АВТОБИОГРАФИЯ 1) Мой интерес к кружевам не . 2) У тети – черные и проч. 3) Мое желание лететь и уверенность, что вот-вот полечу. Полеты с зонтом, махание руками – почти лечу. 1) Моя финиковая пальма. 2) Большая финиковая пальма – от Пассеков. 3) медведи. 4) Марганцевая черная гора, 36 стр. (?), см. 35 об. 5) С. 40 – о минералах поправить – расширить и дополнить чувства. 6) 40 об. наука (потеря направления). 7) О сне: « рая». 8) Об аджарцах справиться и дополнить. 9) Тарантулы в Аджарисцхали. 10) Рождественская роза – зеленая. 11) Крабы в Аджарисцхали, форель. 12) «Наталка-Полтавка». Тифлис. Театр. 13) Направления [?]. 14) Апатиты [?]. 15) Рисование цветов. 16) Моя фамилия. ЦВЕТЫ 1) Наперстянка. Шпажник (королевск[ая] шпора). Бересклет. Вороний глаз. Аконит. Дур[иан]. Белена. Пастушья сумка. Львиная пасть. Гвоздики. Папоротники. Мхи. 2) В Батуме (на прогулках). Пассифлора. Евкалипты («И у нас евкалипт» – вверх в начало главы). Пальмы. Бананы. 3) Изобилие. Чаква. Хризостомы. 1) Подснежники Palanthus novalis. Трицветный лист. 2) Meuscari (Peri Hyatinthe). 3)  – Scilla amiene. 4) Барвинок Vinca minor. 5) Олеандр Nerium oleander. 6) Примулы. 7) Рододендроны и азалии. 8) Ирисы. Nies  – Helliborius viridos. ОСОБЕННОЕ Детство. Таинствен[ный] красн[ый] свет при закрывай[ии] глаз и красн[ый] цвет пальцев на свет. Игрушки. Куклы. Портные. Шитье. В ТИФЛИСЕ 1) Болезнь тети Юли; смерть ее. Минералогический] ящик. Микроскоп Лейнца. Уроки у Худадова, латинским – занимался Михайлов [ский]. 2) Испуг. 3) Болезнь Люси и молитва к Николаю Чудотворцу]. Поступление в гимназию. Кипиани Вахтанг. Вл. Френ. А[лексан]др Ельчанинов. М. Асатиани. А[лексан]др Кизебов [?]. Вл. Эрн. Яков и Моисей Розенштейны. К главе I «Раннее детство» 1 Мамина семья в сам[ом] ран[нем] ее детстве жила в Сигнахе, за 100 в[ерст] от Тифлиса. Переехали в Тифлис, когда маме было менее 5-ти лет. Мама не помнит, как это было, а сигнахский дом помнит очень смутно. 2 Мама поехала в Петербург в 1878 или в 1879 г. Ехала от Владикавказа по ж[елезной] д[ороге].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2434...

4. Кубинский 5. Ленкоранский 316,74 6. Шемахинский 877,76 62.Дагестанская область 1. Темир-хан-Шуринский 2. Аварский 3. Андийский 4. Гунибский 5. Даргинский 6. Казыкумухский 7. Кайтаго-Табасаранский 8. Кюринский 9. Самурский 63.Елисаветпольская губерния 101,35 1.Елисаветпольский 159,78 2. Арешский 3. Джебраильский 4. Джеванширский 5. Зангезурский 145,42 6. Казахский 147,08 7. Нухинский 8. Шушинский 64.Карсская область 1.Карсский 2. Ардаганский 3. Кагызманский 4. Ольтинский 65.Кубанская область 1.Екатеринодарский 2. Баталпашинский 3. Ейский 4. Кавказский 5. Лабинский 6. Майкопский 7. Темрюкский 66.Кутаисская губерния 1. Кутаисский 2. Артвинский 3. Батумский 4. Зугдинский 5. Лечгумский 6. Озургетский 7. Рачинский 8. Сенакский 9. Сухумский 10. Шаропанский 67.Ставропольская губерния 1. Ставропольский 2. Александровский 3. Медвеженский 4. Новогригорьевский 5. Территория кочевых народов 68.Терская область 1. Владикавказский 2. Грозненский 3. Кизлярский 4. Нальчикский 5. Пятигорский 6. Сунженский 7. Хасав-Юртовский 69.Тифлисская губерния 1.Тифлисский 2. Ахалкалакский 3. Ахалцихский 4. Борчалиский 5. Горийский 6. Душетский 7. Телавский 8. Тионетский 9. Сигнахский 10. Закатальский 70. Черноморская губерния 1.Новороссийский 2. Туапсинский 3. Сочинский 71. Эриванская губерния 1.Эриванский 2. Александропольский 3. Нахичеванский 4. Новобаязетский 506,38 5. Сурмалинский 6. Шарур-Даралагетский 7. Эчмиадзинский 4.Сибирь 114911 122700 237611 72.Амурская область 1. Амурский 73. Енисейская губерния 1. Краноярский 2. Ачинский 3. Енисейский 4. Канский 5. Минусинский 6. Туруханский 7. Усинский 74. Забайкальская область 1.Читинский 2. Акшинский 3. Баргузинский 4. Верхнеудинский 5. Нерчинский 6. Нерчинско-Заводский 7. Селенгинский 8. Троицкосавский 75. Иркутская губерния 1.Иркутский 2. Балаганский 3. Верхоленский 4. Киренский 5. Нижнеудинский 76. Приморская область 1. Хабаровская 2. Анадырская 3. Гижигинская 4. Командорская 5. Охотская 6. Петропавловская 7. Удская 8. Южно-Уссурийский 9. Уссурийский

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rasprede...

Главные обязанности этих стряпчих положены были в наблюдении за целостью и безопасностью церковного недвижимого имения, о состоянии которого они необходимо должны были доносить прокурору, а этот последний – Конторе для рассмотрения. Для производства письменных дел положено в Конторе два секретаря VIII класса, из которых один ведает дела по Грузии, а другой по Имеретии, при них по одному столоначальнику и одному писцу и кроме того два переводчика X класса. В случае же, если бы в составе служащих почувствовался впоследствии излишек или недостаток, то об этом обстоятельстве Контора должна была войти с представлением в Святейший Синод. Что же касается дикастерии, то штат служащих в ней чинов определялся в следующем виде: один секретарь X класса, один переводчик XII класса и два писца. Назначив штат в Контору и дикастерию, Синод поручил митрополиту Варлааму, по избрании остальных членов Конторы и чиновников в канцелярию её, совершить молебствие с водоосвящением, а затем открыть и самое присутствие Конторы, уведомив об этом главнокомандующего в Грузии, а также грузинское и имеретинское гражданские правительства, и донеся Святейшему Синоду. Но этому определению Святейшего Синода, в Грузии вместо существовавших двух епархий, положено быть трём епархиям: Карталинской, Осетинской и Сигнахской, из которых во главе первой должен стоять экзарх, с титулом митрополита Мцхетского, Тифлисского и Карталинского, вторая поручалась архиепископу Телавскому и Грузино-кавказскому, а третья – преосвященному Иоанну, бывшему Алавердскому, которому с этого времени присвоялось наименование митрополита Сигнахского и Кизикского. Сверх того, учреждалось викариатство грузинское, каковая должность поручалась преосвященному Гервасию, бывшему епископу Цилканскому, с званием викария грузинского и горийского. В Имеретии же, впредь до рассмотрения, решено было оставить существовавшие тогда епархии и быть им в управлении тогдашних архиереев, при чем Контора обязывалась, в случае смерти кого-либо из них, донести об этом Святейшему Правительствующему Синоду, с присовокуплением и о том, оставить ли вдовствующую епархию на месте, или же приписать ее к другой, и какой именно, по удобности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скончалась св. Нина в с. Боди, отожествляемом теперь с с. Бодбэ, Сигнахского уезда. Против изложенного вывода едва лиможно возразить что-либо другое, кроме того, что он уже очень скуден содержанием. Он в точности совпадает с тем, что знали о св. Нине церковные историки IV и V вв. и что изложил Руфин в своей истории на основании рассказов грузинского вождя Бакура. Но, конечно, этот вывод еще далеко не решает всех вопросов, соединенных с грузинскими сказаниями о св. Нине. Не только осталось «еще много поработать над тем, чтобы нарисовать ясно и рельефно историю этих сказаний», как сознается сам г. Джавахов в конце своей статьи, но потребуется не мало труда и для того, чтобы выяснить их любопытные подробности. Отвергнуть общую достоверность древних преданий не значит покончить с ними дело: для этого нужно показать, как и когда, под какими влияниями создавались эти предания? Что служило для них поводом и откуда они черпали свой материал? – Словом, нужно дать историко-критический комментарий к каждой их детали. И весьма возможно, что при надлежащем историко-критическом исследовании грузинских сказаний о св. Нине, особенно при свете новых источников, ожидать открытия которых имеются основания, многие из рассказов, теперь зачеркнутых Джаваховым, как ненужный балласт, окажутся полными исторического интереса. Критика г. Джавахова, хотя и идет по настоящему пути, но не везде стоит на должной высоте. Если предшественники его по изучаемому вопросу с наивной доверчивостью брали из источников все, что им пригодно, то в работе Джавахова можно видеть приемы гипер-критики, которая сама изобретает искусственные придирки к мелочам, чтобы заподозрить все сказание. Для него, напр., достаточно существования двух разноречивых рассказов об одном событии, чтобы отвергнуть и подлинность рассказов, и действительность события. Точно также, состояние хронологии жизни св. Нины, нам кажется не столько безнадежным, как это думает г. Джавахов. И вообще, не защищая подлинности разобранных Джаваховым источников, должно сказать, что огульное отрицание всякой их достоверности есть решение преждевременное.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

В донесении он писал, что хотя церквей в Грузии много (более 700), но одна треть их – бесприходные «различествующие от русских часовен только дурной архитектурой, неопрятностью и убожеством утвари» и потому полагал вместо 3-х епархий в Грузии учредить одну, под ведением и управлением экзарха, и с наименованием её не по уездам, как доселе именовались Грузинские епархии, но по двум бывшим Грузинским царствам – Карталинскому и Кахетинскому. Сигнахскую епархию, входившую в состав Карталинской и Кахетинской, Феофилакт полагал предоставить по смерть митрополиту Иоанну Бодбелю, в зависимости от экзарха. В Имеретии, Мингрелии и Гурии, как имеющих особых владетельных князей, оставить по одной епархии. Излишних архиереев отозвать в Москву с пенсионом для предотвращения вредных последствий. «Хотя эта мера жестка и крута, но в отношении к общему добру необходима». Феофилакт полагал уничтожить и синодальную контору. Со времени учреждения своего она ничего не сделала. Члены часто не ходили; от сего происходит, что предусматривающие несогласие какого-либо члена слушали и решали бумаги в небытность его в Конторе. Прокурор занимал её своими предложениями по делам, принадлежащим епаршескому управлению и должности его нимало не соответственным. «Заметил он неопрятность в какой бы то ни было церкви – конторе предложение; пожаловался кто ему словесно или письменно – предложение; усмотрел он в проезде через какое-нибудь место или узнал по слуху, что какой-нибудь настоятель монастырский делает злоупотребление – предложение; понравилось ему в какой церкви служение – предложение: отсылать туда из епархий священнослужителей для научения. Не имея права истребовать из конторы всех таковых предложений и представить Святейшему Синоду для удостоверения, донесу вообще, что нет, по мнению г. прокурора, в епаршеском ведомстве такого беспорядка или упущения, которое он, заметя, не мог бы заставить контору приступить к исследованию. Имеретинские архиереи, узнав о розысках г. прокурора по Грузии и заключив из оных, что и стряпчие Грузино-Имеретинской конторы таковым же образом начнут их беспокоить, пришли в великое смущение».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАХЕТИ [груз. , от имени одного из легендарных прародителей грузин - Кахоса, сына груз. праотца Картлоса], историческая провинция в Вост. Грузии; княжество (VIII-X вв.); царство (ок. 1020-1104/05, 1466-1762). География К. охватывает бассейны рек Иори и Алазани. В различные периоды границы К. менялись. Как историко-географическая провинция К. сформировалась не позднее античной эпохи. В раннеэллинистический период в К., которая охватывала земли в верхнем течении рек Иори и Алазани (провинции Эрцо (), Тианети () и окрестности города-крепости Уджарма ()), проживало восточногрузинское племя кахов. В последующие века в К. вошли соседние провинции Кухети () и Эрети (, Херети). Кухети занимала территории на левобережье рек Арагви и Мтквари (Кура) - от окрестностей сел. Жинвали до пуст. Гареджи . Эрети охватывала несколько исторических областей: собственно Эрети, территории Алазанской долины, между совр. городами Телави и Шеки (Азербайджан); Суджети (), земли в среднем течении р. Иори, между современными селениями Хашми и Бодбе; Камбечани (; греч. Καμβυσην - Strabo. Georg. XI 4. 1; 14. 5), местность между р. Мтквари и нижним течением р. Алазани, в общих чертах соответствующую современным Сигнахскому и Дедоплисцкаройскому муниципалитетам; Шакки (совр. Шеки, ныне в Азербайджане). Город Сигнахи. Общий вид Город Сигнахи. Общий вид На севере К. включала «Горные области» ( , Мтеулети Кахетиса): Пхови (), в к-рую входили исторические провинции Пшави (), занимавшая бассейн р. Пшавис Арагви, и Хевсурети (), охватывавшая ущелье р. Хевсуретис Арагви на юж. склоне Б. Кавказского хребта и верховья рек Асса, Аргун и Андаку на северном, а также Тушети (; греч. Τοσκοι - Ptolem. Geogr. VIII 25) - земли в истоках р. Андийская Кой-су. В V в. в Кахети-Эрети вошли южнодагестан. провинции: Дидоети (груз. ; лат. Diduri - Plin. Sen. Natur. hist. VI 29; греч. Δδυροι - Ptolem. Georg. VIII 25) - верховья Андийской Койсу; Хундзети (Хундзахи) ( ()), земли в верховьях Аварской Койсу; Цукети (Цахури) ( ()) - территории в верховьях р. Самур (ныне в Цунтинском, Хундзахском и Рутульском районах Дагестана). В кон. VIII в. кахетинский кн. Григол (787-827) «уничтожил имя Кухети», а в XV в. царь Кахети Георгий I (1466-1476) «упразднил имя Эрети» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 557, 568). В XVI-XVIII вв. К. делилась на исторические области Гаре-Кахети ( - Внешняя Кахети), охватывавшую территории в среднем течении р. Иори, Шигнит-Кахети ( - Внутренняя Кахети), занимавшую земли на правобережье р. Алазани, Гагмамхари ( - Заречье), включавшую левобережье р. Алазани, Элисени (; позднее Чар-Белакани, ныне Белоканский (Балакенский) р-н Азербайджана), Кизики (, Камбечани).

http://pravenc.ru/text/1683949.html

В 1828 году гурийская епархия была вверена управлению имеретинского архиепископа Софрония, 377 хотя в прежнее время она всегда считалась самостоятельною и имела своего епископа и даже архиепископа, жившего в Джуматском монастыре. Сигнахская епархия, которая дотоле оставалась в пожизненном заведовании сигнахского митрополита Иоанна Бодбеля, в 1837 году также была упразднена. Наконец, в 1841 году народное возмущение, происшедшее в Грузии, между прочим, и от распоряжения преосвященного имеретинского и гурийского Софрония, чтобы священники гурийского уезда получали от своих прихожан за брак по три, а за погребение по пяти рублей серебром, побудило передать управление имеретинской епархией грузинскому викарию и, вместе с этим, прекратить самостоятельное её существование. Таким образом, в это время грузинский экзархат состоял только из двух епархий: карталинской и кахетинской, слитых в одну, и мингрельской; имеретинская же и гурийская вошли в состав первой, с поручением заведования ими грузинскому викарию. Синод, при увольнении Софрония от управления имеретинскою и гурийскою епархиями, не назначил ему преемника по следующим соображениям: «а) по новому образованию Кавказского края, Имеретия и Гурия вошли в состав Тифлисской губернии, следственно существование двух епархий в одной губернии несовместно с общим иерархическим порядком управления в Империи; б) архиепископ Софроний, как местный уроженец, возведенный в архиерея еще до подчинения св. синоду тамошних духовных дел, мог оставаться в настоящем положении. Для приемника же его нужно все то, что составляет епархиальное управление, а установление оного не может быть сделано в скором времени без подробных сношений с местным духовным начальством и изыскания к тому способов, тем более, что нужно еще решить, по надлежащем сношении, не предстоит ли надобности в особом епархиальном управлении по Каспийской области, что и иметь в виду при предстоящем рассмотрении о преобразовании духовного управления в Закавказском крае; в) необходимость теперь ближайшего надзора в Имеретии и Гурии посредством высшего духовного сановника может быть удовлетворяема временными посещениями викария».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что же должна была чувствовать великая душа его, когда после полувекового владычества он видел пред своей кончиной, как готово было опять распасться царство посреди междоусобия его многочисленной семьи, под угрозой Персов и Лезгин, и что славное дело целой его жизни обратится в ничто. Горько такое разочарование для венчанной главы! Он пережил век своих современников, достигнув глубокой, хотя и бодрой еще старости. Уже другому Католикосу, Антонию младшему, заступившему кафедру великого дяди, поручал он молиться за свое обуреваемое царство, которое передавал старшему сыну Георгию, последнему Царю, и с мучительным предчувствием грядущих смятений отошел на вечный покой. Я видел убогую келью, где скончался Ираклий и воцарился Георгий; особенное благоговение внушает то место, где великая душа разлучилась с телом великого мужа, как будто бы еще несколько светлых дум осталось после него в предсмертном его жилище. Ко дворцу Ираклия и Арчила прилегает между бойниц малый сад, осененный теми столетними липами, которые составляют лучшее украшение Телава. Цветущий сад посреди башен – вот истинное выражение Кахетии во дни последних ея Царей. Тут собирается теперь все общество Телавское, чтобы подышать летним воздухом и насладиться с высоты стен очаровательными видами на долину Кахетии. Для меня вид из Телава показался еще лучше Сигнахского, хотя не имел той же обширности. Это две противоположные точки долины Алазанской: она вся открывается из Телава, расширяясь по мере удаления, но горы гораздо ближе и живописнее течение реки. В Сигнахе панорама, а в Телаве картина в окраине гор; особенно приятна зелень дерев, освежающих всю окрестность, и самые горы теряют свою дикость; на их первых лесистых уступах белеют роскошные за-алазанские селения: Греми, Шильда и Кварели, и несколько древних церквей висят над ними на утесах. Но лучшим украшением долины – белый собор Алавердский, высокий, стройный, как некий памятник, одиноко поставленный ради великого события, и действительно здесь сосредоточилась вся слава Кахетии при гробе ее Царей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В 1893 г. сюда прибыл русскими иноками для возобновления монастыря архим. Паисий (Балабанов), управлявший Константинопольским подворьем Афонского Пантелеимонова монастыря и затем начальник Абиссинской русской миссии 188S года. Под его руководством развалины стали быстро превращаться в благоустроенный монастырь. В настоящее время в обители восстановлен один древний храм и освящен во имя Св. Саввы Освященного (6 декабря). Он имеет придел в честь Успения Пресвятой Богородицы. Из древних святынь монастыря замечателен Нацхаватевский крест, составлявший прежде важную фамильную собственность атабегов, найденный прот. Г.Гамрекеловым. Большинство же древнейших святынь было расхищено при завоевании Ахалцыхского края турками, когда унесена была и икона прп. Саввы Освященного. До сих пор довольно       хорошо сохранились две башни      и полуразрушенное здание, сооружение на скате горы под этими башнями и облицованное прекрасно вытесанными каминными плитами. Здание это по размерам своим довольно обширно и, как говорит предание, служило летней резиденцией для местных владетелей, получавших в XII веке, при знаменитой грузинской царице Тамаре, титул атабегов. Сафарская Саввинская обитель управляется архимандритом. Тифлисский Спасо-Преображенский монастырь. Спасо-Преображенский первоклассный необщежительный монастырь находится в самом городе Тифлисе. Основан он в 1822 году при дворцовой церкви во имя Св. Ираклия и Дарии, построенной в 1799 году. Управляется архимандритом. Хирский Стефановский монастырь в Сигнахском уезде. Эта третьеклассная необщежительная обитель расположена в 8 верстах от уезд. г. Сягнаха. Управляет ею архимандрит. Шио-Мгвинский монастырь в Тифлисском уезде. Шио-Мгвинская нештатная и необщительная обитель расположена в пустынном, глубоком, диком ущелье, в 10 верстах к востоку от селения Мцхеха и в 40 – от Тифлиса. Обитель основана была в VI веке Св. Шио, принадлежавшим к числу 18 сирийских или каппадокийских отцов, просветивших языческую Грузию светом Христова учения. В 1822 году она была превращена в пустынь, приписанную к Тифлисскому Спасо-Преображенскому монастырю, а с 1887 г. сделана самостоятельным монастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Первым экзархом Грузии с титулом митрополита Мцхетского и Карталинского и главой дикастерии стал Варлаам (Эристави). Фактически все церковные преобразования этого периода связаны с его именем. Дикастерия как орган церковного управления просуществовала недолго: указом имп. Александра I от 30 авг. 1814 г. вместо нее была учреждена Грузино-Имеретинская синодальная контора , открытие к-рой состоялось в Тифлисе 8 мая 1815 г. Тем же указом Алавердско-Кахетинская епархия была переименована в Телавскую и Грузино-Кавказскую и ее управляющим был назначен еп. Горийский Досифей (Пицхелаури; до 14 мая 1817; † 19 нояб. 1830). 17 окт. 1814 г. Святейший Синод постановил, что в Вост. Грузии после учреждения синодальной конторы «быть 3 епархиям: Карталинской, Осетинской и Сигнахской; первая принадлежит экзарху с титлом митрополита Мцхетскаго, Тифлисскаго и Карталинскаго; вторая - архиепископу Телавскому и Грузино-Кавказскому; а третья - Преосвященному Иоанну, бывшему Алавердскому, котораго именовать впредь Сигнахским и Кизикским» (Там же. Т. 5. С. 408). 30 авг. 1814 г. на должность викария Грузинского, к-рый должен был именоваться епископом Горийским, вместо переведенного на Телавскую и Грузино-Кавказскую кафедру архиеп. Досифея был назначен еп. Цилканский Гервасий (Мачавариани; † 5 февр. 1817). В конце каждого года синодальная контора предоставляла в Святейший Синод отчет о проделанной работе, количестве решенных и нерешенных, с указанием причин, дел. Всем членам и чиновникам синодальной конторы было назначено жалованье: экзарху, председателю конторы,- 5 тыс. р.; архиепископу Телавскому и Грузино-Кавказскому - 3 тыс.; архиепископу Сигнахскому и Кизикскому - 2,5 тыс.; епископу Горийскому, викарию Грузинскому,- 1,5 тыс.; прокурору - 1 тыс.; 3 стряпчим - по 250 р. каждому; 2 секретарям - по 400 р. каждому (Там же. С. 410). Одной из главных задач церковного переустройства в Грузии стала секуляризация церковного имущества и коммутация церковных налогов, что официально мотивировалось стремлением освободить духовенство от «тяжелой ноши» управления хозяйством, поскольку это «отвлекает его от основных обязанностей».

http://pravenc.ru/text/168201.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010