Сильвий, вероятно, современник епископа Илария Арльского (Arles), 449 г. упоминаемый сим как известный современный Богослов, и календарь его посвящен Евхерию, епископу Лионскому ( 450). В нем, кроме массы разных сведений, содержится малый календарь с 10 праздничными днями. Они следующие: января 6 Епифания (явление), в который день, по прошествии некоторого времени, звезда показала волхвам родившегося Господа и вода соделана вином или в реке Иордане крещен Спаситель. Января 22 кончина (natalis – рождение в другой мир) св. муч. Викентия. Февраля 22 преставление (deposimio) св. Петра и Павла. 25 марта Распятие. Посольство (missio) язычников, Христос пострадал в сей день. 27 марта Воскресение. 1 августа мучение Маккавеев. 10 авг. кончина св. муч. Лаврентия. 12 авг. кончина муч. Ипполита (по Бутлеру (XI. 57 и след.) это Ипполит, признаваемый им за священника, а нами за папу римского 30 января). 25 дек. рождение Господа по плоти. 26 дек. кончина св. Стефана мученика. Обращает на себя внимание также древний консульский календарь (Консульские фасты), составленный около 500 года, кончающийся 493 годом 3 . Он содержит девять христианских праздников, из коих последний относится к 336 году. Вот эти дни по порядку времени или консульств: 25 дек. при Августе XII и Силане (Консулах) родился Христос, в 27 году (по Р. Хр. Консулов означать не будем) пострадал Иоанн Креститель, в 29 году 25 марта пострадал Христос при двух Геминах (консулах), в 44 году ап. Петр пришел в Рим, в 57 году 29 июня пострадали Петр и Павел в Риме, 62 г. 28 декабря апостол Иаков в Иерусалиме свергнут с крыла храма иудеями, в 203 году 7 марта пострадали Перпетуя и Фелицата, в 250 году (при консулах Декии и Грате) было преследование христиан, чтобы приносили жертвы идолам; в 251 году 11 авг. пострадал св. Лаврентий, в 258 г. 14 сент. пострадал Киприан в Карфагене, в 303 году разрушены церкви и книги Господни сожжены и 16 сентября пострадала св. Евфимия, в 306 году 22 июня пострадал Тимофей в Риме, в 336 году вошли в Константинополь Лука и Андрей, то есть в перенесении тел их.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Обзор пособий по Аскетике Скачать epub pdf Основы аскетики как учения о христианском подвижничестве начали формироваться уже в ранние времена существования Церкви. С того исторического периода до нашего времени дошли и такие литературные произведения, где изложены общие нормы и требования духовно-нравственного характера, и такие, что являют примеры жизни конкретных христианских подвижников, описывают их духовные подвиги, указывают на те духовные средства, при помощи которых они достигали высот добродетельности, праведности, святости, на различные аспекты осуществлявшейся ими духовной борьбы. Скажем, к числу первых принадлежит литературный памятник « Дидахе ». Среди произведений второй группы можно выделить: « Житие преп. Антония Великого », составленное святителем Афанасием Александрийским , « История боголюбцев » блаженного Феодорита Кирского и др. По мере развития института монашества в Предании Церкви накапливались ценнейшие знания из области аскетики, приобретавшиеся духовно-опытным путём, выявлялись тончайшие причинно-следственные связи между использованием определенных методов аскетического делания и результатами применения этих методов на практике. Данный опыт описывался, передавался в виде поучений. Примерами такого рода поучений могут служить: сочинение преподобного Иоанна Кассиана Римлянина « Писания к семи другим, посланным к епископу Гонорату и Евхерию, собеседованиям отцов, живших в египетской пустыне Фиваиде », « Душеполезные поучения » преподобного аввы Дорофея , « Лествица » преподобного Иоанна Лествичника , и др. Фундаментальным сводом аскетических наставлений, назидательных примеров духовно-нравственной жизни подвижников является « Добротолюбие ». Выходу этого собрания аскетической мудрости в широкое публичное пространство способствовал преподобный Никодим Святогорец (автор популярнейшего ныне аскетического произведения « Невидимая брань »). Значимость этого многотомного сборника для православного образования трудно переоценить. «Добротолюбие» охватывает множество аспектов аскетического учения и аскетической практики, как то: « О покаянии », « О безмолвии и молитве », « О добродетелях и страстях », « О восьми духах зла », « Борьба с восемью главнейшими страстями », « О бесстрастии ».

http://azbyka.ru/otechnik/chto-chitat-kh...

Одиннадцатое собеседование аввы Херемона (первое). О совершенстве Глава 1 Во время пребывания нашего в Сирийском общежитии, когда мы, не довольствуясь первыми опытами веры, начали несколько преуспевать в ней и желать большей благодати совершенства, то вознамерились немедленно отправиться в Египет и проникнуть в самую дальнюю фивскую пустыню, в особенности посетить там тех святых, слава о которых носилась всюду, если не по ревности к подражанию им, то, по крайней мере, из желания узнать их. Итак, совершив путь водою, мы прибыли в египетский город Феннез. Поскольку жители этого города со всех сторон окружены частью морем, частью соленым озером и земли у них нет, то они занимаются одной морской торговлею, от которой приобретают богатство и все для себя необходимое, так что материалы для строения домов своих вынуждены привозить на судах издалека; ибо собственная земля не может им дать их. Глава 2. О епископе Архебие Бог, способствующий исполнению нашего желания, в одно с нами время устроил путь сюда блаженному и отличнейшему мужу, епископу Архебию. Отторгнутый от сонма отшельников, он поставлен был епископом города Панефиса (См Кн. 5, гл 37); но на всю жизнь свою постоянно сохранил расположение к уединению, так что нисколько не ослабел в прежнем своем смирении и не почитал для себя лестным то достоинство, в которое возведен был. Он ясно говорил, что не был способен к прохождению этого звания, в которое был призван, и скорбел о том, что отлучили его от отшельников, как недостойного быть в их обществе; потому что, пребывая в нем тридцать семь лет, никак не мог достигнуть чистоты их жизни. Этот муж, по прибытии нашем в город Феннез, куда привел его случай избрания тамошнего епископа, принял нас весьма благосклонно и ласково, и когда узнал о желании нашем посетить святых отцов в самых отдаленных странах Египта, то сказал нам: идите и посмотрите пока старцев, находящихся в недальнем расстоянии от нашего монастыря. Многолетняя жизнь их обнаруживается на согбенных телах их, и святость сияет даже в самом взоре их, так что одно воззрение на них может быть весьма поучительно. Не столько из слов их, сколько из самого примера их святой жизни вы можете научиться тому, о потере чего я скорблю и чего, как уже утраченного, не могу сообщить вам. Впрочем, думаю, что моя скудость несколько восполнится тем, если постараюсь, по крайней мере, указать вам, где вы можете удобнее найти искомую вами евангельскую жемчужину ( Мф 13, 46 ), хотя сам и не имею ее. Глава 3. Описание пустыни, в которой пребывали Херемон, Нестор и Иосиф

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Начиная с VIII в. в источниках зафиксированы сведения о церковной политике К. М.: майордом притеснял Церковь, отбирал у нее собственность и передавал воинам. Одним из важнейших источников такого рода является Житие св. Евхерия, еп. Аврелианского (BHL, N 2660), составленное скорее всего в сер.- 2-й пол. VIII в. Согласно Житию, К. М., первоначально благоволивший к Евхерию († 738), по наущению злых людей отправил епископа и его родственников в ссылку. Но сопоставление сведений Жития св. Евхерия с данными «Деяний Осерских епископов» (IX в.) показывает, что смещение Аврелианского епископа было связано не с «гонениями» на Церковь, а с проводившейся К. М. политикой подавления самостоятельности местной знати. Дядя Евхерия, еп. Саварик (Суаварих), с 90-х гг. VII в. занимал Автиссиодурскую кафедру и установил контроль не только над Автиссиодуром (ныне Осер), но и над соседними городами - Аврелианом (ныне Орлеан), Ниверном (Невирном; ныне Невер), Торнодуром (ныне Тоннер), Аваллоном и Трикассами (ныне Труа). Епископ предпринял попытку захватить Лугдун, но умер во время похода (Gesta pontificum Autissiodorensium. 26). Наследниками Саварика стали Евхерий и Айнмар (Хайнмар), занявшие соответственно Аврелианскую и Автиссиодурскую кафедры. В «Деяниях Осерских епископов» Айнмар описывается как могущественный властитель, покоривший почти всю Бургундию. Возможно, он был мирянином (vocatus episcopus - Ibid. 27; Duchesne. Fastes. T. 2. P. 448-449). Стремление Саварика и его преемников создать в Сев. Бургундии самостоятельное гос. образование (в «Деяниях Осерских епископов» оно названо Бургундским дукатом - usque ad ducatum pene totius Burgundie perveniret) противоречило политике К. М., направленной на объединение гос-ва франков. Майордом утвердил избрание Евхерия и, вероятно, Айнмара, но намеревался добиться от них покорности. Победа над арабами и военные успехи в Аквитании и др. юж. регионах позволили К. М. сместить Евхерия. Айнмар оказал майордому военную помощь во время похода против арабов, но впосл. был обвинен в сговоре с Одоном Аквитанским, заключен под стражу и убит при попытке к бегству (Gesta pontificum Autissiodorensium. 27).

http://pravenc.ru/text/1681079.html

Составленные в излюбленной форме бесед молодых киновитян со своими духовными наставниками-старцами, основанные на достоверных свидетельствах, записях и воспоминаниях самого Преподобного, с достаточной живостью воспроизводящие суровую атмосферу Великой пустыни, эти труды Преподобного сразу приобрели широкую известность на Западе, сыграв громадную роль в ознакомлении западного монашества с бесценным опытом восточно-христианской аскетики 14 . Какой резонанс в духовной жизни галльского монашества имели труды преподобного Иоанна Кассиана , можно представить хотя бы по тому, как много местных епископов и настоятелей монастырей обращалось к нему за советами как духовного, так и административного характера (особенно по устроению монастырской жизни). Он писал свои “Собеседования” и “Пра­вила” для аптского епископа Кастора, для епископов Леонтия, Елладия и Гонората; духовный опыт Фиваиды он передавал настоятелям монастырей Евхерию (ставшему в дальнейшем епископом Лионским и составившему краткое извлечение из сочинений Кассиана, так называемый “Устав Кассиана”), Иоавиниану, Минервию, Леонтию и Феодору. Часть “Собеседований” была написана преподобным для монахов, живших на Стихадских островах неподалеку от Марселя. Большое место в трудах преподобного Кассиана занимают вопросы догматического богословия, главным образом критика еретических учений Нестория и Пелагия. Против Нестория по просьбе архидиакона Льва, впоследствии римского папы, им были написаны семь книг “De incarnatione Christi adversus Nestorium” (О воплощении Христа против Нестория). Критике пелагианства, требовавшей не только большой богословской тонкости, но и особой беспристрастности оценок, посвящено 13-е Собеседование “О покровительстве Божием”, а также несколько глав “Книги о гордости”. Защищая церковную истину, Преподобному приходилось не только опровергать еретические заблуждения Пелагия и его учеников во главе с Юлианом Экланским, но иногда выступать и против крайностей некоторых других обличителей ереси, в частности, блаженного Августина и его ученика Проспера Аквитанского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Это ясно видим и на тех двоих сынах, которые в Евангелии назначаются для работы в винограднике, из коих один воспротивился приказанию отца, а другой согласился на него ( Мф.21:28–31 ). Но как этому не принес пользы смиренный и послушный ответ, потому что отказался исполнить приказание отца на деле, так и тому не повредило прекословие, потому что, переменив упрямство, он на самом деле исполнил желание отца; что он предосудительно постановил, то, переменив определение, похвально исправил. То же доказывает и пример кровожадного царя Ирода, который, безрассудно соблюдая верность клятвы, сделался убийцею Предтечи Господня и по суетному страху клятвопреступления подверг себя осуждению на вечную смерть. Сначала нужно постановлять самое лучшее; а если бы дело пошло иначе, то впоследствии следует переменить свое постановление на лучшее, и когда наши определения остаются бессильными, то надо, так сказать, подать им руку помощи. Когда начала предприятия нетверды, то благоразумие требует подкрепить их полезной предусмотрительностью. Если расположение к первому постановлению колеблется, то необходимо исправить второе постановление. Итак, во всех делах смотрите на цель и к ней направляйте ход вашего предположения. Если увидите, что оно направляется в худшую сторону, и придет более полезная мысль, то, оставив не полезное постановление, нужно перейти к лучшему определению, нежели, упрямо оставаясь в прежнем постановлении, запутываться в тяжких грехах. Глава 10. Вопрос о данном в Палестинской киновии обещании Объясним это примерами из Св. Писания. Что лучше или что полезнее могло быть для всей вселенной, как не спасительное страдание Господне? Однако оно не только не принесло пользы, но еще послужило во вред предателю, при посредстве которого исполнилось то, что о нем решительно говорится: «лучше было бы этому человеку не родиться» ( Мф.26:24 ). Ибо возмездие ему за его дело должно быть воздано не по тому, что случилось, а по тому, что он предполагал сделать. И опять: что преступнее лжи и обмана, допущенного даже по отношению к стороннему, не говорю уже – к родственнику или отцу? Однако патриарх Иаков ( Быт.27:19–24 ) не только не навлек никакого осуждения или порицания за это, но и наделен всегдашним наследием благословения, и справедливо, потому что он пожелал благословения, назначенного первородному, не по страсти к настоящей выгоде, а по вере в вечное освящение; а Иуда предал смерти Искупителя всех не для спасения человеческого, а по страсти сребролюбия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

И потому нисколько не предосудительно изменение неосторожного обещания, если только таким образом достигается цель, т. е. предположенное благочестивое намерение. Мы все делаем для того, чтобы могли представить Богу сердце чистое. Если совершение сего в этих местах считается более удобным, то нисколько не повредит вам изменение вынужденного уговора, если только совершенство чистоты, для которой вами дано обещание, по воле Господа здесь скорее приобретается. Это изменение нельзя считать какой-либо ложью, а благоразумным и спасительным исправлением неразумного определения. Возьмем из природы пример, который бы разрешил узел предложенного вопроса. Сама природа дела свои в нас изменяет по совету божественного величия. Ибо из младенчества мы переходим в отрочество, из отрочества в юношество, из юношества в дальнейший возраст до старости; и такое действие в нас Создателя нашего происходит так, что из-за этой перемены не приписывается возрасту никакой лжи. Так и внутренний наш человек, когда через разные возрасты жизни, от одного к другому, дойдет до более крепкого и потом, достигнув зрелости разума мужа совершенного и меры полного возраста Христова ( Еф.4:13 ), оставит младенческое, неужели от перемены впадает в ложь? Не лучше ли думать, что он достигает полноты совершенства? Так начальное учение Ветхого Завета, по распоряжению Законодателя, переходит к совершенству евангельского блаженства, однако от этого не произошло противоречие или изменение прежнего закона, но дополнилось или завершилось высшими небесными заповедями; также нельзя считать упразднением священных постановлений, но возвышением, и – не разностью, а преуспеванием. Потому и Господь нам сказал: «не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф.5:17 ), т. е. не отвергнуть прежнее, но несовершенное привести к совершенству. Глава 15. Вопрос не будет ли греха, если наш поступок подаст слабым повод лгать? Герман. Что касается силы слов, которые основательно, разумно исследованы, то без затруднения можем отвергнуть мнительность касательно нашего обещания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

А если бы она захотела сказать истину или позаботиться о спасении граждан, то, без сомнения, она не избежала бы угрожавшей гибели со всем домом своим, не была бы присоединена к виновникам Рождества Господня, не была бы включена в родословие патриархов, через преемство своего поколения не удостоилась бы произвести Спасителя всех. Потом Далида ( Суд.16 ), заботясь о пользе сограждан, узнав истину, выдала ее, за то подверглась вечной погибели, оставив всем только память своего злодеяния. Итак, когда за открытие истины угрожает какая-нибудь большая опасность, тогда можно прибегнуть к обману (Например, путешественник на распутье встречает разбойников, которые спрашивают его, по какой из двух дорог поехал преследуемый ими человек, коего они хотят ограбить и убить; он указывает им совсем другую дорогу, а не ту, по которой уехал преследуемый, и этим обманом избавляет несчастного от смерти, а разбойников от преступления. А если бы сказал правду, то они, догнав, убили бы его), впрочем, так, чтобы при этом иметь смиренное сознание своей виновности (Нужно считать это искушением, постигшим нас за грехи. Св. Дорофей говорит, что когда случится необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться беспечальным, а каяться и плакать перед Богом, и считать такой случай временем искушения; и на такое уклонение решаться не часто, а разве что в одном случае из многих). А когда нет крайней необходимости, то со всей осторожностью нужно избегать лжи, как смертоносной; как мы сказали о питье чемерицы, что тогда полезно принимать его, когда угрожает неминуемая и смертоносная болезнь. Если же принимается при здоровом, не расстроенном состоянии тела, то зловредная сила тотчас проникает в жизненные органы. Это ясно открылось на Рааве Иерихонской и патриархе Иакове, из которых первая иначе и не могла бы избежать смерти, как этим средством, а последний не мог бы достигнуть благословения первородного. Бог испытывает и судит не только слова и действия наши, но видит желания и намерения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Собеседования египетских подвижников. Писания к 7-ми (11–17) другим, посланным к епископу Гонорату и Евхерию, собеседованиям отцов, живших в египетской пустыне Фиваиде Источник 1 Гонорат был епископом Арелатским и вместе с тем настоятелем монастыря Евхерий был, вероятно, настоятелем монастыря, а впоследствии епископом Лионским. 2 Этот монастырь, как думают, был на остров Лерине, рядом с другим островом Леро, недалеко от Марселя Ныне последний называется островом Маргариты, а первый – Гонората. 3 Три Стихадских острова, рядом расположенные, находятся в 60 милях от Марселя, недалеко от островов Лерина и Леро. На этих островах, благоприятствовавших монашеской уединенной жизни, довольно было многолюдных монастырей. Читать далее Источник: Писания : Перевод с латинского/Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин; [Авт. предисл. епископ Петр]. - Репринт. изд. - Сергиев Посад : Свято-Троиц. Сергиева лавра : РФМ, 1993. - VI, 652 с./Преподобного Иоанна Кассиана на 7 других собеседований отцев, живших в египетской Фиваиде, к епископу Гонорату и Евхерию. 366-494 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009