тянула пара волов, погоняемых работником. Здесь Елисей управляется с двенадцатью такими парами. 19:19. Милоть пророка. Упоминаемая здесь милоть – это верхняя одежда, отличающаяся от одежды, обсуждавшейся в 1Цар. 15:27 . По всей вероятности, особый пророческий плащ был сделан из звериной шкуры и имел вид власяницы (см.: Зах. 13:4 ), хотя не все плащи были изготовлены подобным образом. Об одеянии пророков на древнем Ближнем Востоке в литературе почти ничего не говорится, поэтому сопоставления затруднительны. Интересно отметить, что в ассирийских надписях этого периода упоминаются индивидуумы, одетые в накидки с львиными головами. Некоторые из них участвуют в ритуальных плясках и сопровождают божество. Полагают, что это были экзорцисты, специалисты по изгнанию бесов. 19:21. Отклик Елисея. Как правило, поцелуй был знаком приветствия, а не прощания (слово, отсутствующее в древнееврейском тексте, добавлено переводчиками). Поцелуй отца (или деда) с сыном или дочерью встречается в нескольких эпизодах, связанных с получением благословения ( Быт. 27:26; 31:28,55; 48:10 ) и, возможно, имеет здесь такой же смысл. Заклание волов позволило устроить праздничную трапезу, также сопровождающую благословение. Таким образом, представляется, что Елисей воспользовался возможностью получить родительское благословение. 20:1–43 Ахав и Венадад

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Икос 5 Видеша ближнии и дальнии, како Твой образ святый " Умиление " точит исцеления всем немоществующим, прибегоша к Тебе в скорбех и болезнех, и никто же от Тебе тощь и неутешен отъиде, и бысть во отраду Твой образ святый. Сего ради вернии благодарне зовут: Радуйся, немощей наших отгнание; Радуйся, смертоносных язв исцеление. Радуйся, в бедах скорая Утешительнице; Радуйся, бесов Прогонительнице. Радуйся, града Печер украшение; Радуйся, обители Печерския стено и ограждение. Радуйся, иноков Небесная Игумение; Радуйся, о добродетельном житии промыслительно пекущаяся. Радуйся, в напастех стено нерушимая; Радуйся, отчаянных грешников пристань. Радуйся, недоумевающих разуме; Радуйся, Всеблагая Вла-дычице, умиление и спасение наше. Кондак 6 Проповедницы быта чудес от святыя иконы Твоея, Владычице, како слепии прозирают, болящии исцеления получают, вернии людие во множестве во обитель стекахуся, чающе получити милости Твоя, Всеблагая Царице небесе, лики своя со иноческими гласы совокупляху и в веселии зваху: Аллилуиа. Икос 6 Возсиявши благодать Божественная чрез икону Твою чудотворную, Владычице, верою и любовию Тя Матерь Божию исповедующим, в нейже приемлюще и душевных недуг врачевание и к Царствию Небесному приобщение, смиренно возгласиша Ти сице: Радуйся, не тела токмо, но и души Спасительнице; Радуйся, слезы чад Своих отирающая. Радуйся, силу любве нам являющая; Радуйся, безприютных вечный чертоже. Радуйся, бездны греховныя бане; Радуйся, чаше, омывающая совесть. Радуйся, веры лучезарное сокровище; Радуйся, надежды на спасение каменю. Радуйся, адаманте Христовой любве; Радуйся, скорбящим Подательнице вечнаго радования. Радуйся, покрове чистоты и девства; Радуйся, Всеблагая Владычице, умиление и спасение наше. Кондак 7 Хотяше оставити мир сей растленный, на святей горе боголюбезнии старцы преподобнии Марк и Иона подвизавшеся, и обитель Святыя и Пречистыя Девы создаша, преподобный же игумен Корнилий образ Владычицы ту водвори, да вернии надежную Помощницу имут и взывают согласно: Аллилуиа.

http://pravicon.com/info-1213

Глава 14. Поучения в притчах После того Иисус проходил по городам и селениям в сопровождении двенадцати Апостолов, толпы народа и некоторых женщин, которых Он исцелил от болезней и освободил от одержавших их злых духов. Из всех сопровождавших Христа женщин Евангелист называет только трех: Марию Магдалину, Иоанну, жену Хузы, домоправителя Ирода, и Сусанну. Про Сусанну в Евангелиях ничего более не говорится. Относительно Иоанны полагают, что это – жена того царедворца, сына которого исцелил Иисус ( Ин. 4, 46–53 ); Иоанна упоминается в Евангелии Луки (24, 10) в числе жен-мироносиц, пришедших ко гробу Господню. Имя Марии Магдалины упоминается всеми четырьмя Евангелистами. Она стояла при Кресте Иисуса ( Ин. 19, 25 ; Мк. 15, 40 ; Мф. 27, 56 ); она присутствовала при погребении Его ( Мф. 27, 61 ; Мк. 15, 47 ); она первая удостоилась видеть воскресшего Христа ( Ин. 20, 14–17 ; Мк. 16, 9 ). Про ее прошлое Евангелисты Лука и Марк выражаются кратко: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов ( Лк. 8, 2 ); Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов ( Мк. 16, 9 ). По мнению блаженного Феофилакта, Священное Писание принимает иногда число семь в смысле множества; поэтому и слова Евангелистов о том, что Иисус изгнал из Магдалины семь бесов надо понимать в том смысле, что Он изгнал из нее многих бесов; можно понимать это изречение еще и в смысле противоположения семи бесов семи духам добродетели (Толкование на Евангелие от Марка. 26 ). Если принять первое толкование, то следует признать, что Мария Магдалина была бесноватой, что, однако, не согласуется с преданием о ней, а если держаться второго объяснения блаженного Феофилакта, то придется признать, что Мария Магдалина прежде была вообще порочной женщиной. Это последнее определение личности Магдалины подкрепляется преданием о том, что она была грешницей и помазала ноги Иисуса миром в доме Симона-фарисея. Происходила она из города Магдалы, стоявшего на западном берегу Галилейского или Геннисаретского озера.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Зато главное внимание св. Марк обращает на то, чтобы дать в своем Евангелии сильное яркое повествование о чудесах Христовых, подчеркивая этим ЦАРСКОЕ ВЕЛИЧИЕ и ВСЕМОГУЩЕСТВО Господа. В его Евангелии Иисус не «сын Давидов», как у Матфея, а СЫН БОЖИЙ, Владыка и Повелитель, Царь вселенной (сравни первые строки одного и другого Евангелия: Матф. 1 и Марк. 1:1 ). Поэтому и эмблемой Марка является лев – царственное животное, символ мощи и силы. В основном содержание Евангелия от Марка весьма близко содержанию Евангелия от Матфея, но отличается, по сравнению с ним, большей краткостью, сжатостью. В нем всего 16 глав или 71 церковное зачало. Начинается оно явлением Иоанна Крестителя, а оканчивается отправлением св. Апостолов на проповедь после Вознесения Господня. Время написания Евангелия от Марка церк. историк Евсевий относит к 10 году по Вознесении Господнем. Во всяком случае оно несомненно написано до разрушения Иерусалима, т.е. раньше 70 г. по Р.Хр. Содержание Евангелия от Марка по главам таково: Глава 1-ая: Проповедь Иоанна Крестителя. Крещение Господне. Искушение в пустыне. Начало проповеди в Галилее. Призвание первых Апостолов. Проповедь и чудеса исцелений в Капернауме. Исцеление прокаженных. Глава 2-ая: Исцеление расслабленного, спущенного на одре сквозь кровлю дома. Призвание Левия. О посте учеников Христовых. Срывание колосьев в субботу. Глава 3-ая: Исцеление сухорукого в субботу. Совещание фарисеев о погублении Иисуса. Множество народа, следующего за Господом и чудеса исцелений. Поставление 12-ти Апостолов. Обвинение Господа в том, что Он изгоняет бесов силою Веельзевула: непростительный грех хулы на Духа Святаго. «Кто матерь Моя и братия Мои?» Глава 4-ая: Притча о сеятеле. Притча о растущем семени, о горчичном зерне. Укрощение бури на море. Глава 5-ая: Изгнание легиона бесов из бесноватого в стране Гадаринской и гибель стада свиней. Воскрешение дочери Иаира и исцеление кровоточивой женщины. Глава 6-ая: «Не бывает пророк без чести...» Отправление 12-ти Апостолов на проповедь. Усекновение главы Иоанна Крестителя. Чудесное насыщение 5.000 народа. Хождение по водам. Чудесные исцеления чрез прикосновение к краю одежды Иисусовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Некий пресвитер из Келий, имевший дар прозорливости, однажды, идя в церковь для совершения Божественной службы, увидел возле келии, в которой жил некий брат, множество демонов, принявших вид женщин и другие разные соблазнительные образы (виды). Они говорили непотребности, насмехались, ликовали. Старец, вздохнув, сказал сам себе: “Этот брат предался лености, и потому лукавые духи окружили его и избрали своим игралищем.” Совершив Божественную литургию, на обратном пути он зашел к брату в келию и говорит ему: “Брат! Я имею скорбь, но верую Богу, что Он избавит меня от скорби, если ты совершишь обо мне молитву.” От этих слов брат пришел в умиление и сказал старцу: “Отец! Я недостоин молиться о тебе.” Но старец начал упрашивать его: “Не уйду, пока ты не дашь мне слово творить по одной молитве за меня каждую ночь.” Брат обещал исполнить требование старца. Так поступил старец, желая ввести его в начало богоугодного жительства и принудить к совершению молитв при наступлении каждой ночи. В первую же ночь брат встал, чтобы сотворить молитву о старце. По окончании ее он умилился и сказал сам себе: “О окаянная душа! О старце ты совершила молитву, а о себе почему не молишь Бога?” И немедленно сотворил и за себя одну молитву. Так он провел всю неделю, творя одну молитву за себя, а другую за старца. В воскресный день старец, идя опять в церковь , снова увидел демонов, стоящих возле келии брата, но они были скучны. Старец понял, что молитва брата привела бесов в скорбь. Он вошел к брату и упросил его присовокупить к первой молитве за него и вторую в каждую ночь. Брат сотворил две молитвы о старце и, смирившись, сказал сам себе: “О окаянная душа! Приложи и за себя другую молитву.” Так провел он всю неделю, совершая по четыре молитвы каждую ночь. Опять пришел старец и увидел бесов унылыми и молчащими. Возблагодарив Бога, он вошел к брату и сказал ему, чтоб он приложил еще одну молитву за него, и брат совершал всякую ночь по шесть молитв. И опять пришел старец к брату. Тогда бесы разгневались на старца за спасение брата, а старец, прославив Бога, вошел к брату и учил его не лениться, но непрестанно молиться Богу. После этого старец возвратился к себе, а демоны, видя, что брат непрестанно молится и подвизается, отступили от него, будучи прогнаны Божией благодатью. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 428. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Святитель Тарасий сказал ему тогда: “Вкуси пищи.” Он же не хотел есть, ходил от церкви до церкви, падал ниц и со слезами и глубоким воздыханием исповедовал свои грехи, всем говорил: “Горе грешникам, их ожидает вечная мука, горе не приносящим покаяния, пока имеют время; горе осквернителям своего тела!” По воскрешении Таксиот прожил сорок дней и очистил себя покаянием. За три дня он провидел свою кончину и отошел к Милостивому и Человеколюбивому Богу, всем подающему спасение, Которому слава вовеки. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 572). 577. Повествование святой Феодоры о мытарствах Святая Феодора питала особенную любовь к жившему в ее время преподобному Василию Новому. Она давала ему приют в своем доме, устроила ему особенную горницу для молитвы и всегда со вниманием слушала его учение. Прошло какое-то время, скончался Василий, а за ним и Феодора. После ее смерти ученик святого Василия Григорий стал просить отшедшего в Горний мир учителя, чтобы он открыл ему то, в каком состоянии по смерти находится душа Феодоры. Просьба Григория была исполнена. Однажды во время сна явился ему Ангел и сказал: “Ступай скорее, отец Василий зовет тебя, чтоб ты видел Феодору.” После этих слов Григорий был восхищен ко вратам рая, и Ангел ввел его в светлые места, в которых он увидел Василия и Феодору. Григорий обратился к Феодоре и спросил ее: “Скажи мне, госпожа моя, как ты перенесла смертную скорбь и как избавилась от бесов?” Феодора отвечала: “Когда душа моя разлучилась с телом, я увидела множество бесов, которые показывали мне хартии моих грехов, угрожали и скрежетали зубами. Ангелы взяли меня и донесли до мытарств, то есть до тех мест, где бесы истязали души людей за грехи и где Ангелы, в противоположность бесам, указывали им на людские добродетели. Таких мытарств – двадцать, и на каждом из них человек истязается за тот или другой грех. Когда мне, – продолжала Феодора, – на каком-либо из мытарств недоставало для предъявления той или другой моей добродетели в противоположность за какой-либо из совершенных мной грехов, тогда, по милости святого Василия, Ангелы противопоставляли бесам за мои грехи добродетели святого Василия, и, благодаря этому, я не была остановлена демонами. После того, как миновало последнее из мытарств, я была введена Ангелами сюда, где ты сейчас меня видишь. Но знай, что если душа кого-либо из людей грешная и ей нечего противопоставить своим грехам, тогда демоны удерживают ее и влекут в муку.” (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 328).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Множество недоумений современных христиан разрешилось бы, если бы мы действительно были христианами, в прямом, евангельском смысле; разрешился бы в том числе вопрос о смысле страданий: «как Господь терпит»… и мн. др. При нашей жадной, без оглядки привязанности к благам этого мира, когда сама эта привязанность родит множество страданий, о каком религиозном смысле нашей жизни и в том числе — и наших страданий, мы можем говорить. Как укрепить себя в Церкви? Руководство духовного отца, постоянная с ним связь. Частое прибегание к таинствам, тщательное к ним приготовление, посещение богослужений, домашняя молитва, ежедневное чтение Евангелия, чтение книг религиозного содержания, соблюдение церковного года, дружба и общение с людьми верующими и церковными. Вот задача — отказавшись от самого себя, остаться самим собой, исполнить замысел Божий в себе. Приближение света страшно и мучительно для тьмы и греха. Постоянное наблюдение — как люди упорно избегают Святого Причастия; идя в церковь, как будто по внутреннему влечению — остаются стоять на дворе; это признание многих. Между духовным ростом и многословием — обратная пропорциональность. Легка и соблазнительна замена духовного напряжения болтливостью. В этом — соблазн всякого «учительства». В молитвах утренних и вечерних — «помилуй мя»… очисти мя… отверзу уста моя… и т. д. «Я» перед Богом. В молитве евангельской: «отче наш… хлеб наш… остави нам, вселился в ны, «Святый Боже, помилуй нас». Два самочувствия — личное (в молитвах пустынников) и церковное. «Я глубоко верующий» — общее место всех самомнящих, ограниченных и мало верующих людей. Апостолы, видя Христа, осязая Его, просили: «умножь в нас веру»; в Евангелии точно указаны признаки глубоко верующих: «уверовавших будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов,… возложат руки на больных, и они будут здоровы». Марк 17; «… ничего не будет невозможного для вас». Мф. 17; «… чего ни попросите с верою, дастся вам». — Похоже ли это на нас — холодных, беспомощных и немощных духовно?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святители Мнасон и Ираклидий. Икона. XXI в. [Греч. Μνσων] († кон. I в. (?)), сщмч. (?) (пам. греч. 18, 19 окт.), еп. Тамасский (Кипрский). В Деяниях св. апостолов упоминается «некий давний ученик, Мнасон Кипрянин» (Деян 21. 16), принявший в своем доме, к-рый находился либо между Иерусалимом и Кесарией Палестинской, либо в самом Иерусалиме, ап. Павла и его спутников. В греч. Житии сщмч. Ираклидия (BHG, N 743; см. ст. Ираклидий , еп. Тамасский), составленном в IV в. ( Nau. 1907. P. 126-127) или в V в. ( Halkin. 1964. P. 135-136), упоминается М., сподвижник Ираклидия, занявший после его кончины епископскую кафедру Тамаса. В Житии говорится, что некий христианин Феодор записал деяния М. и поручил Родону, от лица к-рого ведется повествование, составить общий рассказ об Ираклидии и о М. В тексте указано, что отца М. звали Хрисипп, сам он стал учеником Ираклидия, а затем и его преемником на епископской кафедре Тамаса. Совместно они проповедовали Христа жителям Кипра, крестили их и совершали множество чудес: воскрешали умерших, исцеляли больных, изгоняли бесов. О дальнейшей жизни и кончине М. после смерти Ираклидия в тексте не сообщается. Церковь во имя св. Мнасона близ с. Политико, о-в Крит Церковь во имя св. Мнасона близ с. Политико, о-в Крит В более поздней агиографической традиции Кипра были совмещены сведения о Мнасоне из НЗ и о М., еп. Тамаса. М. происходил из языческой семьи, проживавшей в Тамасе. Родители отправили его с другом Феоной в Рим для разрешения спора между язычниками Кипра. В Риме М. и Феона встретили нек-рых апостолов от 70, бежавших туда после мученической кончины архидиак. первомч. Стефана, и от них узнали о Христе. Для того чтобы углубить свои познания, друзья отправились в Иерусалим, где от ап. Иоанна услышали подробный рассказ о земной жизни Спасителя, приняли крещение и затем вернулись на Кипр. В это время на острове находились ап. Варнава , ап. Марк и ап.

http://pravenc.ru/text/2563858.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010