XVI и почти всего XVII в. была могучим и довольно централизованным гос-вом, доминировавшим на Индийском субконтиненте. Система управления замыкалась на императоре. От его личных качеств зависело функционирование всех ее звеньев. Количество провинций постепенно увеличивалось. При Аурангзебе их стало 21. Кроме того, сохранялись вассальные княжества раджпутских и проч. раджей, к-рые платили дань, но сохраняли самостоятельность во внутренних делах. Правящая элита присваивала себе право на сбор и перераспределение налога. Это право можно назвать верховной собственностью или правом собственности на землю как на территорию с подвластным населением. Налоговое ведомство устанавливало ставки налогов со всех земель и собирало их в казну с земель, находившихся в прямом гос. управлении, а на территориях джагиров налоги поступали соответствующим джагирдарам. Они нередко собирали в свою пользу и множество дополнительных незаконных налогов (абвабов). Джагиры были временными владениями, обусловленными службой, и не могли переходить по наследству. Кроме того, джагирдары часто перемещались с места на место. Верхнему слою господствующего класса, члены к-рого имели земли на правах джагирдаров, противостояли деревенские землевладельцы, к-рые чаще всего назывались заминдарами (владельцами земли), а также маликами (собственниками), арбаб-и-замин (господами земли), мирасдарами (наследственными владельцами) и др. Та же категория в налоговых документах называлась «райяты» (стадо, подданные, крестьяне), т. к. для налогового аппарата деревенские землевладельцы были только и исключительно налогоплательщиками. Однако общинники, будучи райятами для сборщиков налога, себя райятами не считали и применяли этот термин к тем, кто работали на них. Собственность на землю этого слоя населения являлась податной, обремененной обязанностью платить высокий налог, но гораздо более прочной: наследственной и отчуждаемой. Она была неск. ограничена общиной, вернее, правами касты, доминировавшей в данной местности. Но эти ограничения не были велики, реально земля продавалась без серьезных ограничений.

http://pravenc.ru/text/389577.html

Революция 1789 г. во Франции положила начало многолетней освободительной борьбе. В 1790 г. восстали свободные мулаты с требованием равных прав с белыми; в авг. 1791 г. началось всеобщее восстание рабов. Во главе восстания встал Ф. Д. Туссен-Лувертюр, чернокожий вольноотпущенник. После начавшейся в 1793 г. войны Франции с Испанией и Великобританией армия Туссен-Лувертюра временно перешла на сторону вторгшейся в Сан-Доминго испан. армии. Однако после того, как в 1794 г. Национальный конвент объявил об отмене рабства, повстанческая армия перешла на сторону республиканской Франции. Испан. войска были изгнаны с территории колонии, а в 1795 г. по Базельскому мирному договору Испания уступила Франции всю территорию острова. В 1798 г. армия Туссен-Лувертюра нанесла поражение англичанам, к-рые вынуждены были покинуть территорию острова. К этому времени Туссен-Лувертюр, первоначально управлявший островом совместно с комиссарами франц. правительства, стал единоличным правителем. В 1801 г. он провозгласил отмену рабства, а в июле того же года вступила в силу Конституция Сан-Доминго, сделавшая Туссен-Лувертюра пожизненным губернатором с диктаторскими полномочиями. Оставаясь формально колонией Франции (все жители острова были объявлены франц. гражданами), Сан-Доминго по сути превращалось в самостоятельное гос-во, где власть принадлежала чернокожему большинству. Чернокожим рабам, насильно оторванным от исторической родины, удалось сохранить верования своих предков. После того как они восприняли нек-рые элементы католицизма, образовался синкретический культ вуду, к-рый стал основой гаитянской народной культуры. Именно в ходе тайной вудуистской церемонии в авг. 1791 г. было принято решение о начале борьбы чернокожих рабов за освобождение. После обретения независимости немногочисленная элита республики была ориентирована на зап. культуру, франц. язык и католицизм, креологоворящее большинство гаитян, проживавших в сельской местности, принадлежали к африкан. культурной традиции и практиковали вуду.

http://pravenc.ru/text/161455.html

св. Досифей (Барилэ)). Нек-рое время И. был администратором молдав. Сучавской митрополии (на основании королевского привилея от 12 февр. 1694). Распространение власти И. на столь значительные территории во многом объясняется его активным участием в политической жизни Речи Посполитой и гетманства, а также связями с могущественными шляхетскими родами, в частности с Радзивиллами и Яблоновскими. Благодаря связям с королевским двором И. многого достиг в обеспечении правосл. духовенства и епархиальных учреждений правовыми гарантиями и «вольностями» со стороны короля (в королевских имениях Подольского и Русского воеводств), а также в ограниченном масштабе со стороны польск. магнатерии (напр., вел. гетмана коронного С. Яблоновского). Соответствующие королевские дипломы, частично опиравшиеся на Гадячский договор, относились как ко всему духовенству епархии, так и к отдельным учреждениям. Нек-рые акты касались правосл. жителей отдельных местностей (прежде всего Львова), духовенства в королевских староствах (Барском, Калушском, Снятынском и др.) и в личных владениях монарха, мон-рей (в частности, Креховского Преображенского), церковных братств (в первую очередь львовского Успенского). Наиболее значимые для Львовской правосл. епархии привилеи короля были изданы 26 апр. 1670 г. и в нач. марта 1676 г. Они номинально уравнивали в правах православных мирян и духовенство с римо-католиками, освобождали правосл. священнослужителей от уплаты денежных и натуральных налогов, а также от светского суда. Реализация королевских привилеев во Львовской епархии натолкнулась на сопротивление лат. клира и большинства местной шляхты. Даже в королевских староствах не всегда удавалось добиться их осуществления. Ярким примером являются действия жидачевского старосты Ф. Дидушицкого в 1678 г. и администраторов Бобрского староства в нач. XVIII в., к-рые преследовали правосл. духовенство, несмотря на протесты И. и штрафы, налагавшиеся на них королевскими чиновниками. За 40-летнее архиерейское служение И. провел в Галицкой Руси, на Подолье и на Брацлавщине значительные церковно-адм.

http://pravenc.ru/text/578563.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРТЕП народное театральное представление, прославляющее Рождество Христово и приуроченное к этому празднику. Старослав. название  ,  означает «укрытие», «пристанище», «пещера», в к-рой родился Христос. Др. значение «В».- «крутить», «переворачивать» (ср.: древнеинд. vartate, лат. vertere, укр. вертопити, вертепити, рус. вертеть); в одном из видов В.-короба основание (пол), имеющее форму круга, вращается на вертикальной оси ( Карский. С. 117). Малороссийский трехъярусный вертеп. Кон. XVIII в. Малороссийский трехъярусный вертеп. Кон. XVIII в. Было популярным на Украине в XVII-XIX вв., в наст. время в отдельных местностях остается частью новогодних святочных обрядов. Известны 3 вида укр. В.: кукольный, получивший повсеместное распространение, театр живых актеров и комбинированный, к-рые бытовали в Зап. Украине, в Закарпатье. В. кукольного театра назывался также переносной ящик-короб («скрыня», «скрынька») для разыгрывания пьесы. Согласно неск. описаниям кон. XVIII-XX в., кукольный В. включает 2 ч.- историческую и народно-бытовую, представляемые на 2 разных ярусах В.-«скрыни»; в обеих литературно-драматические эпизоды перемежаются с музыкальными. В 1-м действии звучит неск. (до 10) широко известных духовных кантов , нек-рые из них входят в «Богогласник» . Их тексты комментируют события, предваряют и сопровождают появление действующих лиц, резюмируют происшедшее, напевы создают эмоциональную атмосферу представления. Последовательность сцен В. такова: действие предваряет вступление хора «Nhiю время и молитвы часъ»; Пономарь обращается к зрителям и благовестит в колокол (исполняется кант «Ангелы, снижайтеся»), Пастухи поклоняются рожденному Спасу («Слава буди во вышних Богу»); Ирод и его воины беседуют в тронном зале («Днесь Ирод грядет»); Цари шествуют на поклонение Христу («Шедше трие цари»); Ирод отдает приказ об убиении младенцев («Перестань рыдати, печальная мати»); Римский Воин пронзает копьем ребенка Рахили («Ирод несытый», «Маленькие чады», «Не плачь, Рахиле»); Смерть убивает Ирода косой, и Черт увлекает его в преисподнюю («Не видав же он, що изтребыться»). 2-ю, народно-бытовую часть, составляет ряд разрозненных сценок-диалогов неск. действующих лиц (Дед и Баба, Цыган и Цыганка, Поляк и Полька, Мадьяр и Мадьярка, Казак-запорожец и Шинкарка и др.), обыгрывающих забавные ситуации и поздравляющих зрителей с праздником. 2-я ч. содержит также назидательные и патриотические эпизоды: Солдат пересказывает еще раз рождественский сюжет; Запорожец (главный герой этой части) подчеркивает свою приверженность правосл. вере, изгоняя Священника-униата. Действие сопровождается народными песнями и танцами ( Маркевич. С. 31-64).

http://pravenc.ru/text/158196.html

Переправляясь через р. Эвен, он поручил кентавру Нессу перевезти супругу. Во время переправы Несс посягнул на Деяниру, и Г. выстрелил из лука в выходившего из воды Несса. Умирающий кентавр посоветовал Деянире собрать его кровь, т. к. она поможет ей чудесным образом сохранить любовь Г. ( Apollod. II 7). Впосл., приревновав Г. к Иоле, Деянира пропитала кровью Несса хитон Г., полагая, что т. о. сохранит его любовь. Однако кровь Несса, погибшего от смазанной желчью лернейской гидры стрелы Г., превратилась в яд. Хитон сразу прирос к телу надевшего его Г., и яд стал проникать сквозь кожу, причиняя невыносимые страдания. Тогда Г. отправился на гору Эта, разложил костер, взошел на него и попросил спутников зажечь огонь. Когда огонь разгорелся и пламя охватило Г., с неба спустилась туча и с громом унесла его на Олимп, где он был принят в сонм бессмертных богов. Гера примирилась с Г., и он вступил в брак с ее дочерью Гебой ( Apollod. II 7, 7). Культ Г. был широко распространен во всем греч. мире, и жертвоприношения совершались в одних случаях по ритуалу, принятому для богов, в других - по ритуалу, обычному для героев. По сообщению нек-рых античных авторов ( Diodor. Sic. Bibliotheca IV 39), культ Г. как бога впервые возник в Афинах. Г. почитался как покровитель гимнасиев, палестр и терм, нередко как целитель и защитник от всяких бед; иногда его почитали вместе с Гермесом - покровителем торговли. Греки часто отождествляли божества др. народов с Г. (напр., финикийского Мелькарта). С распространением культа Г. в Италии он стал почитаться под именем Геркулес. Имя Геракл скорее всего означает «прославленный Герой» или «благодаря Гере». Эта этимология была известна уже древним авторам, к-рые пытались примирить явное противоречие между значением имени Г. и враждебным отношением Геры к нему. Г. очень рано превратился в общегреч. героя, и детали сказаний, к-рые связывали его, вероятно первоначально, с какой-то определенной местностью или греч. племенем, стерлись. Уже в древнейшем, доступном нам слое традиции выступают отчетливые связи, с одной стороны, с Фивами (место рождения Г.), с другой - с Микенами, Тиринфом и Аргосом (служба Эврисфею, локализация подвигов и проч.).

http://pravenc.ru/text/164515.html

Тем не менее хозяйство в М. г. не было полностью сосредоточено на монокультуре: здесь выращивали виноград, зерновые, разводили фруктовые сады; концентрация селений, занимавшихся производством оливкового масла, была выше в районах, к-рые расположены ближе к Антиохии, чем на плато Эз-Завия, которое дальше других находится от крупных городов. Жители этого плато занимались скотоводством (хотя именно этот район по природным данным наиболее пригоден для выращивания оливок). По мнению большинства исследователей, к этому времени основная часть крупных вилл пришла в упадок. Свидетельства развития богатых частных жилых комплексов в IV-VI вв. сохраняются (Бахью, Киркбиза, Кафр-Лусин (Кфиллусин), Кауканая и др.), но впосл. в регионе появилось больше усадеб мелких собственников и арендаторов земли, объединенных в сельские общины. Ни одно из поселений М. г. так и не получило статус полиса, но ряд деревень стали митрокомиями - играли роль адм. центров небольших округов, подобных рус. волостям: таковы Барад, Дахис, Кауканая и др. В большинстве крупных селений выявлены также общественные здания, которые располагались, как правило, в центре застройки. Чаленко предложил для таких зданий наименование «андрон» - место или здание для собраний граждан, т. е. членов общины. Условно эта гипотеза принята, хотя точное назначение подобных строений так и не определено. Единственный андрон, идентифицированный точно по надписи 129 г., сохранился в сел. Мааз. Следов регулярной планировки в селениях нет; здания ставились хаотично, улицы формировались стихийно, в соответствии с рельефом местности. Торговая площадь, агора, встречается редко, использование пустых площадей в селениях для торговли не доказано. В соответствии с рим. законами сельская торговля не поощрялась, чтобы деревни не могли конкурировать в торговле с полисами. Среди частных домов в М. г. распространены 4-угольные в плане башни в 3 или 4 этажа (наиболее высокие до 17 м). Их назначение также остается не вполне ясным. Возможно, это были хранилища запасов, к-рые в неспокойные времена могли служить защитой для жителей от грабителей.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

На обратном пути в Балте Михаил Гуранда был замучен поляками, закопавшими священника живым в землю. В марте 1772 г. всем русским военным командам, находившимся в Подолье, было дано распоряжение защищать правосл. приходы от посягательств со стороны униатов и римо-католиков. В 1772 г. еп. Иов (Базилевич) направил населению Брацлавщины увещевание, в к-ром призывал их «заявлять себя православными». В 1772-1773 гг. в Православие перешли униат. официал Брацлавского окр. Заблоцкий, нек-рые приходы и священники 9 униат. деканатов: Брацлавского, Браиловского, Бердичевского, Грановского, Животовского, Комаргородского, Немировского, Уманского, Чечельницкого. В 1774 г. нек-рые униат. священники, жившие в наиболее полонизированных местностях Подолья, из-за давления со стороны местных польск. шляхтичей переселились в правосл. протопопии (напр., свящ. Гавриил Стрельбицкий из г. Хмельника, свящ. Иаков Метельский из с. Черемошного (ныне Тывровского р-на Винницкой обл.) и др.). К тому времени в Брацлавском воеводстве имелось 6 правосл. протопопий: Винницкая, Аннопольская, Кальницкая, Краснянская, Погребищенская и Рашковская (вероятно, эти протопопии существовали и в кон. 60-х гг. XVIII в.). В 1772 г. произошел 1-й раздел Польши, Подолье сохранилось в составе Речи Посполитой. После ратификации польск. сеймом в сент. 1773 г. договора о разделе страны переход униатов в Православие в Речи Посполитой был запрещен, мн. приходы Подолья, вернувшиеся в 1772-1773 гг. в Православие, снова стали униатскими. Этому немало поспособствовал папский нунций в Польше И. Гарампи. В дек. 1773 г. на Брацлавщину прибыл посланный нунцием с согласия еп. Льва Шептицкого униат. еп. Максимилиан Рыло, имевший титул апостольского визитатора униат. приходов Киевского и Брацлавского воеводств. При помощи польск. казаков в дек. 1773 - февр. 1774 г. он захватывал правосл. храмы в Брацлавской, Уманской и Браиловской протопопиях, был арестован ген. С. Е. Ширковым и выдворен из региона. Население оказывало сопротивление униатам, в г.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

В IX в. В. Галлии и Германии был назначен архиепископ г. Мец. В XI в. этого титула были удостоены архиепископы Зальцбургский, «примас Германии», Майнцский, Трирский, Гамбург-Бременский, к-рые одновременно являлись кардиналами и обладали широкими адм. и судебными полномочиями. Эти апостолические В. носили также титул «legati a latere» (легатов из ближайшего окружения). Вообще до XII в. апостолическими В. называли тех, кого в наст. время именуют легатами (Ibidem). Новое употребление термин «апостолический викарий» получил в XVII в., когда перед католич. Церковью встала необходимость миссионерской деятельности в протестант. странах Европы, с одной стороны, и в странах Нового Света, в Африке и на Дальн. Востоке - с др. Действовавшие на этих территориях католич. миссии были подчинены непосредственно папе в качестве его «всеобщего епископа» (episcopus universalis). При успехе миссии в к.-л. местности миссионерство организовывалось в апостолический викариат, глава к-рого, назначаемый и смещаемый Римской курией, управлял им от имени папы. «Апостолический викариат или апостолическая префектура есть определенная часть народа Божия, которая ввиду особых обстоятельств еще не образует диоцез и которая вверяется пастырскому попечению апостолического викария или апостолического префекта, чтобы они управляли ею от имени Верховного Первосвященника» (CIC 371. 1). В рамках таких викариатов в течение долгого времени была организована католич. миссия на территории Англии, Голландии, Скандинавских стран и в протестант. областях Германии. Епископское устройство возникло там в кон. XVIII-XIX в., а в Скандинавии - только в 50-х гг. XX в. Апостолические викариаты образовывались начиная с кон. XVI в. в странах Азии и Африки. В наст. время они действуют в Йемене, Камбодже, Кувейте, Лаосе, Ливии, Эфиопии и ряде др. государств. В XIX в. «военным викарием» (vicarius castrensis) именовался глава военного духовенства в Австро-Венгрии, кроме того, аналогичный титул имели нек-рые католич. епископы в миссионерских странах: в Китае, на о-вах Тихого океана.

http://pravenc.ru/text/158444.html

Визант. традиция сохранила античное наименование жителей К.- «троглодиты», т. е. «пещерные жители» (Лев Диакон, X в. ( Leo Diac. Hist. 35); «Эпос о Дигенисе Акрите», X-XI вв. (Digen. Akrit. G 17)), в к-ром отражены указания на рельеф местности и обычай населения К. вырубать в мягких скальных породах пещеры для устройства в них домов, храмов и мон-рей. Но из комментария Льва Диакона неясно, отражает ли оно непосредственные наблюдения или является пересказом легенд, бытовавших в его время. Похожие сообщения есть в араб. хрониках. Нек-рую информацию дают надписи на фресках, где упоминаются конкретные лица и их титулы, но в целом совр. наука еще очень далека от последовательного изложения событий, происходивших в К. в визант. период. Неизвестно, только ли вторжения арабов (VII-VIII вв.) и тюрок-сельджуков (кон. XI в.) вызвали в К. культурные изменения. Наиболее важный материал для реконструкции исторических процессов в К., к-рый можно датировать,- скальные храмы и фрески. Однако ученые не могут договориться об их хронологии: франц. и амер. школы настаивают на ранних датировках памятников и считают периодом расцвета скальной архитектуры и живописи кон. X-XI в., нем. и тур. школы относят большинство памятников к эпохе сельджуков, к кон. XI-XIII в. Храм 1 в Маденшехире, Бинбир-килисе Храм 1 в Маденшехире, Бинбир-килисе Главные города К. античной и христианской эпох плохо сохранились, до нас дошли провинциальные скальные поселения. Их гораздо больше, чем построек из камня. Мягкий вулканический туф и спрессованный пепел легко обрабатывать, но они быстро разрушаются под воздействием внешней среды. В К. есть участки из твердых вулканических пород, к-рые добывали для строительства. На протяжении всего визант. периода в Центр. Анатолии рим. традиция каменного строительства не пресекалась. Наиболее известны сохранившиеся постройки в районе Бинбир-килисе (Ликаония, близ горы Карадаг), к-рые заинтересовали ученых во 2-й пол. XIX в.; материалы были изучены и опубликованы Белл и У. М. Рамсеем (нач. XX в.), позднее исследованы С. Эйисе (1968). Как и везде в Центр. Анатолии, эти церкви были сооружены из хорошо тесанного камня с забутовкой, с тщательной отделкой деталей, с подковообразными арками (напр., храм 1 в Маденшехире). Всего неск. храмов такой постройки пережили средневизант. период и сельджукское завоевание. Пещерные храмы и другие помещения дошли до нас в лучшей сохранности, чем каменные, которые позднее разбирали на строительный материал.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАЛМАНУФА Далмануфа [греч. αλμανουθ], название местности, где, согласно Евангелию от Марка, произошел спор Иисуса Христа с фарисеями, требовавшими «знамения с неба» (Мк 8. 10-13), в др. источниках не упоминается, и ее точная локализация в наст. время затруднительна. Совершив чудо насыщения 4 тыс. чел., Господь с учениками из района Декаполиса («пределов Десятиградия» - Мк 7. 31), языческой территории на вост. берегу Галилейского моря , вернулся на зап. берег в Д. (на иудейскую территорию, о чем говорит присутствие там фарисеев), а затем вновь отправился в обратном направлении (Мк 8. 13), прибыв сначала в Вифсаиду (Мк 8. 22) в сев. части вост. побережья, а затем в Кесарию Филиппову (Мк 8. 27; ср.: Мф 16. 13). Т. о., Д. должна была находиться на зап. берегу Галилейского м., где-то в районе Капернаума или Магдалы . Возможно, это была одна из множества небольших прибрежных рыбачьих деревушек, впосл. бесследно исчезнувшая, или одна из тех древних пристаней, к-рые были обнаружены в этом районе в 70-90-х гг. XX в. ( Strange. 1992). При этом остается неясным, почему евангелист не уточнил местоположения этого селения, вряд ли известного большинству его современников. Окончание -   в слове «Далмануфа» указывает на арам. происхождение этого названия. Корень   в библейском арам. языке не встречается и появляется только в таргумах . По мнению Э. Нестле, Д. буквально означает «принадлежащий такому-то, относящийся к уделу такого-то» ( Nestle. 1906), т. е. в греч. тексте Евангелия из утерянного ныне арам. подлинника (устного или письменного) сохранилось только указание на местность, воспринятое в качестве имени собственного, но не ее название. По др. теории, это название появилось в результате порчи текста, в к-ром изначально могло стоять достаточно известное название местности или населенного пункта, что подтверждается вариативностью рукописной традиции. Выражение «в пределы Далмануфские» (ες τ μρη αλμανουθ) - это «чтение большинства» (в Ватиканском кодексе - αλμανουνθ), но встречаются и иные варианты: ες τ ρος αλμουναι (в Вашингтонском кодексе, V в.); ες τ μρη Μαϒδαλ (в греч.

http://pravenc.ru/text/168650.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010